Ранний железный век степной евразии кратко

Обновлено: 04.07.2024

В середине I тысячелетия до н. э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было отмечено сходство археологического материала из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехлопастные и трехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствуют так называемые скифские котлы, отлитые из бронзы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки — символы солнца, а также устройство погребальных склепов, украшения, алтари и глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента.

Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. Таким образом, на северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

Единство сложилось на территории степной, горно-долинной части Евразии. С севера на всем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита, с возникновения здесь производящих форм хозяйства, определял направленность хозяйственного развития этого региона с преобладающей ролью скотоводства.

Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также целые комплексы укрепленных поселений и отличающиеся особым устройством и богатством инвентаря могильники. Социальный фактор был порожден новой эпохой и играл свою роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в. до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства, зафиксированный в погребальных курганах Аржан и Салбык в Сибири, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане.

В эпоху скифо-сибирского единства на рубеже VI—V вв. до н. э. сложились крупные политические образования тагарцев и горно-алтайцев в Южной Сибири, саков в Казахстане, савроматов в Поволжье и Южном Урале. Возможно, что археологические культуры степного пояса того времени и их варианты являются отражением существовавших раннегосударственных образований.

В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько этапов. С конца VIII по VI в. до н. э. идет формирование культур скифского облика, возникают отдельные центры в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Казахстане, Южной Сибири. V—III вв. до н. э. отмечены хозяйственным подъемом в степях на базе скотоводства и пойменного земледелия, распространением единой идеологии и искусства, демографическим скачком, формированием политических объединений раннегосударственного типа.

Некоторые изменения произошли в скифо-сибирском мире в конце III в. до н. э. Для этого времени характерно почти повсеместное увеличение подвижности населения и изменение облика археологических культур в степях Евразии. Наблюдается усиление влияния культур скифо-сибирского мира на соседние территории, прежде всего на лесную зону.

На территории степной Евразии археологические культуры представлены двумя группами: основные культуры скифо-сибирского мира, определяющие его содержание, тенденцию развития, и находившиеся под их влиянием культуры скифоидного облика. Возможно, такое деление отвечает и этническим различиям. Носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской и других групп.

К основным культурам скифо-сибирского мира относятся собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы, культура ордоса скифского времени.

Таким образом, в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. Скифы, саки и савроматы, вероятно, говорили на диалектах североиранской языковой группы.

Древние народы степной Евразии составляли этническое, культурное и идеологическое единство. Они были основными создателями и носителями хозяйственных и идеологических приоритетов. Тем не менее культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии. На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне существовали культуры, имевшие иную историческую основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в инвентаре, на которые оказали влияние культуры скифского мира.

46. Мировоззрение и религия степных кочевников раннего железного века.

Позднее, в конце I тысячелетия до н. э., развиваясь и видоизменяясь, эти образы, мотивы и изобразительные приемы наследуются населением средней и верхней Камы. Здесь преобладают мелкие изображения, выполненные, как правило, плоским литьем с последующей чеканкой деталей и орнаментов. Среди изображений домашних животных обычна лошадь, реже встречаются фигурки собаки, свиньи и коровы; дикие животные представлены медведем, росомахой, белкой и зайцем. Есть изображения птиц. Нередки изображения всадников. Все эти изделия встречаются на древних святилищах. Изобразительное творчество, связанное со сложным комплексом представлений о погребальных обрядах и жертвоприношениях в святилищах, позволяет заключить, что прикамское население почитало женское божество, владычицу зверей, покровительницу домашнего очага; небо, солнце и другие силы природы; отправляло культ усопших и культ медведя. Изображения животных связаны с пережитками тотемизма. Некоторые из них олицетворяли предков, родоначальников и почитались сородичами. изображения наконечников стрел, ножей, топоров, серпа, а также костяные, железные и бронзовые наконечники стрел, ножи, настовые и бронзовые украшения. На территории святилища свершались не только жертвоприношения, но и захоронения сожжений усопших. Аналогичным, но значительно более крупным было Гляденовское святилище. Эпоха бронзы и раннего железного века — начало разложения родового строя. Развитие металлургии меди (бронзы) и железа, кочевого скотоводства на юге и комплексного производящего хозяйства на Среднем Урале способствовали разложению первобытной общины и привели к серьезным социально-экономическим и этническим сдвигам в жизни древнего населения края.

В середине I тысячелетия до н. э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было отмечено сходство археологического материала из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехлопастные и трехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствуют так называемые скифские котлы, отлитые из бронзы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки — символы солнца, а также устройство погребальных склепов, украшения, алтари и глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента.

Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. Таким образом, на северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

Единство сложилось на территории степной, горно-долинной части Евразии. С севера на всем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита, с возникновения здесь производящих форм хозяйства, определял направленность хозяйственного развития этого региона с преобладающей ролью скотоводства.

Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также целые комплексы укрепленных поселений и отличающиеся особым устройством и богатством инвентаря могильники. Социальный фактор был порожден новой эпохой и играл свою роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в. до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства, зафиксированный в погребальных курганах Аржан и Салбык в Сибири, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане.

В эпоху скифо-сибирского единства на рубеже VI—V вв. до н. э. сложились крупные политические образования тагарцев и горно-алтайцев в Южной Сибири, саков в Казахстане, савроматов в Поволжье и Южном Урале. Возможно, что археологические культуры степного пояса того времени и их варианты являются отражением существовавших раннегосударственных образований.

В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько этапов. С конца VIII по VI в. до н. э. идет формирование культур скифского облика, возникают отдельные центры в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Казахстане, Южной Сибири. V—III вв. до н. э. отмечены хозяйственным подъемом в степях на базе скотоводства и пойменного земледелия, распространением единой идеологии и искусства, демографическим скачком, формированием политических объединений раннегосударственного типа.

Некоторые изменения произошли в скифо-сибирском мире в конце III в. до н. э. Для этого времени характерно почти повсеместное увеличение подвижности населения и изменение облика археологических культур в степях Евразии. Наблюдается усиление влияния культур скифо-сибирского мира на соседние территории, прежде всего на лесную зону.

На территории степной Евразии археологические культуры представлены двумя группами: основные культуры скифо-сибирского мира, определяющие его содержание, тенденцию развития, и находившиеся под их влиянием культуры скифоидного облика. Возможно, такое деление отвечает и этническим различиям. Носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской и других групп.

К основным культурам скифо-сибирского мира относятся собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы, культура ордоса скифского времени.

Таким образом, в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. Скифы, саки и савроматы, вероятно, говорили на диалектах североиранской языковой группы.

Древние народы степной Евразии составляли этническое, культурное и идеологическое единство. Они были основными создателями и носителями хозяйственных и идеологических приоритетов. Тем не менее культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии. На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне существовали культуры, имевшие иную историческую основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в инвентаре, на которые оказали влияние культуры скифского мира.

46. Мировоззрение и религия степных кочевников раннего железного века.

Позднее, в конце I тысячелетия до н. э., развиваясь и видоизменяясь, эти образы, мотивы и изобразительные приемы наследуются населением средней и верхней Камы. Здесь преобладают мелкие изображения, выполненные, как правило, плоским литьем с последующей чеканкой деталей и орнаментов. Среди изображений домашних животных обычна лошадь, реже встречаются фигурки собаки, свиньи и коровы; дикие животные представлены медведем, росомахой, белкой и зайцем. Есть изображения птиц. Нередки изображения всадников. Все эти изделия встречаются на древних святилищах. Изобразительное творчество, связанное со сложным комплексом представлений о погребальных обрядах и жертвоприношениях в святилищах, позволяет заключить, что прикамское население почитало женское божество, владычицу зверей, покровительницу домашнего очага; небо, солнце и другие силы природы; отправляло культ усопших и культ медведя. Изображения животных связаны с пережитками тотемизма. Некоторые из них олицетворяли предков, родоначальников и почитались сородичами. изображения наконечников стрел, ножей, топоров, серпа, а также костяные, железные и бронзовые наконечники стрел, ножи, настовые и бронзовые украшения. На территории святилища свершались не только жертвоприношения, но и захоронения сожжений усопших. Аналогичным, но значительно более крупным было Гляденовское святилище. Эпоха бронзы и раннего железного века — начало разложения родового строя. Развитие металлургии меди (бронзы) и железа, кочевого скотоводства на юге и комплексного производящего хозяйства на Среднем Урале способствовали разложению первобытной общины и привели к серьезным социально-экономическим и этническим сдвигам в жизни древнего населения края.

Железный век родился в результате "эпик фэйла" (коллапса, катастрофы) бронзового века, который в античном эпосе сохранился в образе Троянской войны. Смытая волной "народов моря" Хеттская держава выронила из своих рук секрет производства железа. И в результате пеоеселения народов мира (прежде всего) кузнечное мастерство распространилось по всему миру.

Однако, самые ранние находки предметов, сделанных из метеоритного железа, известны в Иране (VI—IV тысячелетие до н. э.), Ираке (V тысячелетие до н. э.) и Египте (IV тысячелетие до н. э.). В Месопотамии первые железные предметы датированы III тысячелетием до н. э. Также железные предметы находили в ямной культуре на Южном Урале (III тысячелетние до н. э.) и в афанасьевской культуре в Южной Сибири (III тыс. до н. э.). Кроме того, железные предметы изготавливали эскимосы и индейцы северо-запада Северной Америки и в Китае периода династии Чжоу.

Вероятно, изначально рудное железо было получено случайно — железная руда использовалась в качестве флюса при получении бронзы, в результате чего образовывалось чистое железо. Однако его количество было очень мало. Позже научились использовать метеоритное железо, которое считалось даром богов. Первоначально железо было очень дорого и использовалось в основном для изготовления ритуальных предметов.

Что касается "классического" Железного века, то он разделён на 1) ранний ("Тёмные века Греции", период гальштатской культуры), 2) средний (от появления на исторической арене греков и финикийцев, создание вокалического алфавита, основание Рима), 3) поздний (до 250 года до нашей эры [почему?]).

Чтобы рассмотрение археологических культур железного века сделать более наглядным, они разделены на европейские и азиатские. Это, наверное, правильно методически, но в корне не правильно теоретически (да и политически), т.к. эти культуры интенсивно взаимодействовали, а их носители перемещались целами племенами.

Особенно это относится к скифо-сарматскому кочевому миру Великой Степи, протянувшейся от венгерской Пушты до Монголии, от Урала до Копетдага. Эти племена по своему укладу продолжали образ жизни своих предков - праиндоевропейцев. И, так же как они, активно мигрировали во все части света.

Разделы страницы об эпохе железной металлургии (от открытия выплавки железа до падения Древнего Рима и наступлению Средних веков):

  • Этнографический ландшафт Европы 1-го тыс. до н.э.
  • Этнографический ландшафт Азии 1-го тыс. до н.э.
  • Великие миграции племён в легендах народов (предположительно железный век)

Этнографический ландшафт Европы 1-го тыс. до н.э.

Рубеж эпохи бронзы и железа сопровождался не только технологической революцией, но и сильнейшим культурным "разрывом". Около 1000г. до н.э. практически повсеместно стартовали новые цивилизации.

Старые письменные традиции Европы почти везде прекратились. На Балканах наступили "темные века". Письменные источники прошлого в это время, если они и были в Европе, куда-то "подевались". Используемое тогда критское линейное письмо B прекратило свое существование. Лишь на Кипре сохранилось (или было туда привнесено "народами моря" родственное кипрское слоговое письмо. В сметённых государствах Анатолии прекратились традиции лувийского иероглифического письма и местных вариантов клинописей. Средиземноморье приготовилось к принятию будущего алфавитного письма, а в некоторых местах эти алфавты и полуалфавиты были смешаны с предыдущими письменностями.

Вот так Геродот описывает расположение различных народов в Европе и прилегающей части Передней Азии в его время, т.е. в V веке до нашей эры (рисунок слева). Интересно сравнить описываемые этнические территории с распространением археологических культур того времени (рисунок справа - по Северному Причерноморью).

Европейские культуры железного века

  • Гальштатская (9 - 5 века до н.э.) - восток Франции, юг Германии, Швейцария, Австрия, Чехия, запад Венгрии, Югославия и Албания [кельтская - от галлов, побывавших в Малой Азии и узнавших секрет добычи и обработки железной руды]
  • Вилланова (9 до н.э. - 6 до н.э.) - западная часть Северной Италии
  • Ананьинская [славяне? киммерийцы?] (8 до н.э. - 3 до н.э.) - бассейн Камы, среднее течение Волги
  • Скифская (7 до н.э. - 3 до н.э.) - степи Причерноморья
  • Городецкая [слав?] (7 до н.э. — 5 до н.э.) - среднее и нижнее течение Оки, средняя Волга
  • Дьяковская [слав?] (7 до н.э. — 5) - западная часть территории между Волгой и Окой
  • Ясторфская (6 до н.э. - 1) - Германия, Дания
  • Пражская (6 до н.э. - 7?) - восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния
  • Латенская (5 до н.э. - 1) - Западная Европа, южная часть Центральной Европы
  • Сарматская (4 до н.э. — 4) - степи между Дунаем и Тоболом [!]
  • Зарубинецкая [слав?] (2 до н.э. — 3) - среднее течение Днепра
  • Черняховская (2 до н.э. - 4) - Западная Украина, Молдавия, восточная Румынии
  • Пьяноборская (2 до н.э. — 5) - бассейн Камы, средняя Волга
  • Каменных могильников с оградками (1 до н.э. - 5) - Эстония, северная Латвия
  • Лужицкая культура (Ж, Балтика-Дунай)
  • Луко-раковецкая культура (Ж, Днепр)
  • Пшеворская культура (Ж, Одер-Днепр)
  • Роменско-борщевская культура (Ж, Днепр) [славяне-северяне]

Порталы и сборники ресурсов по индоевропейским племенам

  • Мифология и история фрако-дакийцев, иллирийцев, скифов. сарматов и аланов (очерки Фанталова Алексея; также Индоевропейский пантеон, иллирийский "Митра" и др.)

Северо-Восточная Европа железного века и формирование славян

Культура подклошевых погребений

Подклошевых погребений культура (польск. kultura grobów podkloszowych) – археологическая культура латенского периода железного века центральной Польши (IV – II вв. до н. э.). Ее ареал охватывает бассейны средней и частично верхней Вислы и почти весь бассейн Варты. В среднелатенское время ареал расширяется до среднего течения Одера на западе и Припятского Полесья и Волыни на востоке.

Формирование культуры подклошевых погребений явилось результатом смешивания двух предшествующих культур – лужицкой и поморской. Лужицкая культура занимала огромную территорию в бронзовом веке, включая и ранний гальштат. В конце ее существования на севере, у берегов Балтики, в ее ареале появилась поморская (восточнопоморская) культура, которая стала распространяться на юг и юго-восток. В новозахваченных ею районах в бассейне Вислы обе культуры начали смешиваться, образуя новую культуру – подклёшевых погребений.

Скифский (1000-600) период южно-русских степей

Этнографический ландшафт Азии 1-го тыс. до н.э.

Вот так Геродот описывает расположение различных народов в Центральной Азии в его время (V век до нашей эры):

Племена Европы по Геродоту, 5 век до нашей эры

Азиатские культуры железного века

  • Саргатская (7 до н.э. — 4) - Западносибирская лесостепь
  • Передняя Азия:
    • Урартская культура (Ж, Закавказье)
    • Савроматская культура (Ж?, Приуралье)
    • Ирменская культура (Ж?, З.Сибирь)
    • Кулайская культура (Ж, З.Сибирь)
    • Саргатская (Западносибирская лесостепь)
    • Тагарская культура (Ж, Сибирь)
    • Таштыкская культура (Ж, Енисей)
    • Пазырыкская культура (Ж, Алтай)
    • Уюкская культура [“сибирско-скифская”] (Ж, Тува)
    • ? культура (?)
    • ? культура (?)
    • ? культура (?)

    Великие миграции племён в легендах народов (предположительно железный век)

    Поход Одина из Асгарда и происхождение германцев [когда?]

    [А.Щербаков считает, что легендарные ваны (соседи асов - предков германцев) жили на нижнем Дону. Венендерскими горами назывался раньше Донецкий кряж. Это скорее связано с венедами, а не ванами. Но, возможно, оба этнонима связаны. Думаю, сами асы жили рядом - близ устья Дона и на берегах Азовского моря.

    После падения Трои большая часть ванов устремились в Малую Азию (мушки), дойдя до озера Ван и обосновавшись там. Этот район принадлежал древнему народу хайасцев (предполагают, что также индоевропейскому и, возможно, из его наиболее реликтовой ветви), с которыми и смешались ваны-мушки, образовав армянский народ (у которого, т.о., 2 предка, не считая хеттов и урартов - предков чечен). Часть ванов осталась на Дону, продолжая общаться и получать "репатриантов" из Армении от переселившейся ветви. Эта часть армян называется донскими (г. Нахичевань-на-Дону) и даже имеет отдельную армяно-униатскую религию.

    Родственные племена асов [хаттов / гетов / готов] двинулись из Черноморья в Прибалтику и, далее, в Скандинавию. Смешавшись с северными индоевропейцами, асы передали им чисто армянское "передвижение согласных" - так образовались германцы (обратите также внимание на сходство этнонимов армян / герман). Оставшиеся в стороне от контактов с асами северные индоевропейцы стали впоследствии говорить на балто-славянском диалекте. Последующий приход в их ареал новой волны из Причерноморья - венетов (тех же ванов?) - дал начало славянскому языку (около 1200-1100 лет до н.э.).

    Что интересно, имя верховного германского бога Тора первоначально звучало как Донар, что можно перевести, как эпитет "донской". Сами Эдды помещают Асгард к востоку от Дона [на Волгу?], иногда отождествляя с Троей, что можно интерпретировать как связь переселения с падением Иллиона.

    Также хочу заметить, что в истории, видимо, нередко бывают случаи "отсроченной репатриации", когда народ-завоеватель, уже обосновавшись и несколько поколений прожив на новом месте, вдруг снимается и массово переселяется на прежнюю родину, все сметая или покоряя на своем пути. Например, движение на запад гуннов. А в описываемом случае - возврат в Причерноморье готов. Причем, до готтов этот путь проделали ругии (руттены, руссы) - германское, балтское или славянское племя с острова Рюген.

      История и мифы древних германцев и их предков. [!] Асгард - древняя Ниса (духовная столица Парфии)? Связь с Аршакидами. [неубедительно]
    • Всё о викингах. История, обычаи, саги, оружие, карты.

    На правах рекламы (см. условия): ◀ ◀ ◀ Место для размещения коммерческих ссылок (см. , пожалуйста, условия) ▶ ▶ ▶ -->

    Ключевые слова для поиска сведений об археологических культурах железного века Евразии: На русском языке: археологические культуры железного века Евразии, распространения железа в Европе и Азии, мир после Троянской войны; На английском языке: Eurasian Iron Age.

    Археологическое общество Республики Башкортостан

    Основано в 2008 году

    О нас

    информация об АО РБ

    Члены АО РБ

    список членов общества

    Наши проекты

    Экспедиции

    Наши публикации

    публикации членов общества

    Палеолит

    Мезолит

    Неолит

    Энеолит

    Эпоха бронзы

    Эпоха железа

    Средневековье

    Новое время

    На Южном Урале, находящемся севернее зоны распространения древних цивилизаций, в эпоху раннего железа сосуществовало и тесно взаимодействовало два мира - степной кочевнический, в своей основе ира­ноязычный, на юге и лесной финно-пермский и угорский - на севере. Благоприятные климатические условия региона, его расположение на границе Европы и Азии, на северной оконечности Великого пояса степей, в зна­чительной близости к древним государствам приводили к сложности и очень высокой динамичности этнокуль­турного состава.

    Степи Южного Урала не входили в ареал формирования культуры ранних кочевников и начали постепенно осваиваться только в VIII-VII веках до н.э. Немногочисленные известные памятники раннескифского (раннесак-ского) времени являются лишь свидетельством далеких и разнородных миграций из глубин Центральной Азии и, возможно, Причерноморья. Относительно плотно в VII-VI вв. до н.э. была заселена только зауральская часть региона. С приходом новых групп кочевников часть раннесакского населения в Южном Зауралье была ассими­лирована, а другая ушла в горно-степную зону, где продолжала существовать до конца IV века до н.э.

    Массовое заселение южно-уральских степей началось в середине - второй половине VI века до н.э. и связано с оттоком кочевых групп из Южного Приаралья - от границ формирующегося Хорезмийского государства, новыми миграциями из Центральной Азии и с территории Европейской Скифии.

    В истории ранних кочевников Южного Урала выделяется несколько периодов:

    С I тысячелетия до н. э. и в начале I тысячелетия н. э. на обширных пространствах европейских степей у кочевников-ското­водов развивалось своеобразное прикладное искусство, получив­шее в науке наименование искусства звериного стиля. Известно три варианта этого стиля - причерноморский, поволжско-уральский и восточный, включающий среднеазиатский, алтайский, тувинский и минусинский. Среди этих вариантов довольно четко выделяется поволжско-уральский, южноуральская группа которого представлена у нас в экспозиции. Этот вариант связан в основном с племенами савромато-сарматской археологической культуры (VI в. до н. э. — IV в. н. э.), оказавшей влияние и на развитие звериного стиля в искусстве оседлых земледельческих племен ананьинской (VIII—III вв. до н. э.) и кара-абызской (IV в. до н. э. — II в. н. э.) культур. Но, хотя в их искусстве и прослеживаются общие для скифо-сибирского искусства закономерности, все же в зверином стиле лесных племен наблюдаются и специфические особенности, обусловленные целым рядом факторов, в том числе социальным, географическим, хозяйственным, а также культурно-бытовыми условиями, определившими своеобраие сюжетного репертуара, соотношение мотивов и их стилистическое решение.

    Скифы принесли с собой с востока особую культуру: 1. драгоценные украшения скифов изображают различных реальных (олени, орлы, рыбы, львы, лошади) и фантастических животных (грифоны, сфинксы, и т.д.). Самым распространенным сюжетом были сцены терзания копытного животного хищником (предположительно, данная тема отражает дуалистические верования борьбы добра со злом); 2. в курганах и среди случайных находок встречаются скифские и савроматские железные (реже - бронзовые) кинжалы-акинаки. Двулезвийные кинжалы украшались фигурками животных или грифонов.

    Расширяя свою экспансию на север, сарматы уверенно осваивали южные границы приуральской лесостепи, иногда по степным коридорам доходя даже до низовьев р. Белой. Но в целом же лесостепь, а точнее – территория Бугульминско-Белебеевской возвышенности оставалась своеобразной "буферной зоной" между миром индо-иранских кочевников-степняков и миров оседлых финно-пермяков.

    Еще в первой половине I тысячелетия до н.э. на берега р.Белой начали проникать новые переселенцы, на сей раз с запада, из лесных районов Среднего Поволжья. Это были носители ахмыловской археологической культуры. Основным их занятием были придомное скотоводство и охота, главным образом, на пушного зверя Последнее открывало перед "ахмыловцами" богатые возможности торгового обмена с племенами Скифии и Кавказа. Судя по находкам, это была богатая и цветущая культура, которая тем не менее в VI в. до н.э. прекратила свое существование.

    0000331

    Раскопки на курганном могильнике Яковлевка. Хайбуллинский район Республики Башкортостан. Слева-направо: вторая к.и.н. Я.В.Рафикова, третий проф., д.и.н. Ю.А.Заднепровский, четвертый А.И.Нечвалода, шестой к.и.н. В.К.Федоров

    000018

    Курганный могильник Яковлевка. Хайбуллинский район Республики Башкортостан

    1378459826 39 9

    невеста

    Реконструкция женского костюма Е.Е.Нечвалоды п комплексу из Шиповского курганного могильника кара-абызской культуры

    IMG 7583

    Элементы убранства костюма. Охлебининский могильник. Кара-абызская культура. Иглинский район Республики Башкортостан. Национальный музей Республики Башкортостан

    IMG 7566

    Элементы убранства костюма. Охлебининский могильник. Кара-абызская культура. Иглинский район Республики Башкортостан. Национальный музей Республики Башкортостан

    IMG 9896

    Жертвенный комплекс. Производственная площадка Курмантау-8/9. Кар-абызская культура. Гафурийский район Республики Башкортостан. Национальный музей Республики Башкортостан

    В погребениях кара-абызской культуры находят многочисленные элементы убранства костюма, выполненные в зверином стиле.

    Главной особенностью кара-абызского звериного стиля, является наличие копий, которые имеют четкие отличия от оригиналов. Копии, как правило, тиражировались в массовом количестве, в то время как оригиналы изображаемых сюжетов известны в единичных экземплярах. Но копии, также, как и оригиналы, существовали относительно недолгое время, в III-II вв. до н.э. Вероятнее всего, накладки и подвески в зверином стиле изначально имели не местное происхождение и попали в кара-абызскую культуру под влиянием традиций отличного населения от носителей ананьинской культуры и, возможно, гафурийского типа.

    На основе прикамского позднеананьинского населения и ранне-караабызского населения Средней Белой сформировалась пьяноборская культура. Ареал культуры охватывает участок нижнего течения р. Камы на границе современных Татарстана, Удмуртии и Башкортостана. В пределах Башкортостана пьяноборские памят­ники расположены по нижнему течению р. Белой и ее крупнейшим притокам - рекам Сюнь, Ик и Быстрый Танып. Всего выявлено около 100 памятников - городищ, селищ и грунтовых могильников, также известен 1 курганно-грунтовый могильник – Кипчаковский. В языковом отношении население пьяноборской культуры являлось финно-пермским.

    В середине I тысячелетия до н. э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было отмечено сходство археологического материала из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

    На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехлопастные и трехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствуют так называемые скифские котлы, отлитые из бронзы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки — символы солнца, а также устройство погребальных склепов, украшения, алтари и глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента.

    Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. Таким образом, на северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

    Единство сложилось на территории степной, горно-долинной части Евразии. С севера на всем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита, с возникновения здесь производящих форм хозяйства, определял направленность хозяйственного развития этого региона с преобладающей ролью скотоводства.

    Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также целые комплексы укрепленных поселений и отличающиеся особым устройством и богатством инвентаря могильники. Социальный фактор был порожден новой эпохой и играл свою роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в. до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства, зафиксированный в погребальных курганах Аржан и Салбык в Сибири, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане.

    В эпоху скифо-сибирского единства на рубеже VI—V вв. до н. э. сложились крупные политические образования тагарцев и горно-алтайцев в Южной Сибири, саков в Казахстане, савроматов в Поволжье и Южном Урале. Возможно, что археологические культуры степного пояса того времени и их варианты являются отражением существовавших раннегосударственных образований.

    В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько этапов. С конца VIII по VI в. до н. э. идет формирование культур скифского облика, возникают отдельные центры в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Казахстане, Южной Сибири. V—III вв. до н. э. отмечены хозяйственным подъемом в степях на базе скотоводства и пойменного земледелия, распространением единой идеологии и искусства, демографическим скачком, формированием политических объединений раннегосударственного типа.

    Некоторые изменения произошли в скифо-сибирском мире в конце III в. до н. э. Для этого времени характерно почти повсеместное увеличение подвижности населения и изменение облика археологических культур в степях Евразии. Наблюдается усиление влияния культур скифо-сибирского мира на соседние территории, прежде всего на лесную зону.

    На территории степной Евразии археологические культуры представлены двумя группами: основные культуры скифо-сибирского мира, определяющие его содержание, тенденцию развития, и находившиеся под их влиянием культуры скифоидного облика. Возможно, такое деление отвечает и этническим различиям. Носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской и других групп.

    К основным культурам скифо-сибирского мира относятся собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы, культура ордоса скифского времени.

    Таким образом, в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. Скифы, саки и савроматы, вероятно, говорили на диалектах североиранской языковой группы.

    Древние народы степной Евразии составляли этническое, культурное и идеологическое единство. Они были основными создателями и носителями хозяйственных и идеологических приоритетов. Тем не менее культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии. На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне существовали культуры, имевшие иную историческую основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в инвентаре, на которые оказали влияние культуры скифского мира.

    46. Мировоззрение и религия степных кочевников раннего железного века.

    Позднее, в конце I тысячелетия до н. э., развиваясь и видоизменяясь, эти образы, мотивы и изобразительные приемы наследуются населением средней и верхней Камы. Здесь преобладают мелкие изображения, выполненные, как правило, плоским литьем с последующей чеканкой деталей и орнаментов. Среди изображений домашних животных обычна лошадь, реже встречаются фигурки собаки, свиньи и коровы; дикие животные представлены медведем, росомахой, белкой и зайцем. Есть изображения птиц. Нередки изображения всадников. Все эти изделия встречаются на древних святилищах. Изобразительное творчество, связанное со сложным комплексом представлений о погребальных обрядах и жертвоприношениях в святилищах, позволяет заключить, что прикамское население почитало женское божество, владычицу зверей, покровительницу домашнего очага; небо, солнце и другие силы природы; отправляло культ усопших и культ медведя. Изображения животных связаны с пережитками тотемизма. Некоторые из них олицетворяли предков, родоначальников и почитались сородичами. изображения наконечников стрел, ножей, топоров, серпа, а также костяные, железные и бронзовые наконечники стрел, ножи, настовые и бронзовые украшения. На территории святилища свершались не только жертвоприношения, но и захоронения сожжений усопших. Аналогичным, но значительно более крупным было Гляденовское святилище. Эпоха бронзы и раннего железного века — начало разложения родового строя. Развитие металлургии меди (бронзы) и железа, кочевого скотоводства на юге и комплексного производящего хозяйства на Среднем Урале способствовали разложению первобытной общины и привели к серьезным социально-экономическим и этническим сдвигам в жизни древнего населения края.

    В середине I тысячелетия до н. э. в степях современной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке — сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия одних народов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О других народах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура курганов Горного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке было отмечено сходство археологического материала из южнорусских курганов скифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири.

    На обширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружие близких образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифские коротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльев бабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные трехлопастные и трехгранные втульчатые и черешковые наконечники стрел. Одинаковыми или близкими по устройству были удила и псалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя с ветвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствуют так называемые скифские котлы, отлитые из бронзы на поддоне, с вертикальными массивными ручками, круглые бляшки — символы солнца, а также устройство погребальных склепов, украшения, алтари и глиняная посуда, обычно баночной формы без орнамента.

    Археологический материал отражает новое историческое явление — культурно-историческое единство,— которое возникло в степях Евразии. Таким образом, на северных окраинах цивилизаций Древней Греции, ахеменидской Персии и Китая появилась сила, сдерживавшая экспансию этих цивилизаций на север, принципиально иная по своей хозяйственной, культурно-исторической и идеологической направленности. Культурно-историческое единство возникло как результат воздействия нескольких факторов: природно-географического, экономического, этнического, идеологического, внешнеполитического и социального.

    Единство сложилось на территории степной, горно-долинной части Евразии. С севера на всем протяжении пояс степей в древности был ограничен зоной лесов, где обитали племена с другим традиционным хозяйственно-культурным укладом. С юга почти непрерывная цепь гор отделяла эту территорию от Переднего Востока и Южной Азии, т. е. от зоны древнейших, первичных цивилизаций. Природно-географический фактор, начиная с энеолита, с возникновения здесь производящих форм хозяйства, определял направленность хозяйственного развития этого региона с преобладающей ролью скотоводства.

    Сложение скифо-сибирского мира было связано с ускоренными процессами дифференциации внутри общества. Об этом свидетельствуют огромные царские курганы скифов, саков, курганы пазырыкского типа на Алтае, а также целые комплексы укрепленных поселений и отличающиеся особым устройством и богатством инвентаря могильники. Социальный фактор был порожден новой эпохой и играл свою роль в степях на рубеже эпохи бронзы и раннего железа вплоть до V в. до н. э., когда активно шел процесс формирования идеологического, социального, военного лидерства, зафиксированный в погребальных курганах Аржан и Салбык в Сибири, Келермес на Украине и Иссык в Казахстане.

    В эпоху скифо-сибирского единства на рубеже VI—V вв. до н. э. сложились крупные политические образования тагарцев и горно-алтайцев в Южной Сибири, саков в Казахстане, савроматов в Поволжье и Южном Урале. Возможно, что археологические культуры степного пояса того времени и их варианты являются отражением существовавших раннегосударственных образований.

    В развитии скифо-сибирского единства можно выделить несколько этапов. С конца VIII по VI в. до н. э. идет формирование культур скифского облика, возникают отдельные центры в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Казахстане, Южной Сибири. V—III вв. до н. э. отмечены хозяйственным подъемом в степях на базе скотоводства и пойменного земледелия, распространением единой идеологии и искусства, демографическим скачком, формированием политических объединений раннегосударственного типа.

    Некоторые изменения произошли в скифо-сибирском мире в конце III в. до н. э. Для этого времени характерно почти повсеместное увеличение подвижности населения и изменение облика археологических культур в степях Евразии. Наблюдается усиление влияния культур скифо-сибирского мира на соседние территории, прежде всего на лесную зону.

    На территории степной Евразии археологические культуры представлены двумя группами: основные культуры скифо-сибирского мира, определяющие его содержание, тенденцию развития, и находившиеся под их влиянием культуры скифоидного облика. Возможно, такое деление отвечает и этническим различиям. Носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индоиранцы. По соседству с ними жили народы финно-угорской, самодийской, протославянской и других групп.

    К основным культурам скифо-сибирского мира относятся собственно скифская, савроматская, культура саков, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская и уюкская культуры Тувы, культура ордоса скифского времени.

    Таким образом, в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни, горные долины и предгорья были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. Скифы, саки и савроматы, вероятно, говорили на диалектах североиранской языковой группы.

    Древние народы степной Евразии составляли этническое, культурное и идеологическое единство. Они были основными создателями и носителями хозяйственных и идеологических приоритетов. Тем не менее культуры скифо-сибирского мира не составляли территориального единства, они были как бы отдельными, оторванными друг от друга островками в степях Евразии. На остальном же пространстве евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне существовали культуры, имевшие иную историческую основу, а зачастую и иное направление хозяйства, со своими традициями в инвентаре, на которые оказали влияние культуры скифского мира.

    46. Мировоззрение и религия степных кочевников раннего железного века.

    Позднее, в конце I тысячелетия до н. э., развиваясь и видоизменяясь, эти образы, мотивы и изобразительные приемы наследуются населением средней и верхней Камы. Здесь преобладают мелкие изображения, выполненные, как правило, плоским литьем с последующей чеканкой деталей и орнаментов. Среди изображений домашних животных обычна лошадь, реже встречаются фигурки собаки, свиньи и коровы; дикие животные представлены медведем, росомахой, белкой и зайцем. Есть изображения птиц. Нередки изображения всадников. Все эти изделия встречаются на древних святилищах. Изобразительное творчество, связанное со сложным комплексом представлений о погребальных обрядах и жертвоприношениях в святилищах, позволяет заключить, что прикамское население почитало женское божество, владычицу зверей, покровительницу домашнего очага; небо, солнце и другие силы природы; отправляло культ усопших и культ медведя. Изображения животных связаны с пережитками тотемизма. Некоторые из них олицетворяли предков, родоначальников и почитались сородичами. изображения наконечников стрел, ножей, топоров, серпа, а также костяные, железные и бронзовые наконечники стрел, ножи, настовые и бронзовые украшения. На территории святилища свершались не только жертвоприношения, но и захоронения сожжений усопших. Аналогичным, но значительно более крупным было Гляденовское святилище. Эпоха бронзы и раннего железного века — начало разложения родового строя. Развитие металлургии меди (бронзы) и железа, кочевого скотоводства на юге и комплексного производящего хозяйства на Среднем Урале способствовали разложению первобытной общины и привели к серьезным социально-экономическим и этническим сдвигам в жизни древнего населения края.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Читайте также: