Управленческая мысль древней индии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культовое строительство древних цивилизаций

Тема 2 Управленческая мысль древнеЙ индии

Древняя индия

В Индии во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду с упадком древней цивилизации в долине Инда возникают и развиваются классовые общества в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

Образование ведической цивилизации

Хозяйство древней индии

Хозяйство древней индии

Основа хозяйства – оросительное земледелие по берегам рек (выращиваемые культуры – рис, ячмень, просо, пшеница, горох, сахарный тростник, лекарственные растения) Высокий уровень развития агрономических знаний (специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков, необходимых для той или иной культуры) Сохраняются древние сельские общины, члены которых связаны круговой порукой. Постройка дорог, плотин и каналов выполнение многих повинностей были тяжкой обязанностью общинников Развитие ремесленного производства (изготовление орудий из железа, ткачество из дикого хлопка, производство шёлка)

Задачи государственного управления

Управленческая иерархия древней индии

Царь – юридический собственник земли При царе существовал совет — паришад — из представителей знати семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции Царские чиновники управляли городами, провинциями и селами на основе сборников законов — наставлений и вед Крестьяне и ремесленники – низшая ступень управленческой иерархии (в их подчинении – только немногочисленные рабы)

Кастовая система древней индии

Кастовая система

Кастовая система древней индии

В Древней Индии насчитывалось около 90 каст, впоследствии их число увеличилось до 200. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы

Источники управленческой мысли

Манавадхармашастра

Манавадхармашастра

Действующий свод дхарм (законов, религии, правил, регламентов, обычаев или наставлений) для всех индийцев по широкому кругу вопросов Наряду с общими повествованиями о происхождении мира и общества, об источниках дхарм и изучении вед, дхарм для представителей различных сословий древне­китайского общества, трактат содержит дхарму для царей Изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня

Манавадхармашастра

рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) — военнопленный (дхваджарта), за содержание (бхактадаса), рождённый в доме (грихаджа), купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (пайтрика) и в силу наказания (дандадаса). Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

Манавадхармашастра

Манавадхармашастра

Артхашастра

Артхашастра

Артхашастра

Артхашастра

Артхашастра

Артхашастра

Артхашастра

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Работа состоит из 1 файл

Реферат по истории УМ+.doc

Список использованной литературы……………………………………………. ……16

ВВЕДЕНИЕ

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам: всегда интересно и нужно; позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний; дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их; позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.

1. Специфика философии древнего Китая и древней Индии.

1.1 Специфика философии древнего Китая.

История Древнего Китая распадается (не считая неолита) на шесть периодов:

Это напоминает историю формирования многих государств (на примере нашего): образование - эпоха раздробленности – война за объединение – государство под началом умного лидера (Ярослав Мудрый) – смена правительственного курса, революция. Отсюда можно сделать вывод, что концепция развития государств и управления повторяет себя, лишь видоизменяясь, подстраиваясь под реалии современности, усложняясь, либо упрощаясь.

В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми. Не значит ли это, что управленческая мысль Древнего Китая развивалась, основываясь на практической необходимости. И подтверждая мою мысль: в Китае преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления.

Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык без суффиксов и флексий затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком.

Таким образом, можно сделать вывод что мысль, которую не смогли выразить словами – сама по себе окажется пустой. А уж управленческая мысль, которую необходимо сформировать по всем канонам правильности, доступности, легальности, а в последствии легитимности, если она будет изложена не в соответствии, может стать никому ненужной, а в худшем случае – преступной (законы пишут особым языком, а ведь любой закон начинался с мысли). Неправильно написанный закон – преступление против общества.

1.2 Специфика философии древней Индии.

В древнеиндийской истории можно выделить шесть периодов:

  1. первобытнообщинный строй аборигенов Индустана;
  2. протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (II тыс. до н.э.);
  3. первобытнообщинные племена арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II тыс. до н.э.;
  4. арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I тыс. до н.э., боровшихся друг с другом;
  5. период возвышения государства Магадха (середина I тыс. до н.э.);
  6. период возвышения государства Маурья (322-185 гг. до н.э.).

Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов. Только брахманы могли учить священным текстам, совершать усложненные ими обряды (видимо, чтобы никто другой не смог разобраться и таким образом они поддерживали привилегированность своего положения). Вайшьи – основная масса населения – земледельцы, скотоводы, торговцы. Также податное сословие, содержащие своим трудом брахманов и кшатриев, и являются общинниками. Сельские общины – незыблемый фундамент индийского общества.

2. Основные школы китайской и индийской философии.

2.1 Основные школы китайской философии.

Философы Древнего Китая в VII-VI вв. до н.э. тоже стремились объяснять мир, исходя из него самого, путем рационального исследования действительности, подвергая сомнению утверждения о власти неба, божества над ходом всех процессов. Они начали понимать, что человек – высший разум, способный сам управлять действительностью.

Рассматривая все сущее как единство противоположных начал – мужского – янь и женского – цинь, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Истинная сила власти – в единстве, сплоченности и взаимодействии, диалоге.

Идеи первых философов Китая Лао-Цзы и Конфуция положили начало двум основным направлениям всей последующей китайской философии – даосизму и конфуцианству. Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Мне почему-то вспомнились Маркс и Энгельс – основоположники классических школ социально-экономической и политической мысли. Однако, обращаясь в поисках обоснования норм морали к прошлому, он освящает покорность человека существующему порядку вещей. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая. Вот! Даже Конфуций согласен со мной в актуальности выбранной мною темы!

Конфуцианство с его учением о незыблемом постоянстве порядков, разделение людей на высших и низших по воле неба использовали господствующие классы Китая (для всякой идеологии нужна основа – постоянство: прочность – сила - благосостояние народа).

Таким образом можем сделать вывод, что если Европа – колыбель цивилизации, государства и права, то Азия вполне может носить гордое звание матери современной теории структуры управления.

2.2 Основные школы индийской философии.

В Древней Индии развитые философские воззрения содержаться в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п.

Уже ко времени образования империи Маурьев (IV–II вв. до н. э.) произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение.

Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии (срени) управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий.

В джатаках[5] упоминается 18 различных ремесленных гильдий. Эти гильдии способствовали развитию ремесел в определенных районах и передаче ремесленных навыков по наследству. Особое распространение получили ткацкое дело, основанное на применении шерсти, льна, хлопка и шелка, металлургия и деревообделочное мастерство.

Среди городов выделяются наиболее крупные – Баранаси (Бенарес), Шраваста (Саваттхи), Разжагрха (Раджгир), Патталинпутра (Патта). Торговые пути, проходившие по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты (кахапана), которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты.

Характерной чертой исторического развития Индии и государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных масс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины.

Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, превращение общины в целое, Государственные организации почти не вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская администрация. Государственные повинности для общины в целом также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность общины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений, хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное население.

Особую роль в развитии Индии сыграли географические факторы – например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государственном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей – все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность экономического развития Древней Индии.

Таким образом, в Индии существовал феодальный строй с особенностями, присущими ряду государств Востока. В частности, царь являлся юридическим собственником земли, но практически ею распоряжалась община. Государственный строй характеризовался восточной деспотией, культом царя, очень часто возникали дворцовые интриги. При царе существовал совет – паришад – из представителей знати семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Царские чиновники управляли городами, провинциями и селами. Были оформлены сборники законов – наставлений и вед. При управлении страной царь опирался на огромный бюрократический аппарат, институт надзирателей, армию, которых необходимо было содержать за счет налогов и податей. Существовали военное и судебное ведомства, огромная постоянная армия, помогающая соблюдать законы данного строя.

В трактате приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. Вообще говоря, в работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий.

Вместе с ними следует постоянно обдумывать обычные (дела), мир, войну, стхана[7], взимание налогов, охрану (страны) и обеспечение приобретенного.

Узнав мнение каждого из них – в отдельности или совместно, следует самому выбрать при исполнении дел полезное для себя…

Надо назначить также других служащих – честных, умных, собирающих богатства надлежащим образом и хорошо испытанных. Сколько человек нужно для надлежащего исполнения дел, столько способных, предусмотрительных и неумолимых и надо назначить. Из них следует назначить храбрых, способных, родовитых, честных в делах в рудники и мастерские[8], робких – во внутренние покои дворца.

Согласно легендам, первая предпринятая Каутильей попытка свергнуть Нанду закончилась неудачей: он направил войско внутрь страны, оставил фланги незащищенными и тем самым дал возможность противнику окружить армию. Однако честолюбивый брахман не пал духом и начал готовиться к новому походу, разработав остроумный стратегический план: постепенно окружить столицу, последовательно тесня врага, ослабить его силы и окончательно разбить врага в завершающей битве. Каутилья заручился помощью другого влиятельного правителя – Парваты, которому в случае победы была обещана половина царства. В процессе осуществления своего замысла будущий министр проявил себя не только искусным, но и коварным политиком: когда объединенная армия нанесла войскам Нанды решительное поражение, Парвата по распоряжению Каутилъи был отравлен. Чандрагупта стал единственным властителем огромной империи.

Учитывая огромную известность Каутильи в индийской традиции и популярность в народе, не следует удивляться, что замечательный трактат древности приписывали именно ему.

2-й отдел, наиболее обширный, говорит об обязанностях многочисленных надзирателей в промышленности, сельском хозяйстве, судоходном и военном делах, а также надзирателей за мерами веса, пошлинами и податями и др. Здесь указаны обязанности хранителя казны, собирателя доходов, военачальника, градоначальника и др. Излагаются положения о заселении страны, распределении земли, ведении счетов, составлении указов, об испытаниях чиновников, о действиях различных государственных агентов.

3-й и 5-й отделы отражают вопросы государственной политики и суда. В них рассматриваются дела, связанные с браком, с разделом наследства, с исполнением договоров и взысканием долгов; дела, касающиеся закладов рабов, прав собственности, насилия, различных видов оскорблений; действия тайных агентов и утонченные средства государственной политики, принципы тайных наказаний, пополнения казны, поведения придворных, укрепления государства, единовластии и др.

6-й отдел посвящен основам государственности, он повествует о совершенствовании основ государства, о мире и труде.

7-й, 9-й, 10-й, 12—14-е отделы посвящены вопросам войны и внешней политики.

11-й отдел излагает образ действий по отношению к союзам и объединениям, а именно действия, вызывающие разногласия в объединениях и применение тайных карательных мер.

15-й отдел посвящен методике трактата и различным научным методам.

«– Пусть царь делает министрами своих соучеников, так как он узнал их честность и пригодность к делу, – говорит Бхарадваджа.

– Пусть он делает министрами тех, кто в опасностях, угрожающих его жизни, поможет ему, потому что так обнаруживается их преданность, – говорит Парашара.

– Нет, – говорит Пишуна, – это преданность, но не проявление ума. Он должен назначить министрами тех, кому поручит дела по счетной части и по доходам и которые их выполнили, как им было указано, или с избытком, ибо на этом выявилась их преданность.

Бахудантипура советует назначать людей, опытных в политике, знающих историю и практику. Он говорит:

– Пусть царь министрами назначает людей благородного происхождения, обладающих умом, честностью, мужеством, преданностью, так как эти достоинства стоят на первом месте.

– Все это вполне подходит, – говорит Каутилья, – так как пригодность человека создается из пригодности к делу вообще и из его специальной пригодности.

Аналогичная дискуссия приведена по принятию остроумного решения Каутильи о количественном составе царского Совета:

«– Пусть собранием советников царь сделает 12 министров, – говорит школа Манава.

– 16, – говорит школа Брихаспати.

– 12, – говорит школа Ушанаса.

В трактате также излагаются методы подбора и расстановки министров. «Совместно с главным советником и домашним жрецом царь, назначив министров на должности, пусть испытывает их хитростями.

Пусть он после испытаний министров – чистых по хитрости закона поставит на дела судебные и уголовные; чистых по хитрости выгоды пусть ставит на дела сбора поступлений, на должности сборов податей и счетные; чистых по хитрости любви пусть ставит на дела по охране увеселений внутри дворца и вне его; чистых по хитрости страха пусть ставит надела в непосредственной близости царя. Чистых по всем хитростям пусть сделает советниками; нечистых во всем пусть пошлет в рудники, в строевые леса, в леса – заповедники слонов и в мастерские.

Каутилья советует царю не заниматься всеми процедурами подбора высших сановников, а иметь для этого специально подобранных агентов двух типов: резидентов и нерезидентов – странствующих тайных агентов, снабженных специальной инструкций и обладающих определенными полномочиями в сборе любой необходимой информации и самостоятельностью в выборе процедур проверки честности кандидатов и подданных государя.

Все эти меры способствовали обеспечению максимального соответствия кандидата данному участку работы в государственном аппарате. Для этого, как было показано, тщательно изучалась прошлая деятельность кандидата на должность, формулировались требования к работнику и с помощью специальных методов выявлялись наличие и степень развития у кандидата необходимых качеств. Кроме этого, учитывались уровень его образованности, знаний, источник знаний (приобретенных самостоятельно или в общении с учеными).

«Царь, всегда напряженный в работе, пусть велит делать то, что нужно. Корень того, что нужно, – это напряженность в работе, противоположное – корень вреда.

Одна из обязанностей царя – постоянный контроль и проверка результатов работы своих ближайших сановников. «К работам должны приставляться все надзиратели, способные и обладающие качествами министров. И он, царь, должен постоянно испытывать их в работах. Ведь должностные люди, как и лошади, изменяются в работе. Поэтому он должен знать о них: и кто делает, и орудие действия, место и время действия, и действие, издержки и выгоду. Если они действуют согласно наставлению, не сговариваются и не враждуют – значит, они могут делать дела; и пусть они не предпринимают дела без ведома господина, кроме мер к отвращению несчастья. И он должен установить наказание за нерадивость в размере двойного однодневного жалованья и расхода.

Как уже отмечалось, в стране существовал мощный институт надзирателей – по территориям (губернаторов, сборщиков податей) и по отраслям государственного хозяйства: надзиратели за земледелием, за скотом, за гетерами, надзиратели за судоходством, колесницами и сбором пошлин, в промышленности и ремесле (за мастерскими, рудниками, прядильным делом и др.). Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, «надзиратели царя должны вести дела при содействии счетчиков, писцов, знатоков монеты, держателей чистого дохода и вторых надзирателей.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Лекция 3. История становления политико-управленческой мысли

1.Истоки управленческой мысли: Древний Восток

Представления о модели эффективного управления государственными делами и хозяйством первоначально зародились на Востоке, где впервые появляется государство.

Они развивались в рамках мифологического мировоззрения, которое трактовало государство как абсолютное благо, без которого человек не в состоянии выжить. Представления об управлении носили по большей части фрагментарный характер и акцентировали свое внимание на добродетелях правителей, от которых зависит процветание государства.

По способу правления это были деспотические 1 государства.

Древний Египет. Первые произведения на тему управления государством появляются уже в Древнем Египте. В них акцент делается на взаимоотношениях верховного правителя, которого обожествляли, и высших сановников. Так, автор поучения Ахтой III наставлял своего сына:

(«Поучения Гераклеопольского царя своему

Главным фактором эффективного управления Ахтой III считал мудрость и знания.

Древний Китай. К высшим знаниям китайская мудрость относила правила и искусство управления. Их концентрированным выражением в области философии была этика. Главным в учениях китайских мыслителей был вопрос о наилучшем управлении государством, о том, какими качествами должны обладать управляющие и управляемые для того, чтобы в стране царили порядок и гармония. Одним из свойств китайского философско-управленческого мышления был органицизм: общество и природа рассматривались как живое тело, как живой организм. Управление социумом в таком случае было неотрывно от перемен в природе, а благополучие каждого человека обусловлено сотрудничеством всех индивидов с соблюдением иерархии.

Рассмотрим три направления в китайской философии управления государством и обществом – конфуцианское, легистское и даосское.

Согласно Конфуцию, управление государством есть управление людьми.

Важная часть учения Кофуция – идея естественного неравенства : деление между пожилыми и молодыми, высшими и низшими (по своей природе и моральным качествам) – благородными (цзюньцзы) и простолюдинами (сяожень).

Качества цзюньцзы: уважение ЛИ – правил благопристойности, ритуалов, традиций управления, ЖЭНЬ – доброжелательность, человеколюбие, забота о людях (народе).

Патриархально-патерналистская модель государства. Государство Конфуций понимал как огромную семью, в которой правитель как глава семьи заботится о своих детях, а те отвечают ему покорностью.

Авторитет руководителя обусловливается обладанием им высокими добродетелями, и подтверждать это он должен как каждодневным трудом на благо других, так и соблюдением ритуала, соответствующего его должности.

Чиновники назначаются по принципу меритократии , т.е. в соответствии с достоинствами: китайские чиновники для получения должности подвергались весьма строгим экзаменам на знание законов, классической литературы и истории.

Шан Ян (390-338 до н.э.)

государственный деятель эпохи Цинь.

Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния, воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны.

Другие особенности и принципы китайской философии управления

Использование потенциала ситуации. Запад : теоретический проект превращается в реальность в ходе практической деятельности. Китайское мышление избегает противопоставления теории и практики и использует естественный ход вещей (потенциал ситуации).

Жюльен Ф. французский философ.

Трактат об эффективности. М.-СПб., 1999. С. 28.

Его автором считается Каутилья , советник царя Чандрагупты I (317-293 до н.э.).

Согласно Артхашастре , искусство управлять персоналом заключалось в следующем:

  • Прежде всего, министров и советников необходимо подбирать на основе личных и деловых качеств (ум, честность, мужество, преданность), на основе сведений осведомителей, продемонстрированных правителю в трудную минуту.
  • Назначению на должность предшествует испытательный срок, когда кандидата испытывают хитростью.
  • Государственный аппарат должен эффективно контролироваться с помощью надзирателей на предмет результативности работы.
  • За свою работу чиновники получали жалованье согласно Табели о рангах, где указаны 17 разрядов государственных служащих.

2. Проблемы управления в античной мысли

Античная управленческая мысль была сконцентрирована на поиске идеального государства и совершенной модели управления, с помощью которых можно обеспечить согласие и порядок в полисе, преодолеть постоянные столкновения интересов, конфликты.

Государство-полис понималось античными мыслителями как самая совершенная форма человеческого общежития, а государственное управление виделось единственным средством достижения гармонии и порядка.

Основная тема, которую развивали античные мыслители, – роль государственного управления в достижении общего блага.

Предпосылка анализа форм правления – полицентризм (множество небольших государств – полисов с различными формами правления).

Платон (Аристокл) (427-347 до н.э.)

Для его учения характерна нормативная (ценностная) интерпретация государственного управления. Его высшую цель он видит в достижении целостности общества через обеспечение согласия всех общественных сословий на основе принципа справедливости, когда каждый занимается своим делом (концепция разделения общественного труда).

В соответствии с разделением труда (по природным задаткам, началам души) он выделяет три сословия – философов, стражей и земледельцев-ремесленников. Гармоничное целое из разнородных частей достигается благодаря управлению государством разумным сословием – философами.

Другие важные идеи Платона об управлении:

Аристотель (384-322 до н.э.)

Государственное управление выступает единственным средством достижения стабильности и надлежащего равенства.

Предложил классификацию форм правления на основе двух критериев: количество правящих и цели правления. Лучшим способом государственного правления он назвал политию – умеренную форму правления, исключающую крайности и недостатки олигархии и демократии, осуществляющую правление в интересах среднего класса.

У Аристотеля государственное управление впервые интерпретируется аналитически, с опорой на обобщения и сравнения достоинств и недостатков практики управления в 158 городах-полисах.

3. Лидерская концепция управления Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Для его воззрений был характерен прагматизм, рассмотрение управления как набора технологий по осуществлению государственной власти. Теория политического управления была связана с решением одной практической задачи – как должен вести себя правитель, чтобы удержать власть надолго.

(1) власть правителя коренится в поддержке его сторонников;

(2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;

(3) правитель должен обладать волей к выживанию;

4) правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников

Инструментальный (технологический) подход Макиавелли к управлению был ориентирован на достижение конкретных целей и предполагал соотнесение затрат и результатов.

Критерий эффективности властвования Макиавелли ставит выше моральных норм и правил: цель оправдывает средства.

Наука управления основана на знании человеческой психологии. По Макиавелли, все люди независимо от того, нравственны они или нет, стремятся к одной и той же цели – к славе и богатству.

PR и имиджмейкинг . Согласно Макиавелли, политическому лидеру добрые дела и благодеяния следует расточать по капле, чтобы подданные имели достаточно времени для благодарной оценки. Напротив, наказание лучше осуществлять сразу и в больших дозах.

4. Правовые концепции управления Нового времени

Новое время характеризуется возникновением национальных государств и гражданского общества, где нет сословных перегородок и предрассудков, установлено формальное равенство всех и каждого.

Государство уже не рассматривается как абсолютное благо , а понимается как неизбежное зло, без которого нельзя обойтись.

Управленческая мысль раннего Нового времени преимущественно развивалась на основе теории естественного права, в соответствии с которой каждый индивид от рождения наделен неотчуждаемыми правами , а само государство представляет общественный договор, гарантирующий соблюдение и защиту неотъемлемых прав и свобод .

Универсальным инструментом ограничения и упорядочивания деятельности аппарата государственного управления рассматривалось право.

Концепция либерального государственного управления

Джон Локк (1632-1704)

Государство служит обществу и индивиду. Оно – неизбежное зло, необходимое для гарантии прав граждан – на жизнь, свободу и собственность.

Дж. Локк выдвинул идею об ограниченном правлении и разделении властей (на 2 ветви – законодательную и исполнительную)

Критерий эффективности государственного управления, по Локку : насколько последовательно и эффективно оно выражает интересы личности, как абсолютной ценности.

Концепция конституционного государства

Монтескье, Шарль Луи ( 1689-1755)

Ш. Монтескье стал основоположником теории разделения властей. Цель такого разделения – избежать злоупотребления властью, обеспечить политическую свободу.

К важнейшим политико-управленческим идеям Монтескье можно отнести следующие:

Теория правового государства

Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ

И. Кант сформулировал основные постулаты теории правового государства:

  • Само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил, устанавливает равный масштаб свободы для всех граждан
  • Правовое государство предписывает равную ответственность власти и граждан перед законом. Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он существует, хотя оно правомерно его пересмотреть и даже отменить.
  • Гражданин вменяет себе в обязанность признавать и соблюдать права других
  • Гарантировано формальное равенство всех и каждого, а в правовых делах гражданская личность не может быть представлена никем другим
  • Только законно избранное правительство имеет право применить силу в качестве принуждения. Монопольное право на легитимное насилие принадлежит правительству, что обеспечивает единый, обязательный для всех порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав.

Общими чертами этих теорий является следующее:

1. Они противостоят либеральным концепциям

2. Ориентированы на активную роль государства и интервенционистские (мобилизационные) методы управления.

Теория общественного договора

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Теория Руссо идеологически также опиралась на принципы естественного права и общественного договора, но иначе их интерпретировала:

  • рассматривала государство как благо и предусматривала его активное вмешательство в жизнь общества и индивида
  • индивиды жертвуют своими правами в пользу государства, заключая договор объединения
  • искореняется главная причина всех конфликтов и войн - частная собственность, неравенство возможностей и как следствие столкновение интересов
  • человек является составной частью государства, его интересы совпадают с общественными, как и с интересами других граждан
  • управление носит вертикально организованный характер, когда власть спускает все команды и инициативы сверху, а граждане их реализуют.

Решения по актуальным проблемам государство может осуществлять, согласно Руссо, и с помощью плебисцита (всенародного голосования).

Марксистская теория управления

Классики марксизма рассматривали государство как политическую организацию экономически господствующего класса, как аппарат для подавления сопротивления его классовых противников. Государство, в соответствии с их учением, возникло на определенном уровне развития производительных сил , когда общественное разделение труда привело к возникновению частной собственности , имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы.

Основу (БАЗИС) развития общественно-экономических формаций составляют сменяющие друг друга азиатский, рабовладельческий, феодальный и буржуазный способы производства, которым соответствуют определенные типы государственного устройства (НАДСТРОЙКА).

Высшей общественно-экономической формацией провозглашался коммунизм, при достижении которого государство отмирает, сменяясь общественным самоуправлением. Однако сразу после социалистической революции появляется государство диктатуры пролетариата, цель которого – подавление сопротивления ранее господствующих классов.

Модель корпоративного государства

Бенито Муссолини (1883-1945)

Система государственного управления в фашистском государстве основана на идее единства нации-государства и социальном партнерстве труда и капитала. Труд и предпринимательство рассматривались как социальный долг, охраняемый государством. С помощью разветвленной сети корпоративных и воспитательных учреждений, массовых собраний и шествий государство стремилось полностью преобразовать самую сущность человека, дисциплинировать его, контролировать его дух, сердце, волю, разум, формировать его сознание и поведение.

6. Теория рациональной бюрократии Макса Вебера

Макс Вебер (1864-1920)

(1) каждое учреждение имеет свою собственную область компетенции;

(2) гражданские служащие назначаются , а не выбираются на основе профессиональной квалификации, в соответствии с дипломом или по результатам экзаменов;

(3) гражданские служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;

(4) для гражданского служащего эта работа представляет профессию или является основным занятием;

(5) служащий не владеет учреждением, в котором работает;

(6) служащий подчиняется дисциплине и находится под контролем;

(7) смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Вебер представлял государственных служащих как квалифицированных специалистов, с высокой профессиональной подготовкой, с сословной честью, гарантирующей безупречность . По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства, что поставило бы под угрозу техническую эффективность государственного аппарата

Различия между бюрократом и политиком:

Сфера деятельности политика – борьба за власть и процесс принятия решений, замешаные на страстях и эмоциях . Деятельность политика подчиняется принципу личной ответственности.

Подлинной профессией чиновника не должна быть политика, борьба за власть и ее сохранение. Чиновник должен исполнять решения, принятые политиками, управлять без гнева и пристрастия . Дело чести чиновника выполнить приказ вышестоящего учреждения добросовестно и точно.

Опасность: властное положение бюрократии по отношению к зависимому от нее населению обусловливает ее групповую сплоченность и превращает в замкнутое сословие с особыми интересами и атрибутивными свойствами.

Альтернатива: Сдержать усиливающую роль бюрократии может харизматический лидер, апеллирующий к поддержке населения в случае конфликта интересов бюрократии и политиков (парламентариев) (идея плебисцитарной демократии).

Томас Вудро Вильсон (1856 – 1924)

В. Вильсон предпринял попытку разработать модель государственной бюрократии, которая была бы эффективной в условиях демократии, органично сочетала бы принцип профессиональной государственной службы с рыночными механизмами. Он обосновал идею разделения политических и административных функций в механизме государства, прагматично исходя из постулата, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата .

В. Вильсон полагал, что:

Таким образом, усилиями политических мыслителей и философов со времени Древних цивилизаций до Нового времени была подготовлена существенная аналитическая и методологическая база по проблематике политического управления , во многом не утратившая своего познавательного и практического потенциала и сегодня.

Вопросы и задания

1 Деспотизм (-я) – неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных, отсутствием юридических ограничений власти; самовластие и произвол по отношению к окружающим

2 Волюнтаризм – направление в философии и практике, приписывающее воле основную роль в развитии общества, характеристика социально-политической практики, основанной на субъективных побуждениях и произволе осуществляющих ее лиц.

3 Этатизм - (от франц. etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: