Плебисциты в римском праве кратко
Обновлено: 04.07.2024
Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Виды источников римского права:
— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;
Ниже перечислены источники римского права.
2. Законы XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении — обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.
3. Corpus juris oivilis — кодификация императора Юстиниана.
5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы — Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
8. Понятие и виды источников римского права
8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное
10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт
10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так
1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права
3. Состав источников римского права к началу I века н.э.
3. Состав источников римского права к началу I века н.э. Среди источников римского права можно выделить следующие:1. Законы – акты (обычно писаные, хотя народное собрание утверждало и устные), изданные верховной законодательной властью. Во время монархии это осуществляли
1.1. Понятие и предмет римского права
1.1. Понятие и предмет римского права Периодизация римского права. В истории человечества римскому праву отводится совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.Зарождение римского права относится к тому периоду, когда Рим
§ 1. Понятие и виды форм (источников права)
15. Виды источников муниципального права РФ
15. Виды источников муниципального права РФ Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного
7. Характеристика источников римского права
7. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире и отличается широким охватом разнообразных жизненных
13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
45. Характеристика источников римского права
45. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире. Оно отличается широким охватом разнообразных жизненных
§ 1. Понятие и виды источников экологического права
§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт — основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических
14.2 Виды источников права
14.2 Виды источников права Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные
Возник в эпоху Древнего Рима, где первоначально плебисцитом называлось постановление, принятое на собраниях низшего сословия свободных жителей Рима - плебеев и обязательное только для них. С начала V века до н.э. плебисцит стал активно использоваться в ходе сословной борьбы плебеев, стремившихся к уравнению в правах с родовой аристократией - патрициями. Важную роль в том, что плебисцит как постановление плебейских собраний обрёл силу закона, стал обязательным для всех сословий римлян, сыграли закон Валерия и Горация (449 год до н.э.), закон Филона (339 год до н.э.) и закон Гортензия (287 год до н.э.). Как инструмент прямого участия народа в принятии политических решений плебисцита стал важным элементом системы римского права и послужил прообразом современных референдумов.
Практика проведения плебисцита как всеобщего опроса населения возродилась в ходе революционных войн Франции конца XVIII века. В 1791 году Франция аннексировала город Авиньон, находившийся под управлением Ватикана, а его жителям было предложено высказаться на плебисците за или против присоединения к Франции. Плебисциты неоднократно проводились в XIX-XX веках для определения принадлежности той или иной спорной территории к претендовавшим на них государствам (в частности, при присоединении Сицилии, Неаполя и некоторых др. областей к Сардинскому королевству в ходе формирования единого итал. государства в 1860 году, при присоединении в том же году к Франции Савойи и Ниццы, при присоединении находившихся под юрисдикцией Швеции островов Варфоломея к Франции в 1877 году). После окончания первой мировой войны, согласно решениям Парижской мирной конференции 1919-1920 годов, был проведён ряд плебисцитов на спорных территориях в связи с образованием новых государств в Европе. Так, в результате Варминско-Мазурского плебисцит 1920 года и Верхнесилезского плебисцит 1921 года некоторые территории остались в пределах Германии, а ряд др. территорий был присоединён к вновь образованному Польскому государству. Кроме того, в 1935 году проведён плебисцит в Сааре и эта территория передана от Франции герм. Третьему рейху. В 1957 году, после нового плебисцита, Саар вошёл в состав Федеративной Республики Германия.
Далеко не всегда плебисциты проводились в условиях свободного волеизъявления граждан: они часто испытывали на себе сильное давление властей, что делало плебисцит формальным, а его исход - предрешённым. Нередко плебисциты использовались для усиления режимов личной власти. Во Франции плебисцит 1799 года всенародным голосованием утвердил новую конституцию страны, сделавшую Наполеона Бонапарта первым консулом, плебисцит 1802 года закрепил за ним статус пожизненного консула, а плебисцит 1804 года - статус императора. Аналогично Наполеон III, совершив в 1851 году государственный переворот, провёл плебисцит в пользу провозглашения его императором. В Германии в 1934 году, после смерти рейхспрезидента плебисцит фон Гинденбурга, в результате проведённого плебисцита вся полнота гос. власти перешла к рейхсканцлеру А. Гитлеру.
В других исторических ситуациях плебисциты сыграли роль инструментов непосредственной или прямой демократии. Так, в Чили в 1988 году проведён плебисцит, по итогам которого большинство граждан высказалось против дальнейшего пребывания А. Пиночета на посту президента, и он вынужден был покинуть этот пост, согласившись на проведение в стране демократических президентских выборов.
(Plebiscitum, plebei scitum). — П. в римском государственном праве называлось постановление, вотированное корпорацией плебеев без участия патрициев и предложенное одним из плебейских магистратов. Такие постановления должны были вотироваться в особых плебейских собраниях (concilia plebis). Они не требовали Senatus auctoritas (утверждения сената) и до 287 г. были сами по себе обязательны лишь для плебеев, а не для всего народа (populus). Возникновение П. относится к той эпохе, когда началась открытая борьба сословий патрицианского и плебейского, т. е. к началу V в. до Р. Хр., когда плебеи для ограждения своих прав создали трибунат и организовали собственные собрания (concilia), сперва по куриям, а с 471 г. — по трибам. С этого времени П. сделались орудием оппозиции плебеев против патрициев, которых только необходимость заставила примириться с новым положением дела. Ограничиваясь первоначально сферой чисто плебейских сословных интересов, П. постепенно захватили в свой круг государственно-правовые вопросы, касавшиеся всего народа. С III в. до Р. Хр. слово П. стало употребляться все реже и реже, заменяясь словом lex, и к I в. до Р. Хр. вовсе вышло из употребления. По мнению Ланге, первым П., имевшим законодательную силу и фактически признанным патрициями, был П. 494 г., определивший права плебеев как самостоятельного сословия и давший им неприкосновенных защитников в лице трибунов. В 471 г., с учреждением народных собраний по трибам, был обнародован второй (по Моммзену — первый) важный для плебеев закон — об избрании плебейских магистратов. Последовавший затем ряд П., направленных к тому, чтобы расширить права угнетенного сословия, быстро подвинул вперед дело плебеев, принудивших враждебную им партию если не юридически, то фактически признавать законную силу принятых плебсом постановлений. Особенно важное значение древние историки (Ливий, Дионисий) придавали закону Валерия и Горация (449), который принципиально определил законную силу и, вероятно, компетенцию П., признав их общеобязательными не только для плебеев, но и для всего народа. Закон 449 г. встретил, по-видимому, энергичный отпор со стороны патрициев, и хотя плебеям удалось за это время провести несколько П., имевших большое политическое значение (см. Плебеи), однако в 339 г. в законе диктатора Публилия Филона понадобилось повторение закона 449 г. о всеобщей обязательности П. Последний шаг в освобождении П. от сенатского veto сделал диктатор Гортензий законом 289 г., в котором в третий раз встречаются слова: ut plebiscita Universum populum tenerent. С этих пор П. были уравнены в силе с остальными законами (leges). В 88 г. до Р. Хр. Сулла временно возобновил старый закон о подчинении трибунских рогаций предварительному отзыву сената, но Помпей в 71 г. вернул П. их законодательную силу. Отрывочность и неясность известий, а также противоречия, встречающиеся у древних исследователей этого вопроса (историков и юристов), заставили новейшую историографию отнестись к нему со строгой критикой; единогласия по этому предмету между исследователями его до сих пор не установилось. Формальности, которыми обставлялось проведение П., были те же, что и для других законов. До 471 г. П. вотировались в куриатных собраниях, а с этого года — в трибных concilia, в обоих случаях под председательством плебейских трибунов, или эдилов. По праву в concilia plebis могли участвовать лишь плебеи, но de facto участвовал весь народ. Предварительные ауспиции были необязательны, но строго соблюдались auspicia caelestia во время самых собраний. Местами собраний служили forum (comitium), Капитолий, а также часть города вне Померия. Днями плебейских собраний были до 286 г. nuudinae, а позднее — обычные dies comitiales. Ср. Th. Mommsen, "Römische Forschungen" (Берлин, I т., 1864); его же, "Römisches Staatsrecht" (Лпц., III т., 1887); Lange, "Römische Altertümer" (B., I и II тт., passim, 1876, 1879); Ihoe, "Die Entwickelung d. röm. Tributcomitiea" ("Rhein. Mus." XXVIII, т. 1873); Tophoff, "De lege Valeria Horatia, Publilia, Hortensia" (Падерборн, 1852); Ptaschnik, "Die Publilische Rotation", в "Zts. für d. Oesterr. Gymn." (B., XVII т., 1866); его же, "Die Centuriatgesetze von 305 und 415 u. с." (там же, XXI т., 1870); его же, "Lex Hortensia" (там же, XXIII т., 1872); Hennés, "Das dritte Valerisch-horatische Gesetz und seine Wiederholungen" (Бонн, 1880); Soltau, "Die Gültigkeit der Plebiscite" (Берлин, 1884); Borgeaud, "Histoire de Plébiscite" (Женева, 1887); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1 ч., 1888).
П. как институт современного государственного права есть законодательное постановление, принимаемое или отвергаемое всенародным голосованием. Государственный строй, основанный на П., противоположен в этом отношении представительному: при последнем законодательные вопросы решаются коллегиями, избранными народом и представляющими его, при первом — непосредственно народом. П., следовательно, возвращает государство до некоторой степени к типу республик древности, с тем существенным отличием, что П. вполне совместим с представительством. Представительное собрание имеет право законодательной инициативы и обсуждения законов, на голосование же народа законопроект отдается лишь в окончательном виде, причем народ не имеет права вносить в закон поправки, а только принимает или отвергает его целиком. К институту П. весьма близок институт референдума (см.), так что между ними трудно указать принципиальное различие: термин П. употребляется во Франции и Италии, термин референдум — в Швейцарии. Референдум в Швейцарии применяется гораздо чаще и шире, чем П. во Франции; он действует там, как постоянный институт; на решение народа ставятся там почти все сколько-нибудь важные законопроекты, тогда как во Франции к П. прибегали только в исключительных случаях и для решения самых общих вопросов: перемены формы правления, принятия новой конституции. Впервые идея П. возникла во Франции в эпоху великой революции; ее неизбежно вел за собою принцип народного суверенитета. Первым актом конвента (21 сент. 1792), единодушно принятым по предложению Дантона, была "декларация о праве народа по отношению к конституции": "национальный конвент объявляет, что конституция не может войти в силу, не будучи принята народом". После смертного приговора над королем жирондисты потребовали конфирмации приговора народом, но требование это было отвергнуто. Конституция 24 июня 1793 г. постановляла, что все законы (отличавшиеся от декретов, издаваемых по менее важным вопросам) в случае желания, выраженного известной частью первоначальных народных собраний, должны идти на утверждение всенародного голосования. Закон этот никогда не был приведен в исполнение, но самая конституция была подвергнута голосованию и одобрена большинством 1801918 голосов против 11610. Так как избирателей уже в 1791 г. числилось 4298360, а с тех пор вследствие понижения возрастного ценза это число еще увеличилось, то в П., очевидно, не приняла участия и половина имевших на то право. Голосовать, по конституции 1793 г., имели право все граждане, достигшие 21 года и не лишенные политических прав. Конституция III г., уничтожив право обращения к народу по поводу каждого закона, сохранила его для изменений в конституции; правом голоса при П. должны были пользоваться лица, платящие подати и достигшие 25-летнего возраста. Самая конституция была одобрена большинством 1057380 против 49957 голосов. Консульская конституция VIII г. была принята на основании П. большинством 3011007 против 1562. Следующие два П. имели место по отношению к сенатусконсультам Х и XIII г., установившим сперва пожизненное консульство, потом империю; Acte additionnel 1815 г. также был принят П. Наполеон III воскресил П., считая его одною из важнейших "наполеоновских идей". После переворота 2 декабря 1851 г. на голосование был поставлен следующий П.. "французский народ. делегирует Людовику-Наполеону - Бонапарту власть, необходимую для утверждения конституции на основах, предложенных в его прокламации от 2 декабря 1851 г.". Отвечали "да" — 7439216 избирателей, "нет" — 640737. К подобным же результатам привел следующий П., утвердивший сенатусконсульт о восстановлении империи. В последний раз Наполеон прибегнул к П. в мае 1870 г. П. гласил следующее: "Французский народ одобряет либеральные реформы, произведенные в конституции с 1860 г. императором при помощи органов государственной власти, и ратификует сенатусконсульт 20 апреля 1870 г.". Голосование было всеобщее и тайное; тем не менее все средства были употреблены к тому, чтобы П. удался: застращивания, подкуп, спаивание избирателей, арест враждебных П. агитаторов и т. д. Из урн было вынуто 1538825 бюллетеней со словом "нет", 7824189 — со словом "да". Наконец, был еще один частный П. в Париже, в ноябре 1870 г., которым власть была утверждена за правительством национальной обороны. С тех пор П. не практиковался: в конституции 1875 г. на него нет указаний. Ген. Буланже стремился к восстановлению его; выступая на всех дополнительных выборах в 1888—89 гг., он устраивал как бы нечто в роде П ., но не достиг цели. Все республиканцы во Франции теперь безусловно враждебны этому институту, считая его выгодным только для цезарианских стремлений. В Италии П. применялся только по вопросам о присоединении или отчуждении государственной территории.
П. в международном праве впервые был применен также в эпоху французской революции: жителям Авиньона было предоставлено (1791) высказаться в пользу или против присоединения к Франции. Подача голосов производилась открыто, под надзором трех французских комиссаров, из которых один на вопрос, будет ли гарантирована безопасность вотирующих, отвечал: "опасности нет для тех, которые будут вотировать за присоединение, но я не отвечаю за головы тех, кто будет голосовать за папу". С такими же гарантиями производились П. по вопросу о присоединении Савойи (1792) и Бельгии (1793). В 1860 г. к П. вновь прибегли итальянские революционеры, когда вопрос шел о присоединении к Сардинии Тосканы, Пармы, Модены, потом Неаполя; здесь свобода подачи голосов везде была полная. П., в том же 1860 г. доставивший Франции Савойю и Ниццу, был организован Наполеоном III и велся по французской системе. В 1866 г. Венеция была уступлена Италии, в 1870 году к ней присоединен Рим, также на основании П. Последний случай применения П. имел место в 1877 г., когда Швеция уступила Франции о-в Варфоломея. Все П. при отчуждении территории можно разделить на две группы: 1) когда государство, присоединяющее к себе территорию, либо вполне уверено в исходе П., либо мало в нем заинтересовано (тогда при П. оставляется вотирующим свобода голосования) и 2) когда государство не уверено в успехе, но сильно в нем заинтересовано; тогда производится сильнейшее давление на голосующих, обращающее П. в комедию или фарс. Ср. Störk, "Option und Plebiscit" (Лпц., 1879); Soltau, "Die Gültigkeit der Plebiscite" (Б., 1894); Ладыженский, "О П. в международном праве" (М., 1883); Faustin-Helie, "Les constitutions de la France" (П., 1880). В беллетристической форме, но исторически совершенно верное изображение П. 1870 г. и его последствий представляет рассказ Эркмана-Шатриана: "История П." ("Сочинения", СПб., 1897, I).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Оглавление
- 1. Понятие, предмет и периодизация римского права
- 2. Роль римского права в истории права и правовых учениях
- 3. Характерные черты и система римского права
- 4. Источники римского частного права. Деловой обычай как источник римского права
- 5. Правоспособность и дееспособность физических лиц. Понятие и содержание правоспособности и дееспособности
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4. Источники римского частного права. Деловой обычай как источник римского права
Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
1. Виды источников римского права:
☑ плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Плебисциты отличались от обычных законов тем, что принимались народным собранием без предварительного обсуждения в Сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э. придал плебисцитам силу законов;
3. Законы XII таблиц — это свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском Форуме. Законы XII таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении — обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI), о неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен, проводились попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.
5. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы — Constitutio Antonina 212 г. н. э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.
6. Обычное право — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.
7. Нормы обычного права:
☑ mores maiorum — обычаи предков;
☑ usus — обычная практика;
☑ commentarii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
☑ commentarii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
☑ consuetudo — обычай в императорский период. Значение обычаев:
— заменяли указания других, более определенных, источников права, прежде всего законов,
— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.
9. Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
• выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
• выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;
10. Специфика правового применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.
Читайте также: