Либертарная теория права в с нерсесянца кратко

Обновлено: 05.07.2024


Аннотация
Статья посвящена анализу сложившейся в России одной из наиболее интересных, но вместе с тем спорных концепций, имеющей большой научно-практический потенциал – либертарно-юридическому правопониманию, автором которой является В.С. Нерсесянц. В рамках настоящего исследования постараемся отразить ключевые идеи и положения, на которых основана указанная концепция права, а также выявить ее достоинства и недостатки.

В истории права России во все ее периоды за научными спорами о понятии права стояли расхождения между официальной идеологией государства и в противовес ей либерального течения, выраженного представителями естественно-правовой школы.

В настоящее время в отечественной теории права наблюдается сложный процесс поиска нового типа правопонимания, отвечающего современным социальным условиям и учитывающего как собственный исторический опыт, так и мировые достижения в исследовании правовых начал общественной жизни.

В качестве одной из наиболее спорных и недооцененных, на мой взгляд, концепций права, на сегодняшний день рассматривается либертарно-юридическая концепция, достоинства и недостатки которой и будут исследованы в настоящей работе.

Под сущностью права согласно рассматриваемой концепции подразумевается принцип формального равенства, который представляет собой единство трех взаимодействующих друг с другом свойств (характеристик права) – всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости [2, С. 132]. Раскрывая названные компоненты (атрибуты) права, В.С. Нерсесянц утверждал, что такое триединство сущностных признаков «можно охарактеризовать как три модуса единой субстанции, три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого невозможно. Формальное равенство предполагает, что фактически различные люди уравнены единой мерой и общей формой; формальная свобода – формальную независимость людей друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере, действие по единой общей форме; формальная справедливость – абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех них мера и форма дозволений, запретов и т.д., исключающая чьи-либо привилегии. Следовательно, равенство (всеобщая равная мера) включает в себя свободу и справедливость, свобода – равную меру и справедливость, справедливость – равную меру и свободу [3, С. 5].

Таким образом, при раскрытии принципа формального равенства в либертарно-юридической теории указывается на то, что фактически неравные по своей природе индивиды, вступая между собой во взаимоотношения, действуют независимо друг от друга, имея равные возможности и права, их поступки регулируются едиными правовыми нормами.

  1. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 3-15.
  2. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: М.: РАП. 2012. С. 132.
  3. Нерсесянц В.С. Типология правопонимания // Право и политика. 2001. № 10. С. 5.
  4. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2006. С. 31.
  5. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2006. С. 37-38.
  6. Четвернин В. А. Российская конституционная концепция правопонимания // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. № 4. С. 15.
  7. Четвернин В. А. Введение в курс общей теории права и государства: учеб.пособие. М., 2003. С. 21.
  8. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2006. С. 36.
  9. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2006. С. 36-37.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Либерта́рно-юриди́ческая тео́рия пра́ва и госуда́рства (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права) — концепция понимания права и государства, разработанная академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем в 70-90-х гг. ХХ века, представляющая собой самостоятельное направление в российской философии права, конкурирующее с иными типами понимания права в России (позитивистской теорией права во всех её вариантах, естественно-правовым направлением и другими). Стала явлением постсоветской науки о праве и государстве, однако до настоящего времени не получила широкой поддержки и применения в научных кругах. В настоящее время либертарную теорию права развивают последователи В. С. Нерсесянца — В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова, а также старший брат основателя теории — Вазген Сумбатович Нерсесян [прим. 1] .

Либертарная теория права в советское время противопоставила марксистско-ленинскому учению о государстве и праве (имевшему в советское время статус единственно верного и научного) новый подход к пониманию права, основанный на концепции (метатеории) различения права и закона.

Нередко либертарную теорию называют идеологией, а также метафизическим, философским пониманием права и отказывают ей в научном статусе. Как правило, такие обвинения выдвигаются сторонниками господствующего позитивистского понимания права и государства.

Содержание

Наименование теории

В. С. Нерсесянц в начале 90-х гг. XX в. называл свой подход к праву и государству либеральным. Впоследствии, В. С. Нерсесянц стал называть свое учение либертарной теорией. Однако изменение не было обусловлено каким-либо изменением концепции:

Либертарная теория права В. С. Нерсесянца имеет только аксиологическое родство с либертарианством ХХ века, напрямую генетически и методологически не связана с либертарианскими учениями XX века. Более того, в своих фундаментальных трудах В. С. Нерсесянц не исследует либертарианские учения о праве ХХ века. В свою очередь либертарная институциональная теория В. А. Четвернина имеет значительно большую связь с либертарианством второй половины ХХ века, с его минархистской ветвью.

Генезис либертарной теории и её развитие

В 60-х гг. ХХ в. В. С. Нерсесянц активно изучает философию права Г. В. Ф. Гегеля, младогегельянство и неогегельянство, а также критику К. Марксом взглядов Гегеля на государство и право. В 1973 г. В. С. Нерсесянц впервые публикует статью о необходимости различения права и закона для преодоления формально-догматического позитивистского подхода к праву, обосновывая правомерность такого различения цитатами из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса.

Ещё при жизни академика В. С. Нерсесянца сформировался основной круг сторонников либертарной теории. Это российские ученые Н. В. Варламова, В. В. Лапаева, В. А. Четвернин и старший брат академика В. С. Нерсесянц. Под руководством В. А. Четвернина защищено несколько диссертационных работ на соискание степени кандидата юридических наук, концептуальной основой которых стала либертарная теория.

Либертарно-юридическая теория права и государства — концепция понимания права и государства, разработанная академиком Нерсесянцем в 70-90-х гг. 20 века, представляющая собой самостоятельное направление в российской философии права, конкурирующее с иными типами понимания права в России (позитивистской теорией права во всех ее вариантах, естественно-правовым направлением и другими). Данная теория наиболее известна из новых теорий права, но до настоящего времени не получила широкой поддержки и применения в научных кругах. В настоящее время либертарную теорию права развивают последователи Нерсесянца —Четвернин, Лапаева, Варламова.

Либертарная теория права в советское время противопоставила марксистско-ленинскому учению о государстве и праве (имевшему в советское время статус единственно верного и научного) новый подход к пониманию права, основанный на концепции (метатеории) различения права и закона.

Нередко либертарную теорию называют идеологией, а также метафизическим, философским пониманием права и отказывают ей в научном статусе. Как правило, такие обвинения выдвигаются сторонниками господствующего позитивистского понимания права и государства.

Нерсесянц в начале 90-х гг. XX в. называл свой подход к праву и государству либеральным. Впоследствии, Нерсесянц стал называть свое учение либертарной теорией. Однако изменение не было обусловлено каким-либо изменением концепции, а связано если вкратце, с тем, чтобы разделить понятия юридический и правовой, законный.

Либертарная теория права Нерсесянца имеет только аксиологическое (в чем ценность права) родство с либертарианством ХХ века, напрямую не связана с либертарианскими учениями XX века. Более того, в своих фундаментальных трудах. Нерсесянц не исследует либертарианские учения о праве ХХ века. В свою очередь либертарная институциональная теория В. А. Четвернина имеет значительно большую связь с либертарианством второй половины ХХ века, с его минархистской ветвью.

В конце 80-х, в 90-е и последующие годы подход Нерсесянца к пониманию права в своей основе не претерпел существенных изменений. В. С. Нерсесянц публикует обстоятельные работы, в которых системно и комплексно излагает основы своего учения о праве и государстве. В этих работах классические рассуждения Нерсесянца о различении права и закона, о понятии права как формально равной свободе были систематизированы и были дополнены теоретическими положениями о государстве, о правовом государстве, правах человека.

В основе либертарно-юридического типа правопонимания лежит принцип формального равенства.

Либертарно-юридическое правопонимание включает в себя не только понимание права (как сущности права, так и правового явления в форме правового закона), но и правовое понимание государства как институционально-властной формы выражения и действия принципа формального равенства, как правовой формы организации всеобщей публичной власти.

Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т.е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

В рамках либертарно-юридического подхода взаимосвязь сущности и явления в праве носит необходимый и закономерный характер: объективная правовая сущность (формальное равенство) - это сущность определенного реального правового явления (устанавливаемого государством общеобязательного закона, выражающего свойства и требования принципа формального равенства), а правовое явление (общеобязательный закон, выражающий свойства и требования принципа формального равенства) - это явление (проявление) именно и только данной определенной сущности (формального равенства). Правовая сущность (формальное равенство) проявляет себя в общеобязательном законе (правовом явлении действительности), а правовое явление (общеобязательный закон) проявляет, выражает во внешней реальной действительности правовую сущность (формальное равенство).

Только на основе и с учетом такой необходимой связи между правовой сущностью и правовым явлением возможно достижение их искомого единства в виде правового закона, т.е. устанавливаемого государством и официально действующего общеобязательного позитивного права, выражающего в нормативно-конкретизированной форме свойства и требования принципа формального равенства. С позиций легизма и юснатурализма такое единство правовой сущности и правового явления в виде правового закона недостижимо.

Право, подразумеваемое либертарным правопониманием, - это лишь необходимый правовой минимум , то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона.

У либертаристов. Право – это мера свободы, равенства и справедливости. Не санкции делают норму правовой, а ее правовая природа, т.е. принципы свободы, справедливости и равенства. Если не соответствует, то это не норма права. Что делать с неправовыми законами? – ответа у либертаристов нет.

Вариант 2

Понятие либертарно-юридической теории права и государства

Либертарно-юридическая теория права и государства представляется концепцией понимания государства и права, разработанной академиком РАН В. С. Нерсесянцем в 70-90-х годах 20 века.

Она представляет собой самостоятельное направление в философии права России, которое конкурирует с другими вариантами понимания права, к примеру с позитивистской теорией права во всех её вариациях, естественно-правовой направленностью и иными.

Данная теория стала значимым явлением послесоветской науки о государстве и праве, но до настоящего момента не обрела широкой поддержки и использования в научных кругах. В настоящий момент либертарную теорию права совершенствуют последователи В. С. Нерсесянца:

  • В. В. Лапаева;
  • В. А. Четвернин;
  • Е. А. Зорченко;
  • Н. В. Варламова;
  • В. С. Нерсесян.

Либертарная теория права в советский временной период противостояла марксистско-ленинскому учению о государстве и праве, обладавшему в те годы статусом единственно верного и научного, и являла собой новейший подход к пониманию права, основанный на концепте различения закона и права.

Часто либертарную теорию именуют идеологией, а также философским, метафизическим пониманием права и отказывают ей в статусе науке. Обычно подобные обвинения выдвигаются сторонниками господствующего позитивистского понимания государства и права.

Происхождение названия теории

В. С. Нерсесянц в нач. 90-х годов 20 века называл собственный подход к государству и праве либеральным. Позже, он стал именовать данное учение либертарной теорией. Но изменения в наименовании теории не были обусловлены каким-то изменением в ее концепции.

Готовые работы на аналогичную тему

Либертарная теория права В. С. Нерсесянца обладает лишь аксиологическим родством с либертарианством 20-го века, прямо методологически и генетически не имеет связи с либертарианскими учениями 20 века. Более того, в своих фундаментальных трудах В. С. Нерсесянц не исследовал либертарианские правовые учения 20 века. В собственную очередь либертарная институциональная теория В. А. Четвернина обладает значительно большей связью с либертарианством втор. Пол. 20века, с его минархистским ответвлением.

Генезис либертарной теории, её развитие

В 60-х годах 20-го века В. С. Нерсесянц активным образом познавал философию права Г. В. Ф. Гегеля, неогегельянство и младогегельянство, а также критику К. Марксом взглядов Гегеля на право и государство. В 1973 году В. С. Нерсесянц первоначально опубликовал статью о необходимости различия закона и права с целью преодоления формально-догматического позитивистского правового подхода, объясняя правомерность этого различия цитатами трудов Ф. Энгельса и К. Маркса.

После защиты докторской диссертации В. С. Нерсесянц начал активным образом разрабатывать проблематику различия закона и права.

В сравнении с неопубликованной статьей 1977 года В. С. Нерсесянц продвинулся дальше простого различия закона и права, но указывал на необходимость рассмотрения категории права сквозь категорию свободы.

Данная точка зрения на право существенным образом отличалась от принятой в советской науке с 1938 года, и резко контрастировала с большей частью научных мнений о праве.

Таким образом, уже в 1979 году В. С. Нерсесянц и его концепт резко и публично дистанцировались от магистральной линии советской теории права и государства, которая за редкими исключениями (Л. С. Мамут, В. Д. Зорькин) просматривала право с точки зрения принятых государственных норм, имееется в в виду законодательство в широчайшем смысле.

Читайте также: