Лес островский история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале произведения перед нами возникает образ Буланова, который сильно старается завоевать сердце юной девушки. Когда Аксинья удаляется, то дворовый Буланова говорит своему барину, чтобы тот не тратил зря сил на Аксинью, а начал ухаживать за помещицей. Гурмыжская также желает, чтобы эти юноша и девушка создали семью, но имеется одно важное дело — обеспечить беззаботное будущее своему племяннику, которой неизвестно где обитает, но никогда не забывает ее и шлет презенты.

Сосватать воспитанницу Раисы Павловны хочет также коммерсант Восмибратов, который пришел приобретать у нее лес, но при покупке надумал смошенничать. Покупку он все-таки совершил, но расписки он так и не оставил. Аксюша любит сына Восмибратова, и они даже тайно встречаются, но отец молодого человека невесту без состояния даже не представляет. Гурмыжская же приказывает девушке показывать всем любовь к Буланову, и даже приставляет к ней Улиту, чтобы та следила за ней.

Дальше мы видим двух бродячих артистов, которые даже не представляют, как они будут ставить представление вдвоем. Вскоре они оказываются в усадьбе Гурмыжской, где Несчастливцев принимает образ военного в отставке, а Несчастливцев – лакея. Геннадий помогает Гурмыжской разоблачить Восмибратова, и даже пробует влюбить в себя Раису Павловну. Но она подсмеивается над ним и отдает обещанное вознаграждение за оказанную помощь Карпу. Расстроенный Несчастливцев оскорблен таким поведением женщины и очень разочарован тем положением, в котором он оказался. Геннадий намерен сознаться перед всеми в том, что он на самом деле является актером. Аксюша и Петр, не зная ничего о нем, просят денег для того, чтобы сыграть свадьбу, но Геннадий признается, что у него в карманах пусто. Девушка в отчаянии намеревается покончить жизнь самоубийством, но он не допускает этого.

Параллельно с этими событиями помещица пробует заигрывать с Булановым, и от перемены своего настроения прогоняет его из дома. Озлобленный Карп хочет выжить Несчастливцева, но тот, сам покидает поместье. По пути он случайно находит шкатулку с деньгами, которые он отдает Аксюше и Петру, хотя и сам он сильно в них нуждался. Девушка очень благодарна ему за такой поступок, а господин Бодаев даже готов сообщить об этом в прессу.

В произведении драматург высветил нам проблемы, которые актуальны и в наше время. Самая главная — это сохранение фамильных ценностей. Комедия учит нас в любой ситуации беречь свое семейство, думать над каждым своим словом в адрес родных. Ведь неосторожно высказанная фраза может разбить даже очень крепкие семейные узы. Самые близкие и верные люди это семья. И нельзя об этом забывать, иначе может случиться беда.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

Как было принято в литературных кругах того времени, пьеса еще до публикации читалась в кругу интеллигентов, артистов, в частных домах, и была принята восторженно. Первое чтение ее в Петербурге состоялось у брата драматурга — М. Н. Островского.

Анализ пьесы

Жанр, направление

Линия влюбленной пожилой дамы Гурмыжской в недоучку — гимназиста Буланова — это уже настоящий фарс. Определение жанра подтверждает стремительное превращение хамовитого мальчишки-недоучки в заносчивого и наглого хлыща.

Актеры в поместье

Тут появляется Карп, который сообщает о визите барина. Удивленные Гурмыжская с Булановым уходят встречать гостя. Оказывается, за барина приняли Несчастливцева, который переоделся в приличный костюм. Счастливцева решено объявить его лакеем, потому что тот остался в прежней одежде. Несчастливцев представляется офицером в отставке.

Композиция и конфликт

Сюжет и конфликт в драматическом произведении как правило, связаны с определенной целью, стоящей перед героями и их попытками добиться ее достижения или же потерпеть неудачу. Здесь у героев каждой из перечисленных сюжетных линий имеются свои определенные цели: Гурмыжская мечтает выйти замуж за гимназиста-недоучку, смазливого и льстивого Алексея Буланова, влюбленная Аксинья мечтает получить приданое и выйти замуж за своего избранника — Петра Восмибратова, странствующие актеры Несчастливцев и Счастливцев мечтают найти драматическую актрису, так как в этом случае у них будет больше шансов создать свою труппу. Да, в пьесе все три сюжетные линии переплетаются, герои связаны друг с другом родственными, денежными или деловыми отношениями. Как мы убеждаемся, читая пьесу, она является необычайно социально емкой, так как позволяет в миниатюре представить себе тогдашнее общество.

Смысл названия

Усадьба Гурмыжской называется Пеньки.Это символично, потому что она распродает свой лес, который собираются вырубить. Название пустошей — Горелая, Паленая и Пылаево. Завязкой произведения можно считать деловые переговоры Гурмыжской с купцом Восмибратовым о продаже леса. То, что барыня распродает лес, окружающий ее усадьбу, свидетельствует о том, что ее дела идут далеко не блестяще. В сделке о покупке леса мы встречаемся с явным мошенничеством купца, который, обещав заплатить за лес три тысячи, с трудом дает владелице всего лишь две. Петр хочет совершить самоубийство именно в лесу, повеситься на дереве. Он то и дело высматривает нужный крепкий сук. Восмибратов в разговоре с Гурмыжской одобряет продажу леса:

Лес – символ взаимоотношений людей, а также темноты и дремучести провинциальной жизни. Как говорит Карп в действии третьем, явлении четвертом:

Сваты

лес островский главная мысль

Купец Восмибратов приходит к Гурмыжской, чтобы решить сразу два дела. Во-первых, купить лес, а во-вторых, сосватать за нее своего сына Петра. При этом выясняется, что деньги за лес, который он собирался купить, купец забыл дома.

Гурмыжская на это отвечает, что у ее воспитанницы уже есть жених, который живет вместе с ними. Купец разражается гневом на сына за то, что тот поставил его в такое дурацкое положение. Правда, лес он все же выгодно покупает.

Суть: о чем?

В доме у Гурмыжской живет молодой человек — Алексей Буланов, гимназист — недоучка. Хозяйка усадьбы влюбляется в молодого человека и собирается за него замуж. В Усадьбу неожиданно нагрянул племянник хозяйки — Геннадий Гурмыжский с лакеем Аркашей (Провинциальные актеры — Несчастливцев и Счастливцев). Геннадий из гордости выдает себя за богатого барина, отставного офицера. Волею судеб он оказывается втянут во внутренние дела хозяйки усадьбы и ее обитателей. Честный и благородный Геннадий не терпит лжи и обмана и вынуждает купца вернуть Гурмыжской недоданную сумму — тысячу рублей. Эту же сумму Раиса Павловна была должна племяннику и отдает ему эти деньги. Актеры строят планы, как они хорошо заживут на эти деньги. Однако, оказывается, что счастье и сама жизнь молодой девушки Аксиньи зависят от одной тысячи рублей. Геннадий великодушно передает девушке эти деньки как приданое, а сам опять остается таким же бедняком, каким был и раньше.

Помещица Гурмыжская

александр островский

Хозяйка имения признается, что задумала выдать Аксюшу за Буланова, а также позаботиться о племяннике своего бывшего мужа, умершего несколько лет назад. Этот молодой человек не видел ее пятнадцать лет, но по-прежнему продолжает ее посылать подарки со всей России. Правда, где он в эту минуту, неизвестно. Вот только этот племянник — ее единственный родственник, оставшийся на свете, официальный и законный наследник.

Главные герои и их характеристика

Тайное становится явным

островский лес отзывы

В следующей сцене на передний план выходят Раиса Павловна и Улита. Ключница рассказывает барыне, как на самом деле обстоят дела, передав подробно слова Аркадия. Помещицу полностью устраивает такое положение вещей.

Гурмыжская продолжает кокетничать и заигрывать с Булановым. Она требует, чтобы он разгадал, что она в действительности любит. Наконец она признается, что любит его. Обрадованный Буланов тут же лезет к ней целоваться, но женщина отталкивает его, называя неучем, мальчишкой и негодяем. Буланов в панике, он боится, что за такую выходку его выгонят отсюда на следующий же день.

Но все оборачивается совсем по-другому. Буланова оставляют в покое. На следующее же утро он уже куражится над лакеем Карпом. А актера приветствует, называя по его настоящей фамилии — Несчастливцев. Тот поражен, что его раскрыли. Но с другой стороны, предполагает, что тот будет теперь вести себя с ним особенно осторожно и почтительно. Буланов действительно побаивается актера, а тот метко над ним издевается и потешается. Уходя, он обращает внимание на шкатулку с деньгами, небрежно оставленную на столе.

Начинается история с того, что к Аксюше пристаёт Буланов (студент-неудачник). Он думает, что в фаворитах у барыни, поэтому всё ему позволено. Однако ему возражают, что барская воля меняется по семь раз на дню, лучше всего влиять на саму барыню, хоть уже не молодую и не красивую, чем на её воспитанницу.

А барыня как раз ищет наследника – своего последнего родственника, чтобы оставить ему всё богатство. Но тут желания её меняются, она, отвечая на ухаживания Буланова, уже племянника и видеть не хочет.

Новый фаворит мгновенно показывает своё истинное лицо слугам, он относится к ним свысока. Он начинает командовать старым лакеем, хамит, угрожает – обещает стать строже, чем сама Раиса. Зато старик воспринимает спокойно, мол, не таких видали, хотя и подчиняется временному фавориту.

В это время в усадьбу через лес приходят артисты – комик и трагик, соответственно, Счастливцев и Несчастливцев. У артистов нет даже табака, одни лишь воспоминания, какой дорогой и качественный они, бывало, курили. Вспоминают бедняки, как их бранили, гнали отовсюду… Узнав о ситуации с наследником, артисты решают сыграть шутку. Они используют всё своё мастерство, чтобы изобразить благородных людей – бар.

Впрочем, Несчастливцев, играющий роль племянника, совершает благородный поступок – просит у тёти, собравшейся выйти за Буланова, денег. Не себе! Аксюше на приданое.

И артисты, сделав самое главное доброе дело, уходят – пешком, как привыкли. Прочь из этого леса, ведь он для них стал символом всякой дикости в людях.

Проблемы

  1. Проблема социальной несправедливости
    . Люди, которым досталось состояние по наследству, становятся скупцами и никак не помогают обществу, оставляя бедняков на произвол судьбы. Они обходят даже своих родственников и тратят деньги лишь на свои эгоистические нужды, хотя ни копейки из них не заработали своим трудом.
  2. Проблема финансовой зависимости и женский вопрос
    . Мы узнаем историю молодой девушки Аксиньи, которая ломает голову, где достать деньги, чтобы отдать купцу Восмибратову тысячу рублей в качестве приданого. Жизнь дома у родственницы для нее невыносима, а замуж без денег ее не берут. Что остается бедной девушке? Только в петлю, ведь выхода нет. Она не может заработать деньги честным трудом, в патриархальном обществе она беспомощна и приравнена к вещи.
  3. Проблема искусства
    . Одаренные артисты идут по миру, ведь в их сфере всюду царят жестокие нравы и эксплуатация талантов. За свои спектакли актеры получают копейки, их везде пытаются обмануть. Однако организовать свое дело они не могут, ведь им негде взять изначальные инвестиции. Государство никак не защищает их права, зато исправно собирает налоги.
  4. Проблема безнравственности купечества
    . Предприниматели стремились заработать даже на счастье собственных детей, а с посторонними людьми не гнушались самыми противозаконными методами ведения дел. Они мошенничали, и никто опять же не мог защитить людей от их произвола.
  5. Проблема невежества и лицемерия дворянства
    . Люди из этого сословия получали богатство и власть изначально, ничего для этого не делая, поэтому многие из них не развивались духовно и интеллектуально. Из-за этого они легко поддавались на обман, маскировали свою глупость высокопарными фразами, которые на практике оказывались ложью.

Основная идея

Действие 3

Гурмыжская оказывает Буланову знаки внимания. Он еще не понимает этого и боится, чтобы она его назад к маменьке не отправила. Раиса Павловна намекает ему, что придумала, как распорядиться состоянием.

Утром Карп сообщает, что приехал племянник. Несчастливцев уважает свою тетушку и не хочет, чтобы она знала, что он стал провинциальным актером. Он представляется барином, а Счастливцева выдает за лакея.

Гурмыжская понимает, что племянник больше не служит военным. Он говорит, что доволен своей жизнью. К помещице приходит Восьмибратов. Он обманывает Раису Павловну, отдавая ей за лес две тысячи вместо трех. Она жалуется Буланову и Несчастливцеву.

Гурмыжская в порыве благодарности признается племяннику, что у нее лежат его деньги. Он ей не верит, думая, что она просто не знает, как ему предложить средства. Он обещает, когда будет нужда, он обратится к ней за помощью. Тетушка предлагает племяннику погостить, он отказывается и от этого. Здесь рай, а он его недостоин. Он будет молиться за благородную женщину, каковой считает Гурмыжскую.

Раиса Павловна называет племянника глупым. Она не любит отдавать деньги. Гурмыжская показывает Буланову коробку с деньгами и говорит, что отдаст их тому, кого полюбит. Она отдает Алексису тысячу, что выручил для нее племянник. Они составляют список, что нужно купить. Счастливцев становится свидетелем этой сцены.

Чему учит?

Содержание

Действующие лица



  • Раиса Павловна Гурмыжская, вдова, лет 50-ти с небольшим, очень богатая помещица, одевается скромно, почти в трауре, постоянно с рабочим ящиком на руке.
  • Аксинья Даниловна (Аксюша), её дальняя родственница, бедная девушка лет 20-ти, одета чисто, но бедно, немного лучше горничной.
  • Геннадий Несчастливцев (пеший путешественник).
  • Аркадий Счастливцев (пеший путешественник)
  • Иван Петров Восмибратов, купец, торгующий лесом.
  • Пётр, его сын.
  • Алексей Сергеевич Буланов, молодой человек, недоучившийся в гимназии.
  • Евгений Аполлоныч Милонов, лет 45-ти, гладко причёсан, одет изысканно, в розовом галстуке. (Богатый сосед Гурмыжской).
  • Уар Кирилыч Бодаев, лет 60-ти, отставной кавалерист, седой, гладко стриженный, с большими усами и бакенбардами, в черном сюртуке, наглухо застегнутом, с крестами и медалями по-солдатски, с костылем в руке, немного глух. (Богатый сосед Гурмыжской).
  • Карп, лакей Гурмыжской.
  • Улита, ключница.
  • Теренька, мальчик Восмибратова.

Постановки

Первая постановка

    1871 года — Александринский театр (бенефис Бурдина; Несчастливцев — Ф. А. Бурдин, Гурмыжская — А. М. Читау, Аксюша — E. П. Струйская, Милонов — П. П. Пронский, Бодаев — П. С. Степанов, Восмибратов — П. В. Васильев, Пётр — И. Ф. Горбунов, Буланов — Н. Ф. Сазонов, Счастливцев — П. И. Зубров, Улита — М. М. Александрова).
    1871 года — Малый театр (бенефис С. П. Акимовой; Улита — Акимова, Гурмыжская — Н. М. Медведева, Аксюша — Г. Н. Федотова, Милонов — И. В. Самарин, Бодаев — В. И. Живокини, Восмибратов — П. М. Садовский, Пётр — Н. И. Музиль, Буланов — М. П. Садовский, Несчастливцев — Н. Е. Вильде, Счастливцев — С. В. Шумский).

Постановки XIX века

Сам Николай Хрисанфович Рыбаков играл Несчастливцева на провинциальных сценах: в 1872 году — в Народном театре на Политехнической выставке в Москве, в 1876-м — в Панаевском театре в Петербурге.

Среди исполнителей ролей в постановках пьесы в крупнейших провинциальных городах: Бравич, Киселевский, Рахимов, Собольшиков-Самарин, Чарский, Абелян (на армянском языке), Садовский (украинский антрепренер, не путать с московсими артистами Малого театра!) (на украинском языке) (Несчастливцев); Н. Н. Синельников, Певцов, Чужбинов, Яковлев-Востоков, П. Н. Орленев (Счастливцев).

А.И. ЖУРАВЛЁВА, М.С. МАКЕЕВ. ГЛАВА 5

Островский приходит в литературу как писатель непривиле­гированных слоев общества, жизнь которых и становится пре­обладающим предметом изображения в его раннем творчестве, где дворянские герои, всегда сатирически обрисованные, появляются лишь эпизодически.

Эта жанровая сложность отразилась в конструкции пьесы, проявилась в сложности её сюжетного построения, в котором Островский достиг удивительного равновесия. Любовная линия Аксюши и Петра, разработанная автором в форме народной

Несчастливцев, являющийся в усадьбу с самыми мирными намерениями, втягивается в борьбу с большим трудом. Тем блистательнее его нравственная победа в финале. С образом Несчастливцева в пьесе связана героическая, высокая линия. Она как будто бы преобладает в общем балансе жанровых тенденций пьесы, ярче всего окрашивает её. Но бесспорно, что во всей полноте и духовной значительности эта линия рас­крывается на фоне и в тесной связи с сатирической стихией комедии. Здесь в рамках семейного конфликта дается острая социальная (а отчасти и политическая) характеристика общест­ва пореформенной эпохи. Именно в столкновении с такими антагонистами Несчастливцев выглядит подлинно высоким героем.

Барабошев. Какой ты можешь быть патриот? Ты не смеешь и произносить, потому это высоко и не тебе понимать.

П л а т о н. Понимаю, очень хорошо понимаю. Всякий человек, что большой, что маленький, — это все одно, если он живет по правде, как следует, хорошо, честно, благородно, делает свое дело себе и другим на пользу, — вот он и патриот своего отечества.

Какая это, в сущности, основополагающая, фундаменталь­ная истина! И как естественно, без натуги и патетики она пре­подносится зрителю.

Если речи Гурмыжской лишены черт карикатурности, то Милонов — весь острейшая карикатура на некую сверхдворян­скую сверхтрадиционность и сверхутонченность. Потому что Гурмыжская — комедиантка чисто практическая, её дело не выступать, а проскользнуть, выходить сухой из воды в не со­всем удобных обстоятельствах. А Милонов берет на себя задачу оправдывать и эстетизировать подобные неудобные обстоятель­ства и, по сути, весь строй, всю систему, которыми они дер­жатся. Он комедиант идейный, если не сказать идеологический клоун, и тоже в своем роде единственный у Островского.

Спор о причинах дворянского разорения причудливо соеди­няет все эти тенденции:

Б о д а е в. . Нужна любовнику ермолка с кисточкой, она лес продает строевой, береженый, первому плуту.

М и л о н о в. . Не от дам разорены имения, а оттого, что свободы много.

Мотив игры двух разножанровых и разнонаправленных спек­таклей скрепляет, собирает воедино все сюжетные линии пьесы.

Перенесение театра в жизнь, использование игры как мас­ки, скрывающей подлинное лицо и цели, — это, по Островско­му, нравственно недоброкачественное комедиантство. Все так, но только к формуле этой и сам Несчастливцев пробивается с трудом, после того как он, актер-профессионал, потерпел по­ражение в комедиантстве от дилетантки Гурмыжской.

Наконец, и в рассуждениях В.И. Немировича-Данченко, ко­торые мы здесь уже цитировали, чувствуется отзвук трактовки Несчастливцева как возвышенного идеалиста Дон Кихота.

Две великие пьесы русского театра в разрешении конфлик­та, в качестве и смысле финала выявляют саму суть и перво­основу классической драмы как рода — выяснение истины через слово.

История создания

Как было принято в литературных кругах того времени, пьеса еще до публикации читалась в кругу интеллигентов, артистов, в частных домах, и была принята восторженно. Первое чтение ее в Петербурге состоялось у брата драматурга — М. Н. Островского.

Жанр, направление

Линия влюбленной пожилой дамы Гурмыжской в недоучку — гимназиста Буланова — это уже настоящий фарс. Определение жанра подтверждает стремительное превращение хамовитого мальчишки-недоучки в заносчивого и наглого хлыща.

Похожие материалы:

Композиция и конфликт

Сюжет и конфликт в драматическом произведении как правило, связаны с определенной целью, стоящей перед героями и их попытками добиться ее достижения или же потерпеть неудачу. Здесь у героев каждой из перечисленных сюжетных линий имеются свои определенные цели: Гурмыжская мечтает выйти замуж за гимназиста-недоучку, смазливого и льстивого Алексея Буланова, влюбленная Аксинья мечтает получить приданое и выйти замуж за своего избранника — Петра Восмибратова, странствующие актеры Несчастливцев и Счастливцев мечтают найти драматическую актрису, так как в этом случае у них будет больше шансов создать свою труппу. Да, в пьесе все три сюжетные линии переплетаются, герои связаны друг с другом родственными, денежными или деловыми отношениями. Как мы убеждаемся, читая пьесу, она является необычайно социально емкой, так как позволяет в миниатюре представить себе тогдашнее общество.

Смысл названия

Усадьба Гурмыжской называется Пеньки.Это символично, потому что она распродает свой лес, который собираются вырубить. Название пустошей — Горелая, Паленая и Пылаево. Завязкой произведения можно считать деловые переговоры Гурмыжской с купцом Восмибратовым о продаже леса. То, что барыня распродает лес, окружающий ее усадьбу, свидетельствует о том, что ее дела идут далеко не блестяще. В сделке о покупке леса мы встречаемся с явным мошенничеством купца, который, обещав заплатить за лес три тысячи, с трудом дает владелице всего лишь две. Петр хочет совершить самоубийство именно в лесу, повеситься на дереве. Он то и дело высматривает нужный крепкий сук. Восмибратов в разговоре с Гурмыжской одобряет продажу леса:

Лес – символ взаимоотношений людей, а также темноты и дремучести провинциальной жизни. Как говорит Карп в действии третьем, явлении четвертом:

Суть: о чем?

В доме у Гурмыжской живет молодой человек — Алексей Буланов, гимназист — недоучка. Хозяйка усадьбы влюбляется в молодого человека и собирается за него замуж. В Усадьбу неожиданно нагрянул племянник хозяйки — Геннадий Гурмыжский с лакеем Аркашей (Провинциальные актеры — Несчастливцев и Счастливцев). Геннадий из гордости выдает себя за богатого барина, отставного офицера. Волею судеб он оказывается втянут во внутренние дела хозяйки усадьбы и ее обитателей. Честный и благородный Геннадий не терпит лжи и обмана и вынуждает купца вернуть Гурмыжской недоданную сумму — тысячу рублей. Эту же сумму Раиса Павловна была должна племяннику и отдает ему эти деньги. Актеры строят планы, как они хорошо заживут на эти деньги. Однако, оказывается, что счастье и сама жизнь молодой девушки Аксиньи зависят от одной тысячи рублей. Геннадий великодушно передает девушке эти деньки как приданое, а сам опять остается таким же бедняком, каким был и раньше.

Главные герои и их характеристика

Популярные сегодня пересказы

Проблемы

  1. Проблема социальной несправедливости
    . Люди, которым досталось состояние по наследству, становятся скупцами и никак не помогают обществу, оставляя бедняков на произвол судьбы. Они обходят даже своих родственников и тратят деньги лишь на свои эгоистические нужды, хотя ни копейки из них не заработали своим трудом.
  2. Проблема финансовой зависимости и женский вопрос
    . Мы узнаем историю молодой девушки Аксиньи, которая ломает голову, где достать деньги, чтобы отдать купцу Восмибратову тысячу рублей в качестве приданого. Жизнь дома у родственницы для нее невыносима, а замуж без денег ее не берут. Что остается бедной девушке? Только в петлю, ведь выхода нет. Она не может заработать деньги честным трудом, в патриархальном обществе она беспомощна и приравнена к вещи.
  3. Проблема искусства
    . Одаренные артисты идут по миру, ведь в их сфере всюду царят жестокие нравы и эксплуатация талантов. За свои спектакли актеры получают копейки, их везде пытаются обмануть. Однако организовать свое дело они не могут, ведь им негде взять изначальные инвестиции. Государство никак не защищает их права, зато исправно собирает налоги.
  4. Проблема безнравственности купечества
    . Предприниматели стремились заработать даже на счастье собственных детей, а с посторонними людьми не гнушались самыми противозаконными методами ведения дел. Они мошенничали, и никто опять же не мог защитить людей от их произвола.
  5. Проблема невежества и лицемерия дворянства
    . Люди из этого сословия получали богатство и власть изначально, ничего для этого не делая, поэтому многие из них не развивались духовно и интеллектуально. Из-за этого они легко поддавались на обман, маскировали свою глупость высокопарными фразами, которые на практике оказывались ложью.

Основная идея

Чему учит?

Читайте также: