Личность и общество обществознание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Раздел VIII. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

73. Индивид человек личность

Рассматривая общество как сложную систему, следует отметить, что универсальным компонентом ее является человек. Без человека невозможно представить себе ни экономическую, ни политическую, социальную или духовную жизнь.

По мнению ученых более убедительным является определение личности через диалектику единичного и общего – как особенное, взятое в социальном контексте.

Все люди обладают общими чертами, но в то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность. С этой точки зрения понятие личности применимо ко всем людям.

Применительно к личности используются преимущественно социальные характеристики. Личность, таким образом – это человек, взятый в социальном качестве. Будучи высшей ступенью иерархического рассмотрения человека, понятие личности более содержательно, чем понятие человека вообще.

74. Биосоциальная природа человека

Важным моментом осознания понятия личности является осмысление того, что человек – это биосоциальное существо. Он неотделим от своей природы, телесности. Но вместе с этим он обладатель сознания, души.

Биологическое начало в человеке выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно—мозговых, электрохимических и других процессах организма. Все эти биофизиологические закономерности развиваются в человеке в рамках его социального существования. Человек со всем своим анатомобиологическим богатством, но не впитавший в себя социальную культуру, оказывается неприспособленным к жизни в обществе. Понятие социальности, в свою очередь, не отрицает его биологического начала.

Социальное и биологическое существуют в человеке в нераздельном единстве. Своим организменным уровнем человек включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, человеческой истории и культуре.

Рассмотрение человека в рамках его биологической природы (генетики, физиологии, медицины) приводит к упрощенным толкованиям биосоциальной природы человека. Так, в современной теории социал—биологизма на ведущее место ставят гены. При этом биологическая судьба человечества рисуется неоднозначно. Одни ученые оптимистически считают, что возможности наследственной системы человечества столь велики, что она может служить неограниченно долго. Другие утверждают, будто человек как биологический вид клонится к угасанию. Причина этого видится в уклонении от действия естественного отбора, приводящего к нежелательным мутациям. Третьи полагают, что человек – биологически молодой вид, в котором превалируют гены животных. Две последние доктрины исходят из того, что генетическая природа человека требует исправления. На волне данных идей всплывает евгеника, предполагающая улучшение человеческой природы путем селекции. Гипертрофирование генетических факторов умаляет социальные начала в человеке. Но и игнорирование биологического фактора тоже не продуктивно. История знает много примеров как с помощью только социальных рычагов, воспитательных мер предпринимались попытки изменить природу человека. Но всегда эти процессы были кратковременны и, главное обратимы.

Человек рождается как биосоциальное единство. Анатомофизиологические системы развиваются в условиях социума, т. е. они генетически заложены как человеческие. Но рожденному человеку еще нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир общество. Именно оно наполняет и регулирует его поведение социальным содержанием.

75. Социализация личности

Социализация (от лат. socialis – общий) – процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения, установок общества, социальных групп, системы связей и отношений, в которые личность включается на протяжении жизни.

Судьба человека определяется во многом уровнем его социализации.

В качестве источников социализации выступают:

• первичный опыт, связанный с периодом раннего детства;

• передача культуры через социальные институты (семья, образовательные учреждения, трудовые коллективы, другие организации);

• общение и взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности; процессы саморегуляции.

Следует различать первичную социализацию и вторичную. Первичная социализация связана с воздействием на человека его ближайшего окружения. Вторичная социализация осуществляется опосредованно. Агентами вторичной социализации выступают государство, учебные заведения, радио, телевидение, печать. Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализации универсальны. Их воздействие охватывает практически все сферы жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют узко специализированно. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

Десоциаоизация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Многие специалисты подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Правда, социализация взрослых отличается от социализации детей. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение человека, рассчитана на то, чтобы помочь приобрести человеку определенные навыки, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация в детстве имеет дело с мотивацией поведения.

76. Отклоняющееся поведение

Обществ, в которых все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями, не бывает.

Поведение человека или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, называется отклоняющимся (девиантным) поведением.

Отклоняющееся поведение оценивается с точки зрения культуры принятой в данном обществе. Одни отклонения осуждаются, другие одобряются. Например, люди, попадающие под определение гения – это культурно одобряемые отклонения. К социально одобряемым отклонениям могут вести либо повышенная интеллектуальность, либо особые склонности, позволяющие проявлять уникальные качества на определенных участках деятельности.

Возвышению человека над остальными людьми способствует влияние внешних обстоятельств или личностных качеств. Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Социальные отклонения, проявляемые в форме высоких достижений, активности, направленной на развитие общепринятых достижений, поддерживаются и вознаграждаются.

Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда осуждается и наказывается.

В числе причин, вызывающих асоциальное поведение ученые выделяют физические или психические дефекты человека, которые делают его не способным к нормальному поведению. Отклонения в поведении могут появиться и в результате неудачной социализации (в неблагополучной семье, неблагоприятном социальном окружении).

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство безопасности, предсказуемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Социальные нормы перестают контролировать поведение членов общества.

Но отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся поведение части людей может быть началом создания новых нормативных образцов. (Так постепенно изменялись нормы патриархальной семьи, положение женщин в обществе).

Но вопросы, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды социально полезны, до сих пор не разрешены. Не все формы отклоняющегося поведения ведут к появлению полезных явлений.

Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания играют деструктивную роль в развитии общества.

77. Социальный контроль

Прогресс общества невозможен без развития. Но не менее он невозможен и без сохранения нравственных норм, обычаев, знаний, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна жизнедеятельность общества.

Сохранить живую ткань социальных отношений помогает социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Основными видами социального контроля (и шире – социальной регуляции) являются обычаи и традиции, мораль, религия, право. В них можно выделить две стороны: нормативную и институциональную.

С нормативной стороны социальный контроль воплощается в системе норм, в которых отражаются требования субъектов контроля к поведению личности.

Норма – это образец, стандарт, модель требуемого (должного) поведения, т. е. правило поведения. Нормативная сторона очерчивает границы социального контроля, внутри которых действуют субъекты контроля.

С интитуциональной стороны социальный контроль воплощается в системе субъектов контроля, которые его осуществляют путем применения санкций.

Санкция – это средство (поощрение или наказание) стимулирования людей к должному поведению, определяемому нормой. Субъекты контроля делятся на формальные, или официальные (милиция, школа), и неформальные (семья, компания). Соответственно и применяемые санкции бывают формальные, предусмотренные нормативными актами (выговор, штраф) и неформальные (бойкот).

Исторически первой формой социального контроля в обществе был обычай. Затем по мере развития общества главенствующую роль стала играть религия. В настоящее время в сфере социального контроля особое место занимает право как наиболее оперативное и эффективное средство, и среди соответственно субъектов контроля – государственно—правовые институты. Именно с их помощью в обществе устанавливается единый нормативный режим – правопорядок. Но формы социального контроля не оторваны друг от друга, а взаимосвязаны. Это создает значительный запас прочности нормативной системе общества в целом.

Социальный контроль выполняет регулятивную, охранительную, стабилизирующую функции. В развитии общества социальный контроль играет консервативную роль.

Цель социального контроля – обеспечить конформное, или нормативное поведение индивидов, т. е. поведение в соответствии с установленной нормой. Конформизм определяется как приспособленчество, принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений. Конформизм бывает истинным и целесообразным. Но в рамках социализации уделяется внимание и выработке умения критически оценивать нормы.

78. Свобода и ответственность личности

Человек живет и развивается в рамках свободного выбора своего пути.

Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими желаниями, намерениями, идеалами и ценностями. В свободной деятельности он добивается целей и реализует себя.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью. Крайности в решении этого вопроса сводились к волюнтаризму и фатализму. Согласно первому подходу – человек свободен, волен поступать так, как ему заблагорассудится. Это его родовое качество. С позиции фатализма в мире все предопределено, и каждое действие человека – есть лишь неосознаваемое им звено в цепи причинно—следственной связи.

Но в повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места рождения, объективный условий жизнедеятельности, наличности своего конкретного бытия. Но с другой стороны, бытие человека – это не одномерная линия из прошлого в будущее. Это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Понятие свободы зачастую сводится к осознанной необходимости. Но свобода всегда есть выбор в конкретных условиях или возможность такого выбора. Абсолютной свободы не существует, она всегда относительна. Это определяется хотя бы в том, что социум своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Не меньшую роль в жизнедеятельности человека играет и такой социальный и личностный фактор как ответственность. Ответственность – социальное понятие, характеризующее объективный, исторически—конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность формируется у индивида как диалектическое единство внутренних и внешних требований.

Формирование личности предполагает воспитание в ней чувства ответственности. Ответственное поведение может выступать в разных видах: дисциплины и самодисциплины, организованности, умения предвидеть результаты собственных действий, умения критически относится к самому себе.


"Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ" – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке

Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.

Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.

Структура личности:

• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;

• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Виды мировоззрения:

• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;

• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;

• научное, основанное на рационально обработанном опыте;

• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.

Знание — результат познавательной деятельности.

Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);

• объект (то, на что направлено познание);

• знание (результат познания).

Виды знаний:

• обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;

• мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;

• религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;

• художественное — основанное на субъективном творческом откровении;

• научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;

• псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.

1.5. Мышление и деятельность

Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.

Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.

Структура деятельности:

• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

• Объект — то, на что направлена деятельность.

• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.

• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.

• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Виды деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

1.6. Потребности и интересы

Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.

Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.

Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.

Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей

I. Основная классификация:

• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);

• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);

• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).

II. Пирамида А. Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

• естественные (еда, сон, безопасность…);

• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;

• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;

Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.

Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

• упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

• целостность, общество является единым целым;

• интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

• сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

• динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;

• самодостаточность, способность поддерживать свое существование.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).

1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.

3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

1.9. Основные институты общества

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:

• Духовные институты (религии, науки, морали).

Институты необходимы для:

• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.

Разновидности культуры.

Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

• анонимность, создается всем народом;

• связь с национальными корнями;

• служит для национальной самоидентификации;

• возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

• сложность, доступность только для избранных;

• создается определенными авторами;

• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

• постоянно развивается, усложняется;

Особенности:

• простота и доступность форм;

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

• систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Человек является самым общим понятием, указывающим на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служащим для того, чтобы охарактеризовать универсальные, присущие всем людям свойства и качества. Индивид – это отдельный человек, который является единичным представителем человеческого рода и является отправным моментом формирования личности. Личность же – это итог развития индивида, выражение его социальной сущности.
Индивидуальность является непременным и важным признаком личности, единство неповторимых личностных свойств каждого отдельного человека. Под индивидуальностью также понимают и своеобразие психофизической структуры человека (его темперамента, особенностей психики и физического строения), его интеллекта, жизненного опыта, мировоззрения и социальных характеристик.

В отечественной науке существует ряд общепризнанных отправных положений при комплексном изучении личности:

  • У каждого человека есть личность;
  • Наличие личности отличает человека от животных;
  • Личность является продуктом исторического развития, т.е. формируется на определенной ступени эволюции человека;
  • Личность – это индивидуальная характеристика человека, то что отличает одного от другого.

В рамках социологии личностью называют устойчивую совокупность социально значимых качеств и черт, которые присущи человеку как социальному существу. К ним относят социальные роли, которые индивид усваивает в процессе социализации, и ценностные ориентации, которые лежат в основе формирования поведения личности.

Все эти социально значимые качества и свойства индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом посредством конкретных социальных групп, институтов и общностей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что личностью называют индивида, который включен в систему социальных отношений и связей.

При исследовании того, как протекает взаимодействие человека и общества, личность принято рассматривать не только в качестве объекта внешних воздействий, но и, преимущественно, в качестве субъекта социальных отношений, активного участника общественной жизни, обладающего собственными потребностями, интересами, устремлениями и способностью ответно воздействовать на социальную среду.​​​​​

Потребности и диспозиции личности

Потребности выступают в качестве первичного источника деятельности личности. Они отражают объективные условия существования человека и являются одной из форм его связи с окружающей средой. В соответствии с классификацией потребностей, которую вывел американский исследователь Абрахам Маслоу (1908–1970), они расположены в иерархической пирамиде, на нижнем уровне которой расположены физиологические потребности и потребность в безопасности, а на высшем – потребности социальные, духовные, престижные, в самоактуализации.

При осознании потребности, она трансформируется в интерес личности, который, преломляясь через ценностные ориентации, ведет к тому, что начинают формироваться мотивы деятельности. Механизм мотивации обычно реализуется в конкретной личностной деятельности, основной смысл которой в достижении поставленной конкретной цели.

Мотивы являются внутренними побудителями деятельности, но кроме них присутствуют еще и внешние – стимулы. В отличие от мотивов, которые являются субъективными факторами, стимулы – это факторы объективные, выражающие особенности окружающей социальной среды.

Совокупность мотивов и стимулов и их взаимодействие вместе образуют диспозицию личности, которой называют предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях. В соответствии с концепцией российского социолога В.А. Ядова (р.1929), диспозиции принято делить на высшие, средние и низшие. К диспозициям высшего уровня относятся наиболее важные ценностные и жизненные личностные ориентации, которые определяют общую направленность деятельности личности. Диспозициями среднего уровня называют установки на социальные ситуации и объекты. Диспозиции нижнего уровня – это ситуативные установки, которые определяют поведение личности в конкретных, непосредственных условиях.

Подводя итог, социологическое понятие личности – это интегральное социальное качество, которое индивид приобретает в процессе включения в систему общественных отношений и связей. Личность в данном процессе является и объектом, и субъектом общественных отношений. В рамках взаимодействия с окружающей социальной средой, личность вырабатывает собственные ценностные ориентации, модели поведения и социальные установки (диспозиции). Процесс формирования новых потребностей, диспозиций и интересов становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, а также развития социума в целом.

Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.

Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.

Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.

Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.

Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.

Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.

Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.

Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.

Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.

Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.

Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.

Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.

Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.

Ключевые слова: искусство, функции искусства.

Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, "золотое правило нравственности", гуманизм.

Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.

Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.

Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема "Север - юг".

Читайте также: