Особенности мусульманского права в средние века кратко
Обновлено: 04.07.2024
^ Источники права. Два источника права в шариате обладают наивысшей юридической силой: Коран и Сунна.
Коран – Священное писание мусульман и главный источник права. Это Божественное откровение, ниспосланное людям через пророка Мухаммада. Коран состоит из 114 сур (глав) и свыше 6 200 айятов (стихов; их точное число может несколько варьироваться). Все суры делятся на мекканские (появившиеся до хиджры 622 г. н.э.) и мединские (622–632 гг.). Причем в Коране сначала идут длинные суры, возникшие позже, а затем короткие. Большая часть стихов Корана носит религиозно-мифологический характер, только около 200 айятов связаны с правовыми установле-ниями. В основном они относятся к сфере брачно-семейных отношений, в меньшей степени –
к уголовному праву. Еще при жизни Мухаммада суры Корана записывались или заучивались наизусть его учениками. Незадолго до кончины пророка текст Корана был записан в его доме, суры и айяты были приведены в определенное расположение. Однако существовали и другие версии Корана, хранившиеся в домах последователей пророка. В правление третьего халифа Османа (644–656) во избежание разночтений был составлен канонический текст (на основе экземпляра из дома пророка), все другие рукописные списки были уничтожены (так называемая Османова редакция Корана).
В дополнение к Корану и Сунне в шариате существуют еще два важных источника права: иджма и кийяс.
Дополнительными источниками шариата являются: фетва – решения и мнения муфтиев по религиозным и правовым вопросам (муфтий – высшее духовное лицо, наделенное правом выдавать фетву), данный источник примыкает по своему значению к иджме; законодательство мусульманских правителей: фирманы (указы халифов) и кануны (законы османских султанов); правовые обычаи урф (в том числе обычаи, возникшие в доисламскую эпоху). Важное условие, которое соблюдается при использовании законов правителей и правовых обычаев: они не должны противоречить основным источникам шариата.
Основное содержание Мусульманского права - вытекающие из шариата правила поведения верующих и санкции за невыполнение этих предписаний. Сложилось в VII-X веках в связи со становлением мусульманского государства - Халифата. Формирование Мусульманского права было обусловлено, с одной стороны, необходимостью приведения фактически действовавшего права в соответствие с религиозными нормами ислама, с другой стороны - потребностями регулирования общественных отношений на принципах, основанных на религиозно-этическом учении ислама.
Появилось понятие кыяс, признание которого в качестве основной формы иджтихада и источника Мусульманского права наряду с Кораном, сунной и иджма положило начало теории и методологии мусульманской юриспруденции (усуль аль-фикх).
В X веке Мусульманское право окончательно сложилось в качестве самостоятельной дисциплины, относящейся к религиозным наукам (манкулат). Несмотря на его формальное отделение от богословия (калам) и враждебное отношение правоведов-традиционалистов к богословам, Мусульманское право и калам дополняли друг друга, разрабатывая различные стороны единого исламского учения о религиозной истине и образе жизни.
Предметом Мусульманского права стали изучение правил культа и исполнения религиозных обязанностей (ибадат), определяющих отношения мусульман с Аллахом, правовых норм, регулирующих отношения между людьми, а также отношения мусульманского государства с подданными, другими конфессиями и государствами (муамалят).
К IX-X векам образовались суннитские толки (мазхабы). К XIV веку сохранились 4 суннитских мазхаба, а также несколько шиитских школ, из которых практическое значение в качестве действующих религиозно-правовых толков сохраняют мазхабы имамитов, зейдитов и исмаилитов. С середины IX века в Мусульманском праве суннитов стала утверждаться идея о том, что только крупные правоведы прошлого имели право на иджтихад; в середине X века был достигнут молчаливый консенсус, в соответствии с которым появление новых мазхабов стало невозможным. Правоведы обязаны были следовать учению определённого мазхаба в форме таклида. Развитие Мусульманского права продолжалось в рамках признанных мазхабов, причём основное внимание уделялось систематизации выводов муджтахидов прошлого, комментированию и переработке их трудов.
Шиитские правоведы выработали иную классификацию Мусульманского права, подразделяя его нормы на 4 группы, регулирующие соответственно порядок отправления религиозных обязанностей (ибадат); двусторонние сделки (укуд), включая брак; односторонние сделки, совершаемые в определённой форме (икаат); ответственность за преступления и обязательства, вытекающие из причинения вреда, либо односторонние сделки или действия, совершение которых не требует особой формы (ахкам).
Особенностью большинства норм Мусульманского права является казуистичность, в целом ему присущи партикуляризм, неопределённость и противоречивость содержания при запутанности источников. При решении сходных вопросов могут применяться несовпадающие выводы различных мазхабов. Даже в рамках одного толка сосуществуют противоречивые правила. Поэтому поддержка государством определённого толка Мусульманского права не означала установления системы единообразных норм.
Применение положений Мусульманского права в правовой практике Османской империи XVI века и империи Великих Моголов II-й половины XVII века отличалось особой широтой и последовательностью. Однако в целом судебная практика Мусульманского права никогда не совпадала полностью с теорией мусульманской юриспруденции.
Самую развитую отрасль Мусульманского права представляет собой право личного статуса - совокупность норм, регламентирующих брачно-семейные, наследственные и близкие к ним отношения (правоспособность, режим вакфов и т. п.). Отрасль уголовного (деликтного) Мусульманского права включает в себя санкции за все правонарушения независимо от их характера.
Нормы государственного, административного и финансового права, разрабатывавшиеся мусульманскими правоведами, выступали второстепенным элементом Мусульманского права и в значительной степени представляли собой отвлечённую теорию, более или менее последовательно осуществляясь лишь в том, что касалось налогообложения. Это же в целом можно сказать и о нормах международного права.
Мусульманское право не охватывало всех юридических норм, применявшихся в средние века в мусульманских странах, хотя и занимало в их правовых системах центральное место. Наряду с ним здесь действовали законодательные акты государства, которые могли отходить от выводов факихов. Применялись и нормы европейского права, что допускалось в Османской империи по режиму капитуляций.
Во II-й половине XIX века в правовых системах наиболее развитых мусульманских стран (в частности, в Османской империи) Мусульманское право уступило ведущее место законодательству, скопированному с западно-европейских образцов. Оно сохранило позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса и практически перестало применяться в государственном, административном, уголовном, торговом, а в значительной степени и в гражданском праве. Вместе с тем в это время была проведена первая официальная кодификация его норм путём принятия в 1869-1877 Маджаллат аль-ахкам ал-адлийя - гражданского кодекса Османской империи.
Со II-й половины XIX века общей тенденцией было неуклонное падение роли Мусульманского права. Вместе с тем его отдельные отрасли, институты и нормы продолжают применяться во многих странах зарубежного и российского мусульманского Востока. Наиболее широко действует отрасль личного статуса. Институты Мусульманского права сохраняют своё значение в уголовном праве (например, стран Персидского залива), причём их влияние на данную отрасль права ряда стран (Ливия, Иран, Пакистан, Мавритания и др.) с последней трети XX века усиливается. В большинстве мусульманских стран сохраняются шариатские суды, восстановленные в последней четверти XX века в Пакистане, Судане, на Филиппинах и в других странах. Среди мусульман России и стран постсоветской Средней Азии и Закавказья брачно-семейные, уголовные и бытовые нормы Мусульманского права не являются юридически обязательными, однако продолжают соблюдаться на практике. В ряде стран законодательство по личному статусу и уголовному праву предусматривает, что в случае отсутствия нормы в законе надлежит применять выводы мусульманского права.
Особенность мусульманского права заключалась в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями, которые, прежде всего, и определяли его действенность. Мусульманское право – это единство положений правового, религиозного и морального характера. В нем религия органически входит в ткань правовой материи. Этико-религиозные начала мусульманского права, как во многом и конфуцианство в Древнем Китае, составляли образ жизни народа, определяли своеобразие особой цивилизации. Мусульманское право было преимущественно частным правом.
Поскольку Мухаммед считался у мусульман шарьей – законодателем, постольку первым, основным источником мусульманского права являлся шариат . Нормы шариата изложены в Коране – книге, в которой записаны изречения Мухаммеда, и Сунне – дополнении к Корану, содержащем запись решений, вынесенных Мухаммедом. Второй источник мусульманского права – фетва . Она включала в себя толкования шариата, данные крупнейшими мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства. Третий источник – адаты (правовые обычаи) – мог применяться лишь в том случае, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, фетвой. Четвертый источник – кануны – постановления халифов, имевшие обязательную правовую силу.
Замедленные темпы экономического и социального развития, переплетение права с религией объясняют стабильность норм мусульманского права. Этим же обусловлено и сохранение в мусульманском праве пережитков первобытнообщинного строя. Однако стабильность права не была абсолютной – когда того требовало общественное развитие, изменения и дополнения вносились под предлогом уточнения или разъяснения уже существующих норм.
Следует отметить, что распад Арабского халифата не повлиял на действенность мусульманского права, которое стало правом целого ряда стран Азии и Африки, принявших ислам. Своеобразие и оригинальность мировосприятия и нравственно-правовых представлений раннего возраста народа, закрепленные в религии, на многие века определили неповторимость мусульманского права.
На правовое положение населения в мусульманских странах влияло сохранение пережитков первобытнообщинного строя. Освященные мусульманской религией пережитки прошлого, трактовавшиеся как равенство всех верующих в Аллаха, оказались исключительно живучими. Привилегии господствующего класса не получили полного закрепления в праве. Чего-либо равного привилегированному положению брахманов и кшатриев в древней Индии, дворянства и духовенства в феодальной Европе Арабскому халифату не было известно. Свободные крестьяне, исповедовавшие мусульманскую религию, все же не обладали равенством прав с представителями господствующего класса, они подвергались усиленному налоговому обложению.
Рабство в Арабском халифате сохранялось, но широко развито не было. Труд рабов использовался преимущественно в домашнем хозяйстве. После образования у арабов сильного централизованного государства число рабов возросло, увеличились и масштабы их эксплуатации на трудоемких работах в сельском хозяйстве и рудниках. Правовое положение рабов не отличалось так сильно от правового положения свободных, как в античных странах: рабы могли заключать договоры, участвовать в военных походах. В случае удачи в военном походе раб, принявший мусульманство, приобретал свободу. С развитием феодальных отношений на рабов было распространено право наследования. Положение рабов постепенно приближается к положению феодально зависимых крестьян.
В гражданском праве особого внимания заслуживает право собственности на землю. Исламом утверждалось, что вся земля принадлежит Аллаху. С возникновением государства религиозные воззрения на характер земельной собственности стали обеспечиваться силой государственного принуждения. Так, в Арабском халифате установилось верховное право государственной собственности на землю .
Такие земли получили название икты . Их правовое положение было во многом сходно с западноевропейским бенефицием. Владельцы иктов собирали подати с крестьян в свою пользу. После смерти вельможи его владение поступало в распоряжение халифа, и лишь от воли последнего зависела передача земли наследникам.
Меньшее значение имели общинные земли , находившиеся во владении и пользовании крестьянских общин.
С развитием феодальных отношений верховное право государственной собственности на землю теряет свое реальное значение. Государственные земли, в частности мильк и икты, а также общинные земли переходят в частную собственность . Купля-продажа земли приобретает сравнительно широкое распространение. Религиозное и юридическое признание за государством верховной собственности на землю сдерживало и ограничивало, но не останавливало развитие частной земельной собственности.
Мусульманское обязательственное право , обладая рядом общих черт с обязательственным правом других правовых систем Средневековья, содержало и ряд особенностей. Так, оно выделялось сравнительно большей развитостью своих институтов, а также слитностью с религией. В исламе существовало единое учение об обязательствах, включавшее в себя и гражданско-правовые, и религиозные обязательства. Соответственно обязательства делились на неограниченные и ограниченные. Первые не были установлены законом, но определялись религией и простыми нормами нравственности (помощь бедным, спасение потерпевших бедствие и т. д.). Вторые, установленные законом, в свою очередь делились на обязательства перед Богом и перед людьми. Главными считались обязательства человека перед Богом, а обязательства из отношений между людьми рассматривались как второстепенные.
Мусульманскому праву было известно деление на обязательства из причинения вреда и обязательства из договоров. Лицо, причинившее вред умышленно или вследствие неосторожности, неопытности, обязано было возместить нанесенный ущерб. Широкое распространение имели односторонние обязательства, представлявшие собой в большинстве случаев религиозные обеты. В случае неисполнения такого обета судебные органы принуждали давшего обет к его исполнению и принесению искупительной жертвы (освободить раба-мусульманина, накормить десять бедных и т. п.).
Уголовное право не выделялось в особую отрасль права. Это произошло потому, что в Коране был зафиксирован весьма низкий уровень развития права арабов. В ранний период Арабского халифата уголовное право еще не отделилось от гражданского, а наказание преступников считалось частным делом. В последующем в связи с образованием обширного арабского государства, усложнением общественных отношений и обострением внутренних противоречий уголовное право совершенствуется.
Однако в нем долго сохранялась кровная месть, ему было известно объективное вменение (ответственность за результат, независимо от вины). У жены и детей зачинщика мятежа, например, конфисковывалось все имущество, сами они продавались в рабство. При убийстве, если убийца не был известен, ответственность несли все жители деревни, городского квартала, дома, где найден труп. Совершение запрещенного религией и законом действия влекло за собой также и религиозное наказание.
Переплетение мусульманского права с религией привело к тому, что преступление часто рассматривалось не только как посягательство на существующий порядок, но и как выступление против веры. Преступления разделялись на три группы: против Бога или общества, против частных лиц и промежуточные преступления. В первую группу входили преступления, представлявшие особую опасность (против религии, против правителей, разбой, имущественные преступления), и такие преступления, как употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.
За преступления этой группы устанавливались жестокие наказания. Восстание, мятеж, отступничество от веры карались смертной казнью, хищение – отсечением руки, употребление спиртных напитков наказывалось ударами плетью, а при неоднократном повторении – даже смертной казнью. К группе преступлений против частных лиц относились убийство, телесные повреждения. Наказание здесь во многом зависело от усмотрения потерпевшего или его родственников. Реализация наказаний более всего опиралась на авторитет кади и на совесть правоверных, нежели на аппарат принуждения. За умышленное убийство убийца выдавался родственникам убитого, с их согласия он мог откупиться. Наконец, к промежуточной группе преступлений некоторые юристы относили, в частности, прелюбодеяние.
Правила судебного процесса в мусульманском праве не получили развития. Различия между уголовным и гражданским процессом не существовало, процесс имел обвинительно-состязательный характер, судья (кади) был фактически свободен в определении порядка рассмотрения дел. Исключение составляли лишь правила оценки доказательств (формальные доказательства). Женщины были ограничены в праве быть свидетелями, иноверцы не могли свидетельствовать против мусульман, рабы – против своих господ и т. д. Любое дело независимо от его сложности рассматривалось в течение одного дня.
Таковы основные черты мусульманского права. Тесная связь с исламом позволила ему распространиться во многих завоеванных арабами странах (в том числе и у некоторых народов Средней Азии, на Кавказе) и действовать в течение многих веков. И в настоящее время оно регулирует отношения у многих народов мира.
Файлы: 1 файл
реферат мусульманское право.docx
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
Кафедра Гуманитарных и социальных дисциплин
по дисциплине История государства и права зарубежных стран.
Тема: Средневековое мусульманское право.
Выполнил: студент(ка) Абдурахманова М.Х.
Группа ЮЗДт 22.1/Б-11
Проверил: Горохов Дмитрий Юрьевич.
Воинственные арабские племена завоевали Месопотамию, Сирию, Египет и другие районы древней культуры, вставшие на путь феодализма. Под их воздействием процесс формирования феодального общества и государства у арабов ускорился. Появились рабы. Шейхи (главы племен) и сайды (племенные старейшины) захватили лучшие земли оазисов. В их собственность перешло большое количество скота. Глава ислама и халифата пророк Мухаммед предоставлял государственную землю в пользование отдельным лицам и крестьянским общинам при условии уплаты ими налогов.
Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал оживлённый караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определёнными племенами и их знатью. В этих районах проживало большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так в обстановке глубокого социально- экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.
Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20–30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.
Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть – духовная (имамат) и светская (эмират) – принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства – диваны:
1) диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наёмников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;
2) диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учётом налоговых и иных поступлений в казну;
3) диван-ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти.
Первоначально в завоёванных византийских и иранских провинциях функционировали оставшиеся почти без изменений местные административно- финансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей. Как правило, управляли ими военные наместники – эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Специальные отряды наёмников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление.
В конце VIII в. наметились новые тенденции в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись в завоёванных странах, потеряла заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать своё войско, в ряде районов весьма многочисленное, удерживать в свою пользу налоговые платежи.
Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.
Во второй половине VIII в. отпал Кордовский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.
Под их руководством в VII–VIII вв. были завоёваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселённость Аравии. Коренные жители завоёванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.
В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство – Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.
Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой ступени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развёртывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.
Для арабского феодализма наряду с главными чертами, общими для феодального общества любой страны, были характерны важные особенности.
Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата была неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.
Отправление правосудия было привилегией духовенства. Эмиры и их чиновники, считавшиеся представителями светской власти, формально не имели права осуществлять судебные функции. Высшим судьей являлся глава государства – халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Высшим судом была коллегия виднейших богословов, которые одновременно являлись и правоведами. От имени халифа они назначали судей – кади и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность судей на местах. И те и другие являлись представителями духовенства.
Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.
Судебные решения и приговоры кади, в принципе, считались окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади. Первоначально вооруженные силы состояли из отрядов мусульманской общины и ополчений примкнувших к ней племен. Но правящие круги начинают терять уверенность в надежности ополчения. Они ищут опору в отрядах наёмников.
Читайте также: