Проблема субстанции у р декарта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Декарт использует свой метод для решения проблемы субстанции, под которой он понимает то, что для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя.

Декарт начинает с поисков сущности или субстанции человеческого бытия. Универсальное сомнение позволяет ему утверждать, что ненадежны не человеческие чувства, не результаты деятельности рассудка. Несомненным остается только сам процесс сомнения, сомнение - это мышление (как процесс) и поэтому Декарт формулирует свой знаменитый принцип: “Я мыслю, значит я существую” (ego cogito ergo sum). Это принцип остается основополагающим принципом мировой классической философии. По существу, он утверждает субстанциональность мышления, по крайней мере в бытии человека.

Мышление является атрибутом первой субстанции бытия, которую Декарт называет идеальной. Но как естествоиспытатель Декарт видит самодостаточность материальных вещей, поэтому он констатирует существование второй субстанции материальной или телесной, атрибутом которой является протяженность.

В вопросе о субстанции философия Декарта одна из форм дуализма. Как и перед всяким движущим дуалистом, перед Декартом встает, по существу, неразрешимая проблема: как объединить две независимые самодостаточные субстанции в одно бытие. Декарт утвеждает, что это делает Бог, при этом он должен признать, что Бог является подлинной субстанцией.

Бенедикт Спиноза (1632-1677 г.) считает такой ответ Декарта уходом от проблемы.

С точки зрения Спинозы последовательная философия может быть только монистической, т.е. признавать существование только первой единственной субстанции. Философия Спинозы - одна из самых последовательных форм пантеизма.

“Субстанция - есть природа, есть Бог”, иначе говоря, Спиноза объединяет в понятии субстанция все характеристики, которые до него приписывались природе и Богу. Субстанция развивает все бытие в этом смысле, она не сотворима, не умопостигаема и бесконечна во всех своих проявлениях. В тоже время субстанция - это трехуровневая система. Высший уровень - субстанция как целое, первооснова и сущность всего бытия, второй уровень - атрибуты субстанции, как и Декарт, Спиноза под атрибутами определяет те свойства субстанции, без которых она не может существовать. То, что Декарт называет самостоятельными субстанциями, для Спинозы - атрибуты единой субстанции. Атрибутов бесконечное множество, так как субстанция бесконечна во всех ее проявлениях. Но человек знает только две - протяженность, мышление. Так как человек судит о мире по самому себе, а в себе человек видит два ряда не сводимых друг к другу процессов телесных и мыслительных, мыслящих.

Третий уровень - модусы дискретного образования (вещи, свойства вещей). Если без атрибутов субстанция существовать не может, то наличие или отсутствие модусов для нее безразлично. В каждом модусе тем или иным образом отражаются атрибуты.

Здесь Спиноза решает главную задачу философии - взаимосвязь бытия и мышления. Для Спинозы тело является мыслящим и мышление является телесным.

Спинозу часто обвиняют в гилозоизме (ожитворении) и папсихизме. По существу Спиноза утверждает только то, что тело законообразно, подчиняется общей разумности бытия, космоса.

Человек - это модус среди других модусов, как модус атрибута протяженности. Человек полностью подчиняется природной необходимости, но как мыслящее существо он может быть свободен. Спиноза один из многих противопоставляет свободу не обходимости, а принуждению. “Свобода - есть познанная необходимость”. Иначе говоря, если человек осознал необходимость и действует в соответствии с ней добровольно, а не принужденно, то он поступает свободно (лестница, 5 этаж).

Спиноза считает, что проявлением атрибутов протяженности в человеческом поведении являются АФФЕКТЫ. Человек, действующий по воле своих страстей гораздо более несвободен, чем тот, который умеет управлять страстями. Устранить страсти нельзя, но можно низшие аффекты подчинить с помощью более высших, сильных; главный аффект, высший - любовь к познанию.

Теория познания Спинозы является производной от концепции субстанции: модусы познаются через чувственное познание, но оно ничего не может сказать о самой субстанции. Рациональное познание дает знание об атрибутах, но так как атрибутов бесконечное множество, то познание субстанции через атрибуты тоже бесконечно. Постичь субстанцию в ее высших проявлениях можно только с помощью интеллектуальной интуиции.

Готфрид Лейбниц (1646-1716 г.) видел в невозможности объяснить как из единой субстанции возникает все многообразие разнокачественных вещей. Выходом из этого положения Лейбниц считал предположение о том, сто сама вещь самодостаточна, то есть обладает своей собственной субстанцией, поэтому субстанций бесконечное множество.

Лейбниц создает плюралистическую концепцию субстанцию. Субстанция или монадология - это идеальная сущность каждой вещи. Монада идеальна, так как субстанция должна быть вечной, а все материальные вещи приходящи, по существу, монады - это сгусток мыслительной энергии, актуальность которой проявляется в различных уровнях мыслительной деятельности.

Бытие по Лейбницу - иерархия монад; нижний уровень - монады неорганизованной природы, их мыслительная активность приблизительно 0, но не равно 0.

Второй уровень - монады души, присущи растениям и животным. Их активность проявляется в ощущениях и неясных представлениях.

Третий уровень - монады - духи, характеризуют человека, главная особенность - способность к самопознанию, каждая монада - “микрокосм”, живое зеркало вселенной, поэтому. Познавая самого себя человек получает возможность познать мир. Место человека в иерархии монад зависит от его знаний.

На вершине иерархии мир - Бог, который знает все и, следовательно, включает в себя весь мир. Человек может как угодно приближаться к Богу, но никогда его не достигнет. Бог, с одной стороны, творец иерархии монад - “предустановленной гармонии бытия, а с другой стороны, Бог - это идеал, центр, к которому стремятся все монады путем самосовершенствования. Лейбниц считает, что чувственное познание дает нам знание только о внешних, телесных проявлениях монады. Он называет это познание - истины факта - неполное, случайное, единичное.

В эпоху нового времени проблема первоначала звучит как проблема субстанций. Субстанции, по Декарту, сущие не нуждающиеся для своего существования не в чем другом. Субстанции 1 порядка: Бог. 2 порядка: мыслящая духовная субстанция и материальная. Таким образом, по Декарту, в основе мира 2 первоначальные субстанции: материя и Бог.

Спиноза:

  1. абсолютная самостоятельность (ни в чем, кроме себя не нуждается)
  2. бесконечность в пространстве и времени
  3. субстанция причина самой себя и познается через саму себя
  4. субстанция исходный полюс бытия

Способы проявления субстанций: протяженность, мышление.

  1. желание
  2. удовольствие
  3. неудовольствие
  1. простая неделимая, внутренне неизменна
  2. каждая "монада" - микромир
  3. "монада" - духовны, не материальны и живут по законам гармонии
  4. "монады" составляют сущность каждой вещи
  5. в мире нет 2 одинаковых "монад"
  1. монады низшего порядка (пассивное восприятие, неясные смутные представления о мире)
  2. монады-души (наличие ощущений, более ясное представление о мире)
  3. монады-духи (обладание сознанием)

Таким образом, степень развития монады, по Лейбницу, равно степени приближения к сознательной жизни. Высшая монада - Бог. Познание только разумом. Всему миру присуще развитие, эволюция. Развитие постепенно и не сопровождается гибелью монады, так как они вечны. Развитие мира происходит за счет внутреннего развития монады. На нее не влияют внешние факторы.

Рене Декарт - рационалист(1596 - 1650) – философ, математик, физик, физиолог. Он стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма, признающего единственным источником достоверного знания разум.

Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога. Под субстанцией Декарт имел в виду Бога: ведь все остальное есть нечто тварное, т.е. созданное Богом. Но это один аспект воззрения. Второй заключается в том, что Декарт разделил сотворенный Богом мир на два рода субстанций - духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима (этот подход также уходит корнями в античность). Субстанции обладают соответствующими атрибутами - мышлением и протяженностью, а прочие атрибуты производны от них.

В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций (духовная и материальная). Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.

Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т.е. исследование от общего к частному. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем - движения мысли от простого к сложному.

Содержание рационального метода (дедукция) состоит у Р. Декарта в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведенные до уровня очевидного. Образцом научного знания, которому должна подражать философия, является математика (математическая дедукция).

В границах декартовской физики не только внешний мир, но и психические процессы не имеют другой основы, кроме материи, обладающей самостоятельной творческой силой. Согласно его взглядам, материя заполняет пространство сплошь, не оставляя место пустоте. Она находится в непрерывном движении, количество которого сохраняется.

Воззрения Декарта на природу носили механистический характер: Вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает бог, но впоследствии его развитие определяется самостоятельной творческой силой материи. Декарт одним из первых разработал, хотя и на механистической основе, идеи эволюции и провел их через все области учения о природе – от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека.

Образование звезд и планетных систем осуществлялось, по Декарту, благодари вихревому движению материи. Здесь Декарт одним из первых вплотную подошел к идее о материальном единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные это сложные машины. Человек же, и отличие от животных, обладает разумом и речью, что выходит зa пределы действия законен механики. Для объяснения этих явлений Декарт вынужден был допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции – души. Характерной чертой философии Декарта является, таким образом, дуализм.

24. Б. Спиноза. Учение о субстанции. Монизм.

За религиозное свободомыслие был отлучен от еврейской церковной общины Амстердама. Спиноза - создатель геометрического метода в философии. Спиноза целью знания считает завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников Спиноза дополнил учением о свободе: он показал, как возможна - в рамках необходимости - человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для Спинозы стало его учение о природе. Спиноза противопоставил дуализму материалистический монизм. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама ни себе и проявляется сама через себя. Бог, идеальное и материальное слились у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и полностью лишен качеств личности. Необходимость причин и следствий, проистекающая из внутренних законов единой субстанции,– вот единственный принцип мирового порядка. От субстанции -бытия необусловленного Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) - как телесных, так и мыслительных. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как „протяжение" и как „мышление". Это атрибуты субстанции среди других ее атрибутов, число которых бесконечно и которые нам неизвестны. Наряду с протяжением материя, начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление лишь частный случай мышления вообще. А это есть гилозоизм. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те нее, что порядок и связь вещей. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, то есть чем активнее субъект.

Данью времени было лишь то, что природу Спиноза называл богом, а бога – природой.

Согласно Спинозы, человек - существо, в котором модусу протяженности – телу - соответствует модус мышления - душа. И по тому, и по другому модусу человек – часть природы. В учении о модусе души Спиноза свел всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам, - к радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением человека движет стремление к самосохранению и к собственной выгоде. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Свободной может быть не народная масса, а лишь мудрец.

Велика роль Спиноза в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии - не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Согласно современному энциклопедическому словарю — СУБСТАНЦИЯ (лат . substantia — сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; нечто существующее само по себе, не зависящее ни от чего другого.

Слабость доктрины Декарта заключалась в неопределенном статусе субстанций: Только бесконечная субстанция, Бог, обладает истинным существованием, а конечные, сотворенные субстанции зависят от бесконечной. Спиноза, находившийся под влиянием Декарта, не принял дуализм последнего и создал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой.

Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - Субстанция как философская категория

Субстанция как философская категория

Субстанция (лат. substantia — предмет, основа) — это то, что существует само по себе, в отличие от принадлежности, т.е. свойства, которое существует только в другом объекте. Субстанция стабильна и постоянна; это сущность, лежащая в основе явлений, постигаемых разумом.

Плюралистические доктрины также восходят к Аристотелю, который представлял реальность как множественность отдельных вещей, состоящих из формы и материи, которые являются центрами самостоятельного движения. На протяжении всей истории европейской философии идея субстанции-субъекта, личности, индивидуальной души играет роль главного инструмента теоретического познания человека.

Моноизм Спинозы

Голландский философ Б. Спиноза критиковал дуализм Декарта за неопределенный статус

вещество. С одной стороны, только бесконечная субстанция, Бог, обладает истинным бытием, а с другой стороны, сотворенные и конечные субстанции зависят от первой. Поэтому существуют вещества высшего и низшего рода. Из этого следует, что в мире, помимо божественного, есть и низшее начало. Эту дихотомию Спиноза стремился преодолеть. Он создал монистическую доктрину о единой субстанции.

Субстанция обладает существенными и неотъемлемыми свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Любая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. Но только два из них известны человеку: Расширение и мышление. В отличие от Декарта, который говорил, что протяжение — это одна субстанция, а мысль — другая, Спиноза называл эти два свойства одной субстанцией. Таким образом, Бог был расширен, а материя — мыслима.

Плюрализм Г. Лейбница

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц критически проанализировал и развил идеи своих предшественников, включая теории субстанции Декарта и Спинозы. Согласно Лейбницу, число субстанций не ограничивается одним или двумя основаниями, а может быть бесконечным Плюрализм означает множественность отдельных оснований.

Согласно Лейбницу, монада проста и неделима, то есть нематериальна. Сущностью каждой монады является активность, которая выражается в непрерывном чередовании состояний. Самая известная монада, которую мы можем наблюдать, — это жизнь нашей собственной души.

Джон Локк как представитель материалистического эмпиризма

«Хотя я знаю, видя и слыша, что вне меня есть физический объект, объект конкретного ощущения, я могу знать с большей уверенностью, что внутри меня есть духовное существо, которое видит и слышит. Таким образом, если объективная действительность существующего объекта имеет для Локка чисто прикладное значение и функциональное название в идее субстанции, то онтологическая действительность мыслящего субъекта представляется ему более очевидной.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: