Лицензионно разрешительное производство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства

Разрешительное административное производство.

Разрешительное производство — это регулируемая административными процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.

В разрешительном производстве выделяются такие стадии:

  1. предварительная (возбуждение разрешительного дела);
  2. принятия решения;
  3. исполнения решения;
  4. надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
  5. аттестации, аккредитации разрешенной деятельности;
  6. переоформления, продления разрешений;
  7. применения мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.

Последние три стадии являются факультативными.

Существуют следующие виды разрешительного производства:

Полномочия по осуществлению лицензионной деятельности предоставляются соответствующим исполнительным органам Правительством, которое утверждает положения о лицензировании различных видов деятельности. Лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности.

3) разрешительное производство, регулирующее порядок проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования.

Особенности лицензионного производства.

Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

  1. запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  2. проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
  3. выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  4. применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности.

В течение 30 рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

В перечень лицензионных требований могут быть включены требования по отсутствию у соискателя лицензии и лицензиата задолженности по обязательствам перед третьими лицами, а также по наличию у них:

  1. помещений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании;
  2. работников, заключивших с ними трудовые договоры;
  3. необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
  • разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств; разработку, производство, реализацию и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, вооружения и военной техники, боеприпасов;
  • производство лекарственных средств, производство и техническое обслуживание медицинской техники; фармацевтическая деятельность; оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек; деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, опасных грузов;
  • частная охранная деятельность;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
  • образовательная деятельность.

Соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица либо индивидуальным предпринимателем, в котором указываются:

  1. полное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеются) адреса электронной почты юридического лица;
  2. фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также номера телефона и (в случае, если имеются) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
  3. идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  4. лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  5. реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия требованиям — о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиями, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, которое оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

  1. наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  2. установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Лицензионное дело (ст. 16 Федерального закона № 99-ФЗ). В него включаются следующие документы:

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля (ст. 19 Федерального закона № 99-ФЗ). Основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

  1. истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
  2. истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
  3. истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

  1. истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  2. поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.

К грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

  1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  2. человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии (ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ).

1. Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  1. привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом;
  2. назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

Действие лицензии возобновляется со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания. Сведения о приостановлении и возобновления действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

В случае если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор, лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

  • представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:


Статья посвящена вопросу лицензирования как вида административного производства, проводится анализ научных статей разных авторов, рассматриваются вопросы административно-процессуальной основы лицензирования отдельных видов деятельности, приводятся стадии лицензирования.

Ключевые слова: лицензирование, административный процесс, лицензионно-разрешительные правоотношения, лицензионно-разрешительное производство

Лицензионно-разрешительное производство обладает следующими чертами:

а) носит государственно-властный характер;

б) опосредовано нормами административно-процессуального права;

в) имеет свои цели и задачи;

г) направлено на достижение юридического результата — решение вопроса о правовом статусе субъекта лицензионной деятельности.

Для лицензионно-разрешительного производства характерна своя специфика правоотношений. Во-первых, субъекты правоотношений изначально неравноправны.

Лицензионный орган занимает позицию не только контролирующей, но и имеет право вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие с нормативно установленными лицензионными требованиями и условиями.

Во-вторых, лицензионно-разрешительные правоотношения являются одной из существенных предпосылок и необходимым условием осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является исчерпывающим и исключает применение лицензионной процедуры в отношении других видов деятельности.

Хозяйствующий субъект, желающий заниматься тем или иным лицензируемым видом деятельности, обязан вступить в лицензионно- разрешительные правоотношения для приобретения специальной правоспособности.

В-третьих, лицензионно-разрешительные правоотношения отличаются процессуальным характером. Лицензирование — это разрешительная процедура, которая имеет свои обязательные и факультативные стадии. Как и всякая правовая процедура, лицензирование четко регламентировано нормами лицензионного законодательства, поскольку только детальная регламентация обеспечивает законность в ходе осуществления управленческой деятельности.

Лицензионно-разрешительное производство — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по выдаче физическим и юридическим лицам лицензий на осуществление отдельных видов предпринимательской и иной деятельности, а также разрешений на совершение отдельных однократных юридических действий. [4]

Процедура выдачи лицензий и разрешений состоит из нескольких последовательных процессуальных стадий:

1 стадия — возбуждение лицензионно-разрешительного дела (производства). Лицензионно-разрешительное производство может быть возбуждено только на основании заявления (ходатайства) соискателя, претендующего на получение соответствующей лицензии или разрешения.

2 стадия — предварительное рассмотрение материалов дела и установление соответствия соискателя лицензионным требованиям и условиям. На этой стадии лицензионно-разрешительный орган совершает следующие действия:

1) изучает представленные соискателем документы на предмет соответствия их по содержанию и по форме установленным требованиям;

2) проводит проверку достоверности указанных в представленных документах сведений;

3) производит обследование помещений, оборудования, иных объектов, принадлежащих физическим и юридическим лицам, являющимся соискателями, на предмет установления необходимых условий для осуществления лицензируемого вида деятельности или совершения разрешаемых действий.

3 стадия — рассмотрение лицензионно-разрешительного дела по существу и принятие по нему решения. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

5 стадия — исполнение вынесенного по делу решения о выдаче лицензии или разрешения в лицензионно-разрешительном производстве.

6 стадия — осуществление контроля в лицензионной сфере, не только выявление нарушений условий и порядка лицензирования, но и профилактика данных нарушений.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Суть процесса лицензирования заключается в том, чтобы обеспечить максимальную безопасность для общества и отдельных его представителей потенциально опасной деятельности. Причем повышение безопасности потенциально опасной деятельности осуществляется превентивными мерами в правовом поле.

Соответственно лицензия есть административное подтверждение компетентных органов, осуществляющих лицензирование, получения претендентом на лицензию права заниматься определенным видом деятельности, которое выдается только в случае удовлетворения требованиям закона и соответствия регламентации механизма допуска к осуществлению данного вида деятельности при условии обеспечения условий, гарантирующих безопасность клиентуры и третьих лиц в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов, посвященных лицензированию в сфере отечественного транспортного комплекса, позволяет сделать вывод о том, что данный вид правоотношений достаточно развит, рассмотренные положения о лицензировании в основном соответствуют международным нормам и создают благоприятную основу для деятельности перевозчиков на всех видах транспорта. Однако постоянные изменения, вносимые в нормативно-правовые акты, регулирующие лицензионные отношения, не организованная надлежащим образом деятельность лицензирующих органов породили ряд правовых проблем и оставили нерешенными ряд задач, связанных с современным лицензированием деятельности в сфере транспорта.

Основные термины (генерируются автоматически): лицензионно-разрешительное производство, лицензирование, лицензирующий орган, вид деятельности, лицензируемый вид деятельности, процесс лицензирования, стадий, внутренний водный транспорт, опасная деятельность, правовая процедура.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Для получения лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов. В их числе: заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе (для юридических лиц — наименование и организационно-правовая форма, номер расчетного счета и соответствующего банка), вид деятельности, срок действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в некоторых случаях требуются сведения о технической или иной готовности к выполнению работ и профессиональной пригодности физических лиц (персонала). Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, запрещается. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экспертиза специальной экспертной комиссией. Возможно проведение дополнительной, в том числе независимой, экспертизы (например, в случае возникновения спорных вопросов).

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-заявителя и паспортные данные физического лица; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления деятельности.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, однако он не может составлять менее пяти лет. Существуют также бессрочные лицензии. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Установлено, что при ликвидации предприятия, организации, учреждения или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п. Срок приостановления не может превышать шести месяцев. Лицензиат вправе обжаловать решение в судебном порядке.

Руководители и должностные лица органов лицензирования несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка лицензирования. Они же контролируют соблюдение условий, установленных в лицензии.

Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы.

Иные виды разрешительной системы. Разрешительная система широко используется органами Министерства внутренних дел РФ. Объясняется это тем, что в данном случае регламентируется деятельность, непосредственно связанная с обеспечением охраны общественного порядка и безопасности.

Разрешительная (уведомительная) система в сфере охраны общественной безопасности представляет собой совокупность правил, регламентирующих и регулирующих порядок производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., а также порядок открытия и функционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелковых тиров. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия. Лицензии на производство оружия выдаются органами лицензирования, определяемыми Правительством РФ. Разрешение на его продажу или приобретение выдается органами внутренних дел (полицией).

Разрешения органов внутренних дел необходимы для производства взрывных работ, въезда в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности, а также осуществляют государственную функцию контроля — деятельности ведомственных охран.

Разрешительная система распространяется и на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования.

Исполнительные органы субъектов РФ, а также системы местного самоуправления дают разрешения на основе заявлений (уведомлений) уполномоченных трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных объединений и отдельных групп граждан. Заявление должно быть подано не позднее чем за 10 дней до проведения соответствующего мероприятия. В нем указываются: цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемая численность участников и т.п. Решение сообщается заявителям не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия. Решение может быть положительным, но с предложением другого места и иного времени проведения мероприятия. Решение может быть отрицательным, если цель проведения мероприятия противоречит закону либо угрожает общественному порядку и безопасности. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Несанкционированные мероприятия подлежат прекращению. Участникам мероприятий запрещается иметь оружие или специально приготовленные предметы, использование которых может принести вред здоровью и жизни граждан либо причинить материальный вред.

В разрешительном производстве выделяются следующие стадии:

  • предварительная (возбуждение разрешительного дела);
  • принятия решения;
  • исполнения решения;
  • надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
  • аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
  • переоформление, продление разрешений;
  • применение мер принуждения за допущенные нарушения определенных правил и условий.

Кроме того, все виды государственных или муниципальных услуг в Российской Федерации осуществляются только в соответствии с административными регламентами.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Для получения лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов. В их числе: заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе (для юридических лиц — наименование и организационно-правовая форма, номер расчетного счета и соответствующего банка), вид деятельности, срок действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

В зависимости от специфики деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в некоторых случаях требуются сведения о технической или иной готовности к выполнению работ и профессиональной пригодности физических лиц (персонала). Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, запрещается. Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экспертиза специальной экспертной комиссией. Возможно проведение дополнительной, в том числе независимой, экспертизы (например, в случае возникновения спорных вопросов).

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.

В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-заявителя и паспортные данные физического лица; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления деятельности.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, однако он не может составлять менее пяти лет. Существуют также бессрочные лицензии. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Установлено, что при ликвидации предприятия, организации, учреждения или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п. Срок приостановления не может превышать шести месяцев. Лицензиат вправе обжаловать решение в судебном порядке.

Руководители и должностные лица органов лицензирования несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение установленного порядка лицензирования. Они же контролируют соблюдение условий, установленных в лицензии.

Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы.

Иные виды разрешительной системы. Разрешительная система широко используется органами Министерства внутренних дел РФ. Объясняется это тем, что в данном случае регламентируется деятельность, непосредственно связанная с обеспечением охраны общественного порядка и безопасности.

Разрешительная (уведомительная) система в сфере охраны общественной безопасности представляет собой совокупность правил, регламентирующих и регулирующих порядок производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., а также порядок открытия и функционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелковых тиров. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия. Лицензии на производство оружия выдаются органами лицензирования, определяемыми Правительством РФ. Разрешение на его продажу или приобретение выдается органами внутренних дел (полицией).

Разрешения органов внутренних дел необходимы для производства взрывных работ, въезда в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности, а также осуществляют государственную функцию контроля — деятельности ведомственных охран.

Разрешительная система распространяется и на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования.

Исполнительные органы субъектов РФ, а также системы местного самоуправления дают разрешения на основе заявлений (уведомлений) уполномоченных трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных объединений и отдельных групп граждан. Заявление должно быть подано не позднее чем за 10 дней до проведения соответствующего мероприятия. В нем указываются: цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемая численность участников и т.п. Решение сообщается заявителям не позднее чем за 5 дней до времени проведения мероприятия. Решение может быть положительным, но с предложением другого места и иного времени проведения мероприятия. Решение может быть отрицательным, если цель проведения мероприятия противоречит закону либо угрожает общественному порядку и безопасности. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Несанкционированные мероприятия подлежат прекращению. Участникам мероприятий запрещается иметь оружие или специально приготовленные предметы, использование которых может принести вред здоровью и жизни граждан либо причинить материальный вред.

В разрешительном производстве выделяются следующие стадии:

  • предварительная (возбуждение разрешительного дела);
  • принятия решения;
  • исполнения решения;
  • надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
  • аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;
  • переоформление, продление разрешений;
  • применение мер принуждения за допущенные нарушения определенных правил и условий.

Кроме того, все виды государственных или муниципальных услуг в Российской Федерации осуществляются только в соответствии с административными регламентами.



Понятие лицензионно-разрешительной системы чаще всего употребляется в широком значении. Под ним подразумевается установление нормативно-правового порядка, гарантирующего контроль со стороны государственных органов над совершением отдельных действий или получением конкретных правомочий физическими и юридическими лицами. Лицензионная разрешительная система является масштабным институтом юриспруденции, охватывающим многочисленные отрасли правоотношений.

Несмотря на то что вопрос о функционировании разрешительной системы в научной литературе раскрыт достаточно глубоко и основательно, юристы-теоретики практически не говорят о роли исполнительной ветви власти в функционировании сложнейшего механизма. Итак, что же представляется собой лицензионная система, какова ее сущность и особенности?

Вкратце о разрешительной деятельности госорганов

Лицензионно-разрешительная деятельность осуществляется исключительно представителями державных структур, ведь ее основополагающей целью является обеспечение безопасности на общегосударственном уровне. Несложно согласиться с тем, что даже отдельные сферы общественно важных дел могут нанести серьезный урон, если заниматься ими непрофессионально, игнорируя правила, инструкции, стандарты. К таковым можно отнести и использование оружия, производство автомобилей и т. д. Соответственно, осуществлять подобную деятельность можно только при наличии разрешения соответствующего компетентного органа.

лицензионная разрешительная система

  • закрепление в правовых нормах косвенного или прямого запрета – устанавливается, что заниматься определенным родом деятельности можно лишь после получения разрешения;
  • выполнение лицензионно-разрешительной работы в условиях организационного неподчинения;
  • контроль и надзор над соблюдением субъектами, получившими разрешительные документы, правил реализации соответствующей деятельности;
  • использование мер правового принуждения по отношению к лицам-нарушителям и привлечение к юридической ответственности.

Что такое лицензии, их основные разновидности и предназначение

Сегодня большинство разновидностей разрешительных бумаг именуют лицензиями. При этом граждане применяют и другие названия:

  • право на управление (транспортным средством);
  • допуск (к выполнению работ с повышенной опасностью);
  • квота (на временное проживание иностранного гражданина на территории РФ);
  • квалификационный аттестат (экзаменационная карта водителя).

Между тем, важно отличать разрешения, выдаваемые гражданам и организациям в рамках системы лицензирования, от явлений схожих, но имеющих иное предназначение. Так, выданные руководством на разовой основе разрешения исключают возможность принудительного воздействия на подчиненных, а единоразовая выдача таких документов, как, например, разрешение на ранний брак, не ставит под угрозу общественную безопасность, а потому не нуждается в последующем надзоре. Еще один яркий пример – документ об образовании: диплом, свидетельствующий об окончании вуза, позволяет человеку занимать ту или иную должность.

лицензионно разрешительная система по оружию

Но, несмотря на то, что сам диплом имеет неограниченный срок годности, он не является гарантией назначения на должность. Для осуществления профессиональной деятельности, как правило, требуется получение лицензии.

Особенности территориального действия разрешительных документов

Государственные органы, обладающие достаточной компетенцией в данном правовом поле, выдают разрешения обратившемуся субъекту для осуществления отдельного вида деятельности. Стоит отметить, что лицензия, выданная федеральными органами, не имеет территориальных ограничений по использованию.

В случае когда разрешение выдается региональными органами того или иного субъекта, заниматься соответствующим делом можно исключительно в пределах его территориальных границ. Таким образом, лицензионная (разрешительная) система в Москве обладает как рядом отличий от систем, функционирующих в других субъектах РФ, так и массой сходств. К примеру, в большинстве российских регионов, в т. ч. и столичном, функционируют ЦЛРР, которые обеспечивают на территории всего государства бесперебойную деятельность лицензионной разрешительной системы. От СПб до Владивостока, от Архангельска до Оренбурга – Центры лицензионно-разрешительной работы предоставляют гражданам консультативную помощь в оформлении разрешительной документации.

Срок действия выданной лицензии

На федеральном уровне принятые разрешения на осуществление определенного рода деятельности могут иметь бессрочное действие. В большинстве случаев минимальным сроком лицензирования субъекта является трехлетний период. При истечении срока действия лицензии соответствующая деятельность не должна осуществляться.

150 фз об оружии

В случае смены рода занятия потребуется повторно получить разрешение для совершения деятельности. Лицензионно-разрешительная система функционирует в особом административном режиме, а потому предполагает выполнение конкретных юридических действий, последовательность и принцип осуществления которых утверждается специализированными нормативно-правовыми актами.

Стадии разрешительного дела: путь к получению лицензии

  • предварительный – этап возбуждения дела;
  • стадия обследования, ознакомления компетентных органов с предоставленной документацией и т. д.;
  • принятие решения и его исполнение;
  • последующий надзор за соблюдением правил лицами, получившими лицензию на законных основаниях.

Производство в лицензионной (разрешительной) системе в некоторых случаях подразумевает также наличие дополнительных стадий: аккредитации (для возможности осуществлять уже разрешенную деятельность), переоформления лицензии и использования мер принуждения. Данные этапы являются факультативными, т. е. возникают вследствие выполнения предыдущих стадий.

Как подать документы на выдачу разрешения (лицензии)?

Началом разрешительного производства становится относительный запрет, который в сочетании с частным интересом, побудившим заинтересованную сторону обратиться с заявлением о выдаче лицензии, и является основополагающим фактором для возбуждения разрешительного дела. Между тем подаче заявления от субъекта должна предшествовать определенная подготовка – сбор соответствующей документации, выполнение организационных мер, оплата услуг органа лицензионно-разрешительной системы, которая не должна быть выше трех минимальных МРОТ.

99 фз о лицензировании отдельных видов деятельности

Почему отказывают в выдаче лицензий: причины

В соответствии с этим же законодательным актом определяются сроки рассмотрения заявления – по истечении 30 дней заинтересованному и подавшему документы лицу должно быть выдано разрешение либо отказано в нем. Чаще всего причинами отрицательных решений компетентных органов становится:

  • предоставление заявителем недостоверной информации;
  • несоответствие субъекта законным требованиям и условиям для получения лицензии.

Последний пункт обладает более широким значением, поэтому может включать в себя множество оснований для отказа в выдаче разрешения на осуществление определенного рода деятельности.

понятие лицензионно разрешительной системы

Например, в законодательстве, регулирующем осуществление частного сыска и охраны, в выдаче лицензии отказывают гражданам в случае:

  • несоответствия возрастным критериям (заявитель не должен быть младше 21 года);
  • нахождении человека на диспансерном учете в психоневрологическом или наркологическом медучреждении;
  • предъявления обвинения в совершении противоправного деяния, инкриминируемого уголовным законодательством;
  • наличия судимости;
  • принудительного увольнения в ранге госслужащего (в т. ч. из правоохранительных органов, судебных инстанций), причиной которого мог послужить дисциплинарный компрометирующий проступок.

Если заявитель получается отказ от лицензионно-разрешительного органа, он может обратиться с требованием провести независимую экспертизу. Субъект вправе выбрать организацию, обладающую соответствующей аккредитацией. Экспертиза проводится в ограниченный период, который не должен превышать двух месяцев со дня вынесения отрицательного решения о выдаче лицензии.

Специфика получения разрешения на хранение оружия

органы лицензионно разрешительной системы

Кроме того, на стадии исполнения решения к обязанностям органа, выдавшего лицензию, относится также внесение необходимых данных в реестр (сведения о лицензиате, сроке действия разрешения, краткая характеристика вида деятельности). В дальнейшем в данный реестр будут вноситься данные о том, были ли приостановлена лицензия, подлежала ли она восстановлению или аннулированию. При этом информация, содержащаяся в реестре, не является конфиденциальной. По требованию государственных органов и правоохранителей она предоставляется бесплатно, физическим лицам и предприятиям придется внести установленную плату, чтобы ознакомиться со сведениями в реестре.

Государственный надзор за лицами, получившими лицензии

Компетентные органы и структуры МВД в лицензионно-разрешительной системе обладают правом:

  • проведения внеплановых проверок на предмет соответствия деятельности, осуществляемой лицензиатом, требованиям законодательства;
  • отправлять запрос на получение от владельца лицензии необходимых справок, разъяснений;
  • оформлять протоколы проверки (в актах указывать результаты, обращать внимание на выявленные нарушения);
  • принимать решения, которые обязывают проверяемое лицо устранять обнаруженные нарушения в ограниченный срок;
  • выносить предупреждение о приостановлении или аннулировании разрешения.

Предназначение системы лицензирования, ее роль для государства

Правоохранительные органы компетентны и в других вопросах, касающихся выполнения надзорной функции. Таким образом, лицензионная (разрешительная) система России преследует превентивные цели, поскольку направлена на предотвращение тяжелых последствий игнорирования нормативно-правовых норм, регулирующих порядок оборота и применения опасных предметов, веществ, осуществления деятельности, обладающей принципиальным значением для современного общества. Лицензионная (разрешительная) система позволяет государству объективировать собственную управленческую и правотворческую модель посредством закрепления соответствующих организационных мер.

лицензионная разрешительная система москвы

Как правило, лицензирующие органы одновременно осуществляют функции административного надзора. Державные органы надзора и контроля, входящие в лицензионную разрешительную систему государства, обязаны сообщить лицензирующему органу о выявленных нарушениях. Владелец разрешительных документов, в свою очередь, не имеет права препятствовать проведению проверок, должен предоставлять требуемые сведения и предъявлять сопроводительную документацию.

Читайте также: