Либеральные реформы 60 70 годов 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.




Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права.

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности – барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Большая часть дворян, которые привыкли паразитировать на труде крепостных, не смогла использовать деньги, полученные в качестве выкупа, на развитие своего хозяйства. Дворяне зачастую продавали земли, проматывали деньги.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.

Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860–1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет – 6 лет, во флоте – 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Александр II являлся всероссийским императором, польским царем и Великим князем Финляндским в период с 1855 по 1881 год. Происходил он из династии Романовых.

Запомнился Александр II как выдающийся новатор, проводящий либеральные реформы 60-70 годов 19 века. О том, улучшили они или ухудшили социально-экономическую и политическую обстановку в нашей стране, историки спорят до сих пор. Но роль императора сложно переоценить. Не зря в российской историографии он известен как Александр Освободитель. Такое почетное звание правитель получил за отмену крепостного права. Погиб Александр II в результате террористического акта, ответственность за который взяли на себя активисты движения "Народная воля".

либеральные реформы 60 70 годов 19 века [

Судебная реформа

В 1864 году был издан важнейший документ, который во многом изменил систему юстиции в России. Это был Судебный устав. Именно в нем либеральные реформы 60-70-х годов XIX века проявились очень ярко. Этот устав стал основой единой системы судов, деятельность которых отныне должна была основываться на принципе равенства всех слоев населения перед законом. Теперь заседания, на которых рассматривались как гражданские, так и уголовные дела, стали публичными, а их результат должен был публиковаться в печатных изданиях. Стороны тяжбы получили право пользоваться услугами адвоката, имеющего высшее юридическое образование и не состоящего на государственной службе.

 либеральные реформы 60 70 х годов xix века

Несмотря на существенные нововведения, направленные на укрепление капиталистического строя, все же либеральные реформы 60-70 годов 19 века сохраняли пережитки крепостного права. Для крестьян создавались специализированные волостные суды, которые в качестве наказания могли назначать и побои. Если рассматривались политические процессы, то административные репрессии были неминуемы, даже если приговор был оправдательным.

Земская реформа

Александр Второй осознавал необходимость внесения изменений в систему местного управления. Либеральные реформы 60-70-х годов повлекли создание выборных земских органов. Они должны были заниматься вопросами, связанными с налогообложением, с медицинской помощью, начальным образованием, финансированием и т. д. Выборы в уездные и земские управы проходили в два этапа и обеспечивали большинство мест в них дворянам. Крестьянам отводилась незначительная роль в решении местных вопросов. Такое положение сохранялось вплоть до конца 19-го века. Незначительное изменение пропорций достигалось вхождением в управы кулаков и купцов, выходцев из крестьянской среды.

Избирались земства на четыре года. Они занимались вопросами местного самоуправления. В любых случаях, затрагивавших интересы крестьян, решение принималось в пользу помещиков.

либеральные реформы 60 70 х годов

Военная реформа

Коснулись изменения и армии. Либеральные реформы 60-70 годов 19 века были продиктованы необходимостью срочной модернизации военных механизмов. Руководил преобразованиями Д. А. Милютин. Реформа проходила в несколько этапов. Сначала вся страна была разделена на военные округи. Для этого был издан ряд документов. Центральным стал нормативный акт о всеобщей воинской повинности, подписанный императором в 1862 году. Он заменял рекрутский набор в армию всеобщей мобилизацией, независимо от сословий. Основной целью реформы стало сокращение численности солдат в мирное время и возможность оперативного их сбора в случае неожиданного начала боевых действий.

В результате преобразований были достигнуты такие результаты:

  1. Создана обширная сеть военных и юнкерских училищ, в которых занимались представители всех сословий.
  2. Численность армии сократилась на 40%.
  3. Был основан главный штаб и военные округи.
  4. В армии была отменена традиция телесных наказаний за малейшую провинность.
  5. Глобальное перевооружение.

Крестьянская реформа

Крепостное право в период правления Александра Второго уже практически себя изжило. Проводила Российская империя либеральные реформы 60-70 гг. XIX века с основной целью создать более развитое и цивилизованное государство. Нельзя было не затрагивать важнейшую сферу социальной жизни. Крестьянские волнения становились все сильнее, особенно обострились они после изнурительной Крымской войны. Государство обратилось к этому слою населения за поддержкой в ходе боевых действий. Крестьяне были уверены, что наградой за это станет их освобождение от помещичьего самоуправства, но их надежды не оправдались. Все чаще вспыхивали бунты. Если в 1855 году их было 56, то в 1856-м их количество превысило уже 700.
Александр Второй распорядился о создании специализированного комитета по крестьянскому делу, в который вошло 11 человек. Летом 1858 года был представлен проект реформы. Он предполагал организацию комитетов на местах, в которые входили бы самые авторитетные представители дворянской знати. Им предоставлялось право вносить поправки в проект.

Основным принципом, на котором основывались либеральные реформы 60-70 годов 19 века в сфере крепостного права, стало признание личной независимости всех подданных Российской империи. Тем не менее, помещики оставались полноправными хозяевами и владельцами земельных угодий, на которых работали крестьяне. Но последние получали возможность со временем выкупить участок, на котором трудились, вместе с хозяйственными постройками и жилым помещением. Проект вызвал волну возмущения как со стороны помещиков, так и со стороны крестьян. Последние были против безземельного освобождения, утверждая, что "одним воздухом сыт не будешь".

российская империя либеральные реформы 60 70 гг xix века

Опасаясь обострения ситуации, связанной с крестьянскими бунтами, правительство идет на существенные уступки. Новый проект реформы носил более радикальный характер. Крестьянам давалась личная свобода и участок земли в постоянное владение с последующим правом выкупа. Для этого была разработана программа льготного кредитования.

19.02.1861 года император подписал манифест, который законодательно закрепил нововведения. После этого были приняты и нормативные акты, которые детально урегулировали вопросы, возникающие в ходе воплощения реформы в жизнь. После того как крепостное право было отменено, удалось достичь следующих результатов:

  1. Крестьяне получили личную независимость, а также возможность распоряжаться всем своим имуществом по собственному желанию.
  2. Помещики оставались полноправными владельцами своей земли, но были обязаны отдавать бывшим крепостным определенные наделы.
  3. За использование арендуемых участков крестьяне должны были платить оброк, от которого нельзя было отказаться на протяжении девяти лет.
  4. Размеры барщины и надела записывались в специальные грамоты, которые проверялись посредническими органами.
  5. Крестьяне со временем могли выкупить свой земельный участок по согласованию с арендодателем.

Реформа образования

Изменилась и система обучения. Были созданы реальные училища, в которых, в отличие от стандартных гимназий, упор делался на математику и естественные науки. В 1868 году в Москве начали функционировать единственные на то время высшие курсы для женщин, что стало большим прорывом в отношении равноправия полов.

либеральные реформы 60 70 х годов xix века 8 й класс

Иные реформы

Помимо всего вышеперечисленного, изменения коснулись и множества других сфер жизнедеятельности. Так, существенно расширились права евреев. Им было разрешено свободно перемещаться по всей территории России. Право переезжать и работать по специальности получили представители интеллигенции, врачи, юристы и ремесленники.

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Тернистый путь реформ

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.

Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.

Что такое либерализм

Либерализмом называют направление общественно-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние на человека государства и других структур, в том числе религии, в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.

Причины либеральных реформ

Основная причина либеральных реформ – отставание России от передовых европейских стран, к середине XIX века ставшее особенно ощутимым. Другая причина – крестьянские восстания, количество которых резко возросло к середине 1850-х годов; народные выступления угрожали существующему государственному строю и самодержавной власти, поэтому положение необходимо было спасать.

Предпосылки реформ

Задачи реформ

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Организационные принципы суда

Несменяемость и независимость судей.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.

Либеральные реформы Александра II: плюсы и минусы

Создавалась единая система судов, при этом все сословия уравнивались перед законом. Судебные заседания стали публичными, а также получали освещение в средствах массовой информации. Стороны теперь имели право пользоваться услугами негосударственных адвокатов.

Реформа провозглашала равенство всех групп населения в правах. Отношение государства к человеку теперь формировалось на основе его поступков, а не происхождения.

Реформа была непоследовательной. Для крестьян создавались особые волостные суды со своей системой наказаний, в которую входили и побои. Если рассматривались политические дела, то административные репрессии применялись даже в случае, если приговор был оправдательным.

Были внесены изменения в систему местного самоуправления. Были назначены выборы в земские и уездные управы, которые проходили в два этапа. Местное правительство назначалось на четырёхлетний срок.

Земства занимались вопросами начального образования, здравоохранения, налогообложения и т. д. Местным органам власти предоставлялась определённая автономия.

Большинство мест в земских органах власти занимали дворяне, крестьян и купцов было мало. Вследствие этого все вопросы, затрагивающие интересы крестьян, решались в пользу помещиков.

Рекрутский набор заменён всеобщей воинской повинностью, охватывающей все сословия. Были созданы военные округа, основан главный штаб.

Новая система позволяла сократить численность армии в мирное время и оперативно собрать большое войско в случае необходимости. Проведено масштабное перевооружение. Создана сеть военных училищ, образование в которых было доступно представителям всех сословий. Отменены телесные наказания в армии.

Юридически устанавливалась личная независимость крестьянина, также ему выдавался определённый земельный надел в постоянное пользование с последующим правом выкупа.

Устаревшее и изжившее себя крепостное право было окончательно ликвидировано. Появилась возможность существенно поднять уровень жизни сельского населения. Благодаря этому удалось устранить опасность крестьянских бунтов, ставших в 1850-е годы обычным явлением в стране. Реформа позволила договориться и с помещиками, которые оставались полноправными владельцами всех своих угодий, за исключением небольших участков, выделяемых для крестьян.

Сохранялся оброк, который крестьяне обязаны были платить помещику в течение нескольких лет за право пользования землёй, размер оброка помещик имел право устанавливать по своему усмотрению.

Вводилась система реальных училищ, в которых, в отличие от классических гимназий, упор делался на преподавание математики и естественных наук. Было создано значительное количество исследовательских лабораторий.

У народа появилась возможность получать разностороннее и более светское образование, осваивать науки в их современном (на то время) состоянии. Кроме того, начали открываться курсы высшего образования для женщин. Плюсом для правящего класса стало устранение опасности распространения революционных идей, поскольку молодёжь теперь получала образование в России, а не на западе.

Выпускникам реальных училищ было ограничено поступление в высшие специальные учебные заведения, а в университет они не могли поступить вовсе.

Вводилась система городского самоуправления, в том числе городские Дума, управа и избирательное собрание.

Реформа позволяла населению городов обустраивать своё городское хозяйство: строить дороги, инфраструктуру, кредитные учреждения, пристани и т. д. Это позволило оживить торговое и промышленное развитие страны, а также приобщить население к гражданской жизни.

Городская реформа носила откровенно националистический и конфессиональный характер. Среди депутатов городской думы число нехристиан не должно было превышать трети, а городской голова не должен был быть евреем.

Итоги реформ

Значение реформ

Либеральные реформы, которые проводились в 60-70-х годах 19 века, были логическим продолжением отмены крепостной зависимости. Новая социальная структура требовала изменений в административном управлении и государственно строе.

Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.

Судебная реформа

Компетенция судов строго разграничивалась гражданские иски рассматривались в мировом суде, уголовные преступления в окружном. Наивысшей судебной инстанцией был Сенат.

Для рассмотрения политических преступлений, в том числе направленных против самодержавия, были организованы особые суды, в процессе заседания которых исключался принцип гласности.

Военная реформа

Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет. Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии. К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии - гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность.

Земская реформа

После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы.

Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами.

Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия.

Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития.


Урок знакомит с предпосылками и целями проведения либеральных реформ Александра II. Анализирует положительные и отрицательные стороны реализации Земской, Судебной, Городской и образовательной реформ. Называет итоги и значение этих преобразований.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Либеральные реформы Александра II 60 – 70-х годов XIX века"

Отмена крепостного права стала для России знаковым событием не только потому, что личную свободу получило около 23 миллионов человек. Вместе со свободой крестьяне получили гражданские права, следовательно, изменилась и социальная структура российского общества. При таких переменах старая система управления страной становилась неэффективной. Изменений требовали и иные сферы жизни государства и общества.

К 1860-м годам было очевидно, что старая система местного управления несостоятельна.

Назначение чиновников из столицы на места часто вело к ошибочным и запоздалым решениям.

Безучастие в решение местных проблем населения пагубно сказывались на всех сторонах жизни уездов и губерний.

Кроме того, преобладание дворян в земствах делало их безопасными для правительства.

Цели либеральных реформ Александра II


Российская буржуазия была недовольна тем, что не принимала участия в решении даже местных вопросов.

Для решения всех этих задач в 1864 году была проведена Земская реформа. Она предполагала создание в сельской местности Российской империи системы местного самоуправления.

На земских собраниях избирались исполнительные органы местной власти – уездные и губернские управы. Срок их полномочий также составлял 3 года. Они состояли из 6 человек, назначаемых земскими собраниями.

Председателями земств назначались предводители дворянства.

Система местного самоуправления России


Выборы в Земства проводились по куриям (частям), на которые по сословному и имущественному принципу было разделено всё население уезда. Всего их было три.

Первая – курия землевладельцев. Её избиратели должны были иметь от 200 и более десятин земли. Или недвижимое имущество на сумму 15 тысяч рублей. Или годовой доход от 6 тысяч рублей. Уполномоченные от групп землевладельцев, владевших не менее 1/20 ценза первой курии.

Вторая – городская курия. В неё входили купцы, промышленники и торговцы с годовым доходом не менее 6 тысяч рублей. Владельцы недвижимости на сумму от 500 рублей (в небольших городах). До 3 тысяч в крупных.

Третья – крестьянская курия. В неё входили крестьяне-собственники. Имущественного ценза здесь не было. Но выборы в этой курии проходили в несколько этапов.

Выборы в земства


На сельских сходах выбирались представители на волостной сход. Там – избирали выборщиков, из числа которых выдвигались представители в уездное земское собрание.

Полномочия земств ограничивались решением местных хозяйственных вопросов.

Для этих нужд земства собирали специальный налог. Это объяснялось тем, что финансирования из бюджета земства не получали.

Тем не менее, в их ведении находились:

· Развитие местной торговли и промышленности.

Вводились земства постепенно и не во всех районах империи. К концу 1870-х земства существовали преимущественно в губерниях Европейской России, а также в Бессарабии и в области Войска Донского.

Там, где дворянское землевладение было незначительным или вообще отсутствовало, земства не вводились – в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Архангельской, Астраханской, Оренбургской губерниях.

Земств не получили национальные окраины России (Беларусь, Прибалтика, Правобережная Украина, Польша, Кавказ) так как большинство помещиков в этих землях не были русскими.

Земская реформа имела существенные недостатки. Основные из них:

· Фактическая сословность выборов из-за высокого ценза (количество гласных от дворян в земствах редко составляло менее 50 процентов).

· Ограничение сферы деятельности земств вопросами местного хозяйства.

· Тем не менее, за время своей работы земства значительно улучшили уровень народного образования и медицинского обслуживания в России.

· Содействовали развитию сети дорог, местной промышленности, культуре земледелия среди крестьян.

Действовавшая к началу правления Александра II система российских судов была оформлена ещё при Екатерине II. Она отвечала требованиям XVIII века, но ко второй половине XIX окончательно устарела.

Из-за своей громоздкости и коррумпированности российские суды вызывали нарекания у всего населения.

Хотя проекты судебной реформы были составлены ещё при Николае I, активная работа в этом направлении стала вестись только с воцарением Александра II.

В итоге, к концу 1864 года были готовы новые Судебные уставы, вводившие в России новую систему судов.

По одной из версий, Александр II окончательно принял решение о проведении судебной реформы после следующего случая – ему на утверждение было подано несколько крупных дел, тяжбы в суде по которым длились около 20 лет.

Согласно реформе, новая судебная система России строилась в соответствии с нормами буржуазного права.

Основными из них были:

· Отделение судебной власти от административной.

· Равенство всех перед законом.

· Право на защиту в суде.

· Состязательность защиты и обвинения.

· Введение суда присяжных.

· Профессиональный ценз для всех судебных чинов.

В соответствии с положениями реформы, вводилась новая система судов.

Она имела чёткую иерархию и разделение полномочий.

Все суды делились на две ветви. Первая – мировые суды. Вторая – общие суды.

Каждая ветвь имела по две инстанции. Первая: Мировые судьи, Мировые съезды. Вторая: Окружные суды, Судебные палаты.

Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Для дел особой важности по личному указанию императора созывался Верховный уголовный суд.

Система судов России по реформе 1864 года


Мировые суды создавались в уездах и городах Российской империи.

Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Сумма иска по ним ограничивалась 500 рублями. Наказание – одним годом тюрьмы.

Должность мирового судьи и председателя мирового съезда была выборной (они избирались в земствах или городских думах сроком на три года; в последнем случае – мировыми судьями).

Власть мирового судьи была единоличной. При несогласии с его решением можно было подать апелляцию в мировой съезд.

Система общих судов включала Окружные суды, обслуживавшие несколько уездов (округ). Судьи в этих судах были несменяемыми и назначались императором. Они рассматривали гражданские и уголовные дела, наказываемые заключением на срок от одного года. При этом, обвиняемых в преступлениях за которые грозило от 16 месяцев заключения и выше судил суд присяжных.

Судебные палаты учреждались в особых округах, состоявших из нескольких губерний или областей. Они состояли из назначенных императором, несменяемых судей.

Основная задача судебных палат – рассмотрение апелляций на решения окружных судов (кроме решений судов присяжных). Также судебные палаты решали дела о государственных и должностных преступлениях.

Система судов России по реформе 1864 года


После судебной реформы 1864 года российские суды гласными. На заседания стала допускаться публика. В прессе появились статьи о наиболее заметных делах.

Нормой стала состязательность сторон в суде. При которой на процессе присутствовал государственный обвинитель – прокурор и защитник обвиняемого – адвокат.

Ввиду этого в российском обществе сильно возрос интерес к адвокатскому делу.

Однако судебная реформа не затронула полномочий военного и военно-морского судов, коммерческих судов (в их ведении оставались дела о разрешении экономических споров в крупных городах), церковного суда, который преимущественно рассматривал дела о разводах.

Продолжали работу крестьянские волостные суды. Они разбирали мелкие дела, пользуясь местными нормами права.

Также следует отметить, что российский император не имел судебной власти и сохранял за собой только право на помилование. Тем не менее, он назначал судей всех инстанций, кроме мировых. От его имени выносились судебные решения.

В целом Судебная реформа 1864 года стала самой последовательной из преобразований Александра II. Она полностью изменила судебную систему России.

Принципы, на которых она строилась, были в то время самыми передовыми.

На примере земской реформы была проведена реформа городского самоуправления.

Главной целью реформы было содействие развитию экономики городов путём введения самоуправления. Как и в случае с земской реформой, управление жизнью городов только из столицы было неэффективным. Также – создание опоры власти в лице городской буржуазии.

Согласно реформе, самоуправление в российских городах получило следующий вид.

Городские избирательные собрания (общие собрания всех горожан, получивших избирательное право) избирали депутатов (гласных) в городскую думу сроком на четыре года.

Городская дума являлась распорядительным органом.

Дума избирала городскую управу – исполнительный орган городского самоуправления.

Городского голову – главное должностное лицо городского самоуправления. Он являлся главой, как думы, так и управы.

Система городского самоуправления России


Правом голоса на собрании пользовались только подданные Российской империи. Возраст избирателей должен был составлять не менее 25 лет. При этом обязательным условием было владение имуществом и отсутствие недоимок по налогам в городскую казну.

Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемых годовых налогов.

К первой относились крупные налогоплательщики (промышленники, купцы, банкиры), платившие треть городских сборов.

Ко второй – средние налогоплательщики. Они также выплачивали треть городских налогов.

К третьей – все остальные налогоплательщики с правом голоса. Они давали городу последнюю треть поступлений.

Следует отметить, что по всем трём куриям избиралось равное число депутатов в городскую думу.

Такое положение соответствовало провозглашённому принципу городской реформы – всесословности самоуправления. Но большинство гласных принадлежало к категории крупной и средней буржуазии. Это позволяло им контролировать работу органов самоуправления.

В ведении городского самоуправления находились в основном хозяйственные вопросы, благоустройство города, обеспечение населения продовольствием, противопожарная безопасность, устройство благотворительных заведений и больниц, развитие местной торговли и промышленности, устройство образовательных и просветительских учреждений, сбор налогов на содержание и развитие городских служб, устройство пристаней, бирж, банков.

Городская реформа 1870 года положительно сказалась на развитии экономики

Наличие самоуправления позволило городским властям уделить внимание благоустройству и развитию культуры.

Реформа способствовала привлечению к управлению широких слоёв населения.

Но вместе с тем городское самоуправление осталось под контролем государства (губернатор при желании мог отменить постановления городской думы).

Согласно его статьям, восстанавливалась автономия высших учебных заведений. Были отменены ограничения на приём студентов из различных сословий. Закреплялся статус университета как светского учебного заведения. Университеты получили право выписывать любые иностранные учебные пособия без пошлин и проверки цензуры.

Главную роль в управлении университетом играл Университетский Совет (собрание всех профессоров).

В его полномочия входили: выборы ректора и иных должностных лиц университета, решение кадровых вопросов, финансовая деятельность, утверждение программ обучения, присуждение учёных степеней, назначение стипендий.

Устав определил единую структуру университетов.

Каждый университет состоял из четырёх факультетов: филологического, юридического, физико-математического, медицинского.

В 1874 году это положение было доработано.

Согласно его статьям право на организацию начальных школ помимо государства и церкви, получили органы местного самоуправления (земства, городские советы, крестьянские общины). Различные общества и частные лица.

В итоге появилось большое количество различных типов учебных заведений, основными из которых были земские, церковно-приходские, Министерства народного просвещения (государственные), воскресные школы.


· Предусматривало обучение в таких заведениях на русском языке.

· Устанавливало право взимания платы за обучение, хотя начальное образование по факту всегда оставалось бесплатным.

· Определяло общие учебные пособия и программу обучения (в среднем обучение в начальной школе занимало около трёх лет).

Предметы, входившие в курс начального образования, были следующими:

чтение, письмо, четыре правила арифметики, основы православия. При наличии условий – церковное пение. Также разрешалось преподавать ремёсла и рукоделие.

Они регламентировали систему среднего образования в России.

Основными средними учебными заведениями в 1870-х годах были:

- Реальные училища. Срок обучения в них составлял 6-7 лет. Они готовили технических специалистов. Основными предметами в них были точные науки.

- Учреждениями неполного среднего образования признавались прогимназии. Срок обучения в них составлял 4 года. Их учебная программа соответствовала первым четырём классам классических гимназий.

Учреждения среднего образования


Гимназии, прогимназии и реальные училища были объявлены бессословными учебными заведениями. Но стоимость обучения в них была очень велика. Поэтому основную массу учащихся составляли дети дворян и буржуазии.

Реформой не была установлена прямая преемственность между учреждениями образования. Начальная школа не была связана со средней.

Система образования в России в 1870-х гг.


Закончив прогимназию можно было поступить в 5 класс классической гимназии. По завершении обучения в ней – поступить в университет. Выпускники реальных училищ не имели права поступления в университет. Им предлагалось продолжить обучение в высших технических заведениях.

При Александре II получило дальнейшее развитие женское образование. С 1858 года в крупных городах стали открываться государственные женские училища (с 1870 года гимназии и прогимназии).

В 1870-х годах развилась система высших учебных заведения для женщин. Они получили название высших женских курсов.

Таким образом, в ходе земской реформы 1864 года в Российской империи была создана сеть всесословных органов самоуправления в сельской местности.

Судебная реформа 1864 года создала в России новую систему судов, полностью отвечавшую потребностям государства и общества.

Городская реформа 1870 года позволила создать эффективную систему самоуправления, положительно повлиявшую на развитие всех сторон жизни российских городов.

Университетская реформа вернула автономию российским университетам. Способствовала развитию отечественной науки.

Реформы начального и среднего образования ввели бессословный принцип обучения. Позволили расширить сеть учебных заведений страны.

Читайте также: