Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе на дне кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким. Это приют "убогих и сирых" . Под сводами ночлежки собрались люди различного характера и социального положения. Каждый из них наделен индивидуальными чертами.

Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, поглощенный воспоминаниями о былой славе, и Настя, рвущаяся к большой настоящей любви. Множество драматических событий вместилось в 4 действия - смерть, кровавая драка, кончающаяся тюрьмой, истязания, заканчивающиеся больницей, взрывы ревности, истерики, самоубийство. И до такой степени ожесточения дошли люди в ночлежке Костылевых.

И хотя герои в пьесе вынуждены постоянно общаться друг с другом, у них нет общих интересов. Чужие друг другу, они не ищут близости. Страшная участь становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Оторвавшись от своей среды, эти люди поднялись над ней и могут судить о себе и своем прошлом.

Среди них есть Сатин, у которого бывают минуты прозрения, когда он с восхищением говорит о могуществе человека, имея в виду и человека вообще, и конкретного человека во плоти.

"Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. "

Гуманизм Сатина рождается на самом дне жизни, и в свете этого контраста только и можно понять значение его слов: "Человек. Это звучит гордо!"

Главный вывод драмы Горького в том и заключается - человек создан для лучшего, и если общество его так унизило и втоптало в грязь, значит, это общество устроено плохо и нуждается в коренном обновлении.

Сатин произносит знаменитый монолог, не рассчитывая в чем-либо убедить барона. Потому к его пафосу примешана горечь, ведь так далека от романтики действительность. Его слова звучат утопией, но это слова самого автора. Пламенный монолог сатина звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел обманувший, хоть и из добрых побуждений, всех Лука, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал и писатель, а объяснил тем, что должен быть герой - резонер. Но тех, кого изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли он в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Цитаты о человеке из пьесы Горького "На дне"

Бубнов: "Человек рождается для лучшего"
"Человек - свободен. он за все платит сам"
"Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью"
Сатин: "Человек. Это звучит гордо!"

«Анна. Не помню - когда я сыта. Всю жизнь в отрепьях ходила. всю мою несчастную жизнь. За что?

Лука. Эх ты, детынька! Устала? Ничего!

Актер. Валетом ходи. валетом, черт!

Барон. А у нас - король.

Клещ. Они всегда побьют.

Сатин. Такая у нас привычка.

Бубнов. И у меня. н-ну.

В приведенном фрагменте все реплики звучат из разных углов: предсмертные слова Анны путаются с выкриками ночлежников, играющих в карты (Сатин и Барон) и в шашки (Бубнов и Медведев). Этот полилог, составленный из нестыкующихся друг с другом реплик, хорошо передает авторское стремление подчеркнуть разобщенность ночлежников: отчетливо явлены провалы коммуникации, заменяющие общение. В то же время автору важно удержать внимание зрителя на смысловых опорах текста. Такой опорой становится в пьесе пунктир лейтмотивов (правда - вера, правда - ложь), организующий движение речевого потока.

Пьеса М. Горького “На дне” по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”, - это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы “На дне” способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Данченко писал М. Горькому: “Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре. Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра”.

М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.

Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это “подвал, похожий на пещеру”. Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом “дне” общества. Сначала пьеса называлась “На дне жизни”, но потом Горький поменял название - “На дне”. Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на “дне” моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. “Дно жизни” это течение жизни не захватывает.

Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надежду вырваться отсюда.

Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.

В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.

Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на “дно”. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что “ниточки-то гнилые”.

Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.

Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса “На дне” является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на “дно”, спорят о философских проблемах бытия.

М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает*^ каждого человека (“ни одна блоха не плоха, все черненькие”), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.

Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.

Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.

Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова — чудодейственный бальзам на их измученные души.

Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.

Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.

Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.

Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: “Человек может добру научить. ”

Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.

В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. “Ложь - религия рабов и хозяев. Правда- бог свободного человека!” Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: “человек - это звучит гордо!”, “человек выше сытости”, “не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо”. Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.

Пьеса М. Горького “На дне” является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: комплексное применение знаний и умений учащихся в работе с драматическим произведением.

Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде.

Выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин).

Создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки, Бубнова, Сатина.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать навыки работы с информацией.

Развивать навыки публичного выступления.

Развивать умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

Воспитывать чувство толерантности.

Формировать нормы взаимоотношений между учащимися, основанные на уважении друг к другу.

Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Знать / понимать

учащиеся должны знать содержание литературного произведения, основные факты жизни и творчества писателя, понимать основные закономерности историко-литературного процесса, основные теоретико-литературные понятия.

учащиеся должны уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по теории и истории литературы, анализировать сцены изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, определять жанр произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Содержание урока

I.Организационный этап урока.

II.Литературная разминка (тест) на знание текста пьесы. (Приложение №1)

III.Слово учителя.

- Итак, какой философский вопрос волнует героев пьесы? Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли человеку правда.

- Как вы считаете, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы: что такое правда? Кто из героев задумывается над этим вопросом? Какие мысли о правде высказывают герои?)

- Как вы думаете, а услышим ли мы авторскую позицию?

- Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь, в качестве эпиграфа предлагаю записать слова Сюзанны Броун.

4.Слайд № 5. Русские народные пословицы.

- Как вы понимаете народную мудрость, заключенную в пословицах? Какая общая мысль объединяет их?

Слайд № 6. Великие о правде.

- Чье высказывание вам показалось близким? Почему? С кем не могли бы согласиться ? Почему?

IV. Слово учителя.

V. Проверка домашнего задания. Работа групп. Выступление учащихся по предлагаемому плану-вопроснику.

1 группа . Представление Бубнова.

Б) Как он ведет себя? Как обращается с окружающими людьми? ( предполагаемый ответ: недоволен всем, презрительно обращается со всеми, смотрит угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.)

2 группа . Представление Луки.

А) В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратитесь к истокам имени Лука. Какие значения оно может иметь?

- умирающей Анне он рисует ласковую смерть – утешительную, спокойную загробную жизнь;

- в Насте поддерживает веру в существование возлюбленного;

- вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну – Сибирь;

- Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма).

- В чем же правда Луки? Запись в тетради. ( предполагаемый ответ: правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, дает им надежду)

VI. Работа с классам по вопросам.

- Как вы думаете, врал ли ночлежникам Лука?

- Что же зритель видит на самом деле? Проследите судьбу героев в пьесе? Прослеживается ли авторская позиция в развитии сюжета?

- от снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счеты с жизнью;

- попадет за убийство Костылева на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел;

- исчезает из ночлежки Наташа;

- кончает жизнь самоубийством Актер. Каждый из последних актов заканчивается в финале чьей-нибудь смертью).

- Как вы считаете, в чем значение влияния Луки на ночлежников?

( предполагаемый ответ: все герои сходятся на том, что старик вселил в них надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих)

- Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой в обитателях ночлежки?

- В чем причина быстрого угасания веры?

(предполагаемый ответ: может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность)

3 группа. Представление Сатина.

Б) Что мы узнали об этом человеке? Как он оказался в ночлежке? Как относится к труду?

- В чем же заключается понятие правды у этого героя? Запишите в тетрадь.

( предполагаемый ответ: у Сатина правда построена на уважении человека, с его точки жалость унижает человека).

VIII. Создание проблемной ситуации.

Итак, Лука считает, что человека надо жалеть, а Сатин считает, что человека надо уважать. Обратимся к словарю и посмотрим, какие значения несут эти слова.

- Как вы считаете, есть ли общее в значении этих слов, в чем разница?

Слайд № 14. Две точки зрения на образ Сатина.

IX. Обращение к эпиграфу урока.

- Сможете ли вы, основываясь на наши наблюдения и рассуждения на уроке, прокомментировать горьковское представление о правде?

X. Обобщение учителя.

XII. Рефлексия.

XIII. Домашнее задание.

Подготовиться к написанию сочинения в классе по творчеству М.Горькому.

Читайте также: