Лексическое значение слова смех кратко

Обновлено: 05.07.2024

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a− по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

Корень: -сме-; суффикс: -х [Тихонов, 1996] .

Произношение

Семантические свойства

Значение

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

  • существительные: смехач
  • имена собственные: Несмеяна
  • фамилии: Смехов, Несмеянов
  • пр. существительные: высмеивание, высмеиванье, высмеиватель, высмеивательница, засмеивание, засмеиванье, надсмешка, насмехатель, насмехательница, насмехательство, насмешечка, насмешливость, насмешка, насмешник, насмешница, насмешничание, насмешничанье, несмеяна, обсмеивание, обсмеиванье, осмеивание, осмеиванье, осмеиватель, осмеивательница, осмеяние, осмеянье, пересмеивание, пересмеиванье, пересмех, пересмешечка, пересмешка, пересмешник, пересмешница, пересмешничество, посмеивание, посмеиванье, посмех, посмешище, посмеяние, смех, смехач, смехачество, смехота, смехотвор, смехотворность, смехотворство, смехотища , обсц.смехуёчки , смехун, смехунья, смешинка, смешливость, смешок, усмехание, усмеханье, усмешечка, усмешинка, усмешка, усмешливость
  • прилагательные: насмешливый, насмешнический, несмешной, пересмешный, пресмешной, полунасмешливый, полусмешной, смеховой, смехотворный, смешливый, смешноватый, смешной, усмешливый
  • глаголы: воссмеяться, высмеивать, высмеиваться, высмеять, высмеяться, досмеиваться, досмеяться, засмеивать, засмеять, засмеяться, насмехаться, насмешить, насмешничать, насмеяться, обсмеивать, обсмеиваться, обсмеять, осмеивать, осмеиваться, осмеять, отсмеиваться, отсмеяться, пересмеиваться, пересмехать, пересмехаться, пересмехнуться, пересмешить, подсмеивать, подсмеиваться, посмеиваться, посмешить, посмеяться, просмеивать, просмеяться, рассмешить, рассмеяться, смешить, смеяться, снасмешничать, усмехаться, усмехнуться
  • предикативы: не смешно, смехота, смехотища
  • наречия: насмешливо, полунасмешливо, по-смешному, пресмешно, смешно, смешливо, смехотворно, усмешливо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

  • Арутюнова Н.Д. Тождество и подобие // Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Тождество и подобие. Сравнение и идентификация. М.: Институт языкознания АН СССР, 1990 , с. 25.
  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью >
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Морфологические и синтаксические свойства

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a^/be по зализняковской классификации).


1. Характерные прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими выдыхательными движениями при проявлении веселья, радости, удовольствия и т. п. Заливаться смехом. Не удержаться от смеха. Взрыв смеха.[Маслова] закатилась громким и таким заразительным смехом, что несколько детей тоже расхохотались. Л. Толстой, Воскресение. || Веселье, шутки или насмешки, ирония. — Хорошо жить умеет тот, кто любит смех. М. Горький, Рассказ о герое. К отлучению Толстого [от церкви] публика отнеслась со смехом. Чехов, Письмо Н. П. Кондакову, 2 марта 1901. | мн. ч. (сме́хи, -ов). Прост. устар. — Тебе, Фленушка, смехи да шутки ---. А у меня сердце на части разрывается. Мельников-Печерский, В лесах. Как могу я изобразить --- игры и смехи всех этих чиновных дам. Достоевский, Двойник.

2. в знач. сказ. Разг. Смешно. [Блестов:] Один все хмурится, другому же все смех. Грибоедов, Притворная неверность. Смех на какого-то Кузю печального: Держит коня перед носом сусального; Конь загляденье, и лаком кусок… Где тебе вытерпеть? Ешь, паренек! Н. Некрасов, Дядюшка Яков.

3. в знач. нареч. сме́хом. Прост. Шутя, несерьезно. То ли делом, то ли смехом Рассуждает паренек: — Ну, прощай. Пора, брат, ехать. Кто куда, а я — на ток. Твардовский, Страна Муравия.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Смех — одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата. В некоторых случаях смех может быть реакцией на нервное напряжение (нервный смех) или быть признаком психического расстройства. Совместный смех является действенным фактором социализации, коммуникативности.

В ответ на щекотку смеётся не только человек, но и человекообразные обезьяны. Смех у них отличается от человеческого, но, тем не менее, он узнаваем. Также в конце ХХ века появились данные, что и крысы при щекотке издают определенный ультразвуковой сигнал с частотой 50 кГц.

СМЕХ, а (у), мн. нет, м. 1. Короткие и сильные выдыхательные движения при открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-н. чувства (преимущ. при переживании радости, веселья, при наблюдении или представлении чего-н. забавного, нелепого, комического, а также при нек-рых нервных потрясениях и т. п.); сами эти звуки. Раздался с. Прыснуть со́ смеху. Радостный, веселый с. Злобный, горький с. Торжествующий с. Истерический с. Саркастический с. Подавить в себе с. С. разбирает, душит кого-н. С. сквозь слезы. Гомерический с. (см. гомерический). Генерал разразился таким смехом, каким вряд ли когда смеялся человек. Гоголь. Из дурака, родименький, и горе

Некрасов. Веселым смехом заливаться. Лесков. Украв ключи у трупа моего, он сундуки со смехом отопрет. Пушкин. 2. в знач. сказуемого. О чем-н., способном лишь рассмешить, возбудить к себе комическое чувство (простореч. пренебр.). Смех, право, людям: приехали на ярмарку, и хоть бы горсть пеньки продали. Гоголь. И смех и грех. Поговорка. С. да и только. Работа его — один с.

На́ смех (или насмех) — не так, как нужно, только ради шутки или с целью насмешки. Сделать что-н. на смех. Сказать на смех.

Не до смеху (реже смеха) кому — не время веселиться, смеяться кому-н., не расположен кто-н. к веселости, к шуткам. — Ну, вот вам и потеха! Однако нет, теперь уж не до смеха. Грибоедов. [Без отриц., в противоп. знач., редко. @ Всё это глупо, может быть смешно, кому до смеху — но мне больно. Гончаров.]

Поднять на́ смех кого-что — сделать предметом насмешки, осмеять. Объедят, обопьют да нас же на смех подымут. Сухово-Кобылин. Вы теперь при всех меня на смех подняли. Тургенев.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: домовладение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

(Быт 18:13, Быт 21:6) — слово, означающее радость, насмешку, уверенность, удивление и т. п. Когда означенное слово употребляется о Боге, как, например, в Прит 1:26, то оно означает, что Бог презирает, или не обращает никакого внимания на известный предмет, или на известное лицо.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Смех

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Смех

реакция на комическое; является выражением того, что осмеиваемый недостаток увиден, понят и оценен. Смех отражает чувство духовного превосходства над объектом смеха.

Рб: эстетические категории в литературе

* "Смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв мир свежей эмоциональной волной радости, преображает и обновляет его" (Ю.Б. Борев).

"Смех уничтожает вещь тем, что слишком верно характеризует ее, слишком верно выказывает ее недостатки" (В.Г. Белинский). *

Фразеологический словарь русского языка

Смех

Без смеху - серьезно, не шутя.

(И) смех и горе, (и) смех и грех - о том, что одновременно и смешно и печально

(Как) на смех - словно в насмешку

Не до смеха (смеху) - нет охоты, не время веселиться, смеяться кому-либо

Смех сквозь слезы - невеселый смех, смех вопреки душевному состоянию, вопреки печали

Смеха ради - с целью пошутить, посмеяться

Смеху подобно - очень смешно, нелепо, сделано как бы в насмешку

Этимологический Словарь Русского Языка

Смех

Индоевропейское – (s)mei- (смеяться, смех).

Старославянское, древнерусское – см(ять)хъ (веселье, радость).

Производные: смешной, смешить, посмешище, усмехаться, насмешка, смехотворный.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Смех

— есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определенной мимикой. Что касается первых, то при С. после вдыханий следует не один, а целый ряд продолжающихся иногда долго коротких спазматических выдыханий при открытой голосовой щели; если голосовые связки приводятся при этом в колебательные движения, то получается громкий, звонкий С. — хохот; если же связки остаются в покое, то С. бывает тихим, беззвучным. Что касается мимики при С., то она обуславливается сокращением определенных групп лицевых мышц, придающих лицу известное выражение, свойственное смеющемуся человеку. Есть много общего в изменениях дыхания и мимики при С. и плаче или рыданиях, вследствие чего эти состояния, с внешней стороны, могут быть смешаны между собой, а у детей эти состояния даже легко переходят друг в друга. С. с хохотом исключительно присущ человеку; один только С. — и то только следы его — наблюдаются у некоторых обезьян, и в очень редких случаях намеки на него встречаются у собак.

И. Т.

Словарь Ожегова

СМЕХ, а (у), м.

1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Весёлый с. С. сквозь слёзы (печальный смех). Покатиться с о смеху (расхохотаться; разг.). С о смеху умирали (очень сильно смеялись; разг.). Не до смеху (нет ничего смешного, весёлого в чёмн.; разг.).

2. Нечто смешное, достойное насмешки (разг.). Это не занятие, а просто с. Такой ответ прямо с. С. да и только!

• Без смеху (разг.) серьёзно, не шутя.

И смех и грех (разг.) и смешно и досадно.

На смех (разг. неодобр.) ради насмешки. Сказать на смех.

На смех поднять кого (разг.) посмеяться, насмеяться над кемн. Поднять на смех невежду.

Смеху подобно смешно и нелепо. Такое утверждение смеху подобно.

Смеху ради (для смеха) (разг.) ради шутки, насмешки.

| прил. смеховой, ая, ое (к 1 знач.; спец.).

Словарь Ушакова

Смех

смех, смеха (смеху), мн. нет, муж.

Фразеологический словарь (Волкова)

Смех

Без смеху (разг.) - серьезно, не шутя.

Без смеху говорю, послушайся меня.

Курам не смех - совершенно нелепо, крайне бессмысленно.

Помилуйте, какие это выборы: курам на смех! Гончаров.

На смех, не так, как нужно, только ради шутки или с целью насмешки.

Сделать что-н. на смех.

До смеха

► -Ну, вот вам и потеха! Однако нет, теперь уж не до смеха. Грибоедов. [Без отриц., в противоп. знач. редко.]

Всё это глупо, может быть смешно, кому до смеху - но мне больно. Гончаров.]

Поднять на смех кого-что - сделать предметом насмешки, осмеять.

Объедят, обопьют да нас же на смех подымут. Сухово- Кобылин.

Вы теперь при все меня на смех подняли. Тургенев.

Покатиться со смеху - сильно, громко рассмеяться.

Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху. А. Островский.

Помереть (умереть) со смеху (редко; преимущ. употребляется в несов. в.,) - впасть в изнеможение от хохота.

Они прямо померли со смеху.

До смешного (разг.) - в высшей степени так, что возбуждает смех, насмешку.

Он наивен до смешного.

Он до смешного похож на отца.

Смеяться последним (книжн.) - перен. иметь все основания радоваться, торжествовать (одержав верх в какой-н. борьбе, споре, сложном спорном деле и т. п.) [от фр. поговорки rira bien qui rira le dernier - хорошо будет смеяться тот, кто будет смеяться последним].

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Смех

Жан де Лабрюйер (1645–1696) – французский писатель, мастер афористической публицистики.

Проективный философский словарь

Смех

специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого. Различные виды с. имеют единую природу и основаны на осознании несостоятельности отклонения от представления о желаемолм должном, задаваемых социально культурной идентичностью личности – ее принадлежностью национальной, профессиональной, возрастной, корпоративной и другим культурам и субкультурам, к которым относит себя сама личность. Поэтому с. – очень человечное проявление самого человеческого в человеке, а именно – его личностного начала, имеющего социально-культурную природу.

С. – типическое, массовидное, родовое явление. На этом основана природа комизма. Если уникальность, индивидуальная неповторимость личности глубоко трагична, то комизм всегда связан с типологическими чертами личности, ее облика и поведения [3] . Показательно, что в названиях комедий фигурируют имена нарицательные, в отличие от трагедий, в названии которых чаще всего – имена собственные.

С.- важнейшая категория персонологии и культурологии. Он выражает конкретную конечного существа, пытающегося понять бесконечный мир и потому вынужденного постигать мир с какой-то позиции, в каком-то смысле. Он всегда ограничен рамками такого осмысления и понимания. Утверждая одни нормы и ниспровергая другие, с. способствует новому осмыслению, социализации. С. объединяет, но и разъединяет, противопоставляет людей. На этом основан его воспитательный потенциал. При этом с. – путь самопознания личности, культуры в себе и себя в культуре, механизм самозащиты и самоутверждения. С. дает возможность личности или сообществу прорыва к иному, взглянуть на себя и на происходящее извне, с позиции вненаходимости. Карнавал, шуты, юродивые, дзенский смех – встроенные в культуру институты и процедуры, позволяющие выйти в out, в контекст, за рамки этой культуры [1] .

С. – точный и конкретный индикатор нормативно-ценностного содержания культуры. То, что не подлежит осмеянию, совпадает со сферой сакрального, священного в социальной культуре и нравственного стержня (идентичности) личности. О человеке, осмеивающем все и вся говорят, что у него нет ничего святого. Истерический смех – выражение сильного стресса, переживаемого личностью, выпавшей или выкинутой из привычной системы социальных и личностных отношений. Возможен и с. как бесстыдное самоутверждение за счет других. Поэтому, чем более продвинуты этнос, культура и личность в направлении защиты прав личности и свободы, тем менее глумлив с., тем реже он направлен на личность как таковую в ее уникальности и вообще – на других, но чаще – на самого себя, не на осмеяние, а на возвышение человека над его слабостями. Мера цивилизованности культуры и самоопределения личности – сдержанность в с., не хохот осмеяния, а улыбка понимания.

Особенность и противоречивость российского духовного опыта ярко выразилась в с.: святость и юродивость в нем идут рука об руку. С одной стороны, в русской культуре, особенно – литературе, многое сделано для раскрытия природы и роли с., его гуманистического начала, сказано решительное слово против бесстыдного глумливого смеха. С другой – жизненная практика русского с. преимущественно нигилистична, безапелляционно бессердечна и агрессивна по отношению к индивидуальной неповторимости личности.

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

смех, смех, -а (-у), м.
1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Весёлый с. С. сквозь слёзы (печальный ~). Покатиться со ~у (расхохотаться; разг.). Со ~у умирали (очень сильно смеялись; разг.). Не до ~у (нет ничего смешного, весёлого в чём-н.; разг.).
2. Нечто смешное, достойное насмешки (разг.). Это не занятие, а просто с. Такой ответ прямо с. С. да и только!
• Без ~у (разг.) серьёзно, не шутя.
И ~ и грех (разг.) и смешно и досадно.
На ~ (разг. неодобр.) ради насмешки. Сказать на ~.
На ~ поднять кого (разг.) посмеяться, насмеяться над кем-н. Поднять на ~ невежду.
Смеху подобно смешно и нелепо. Такое утверждение ~у подобно.
Смеху ради (для ~а) (разг.) ради шутки, насмешки.
прил. ~овой, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).

Смотреть что такое СМЕХ в других словарях:

Iесть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определенной мимикой. Что касается первых, то при С. после вдыханий сле. смотреть

СМЕХ, -а (-у), м. 1. Короткие характерные голосовые звуки, выражающиевеселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другиечувства. Веселый с. С. сквозь слезы (печальный смех). Покатиться со смеху(расхохотаться; разг.). Со смеху умирали (очень сильно смеялись; разг.). Недо смеху (нет ничего смешного, веселого в чем-н.; разг.). 2. Нечто смешное,достойное насмешки (разг.). Это не занятие, а просто с. Такой ответ - прямос. С. да и только! * Без смеху (разг.) - серьезно, не шутя. И смех и грех(разг.) - и смешно и досадно. На смех (разг. неодобр.) - ради насмешки.Сказать на смех. На смех поднять хого (разг.) - посмеяться, насмеяться надкем-н. Поднять на смех невежду. Смеху подобно - смешно и нелепо. Такоеутверждение смеху подобно. Смеху ради (для смеха) (разг.) - ради шутки,насмешки. II прил. смеховбй, -ая, -бе (к 1 знач.;спец.). смотреть

смех 1. м. 1) Прерывистые звуки, вызываемые короткими и сильными выдыхательными движениями как проявление радости, веселья, удовольствия и т.п. 2) разг. Что-л. смешное, достойное насмешки. 2. предикатив разг. То же, что: смешно (2*).

смех м.laughter, laugh взрыв смеха — outburst / roar of laughter заразительный смех — catching / infectious laughter подавить смех — suppress one‘s lau. смотреть

Смех — есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определенной мимикой. Что касается первых, то при С. после вдыханий следует не один, а целый ряд продолжающихся иногда долго коротких спазматических выдыханий при открытой голосовой щели; если голосовые связки приводятся при этом в колебательные движения, то получается громкий, звонкий С. — хохот; если же связки остаются в покое, то С. бывает тихим, беззвучным. Что касается мимики при С., то она обуславливается сокращением определенных групп лицевых мышц, придающих лицу известное выражение, свойственное смеющемуся человеку. Есть много общего в изменениях дыхания и мимики при С. и плаче или рыданиях, вследствие чего эти состояния, с внешней стороны, могут быть смешаны между собой, а у детей эти состояния даже легко переходят друг в друга. С. с хохотом исключительно присущ человеку; один только С. — и то только следы его — наблюдаются у некоторых обезьян, и в очень редких случаях намеки на него встречаются у собак. И. Т.

серьезность СМЕХ - СЕРЬЕЗНОСТЬ - понятия, составляющие дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности: важнейшие элементы любой культуры, ее рефлективного характера, механизм поиска комфортного состояния. Смех - отрицание посредством утверждения и одновременно утверждение посредством отрицания. Смысл смеха в том, что он эмоциональная форма, выявляющая господство человека над внешним явлением, над бытием; смех в скрытой или явной форме в оппозиции "Я" и "не - Я" выявляет приоритет "Я". Смех снижает сложившуюся ценность, престижность того или иного явления, некоторого "не - Я", показывает его зависимость от "Я". Смех помогает человеку подняться над собственной ограниченностью. Смех - форма инверсии, но инверсия эта странная. Смех связан с активизацией в сознании рефлективного уровня дуальной оппозиции, переход на ее уровень активности субъекта. Следовательно, "Я" побеждает "не - Я" в сфере культуры, эмоции, ценностей, одновременно удерживая в сознании существование и другого уровня дуальной оппозиции, непосредственно связанного с реальными социальными отношениями. Однако в свете рефлективного уровня дуальной оппозиции исходная оппозиция становится другой, по крайней мере в свете возможностей. Смех - эмоциональная реакция на парадоксальность ситуации, позитивная реакция на полноту мира, который, вопреки несовместимости полюсов дуальной оппозиции, несет в себе возможность их совместного существования. Смех это взрыв удивления по этому поводу. Смех противостоит насилию, так как он не стремится к ликвидации одного из полюсов, но нацелен лишь на изменение его оценки в шкале ценностей. С. открывает путь срединной культуре, так как он - акт переоценки сути "не - Я" через свой новый взгляд на него, через переосмысление своего "Я". Но тем самым смех - не только феномен культуры, но одновременно основа для возможного массового социального действия, для коллективного праздника, где переосмысление "Я" и "не -Я" становится предметом массового общения. Серьезность требует от человека некоторой заданности, привычки к ритуалу, закону, т.е. некоторой навязываемой и одновременно дисциплинирующей его логики. Серьезность в оппозиции "Я" - "не - Я" выявляет приоритет "не - Я", т.е. необходимость для "Я" следования внешнему порядку. Само существование "Я" зависит от его способности ему следовать. Для серьезности безразлично, следовать ли неизменному порядку или изменению, важен лишь некритически принимаемый принцип. Серьезность открывает возможность насилия, так как всегда есть нечто, что не укладывается в принцип, положенный в фундамент последовательности. Серьезность приобретает форму сложных социальных институтов, явлений, которые концентрируют в себе необходимость следования оправдавшему себя накопленному опыту. Бахтин указывает на весь официальный мир как на воплощение серьезность. Власть официальной идеологии воплощает необходимость определенного порядка, который может казаться незыблемым, существующим вечно. Эта институционализированная серьезность противостоит карнавальному разгулу, снижающему смеху. Смех и серьезность - две стороны культуры, существуют, лишь переходя друг в друга. Серьезность переходит в смех, так как выявляется относительность всякого основополагающего принципа. Человек может существовать лишь тогда, когда он смягчает серьезность своих идеалов, идолов, тотемов, идеологов, вождей и т.д. смехом, анекдотом. Человек уцелел во всех бедствиях истории, так как он не следовал до конца за своими тотемами, что можно рассматривать как зачаточную форму критики истории. Смех переходил в серьезность, так как в конечном итоге смех приводил к некоторому результату, к некоторому, возможно, новому соотношению между старыми оппозициями. Смех приводит к некоторому переосмыслению сложившегося багажа культуры, который может стать основой нового порядка, новых принципов и т.д. Общество может существовать, если оно находит благоприятные соотношения между смехом и серьезностью, соответствующую форму перехода, которая отвечает сути данного общества, способствует уходу от реальной опасности односторонности каждого из них. Однако далеко не всегда общество способно найти благоприятную меру между смехом и серьезностью. Сложилось общество, где смех и серьезность оказались расколотыми, разделенными по разным сферам. Смех, который не может превратится в серьезность, неизбежно деградирует, превращается в сатанинский хохот, ведущий к разрушению, погрому, алкоголизму, превращается в дезорганизующий шабаш. Карнавальное снижение власти, господствующей идеологии может стать в этом случае реальным разрушением. Смех как бы не выдерживает внутреннего напряжения и перестает удерживать в себе противоположности дуальной оппозиции, ее исходный и рефлективный уровень, вместо их соотнесения он соскальзывает к манихейству, к яростной попытке насильственного разрушения одного из полюсов исходной оппозиции. Возникает шабаш, т.е. реальная дезорганизация, сползающая к катастрофе, что воспринимается как результат действия злых сил. Саморазрушение смеха может происходить в разных формах. Смех, замкнутый в локальных мирах, не способный подняться до целого, естественно оказывается чуждым этому целому. В этом случае смех может превратиться в болезненное, не находящее реализации возбуждение, в склонности к пьянству, к уходу от реальности. Это превращает смех в форму деградации личности и общества. Серьезность, не способная перейти в смех, следует принципу, который уже потерял смысл, и приводит к саморазрушению, к дезорганизации, к катастрофе. Смех и серьезность оказываются неспособными вступить друг с другом в диалог. В расколотом обществе государственность страшится смеха, так как постоянно видит в нем потенциальную разрушительную силу. Эта борьба в России между государственной серьезностью и смеховой культурой никогда не утихала, принимая подчас ожесточенные формы. На сталинском этапе древняя борьба со скоморохами превратилась в ожесточенный террор против любого слова, которое могло быть истолковано как противоречащее абсолютной серьезности государства. Сила серьезности в том, что она собирает силы порядка, создает предпосылки повседневной жизни. Смех в расколотом обществе идет на поклон к серьезности, так как он сам не может обеспечить условия, средства и цели устойчивого воспроизводства. Отсюда отступление смеха перед серьезностью, признание ее права на господство, на власть, на высший авторитет. Серьезность ставит перед собой задачу обеспечить интеграцию общества, постоянно решать медиационную задачу. Борьба государственной серьезности и народного смеха всегда была неравной. Смех беззащитен под ударами топора серьезности. Однако смех неистребим, он везде и всюду, и топор слишком груб и неповоротлив, чтобы успеть везде. Между тем, смех постоянно подтачивает основы серьезности, рано или поздно уничтожает ее господствующую форму, заставляя смеяться всех, включая и палачей и бюрократов, открывая тем самым, что они тоже люди, личности в каждой из которых смех и серьезность постоянно решают свой спор. Серьезность в расколотом обществе в конечном итоге идет на поклон смеху, открывая себе свое банкротство. Их периодическая смена серьезна, так как является элементом циклов истории, но она достойна осмеяния до самых своих оснований, так как смех, как и серьезность безмерны, не нашли совей меры и тем самым разрушают друг друга и себя. Иначе говоря, серьезности не хватает смеха, а смеху - серьезности. Этот взаимный голод не может быть удовлетворен взаимопожиранием. Он требует диалога, медиации. Важнейшим орудием серьезности является идеология, которая решает задачу обеспечения нравственной основы интеграции общества. Идеология - высшее воплощение серьезности, необходимости решения медиационной задачи перед лицом массового смеха, перерастающего в сатанинский хохот всеобщего разрушения. Социокультурные функции идеологии - обеспечение культурных предпосылок для воспроизводства каждой личности интеграции общества. Но одновременно идеология может лишь серьезно относится к массовому сознанию, включая и то, что в нем, с точки зрения идеологии, несерьезно, т.е. смеховую культуру. Ее признание неизбежно и одновременно смертельно опасно для идеологии, тщательно скрывающей тайну, так как именно смех важнейший фактор ее разоблачения. смотреть

СМЕХ — психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комед. смотреть

Читайте также: