Легенда о давиде и голиафе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Среди филистимлянского войска был один неустрашимый силач, великан Голиаф. Он носил на теле чешуйчатую кольчугу, на голове медный шлем, за плечами медный щит, а в руках держал тяжелое копье. С ним рядом находился оруженосец. И когда филистимляне сошлись с войском израильским, чтобы разрешить многолетнюю вражду, то выпустили вперед Голиафа.

Слышали его крики израильтяне, но не знали, как им поступить. Не было у них в войске подобного силача. Сорок дней и сорок ночей похвалялся Голиаф своей силой, всячески поносил израильтян и грозился всех уничтожить.

Юный Давид, будущий царь Израиля, который принес своим братьям еду, услышал похвальбу гиганта Голиафа. Он был очень молод, но отличался крепостью мышц и ничего не боялся. И еще услышал он от израильских воинов, что того, кто убьет Голиафа, израильский царь наделит великим богатством и выдаст за него свою дочь.

Давид спросил своих братьев, не сразиться ли ему с Голиафом. Братья тотчас рассердились на него, сказали, что ему надо пасти овец, а не сражаться. Но слова Давида услышали другие воины и доложили о нем предводителю Саулу. Тот призвал к себе Давида. Юноша рассказал Саулу, что с детства пасет овец и нередко вступал в схватку с дикими зверями, разрывая голыми руками льва, медведя. У Саула не было другого выбора, надо было отвечать на вызов Голиафа, он отдал юноше свою кольчугу и шлем. Давид примерил снаряжение, но потом отказался от него. Он взял свой посох, пращу, пастушескую сумку, наложил в нее камней и вышел перед войском израильским.

Очень обозлился Голиаф, услышав такие обидные слова, и прибавил шагу. Они сближались, готовясь к яростной схватке. Голиаф был уверен в своей победе, он ничего не боялся и только страшно улыбался, но юношу не пугал его зверский вид.

Когда расстояние между ними сократилось до полета стрелы, Давид опустил руку в свою сумку, взял оттуда камень потяжелей и вставил его в пращу. Он прицелился и выстрелил. Камень попал прямо в лоб великану. Он не удержался на ногах и рухнул на землю. Такого не ожидали ни филистимляне, ни израильтяне.

Давид подбежал к Голиафу, тот не шевелился, он был мертв. Давид взял его меч и отсек ему голову. Наблюдавшие за этой сценой филистимляне пришли в ужас и побежали. Войска израильские стали их преследовать. Они с победными кликами вступили в лагерь врагов и разграбили его. А Давид вместе с отрубленной головой Голиафа триумфатором вошел в Иерусалим.

Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в этой статье, мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.

Голиаф – персонаж Библии.

Голиаф — Библейский персонаж. Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.

Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год

Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год

Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги — свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в 17 главе Первой Книги Царств. Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

Толкование истории про Давида и Голиафа

Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.

Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.

История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.

Давид, поражающий Голиафа, в живописи.

Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.

КАРАВАДЖО

Давид и Голиаф, Караваджо

Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) — картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид. Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника. Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.

Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 год Давид и Голиаф, Караваджо, 1610 год

Давид и Голиаф, Микеланджело

Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.

Давид и Голиаф: История подвига, легенды и факты

В истории многих государств и народов существуют случаи, когда далеко не всегда сила в противостоянии становилась решающим фактором. Не обошла стороной данная ситуация и народ Израиля. Мало того, у евреев произошел, пожалуй, наиболее показательный случай. Это всем известный бой еврейского юноши Давида и филистимлянина Голиафа.

Краткая предыстория


К моменту Исхода евреев из Египетского рабства филистимляне уже несколько десятилетий имели в Ханаане свою территорию. Овладев пятью городами, они организовали из них союзное государство, откуда постоянно совершали набеги на своих соседей. Евреям после появления в Ханаане пришлось испытать немало неприятных моментов от подобного соседства. Их войны с филистимлянами вспыхивали с завидным постоянством, и далеко были победоносными. Так продолжалось в течение 350 лет.

Ситуация в Израиле

Как уже говорилось, некоторое время в стране не было единого руководства. Наделы, выделенные коленам Израиля, управлялись собственными лидерами, наставниками и идеологами которых стали, так называемые, судьи, поэтому данный период именуется Эпохой судей. Но такая разрозненность мешала отражать нападения внешних врагов. Первосвященник Самуил, ставший последним из судей, пришел к выводу, что только единоличный правитель, руководящий единым государством, сможет изменить сложившуюся ситуацию.

Выбор Самуила пал на сына простого земледельца Саула, выходца из колена Биньямина, который действительно смог объединить народ Израиля. Под его руководством евреи смогли отразить несколько нападений вражеских войск. Однако вскоре выяснилось, что Саул не полностью соответствовал тем идеалам царя, которые представлял себе Самуил. И тогда первосвященник стал подыскивать ему замену. Как это часто бывает, подсказка пришла с неба: голос Божий указал Самуилу на неизвестного сына пастуха Давида из колена Иуды, который жил в Вифлееме.

Молодой человек был тайно помазан на царство, но до поры ему было приказано не выдавать своего статуса. Случилось так, что у Саула выявилась душевная болезнь. Царь впал в меланхолию, и только музыка на какое-то время отвлекала властелина от переживаний. Так как Давид неплохо играл на арфе, по требованию Самуила он отправился в столицу и был введен в царское окружение в качестве музыканта. Возможно, случая стать на царство Давиду пришлось бы ожидать еще долго, но в ситуацию вмешались внешние силы.


Подвиг юного музыканта

Филистимляне, собрав значительные силы, двинулись походом на Израиль. Израильтяне вышли врагам навстречу, и остановили неприятеля. Судьбу страны могло решить генеральное сражение, однако ни одна из сторон не решалась наступать. Со времен античности, и вплоть до конца Средних веков в ряде случаев вместо битвы армий назначался поединок сильнейших воинов. С каждой противоборствующей стороны выбирался лучший боец, и в ходе их поединка решался исход битвы.

Филистимляне выставили своего бойца. Им оказался, без малого, трехметровый гигант Голиаф, обладающий огромной силой, и весьма искусно владеющий оружием. Дополняли возможности воина почти 60-килограммовые доспехи, практически полностью укрывавшие тело Голиафа от поражения чужим оружием. К сожалению, со стороны евреев воина подобного уровня не нашлось. Пауза в войне затянулась.

Случилось так, что однажды в армию приехал Давид. Юный музыкант отправился туда, чтобы повидаться со своими братьями, мобилизованными на войну. Тогда он и стал свидетелем позорного для евреев приглашения на поединок. Юноша возмутился и решил принять вызов врага. Обрадованный царь предложил смельчаку оружие и доспехи, но тот отказался их брать. Подобные вещи ему, музыканту и сыну пастуха, в бою против хорошо подготовленного и сильного воина стали бы просто обузой. Здесь требовались не сила, а ум. Его-то юный смельчак и решил использовать.

На поединок он вышел, облаченный в обыкновенную одежду. Из всего того что могло считаться оружием, Давид захватил только пращу, запуская камни из которой, он гонял волков в то время, когда помогал пасти овец. Но зато этим метательным оружием он владел великолепно. Кроме того, с ним Давиду не требовалось приближаться к хорошо подготовленному противнику.


Последствия боя

Исход битвы был решен. Филистимляне отступили, а Саулу не оставалось ничего другого, как выдать за героя свою младшую дочь Мелхолу, тем самым введя Давида в круг наследников престола. Потом царь, конечно же, пытался ликвидировать опасного соперника, но все его стремления убить его оказались тщетными. Позже Давид стал царем Израиля, перенес столицу в Иерусалим, в котором его наследник Соломон выстроил Первый Храм. А далеким потомком легендарного царя-героя через сотни лет стал Иисус Христос.

Давид и Голиаф в Библии - легенда

История из Библии о Давиде и Голиафе сегодня знакома не только верующим. Известность ей даровал удивительный сюжет: пастух побеждает огромного солдата с помощью пращи, уповая только на Божью помощь. Ученые нашли доказательства того, что такой бой происходил в действительности, но кто был победителем на самом деле – выдвигаются разные гипотезы.

Давид и Голиаф - кто это?

Историки называют Давида вторым царем израильского народа, который более 7 лет был правителем Иудеи, и потом еще 33 года - двух царств Израиля и Иудеи. А кто такой Давид в Библии? Красивый и сильный молодой пастух не раз доказывал свою смелость, поразил громадного воина Голиафа в честном бою, даровав тем самым победу израильтянам. Голиафа Ветхий Завет называет потомком великанов-Рефаимов, который бился за филистимлян и принял одиночный бой с представителем враждебного лагеря.

Давид и Голиаф - Библия

Библейская легенда о Давиде и Голиафе рассказывает о том, как молодого пастуха признали царем израильтян. Это право даровала ему победа над сильнейшим воином врагов Голиафом. Библия гласит, что молодой пастух сделал это во имя Бога Израиля, за что Господь даровал ему победу. Чем Давид поразил Голиафа? В Библии сказано, что юноша воспользовался древним оружием – пращей.

Оно работало по принципу рогатки: в веревку закладывали камень и метали в противника. Метким броском Давид попал великану в голову, а когда тот упал, отрубил ему голову мечом. Эта победа сделала юношу народным любимцев, а позднее – и правителем страны, чьи годы царствования называют золотым веком, молодой царь избавил народ от филистимлянских нападений, ввел множество полезных реформ.

давид против голиафа

Битва Давида и Голиафа

И сегодня исследователи Святого Письма спорят о реальности этой легенды. Первые ссылаются на труды историка Иосифа Флавия, который утверждает, что такой бой в истории зафиксирован. Вторые объясняют позицию тем, что нет доказательств, которые бы подтверждали: такие люди когда-то жили. Но в 1996 году археологам удалось отыскать на раскопках в долине Иудейских гор подтверждение, что Давид против Голиафа выходил на битву:

  1. Скелет великана ростом до трех метров с отрубленной головой, в которой застрял камень.
  2. Возраст находки насчитывал около 3 тысяч лет до нашей эры.

Еще одним косвенным доказательством реальности этого боя стало то, что он описывается в Коране, там говорится о сражении пророка Давида с воином неверующих Голиафом. Эта притча является назиданием, что никогда нельзя сомневаться в помощи Бога. Существует еще одна интересная версия, якобы великана сразил сын Ягаре-Оргима Вифлеемского Елханан, битва, судя по цитатам Святого Письма, происходила в Гобе. Такая путаница дала толчок к самым разным версиям теологов и атеистов, якобы позднее летописцы приписали победу великому царю Давиду.

Как Давид победил Голиафа?

Историки считают, что Давид убил Голиафа в неравном поединке, что и придало этой победе символическое значение. Пастушок отказался от доспехов, которые мешали двигаться, легко уклонялся от ударов неповоротливого великана. Есть две версии, которые объясняют победу малоопытного Давида:

Фильмы про Давида и Голиафа

История Давида и Голиафа неоднократно упоминалась и в произведениях авторов разных времени и стран, и в шедеврах кино. Самые известные киноленты об этом событии:

В любом храме есть частицы мощей святых. Что такое мощи - это останки мучеников за веру, подвижников, которые сохранились в виде костей или праха. Их наличие означает присутствие самого праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью.

Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.

После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод. Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь. В то же время народ был един в ведении войн.

как Давид победил Голиафа

Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны. След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы – секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ. Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.

Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид. Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян. Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.

Давид — пастух, ставший царем

Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным. Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее. Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.

Голиаф и Давид

Начинал будущий царь с выпаса овец – это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.

Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.

Давид и Голиаф: начало противостояния

Известность и народную любовь принес Давиду его поединок с могучим филистимским воином Голиафом.

Сорок дней продолжалось противостояние израильского войска под руководством царя Саула и филистимлян. Последние, чувствуя свое превосходство, всячески унижали и оскорбляли не только воинов Израиля, но и Бога. Особенно активным был самый сильный и устрашающий воин по имени Голиаф. Он выступил вперед, сверкая тяжелыми латами, доспехами, щитом и мечом. Никто из войска Саула не рискнул выйти с ним на бой. Такова была древняя традиция: сначала воюют два самых сильных воина от каждой стороны.

Ничего не подозревающий Давид в это время занимался своим привычным делом: пас овец. За армию Израиля воевали его старшие братья. Так как противостояние двух сторон затянулось, отец попросил Давида отнести братьям немного еды. Очутившись в стане Саула и его воинов, Давид возмутился, почему никто не дает отпор Голиафу, так оскорбляющему израильский народ? Не найдя ответа, юноша решил защитить честь своего народа. Так, Голиаф и Давид встретились в первый и последний раз.

Победа Давида

Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, – это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи – того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.

чем Давид поразил Голиафа

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в 17 главе Первой Книги Царств. Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

Миф или реальность?

До сих пор между исследователями Библии и атеистами ведутся споры о правдоподобности этой библейской истории. Сомнению подвергаются даже сами Голиаф и Давид. Атеисты мотивируют свою точку зрения тем, что нет никаких реальных доказательств, артефактов или письменных свидетельств существования одного и второго библейского героя.

С другой стороны, еще Иосиф Флавий, римский историк, писал о том, что поединок такой в истории был. Кроме того, в 1996 году найдены археологические доказательства того, что Голиаф и Давид существовали.

В долине Иудейских гор был обнаружен скелет почти трехметровой длины с отделенной головой, в которой застрял камень. Проведя ряд исследований, археологи выяснили, что временной промежуток, к которому принадлежит данный скелет, — примерно 3000 лет до нашей эры. Таким образом, было доказано, что история, скорее всего, — не миф, а реальность.

Давид и Голиаф — Библия

Библейская легенда о Давиде и Голиафе рассказывает о том, как молодого пастуха признали царем израильтян. Это право даровала ему победа над сильнейшим воином врагов Голиафом. Библия гласит, что молодой пастух сделал это во имя Бога Израиля, за что Господь даровал ему победу. Чем Давид поразил Голиафа? В Библии сказано, что юноша воспользовался древним оружием – пращей.

Оно работало по принципу рогатки: в веревку закладывали камень и метали в противника. Метким броском Давид попал великану в голову, а когда тот упал, отрубил ему голову мечом. Эта победа сделала юношу народным любимцев, а позднее – и правителем страны, чьи годы царствования называют золотым веком, молодой царь избавил народ от филистимлянских нападений, ввел множество полезных реформ.

давид против голиафа

Битва Давида и Голиафа

И сегодня исследователи Святого Письма спорят о реальности этой легенды. Первые ссылаются на труды историка Иосифа Флавия, который утверждает, что такой бой в истории зафиксирован. Вторые объясняют позицию тем, что нет доказательств, которые бы подтверждали: такие люди когда-то жили. Но в 1996 году археологам удалось отыскать на раскопках в долине Иудейских гор подтверждение, что Давид против Голиафа выходил на битву:

  1. Скелет великана ростом до трех метров с отрубленной головой, в которой застрял камень.
  2. Возраст находки насчитывал около 3 тысяч лет до нашей эры.

Еще одним косвенным доказательством реальности этого боя стало то, что он описывается в Коране, там говорится о сражении пророка Давида с воином неверующих Голиафом. Эта притча является назиданием, что никогда нельзя сомневаться в помощи Бога. Существует еще одна интересная версия, якобы великана сразил сын Ягаре-Оргима Вифлеемского Елханан, битва, судя по цитатам Святого Письма, происходила в Гобе. Такая путаница дала толчок к самым разным версиям теологов и атеистов, якобы позднее летописцы приписали победу великому царю Давиду.

Как Давид победил Голиафа?

Историки считают, что Давид убил Голиафа в неравном поединке, что и придало этой победе символическое значение. Пастушок отказался от доспехов, которые мешали двигаться, легко уклонялся от ударов неповоротливого великана. Есть две версии, которые объясняют победу малоопытного Давида:

Давид и Голиаф в искусстве

История противостояния безоружного пастуха и могучего воина на протяжении многих веков привлекает деятелей искусства. До сих пор люди задумываются о том, как Давид победил Голиафа. Скульпторы, художники, деятели кинематографа снова и снова обращаются к этой теме. Тициан, Караваждо, Гвидо Рени – лишь немногие художники, на картинах которых запечатлена история поединка.

Скульпторы Донателло, Микеланджело, Лоренцо Берини увековечили героев в камне. Голиаф и Давид фигурируют на фресках и предметах христианского культа. На эту тему не раз снимались художественные фильмы. Например, лента Фердинандо Балди (1960 г.), мультипликационный фильм, вышедший в США в 2003 году, документальный фильм BBC с одноименным названием.

Как можно увидеть, история Давида и Голиафа жива, она волнует человечество до сих пор. Христианам она дает мощнейший заряд веры, а светским людям — повод к размышлению о смелости, чести и достоинстве.

Давид и Голиаф

Слободской А.С., Толстая О.М. Протоиерей Серафим Слободской. Жизнеописание. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 176 с. : ил.

В селе Черенцовка под Пензой, что в шестистах пятидесяти километрах на юго-восток от Москвы, в семье иерея Алексия Слободского и его жены Веры 11 сентября 1912 года родился сын. Как назвать его, сомнения не было — Серафим.

За год до его рождения счастливую дружную семью постигло тяжелое горе — умер от крупа младший сын, маленький Анатолий. И только в Саровской пустыни, в горячих молитвах преподобному Серафиму получили неутешные родители облегчение своей тяжелой утраты и с надеждой вернулись домой, привезя с собой образок с ликом Пресвятой Богородицы, а на оборотной стороне — преподобного Серафима. Эту иконку из Саровской обители отец Серафим носил всю свою жизнь.

Новый младенец — новое счастье. Окруженный любовью, заботой и лаской, рос маленький Сима.

С младенческих лет Божий храм, а именно храм Архистратига Михаила в Черенцовке, где его отец был настоятелем, стал его родным домом. Сначала на руках матери, позже — когда стоял в храме с сестрами, Ниной и Лидой, мальчик впитывал в душу все это свое, родное, близкое: иконы, написанные отцом; возгласы отца-священника; песнопения и молитвы; звон колоколов; мерцание свечей; запах ладана… И полюбил он Церковь и Христову правду и не отделял эту жизнь от той, другой, вне храма.

И полюбил он Церковь и Христову правду и не отделял эту жизнь от той, другой, вне храма

Сколько радости было для Симы взобраться на колокольню и ловкими движениями рук заставить колокола гудеть, весело переливаться и выводить положенные перезвоны. Впоследствии он стал редким знатоком колокольного звона.

Счастливым и радостным было детство маленького Симы. Ласковые сестры, любящая заботливая мать и мудрый, спокойный, всегда все знающий отец. Казалось, не было вещи, которой он не мог бы сделать, и вопроса, на который не имел бы ответа.

Дети украшают елку. Старинная открытка

Как-то перед Рождеством в 1916 году отец Алексий вернулся из Пензы и привез среди подарков и гостинцев елочные украшения. Дети с восторгом рассматривали блестящие шары, серебряных ангелочков с трубами и затейливые корзиночки, полные конфет. Но самым удивительным и прекрасным была верхушка для елки со звездой из хрупкого, тонкого стекла, сияющая всеми цветами радуги. Ее с большими предосторожностями положили на диван, наказав детям не подходить, чтобы, не дай Бог, как-нибудь не разбилась.

Старшие сестры, Нина и Лида, разбирали игрушки за столом, привязывая к ним ниточки, а Сима, наглядевшись на сияющее чудо, развеселился до чрезвычайности и стал бегать, подпрыгивая и притоптывая ногами вокруг еще не украшенного дерева. И вдруг с разбега, забывшись в веселии, подпрыгнул и сел на диван.

Легкий звон, хруст тонкого стекла, крики ужаса сестер — и перед глазами оцепеневшего ребенка кучка блестящих осколочков на диване: все, что осталось от волшебного, невиданного чуда…

Все кончено по его вине… Не будет, никогда больше не будет этой неземной красоты! Может быть, даже Рождества не будет… Пропало все! Это он, он сам разбил свою мечту! Прибежала мать, потом отец, а мальчик стоял бледный, не двигаясь, судорожно застывший, не отводя глаз от того, что сам натворил.

— Ну приди же в себя! Что с тобой? Ну разбил, это ничего!

Его обнимали, теребили, давали воды. Он даже не плакал. Это было отчаяние, у которого нет выхода.

— Посмотри, этот маленький мальчик должен бороться со страшным великаном, и если он придет в такое же отчаяние, как сейчас пришел ты, то он его никогда не победит. Но мальчик этот знает, что он не один, с ним Бог, поэтому он не боится, он будет бороться и победит. Запомни на всю жизнь: Бог всегда с тобой. В самые страшные минуты твоей жизни не приходи в отчаяние и помни: ты не один — с тобой Бог, и Он всегда тебе поможет.

Сима расплакался, и со слезами ушло то давящее, ужасное. И хотя все еще жаль было разбитую красоту, он уже сквозь слезы смеялся со всеми над тем, как сел на диван, и уже примиряюще радовался, и прошлогодняя звезда тоже очень красивая и отлично будет смотреться на верхушке елки. Этот случай и слова отца он запомнил на всю жизнь.

В другой раз, идя с матерью по селу, маленький Сима нашел на дороге колесико и подобрал. Очень полюбилось ему это колесико. Такое гладенькое, правда, немножко грязное. Но это ничего. Можно просунуть в дырочку палочку и катать. Придя домой, мать заметила колесо у него в руках.

— Это что? — спросила она. — Где ты его взял?

— Там, на дороге, в селе.

— Оно ведь чужое! Как же можно брать чужое?

Пойди сейчас же и положи, где взял.

— Мама, там собаки.

— Сам виноват, что взял. Иди, иди. Лучше тебе умереть от собак, чем быть вором.

И он пошел. Пошел, замирая от страха и недоумевая, как это мама, добрая мама, которая его так любит, согласна, чтобы он умер от собак? Вор — это плохо, очень плохо. Этот урок о том, что в жизни всегда нужно быть правдивым и честным, Сима воспринял всем сердцем и никогда не забывал.

У тебя есть Ангел Хранитель. В трудные минуты обратись к нему

— Помни, Сима, — говорила мать. — У тебя есть Ангел Хранитель. В трудные минуты обратись к нему. Он поможет.

Серафим запомнил, но он ничего не боялся. Мальчик любил жизнь, любил людей, в нем не было лукавства, и он не ждал лукавства от других. Знал только одно: надо учиться хорошо, надо быть первым. В науках был первым всегда и в спортивных играх тоже, благодаря своей природной ловкости и силе.

Неправда у них, а мы ведь знаем истину

Это длилось одну секунду. Не только ослепляющий свет извне, не только головокружительное ощущение взлета, не только охватившая все существо его неземная радость — это была необъяснимая полнота всего, и в ту же минуту ничего больше не было. Над ним стояло все то же далекое голубое небо. Но Серафим знал, он уверен: Бог — есть.

Протоиерей Серафим Слободской

— Господи, — воскликнул он. — Не дай мне этого забыть никогда!

В конце 1920-х годов церковь в Черенцовке закрыли. Это было время усиленных репрессий Советского государства по отношению к Церкви Христовой. Закрывались и разрушались храмы, многие были ограблены и осквернены. Огромное количество священнослужителей, монахов, монахинь и верующих было арестовано, многие были сосланы в лагеря и приняли мученическую кончину. Это целенаправленное разрушение Церкви Христовой затронуло и семью Слободских.

Отца Алексия и матушку Веру перевели в село Михайловка Пензенской области, в Троицкий храм. Остались позади друзья и любимая церковь. Там 11 февраля 1929 года у них родился сын Дима.

С окончанием школы закончилось и счастливое беззаботное детство Симы. Надо думать о дальнейшем. Желание учиться живописи и стать художником не оставляло его все школьные годы. Учителя поощряли способного мальчика. Но несмотря на то, что директор Пензенской художественной школы был другом отца Алексия, двери школы были закрыты для сына священника-лишенца1. Решено было попытать счастья в Москве.

Читайте также: