Печорский десант 1943 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Чем для немецких оккупантов обернулся план по поднятию мятежа на севере СССР в годы ВОВ?

Осенью 1942 года кабинет руководителя VI-го управления Имперской безопасности Третьего Рейха Вальтера Шелленберга посетил один из советских военнопленных – бывший комбриг Бессонов. Он представил на рассмотрение штандартенфюрера свой план: как сломить сопротивление СССР и вывести его из войны. Для этого Бессонов предложил подготовить несколько тысяч диверсантов и забросить в Коми ССР, где находились лагеря ГУЛАГ. Цель диверсии - поднять мятежи заключенных, снабдив их оружием. Это парализует добычу угля в Воркутинском бассейне, на котором держится снабжение Карельского, Ленинградского и Волховского фронтов. Кроме того, часть войск русским придется бросить на подавление восстания. Воспользовавшись этими обстоятельствами, вермахт сможет, наконец, уничтожить Ленинград и, в конечном счете, захватить весь Русский Север. Немного подумав, Шелленберг решил, что игра стоит свеч, и дал разрешение на подготовку этой операции. Но какой внезапный поворот произошел в ходе воплощения этого плана? И чем, в результате, обернулась затея для всех ее участников?

Печорский десант — немецкая десантная операция по забросу диверсантов в район современного города Печора, осуществлённая в 1943 году.

Содержание

Обстановка

Строительство железной дороги, которая должна была связать Воркуту с остальными частями страны началось ещё в 1937 году. Ей предназначалась важная роль по снабжению страны углём и другими природными ресурсами, которыми была богата Коми АССР.

На своём протяжении она должны была пересекать несколько рек, в том числе и реку Печору. Трасса будущего моста была размечена ещё в 1938 году. Тогда же были начаты кессонные работы. В апреле 1942 года все работы по строительству моста по его временному варианту были закончены, и после длительных испытаний по нему пошли поезда [1] .

Подготовка

Немцами были отобраны из концентрационных лагерей советские военнопленные, давшие согласие на сотрудничество с ними. Будущих диверсантов готовили в одной из диверсионных школ абвера близ Риги. Среди них были рядовые, сержанты и офицеры. Большинство были русскими, но имелись также коми, украинец, белорус и татарин. Командиром десантников был назначен бывший колчаковский офицер Лев Николаевич Николаев.

Находясь в школе, один из военнопленных, Александр Гаевич Доронин, который до пленения был командиром взвода 641-го полка 165-й стрелковой дивизии, начал осторожно заводить разговоры с некоторыми десантниками о том, чтобы оказавшись на советской территории, сдаться властям. Вскоре ему удалось получить согласие от ряда десантников. До вылета на Печору Доронин сумел убедить всех членов десанта, кроме Ахнами Расулева, назначенного денщиком Николаева. С ним разговор не состоялся из-за опасения, что он выдаст командиру замыслы Доронина.

Всем диверсантам в школе были даны вымышленные имена и фамилии. После прохождения подготовки их перебросили в норвежский город Нарвик.

Задачи десанта

Местом высадки была выбрана территория Кожвинского района. Прежде всего, диверсанты должны были вывести из строя Северную железнодорожную магистраль, подорвав мост через реку Печору в районе поселка Кожва, и тем самым прервав снабжение печорским углём нужд фронта и Северного морского флота.

Кроме того, немцам было известно, что на севере СССР было сконцентрировано большое количество лагерей, где содержалось, согласно их представлениям, наиболее враждебное советской власти население. Перешедший на сторону немцев командир 102-й стрелковой дивизии Иван Бессонов предложил поднять восстание среди заключённых данного района, что могло серьёзно дезорганизовать работу советского тыла [2] .

Десант

Для обеспечения успеха операции у них имелись карты с подробными данными о железнодорожных мостах, лагпунктах, чистые бланки различных удостоверений, гербовые печати органов НКВД и армейских частей.

Пролёт самолётов, однако, не остался незамеченным, и 6 июня в Наркомат внутренних дел Коми АССР из поселка Канин (позднее вошёл в состав г. Печоры) поступила срочная телеграмма, сообщавшая о том, что в 3 часа ночи недалеко от Кожвы на высоте 150—200 м с юга на север пролетели два самолета без опознавательных знаков. Из Сыктывкара в Кожвинский район были даны указания быть готовыми к возможным неожиданностям.

Группа, в которой были Л. Николаев, А. Одинцов и А. Доронин, приземлилась первой. Собраться вместе они смогли лишь к вечеру. Вторая группа, возглавляемая М. Годовым, соединилась с первой только на следующий день. После сбора группы Доронин и Одинцов решили осуществить задуманное и убить командира десанта. Когда Николаев сидел у костра, Одинцов выстрелил в него, но лишь ранил в плечо. Автоматной очередью в спину его добил его же денщик Расулев.

При приближении отряда Лазарева к стоянке десанта А. Куликов, стоявший постовым у палаток, дал в воздух очередь как сигнал для сбора всех десантников. Один из бойцов военизированной охраны, приняв эту очередь за стрельбу по вохровцам, выстрелом из винтовки убил Куликова. После этой случайной перестрелки все десантники сложили оружие.

Сразу же после сдачи диверсантов руководство НКВД республики приняло меры по встрече и ликвидации возможного второго вражеского десанта. Кожвинский район был объявлен на положении повышенной военной готовности, военизированная охрана лагерей НКВД была переведена на военное положение.

Советское командование начало радиоигру с немецким разведывательным центром. Немцам было сообщено, что требуется подкрепление, на что те запросили координаты высадки по 5-километровой карте, имевшейся у диверсионной группы. Однако оказалось, что после сдачи в плен членов группы обыскали работники НКВД и карту у них изъяли, равно как и 21 тысячу рублей, личные вещи, фотоаппарат, карманные часы, авторучки, шоколад и сигареты. Из Сыктывкара потребовали оставшееся имущество, на что туда были высланы 3 банки из-под лимонной кислоты и 2 носовых платка, отобранные у бойцов ВОХР. Карта так и не была найдена, в результате чего радиоигра была сорвана.

Дальнейшая судьба диверсантов

После добровольной сдачи десантников никто из них не был подвергнут каким-либо карам. А. Доронин после проверки в фильтрационном лагере продолжил службу в армии, а после того, как заболел туберкулезом, в 1944 году вернулся в г. Ухту.

Радист А. Одинцов до 1946 года находился в армии. После демобилизации возвратился на родину в поселок Оргтруд Ивановской области.

Было прекращено уголовное дело против М. Годова, отбывавшего ранее срок за хозяйственное преступление в Печоржелдорлаге. Освобождены из-под стражи и другие участники десанта. Им был зачтен в наказание срок нахождения на проверке в фильтрационном лагере и предварительное заключение.

Антонюк Надежда Васильевна

Данная исследовательская работа создана при непосредственном привлечение архивных материалов Печорского историко-краеведческого музея. Работа очень актуальна, так как в ближайшие дни нам всем предстоит празднование героического празника русского народа - Дня победы.

ВложениеРазмер
Доронин А.Г. - один из 12 десантников абвера, направленный в июле 1943 для диверсионных операций на Печоре. Благодаря его героиз 193.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Печора Республики Коми

«Судьбы печорского десанта:

Научный руководитель: Антонюк Н.В., учитель истории и обществознания

г.Печора, 2014 год

1.Предыстория десанта на Печоре.

2.Десант абвера на Печоре.

2.3.Следствие над участниками десанта.

3. Александр Гаевич Доронин.

3.1. Детство А.Г.Доронина.

4.Время и судьбы.

4.1. Судьба А.Г.Доронина.

5. Заключение: по следам печорского десанта.

В современном обществе принято считать, что объективно оценить те или иные исторические события можно лишь спустя полстолетия.

В следующем году Россия будет праздновать 70-летие со дня победы советского народа над фашистскими захватчиками, а это значит, что наступило время дать адекватную оценку событиям военных лет…

Долгое время рассказы об этом передавались только из уст в уста. Для историков и просто граждан эта страница истории, подобно многим другим, была закрыта. Лишь в последнее время в средствах массовой информации республики появились документальные материалы, которые, словно мозаика, позволяют составить правдивую картину происшедшего.

Руководствуясь этим, мы взяли на себя смелость собрать воедино всю информацию о нашем земляке Александре Гаевиче Доронине, показать его истинную роль в ликвидации фашистского десанта, постараться вскрыть факты, характеризующие отношение к нему и членам его семьи соотечественников. И, конечно же – проследить дальнейшую судьбу как самого Доронина, так и членов его семьи.

Заинтересовавшись данной темой, нами были выделены следующие цели и задачи исследования:

2) дать объективную оценку действиям А.Г.Доронина в составе диверсионной группы.

  1. Предыстория десанта на Печоре.
  1. Печорский мост.

Печорский район - единственный район в Коми АССР, где во время Великой Отечественной войны проводились активные военные действия.

Переживая период бурного индустриального развития СССР испытывал острую необходимость в сырьевых ресурсах, коими были богаты Сибирь, Донбасс и республика Коми. Донбасс уже давал свой уголь, Сибирь – была слишком мало освоена и отдалена от индустриального центра страны, поэтому вопрос о развитии сырьевого комплекса на территории республики Коми решился сам собой.

Строительство железной дороги, которая должна была связать Воркуту с остальными частями страны, началось еще в 1937 году. 28.10.1937 года Совнарком СССР издал постановление №1952-343 о строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали по маршруту Коноша-Вельск-Котлас-Княжпогост-Чибью-Кожва-Абезь-Воркута [7, с. 188].

На пути строителей было самое большое препятствие – река Печора. Поэтому правительство НКВД приняло решение об организации еще одного железнодорожного лагеря.

В соответствием с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 мая 1940 года и по приказу Народного комиссара внутренних дел Л.П. Берии в августе 1940 года из Воркуто-Печорского лагеря был выделен самостоятельный Печорский железнодорожный лагерь. Ему было поручено к концу 1940 года построить железную дорогу на участке Кожва – Воркута и возвести мост, соединяющий п.Кожва с п. Канин Нос.

С началом Великой Отечественной войны строительство Северо – Печорской магистрали было на особом контроле Государственного Комитета Обороны СССР, сроки окончания строительства не подлежали пересмотру. Это объяснялось потерей Донбасса и возросшим значением Печорского угольного бассейна для снабжения фронта и промышленных центров Европейского Севера воркутинским углем.

Коми АССР не располагали местными квалифицированными кадрами строителей и железнодорожников. Пригласить из других районов страны было нельзя: не было жилья, школ, больниц, магазинов. Люди отказывали добровольно ехать в таежную глушь. Правительство нашло простой выход: строить железную дорогу руками заключенных, организовывать лагеря-стройки.

На территории Коми края находилась одна из крупнейших провинций ГУЛАГа НКВД СССР. С началом войны все лагеря стали давать продукцию оборонного значения и работать каждый – по своему предназначению Ухтинский и воркутинский лагеря добывали нефтепродукты, уголь, минеральное сырьё стратегического назначения. В 1941 году численность заключённых значительно возросла. Это объяснялось, с одной стороны, широким размахом транспортного и промышленного строительства, с другой стороны – эвакуацией лагерей и колоний ГУЛАГа из европейской части страны в связи с немецким наступлением [3, с. 449].

Механизм использования подневольного труда к этому времени был чётко отработан, и система ГУЛАГа исправно снабжала рабочей силой предприятия и стройки Коми АССР

На строительство моста ( приложение 1 ) были брошены заключённые Печорлага. Путём неимоверных усилий, в суровые зимы, когда мороз достигал 45 0 , полуголодные, скудно одетые политические и уголовные заключённые спешили достроить мост.

Наконец, в апреле 1942 года все работы по строительству моста по его временному варианту были закончены, и после длительных испытаний по нему пошли поезда.

Немецкое командование прекрасно понимало роль, которую железная дорога стала играть в обеспечении советской промышленности и фронта углем, нефтью и лесом. Он был всем: сырьевым тоннелем, надеждой на скорую победу, связующим звеном между тылом и фронтом, который так нуждался в ресурсах! В связи с этим перед германской разведкой была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать план операции по выведению северной железной дороги из строя.

Историческая справка: абвер - орган военной разведки и контрразведки Германии в 1919 — 1944 годах , входил в состав Верховного командования Вермахта [Википедия] .

Действительно в июне 1943-го на территории Кожвинского района располагались три мощных лагерных треста НКВД Печоржелдорлаг НКВД (осуществлял строительство Северо-Печорской железной дороги на участке Кожва - Воркута) Интлаг и Воркуталаг НКВД (осуществляли промышленное освоение Печорскою угольного месторождения). В них содержались десятки тысяч заключенных.

В непосредственной же близости от места высадки десанта находились первое строительное отделение Печорстроя НКВД первый эксплуатационный район отделения железнодорожного транспорта Печорстроя, кожвинская транспортная контора Воркутстроя НКВД, сельхозы Кедровый Шор и Красный Яг угольный рудник Еджыд-Кырта Интинстроя НКВД, шестое кожвинское строительное отделение Севжелдорстроя НКВД лесное отделение Интинстроя НКВД.

В годы войны заключенные в лагерях жили слухами и тревожными ожиданиями. Росло число побегов. Всего по Коми ЛССР за 1941 год бежало 2500 человек. Из них не были пойманы 465. Больше всего бежало заключенных из Печоржелдорлага - 1223 человека (не пойманы 298).

1. Первое строительное отделение Печорстроя НКВД (строило железную дорогу на участке Кожва-Косью и железнодорожный мост через реку Печору от Кожвинского промузла).

2. Первый эксплуатационный район Отделения железнодорожного транспорта Печорстроя НКВД (осуществлял эксплуатацию железной дороги на уже построенных участках).

3. Кожвинская транспортная контора Воркутстроя НКВД (занималась перевозкой грузов для Воркутлага).

5. Угольный рудник Еджид-Кырта Интинстроя НКВД (разработка угольного месторождения, признанного впоследствии неперспективным).

6. Шестое Кожвинское строительное отделение Севжелдорстроя НКВД (строило Северо-Печорскую дорогу на участке южнее Кожвы).

7. Лесное снделение Интинсгроя НКВД (занималось заготовкой леса для Интинских шахт НКВД).

На диверсионной карте Абвера был также отмечен сельхозлагерь НКВД в поселке Кедровый Шор ( приложение 2 ), в 30 километрах от которого был высажен десант.

На диверсионной карте абвера был также отмечен сельхозлагерь НКВД в поселке Кедровый Шор ( приложение 4 ), в 30 километрах от которого был высажен десант. Именно этот лагерь был первой целью диверсантов абвера [8].

Главной отраслью сельхоза было растениеводство. Все поля заключенные обрабатывали вручную. Механизация в 1943 году составляла одну грузовую машину и два трактора.

  1. Десант абвера на Печоре.
  1. Высадка десанта.

Немцами были отобраны из концентрационных лагерей советские военнопленные, давшие согласие на сотрудничество с ними. Будущих диверсантов готовили в одной из диверсионных школ абвера близ Риги. Среди них были рядовые, сержанты и офицеры. Большинство были русскими, но имелись среди них и представители советских союзных республик: коми, украинец, белорус и татарин. Командиром десантников был назначен бывший офицер армии Колчака Лев Николаевич Николаев.

Находясь в школе, один из военнопленных, Александр Гаевич Доронин, который до пленения был командиром взвода 641-го полка 165-й стрелковой дивизии, начал осторожно заводить разговоры с некоторыми десантниками о том, чтобы оказавшись на советской территории, сдаться властям. Вскоре ему удалось получить согласие от ряда десантников. До вылета на Печору Доронин сумел убедить всех членов десанта, кроме Ахнами Расулева, назначенного денщиком Николаева. С ним разговор не состоялся из-за опасения, что он выдаст командиру замыслы Доронина.

Всем диверсантам в школе были даны вымышленные имена и фамилии. После прохождения подготовки их перебросили в норвежский город Нарвик.

Сами диверсанты и предназначенное для них оснащение были сброшены над территорией Кожвинского района, вблизи поселка Кедровый Шор. По показаниям Годова, который сам лично занимался упаковкой груза перед вылетом в СССР: «Было сброшено 10 баллонов, тюк с обмундированием, динамомашина для рации. Весь груз ( приложение 7 ), и мы в том числе, были сброшены с самолётов на 34 парашютах.

Но десантники не собирались всем этим воспользоваться, как рассчитывали немцы. У них была одна цель - попасть к своим.

Группа, в которой были Л. Николаев, А. Одинцов и А. Доронин, приземлилась первой ( приложения 8,9 ). Собраться вместе они смогли лишь к вечеру. Вторая группа, возглавляемая М. Годовым, соединилась с первой только на следующий день. После сбора группы Доронин и Одинцов решили осуществить задуманное и убить командира десанта. Когда Николаев сидел у костра, Одинцов выстрелил в него, но лишь ранил в плечо. Автоматной очередью в спину его добил его же денщик Расулев.

«Канина Коми-Сыктывкар Обкомпарт Тараненко.

Забегая вперед, отметим, что именно эта ликвидация сыграла роковую роль в судьбе Савватия Ивановича Кабакова ( приложение 12).

Вывод: участник вражеского десанта А.Г.Доронин, попав в диверсионную группу абвера, рискуя своей жизнью, стал вести тайную пропагандистскую деятельность по использованию возможности с десантом попасть на Родину и уничтожить руководителя отряда, предателя Николаева. Таким образом, им были приложены все возможные усилия для недопущения диверсии на Печоре.

В помощь Лазареву Пантелеев направил из Кедрового Шора группу бойцов ВОХР под руководством командира отделения Демина Ивана Даниловича. Кроме того, с фермы Развилки в группу были взяты еще двое. И вся эта группа в числе 10 человек под командованием Лазарева, в сопровождении десантника Доронина (Одинцов был оставлен как заложник) направилась к месту выброски десанта, имея при себе трехдневный запас продуктов питания.

Выделенные в разведку стрелки Хрящев и Семяшкин встретили десантников и в ответ на автоматную очередь одного из них (Куликова), стрелок Хрящев выстрелом из винтовки убил его наповал.

Вывод: проанализировав сведения, полученные в ходе исследования по поведению десантников и их снаряжению, приходим к выводу, что все участники десанта (за исключением руководителя группы Николаева) намеренно не оказали сопротивления солдатам ВОХР и НКВД, а напротив, сами пришли на Развилки с донесением о высадке десанта и устранении руководителя.

2.3.Следствие над участниками десанта.

Как же сложилась дальнейшая судьба десанта на Печоре, в частности судьба А.Г.Доронина. Ответы на эти вопросы мы отыскали в статьях А.Сивковой и члена Союза журналистов Анатолия Михайловича Ануфриева.

Но приказ № 227 и №270 Ставки Верховного Главнокомандования ( приложения 15,16 ) , а также судьбы его предшественников, побывавших в плену говорили об обратном – прощение надо заслужить ценой пролитой крови или собственной жизни.

Благодарностью за предотвращение диверсии и преданность Родине стали многочисленные допросы, следствие, этапы…

Из протоколов допросов А.Г.Доронина стало известно следующее.

О пленении: 14 февраля 1943 года 641 стрелковый полк Доронина вошел в наступление на Шапкинско - Синявинском направлении (район озера Ильмень), имея цель окружить вражескую группировку, но выполнить задачу не удалось, полк оказался во вражеском окружении. Из окружения удалось вырваться лишь некоторым. Вырвавшиеся солдаты заняли оборону в трех дзотах. Оборону воины держали уже почти сутки. Соседние дзоты замолчали часа полтора назад, там или кончились патроны, или все погибли. Третий дзот где находился Доронин, еще держался. Кончились последние патроны.

Командир велел уничтожить документы, что Доронин и сделал. Но, уничтожив документы, Доронин решил сохранить фото жены ( приложение 17 ) с домашним адресом на обороте и сунул в карман гимнастерки, таким образом, попытавшись сохранить память о любимой семье и своей прошлой жизни. Вскоре немцы вырвались в дзоты и после короткой схватки доставили всех в штаб гитлеровской дивизии. И после этого началось его скитание по концлагерям.

О разведшколе: когда фашисты выяснили по адресу, написанному на обороте фотографии жены, что Доронин коми и проживал на севере страны, после проверки ему было предложено подготовиться к диверсионной работе и в составе десанта перелететь в Коми в качестве проводника и переводчика. Таким образом, 20 мая из лагеря военнопленных его перевезли в разведшколу абвера и началась подготовка к десанту.

Чем занимался в разведшколе: с огласившись стать участником десанта, Доронин постоянно обдумывал свои планы, присматривался к остальным членам группы. Когда понял, что они надежны, то убедил их по приземлении сложить оружие и явиться с повинной в органы НКВД. Все согласились.

Несмотря на то, что показания всех десантников подтверждали активную роль Доронина в предотвращении диверсии, НКВД по – прежнему настаивало на его виновности. Во время ежедневных многочасовых допросов Александр был вынужден доказывать свои искренне патриотические намерения. И всё-таки приговор был вынесен:

Доказательства о значительной роли Доронина в устранении десанта были обнаружены и обнародованы значительно позже.

Вывод: специфика органов государственной безопасности времён Великой Отечественной войны не допускала полного прощения лиц, которые побывали во вражеском плену. Для следователей НКВД главной задачей стало организовать следственные мероприятия так, чтобы Доронин частично или полностью свою вину признал. Предполагаем, что осознавая данный факт, А.Г.Доронин был вынужден частично признать свою вину. Следствие это устроило.

Александр Гаевич Доронин

История нашего региона имеет важное общецивилизационное значение. Учёт этого исторического обстоятельства даёт нам ключ к пониманию, почему этот далёкий от центров цивилизации северный край стал вдруг интересен германским военным стратегам…

Тридцатилетняя (с 1974 года) самоотверженная исследовательская работа В.С. Пашининой и её многочисленных единомышленников-краеведов дают нам возможность лучшего понимания смысла событий Печорского десанта. Следует признать, что смысл этот не сразу был понят и теми, кому, по долгу службы, следовало предугадывать замыслы нацистского военного противника – органами контрразведки НКВД СССР.

Лишь после окончания Второй мировой войны, после подробных допросов пособников нацистов, общая картина замысла службой военной разведки третьего рейха начала обретать свои масштабные контуры.

ДРГ (диверсионно-разве-дывательная группа) из 12 человек (на двух авиабортах) высадилась с амуницией и снаряжением на заданной площадке приземления.

Сначала немецкая военная машина сработала безупречно. Однако последующие скоротечные события фашистского десанта заставляют усомниться в общепризнанной немецкой организованности и побуждают вновь задуматься о таинственной природе русской души.

Бессонов Иван Георгиевич, 24 августа 1904 года рождения, до Второй мировой войны сделал хорошую карьеру командира и штабиста в Пограничных войсках НКВД СССР. Перед началом войны он был переведён на должность командира 102-й стрелковой дивизии РККА и попал в немецко-фашистский плен под Гомелем 26 августа 1941 года. В плену активно сотрудничал с оккупантами.

Документ подробно знакомит с географическим положением региона, климатическими условиями, дорогами, реками, полезными ископаемыми. Справка перечисляет основные города, их промышленность – угольную, нефтяную, лесную, химическую, пищевую, кожевенную, судостроительную. Указаны 5 судоверфей, не забыты машиностроительные заводы, отмечен единственный чугунолитейный завод в с. Нювчим.

Читайте также: