Искусство в религиозной культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Религиозный жанр — раздел искусства, в котором художник с помощью образов и форм воплощает в произведении веру в существование высших сил и поклонение им. Религиозный жанр существует не только в живописи, графике, скульптуре и архитектуре, но и в литературе, музыке, хореографии, кинематографе и различных видах декоративно-прикладного искусства. Основное предназначение произведений религиозной направленности — передача зрителю глубоких моральных посланий и укрепление веры человека в Бога.

Религиозный жанр в европейской христианской живописи традиционно считается важнейшей частью исторического жанра. Он объединяет все произведения художников на библейскую тематику, независимо от стиля и времени написания.

Особенности проявления религиозного жанра в разных религиях

Религиозный жанр в искусстве присутствует во всех мировых системах вероисповедания, но в разных проявлениях. С древних времен в торжественных культовых мероприятиях используются всевозможные выразительные формы искусства:

  • декламационное чтение священных текстов и хоровое пение;
  • театрализованные процессии и ритуальные танцы;
  • специальное освещение и музыка.

Важнейшим изобразительным видом искусства для укрепления веры людей в Бога была и остается архитектура. Величественные храмовые комплексы выдающиеся зодчие создавали во все времена:

  • в Древнем Египте и Месопотамии;
  • в Индии и Китае;
  • в Африке и Америке;
  • в Древней Греции и Риме;
  • в христианской Европе и мусульманских государствах.

В христианской культуре, помимо архитектуры, тематика высших сил также широко использовалась в живописи:

  • иконописи;
  • художественной росписи стен храмов и алтарей; ; .

В Исламе из-за ограничения на изображения людей и животных для художественного украшения мечетей архитекторы использовали геометрические узоры, арабески и каллиграфические элементы.

История религиозного жанра в европейском искусстве

История религиозного жанра в христианской культуре берет свое начало со II века нашей эры. В те времена христиане повергались гонениям со стороны языческих правителей Римской Империи, поэтому творчество мастеров было ограничено созданием рукописных иллюстрированных библейских текстов и росписями стен в катакомбах.

В 312 году Константин Великий перешел в христианскую веру и перенес столицу Римской Империи в Новый Рим — Константинополь. С этого момента начинается бурное развитие жанра в архитектуре, живописи и скульптуре.

В Византийской Империи вплоть до ее гибели в 1453 года происходит масштабное строительство величественных храмов, стремительно набирает популярность фресковая роспись стен, формируется уникальная школа иконописи, создаются мозаики на библейскую тематику.

Из Византии религиозный жанр вместе с принятием христианства постепенно проникает во все страны Западной и Восточной Европы. В Киевской Руси, а позже — в Московском княжестве иконопись становится важнейшим видом живописи.

Огромный вклад в развитие религиозного жанра в древнерусском государстве внес Андрей Рублев. Гениальный мастер, причисленный ныне православной церковью к лику святых, создавал глубоко духовные иконы и фресковые росписи. К сожалению, большинство его работ не сохранились до наших дней.

На территории Западной Европы в Средние века жанр полностью господствует в изобразительном искусстве. В Париже, Кельне, Реймсе, Амьене, Йорке и других городах строятся уникальные готические соборы, прославляющие величие Бога.

В эпоху Ренессанса стремительно возрастает интерес к живописи и скульптуре на библейскую тематику. Представители церкви становятся крупнейшими заказчиками у прославленных мастеров вплоть до начала XVII века. Величайшие гении того времени большую часть жизни посвящают созданию:

  • масштабных фресок;
  • уникальных алтарных росписей;
  • скульптурных композиций и барельефов;
  • картин, гравюр и иллюстраций к Святому писанию.

В середине XVII века ситуация на рынке искусства начинает быстро меняться. Появляются новые богатые заказчики из числа успешных коммерсантов и правителей. Религиозный жанр стремительно теряет господствующие позиции. Растет спрос на портреты, пейзажи, произведения на батальную, историческую и мифологическую тематики.

В последующие века интерес со стороны заказчиков к картинам и скульптурам с библейскими сюжетами продолжает угасать. Художники предпочитают создавать произведения на другие темы, которые быстрее находят своего покупателя и отображают текущие запросы общества. Эта тенденция продолжается и в наши дни.

Известные художники религиозного жанра

К числу известных художников религиозного жанра можно причислить десятки гениев живописи и скульптуры. К этой тематике в своем творчестве постоянно обращались крупнейшие мастера эпохи Ренессанса. Среди них:

Шедевральные произведения искусства религиозного жанра и сегодня вызывают у зрителей чувства восхищения и духовного трепета. Они заставляют людей глубоко задуматься о вечных истинах и дарят надежду.

На портале Very Important Lot коллекционеры и ценители старинного искусства могут принять участие в арт-аукционах и побороться за право покупки уникальных предметов антиквариата. Сайт также предоставляет возможность всем желающим напрямую купить картины, скульптуры, иконы у современных художников.

Искусство в религиозной культуре ислама. Ислам запрещает изображение людей и животных из опасения идолопоклонства. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану. Поэтому среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии. Оно берет свои истоки в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатленные на бумаге или ином носителе, конечно же, должны были быть и внешне прекрасны. Впрочем, несмотря на запрет изображения, иногда каллиграфы так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово. В условиях ограничения изображений особенно востребовано оказалось декоративное и орнаментальное искусство. Мусульмане развили искусство арабески, орнамента, для которого характерна стилизация животных и растительных форм, бесконечный повтор перекликающихся друг с другом геометрических фигур и непрерывность декора. Как правило, очень богато декорированы многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.

Искусство в религиозной культуре иудаизма. Произведения художественного творчества украшают центр еврейской религиозной жизни – синагогу. Главная святыня, хранящаяся в любой синагоге – это свиток Торы. На стержни, которые держат свиток одевается корона Торы в знак того, что именно Писание – владыка народа. Вместе или вместо короны на стержни иногда одеваются роскошные навершия, символизирующие плоды райского дерева. Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающий сразу найти необходимое для чтения место, служит торашилд – щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки – яды. Синагогу украшают светильниками. В синагоге стоит семисвечник, напоминающй о семисвечнике Иерусалимского Храма.

Дома изделия ритуального серебра сопровождают важнейшие праздники. Для встречи субботы необходимы субботние подсвечники и кидушный бокал, для проводов субботы – ароматники (бсамимы) и подсвечник особой формы, с ящичком для специй и поднимающейся чашечкой. В каждом доме есть ханукальная лампа с восьмью фитилями для Хануки и серебряная коробочка-ларец для хранения этрога для праздника Суккот. Еврейский дом можно сразу отличить по мезузе, прикрепленной к дверному косяку.

Это интересно

Загрузить презентацию (775 кБ)

Главный вопрос, на который должны отвечать люди, ответственные за образование - "зачем?". В школьной программе так много предметов, которые кажутся нам обязательными, важными, но дети всегда задают этот простой вопрос. Зачем нам изучать то-то или знать то-то?

Вот теперь мы должны изучать еще и ОРКСЭ - как школьный предмет.

Дети восприняли этот школьный предмет, как что-то, имеющее отношение к жизни. Я думаю, разработчики этого предмета, как раз и рассчитывали на такой результат. И средства для выполнения цели выбраны абсолютно правильно. Школа - это очень важный этап в жизни каждого человека, и связан он, в первую очередь, с развитием социальных навыков. А иногда даже с привитием социальных навыков. Мы говорим о том, что в школе у ребенка должна возникать потребность в некоем духовном откровении. Она выражается достаточно просто - ребенок задает вопросы: "что такое добро?", "что такое зло?". Он задает их в начальной школе, пока маленький. Пореже, но все же пытается их задавать, будучи уже более взрослым - скажем, на уроках литературы, когда сталкивается с произведениями наших классиков, которые, так или иначе, апеллируют к этическим законам христианства, православия и других религий. И мы отдаем себе отчет, что в условиях школы ребенок к откровению готов - и по месту, и по времени.

В нашей школе, например, дети изучают основы религиозных культур. И это, по крайней мере, честно. Мы предлагаем им понять и почувствовать, как формировался опыт разных народов. Полученные знания могут способствовать возникновению у детей потребности в духовном наставничестве, и они придут в церковь. Кто-то придет в православный храм, кто-то в синагогу, кто-то в костел, кто-то в мечеть - важно, чтобы возникла потребность.

Эта потребность формируется постижением важных социальных навыков. Например, я хочу жить в мире и в дружбе, я хочу, чтобы меня понимали, и я хочу понимать других - что мне может в этом помочь? Возможно, знание каких-то важных жизненных законов, которые не изучаются наукой. А кем они рассматриваются? Кто-то, пытаясь понять эти законы, займется философией, а кто-то придет к Богу. Но у каждого в этом случае - свой путь.

Я думаю, что начало преподавания в школе основ религиозной культуры - очень хорошая тенденция. Она, во-первых, не имеет отношения к закону об образовании. И школу нельзя делать площадкой для реализации каких-то идей, которые имеют отношение к формированию общественной, государственной жизни. И, с другой стороны, очень важно понимать, что на этих уроках закладываются задатки добра, культуры, уважения и т.д. Потому, что в детстве человек настолько открыт, настолько искренен, что малейшую фальшь прекрасно чувствует и прекрасно с ней справляется, но больше такого доверия и такого внимания к этой теме от него будет добиться невозможно. И узнать историю всех мировых религий ребенок может из соответствующего предмета, который и нужно преподавать, если мы хотим видеть наше общество цивилизованным и толерантным.

Тема: Искусство в религиозной культуре. (урок 14-15)

Цель:

  • Образовательные: обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных базовых национальных ценностей;
  • Развивающие: развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из этого данные для выявления закономерностей;
  • Воспитательные: формирование образа мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • презентация для урока

План урока:

I часть:

  • Организация эмоционального настроя;
  • Определение основной цели и задач урока, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов;
  • Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 1 часть)

II часть:

  • Демонстрация презентации с устным комментарием слайдов ( 2 часть)
  • Ответы на вопросы с закреплением нового материала
  • Определение домашнего задания.

Ход занятия

I часть

I. Организационный момент.

Цель: концентрация внимания учащихся, создание эмоционального настроя, подведение к осознанию темы урока.

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим и порассуждаем на такую тему: Искусство в религиозном мире!

Учащимся демонстрируется подборка фотографий с объектами мировых религиозных культур, попутно задаются наводящие вопросы.

- Как вы считаете, к какой вере относится картинка, фотография, рисунок?

- Назовите отличия изображения объектов мировых культур

- Как вы думаете, в чем ценность и смысл создания объектов искусства, скульптуры, архитектуры.

Цель: концентрация внимания учащихся, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов.

- Давайте вспомним какие религии встречаются в нашей стране?

- Какую роль в разных религиях играет искусство? Как вы думаете?

-Как называются сооружения культа в различных религиях?

-Какие еще существуют объекты культа, кроме священных сооружений?

- Я, думаю, что вы догадались о чем мы будем говорить сегодня? ( Религиозное искусство)

III. Демонстрация презентации.

Религиозное искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражены религиозные идеи и устремления, т. е. произведения, имеющие религиозную направленность, прививающие людям мысль о всемогуществе божества, о необходимости поклоняться ему и соблюдать его заповеди.

Раскрасить христианскую картинку (соблюдать канон росписи) Дети могут выполнять работу индивидуально или в парах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Еще одно из искусств, широко распространенное в христианстве – фреско (стенопись) - способ живописи по сырой, особой штукатурке. Фрески можно наблюдать в очень многих православных Храмах.

Найти из предложенных фото разнообразных фресок, фрески на религиозную тему и объяснить почему так думают.

Ислам не рекомендует изображать людей и животных, поэтому среди них большое развитие получило искусство каллиграфии, т.к. мусульмане огромное значение придают Священному Писанию. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он в наилучшем виде передает Божье Слово.

Попрактиковаться в каллиграфии, написав (нарисовав) арабское слово, или написать каллиграфией свое имя. (запись с права на лево)

Еще одно из распространенных искусств у мусульман- декоративное искусство- создание орнаментов, арабесок. Как правило, очень богатыми узорами украшены многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ.

На сегодня наш урок закончен. На следующем уроке мы продолжим знакомство с искусством религий.

II часть

- На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с разнообразными объектами искусства разных религий. Кто вспомнит и назовет их?

- Найдите соответствие между понятием слова и его определением ( слайд № 6)

Центр иудейской религиозной жизни – это синагога. Синагогу украшают разнообразные светильники. Главный из них менора или семисвечник, напоминающий о семисвечнике разрушенного Иерусалимского храма.

Главная святыня синагоги – это свиток Священного Писания, Торы. Поэтому в иудаизме особое развитие получили те виды художественного творчества, которые связаны с украшением этого священного предмета. Например, корона Торы. Она надевается на стержни, которые держат в синагогах свиток – в знак того, что именно Писание – владыка народа.

Предложить детям изобразить по своему замыслу семисвечник или корону Торы. Дети могут выполнять работу индивидуально или в парах.

Во время одного из обрядов в Тибете, монахи-буддисты тщательно изображают мандалу ( круг)- символический вид буддийской Вселенной.

- просматривают еще одну подборку фотографий с изображением буддийский мандал.

- выбирают одну из предложенных учителем картинок с контурами рисунков около-буддийской тематики.

Готовую графическую зарисовку окрашивают цветными карандашами, гелиевыми ручками

Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство – сады камней, которые делались для духовных упражнений монахов и медитации.

IV. Итог.

Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания и умения, которые вы сегодня приобрели?

Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?

Давайте попробуем ответить на вопросы!

V. Д/З.

Цель: дальнейшее развитие знаний и умений; подготовка к последующему обучению; развитие творческого потенциала учащихся.

Религиозная живопись – вид живописи, полностью основанный на Библии. Есть несколько критериев отбора, которые определяют религиозный жанр как картину.

Во-первых, любое художественное произведение на библейскую тему, считает религиозным. Во-вторых, картины, поклоняющиеся напрямую богу, или, показывающие религиозные поклонения в большинстве своем.

Религиозный жанр живописи

Религиозный жанр в изобразительном искусстве

В третьих, работа определенных верований, адепты которой решили нарисовать художественную картину.

Создание жанра

Религиозный жанр появился в древнем Египте, и с той поры, постепенно вживлялся искусственным путем в жизнь человека. Для этого были практические предпосылки, о которых стоит сказать отдельно. Античное общество строилось по простой формуле. На вершине власти находилась единоличная фигура – царь, фараон, король.

Он был посланником бога на земле, и только бог мог снять правителя с его должности, или же, даровать приемника. И так как церковь постоянно боролась с вертикалью власти нести слово божье, иногда конечно, религия и власть работали сообща, то требовались доказать, что именно церковь является истинным наследником во плоти.

Для этого, и использовались картины, на создание которых тратились огромные средства.

Средний период

Со временем по мере того, как менялось и общество, и церковь, религиозная живопись стала иной. Художественные приемы остались теми же, и на качество производимых картин перемены не повлияли. Изменилась идеология работ.

Если раньше, бог показывался грозным отцом всего народа людского, то теперь господь выступал в качестве строгого, но мудрого правителя земли, который помогает людям как в сложный момент, так и каждый божий день.

Настоящее время

Сейчас религиозная живопись уже не стоит на первом месте, и церковь, как и художники, лишь иногда прибегают к ней. Пропали мастера написания икон, да и, картины данной тематики появляются очень редко.

Религиозная живопись потерпела изменения, несколько раз меняя свое наполнение. Техника написания работ никогда не менялась, и всегда оставалась такой же, как и в средний период. Лишь дважды за всю историю религиозного жанра поменялись оговоренные оттенки. От пастельно холодных цветов, до теплых, умеренно ярких.

Религиозный жанр переместился в иную плоскость. Сейчас им заменяет религиозная печатная атрибутика, произвести которую легче, чем картины.

Религиозное искусство

Весьма актуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса к памятникам культуры прошлых веков. Древнее русское искусство — храмовое зодчество, мозаики, фрески, иконы — перестало быть предметом исследования немногих специалистов.

Сейчас им интересуются миллионы людей разных профессий и разного возраста. Это не может не радовать, ибо свидетельствует о росте культурных запросов и потребностей людей, об их глубоком интересе к истории культуры своих предков. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). — М. Политиздат, 1982. — С. 96.

Понятие религиозного искусства

Разговор о религиозном искусстве следует начать с уточнения этого понятия, т. е. определить критерии, позволяющие то или иное произведение искусства считать религиозным.

Религия и искусство в ходе их исторического развития не просто взаимодействовали, они проникали друг в друга, переплетались между собой, сливались, образуя те своеобразные явления истории культуры. Религиозные организации стремились поставить к тому, чтобы подчинить себе искусство, поставить его себе на службу.

Никакая религия не может существовать без культа, т.е. системы особых действий, с помощью которых религиозные люди пытаются влиять на сверхъестественные объекты их веры — духов и т.п.

Культовые действия предполагают создание особой обстановки, отличной от повседневности, насыщенной религиозными символами и образами сверхъестественных сил и существ.

Уже на заре человеческой истории, в первобытном обществе, культовые действия включали в себя многие эстетические компоненты.

Религиозным искусством можно назвать те произведения искусства, которые включены в систему религиозного культа и выполняют в ней определенные функции.

Включение в систему религиозного культа оказывало существенное воздействие как на содержание искусства, так и на его форму. Художественная форма рассматривалась служителями культа лишь в качестве средства, способного вызвать у людей эмоциональное отношение к мифологическим образам, утвердить в них веру в существование сверхъестественного.

В процессе исторического развития искусство получало все большую относительную самостоятельность. Уже в эпоху рабовладения и феодализма возникает искусство, не связанное непосредственно с культом.

В античное время развивается светское зодчество, живопись, скульптура, литература. Появляются художники-профессионалы, не связанные с религиозными организациями. Средневековье существенно затормозило процесс развития светского искусства, но не прекратило его.

Особенно бурным было развитие нецерковного искусства в эпоху Возрождения. Многие художники и писатели этой эпохи творят по заказу светских властителей и богачей. Содержание их произведений становится все более многообразным, форма все более свободной и оригинальной.

Канонические религиозные традиции перестают оказывать определяющее влияние на их творчество.

Если в средние века почти вся живопись непосредственно обслуживала церковь (фрески, иконы и т.п.), то в последующую эпоху вне церкви появляется станковая живопись с религиозным содержанием.

Следовательно, ныне существует не только религиозное искусство, включенное в систему культа, но и религиозное искусство, не связанное непосредственно с культом, но имеющее религиозную идейную направленность.

Очевидно, к религиозному искусству нельзя отнести то или иное художественное произведение только потому, что его тема, сюжет, образы заимствованы из религиозной мифологии.

В искусстве народов Европы немало произведений живописи, скульптуры, литературы, которые используют отдельные сюжеты и образы библейской мифологии, но по своей идейной направленности, по мироощущению очень далеки от христианства.

Таким образом, ни сюжет, ни образы сами по себе не делают произведение искусства религиозным. Религиозным его делает общая идейная направленность, общий смысл. Если художник средствами искусства утверждает реальность сверхъестественного мира и трактует человека как существо слабое и греховное, целиком зависящее от сверхъестественного, данное произведение религиозно.

Искусство, как правило, не воспринимается однозначно разными людьми, т.к. его художественно-образная система весьма сложна и многопланова. Не все глубины художественного произведения бывают доступны каждому зрителю, читателю или слушателю.

К тому же на оценку тех или иных произведений художественного творчества всегда влияют субъективные вкусы, пристрастия, симпатии и антипатии. Поэтому при оценке идейного смысла и идейной направленности определенных произведений искусства возможны не только споры, но и резкие расхождения. Угринович Д.М.

Религиозное искусство в контексте мировых религий

Проблема взаимоотношения религии и искусства может исследоваться в разных аспектах. Возможно, например, историческое и искусствоведческое исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или иных культурах.

Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева, Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других.

Различные аспекты проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций.

Взрыв общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства — с религией.

Как видим, эти точки зрения являются крайними, диаметрально противоположными и, следовательно, взаимно исключают друг друга. Кроме них, существуют и другие точки зрения.

Религия и ее функции

Если мифология очеловечивает мир, упорядочивает социальную практику, поддерживает жизненные начала культуры, то религия выводит человека за рамки реальности. В этом состоит их главное отличие, хотя мифология и является непременным атрибутом любой религии. Эти две сферы человеческой духовности ближе остальных стоят друг к другу.

Определений сущности религии так же много, как и культуры.

В понимании религии как культурного явления важную роль играет объяснение ее происхождения и функций. Эти сюжеты составляют предмет особого интереса для социологии, психологии и философии религии. Религию как целостный социокультурный феномен изучает специальная философская дисциплина — религиоведение.

В социологии религии существуют две ведущие тенденции понимания ее сущности. Одна восходит к французскому философу Э. Дюркгейму (1858 — 1917), видевшему в религии систему коллективных представлений, способствующих сплочению общества, поддержанию его целостности.

Вебера (1864 – 1920) и рассматривало религию как мотив социального действия, направляющий активность человека в русло конкретных жизненных целей: политических, хозяйственных, идеологических и т.д. Так оформилось понимание целеполагающей функции религии.

Религия и искусство имеют общие истоки, корни. Истоки искусства в человеческой практике, в той ее стороне, где находит свое проявление человеческая инициатива.

Ибо свобода творчества есть выражение развивающейся и углубляющейся трудовой деятельности, в процессе и результате которой человек создает орудия труда, осваивает окружающий мир, углубляет общение с подобными себе, реализует себя, свои возможности, эстетически осваивает мир.

Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль. Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам.

Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а трансформировались в соответствии с ходом истории.

Происхождение мировых религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не сразу, а лишь в ходе исторического процесса.

Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства рабовладельческих отношений.

Для раннего буддизма характерно стремление указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства, якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их социального положения.

Сложившись в начале как одна из многочисленных сект (или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился по всей Индии, а позже в странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии. Он проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры разных стран.

Христианство, зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в противоречие.

Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов — вольноотпущенников, бедняков или бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов.

А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного шара. Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений.

Основные идеи христианства — искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царствия небесного.

Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости исторической среды имеет нечто общее.

Зародившись первоначально в одной определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия, гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий и искусства различных народов.

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.


Религиозное искусство или святое искусство — это художественные образы, использующие религиозное вдохновение и мотивы и часто предназначенные для поднятия ума к духовному. Священное искусство включает в себя ритуальные и культовые практики и практические и оперативные аспекты пути духовного воплощения в религиозной традиции художника.

Христианское искусство
Христианское священное искусство создается в попытке проиллюстрировать, дополнять и изображать в осязаемой форме принципы христианства, хотя возможны и другие определения. Он должен делать образ других верований в мире и как он выглядит. Большинство христианских групп используют или использовали искусство в некоторой степени, хотя некоторые из них сильно возражали против некоторых форм религиозного образа, и в христианстве были периоды иконоборчества. Большинство христианских искусств является обязательным или построено вокруг тем, знакомых предполагаемому наблюдателю. Одна из самых распространенных христианских тем — такова Дева Мария, держащая младенца Иисуса. Другое — это Христос на Кресте. В интересах неграмотных разработала сложную иконографическую систему, чтобы окончательно определить сцены. Например, Святой Агнес изображен с ягненком, святым Петром с ключами, святым Патриком с трилистником. Каждый святой держится или связан с атрибутами и символами в священном искусстве.

история
Раннее христианское искусство сохранилось от дат около истоков христианства. Самые старые сохранившиеся христианские картины находятся на Мегиддо , датируется примерно 70 годами, а самые старые христианские скульптуры — от саркофагов, начиная с начала II века. До принятия христианства христианским искусством Константина он приобрел свой стиль и большую часть своей иконографии из популярного римского искусства, но с этого момента великие христианские здания, построенные под императорским покровительством, принесли потребность в христианских версиях римской элиты и официального искусства, из которых мозаики в церквей в Рим являются наиболее известными сохранившимися примерами.

Во время развития христианского искусства в Византийская империя (см. византийское искусство), более абстрактная эстетика заменила натурализм, ранее установленный в эллинистическом искусстве. Этот новый стиль был иератическим, и его основная цель заключалась в том, чтобы передать религиозный смысл, а не точно изображать предметы и людей. Реалистичная перспектива, пропорции, свет и цвет были проигнорированы в пользу геометрического упрощения форм, обратной перспективы и стандартизованных конвенций, чтобы изображать людей и события. Противоречие по поводу использования идолов, интерпретации Второй заповеди и кризиса византийского иконоборчества привело к стандартизации религиозных образов в рамках Восточного православия.

Как светское, несектантское, универсальное понятие искусства возникло в XIX веке западная Европа , светские художники иногда относились к христианским темам (Бугеро, Мане). Редко был христианский художник, включенный в исторический канон (например, Руо или Стенли Спенсер). Однако многие современные художники, такие как Эрик Гилл, Марк Шагал, Анри Матисс, Джейкоб Эпштейн, Элизабет Фринк и Грэм Сазерленд, создали известные произведения искусства для церквей. Через социальную интерпретацию христианства Фриц фон Уде также

С момента появления печати продажа репродукций благочестивых произведений была одним из основных элементов популярной христианской культуры. В XIX веке сюда входили жанровые художники, такие как Mihály Munkácsy. Изобретение цветной литографии привело к широкому распространению священных карт. В современную эпоху компании, специализирующиеся на современных коммерческих христианских художниках, таких как Томас Блэксэр и Томас Кинкаде, хотя и широко расценивались в мире изобразительного искусства как китч, были очень успешными.

В последней части 20-й и первой части 21-го века были предприняты целенаправленные усилия художников, которые заявляют о вере в Христа, чтобы восстановить искусство с темами, которые вращаются вокруг веры, Христа, Бога, Церкви, Библии и других классических Христианские темы достойны уважения мирским светским миром. Художники, такие как Макото Фуджимура, оказали значительное влияние как в священных, так и в светских искусствах. Среди других известных художников — Ларри Д. Александр, Гэри П. Бергель, Карлос Казарес, Брюс Херман, Дебора Соколов и Джон Август Свансон.

Буддийское искусство
Буддийское искусство возникло на индийском субконтиненте после исторической жизни Сиддхартхи Гаутамы, с 6 по 5 век до н.э., а затем развилось путем контакта с другими культурами, поскольку оно распространялось по всему Азия и мир.

Буддийское искусство последовало за верующими как распространение дхармы, адаптировалось и развивалось в каждой новой принимающей стране. Он развивался на севере через Среднюю Азию и в Восточную Азию, чтобы сформировать северную ветвь буддийского искусства, а на восток до Юго-Восточная Азия чтобы сформировать южную ветвь буддийского искусства. В Индия , Буддийское искусство процветало и даже влияло на развитие индуистского искусства, пока буддизм почти не исчез в Индия примерно в 10 веке, отчасти благодаря активному расширению ислама наряду с индуизмом.

Тибетское буддийское искусство
Большинство тибетских буддийских художественных образов связаны с практикой Ваджраяны или буддийской тантры. Тибетское искусство включает в себя танки и мандалы, часто включающие изображения Будд и бодхисаттв. Создание буддийского искусства обычно делается как медитация, а также создание объекта в качестве помощи медитации. Примером этого является создание монашеской мандалы; до и после строительства молитвы читаются, а форма мандалы представляет собой чистое окружение (дворец) Будды, на котором медитируется, чтобы обучать ум. Работа редко, если вообще когда-либо, подписывается художником. Другое тибетское буддийское искусство включает в себя металлические ритуальные объекты, такие как ваджра и фурба.

Индийское буддийское искусство
Два места показывают более ярко, чем любые другие, жизнеспособность буддийской пещерной живописи примерно с 5-го века нашей эры. Одним из них является Аджанта, сайт в Индия давно забытый до открытия в 1817 году. Другой — Дуньхуан, один из великих оазисных постов на Шелковом пути … Картины варьируются от спокойных преданных образов Будды до оживленных и переполненных сцен, часто с изображением соблазнительно полногрудых и женщины с узкой талией, более знакомые в индийской скульптуре, чем в живописи. В основном искусство включало мечети и мадонну (искусство Марии и, возможно, ее ребенка)

Исламское искусство
Запрет на изображение репрезентативных образов в религиозном искусстве, а также естественную декоративную природу арабского шрифта привел к использованию каллиграфических украшений, которые обычно включали повторение геометрических узоров, которые выражали идеалы порядка и природы. Он использовался для религиозной архитектуры, ковров и рукописных документов. Исламское искусство отразило это сбалансированное, гармоничное мировоззрение. Он фокусируется на духовной сущности, а не на физической форме.

Несмотря на то, что исламская история отвратительна для потенциального идолопоклонства, это явно современное суннитское мнение. Персидские миниатюры, наряду со средневековыми изображениями Мухаммада и ангелов в Исламе, выступают в качестве ярких примеров, противоречащих современной суннитской традиции. Кроме того, мусульмане шиитов гораздо менее склонны к изображению фигур, в том числе и к Пророку, пока изображение почтительное.

каллиграфия
Каллиграфия — наиболее ценный и фундаментальный элемент исламского искусства. Примечательно, что Коран, книга Божьих откровений пророку Мухаммаду, был передан на арабском языке, и что присущее арабскому шрифту — это потенциал для развития различных орнаментальных форм. Использование каллиграфии в качестве орнамента имело определенную эстетическую привлекательность, но часто также включало в себя основной талисманный компонент. Хотя в большинстве произведений искусства были четкие надписи, не все мусульмане могли бы их прочитать. Однако следует иметь в виду, что каллиграфия — это в основном средство передачи текста, хотя и в декоративной форме. Из его простых и примитивных ранних примеров 5-го и 6-го веков нашей эры арабский алфавит быстро развивался после взлета ислама в VII веке в прекрасную форму искусства. Основными двумя семействами каллиграфических стилей были сухие стили, называемые вообще куфическими, и мягкие скоростные стили, которые включают Наски, Тулут, Насталик и многие другие.

Геометрия
Геометрические узоры составляют один из трех нефигурных видов украшения в исламском искусстве, в том числе каллиграфия и растительные узоры. Независимо от того, изолированы или использованы в сочетании с нефигурным орнаментом или фигуральным представлением, геометрические узоры в народе связаны с исламским искусством, в основном из-за их аниконного качества. Эти абстрактные конструкции не только украшают поверхности монументальной исламской архитектуры, но и служат основным декоративным элементом на огромном множестве объектов всех типов.

Читайте также: