Учет это в экономике кратко

Обновлено: 07.07.2024

Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности— руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, на основании которой становится возможным:

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

контроль целесообразности хозяйственных операций;

контроль наличия и движения имущества и обязательств;

контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Основные элементы метода бухгалтерского учета

Задачи бухгалтерского учёта решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учёта, который включает в себя следующие основные элементы:

- документирование - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета;

- оценка – способ выражения денежных средств и их источников в денежном измерении;

бухгалтерские счета- способ группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;

- двойная запись - взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму ;

- инвентаризация – проверка наличия числящегося на балансе организации имущества, проводимая путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнении полученных данных с данными бухгалтерского учета;

- калькулирование – исчисление себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении, то есть расчет себестоимости ;

- бухгалтерский баланс - является источником информации и представляет собой способ экономической группировки имущества организации по составу, размещению и источникам формирования, выраженный в денежной оценке и составленный на определенную дату;

- бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение организаций за отчетный период.

Основные принципы бухгалтерского учета

Основными принципами бухгалтерского учета можно считать следующие принципы:

Принцип автономности – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете отражается только то имущество, которое признано собственностью данной конкретной организации или предприятия.

Принцип двойной записи — все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Принцип действующей организации организация функционирует и планирует сохранять свои позиции на экономическом рынке в будущем, в указанные сроки и в установленном порядке погашая обязательства перед своими партнерами.

Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов.

Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата;

принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены.

Принцип периодичности регулярное составление бухгалтерского баланса и отчетности за следующие периоды: год, полугодие, квартал, месяц. Этот принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.

Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.

Принцип денежного измерения - единицей количественного денежного измерения фактов хозяйственной деятельности выступает валюта страны.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. дефектного. Как в налоговом и бухгалтерском учете отразить операции по замене оборудования . . Как в налоговом и бухгалтерском учете отразить операции по замене оборудования . 2 ст. 513 ГК РФ). Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет представляет собой ( ч. 2 ст . основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной . доходов и расходов в бухгалтерском учете. Для целей ведения бухгалтерского учета доходами организации признается .

. имущества? Какие записи формируются в бухгалтерском учете у управляющей организации при начислении . факта формирования резерва. Порядок организации бухгалтерского учета зависит от того, какие средства . (резерва) на проведение текущего ремонта. Бухгалтерский учет. У управляющей организации при выполнении . названных пяти условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не . будущем). В описанной ситуации в бухгалтерском учете УК отражаются следующие записи: Содержание .

. следующей позиции: Законодательство о бухгалтерском учете не устанавливает отдельных правил учета . занимающиеся производством ювелирных изделий, ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке ( ч. . организации готовой продукцией. При ведении бухгалтерского учета готовой продукции следует руководствоваться, . общему правилу запасы оцениваются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости (п. . данные Правила не определяют порядок бухгалтерского учета, а также документооборота. Рекомендуем .

. стоимость. Земельные участки в бухгалтерском учете учитываются в составе основных средств . 01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной . вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской . не вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, такие расходы включаются в . применять упрощенные способы бухгалтерского учета. В этом случае в бухгалтерском учете организации связи могут .

. и признание по периоду в бухгалтерском учете определены. Резервы предстоящих расходов — нет . формирования резерва. Бухгалтерские проводки В бухгалтерском учете государственного учреждения для учета резервов .

. 2021 года. Какие проводки в бухгалтерском учете должен отразить выбывший участник ООО . рассматриваемой ситуации должна отразить в бухгалтерском учете записи по выбытию финансового вложения . выбытие финансовых вложений признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения . ситуации участник должен отразить в бухгалтерском учете выбытие объекта финансовых вложений. Доход . в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и .

. услуг поручительства / залога. Подходы к бухгалтерскому учету вознаграждения и компенсации издержек Некоторые . том числе для определения порядка бухгалтерского учета и налогообложения операций по договору . договору оказания услуг поручительства в бухгалтерском учете. Исполнитель зачастую считает, что возмещаемые . № 106н)), при формировании информации в бухгалтерском учете следует проявлять большую готовность к . договором. Таким образом, для целей бухгалтерского учета могут быть применимы оба подхода .

В строительстве бухгалтерский учет планируется в зависимости от статуса . эскроу-счета при ведении бухгалтерского учета. В строительстве бухгалтерский учет планируется в зависимости от . использовать эскроу-счета при ведении бухгалтерского учета. Эскроу-счета в строительстве Теперь .

. общем порядке. Бухгалтерский учет Затраты организации на рекламу в бухгалтерском учете относятся к расходам . изготовителя и списание отражаются в бухгалтерском учете следующим образом: Содержание операции Дебет .

. требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми . требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) . право выбора отдельных элементов бухгалтерского учета государственной помощи, нужно отразить . учитываются по правилам других стандартов бухгалтерского учета. Идентификация объектов учета аренды . предоставляет право выбора отдельных элементов бухгалтерского учета государственной помощи, соответственно, нужно .

. на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Если ведение бухгалтерского учета передано другому лицу ( . бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета . и отраслевых стандартов бухгалтерского учета применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской . случаи, когда ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются не руководителем .

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

  • бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
  • документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
  • оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
  • инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
  • двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
  • бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
  • бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
  • калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

  • простым бухгалтером, не обязательно главным;
  • генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
  • специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

  • при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
  • при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

  • определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
  • регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
  • минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
  • реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

  • договоренности предпринимателя они же обязательства;
  • имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
  • транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

  • выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
  • минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
  • контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
  • контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
  • тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
  • контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
  • контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

  1. Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
  2. Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
  3. Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
  4. Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
  5. Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
  6. Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
  7. Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
  8. Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
  9. Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.

1С:Бухгалтерия 8

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Человечество производило и производит материальные блага, которые необходимо учитывать, ими управлять, распределять, изыскивать резервы эффективности их производства. Указанные цели реализуются при помощи системы хозяйственного учета, представленного несколькими видами. Рассмотрим, как на предприятии действует система хозяйственного учета и из каких взаимосвязанных элементов она состоит.

Хозяйственный учет: основные понятия

Итак, хозяйственный учет – это система непрерывного отражения хозяйственных процессов в человеческом обществе, при которых производятся, обращаются и распределяются материальные блага. Фундаментальные цели хозяйственного учета: управление процессами и повышение их экономической эффективности на каждом отдельном предприятии, затем в отрасли, в конечном счете – на уровне экономики страны. Основой всей учетной системы, первичной единицей и объектом учета является предприятие – производитель материальных благ.

При формировании показателей хозяйственного учета используют три вида измерителей: натуральные, денежные и трудовые. Напомним, что натуральный измеритель выражается в штуках (метрах, литрах и др.), денежный – валюте государства, а трудовой (для оценки затрат рабочего времени) – в днях, часах, месяцах, годах.

Существует три основных вида хозяйственного учета:

  • оперативный;
  • бухгалтерский;
  • статистический.

Специалистами часто выделяются в отдельные категории еще два понятия:

  • финансовый учет;
  • управленческий учет.

Далее рассмотрим особенности каждого вида хозяйственного учета подробно.

Виды учета

Необходимость оперативного учета ощущается на этапе текущих контрольных мероприятий. Контроль проводится на отдельных участках, в подразделениях предприятия, а оперативный учет обеспечивает процесс информацией. Оперативный учет фиксирует хозяйственные явления количественно, используя соответствующие измерители: штуки, дни, тонны и подобные им. В ходе оперативного учета главная цель – получение достоверной, своевременной информации о происходящих на данный момент хозяйственных явлениях. На предприятии оперативный учет может быть поручен учетчикам, бригадирам, цеховым мастерам, начальникам отделов.

Оперативные учетные данные могут:

  • фиксироваться в первичных документах;
  • передаваться устно.

Бухгалтерский учет — это сбор, регистрация и обобщение информации об имуществе и обязательствах предприятия, представляющие собой четкую учетную систему. Использует как основу денежный показатель, во взаимосвязи с другими видами показателей.

Отличительными чертами бухгалтерского учета являются:

  • непрерывность;
  • сплошной характер учетных процедур;
  • строгое документирование операций.

Указанный вид учета отличается особыми приемами и способами обработки данных (например: счета, система двойной записи, баланс показателей).

В процессе бухгалтерского учета фиксируется вся финансовая, хозяйственная деятельность предприятия, имущество по видам запасов, фондов; источников формирования имущества как имеющихся на предприятии, так и заемных. Учитываются производственные и коммерческие затраты, расчеты с персоналом и контрагентами, деньги и т.д.

Бухгалтерский учет жестко регламентирован на федеральном, региональном уровнях, а также внутри самого предприятия локальными нормативными актами.

Статистический учет оперирует данными о массовых явлениях и фактах. Учетные процедуры соответствуют цели зафиксировать их, оценить тенденции экономического развития в масштабах региона, отрасли, страны. Хозяйственный учет включает в себя часть статистического учета, имеющую отношение к экономике, отдельным экономическим субъектам.

В сферу статистических исследований, например, включаются данные о рынке рабочей силы, заработной плате, материальных ценностях, принадлежащих предприятиям, финансовых ресурсах юрлиц. Статистический учет базируется на данных бухгалтерского и оперативного учета, собранных на предприятии. Применяются также специальные методы исследования экономических явлений сплошного и выборочного характера.

Все три вида хозяйственного учета связаны между собой. Оперативный учет является основой бухгалтерских данных. Большинство предприятий обязано сдавать регулярную статистическую отчетность. Алгоритм подготовки таких отчетов включает использование и бухгалтерских и оперативных данных.

Финансовый учет, как отдельное понятие, актуален для внешних пользователей и контрагентов предприятия. Он охватывает показатели финансового, имущественного состояния юрлица. Такой учет ведется в основном в интересах кредиторов, банков, имеющих доли в уставном капитале, акционеров. Управленческий учет объединяет в себе все виды информации, необходимой для принятия управленческих решений и контроля работы предприятия. С другой стороны, можно сказать, что данные оперативного, бухгалтерского учета служат управленческим целям внутри предприятия, а статистического учета – на уровне отраслей и регионов.

Учет — это вид деятельности, предметом которой является информация. Учет предполагает сбор, обработку, классификацию, систематизацию и отражение информации в специальных регистрах на каких-либо носителях.

В экономической практике используются различные виды учета: финансовый (бухгалтерский), управленческий (оперативный), статистический, налоговый учет и др.

Общая цель всех видов учета — упорядочение информационных потоков для эффективного использования в управленческих решениях и сохранение информации для архива. Финансовый (бухгалтерский) учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации, их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении и обязательствах. Эта информация необходима как внутренним пользователям (руководителям, собственникам имущества организации и т. п.), так и внешним — инвесторам, кредиторам и др. Обеспечение информацией необходимо для: •

контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью; •

контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; •

предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Основным документом финансового (бухгалтерского) учета является баланс, который отражает деятельность организации за прошлый период. Финансовый (бухгалтерский) учет ведется на основании первичных учетных документов.

Эти документы служат оправдательными документами всех хозяйственных операций, проводимых организацией. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в период совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. Первичные и свод- н-ые учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях, в последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие в первичном учетном документе какого-либо из обязательных реквизитов является нарушением установленных правил и влечет за собой финансовые санкции. Ненадлежащим образом оформленные документы или их отсутствие не подтверждают факт совершения хозяйственной операции, что может вызвать разногласия с налоговыми органами. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Таким образом, бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с законодательно установленными формами сбора, систематизации и представления пользователям учетной информации.

вне хозяйственной единицы Различные уровни внутрифирменного управления Вид системы учета Система двойной записи Не ограничен системой двойной записи; используется любая система, которая дает результат СБЮбсдэ выбора Обязательное следование общепринятым принципам бухгалтерского учета Отсутствуют нормы и ограничения; единственный критерий — пригодность Используемые измерители Денежная единица по курсу, действующему в момент возникновения факта хозяйственной жизни Любая подходящая денежная или натуральная единица измерения (человекочас, машино-час и т. д.).

Если осуществляется оценка в долларах, то может использоваться фактическая либо будущая стоимость доллара Основной объект анализа Хозяйственная единица в целом Различные структурные подразделения хозяйственной единицы Частота составления отчетности Периодически, на регулярной основе Когда требуется Степень надежности Требует объективности; историчен по природе Сильно зависит от целей планирования;

когда требуется, используются точные данные; футуристичен по природе

Оперативная информация используется в целях принятия управленческих решений, составления и анализа финансовой отчетности предприятия, долгосрочного и текущего планирования, исполнения налоговых обязательств.

Отличительной особенностью оперативной информации является ее конфиденциальность. Оперативная информация должна быть доступна только для специалистов предприятия. Управленческий (оперативный) учет — внутреннее дело каждой организации. Для ведения этого учета могут быть использованы любые формы и регистры, разработанные самой организацией. Все виды учета являются составной частью интегрированной управленческой информационной системы. При создании такой системы необходимо ответить на следующие вопросы: •

какая информация нужна; •

кому нужна эта информация; •

почему нужна эта информация; •

когда она необходима; •

где получить информацию; •

как должна собираться и обрабатываться информация; •

какие виды отчетов нужны и какой должна быть их регулярность?

Проектирование должно предусмотреть использование информационных технологий и способы обмена информацией.

Какая информация нужна? Информация различается по степени детализации и стилю представления. Степень детализации оперативной информации зависит от иерархии управления. Детализация и стиль представления оперативной информации зависят от получателя. Высшему управленческому персоналу требуется обобщенная оперативная информация. Она должна быть наиболее интегрированной и с более длительным периодом представления. Обобщенная оперативная информация может представляться ежемесячно.

Кому необходима информация? Оперативная информация предназначена для внутреннего пользования. Состав пользователей информации определяется структурой организации, которая зависит от вида деятельности. Пользователей информации можно разделить на две составляющие: управленческий персонал и непосредственно исполнители.

Почему необходима информация? Оперативная информация необходима: 1) для принятия оперативных управленческих решений управленческим персоналом; 2) для реализации управленческих решений специалистами организации; 3) для определения отклонений достигнутых результатов от прогнозируемых; 4) для разработки мероприятий по выявленным отклонениям.

Когда необходима информация? Информация должна быть достоверной и достаточной для принятия управленческих решений. Излишняя информация создает информационный шум, который может повлиять на эффективность принимаемых решений.

Тому, кто представляет информацию, следует осторожно выбирать время доклада. Иногда лучше представлять промежуточную информацию, чем ждать появления окончательной.

Где получить информацию? Информацию различают как первичную и вторичную. Источник информации, определяемый схемой документооборота, утвержденной руководством организации,

можно отнести к вторичной информации. Внешними источниками информации могут быть поставщики и покупатели, конкуренты, реклама, государственные органы и др. Таким образом, наблюдение за внешней средой позволяет собрать первичную информацию, необходимую для бизнеса.

Как должна собираться и обрабатываться информация? Оперативная информация может собираться такими способами, как сводки, доклады, опросы, диспетчирование и др. Большие информационные массивы целесообразно обрабатывать с использованием компьютерных технологий. Затраты на сбор и обработку информации должны быть соизмеримы с прибылью от владения этой информацией.

Какие виды отчетов нужны и какой должна быть их регулярность? Отчеты могут быть регулярными и специальными. К регулярным отчетам относятся такие отчеты, как ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. Специальные отчеты — это дополнение к регулярным отчетам. Специальные отчеты составляются на основе длительного наблюдения и контроля за отдельными хозяйственными ситуациями.

Требования к качеству информации. Основными принципами учета оперативной информации являются качественные характеристики этой информации и принципы ее учета. Основное требование к учетной информации — это ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. Полезность информации определяется специальными характеристиками. 1.

Ясность. Ясность информации вытекает из ее точности. Информация должна быть понятной для пользователя, обладающего определенным уровнем профессиональных знаний. 2.

Уместность. Информация должна относиться к делу, влиять на экономические решения пользователя, помогать в оценке разновременных (прошлых, настоящих и будущих) экономических ситуаций. 3.

Содержательность. Информация должна относиться к определенному экономическому явлению, быть необходимой и достаточной для восприятия этого явления. В ней не должно быть лишних сведений, которые могли бы привести к искажению экономической сущности. 4.

Существенность. Информация считается существенной, если ее отсутствие или неправильная оценка могут повлиять на решение пользователя. 5.

Своевременность. Значимая информация должна без задержки включаться в оперативный анализ и отчетность. 6.

Достоверность. Информация является достоверной, если она не содержит существенных ошибок, правдиво отражает хозяйственную деятельность.

Таким образом, качественные характеристики оперативной учетной информации предопределяют полезность оперативной отчетности для пользователей. В каждом конкретном случае та или иная характеристика информации становится более или менее важной. В нахождении оптимального сочетания всех характеристик проявляется профессионализм специалистов контроллинга и экономис- тов-аналитиков. Соблюдение всех вышеперечисленных требований к качеству информации должно сочетаться с ограничением затрат и выгоды, которое состоит в том, что выгода от информации должна быть больше, чем затраты на ее получение. Выполнение требований к качеству оперативной учетной информации должно дать в результате правдивую, полную, полезную оперативную отчетность о деятельности организации.

Контроллинг. Под контроллингом понимается руководящая концепция эффективного управления организацией и обеспечение ее долгосрочного функционирования. Методы оперативного и стратегического контроллинга оказывают существенную помощь в принятии управленческих решений. Концепция контроллинга позволяет координировать учет, планирование и маркетинг. Контроллинг позволяет оперативно воздействовать на работу структурных подразделений для достижения единой цели организации.

Важно, чтобы определяемые организацией цели, принципы управления этими целями, способы их достижения были известны каждому сотруднику. Они должны быть сформулированы письменно, документально закреплены и реализованы согласно распорядку работы всех подразделений организации. Поведение организации на рынке должно быть строго определено в соответствии с поставленными целями. Для того чтобы организации получать прибыль и развиваться в соответствии с требованиями рынка, необходимо добровольное и четкое согласование целей руководителями и всеми сотрудниками организации. От руководителей, работников службы контроллинга, специалистов требуется постоянное проявление инициативы, умение самостоятельно мыслить и принимать решения, направленные на улучшение работы организации в будущем в соответствии с поставленными целями и задачами. Анализ прогнозных и фактических данных, а также отклонений делает возможным осуществление обратной связи. В ходе такого анализа выясняется, почему не был достигнут тот или иной прогнозный показатель. Часто вместо того, чтобы проводить противодействующие мероприятия, целью анализа с обратной связью ставят поиск виновных. Отметим, что при наличии отклонений следует проводить противодействующие мероприятия, которые необходимы для достижения прогнозных показателей, несмотря на существующие отклонения, и не искать виновников.

График документооборота. Создание первичных учетных документов, определение порядка и сроков их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. График документооборота составляется в виде схемы или перечня работ. В график включаются работы, выполняемые каждым подразделением предприятия и всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение обеспечивает рациональное распределение должностных обязанностей между работниками, а своевременность составления отчетности усиливает контрольные функции бухгалтерского учета. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается руководителем предприятия.

Для каждой организации график документооборота разрабатывается с учетом ее конкретных особенностей, размера, вида деятельности, структуры управления. В график документооборота по каждому документу включают следующие разделы, представленные в табл. 14.2. Раздел 1.

Порядок создания документа

Ответственный за выписку Ответственный за оформление Ответственный за исполнение Срок исполнения Раздел 2.

Порядок проверки документа

Ответственный за проверку Кто представляет Порядок представления Срок представления Раздел 3.

Читайте также: