Лейбористы у власти 1945 1951 великобритания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Лейбори́стская па́ртия Великобритании (англ. Labour Party — Рабочая партия) — одна из ведущих британских политических партий, с 11 мая 2010 года находящаяся в оппозиции [1] .

Ориентация — социал-демократическая, партия связана с профсоюзным движением, а также направлена на общественное регулирование экономики. Впервые пришла к власти в 1924.

Лейбористы находились у власти с 1997 года, когда на выборах им удалось опередить своих традиционных противников, консерваторов, на 253 мандата. На выборах 2001 года лейбористы повторили успех предыдущих выборов. На парламентских выборах 2005 года лейбористы получили 9 562 122 голосов и 356 мандатов в Палате общин против 198 у консерваторов. Все эти выборы партия выиграла под руководством Тони Блэра реформатора партии (новая платформа, важным элементом которой являлась отмена об обязательном общественном регулирование экономики, 4-й пункт партии). Блэр ушёл в отставку в 2007 году под давлением общественности, обвинявшей его в развязывании иракской войны 2003 года. На выборах в Европарламент 2009 года партия заняла третье место по числу голосов (2 381 760 или 15,7 %) и получила 13 мандатов — вдвое меньше консерваторов и столько же, сколько популистская Партия независимости Соединённого Королевства. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун, возглавлявший партию, расценил поражение лейбористов на выборах в парламент, прошедших 6 мая 2010 года, как негативную оценку его деятельности избирателями. После этого Браун не стал ни претендовать на пост лидера Лейбористской партии, ни поддерживать кого-либо из кандидатов [2] .

На данный момент лидер лейбористской партии — Эд Милибэнд.

Содержание

Партийная идеология

Первононачально в Конституции партии, в Четвёртом Пункте, были прописаны весьма радикальные социалистические цели и методы [7] — такие как государственная собственность ведущих отраслей промышленности, экономическое вмешательство государства в экономику, перераспределение богатств в пользу бедных, увеличение прав рабочих, государство всеобщего благоденствия, полностью бесплатное здравоохранение и образование для всех граждан. Но с начала 1980-х годов и к текущему дню, [8] партия приняла за норму либеральную рыночную политику, вынуждая многих комментаторов описывать лейбористскую партию уже как центристскую. [9] [10] [11] [12]



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Великобритания в 1945–1997 годах"

Маргарет Тэтчер говорила, что всегда носит при себе высказывание президента США Авраама Линкольна:

Вопросы занятия будут следующими:

правление лейбористов в 1945–1951 годах;


Страна оказалась в числе победителей, но цена этой победы была очень велика. Прежде всего двойственность ситуации заключалась в том, что Великобритания превратилась в должника США, сильно пошатнулись британские позиции в мире. В итоге страна стала младшим партнёром Соединённых Штатов. После окончания войны коалиционное правительство консерваторов и лейбористов, возглавляемое Черчиллем, распалось. В июле 1945 года прошли очередные выборы в парламент.

Победу на них одержали лейбористы. Их лидеры предложили избирателям программу социальных реформ. Этот шаг встретил поддержку англичан, желавших реального улучшения жизни.


В то время как консерваторы, уповая на авторитет Черчилля, не разработали чёткой программы и не учли настроений в обществе.

Лейбористы следовали идеям кейнсианства. Они выступали за развитие экономической модели, в которой государственное регулирование эффективно взаимодействует с механизмами рынка.

Поэтому в послевоенной Великобритании резко возросла роль государственного сектора.

Правительство Клемента Эттли национализировало угольную, газовую и сталелитейную промышленность, электроэнергетику, Английский банк.

телефонную и радиосвязь, железнодорожный транспорт, гражданскую авиацию.


В этих отраслях экономики было занято до 20 % наёмных работников. В 1945–1948 годах правительство лейбористов провело ряд преобразований. В Великобритании создавалась комплексная система социального страхования и обеспечения. Она включала выплату пособий по безработице, при утере трудоспособности, при получении профзаболеваний, при выходе на пенсию по старости, в связи с рождением ребёнка, также пособие полагалось вдовам.

В 1948 году был создан Национальный фонд здравоохранения. По сути в стране вводилось бесплатное медицинское обслуживание.


Несмотря на то, что за годы Второй мировой войны Великобритания потеряла 25 % национального богатства, довоенный уровень производства был достигнут уже к 1949 году.


В целом после окончания Второй мировой войны Консервативная партия возглавляла британское правительство в 1951–1964 годах, с 1970 по 1974 год, в 1979–1997 годах, с 2015 года и по настоящее время (2016 год).

Лейбористская партия находилась у власти в 1945–1951 годах, с 1964 по 1970 год, в 1974–1979 годах, с 1997 по 2010 годы.

Самой важной задачей для обеих партий на протяжении всего 20 века оставались поиски решения проблемы – как преодолеть отставание Великобритании в темпах экономического роста от других капиталистических стран.

В основе программ как консерваторов, так и лейбористов лежали идеи активного государственного вмешательства в экономику.

Но цели их политики были разными.

Консерваторы хотели обеспечить экономический рост и социальную стабильность, выступали за процветание всего общества в целом, а не за перераспределение от богатых к бедным через налоги.

Усилиями лейбористов и консерваторов в 1950-х – 1960-х годах в Великобритании было создано государство благосостояния.


Его важными признаками стали:

широкие социальные гарантии.

В Великобритании наблюдался стабильный экономический рост. Хотя и не такой высокий, как в других развитых странах. Например, британская экономика в среднем росла на 2,5 % в год. Тогда как экономика Франция – на 5 %, Италии – на 6,5 %, ФРГ – на 9 %.


Но в обществе, практикующем активное вмешательство государства в экономику, имеется обратная сторона. Прежде всего – это утрата экономикой механизмов самообновления, населением – стимулов к труду, сковывание частной инициативы. Мировой экономический кризис 1974–1975 годов имел тяжёлые последствия для английской экономики.

ВВП страны сократился на 2,5 %. К 1978 году безработица составляла 1,5 миллиона человек или 6 % от всего трудоспособного населения. В отдельные годы инфляция превышала рубеж в 20 %.


В целом же доля Великобритании в промышленном производстве капиталистического мира уменьшилась с 10 % в 1948 году до 5,5 % в 1975.


В британском обществе назрел конфликт. Меры лейбористов не приносили результатов.

Наблюдался одновременный рост инфляции и безработицы. В итоге в Великобритании сложились условия для неоконсервативного поворота.

В 1979 году на выборах победили консерваторы. С этого момента они находились у власти до 1997 года – беспрецедентно долгий срок.

Первые десять лет этого срока (с 1979 по 1990 год) Консервативную партию и правительство Великобритании возглавляла Маргарет Тэтчер.


Тэтчер не единожды называла своей главной целью спасение Британии от социализма.


Неудивительно, что в основу её реформ легли принципы неоконсекрватизма.

значительное сокращение регулирующей роли государства в экономике;

отказ от чрезмерного влияния профсоюзов на социально-экономическую политику страны;

борьба с инфляцией и снижение налогов;

сокращение расходов государственного бюджета.

При Тэтчер идеи лейбористов о полной занятости и государстве благосостояния были отброшены. Одной из первых мер правительства Тэтчер стало жёсткое ограничение государственных расходов. Такая политика позволила снизить инфляцию. Но обратной стороной сокращения социальных расходов стал рост безработицы.

Если в 1972 году в Великобритании насчитывался 1 миллион безработных или 4 % от экономически активного населения, то 1982 году эта цифра достигла 3 миллионов – 13 % и стала самой большой со времён депрессии 1930-х годов.


Хотя с 1945 года до второй половины 1960-х количество безработных в стране не превышало 500 тысяч человек – или 2 % от экономически активного населения. Консерваторы изменили подход в отношении государственного регулирования. В частности, был снят контроль над ростом цен и уровнем заработной платы.

Проведена широкомасштабная приватизация сектора государственной экономики. Например, в частные руки были проданы такие компании как


Акции приватизированных организаций были выставлены на рынке. В итоге миллионы британцев стали мелкими акционерами фирм и предприятий. Всего количество владельцев акций возросло с 7 до 25 % взрослого населения страны. По инициативе правительства Тэтчер была проведена распродажа жилищного фонда муниципалитетов и городов.

В результате этого к 1990 году уже две трети британских семей (из 20 миллионов) имели собственное, а не арендное жильё. Перемены в отношении к частной собственности привели к изменению социальной психологии британцев. К концу правления Тэтчер две трети жителей Великобритании причисляли себя к среднему классу.


В ходе реализации новой налоговой политики оказывалась поддержка развитию мелкого и среднего бизнеса, в особенности фирмам занимающимся внедрением новых технологий.

Был снижен налог на богатых, с расчётом на рост инвестиций в национальную экономику со стороны самых обеспеченных граждан.

В итоге меры Тэтчер по повышению эффективности экономики и преодолению инфляции позволили Великобритании совершить скачок в развитии производства.

По темпам экономического роста страна обогнала многие развитые государства. Например, в 1980-е годы годовые темпы роста экономики Великобритании составляли 3–4 %. В то время как во Франции этот показатель был на уровне 1,5 %, в Германии – 2 %, в США – 3 %.


В то же время к 1989 году удалось снизить безработицу до 1,6 миллиона человек. Уровень инфляции упал до 8 %. Одной из самых острых проблем правительства Великобритании были взаимоотношения с профсоюзами. Тэтчер предпочла решить её бескомпромиссно. При помощи полиции были подавлены стачки шахтёров, выступавших против закрытия убыточных шахт.


Новая государственная политика консерваторов была основана на принципе поощрения бизнеса и курсе на активизацию рыночных механизмов саморегулирования экономики.

В 1990 году пост лидера Консервативной партии и премьер-министра Великобритании занял преемник Маргарет Тэтчер Джон Мейджор.


В её основе лежали:

поддержка малого бизнеса;

снижение прямого налогообложения.

Эти меры позволили сохранить рост британской экономики. В 1993 году прирост ВВП Великобритании составил 1,9 %. В 1994 – 3,4 %. в 1995 году – 2,4 %. В 1996 – 2,2 %.



Таким образом, в 1950-х – 1960-х годах в Великобритании было создано государство благосостояния.

Период 1970-х годов стал для Великобритании кризисным. Стране требовались решительные перемены.

Неоконсервативная политика Маргарет Тэтчер позволила государству увеличить эффективность экономики.

В июле 1945 состоялись долго откладывавшиеся всеобщие выборы. Временное правительство консерваторов, сформированное в мае и замещавшее коалиционное военное правительство, потерпело сокрушительное поражение, и к власти пришла лейбористская партия с подавляющим парламентским большинством.

Новый премьер-министр, К.Эттли, начал свою карьеру лейбориста как социальный работник в бедном лондонском районе Ист-Энд и стал партийным лидером в 1935. Наиболее заметными министрами рабочего происхождения были министр иностранных дел Э.Бевин, ранее председатель профсоюза транспортников и разнорабочих, и министр здравоохранения Э.Бивен, ранее шахтер и шумный критик Черчилля в годы войны. Министр внутренних дел Г.Моррисон был ветераном лейбористской партии и получил первый опыт руководителя, работая в органах местной власти. Партийные интеллектуалы, тяготевшие к среднему классу, были представлены в правительстве министром финансов Х.Дальтоном и сэром Стаффордом Крипсом, министром торговли, а впоследствии министром финансов.

Социальные и политические реформы. Имея подавляющее большинство в палате общин, которая все в большей степени подпадала под контроль кабинета, лейбористское правительство приступило к выполнению предвыборных обещаний. Военное правительство уже провело закон об образовании, предусматривавший реорганизацию школьной системы и открывший путь для всеобщего бесплатного среднего образования. Однако этот закон вошел в силу только после войны. Другие законы, принятые в период с 1946 по 1948, пересматривали и расширяли многочисленные уже существовавшие законы, касавшиеся помощи бедным, пенсий по старости, детских пособий и других государственных обязательств. Закон о здравоохранении 1946, основанный на законе о государственном страховании 1911, предусматривал национализацию больниц и бесплатную медицинскую помощь.

Лейбористское правительство провело также две важные политические реформы. По закону о народном представительстве 1948 количество членов палаты общин было сокращено с 640 до 625 человек, были перераспределены депутатские места, ликвидированы университетские избирательные округа - последняя возможность голосовать несколько раз в одном и том же или нескольких округах. В 1949 в парламентский законопроект от 1911 были внесены необходимые поправки для последовавшей национализации сталелитейной отрасли. Теперь законопроект, отклоненный палатой лордов, становился законом, если принимался палатой общин два раза подряд в течение одного года, вместо прежних трех раз в течение двух лет.

§ 23. Великобритания

Вспомним ранее изученное: после Первой мировой войны в Великобритании Лейбористская партия дважды формировала правительства — в 1924 г. и в 1929— 1931 гг.

С окончанием войны коалиционное правительство У. Черчилля, в которое входили консерваторы и лейбористы, распалось. На парламентских выборах в июле 1945 г. возобновилось соперничество за власть между консерваторами и лейбористами. Лейбористская партия предложила избирателям программу социальных реформ. Это отвечало ожиданиям британцев.

Консерваторы не имели четкой программы и уповали на авторитет У. Черчилля. Они не учли настроений англичан, желавших реального улучшения жизни, и потерпели поражение.

Лейбористы были сторонниками усиления государственного регулирования и следовали идеям кейнсианства, повышения роли государственного сектора в системе смешанной экономики.

Правительство, возглавляемое К. Эттли, национализировало и передало в государственный сектор Английский банк, угольную и газовую промышленность, электростанции, телеграф и радиосвязь, гражданскую авиацию, водный и железнодорожный транспорт, частично черную металлургию. В этих сферах хозяйства, относящихся в основном к инфраструктуре экономики, было занято до 20% наемных работников.

В 1945—1948 гг. была повышена заработная плата, введена новая комплексная система социального страхования и обеспечения, включавшая пособия по безработице, при утере трудоспособности и профзаболевании, пенсии по старости и вдовам.

Наконец, в 1948 г. была создана национальная служба здравоохранения и вводилась бесплатная система медицинского обслуживания, бесплатный отпуск лекарств и пр.

Хотя к началу 1950-х гг. Великобритания восстановила довоенный уровень производства и превзошла его, но бремя социальных реформ и сохранения фунта стерлингов в качестве международной валюты оказалось непосильным. На всеобщих выборах 1951 г. с незначительным перевесом победила Консервативная партия.

Для обеих партий весь XX век стояла главная и самая трудная проблема — как преодолеть отставание в темпах развития экономики от других капиталистических конкурентов.

И консерваторы, и лейбористы опирались на идеи активного государственного вмешательства в экономику. Но цели их политики были разными.

Консерваторы стремились обеспечить экономический рост и социальную стабильность, поэтому приветствовали государственное регулирование. Они, так же как и лейбористы, считали, что без активной роли государства такой рост обеспечить невозможно. Поэтому необходимо не перераспределение от богатых к бедным через налоги, а процветание всего общества в целом.

Под давлением профсоюзов и усилиями двух основных партий в Великобритании было создано государство благосостояния с высокими зарплатами и сильными социальными гарантиями, а также обеспечен экономический рост (хотя не такой высокий, как в других развитых странах). Но оборотной стороной такого общества была утрата экономикой механизмов самообновления, стимулов к труду, а государственное регулирование сковывало частную инициативу.

Читайте также: