Германия в период феодальной раздробленности кратко

Обновлено: 02.07.2024

С XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь формально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. Его деятельность на местах была в значительной степени парализована реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов. Высшее управление Германией осуществлялось коллегией курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками.

С XIV-XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения - рейхстаг и имперский суд.

Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство. Рейхстаг созывался императором два раза в год, иногда один раз в несколько лет. С начала XI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Дела обсуждались по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установление мира между княжествами (земского мира), организация общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав Империи, что обусловливало неустойчивость выполнения решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.[7]

Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами, у него не было постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперского суда. Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493-1519) предпринять попытку укрепить императорскую власть в Германии. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель - императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей - "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.

После окончательного установления верховенства римских пап над церковью император утратил положение главы церкви и перестал наделять епископов и аббатов церковными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру - наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.

Избрание императора стало производиться узкой коллегией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии.

Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязанностями королевской власти поддерживать "мир" и осуществлять правосудие. Однако эта прерогатива императора осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утрачиваемой регалией. Император практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли вассалов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип "принудительного пожалования леном"). Попытки Фридриха Барбароссы возобновить императорские регалии - права на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монетных дворов, а также ввести подушевой и земельный налоги окончились безрезультатно.

Императорская власть не смогла создать систему центральных имперских учреждений и "вырастить" королевскую бюрократию, сколько-нибудь сравнимых с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Франции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального центрального суда.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году окончательно не закрепился за Габсбургами. Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов. Это положение было юридически санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов - Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам - заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. получили название "избирательных капитуляций" и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.[8]

Первоначально власть князей в отдельных землях (княжествах) была ограничена деятельностью собраний местных чинов (ландтаги) - сословных представительств духовенства, дворянства и горожан; в некоторых землях в эти собрания входили и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две - духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями. Компетенция ландтагов была разной в различные периоды. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Впоследствии к последним перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаги в ряде земель стали апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал вопросы, не входившие в компетенцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских княжеств на объявление войны требовалось согласие ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право вотирования налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям приходилось все чаще и чаще обращаться к ландтагам за денежными субсидиями. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д. Таким образом, ландтаги в известной мере ограничивали власть князей и были, по своей сути, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг. Это дает основание сделать вывод о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей Империи.

Важную роль в жизни Германии играли города. Управление городом определялось его правовым статусом. Большой самостоятельностью пользовались имперские города, близки к ним были вольные города, меньше прав имели княжеские. В XIII-XIV вв. большинство городов получили политические вольности и являлись самоуправляемыми единицами. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отдельным отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть принадлежала магистрату во главе с одним или несколькими бургомистрами. Члены совета и бургомистры не получали жалованья. Первоначально все городское управление сосредоточивалось в руках патрициата. В XIV в. в ряде городов произошли так называемые "цеховые революции" - движение ремесленников против патрициев. В тех городах, где ремесленники одержали верх, они добились тех или иных перемен в городском строе. Ремесленники вошли в состав советов либо сформировали особую коллегию в составе прежнего совета. В некоторых городах в основу городского строя было положено цеховое устройство. Во второй половине XIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.

Период средневековья, охватывавший более тысячи лет европейской истории, представляет собой закономерный этап в процессе поступательного развития человеческого общества. На карте средневековой Европы возникли практически все ныне существующие национальные государства. Они пришли в тесное соприкосновение, начали активно воздействовать друг на друга не только в военном, но и в хозяйственном, культурном, правовом отношениях. Отставание отдельных регионов или стран сравнительно быстро преодолевалось вследствие усвоения достижений более развитых государств.

Единство эпохе европейского средневековья придает господство феодализма, который представлял собой не только особую совокупность социально-экономических отношений, но и обусловленную этими отношениями специфическую систему политических и правовых установлений. В политической системе средневековой Европы, несмотря на свойственную феодализму диффузию политической власти, решающая роль всегда принадлежала государству, так что даже в период максимальной феодальной раздробленности королевская власть оставалась общепризнанным олицетворением единства страны и народа. По формам правления, государственного устройства и методам осуществления политической власти (политическим режимам) феодальные государства в различных странах и на различных этапах исторического развития отличались большим разнообразием. При этом явное преобладание в период средневековья имели монархические формы правления, тогда как республиканские устройства были сравнительно редкими явлениями. Что касается политических режимов, то им были свойственны преимущественно автократические и олигархические черты.

Опыт средневекового государственного строительства оказал самое серьезное влияние на становление политических и правовых институтов нового и новейшего времени. Именно в период средневековья квалифицирующим признаком верховной власти стал ее публично- правовой характер; были выработаны основы взаимоотношений различных административно-управленческих институтов местного и регионального масштаба; был решен принципиальной важности вопрос о соотношении государства и церкви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003. - 496 c.

2. Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран 2-е изд., Учебник для вузов. — М.: Норма, 2004г. — 624 с.

3. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 548 с.

4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах. 3-е изд., испр. - М.: Тон-Остожье, 2000. Т.1 - 528с, Т.2 - 496с.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права Учебное пособие под ред. проф. 3. М. Черниловского составитель В. Н.Садиков М.: 1994

[1] В.В. Кучма Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — С 288.

[2] В.В. Кучма Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.

[3] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

[4] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

[5] Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003.

[6] В.В. Кучма Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001.

[7] Батыр К.И. и др. История государства и права зарубежных стран Учебник. - М. , 2003.

[8] История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 38735
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

От раздробленности к империи. Становление Германии и битва под Кёнигграцем

От Священной Римской империи до Германского союза

Центр Европы долгое время представлял собой эдакое огромное полотнище, изукрашенное узорами из затейливых границ множества немецких королевств, княжеств, герцогств, маркграфств и епископств. Некоторые, такие как Пруссия, Бавария или Вюртемберг, были крупными пятнами этого узора, другие – мелкими и мельчайшими его точками. Последние зачастую были столь незначительными образованиями, что, как сказал бы Гофман, их можно было выронить из кармана во время короткого променада в соседнюю страну.

Рейнский союз являлся, по сути, зависимым от Франции межгосударственным образованием, военные ресурсы которого использовались для пополнения и укрепления французской военной машины. Наполеон, возможно, сам того не желая, упростил в некоторой степени будущее объединение Германии. Колоссальный винегрет более чем из 350 различных государств мог вогнать в острый приступ уныния ученого-картографа, но не императора. Он перекраивал Европу с легкостью азартного игрока, сбрасывающего со стола отыгранные карты. Из 51 вольного города в Германии он оставил только четыре: Бремен, Гамбург, Любек и Франкфурт. Остальные были переданы различным немецким государствам. Были упразднены, объединены и слиты многочисленные владения мелких княжеств, церкви и бывшей имперской знати.

Отгремели наполеоновские войны, и на подводящем их итоги Венском конгрессе в июне 1815 года было провозглашено создание так называемого Германского союза. На момент его образования в него входило 36 государств. Из крупных участников стоит отметить Австрийскую империю, королевства Пруссию, Баварию, Саксонию, Вюртемберг и Ганновер, более мелкие княжества и четыре свободных города-республики. Негласно подчеркивалось, что эта структура, имеющая форму конфедерации, является прямым потомком почившей Священной Римской империи. Часть австрийских (Венгрия, Далмация и др.) и прусских земель (Познань и Восточная Пруссия) не входили в союзную юрисдикцию. Правящим органом Германского союза, где заседали представители всех его участников, было Союзное собрание, которое находилось во Франкфурте-на-Майне. Председательство в этом органе оставалось за Австрией, как крупнейшим по населению и территории участником. Формально все участники конфедерации имели одинаковые права, но на самом деле первые скрипки в этом немецком концерте принадлежали Австрии и набиравшей силу и влияние Пруссии.

Именно под влиянием Пруссии в 1834 году был оформлен Германский таможенный союз, отменявший пошлины и облегчающий торговлю между немецкими государствами. Его создание вызвало резкое недовольство Австрии, считающей себя гегемоном в Германии. Постепенно прусско-австрийские противоречия за главенствующую роль во всё еще раздробленных немецких землях усугублялись, пока, наконец, не привели к войне 1866 года.

В тесноте немецкой кухни

Австро-прусские противоречия вовсе не были плодом совместного нахождения в довольно рыхлом Германском союзе. Их корни уходят еще в эпоху Фридриха II, нанесшего Габсбургам множество болезненных ударов, и от которого и началось возвышение самой Пруссии. Неоценимый вклад в дело ослабления Австрии внес Наполеон, однако ей, неоднократно битой и униженной, стараниями русской армии, британского золота и феноменальной изворотливости австрийского министра иностранных дел Меттерниха удалось оказаться в составе команды победителей. Консервативный по своей сути, Венский конгресс попытался вернуть Европу в дореволюционное время напудренных париков и абсолютистских монархий. Границы в большинстве случаев были восстановлены, но невозможно было уже восстановить канувшую в Лету эпоху. Изменившемуся миру не было дела до близорукости и самоуверенности тех, кто пытался склеить старый разбитый горшок.

Не успели остыть угли венгерского восстания, как молодой император Франц Иосиф I, вдохновляемый своей матерью эрцгерцогиней Софией, начал формировать концепцию нового геополитического проекта, целью которого было восстановление Священной Римской империи уже в обновленном виде. Новое государство должно было включать Германию, Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, север Балкан и прусскую Польшу. Фактически вся центральная Европа была бы сосредоточена в руках Габсбургов. Пруссия стала бы военным стрежнем этой мощной конструкции с населением более 60 миллионов человек, роль капитана австрийцы скромно оставляли за собой. Однако столь честолюбивым и вообще-то уже несколько фантастическим для середины XIX века планам было не суждено осуществиться. На их пути мощной преградой встал человек, обладавший недюжинными политическими и интеллектуальными способностями, – Бисмарк.

Железо для крови



Организационно все государство было разделено на территориальные округа, во главе которых стояли корпусные командиры. Каждый корпус был расквартирован и, соответственно, комплектовался в своем округе. Корпусной округ делился, в свою очередь, на дивизионные и бригадные округа. К началу 60-х гг. XIX века прусская армия располагала восемью армейскими и одним гвардейским корпусом. Последний комплектовался с территории всей станы – лучшими призывниками. Корпус мирного времени состоял из двух пехотных дивизий, 1 кавалерийской, 1 артиллерийской бригад и трех отдельных батальонов. Каждая дивизия состояла из двух пехотных бригад, а бригада – из двух полков. В 1848 г. на вооружение прусской пехоты поступило совершенное по тем временам игольчатое ружье системы Иоганна фон Дрейзе. Оно заряжалось унитарным бумажным патроном с казенной части и обеспечивало скорострельность 5–6 выстрелов в минуту. К началу австро-прусской войны практически вся прусская армия была вооружена подобным стрелковым оружием. Старые дульно-зарядные ружья находились только у ландвера.

Датская дилемма

Далеко не все было гладко в слишком уж запутанных немецких делах на пути консолидации столетиями разделенной страны. В конце 1840-х гг. обострилась ситуация с герцогствами Шлезвиг и Гольштейн, входившими в состав Датского королевства. Немецкоязычное население этих герцогств было недовольно политикой Копенгагена, направленной на ассимиляцию. В конце концов, Шлезвиг и Гольштейн восстали и попросили помощи у Германского союза, в первую очередь у Пруссии. Когда возможности для компромисса были исчерпаны из-за неуступчивости датчан, началась датско-прусская война, продлившаяся с 1848 по 1850 год. Боевые действия велись с переменным успехом, но вмешательство Англии, опасавшейся усиления Пруссии, и России, пославшей в датские воды свою эскадру, привели к окончанию войны с весьма неопределенным результатом. Дания осталась в своих границах. Благоприятная возможность для отторжения двух спорных герцогств возникла в 1864 году, когда в Дании после смерти бездетного Фредерика VII начался правительственный кризис. В этот раз Пруссия и Австрия выступили совместно против упрямой Дании и после непродолжительных боевых действий вынудили Копенгаген отказаться от прав на Шлезвиг и Гольштейн. Первое герцогство получила под свое управление Пруссия, второе – Австрия. Но влияние Пруссии в Германском союзе после этого значительно возросло.

Дальнейшая политика Бисмарка по усилению роли своего королевства непременно сталкивалась с амбициями Австрии. В Вене считали, что никакого объединения Германии не может произойти без воли и разрешения Габсбургов. План создания новой Священной Римской империи обретал все более отчетливые черты. Пруссия должна была либо войти в этот проект, либо остаться слабым и зависимым государством. Эти противоречия не могли быть решены ни переговорами, ни тайными соглашениями. Оставалось полагаться на роль силы. Австрия стояла на пути объединения Германии, и это препятствие необходимо было устранить.

Маневры Бисмарка

Бисмарк умел произносить не только жесткие и воинственные речи, но и вести успешные переговоры. В первую очередь он обратился к извечному недоброжелателю австрийцев – Италии. На тот момент самая лакомая область, на которую претендовали итальянцы, – Венеция – входила в состав империи Габсбургов. На Апеннинском полуострове хорошо понимали, что ее возвращение без посторонней помощи будет весьма затруднительным. А Пруссия в лице Бисмарка предлагала помощь. Король Виктор Эммануил II долго пытался заручиться поддержкой Наполеона III в военном конфликте с Австрией, однако французский император маневрировал, сочувственно кивал, но ничего конкретного не обещал. Позиция Бисмарка была пряма, как штык: право на Венецию в обмен на войну против Австрии. Между Пруссией и Италией был заключен союз, имевший ярко выраженный антиавстрийский оттенок. Лояльность еще одного крупного политического игрока в Европе, Франции, немецкий политик обеспечил договором о нейтралитете. Французы тоже не испытывали больших симпатий к австрийцам.

Страсти накалялись. Обстановка с герцогствами Шлезвиг и Гольштейн только способствовала эскалации кризиса. Бисмарк упрекал Австрию в провоцировании антипрусской агитации в Гольштейне и 8 апреля 1866 года, в день подписания союза с Италией, на Союзном сейме, прямо обвинив Вену в несоблюдении договоренностей, предложил исключить Австрию из Германского союза. Кроме того, было выдвинуто предложение о создании новой формации, получившей название Северогерманского союза, с существенными ограничениями мелких государств, общим парламентом и армией. Предложение Бисмарка сейм отверг – и не только из-за того, что права мелких участников нового проекта были бы существенно уменьшены. Сыновья многих делегатов, по иронии судьбы, служили в австрийской армии и места и продвижение по службе молодых офицеров весьма явственно зависели от поведения их родителей.



Пруссия в отличие от своих оппонентов к войне была готова. Были установлены четкие мобилизационные сроки готовности для войск, а управление железных дорог получило заранее разработанный мобилизационный план. План войны, подготовленный знаменитым Хельмутом Мольтке, предполагал достижение быстрой победы и избегание затяжного конфликта. Прусская армия должна была, быстро справившись с очагами сопротивления на севере, тремя колоннами вступить на территорию Австрии и нанести ей поражение в решительном сражении.

К началу боевых действий, 17 июня 1866 года, полевая армия Пруссии насчитывала 335 тыс. человек. Всего в течение всей войны в прусскую армию было отмобилизовано около 600 тыс. человек. На стороне Пруссии сражались несколько мелких государств и вольных городов, суммарно выставивших контингент из 30 тыс. человек при 40 орудиях. Союзная Пруссии Италия имела в своем распоряжении армию из 270 тыс. человек при 380 орудиях. К боевым действиям готовился и довольно многочисленный итальянский флот.

Пруссаки действовали стремительно – им удалось упредить противника в мобилизации и развертывании войск. 16 июня началась оккупация союзного Австрии Ганновера (необходимо было обезопасить себя на севере). 17 июня Австрия официально объявила войну Германии. Одновременно три прусские армии: 2-я (кронпринц Фридрих Вильгельм), 1-я (принц Фридрих Карл) и 3-я (генерал Карл фон Биттенфельд) – начали синхронное движение на юг через Силезию и Саксонию. План Хельмута Мольтке предусматривал быстрое наступление на широком фронте с целью навязать противнику сражение на своих условиях. Командующим предоставлялась максимальная инициатива с упором на наступательные действия. Саксонская армия не оказывала серьезного сопротивления и предпочла отойти в Богемию на соединение с австрийцами. К 29 июня сопротивление Ганновера было сломлено, и его армия капитулировала.

20 июня, выполняя союзнический долг, в войну вступила Италия. Уже 24 июня произошло так называемое второе сражение при Кустоце – первое состоялось в июле 1848 г. – впрочем, с похожим результатом. 80-тысячная австрийская армия эрцгерцога Альберта нанесла серьезное поражение итальянской армии под командованием короля Виктора Эммануила II. От полного разгрома итальянцев спасло отсутствие преследования со стороны австрийцев. На этом фактически сухопутные операции на Итальянском фронте закончились.

Кёнигграц – Садова



Бенедек занимал выгодные позиции: в две линии на высотах к северо-западу от Кёнигграца фронтом к 1-й прусской армии и деревне Садова. Перед началом сражения два австрийских корпуса развернулись фронтом на север, чтобы нейтрализовать возможную атаку 2-й армии противника. Таким образом, позиции австрийской и находящейся в ее рядах саксонской армии образовывали тупой угол, направленный острием на Садову. Центральное значение в этой позиции занимала деревня Липа.

Пруссаки имели в общей сложности 220 тыс. человек и 924 орудия, фон Бенедек мог им противопоставить 186 тыс. австрийцев и 30 тыс. саксонцев при 700 орудиях.

3 июля началось самое масштабное и решающее сражение этой войны. Формально прусскими войсками командовал престарелый король Вильгельм I, но фактически все управление замыкалось на Мольтке. Утром, как и было запланировано, прусская 1-я армия начала атаку, наступая под проливным дождем. Однако 2-я армия (4 пехотные и 2 гвардейские дивизии) из-за неисправности телеграфа не получила приказа Мольтке на фланговый удар и продолжала находиться в лагере. Эльбская армия, которая поспешно совершала марш на юг, растянула свой фронт, и ее боевые порядки смешались у Садовы с правофланговыми частями 1-й армии. Началась сутолока – войска теряли время и топтались на месте. Этим незамедлительно воспользовались австрийцы, открыв по столпившимся пруссакам интенсивный артиллерийский огонь, дополненный массированной штыковой атакой. Не все то, что четко проделывается на парадах, получается совершить в бою так же безупречно. Даже у пруссаков.


Видя пассивность 2-й армии противника, фон Бенедек повернул оба корпуса, выставленные на этом направлении, на 90 градусов, выпрямив фронт и усилив свою линию. На участке был оставлен только небольшой заслон. Сложилась кризисная ситуация – к 11 часам наступавшая 1-я армия была вынуждена остановиться и начать вводить в бой резервы. Темп наступления ее снизился до минимума. Плотные массы пруссаков, атакующих австрийские позиции у деревни Липа, несли большие потери от воздействия огня противника. Гражданская война в США, показавшая всю порочность наступления плотными пехотными порядками под обстрелом противника, осталась в Европе мало замеченной и неоцененной.

У фон Бенедека в резерве находилось более 20 тыс. свежей кавалерии, и как знать, на чью сторону опустились бы весы военного счастья, введи австрийский командующий ее в дело. Однако на этот приказ Бенедек почему-то не решился. Шанс был упущен. Пока прусская пехота истекала кровью под огнем противника, Мольтке, видя заминку в действиях 2-й армии, отправил туда гонца со срочной депешей. Приказ к немедленной атаке, долетевший до кронпринца Фридриха Вильгельма со скоростью галопа через 25 километров, был немедленно исполнен. В начале третьего часа слабый конный заслон, оставленный вместо двух корпусов, был сметен, и 2-я армия обрушилась всей мощью на австрийцев, заходя к ним в тыл. С этого момента исход сражения уже не вызывал сомнения. Попытка собранных на скорую руку австрийских войск нейтрализовать прорыв к успеху не привела. Прусская артиллерия была выведена на прямую наводку и, широко применяя гранаты и картечь, начала обстреливать позиции Бенедека.



Исход войны был уже предрешен, несмотря на то, что 20 июля 1866 года австрийский флот нанес итальянцам решительное поражение у острова Лисса. В Вене забеспокоились – императрица с семьей и фамильными драгоценностями выехала в Венгрию, а Франц Иосиф начал срочно искать посреднической поддержки Франции в деле заключения мира. 18 июля ночью из столицы некогда могучей монархии можно было уже наблюдать огни передовых прусских постов. Австрийцы запросили мира, и 23 августа 1866 г. в Праге он был подписан. Германский союз был упразднен, немецкие государства теперь объединялись в Северогерманский союз во главе с Пруссией. План Бисмарка был, наконец, реализован. Австрия отказывалась от набивших оскомину Шлезвига и Гольштейна, отдавала Италии Венецию и выплачивала контрибуцию в размере 20 миллионов талеров.

Исторические особенности развития Германии. Важной особенностью политического развития Германии в средние века является постепенное распадение ее на отдельные княжества.

Экономическое развитие Германии шло неравномерно по отдельным районам, интересы которых нередко расходились. Внутренние сношения были недостаточно развиты, и в экономическом отношении различные районы Германии не были связаны между собой. Единого хозяйственного центра в Германии не сложилось.

Политическая обстановка как внутри страны, так и вовне сложилась в пользу феодалов. Королевская власть, сравнительно сильная в Х – ХI вв., в своих политических интересах поддерживала отдельные группы магнатов, шла им на уступки и наделяла разными привилегиями.

С середины Х в. для Германии не существовало серьезной внешней опасности, которая могла бы послужить фактором внутреннего политического сплочения. Императорская власть не сумела также установить связь с городом и сделать его своей опорой. Таким образом, королевская власть в Германии оказалась крайне слабой и не смогла предотвратить внутренней политической концентрации в княжествах. И в то время, когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформляются территориальные княжества и углубляется политический распад.

Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными (Майнцем, Кельном и Триром) и четырьмя светскими (Богемией, Пфальцем, Саксен-Виттенбергом и Бранденбургом) землями. Выборы должны были производиться большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей.

Было узаконено право одних князей империи вести войны против других князей империи. Запрещению подвергались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, то есть исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая Булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно.

В ХV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что они уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток к восстановлению единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

Общественный строй. С развитием феодализма происходят изменения в сословно-классовой структуре общества. Было проведено довольно резкое различие между верхними слоями (аристократией) и низшим дворянством. Из аристократии выделилась небольшая группа светских и духовных феодалов – курфюрстов. Почти полностью исчезло среднее дворянство. Основную массу низшего дворянства с XIV века составили министериалы. Из господских слуг они вступали в рыцари и, таким образом, становились свободными и входили в ряды дворян. Этот процесс совпал с развитием рыцарства. Окончательно утверждается взгляд, что рыцарем могло стать только лицо дворянского происхождения. Позднее, с развитием капиталистических отношений, значение рыцарства падает, и оно приходит в упадок. Большинство рыцарей разоряется, изыскивая источники дохода, они не пренебрегают простым грабежом городов.

Немецкие города делились на три вида: имперские города, бывшие непосредственными вассалами короля; вольные города, не платившие налоги и пользовавшиеся полным самоуправлением; княжеские города, статус которых определялся князем, на территории которого они находились. Население городов было неоднородно. Верхние слои городского населения образовывали патрициат, состоявший из купечества, слившегося с земельными собственниками. На следующей ступени стояли ремесленники, а в самом низу – плебейские массы: подмастерья, поденщики.

Государственный строй. Высшее управление Германией сосредоточилось в руках коллегии курфюрстов, избиравших императора и бывших его советниками. Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов. Мелкое дворянство не имело в рейхстаге особого представительства. Не имело его и крестьянство.

Рейхстаг созывался императором 2 раза в год, иногда раз в несколько лет. С начала ХI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Обсуждались дела по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага сводилась к следующему: установлению земского мира, организации общеимперских военных предприятий, вопросам войны и мира, отношениям с другими государствами, обложению имперскими повинностями, изменениям в имперском праве и т.д. Решения рейхстага приводились в исполнение средствами отдельных земель, входивших в состав империи. Это обусловливало неустойчивость решений рейхстага. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов своего совета указы, но они приобретали силу закона лишь после утверждения их рейхстагом.

Императорская власть была слаба. Император не располагал постоянными общеимперскими средствами. У него не было постоянного общеимперского войска. Не существовало общеимперского суда.


Власть князей в отдельных землях первоначально была ограниченной. В этих землях существовали собрания местных чинов или ландтаги – сословные представительства духовенства, дворянства и горожан. В некоторых землях в этих собраниях встречались и представители свободного крестьянства. В ландтагах земские чины обычно образовывали три палаты, но в некоторых землях таких палат было две (духовенство и дворянство заседали вместе). Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Поэтому, когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как следует разрешить тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за соответствующими указаниями.

Ландтаги в различные периоды их развития обладали разными полномочиями. Ландтаг считался верховным судом княжества, пока не образовались особые суды, к которым впоследствии перешла юрисдикция ландтагов, и тогда ландтаг в ряде государств стал апелляционной инстанцией в отношении этих судов. Ландтаг также решал дела, не входившие в юрисдикцию судов (например, политические). Ландтаги вмешивались в управление государством, оказывая то или иное влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников.

В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае прекращения правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики (например, в ряде германских государств объявление войны могло быть произведено лишь с согласия ландтага), некоторые церковные дела, полицейские дела (наблюдение за доброкачественностью чеканки монеты, охрана лесов и др.), военные дела. Наиболее важным правом ландтагов было право введения новых налогов. По мере возрастания государственных потребностей и уменьшения доменов князьям все чаще и чаще приходилось обращаться за денежными субсидиями к ландтагам. Ландтаг отпускал денежные средства на содержание войска, что открывало возможность вмешательства в управление армией, постройку крепостей и т.д.

Таким образом, ландтаги, в известной мере, ограничивали власть князей и были, по сути своей, более сословно-представительными органами, чем рейхстаг, что дает основание полагать о развитии сословно-представительной монархии в Германии в рамках отдельных княжеств, но не в пределах всей империи.

Во второй половине ХIV в. стали возникать союзы городов, необходимые для борьбы с притеснявшими города мелкими рыцарями и князьями.

Судоустройство Германии. Распад франческой монархии и развитие феодализма привело к созданию в поместьях землевладельцев феодальных судов. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, но затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории. Наряду с феодальными, существовали церковные суды, юрисдикция которых распространялась как на определенные категории людей (духовенство и некоторые разряды светских лиц), так и на определенный круг дел (дела о браках, духовных завещаниях и т.д.). Кроме того существовали городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В некоторых суд производился судьей и заседателями-шеффенами, в других – городским советом. В большинстве городов судей выбирала городская община.

С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах. Судебные функции имели и управители округов. Кроме того, в округах были низшие суды с разнообразной компетенцией.

Абсолютизм в Германии. В конце ХV и первой половине ХVI в. в Германии наступает полный хозяйственный расцвет. Однако развитие хозяйства шло несколько иным путем, чем в Англии и Франции. Ни один город в Германии не сделался таким хозяйственным сосредоточием страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс привел к объединению интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что содействовало политической раздробленности.

В первой половине ХVI в. в Германии происходила реформация, которая ко всем условиям, разъединившим Германию, прибавила еще одно: вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее важным было крестьянское восстание 1525 г. В результате этой войны было разорено духовенство, дворянство, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий, и попали в полную зависимость от князей.

Перед восставшими стояли две основные задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и прекращение политической раздробленности страны. Положительное решение этих задач способствовало бы переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих условиях решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Исход крестьянской войны оказался выгодным лишь для князей.

Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего от крестьянского восстания и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи; северо-германские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого

национального государства. Борьба закончилась победой князей. Они сделались почти независимыми от императорской власти.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Периоды государственно-политического развития Германии в средневековье

Определяющей особенностью Германии в Средние века было постепенное разделение страны на отдельные княжества, просуществовавшие вплоть до XIX века. Этому благоприятствовали политические и экономические условия эволюции государственности в Германии.

Территория Германии после распада империи Каролингов вошла в состав Восточно-Франкского королевства. Это положило начало обособлению германских областей. Завершение создания самостоятельного раннефеодального германского государства произошло после избрания герцога Генриха I германским королем, ставшего основателем Саксонской династии.

На ранних этапах своего развития Германия включала племенные герцогства (Аллеманию, Швабию, Франконию и Саксонию), Баварию. Позже были присоединены Фризия и Лотарингия.

В истории средневековой Германии выделяют два больших периода:

  • С X по XII вв. – период относительно единого раннефеодального государства;
  • С XIII по XIX вв. - период феодальной раздробленности.

В первый период наблюдается рост крупного феодального землевладения. Многие крестьяне оказалась в поземельной и личной зависимости от феодалов-собственников. В Германии, по сравнению с другими европейскими странами, эти процессы протекали достаточно неравномерно и медленно.

До конца XI века королевская власть имела значительную силу и представляло собой единое государственное целое. Основной опорой короля являлся епископат, католическая церковь. От Франкского государства сохранились раннефеодальная система административно судебного устройства, деление территории страны на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация. Военная служба и военная повинность были обязательными для вассалов и свободных граждан.

Период феодальной раздробленности

Население Германии к концу XI века оказалось втянутым в феодальные отношения. Наблюдается активный рост городов, которое возникали на основе старых римских укреплений, из новых торговых и ремесленных поселений. Начинает укрепляться политическая децентрализация.

Готовые работы на аналогичную тему

Наиболее крупные феодалы, получив полноту судебно-административной власти, начали создавать замкнутые владения.

Экономическое развитие протекало неравномерно. Хозяйственный центр государства не сложился, поэтому интересы отдельных регионов часто вступали в прямое противоречие. Политическая обстановка внутри страны и за ее пределами способствовала усилению сепаратизма. Королевская власть, балансируя между различными политическими силами, поддерживала в своих интересах различные группировки князей, давая им различные привилегии.

После того, как Оттон I предоставил правовой иммунитет церковным феодалам, епископы получили права владетельных князей и стали самыми активным противниками королевской власти. В конце XI века в стране утвердился принцип выборной монархии. Феодальную раздробленность окончательно закрепила изданной в 1356 году Золотая булла. В соответствии с этим документом императора избирала коллегия курфюрстов, состоящая из крупнейших феодалов сраны – светских (четыре человека) и духовных (три человека).

В состав курфюрстов входили:

  • архиепископы: Трирский, Кельнский и Майнцский;
  • пфальцграф Рейнский;
  • герцог Саксонский;
  • король Чешский;
  • маркграф Бранденбургский.

Помимо курфюрстов в избрании и переизбрании императора активное участие принимал папа римский. Форма правления в Германии одновременно являлась и монархической, и олигархической.

В соответствии с Золотой буллой для курфюрстов были установлены особые прерогативы:

  • право наравне с императором решать наиболее важные вопросы, касающиеся империи (ежегодный съезд курфюрстов);
  • курфюрсты обладали правом сместить императора или чинить над ним суд;
  • право на ведение войны друг с другом (о начале войны необходимо было объявить за три дня до ее начала);
  • принцип невмешательства во внутренние дела курфюрстов;
  • получение практически полного суверенитета в своих владениях;
  • политическая самостоятельность.

Император при вступлении на престол должен был принять особые условия, предложенные курфюрстами - избирательные капитуляции.

Золотая булла была действующим источником права вплоть до XIX века. Она закрепила юридически феодальную раздробленность страны, стала основным законом немецкого многовластия. Избираемый коллегией курфюрстов император не обладал действенными органами исполнительной власти, не мог распоряжаться общеимперскими финансами и войском.

Экономический подъем XIII-XV вв. способствовал усилению социального расслоения как в городе, так и в деревне. Ближе к концу XV века эксплуатация крестьянства усилилась в несколько раз. Католическое духовенство и церковь, ставшие одними из крупнейших земельных собственников, вызывали особое недовольство всех слоев общества. От идеологического и экономического напора церкви страдали почти все слои населения.

К XVI веку различные социальные слои были охвачены протестными настроениями. Начало волнениям положил в 1517 году Мартин Лютер, выступив против торговли индульгенциями. 1522-1523 гг. ознаменовались восстанием рыцарства, принадлежавшего императору. Религиозно-политическая борьба растянулась на несколько десятков лет.

Рейхстаг и Имперский суд

Общеимперскими учреждениями являлись рейхстаг и Имперский суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционная юстиция в Российской Федерации подробнее .

Рейхстаг, общегерманское представительство, созывалось императором два раза в год и состояло из следующих курий: курии курфюрстов; курии свободных господ и князей; курии имперских городов.

Все дела обсуждались на куриях, после чего согласовывались на общих собраниях.

В компетенции рейхстага входило:

  • установления земского мира;
  • установление отношений с другими государствами;
  • заключение мира и объявление войны;
  • организации общеимперских военных мероприятий;
  • изменения территориальных границ империи и княжеств;
  • обложения имперскими повинностями;
  • изменения законотворчества в имперском праве.

В рецепции римского права в Германии значительную роль сыграл Имперский суд, основанный в 1495 году.

Читайте также: