Лев мей биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

А сколько могло бы быть еще впереди.

Разгульный образ жизни отражался на его здоровье, работоспособности, губительно сказывался на таланте. Все это приводило и так небогатого поэта к полной нищете. Воспоминания современников рисуют Мея очень добрым, мягким, но безалаберным и сильно пьющим человеком.

Лев Александрович Мей родился 13 февраля 1822 года в Москве в небогатой дворянской семье. Отец – Александр Ильич Мей (1792 – 1825), обрусевший отставной немец-офицер, раненый под Бородино и рано умерший. Мать – Ольга Ивановна Шлыкова, дочь коллежского асессора. В семье было еще двое детей – дочь Елизавета и сын Вячеслав. Семья очень нуждалась – со смертью отца были потеряны практически все накопления.

Мальчик воспитывался у бабушки, в его окружении были несколько крепостных слуг, с которыми он проводил много времени. Отсюда – его любовь к русскому быту, русской истории, старинной песне и народной поэзии.

Вот мое любимое стихотворение Льва Мея, полное благородства, чистоты и романтической грусти!

В 1831 году Льва отдали в Московский дворянский институт. Через пять лет за отличные успехи за казенный счет его перевели в Петербург, в знаменитый Царскосельский лицей, который он окончил в 1841 году.

После окончания лицея Лев Александрович служил в Канцелярии московского губернатора с перерывами восемь лет, по 1849 год.

Дореволюционное издание драмы Л. Мея "Царская невеста". Опера Римского-Корсакова, созданная по этой драме - сегодня одна из самых популярных в мире, она идет в сотнях оперных театров, в ней задействованы выдающиеся певцы!

Дореволюционное издание драмы Л. Мея "Царская невеста". Опера Римского-Корсакова, созданная по этой драме - сегодня одна из самых популярных в мире, она идет в сотнях оперных театров, в ней задействованы выдающиеся певцы!

В 1853 году он с женой уезжает в Северную столицу. Здесь он вынужден прилагать все усилия для того, чтобы найти средства для существования. Поэт занимается заказными переводами, перебивается случайными литературными заработками.

Петербургская литературная среда приняла его доброжелательно, у него в доме часто бывал Н. Г. Чернышевский.

Легендарная солистка Большого театра Антонина Васильевна Нежданова в роли Марфы в опере Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста", созданной композитором по драме Льва Мея.

Легендарная солистка Большого театра Антонина Васильевна Нежданова в роли Марфы в опере Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста", созданной композитором по драме Льва Мея.

Тогда же граф Кушелев-Безбородко предложил Л. Мею издать собрание его сочинений в трех томах. Замысел этот начал осуществляться с 1861 года, но трехтомник при жизни поэта так и не вышел. 16 мая 1862 года Лев Александрович Мей умер в возрасте 40 лет. Его похоронили на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга, в 1935 году захоронение перенесли на Литераторские мостки.

Роль Ивана Грозного в "Псковитянке" - одна из любимых ролей Ф. И. Шаляпина. Над ней он начал работать еще в начале своей карьеры. "Псковитянка" написана Н. А. Римским-Корсаковым по драме Льва Мея.

Роль Ивана Грозного в "Псковитянке" - одна из любимых ролей Ф. И. Шаляпина. Над ней он начал работать еще в начале своей карьеры. "Псковитянка" написана Н. А. Римским-Корсаковым по драме Льва Мея.

У Мея много переводов и переложений – он владел греческим, латинским, древнееврейским, французским, немецким, английским, итальянским и польским языками, переводил с украинского, белорусского и чешского. В. Г. Белинский утверждал, что переводы и переложения Л. Мея не только равны по художественным достоинствам оригиналу, но часто и превосходят его.

Сцена из пятого действия оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сервилия". Декорация художника Ореста Аллегри. Ежегодник Императорских театров. 1902 год. Опера написана композитором по драме Льва Мея.

Сцена из пятого действия оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сервилия". Декорация художника Ореста Аллегри. Ежегодник Императорских театров. 1902 год. Опера написана композитором по драме Льва Мея.

Великий русский певец и актер Иван Васильевич Ершов - участник премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сервилия" на сцене Мариинской оперы в Петербурге в 1902 году.

Великий русский певец и актер Иван Васильевич Ершов - участник премьеры оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сервилия" на сцене Мариинской оперы в Петербурге в 1902 году.

Лев Александрович писал и прозу.

Многочисленные музыкальные произведения на тексты поэта написаны П. И. Чайковским, М. И. Глинкой, А. П. Бородиным, Э. Ф. Направником, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, С. В. Рахманиновым, М. А. Балакиревым, А. Т. Гречаниновым, Ц. А. Кюи и другими композиторами.

Отдельные стихотворения Мея рекомендовала П. И. Чайковскому для его романсов Надежда Филаретовна фон Мекк.

Не верю, Господи, чтоб Ты меня забыл,
Не верю, Господи, чтоб Ты меня отринул:
Я Твой талант в душе лукаво не зарыл,
И хищный тать его из недр моих не вынул.

Нет! в лоне у Тебя, художника-творца,
Почиет Красота и ныне, и от века,
И Ты простишь грехи раба и человека
За песни Красоте свободного певца.

Мей Лев Александрович (1822 - 1862), поэт, драматург.
Родился 13 февраля (25 н.с.) в Москве в дворянской семье. В 9 лет был принят в Московский дворянский институт, где учился пять лет, затем был переведен в Царскосельский лицей.
В 1841, по окончании лицея, определился в канцелярию московского генерал-губернатора, где служил до 1849. В это время начал публиковать свои стихотворения, переводы, рассказы, написал драму "Царская невеста" (1849). В 1850 вошел в "молодую редакцию" журнала "Москвитянин", с которым ранее активно сотрудничал, заведовал отделами русской словесности и иностранной литературы до 1853, когда переехал в Петербург.
Журнал "Библиотека для чтения" печатает его стихи и прозу, здесь Мей вел некоторое время отдел журналистики. Его литературное окружение составляли такие писатели, как А .Писемский, И.Гончаров, И.Тургенев, Я .Полонский, Н.Чернышевский и др. Вел богемный образ жизни, что впоследствии отразилось на его здоровье.
В эти годы выпускает сборники "Стихотворения" (1857), "Стихотворения и переводы" (1861). Настроения поэта в связи с Крымской войной отразились в стихах на библейские темы: поэма "Юдифь" (1855), стихотворения "Слепорожденный", "Псалом Давида. " и др. Стихи на античные темы воспевают земные радости, любовь, силу искусства, красоту жизни ("Фринэ", "Галатея", "Плясунья"). В "Еврейских песнях" (1849 - 60), поэтическом переложении библейской "Песни песней", эти мотивы звучат с еще большей силой.
Мастерство Мея проявилось и в стихотворных произведениях, созданных по мотивам русского фольклора и летописных сказаний ("Волхв", "Александр Невский", "Песня про боярина Евпатия Коловрата").
Мей - талантливый переводчик античных, славянских и западно-европейских поэтов: Анакреонта, Шиллера, Байрона, Мицкевича, Шевченко и др. Многие стихи Мея положены на музыку, а на сюжеты драм "Царская невеста" и "Псковитянка" Н.Римским-Корсаковым написаны оперы. Умер Мей 16 мая (28 н.с.) 1862 в Петербурге.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Отец будущего поэта, отставной офицер, участник Бородинского сражения, умер молодым; с его смертью пропали почти все семейные накопления. Детство Мей провёл у бабушки, А. С. Шлыковой.

С 1831 учился в Московском дворянском институте, за значительные успехи в учёбе в 1836 был переведён в Царскосельский лицей. В 1841 окончил курс лицея с чином X класса и поступил на службу в канцелярию московского военного генерал-губернатора. В 1846 был младшим чиновником секретного стола. 30 января 1849 вышел в отставку.

Женился 10 апреля 1850. Посажённой матерью у него была графиня Е. П. Растопчина, посажённым отцом — московский губернатор Новосильцев.

Лев Мей умер 28 мая 1862 года в Санкт-Петербурге от паралича лёгких, вызванного злоупотреблением алкоголем.

Похоронен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга, в 1935 захоронение было перенесено на Литераторские мостки.

Сборники произведений Мея были представлены в библиотеке Чайковского, написавшего четыре романса на тексты его стихотворений и семь — на тексты переводов. Отдельные стихотворения Мея рекомендовала композитору для его романсов Н. Ф. фон Мекк.

Мей Лев Александрович

— известный поэт. Род. 13 февраля 1822 г. в Москве; сын обрусевшего немца-офицера, раненного под Бородино и рано умершего; мать поэта была русская. Семья жила в большой нужде. Учился М. сначала в Моск. дворянском институте, откуда был переведен в Царскосельский лицей. Окончив в 1841 г. курс, М. поступил в канцелярию моск. ген.-губернатора и прослужил в ней 10 лет, не сделав карьеры. Примкнув в конце 40-х гг. к так называемой "молодой редакции" погодинского "Москвитянина", он стал деятельным сотрудником журнала и заведовал в нем русским и иностранным литературным отделом. В начале 50-х гг. только что женившийся М. (см. Софья М.) получил место инспектора 2-й московской гимназии, но интриги сослуживцев, невзлюбивших кроткого поэта за привязанность к нему учеников вскоре заставили его бросить педагогическую деятельность и перебраться в Петербург. Здесь он только числился в археографической комиссии и отдался исключительно литературной деятельности, принимая участие в "Библиотеке для Чтения", "Отечеств. Записках", "Сыне Отечества", "Русском Слове" начальных лет, "Русском Мире", "Светоче" и др. Крайне безалаберный и детски-нерасчетливый, М. жил беспорядочной жизнью литературной "богемы". Еще из Лицея, а больше всего из дружеских собраний "молодой редакции" "Москвитянина" он вынес болезненное пристрастие к вину. В Петербурге он в конце 50-х гг. вступил в кружок, группировавшийся около гр. Г. А. Кушелева-Безбородко. На одном из собраний у графа Кушелева, на котором было много аристократических знакомых хозяина, М. просили сказать какой-нибудь экспромт. Прямодушный поэт горько над собою посмеялся четверостишием: "Графы и графини, счастье вам во всем, мне же лишь в графине, и притом в большом". Большие графины расшатывали здоровье М. и порой доводили его до совершенной нищеты. Дело раз дошло до того, что, забрав во всех редакциях авансы и задолжав всем приятелям, он сидел в лютый мороз в нетопленой квартире и, чтобы согреться, разрубил на дрова дорогой шкаф жены. Беспорядочная жизнь надорвала его крепкий организм; он умер 16 мая 1862 г. М. принадлежит, по определению Аполлона Григорьева, к "литературным явлениям, пропущенным критикой". И при жизни, и после смерти им мало интересовались и критика, и публика, несмотря на старания некоторых приятелей (А. П. Милюков в "Светоче" 1860 г. № 5, Аполлон Григорьев, Вл. Р. Зотов, в первом томе мартыновского издания сочинений М.) произвести его в первоклассные поэты. Это равнодушие понятно и законно. М. — выдающийся виртуоз стиха, и только. У него нет внутреннего содержания; он ничем не волнуется и потому других волновать не может. У него нет ни глубины настроения, ни способности отзываться на непосредственные впечатления жизни. Весь его чисто внешний талант сосредоточился на способности подражать и проникаться чужими чувствами. Вот почему он и в своей замечательной переводческой деятельности не имел любимцев и с одинаковой виртуозностью переводил Шиллера и Гейне, "Слово о полку Игореве" и Анакреона, Мицкевича и Беранже. Даже в чисто количественном отношении поэтическое творчество М. очень бедно. Если не считать немногочисленных школьных и альбомных стихотворений, извлеченных после смерти из его бумаг, а брать только то, что он сам отдавал в печать, то наберется не более десятков двух оригинальных стихотворений. Все остальное — переложения и переводы. А между тем, писать М. стал рано и в 18 лет уже поместил в "Маяке" отрывок из поэмы "Гванагани". Почти все оригинальные стихотворения М. написаны в "народном" стиле. Это та археологически-колоритная имитация, которая и в старом, и в молодом "Москвитянине" считалась квинтэссенцией народности. М. брал из народной жизни только нарядное и эффектное, щеголяя крайне вычурными неологизмами ("Из белых из рук выпадчивый, со белой груди уклончивый" и т. п.) — но в этом условном жанре достигал, в деталях, большого совершенства. Переимчивый только на подробности, он не выдерживал своих стихотворений в целом. Так, прекрасно начатый "Хозяин", изображающий томление молодой жены со старым мужем, испорчен концом, где домовой превращаетя в проповедника супружеской верности. В неподдельной народной песне старый муж, взявший себе молодую жену, сочувствием не пользуется. Лучшие из оригинальных стихотворений М. в народном стиле: "Русалка", "По грибы", "Как у всех-то людей светлый праздничек". К стихотворениям этого рода примыкают переложения: "Отчего перевелись витязи на святой Руси", "Песня про боярина Евпатия Коловрата", "Песня про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую", "Александр Невский", "Волхв" и перевод "Слова о Полку Игореве". Общий недостаток их — растянутость и отсутствие простоты. Из стихотворений М. с нерусскими сюжетами заслуживают внимания: "Отойди от меня, сатана" — ряд картин, которые искушающий дьявол развертывает перед Иисусом Христом: знойная Палестина, Египет, Персия, Индия, угрюмо-мощный Север, полная неги Эллада, императорский Рим в эпоху Тиверия, Капри. Это — лучшая часть поэтического наследия М. Тут он был вполне в своей сфере, рисуя отдельные подробности, не связанные единством настроения, не нуждающиеся в объединяющей мысли. В ряду поэтов-переводчиков М. бесспорно занимает первостепенное место. Особенно хорошо передана "Песня песней". М.-драматург имеет те же достоинства и недостатки, как и М.-поэт; превосходный, при всей своей искусственной архаичности и щеголеватости, язык, прекрасные подробности и никакого ансамбля. Все три исторические драмы М.: "Царская Невеста" (1849), "Сервилия" (1854) и "Псковитянка" (1860) кончаются крайне неестественно и не дают ни одного цельного типа. Движения в них мало, и оно еще задерживается длиннейшими и совершенно лишними монологами, в которых действующие лица обмениваются взглядами, рассказами о событиях, не имеющих непосредственного отношения к сюжету пьесы и т. д. Больше всего вредит драмам М. предвзятость, с которой он приступал к делу. Так, в наиболее слабой из драм его — "Сервилии", рисующей Рим при Нероне, он задался целью показать победу христианства над римским обществом и сделал это с нарушением всякого правдоподобия. Превращение главной героини в течение нескольких дней из девушки, выросшей в строго римских традициях, и притом в высоконравственной семье, в пламенную христианку, да еще в монахиню (неверно и исторически: монашество появляется во II-III в.), решительно ничем не мотивировано и является полной неожиданностью как для ее жениха, так и для читателя. Те же белые нитки предвзятой мысли лишают жизненности "Царскую невесту" и "Псковитянку". Верный адепт погодинских воззрений на русскую историю, М. рисовал себе все древнерусское в одних только величавых очертаниях. Если попадаются у него злодеи, то действующие исключительно под влиянием ревности. Идеализирование простирается даже на Малюту Скуратова. В особенности испорчен тенденциозным преклонением перед всем древнерусским Иоанн Грозный. По М., это — сентиментальный любовник и государь, весь посвятивший себя благу народа. В общем, тем не менее, обе драмы М. занимают видное место в русской исторической драме. К числу лучших мест лучшей из драм М., "Псковитянки", принадлежит сцена псковского веча. Не лишен условной красоты и рассказ матери "псковитянки" о том, как она встретилась и сошлась с Иоанном. Этот рассказ стал излюбленным дебютным монологом наших трагических актрис. "Полное собр. сочинений" М. изд. в 1887 г. Мартыновым, с большой вступительною статьей Вл. Зотова и библиографией соч. М., составл. П. В. Быковым. Сюда вошли и беллетристические опыты М., литературного интереса не представляющие. Из них можно выделить только "Батю" — характерный рассказ о том, как крепостной свою овдовевшую и обнищавшую барыню не только прокормил, но и на салазках перевез из CПб. в Костромскую губ., и как потом эта барыня, по собственному, впрочем, предложению "Бати", продала его за 100 руб. Кроме указанных статей о М., см. еще М. Протопопов, "Забытый поэт", в "Сев. Вестн." 1888 г. № 1.

Мей, Лев Александрович

поэт, р. 1822 г., † 1862 г.

Дополнение: Мей, Лев Александрович, р. 13 февр. 1822 г., † 16 мая 1862 г.

Мей, Лев Александрович

[1822—1862] — поэт. Род. в бедной дворянской семье. Учился в Царскосельском лицее. Служил в канцелярии московского генерал-губернатора. Сотрудничая с 1841 в "Москвитянине" (стихи, переводы, драма "Царская невеста"), М. сблизился с М. П. Погодиным и тесно сошелся с круж-

ком молодой редакции "Москвитянина" (Ап. Григорьев, Островский и др.). В 1853 М. переселился в Петербург, отдавшись исключительно лит-ой работе. Все последующее десятилетие до самой смерти М. жил жизнью литературной богемы. В "салоне" меценатствующего графа Кушелева-Безбородко М., славившийся мастерством экспромта, на вызов гостей отозвался характерным четверостишием: "Графы и графини,/ Счастье вам во всем,/ Мне же — лишь в графине,/ И притом — в большом". Неумеренная страсть к "большим графинам" свела Мея в преждевременную могилу.

Обладавший недюжинным поэтическим дарованием, выросший в атмосфере царскосельских лицейских традиций, М. ощущал себя непосредственным наследником богатейшей стиховой культуры пушкинской эпохи. Однако он не мог использовать это богатство. Принадлежавший к мелкому дворянству, почти выбитому из своего положения и вместе с тем еще не перешедшему на позиции разночинства, М. находился в состоянии глубокой деклассации. В его творчестве нет большого общественного содержания, нет зажигающей поэта социальной идеи. М. принадлежат блестящие стихотворные переложения библейской "Песни песней", древнегреческих песней Анакреонта, красочные стилизации псевдонародного быта, древнерусской жизни. Но и "поклонение красоте", "чистому искусству" и уход в экзотику лишены у Мея того социального стержня, который имеется хотя бы в байронических поэмах Пушкина или в усадебной лирике Фета — этой своеобразной "публицистике наоборот". Отсюда ограниченность значения оригинального творчества М. — вместе с тем одного из лучших русских переводчиков стихами — формальной виртуозностью (хотя срочная поденная работа вела М. к неоднократным срывам и в этом отношении). Оригинальное творчество М., количественно скудное, отмечено почти полным отсутствием в его стихе творческого своеобразия, самостоятельного лирического "голоса". В своих исторических драмах из русской жизни — "Царская невеста" и "Псковитянка", давших материал для либретто двух одноименных популярных опер, М. превращает социальную трагедию Пушкина в шаблонную историческую драму с любовной интригой на первом плане. Общественное возбуждение второй половины 50-х гг., так же как "питерская" "чердачная" жизнь М., сближение его с революционными разночинцами — Гр. Курочкиным, Чернышевским — не остались без влияния на его творчество. В стихах М. этого периода начинают звучать мотивы из современной городской жизни, гражданские нотки (в частности следует отметить стих. "Жиды" — одно из самых сильных в русской поэзии обличений юдофобства). Наряду с переводами из Библии и переложениями древнерусских летописей он начинает усиленно переводить Гейне, Беранже. Однако смерть М. в самом начале 60-х гг. не дала возможности "новым веяниям" выразиться в его творчестве с достаточной силой.

Библиография: I. Полное собр. сочин., со вступ. ст. В. Р. Зотова и библиографией сочин. Л. Мея, составл. П. Быковым, 5 тт., изд. Н. Мартынова, Петербург, 1887; Полное собрание сочинений, издание 4-е, 2 тт., Петербург, 1911 (приложение к "Ниве"); Л. А. Мей и его поэзия, ред. и ст. Вл. Пяста, Петербург 1922; Непропущенные цензурой стихи с объяснениями Б. Л. Модзалевского, Альманах Пушкинского дома, "Радуга", 1922, Петроград.

II. Протопопов М., Забытый поэт, "Северный вестник", 1888, 1; Полонский Я. П., Л. А. Мей как человек и писатель, "Русский вестник", 1896, IX; Садовский Б., Поэзия Л. А. Мея, "Русская мысль", 1908, VII.

Читайте также: