Личная идентичность это кратко

Обновлено: 07.07.2024

— согласно Э. Эриксону, — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Таким образом, Эриксон, в попытке определить идентичность описывает ее в нескольких аспектах, а именно:

Индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.

Тождественность и целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.

Единство и синтез - ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.

Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группе) и что она соответствует их ожиданиям.

Таким образом, Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эго-идентичности, или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Человеческое представление о самом себе, идея о себе как уникальном существе, которая начинает развиваться уже в раннем детстве. В психосоциальной теории Эрика Эриксона развитие собственной идентичности рассматривается как главная задача периода юности.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность, как центральное понятие концепции говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему. Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты. Однако случается и другое, когда человек изначально не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда – отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще. Один из таких вопросов, с которым часто обращаются молодые люди и девушки к психологу и который похож на вопрос по поводу личностной идентичности – "Как найти себя?" (Вариант: "свой путь в жизни"). Чаще всего за таким почти экзистенциальным вопросом скрываются предельно бытовые вещи.

Человек должен рассматривать себя как некоторая система и, как водится, система взаимосвязанных элементов. Говоря языком психологов, человек-структура называется идентичность. У структуры идентичности есть определенные элементы, отвечая на вопрос "кто я?" мы так или иначе получаем ответ на вопрос, как устроена моя идентичность, т.е. кто я такой и какие компоненты преобладают во мне. Структура идентичности отчасти похожа на классификацию потребностей, но там элементов.

Есть идентичность физическая, т.е. представление себя как некоторого объекта, который ест, спит, ходит, каким-то образом в мире существует, т.е. некоторое физическое тело – человек как биологическое существо. Очень редко бывает такое, что этот компонент идентичности преобладает у человека, потому что, это бывает, но на совсем ранних стадиях развития – в детстве, лет до 3-5 этот компонент реально может работать, но заставить трехлетнего ребенка 10 раз ответить на вопрос "кто я?" довольно сложно, но, тем не менее, у людей не здоровых будет преобладать этот компонент, т.к. все, о чем они думают – это их состояние здоровья, состояние их органов, членов и т.д. Но о более приятном.

Следующий компонент – социальный. Т. е. те роли, которые мы играем, те маски, которые мы на себя примеряем в различных сообществах, в различных ситуациях и т.д. Это могут быть роли семейные: я – мать, я – отец, я – сын, я – студент, я – музыкант, т.е. все, что касается принадлежности к тем или иным сообществам: малым, большим – неважно. Этот компонент преобладает у большинства людей, потому что люди часто не задумываются, что у них внутри, они просто привыкли действовать согласно ситуации, т.е. примеряя различные роли в различных ситуациях. Так просто, так удобно. Это ни хорошо, ни плохо, просто так есть.

Люди, которые рефлексируют, которые отслеживают, оценивают, осознают каждый момент в своей жизни, у них появляется еще такой компонент идентичности, как личностный, индивидуальная идентичность – можно назвать ее так. Что это такое – это понимание того, какое место я занимаю в этом мире, каким меня видят другие люди, независимо от тех ролей, которые я играю. И какие ответы классифицируются как личностная идентичность: я хороший человек, я умный, я красивый, я хочу гулять – это личностные вещи, т.е. то, что говорит о мотивах, о желаниях человека в конкретный момент и том, как он себя воспринимает и как он считает, его воспринимают другие люди.

Четвертый компонент встречается довольно редко, компонент труднопроизносимый – называется трансцендентный, который говорит о принадлежности человека, о причастности его к процессам, которые происходят в нашей вселенной, в нашем мире. Это небезразличие к глобальным процессам, когда человек хочет сделать мир и жизнь лучше, свою жизнь, жизнь окружающих людей, планеты в целом. До этого не каждый доходит в своем развитии, но когда доходит – это очень здорово. И если говорить о том, что хорошо, а что плохо, то про структуру идентичности такими категориями говорить нельзя, потому что, как вы понимаете, есть определенное распределение процентное, в среднем, у среднего человека физический и трансцендентный компонент где-то процентов по 10 составляют из 100 процентов представления о себе. Соответственно, оставшиеся 80% примерно пополам делятся между социальным и личностным. У более старших людей больше личностного компонента, т.е. когда человек больше осознает свои компетенции, свои плюсы, минусы и больше получил обратной связи из окружающего мира. У школьника, конечно, социальный компонент будет намного значимее, чем у студента или выпускника вуза, или у актуального специалиста, действующего специалиста. И когда мы наблюдаем, начинаем наблюдать наличие трансцендентного компонента, это говорит о том, что человек готов выйти из своей зоны комфорта, из своих привычных ролей и своих представлений о себе самом и начать менять что-то в других людях, и возможно даже в себе самом.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Аксиология наука о ценностях. В качестве ценностей называют следующее:

Категории: Любови. Качества личности. Стили управления или формы правления. Качества социальных отношений. Качества социальных общностей.

Поведение и деятельность человека является основным фактором, определяющим условия существования нашей планеты. Поведение рассматривается как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой.

Идентичность – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

У проблемных людей происходит потеря личностной идентичности. Человека волнует, что он не знает, КТО Я?

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность, как центральное понятие концепции Эрика Эриксона, говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты. Однако случается и другое, когда человек изначально не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда - отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

Один из таких вопросов, с которым часто обращаются молодые люди и девушки к психологу и который похож на вопрос по поводу личностной идентичности - "Как найти себя?" (Вариант: "свой путь в жизни"). Чаще всего за таким почти экзистенциальным вопросом скрываются предельно бытовые вещи.

Например, девушка работает в западной компании нештатным бухгалтером, ее нагружают за троих, получает она мало, а поговорить с шефом о переводе в штат или о прибавке зарплаты не знает как. На этом фоне думает, может ей перевестить в соседний отдел секретарем в штат, или ей оказалось интересным поучиться на кадровика, а тут еще врачи настаивают, что ей пора рожать и становиться мамой. Она никак не решит, кем же ей быть в ближайший год: бухгалтером, секретарем, кадровиком или мамой, а свои сомнения формулирует: "Как мне найти себя?"

Если она придет к психотерапевту, возможно, с ней начнут заниматься психотерапией, хотя реально она нуждается скорее в психологической консультации вполне делового плана, ей предстоит выбор жизненного пути, и ей нужна вполне житейская помощь именно в этом.

Бывает, тем не менее, что человек действительно не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать: "Кто я". Вариант - картинка есть, но человек хотел бы ее уточнить и скорректировать. На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью: поискать метафору себя и своей жизни, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя.

Мужчина с маской

Фундаментальная основа

  • Каковы мои цели и мечты;
  • Чем я занимаюсь (специализация, бизнес);
  • Каковы мои ценности;
  • Каков мой уровень образования;
  • Какие у меня увлечения;
  • С кем я общаюсь.

Ключевая особенность личностной идентичности

Что такое идентичность: определение

Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.

Самоопределение – одна из сложнейших проблем психологии. В науке это называют идентичностью.

Идентичность

Понятие идентичности

Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.

Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:

  • находить баланс между личным и общественным;
  • объединять свой опыт и опыт общества;
  • охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.

Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.

Формирование идентичности

Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:

Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.

Структура идентичности

Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:

  1. Индивидуальность. Человек осознает, что он и его опыт уникален, он воспринимает себя как отдельную, независимую единицу общества.
  2. Тождественность, целостность. Человек ощущает осмысленность и слаженность жизни. Он видит и принимает связь между прошлым, настоящим, будущим, между тем, каким он был и каким хочет стать.
  3. Синтез. Ощущение внутренней гармонии, единство и синтез образов из детства и настоящего.
  4. Социальная солидарность. Человек разделяет идеи общества и отдельной группы, к которой относит себя. Он ожидает признания, уважения, поддержки со стороны референтной группы. Он рассчитывает, что ее участники оценят его причастность.

Идентичность и идентификация: в чем разница

Если говорить коротко и простыми словами, то идентификация – это процесс отождествления человеком себя с какой-то группой, подражание ей, стремление соответствовать, а идентичность – результат идентификации, представления человека о себе как участнике какой-либо группы. Иногда, даже довольно часто, эти понятия используют как синонимы. Однако с точки зрения психологии, это неправильно. Как отмечал, Эриксон, идентичность (результат) начинается там, где заканчивается идентификация (процесс).

Типы идентичности

Социальная идентичность – это свойство личности относить себя к какой-либо группе. Группы бывают разными: политическими, этническими, гендерными, культурными и т.д. Соответственно, и социальная идентичность личности бывает разных видов. Рассмотрим это подробнее.

Гендерная идентичность

Не нужно путать с половой и сексуальной идентичностью. Гендер – это система характеристик образа мужчины (маскулинность) и образа женщины (феминность). Это ожидания общества о том, как человек должен себя вести, какими чертами характера обладать, как выглядеть и т.д. Чаще всего гендер соответствует полу, но это не обязательно. Вместе с этим гендер не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации, хотя иногда бывает связан с этим.

Гендерное самоопределение подразумевает выбор социальной роли в обществе. Как правило, это навязывают еще в детстве. Поэтому мальчики выбирают мужской гендер, девочки – женский. Однако в нашем мире не так уж редко встречаются женственные мужчины и мужественные женщины, а также популярен феномен андрогинности. Но все это тема для другой статьи.

Половая идентичность

Пол – это набор психофизиологических характеристик. С полом рождаются. Первое осознание половой принадлежности приходит примерно в 2–3 года.

Сексуальная идентичность

В этом случае речь идет о сексуальной ориентации. Те есть человек относит себя к гетеросексуалистам, гомосексуалистам или бисексуалам. Пик становления этой идентичности приходится на подростковый–юношеский возраст.

Этническая идентичность

Это понимание человеком своих корней и ощущение принадлежности к ним, общности с этнической группой. Этническая идентичность во многом зависит от культуры общества. Проявляется на когнитивном, ценностном и эмоциональном уровне.

Национальная идентичность

Формируется в процессе социализации личности. Зависит от общества, в котором живет человек. Предполагает усвоение языка, жестов, мимики, поведения, характерного для того этноса, в котором живет индивид. Конечно же, вместе с этим вырабатывается менталитет, характерный для этого народа. Из-за активного смешения народностей все чаще наблюдаются проблемы с этническим самоопределением. Эта проблема все чаще приковывает взгляды психологов.

Профессиональная идентичность

Выбор профессии, призвания – одна из самых сложных частей самоопределения. Большинство людей считает, что профессиональное самоопределение происходит только в юности. На самом деле это беспрерывный, пожизненный этап. Смена работы или профессии, повышение навыков, прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации и т.д. – все это входит в систему профессионального самоопределения.

Культурная идентичность

Это принадлежность к культуре какой-либо группы. Человек разделяет ее ценности, нормы, атрибуты. Ярче всего это заметно на примере подростковых субкультур. Эмо, готы, рокеры, вейперы – всех и не перечислишь. В широком смысле идентичность культурная – это отождествление индивидом себя с культурой общества, в котором он живет.

Проблема культурной идентичности – очень сложный вопрос. Так как в структуру культурной идентичности входят другие типы: этническая, гендерная, сексуальная, религиозная. Все они взаимосвязаны, а иногда вступают в противоречие друг с другом.

Идентичность цивилизационная

Это восприятие человеком себя как субъекта конкретной цивилизации. То есть это отношение к конкретному государству, обществу на определенном этапе его развития.

Групповая и Эго-идентичность

Их нужно рассматривать вместе, потому что и формируются они параллельно. С первых дней жизни родители приучают ребенка к социальному взаимодействию, подталкивают его к общению с группой. Первая группа в жизни ребенка – это семья. Потом появляются друзья. Это и есть групповая идентичность: включение в жизнь группы, принятие ее мировоззрения.

Формирование эго-идентичности происходит на протяжении всей жизни. Оно проходит через кризисы, которые мы уже рассмотрели в начале статьи. Каждому кризису соответствует одна задача. Ее выдвигает общество. Именно поэтому и принято рассматривать групповую и эго-идентичность вместе.

Потеря идентичности

Причины

Причины потери идентичности (личностного кризиса):

  • резкие перемены в обществе (например, многие люди столкнулись с этой проблемой, когда развалился СССР);
  • серьезные и неблагоприятные изменения в жизни самого человека (увольнение, банкротство, развод, чья-то смерть);
  • возрастной кризис, например, кризис среднего возраста.

В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.

Симптомы и признаки

Симптомы потери идентичности:

У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.

Опасность состояния

Чем опасно такое состояние:

  • истощение,
  • дезадаптация,
  • десоциализация,
  • изоляция,
  • депрессия,
  • неврозы,
  • суицид,
  • зависимости.

Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.

Что делать

Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.

Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.

Кризис идентичности

Это не патология, а неотъемлемая часть развития личности. С этим сталкивается каждый из нас. На каждом этапе взросления индивид сталкивается с кризисом идентичности. Это переломный момент в жизненном цикле. В этот момент человек выбирает прогресс или регресс, включение в общество или отдаление от него. Самым важным и трудным считается кризис отрочества (подростковый) и юношеский (13–19 лет по Эриксону).

На этом этапе молодому человеку предстоит методом проб и ошибок выбрать профессию и жизненный путь, найти свое место в мире и при этом сохранить свою уникальность. Его мучает вопрос, как он выглядит в глазах других людей. Он спрашивает себя о том, какой он и чего может добиться. Пик кризиса самоопределения приходится на юношеский возраст. На этом этапе человек или взрослеет, входит в мир взрослых (взрослая идентичность) или остается на том же детском, подростковом уровне развития (диффузная идентичность).

Наверняка, вам приходилось встречать этих вечных подростков. Им может быть 20,30 или 40 лет. Но они ведут себя как дети. Они не готовы к взрослой жизни, не умеют любить, не могут найти стабильную и достойную работу.

Психологи назвали несколько признаков неудачного разрешения кризиса (черты личности):

Знакомый портрет, не правда ли? У нас половина молодого населения под него подходит. А почему? Потому нестабильная обстановка в стране, потому что взрослые не понимают, что их ждет завтра, а потому и не могут корректно воспитывать детей. Если говорить обобщенно и опираться на теорию Эриксона, то существуют две причины неблагоприятного разрешения кризиса юности: неблагоприятное разрешение предыдущих кризисов (это связано с издержками семейного воспитания и среды развития ребенка) и общая духовная деградация общества.

Социальная идентичность – это свойство личности относить себя к какой-либо группе

Идентичность

Читайте также: