Ленинград 1960 1980 гг кратко
Обновлено: 05.07.2024
– Что отличает архитектуру Ленинграда 1960–1980-х годов от архитектуры других времен?
Это наследие было сочтено излишествами в 1955 году, и начался период растерянности. Вместе с водой выплеснули и ребенка. Вместе с излишествами – понятие об архитектуре как искусстве. Отвергались не только элементы внешнего оформления, но и вообще художественное начало. Возобладало типовое проектирование.
Но даже в этих жестких условиях сохранилась высокая культура и высокий уровень ленинградской архитектурной школы. Она была вынуждена перейти в русло неофункционализма или неомодернима.
Если архитектура авангарда была пионерской и новаторской, то это было повторение пути, пройденного на Западе.
– Это был именно ленинградский феномен, где были богатые традиции авангарда и конструктивизма?
– Были интересные опыт в Навои, в Вильнюсе, Таллине… В Ульяновске создавался парадный центр к 100-летию Ленина. Там отразилось влияние Ле Корбюзье и Нимейера. Архитектура получилась вторичная, но вполне достойная.
– Какие архитектурные объекты 1960–1980-х годов в Ленинграде вы считаете знаковыми?
– ТЮЗ Александра Жука и его коллектива – замечательный образец архитектуры, соединивший функциональные приемы и модернизированную неоклассику. И вместивший историю этого театра.
Аэропорт Пулково -1
Яхт-клуб на Петровской косе Владимира Маслова, Морской вокзал Виталия Сохина – с его высоким шпилем и своеобразной обшивкой стен фасадов выпуклыми панелями, которые создают образ колышащихся парусов.
Лично мне импонирует детский сад в переулке Джамбула Сергея Шмакова. Это здание, построенное в 1983 году, признано первым образцом постмодернизма в Ленинграде. Архитектура немного игрушечная, но для детского сада она прекрасно подходит.
– А резиденция К-2?
– У меня особое отношение к правительственной резиденции К-2 на Каменном острове. Для ее строительства расчистили от построек значительную территорию. А это был заповедник петербургского модерна. Но само здание достойное, такой неомодернизм в исполнении архитектора Жука.
Для меня травмой было строительство Свердловской больницы на Крестовском острове и последовавшая за ним расчистка, а там была целостная среда, как на Каменном острове. От нее остались крошечные фрагменты.
– Зданиям из вашего списка что-то угрожает?
– Когда сносили Кировской стадион, признавали, что это очень ценный объект, но уверяли, что его невозможно использовать при современных требованиях к спортивным сооружениям. Сейчас те же аргументы используются в отношении СКК.
– Не понимаю, почему ССК нельзя использовать. Теннис, футбол и так далее.
Или Морской вокзал – он имеет великолепные внутренние пространства, они универсальные, их можно использовать для чего угодно.
В конце концов, находят же применение и газгольдерам, и старым производственным корпусам. Надо думать и искать.
– Что из интересных объектов уже утеряно?
– Пока немного. Речной вокзал Владимира Попова – действительно утрата. Это был прекрасный образец неоконструктивзма начала 1970-х годов: павильон вокзала и высотное по тем временам здание гостиницы, памятник архитектуры своего времени, он заслуживал охраны.
– Кстати, об охране наследия ХХ века. Хронологически она ограничена станциями первой ветки ленинградского метро – это потому что не понимали ценности более поздних объектов?
– Когда в 1993–2001 годах в КГИОПе (я участвовал в этой работе) формировались охранные списки, мы остановились на этом, не потому что не понимали ценности более поздней архитектуры. Закон имел 40-летний ценз для постановки на учет. Сегодня эту планку преодолели и Финляндский вокзал, и ТЮЗ. Да и большинство зданий, о которых мы говорим.
Это наш метод: одно сделать за счет другого. Там была симпатичная застройка, в том числе музей врача Николая Пирогова, здание специально для него построил выдающийся архитектор Виктор Шретер.
В профессиональной среде все оценивалось положительно, а традиций критики не было.
– Сама по себе гостиница достойная. В свое время у авторов хватило такта не поднимать ее слишком высоко, сделать горизонтальной пластиной, которая не нарушала масштаба невских берегов.
– Что надо делать, чтобы сохранить архитектуру позднего СССР?
– Профессионалы должны заниматься просветительской работой, чтобы петербургская общественность, инвесторы и руководство города осознали, что это важная часть нашего наследия, причем она создавалась на наших глазах, но стала историей.
Наши активисты почему-то равнодушны к этой части наследия. Нужно проснуться и придать зданиям хотя бы статус выявленных объектов культурного наследия.
– Как население Ленинграда относилось к новой архитектуре?
В обывательском сознании красивое – это чаще всего богато украшенное. Нет украшений – это что-то неполноценное.
Важная вещь: тогдашняя архитектура во многом дискредитировала себя, а заодно и русский авангард, безликими спальными районами, которые застраивались по типовым проектам с использованием самых примитивных технологий.
– Зато теперь жители утопающих в зелени хрущевок против всяких реноваций выступают.
– Конечно, хрущевки имеют преимущество: при тесных квартирах и недостатке комфорта они антропометричные, сомасштабные человеку. Там нет циничной погони за прибылью. Они так расставлялись в пространстве, что между ними со временем образовались уютные зеленые зоны. Плюс привычки людей, которые привязались к этим местам.
Современное массовое строительство не сомасштабное человеку, грозит дегуманизацией городской среды.
В начале 1960х гг . на берегу Волхова в рабочем поселке Кириши развернулось строительство крупнейшего нефтеперерабатывающего завода, а также ГРЭС. Оно было объявлено Всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройкой.
Декабрь 1965 – принятие первой нефти, его продукция пошла к потребителям нефтеперерабатывающая отрасль нефтехимическая отрасль
В 1967 на берегу Копорской губы было начато строительство Ленинградской атомной станции.
1974 – ток этой станции начал подаваться в энергосистему.
Вслед за первым энергоблоком досрочно были пущены и остальные энергоблоки.
ЛАЭС дала жизнь новому городу – Сосновому Бору, проект планировки и застройки которого был удостоен Государственной премии России.
60-80гг – сложилась промышленная специализация районов, повышающая рост производства
Всеволожский и Тосненский районы стали крупнейшими поставщиками строительных материалов.
В Выборгском районе получили развитие целлюлозно-бумажная и химическая отрасли, в Гатчинском – машиностроение и металлообработка
Продукция поставлялась не только в разные районы СССР, но и за рубеж
- Развитие фундаментальных исследований и разработок;
- Резкое повышение производительности труда в промышленности путем оптимального использования основных производственных фондов;
- Совершенствование управления и автоматизации работ в строительстве, на транспорте, в организациях и учреждениях связи, торговли, здравоохранения, коммунально-бытового и жилищного хозяйства;
- Интенсификация агропромышленного комплекса на основе широкой механизации и автоматизации, совершенствование управления
Территориально-отраслевая программа для вывода экономики города и области на передовые рубежи производительности труда и эффективности производства
Крупные экономические зоны
- Пригородная зона (Всеволожский, Гатчинский, Ломоносовский, Кировский и Тосненский районы) – молочно-овощеводческая и птицеводческая
- Восточная зона (Бокситогорский, Волховский, Тихвинский и Киришский районы) – мясомолочное скотоводство и картофелеводство
- Северо-Восточная зона (Лодейнопольский и Подпорожский районы) – скотоводство мясного направления
- На Карельском перешейке (Выборгский и Приозерский районы) + Юго-Западная зона (Волосовский, Кингисеппский, Лужский и Сланцевский районы) – молочно-картофелеводческая специализация с развитием в отдельных хозяйствах семеноводства
К 1981 население области достигло численности 1 миллиона 554 тысячи человек. При это численность городских жителей составила 65% всего населения широкая социальная программа:
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Цель урока: создание у учащихся целостного образа о жизни ленинградской творческой интеллигенции и о том, в каких политических и социальных условиях она формировалась в 60-80-ые годы.
Кого относят к творческой интеллигенции?
Мы с вами остановимся более подробно на следующих представителях – писатели, актеры, режиссеры, музыканты или так называемые неформалы.
Задача: с помощью сопроводительного иллюстрационного музыкального и видео материала погрузиться в Ленинград той поры, с помощью творческой интеллигенции постичь простой повседневный Ленинград
Искусство советской России и нашего периода, в частности, было представлено:
А) соцреализмом с официальными творческими союзами
Б) свободным творчеством (подпольным) с неформальными объединениями
Но мы с Вами ознакомимся с представителями именного свободного творчества
Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)
Город Ленинград или как любил называть его Бродский Питер стал для него судьбой или Бродский стал судьбой для города.
Жил Бродский в доме Мурузи (пересечение Литейного, ул. Пестеля и ул. Короленко), который теперь навсегда связан с именем поэта. Этот дом стал его пристанищем, именно в этом доме в своих полутора комнатах Бродский напишет свое первое и свое последнее в Ленинграде стихотворение.
Вот, что пишет поэт про дом Мурузи перед эмиграцией:
Меж Пестеля и Маяковской
стоит шестиэтажный дом.
Когда-то юный Мережковский
и Гиппиус прожили в нем
два года этого столетья.
Теперь на третьем этаже
живет герой, и время вертит
свой циферблат в его душе.
Для Бродского город – это именно Петербург, то место, где культура родилась, где жили и творили великие люди прошлого.
Ленинград, считает он, это город потерянной культуры, город массовой культуры, город забытой культуры. Почему он и называет свой родной город – Питер. Именно в Ленинграде судили Бродского, и отсюда он навсегда уехал за границу.
И был город. Самый красивый город на свете. С огромной серой рекой, повисшей над своим глубоким дном, как огромное серое небо — над ней самой. Вдоль реки стояли великолепные дворцы с такими изысканно-прекрасными фасадами, что если мальчик стоял на правом берегу, левый выглядел как отпечаток гигантского моллюска, именуемого цивилизацией. Которая перестала существовать.
Скончался поэт в эмиграции, в Венеции, в 1996 году так больше и не увидев родину.
У нас был Ленинград-Питер Бродского такой депрессивный, элитарный, надменный, еще какой? А теперь мы окунемся в Ленинград повседневный, романтический, ностальгический, знакомый каждому на каком-то генном уровне.
Александр Моисеевич Городницкий (1933)
Геофизик по образованию, поэт, бард. В его композициях романтика путешествий, ностальгия по прошлому, очень точные и тонкие слова о Ленинграде.
Отчизна моя, Ленинград,
Российских провинций столица.
Как серы твои этажи,
Как света на улицах мало!
Какие Вы знаете песни Александра Моисеевича о Ленинграде?
Ленинград 60-80-х годов – это театральный город. Каждый уважающий себя культурный человек несколько раз в месяц старался посещать театр. Туда потоками шла ленинградская интеллигенция.
Главным театральным местом был Большой драматический театр под руководством Г. А. Товстоногова.
Игра на угадывание известных актеров того времени.
Ленинградский кинематограф
С какой главной организацией связан весь кинематограф в Ленинграде?
Огромное количество фильм о самом разном было снято на этой киностудии.
Ленинградский андеграунд
Он был представлен интеллектуалами, творческими людьми, начинающими музыкантами.
Это было очень богемное место, но там собирались исключительно образованные люди. Какая-нибудь бульварная девушка не могла туда попасть попросту, потому что не читала, скажем, Достоевского.
Но это было неформально место, оно периодически навещалось органами Государственной безопасности.
В разное время там бывал уже упомянутый И. Бродский, С. Довлатов, И. Смоктуновский, Б. Гребенщиков, В. Цой, К. Кинчев, Ю. Шевчук и другие.
Продолжаем сканирование старых открыток. Сегодня мы перенесемся на улицы Ленинграда 60-х годов ХХ века. Эта серия открыток мне очень нравится: утопающий в зелени парков, завершивший послевоенное восстановление Ленинград прекрасен.) Подписи к открыткам как в оригинале, за исключением кавычек.
Исаакиевская площадь. Вдали здание Исполкома городского Совета депутатов трудящихся.
Вид на Елагин дворец в Центральном парке культуры и отдыха им. С.М.Кирова.
Читайте также: