Легенды адыгеи кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Мифология адыгов — объект исследования многих научных дисциплин (философии, истории, археологии, лингвистики, филологии и др.), включающий древний фольклор и народные сказания адыгов : мифы, эпосы, сказки и др.

Содержание

Общие сведения

Космогонические представления кавказских народов, согласно мнения большинства исследователей этого вопроса (Г. А. Очиаури, И. К. Сургуладзе, Л. X. Акаба, М. И. Мижаев, X. М. Халилов, А. X. Танкиев.), от эпохи энеолита и ранней бронзы дошли фрагменты предметов домашнего обихода и культового назначения, с изображениями кресты, квадраты, фигуры людей, животных, а также астральных знаков, которые подтверждают существование сложных представлений о загробном мире [1] .

По космогоническим представлениям кавказских народов, земная твердь имеет круглую форму, окружена морем или горами, на краю света стоит древо жизни, соединяющее по вертикали небо, землю и подземный мир [1] .

Источники сведений

Учёные реконструируют мифологию адыгов по различным источникам.

Во-первых, это письменные источники. Древнейшие тексты античных и других авторов (Арриан, Аристотель, Гиппократ, Плутарх, Скимн, Овидий, Нимфодор, Геродот, Пиндар, Тацит, Птолемей, Плиний), которые писали свои сочинения до нашей эры, а также древние летописи, жроники, Легенды, поэмы, саги, эпосы, различные поучения и инструкции, вставки в переводную литературу, апокрифы и т. п., в части освещающей религиозные верования адыгов и их предков. Чаще всего эти тексты не содержат каких-либо целостных изложений мифологии или отдельных мифов. В любом случае следует помнить, что это не изложение самих мифов, а пересказ их понимания современниками-иноверцами.

Особое место занимает Нартский эпос адыгов (а также аналогичные эпосы соседних народов), в котором отразился значительный пласт древних языческих мифов.

Во-вторых, письменные источники датируемые с 1 века нашей эры, фольклорные источники, которые менее приближены к язычеству, но содержат в себе ряд сведений более ранних, не дошедших до нас, источников, а также развернутые записи легенд, сказок, былин, обрядовых и других песен, заговоров, быличек и бывальщин, пословиц и поговорок, по которым возможно реконструировать древние мифы. Среди фольклорных сюжетов к язычеству обычно относят определённую часть легенд, притч, сказкок.

Среди авторитетных исследователей адыгского фольклора известны А.Гадогатль и др.

Особую роль играют сведения иностранных авторов (историков, этнографов, путешественников, разведчиков) записавших местные легенды адыгов и т.о. сохранивших сведения, в том числе Дж. Интериано (1502 г.), Э.Челеби (1667 г.), Ферран (1702 г.), П. С. Паллас (1743 г.), Дж. Кук (1750 г.), А.Ламберти (1660 г.), И.Шильбергер (1427 г.), Бларомберг, И. Дельпоцо, Дж. Белл (1838 г.), Ю.Клапрот, Э.Спенсер, Э.Кемпфер и многие др.

Например : — благодаря Дж. Интерано, до нас дошли сведения о ранее практиковавшемся у адыгов Ритуальном лишении девственности. — благодаря А.Ламберти и И.Шильбергеру до нас дошли сведения о ранее практиковавшемся у адыгов языческом Обряде воздушного погребения.

В-третьих, историческая территория адыгов (историческая Черкессия) богата археологическими источниками: артефакты раскопок культовых мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческих символов, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ.

Например - для будущих работ по реконструкции мифологии адыгов, важное значение будет иметь научная работа С. Н. Кореневского, который установил бытование в 3 тыс. до н.э. нижеследующих видов языческих символик и комплексов у носителей майкопской культуры, а именно [2] : Военно-охотничья символика. Военно — бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нём погребенного. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц (в двух вариантах). Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела. Символика курганной насыпи. Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и деревое.

В четвёртых, важными оказываются сведения языкознания, сравнительного религиоведения и изучения мифологических сюжетов у других народов.

Три уровня мироздания

Верхний мир населяют божества, птицы и фантастические существа, средний — люди, животные и растения, нижний мир — это мир усопших хтонических существа.

Культ Солнца

С Солнцем связан календарь адыгов (солнечный), реперные точки которого - астрономические события, связанные с Солнцем - Весеннее равноденствие (Новый год по черкесскому календарю, 22 марта), Зимнее солнцестояние (Дыгъэгъазэ, 22 декабря). С осенним равноденствием и сбором урожая связан праздник Тхьэшхуэгухьэж (Единение с Великим богом Тха(Тхьа), первый четверг после осеннего равноденствия).

1. Букве "т" в западном диалекте черкесского языка соответствует буква "д" в восточном (кабардинском) диалекте. Так, к примеру, слово "тыгъэ" (солнце) западного диалекта в восточном произносится "дыгъэ". Соответственно, при наличии связи между словами "Тхьэ" и "Тыгъэ", в восточном диалекте они соответствовали бы словам "Дхьэ", и "Дыгъэ". Однако в восточном диалекте имя высшего божества произносится точно также, как и в западном - "Тхьэ", в то время как слово "дыгъэ", означающее Солнце, имеет другое звучание.

2. Данная гипотеза не объясняет, как гортанный твердый "гъ" мог превратиться в мягкий придыхательный "хь", и притом только в одном слове.

Таким образом, слова Тхьэ и Дыгъэ имеют совершенно разную этимологию.

Архаичные (древние) элементы культа Солнца культ Солнца) имеет подтверждения в памятниках археологии, датируемых начиная с 4 тысячелетия до н. э. Например — в Майкопском кургане, на это указывает обряд захоронения — каменный кромлех вокруг кургана (символический солнечный круг), костяки погребенных окрашенные красным суриком (цвета восходящего солнца), их молитвенная поза с обращенным на восток лицом с воздетыми к восходящему солнцу руками — см. Майкопский курган.

Хозяйки вод, лесов

В черкесской мифологии известны Хозяйка рек (Псыхъуэ Гаущэ), Хозяйка леса (Мэз Гуащэ), Кодес (Кlэдыщэ) - мифологическая Рыба с золотым хвостом, удерживающая Черное море в его берегах.

Культ дерева

Древо выступает не только соединительный мост между небом и землей, но и соединительном звеном между природой и человеком.

Связывание и связанность

Отчетливо прослеживается представление о полной взаимозависимости микро- и макрокосма (человека и Вселенной).

Символика связывания лежит в основе колдовских, магических ритуалов, и даже некоторых правил повседневного поведения.

Культ огня

Стихия огня, выступает как первичный материал космогенеза. Культ огня (а также культы солнца, очага) имеют множественные выражения, в различных обрядах и ритуалах.

Культ воды

Время

Человек и Космос

Один из основных и своеобразных мотивов адыгской мифопоэтической традиции — сам человек (нарт), осознающий себя :

Согласно черкесским (адыгским) космогоническим текстам Вселенная (Хы, Дунеижь) началась с первоначального вмешательства - её строительства Сетью (Хъы):

Дунеижьыр Хъыкlэ шаухуэм… Когда Мир Сетью строили…

Вместо ухуэн (строить) иногда используется слово ублэн (начинать):

Дунеижьыр Хъыкlэ шаублэм… Когда Мир Сетью начинали…

Дальнейшее развитие Мира происходило эволюционным путем - саморазвитием на основе происходящих в нём процессов.

В космогонических текстах нет актов творения объектов мира, эволюция протекает по естественным законам и не является одномоментным действием.

Первоначально мир находился в неком неопределенном состоянии – не жидком, и не твердым (мыджэмыпц1э):

Дунеижьри щымыджэмыпцlэу…

Объекты Вселенной и Земля образовались путем эволюционных изменений – структурированием, выделением из некой хаотичной массы.

Образование Земли описывается постепенным затвердеванием – используется глагол "пц1эн", имеющий значение "затвердевать”, "соединяться", "слипаться" в отношении чего-то не твердого:

Щlылъэ щхъуантlэр щызэпцlагъащlэу…

То есть соединение, слипание Земли происходило само по себе - в силу естественных процессов.

Постепенным, естественным путем образовались и отдельные части мира:

Бещто lуащхьэр къандзэгу щыхуэдэу… Гора Бешто была величиной с кочку…

Индылыжьым лъэсыр щебакъуэу. Могучий Индыль (Волгу) можно было перешагнуть…

В черкесских текстах отсутствует упоминание о сотворении объектов мира. В них содержатся модели его саморазвития, эволюционного пути образования современной Вселенной – путем её изменений на основе происходящих в ней процессов.

Мир начался с первоначального вмешательства – начала (строительства) его Сетью (Хъы). После этого объекты Мира образовывались естественным, эволюционным путем, развиваясь по внутренним Законам.

Архетипический аспект

— чудесное рождение (дальнейший чудесный рост и развитие) — разрыв с материнско-отцовским миром — серия богатырских подвигов — женитьбы на деве, воплощающей в себе безусловную ценность народа и нередко их загадочной, трагической или славной гибели.

Основные архетипы — персонажи

  • Сэтэней — главное воплощение любящего свое чадо Матери. Она мать нарта Сосрыкъуэ, она же мать нартов, воплощение вечной женственности и интуиции.
  • Ахумида (Ахумыдэ)
  • Биримбух (Бырымбыху)
  • Бедех (Бэдэху)
  • Даханаго (Дахэнагъуэ)
  • Сосрыкъуэ — нарт, один из главных героев адыгского нартского эпоса, основные сюжеты жизни и подвиги которого схожи с осетинским Сосруко, незначительные отличия в деталях, значительные отличия в мотивах некоторых действий. — легенда племени Хакучи, имеющая схожесть с греческим Прометеем.

Культ животных (Зоолатрия)

Воззрения, связанные с животными, следует понимать как метаязык, описывающий мироздание.

Образы животных связаны с мифологическими покровителями животных Мазгуаша Мазитха, Ахин (Кодес), в виде помощников эпических персонажей, их символов и атрибутов.

Бытование у адыгов в древности культа различных животных имеет подтверждение не только в памятниках устного народного творчества (таких как Нартиада), но и имеет материальные доказательства в археологии - находки изображений этих животных на золотых и серебряных изделиях обнаруженных в древних захоронениях, а также останков животных, которые использовались для жертвоприношений.

Образ Паутины

По мнению А. К. Клосса, поддержанному М.Элиаде, комплекс связывания в индоевропейской традиции имеет кавказское происхождение [3]

Реальным праобразом Пако, живущем в шатре из "паутины" (шелковом), и перекрывающим воду (орошение), может быть образ древнеегипетского (по другой гипотезе - монголо-татарского) сборщика дани. Интересен эпизод об убийстве Пако одним из нартов.

Жизнь и Смерть

Приметы

Цвета

Сакрально значимые цвета :

— красный (плъыжь), чёрный (ф1ыц1э), белый (хужь) и шхъуэ.

Символика Числа

Иныжи (циклопы)

Иныжи — адыгского нартского эпоса, обладают одним глазом, гигантскими размерами и слабыми умственными способностями.

Уничтожение злобствующих иныжей или их групп осуществляют положительные герои — нарты. Иногда Иныжи могут выступать против героя в союзе с некоторыми нартами — отрицательными героями (Вероятнее всего, что за образами Иныжей скрываются существовавшие в далёком прошлом реальные враги народа нартов).

Испы (карлики)

А адыгской мифологии люди-карлики именуются Испы, в абхазской и абазинской мифологии они именуются Ацаны и даже считаются первыми обитателями Абхазии [7] .

Касательно испов (карликов), многие популярные авторы обращают внимание, на то что адыгская мифология (равно абхазская и абазинская) показывает [8] :

— они (испы, карлики) очень редко взаимодействуют с нартами. — они, в своём большинство (относительно нартов) ни плохие, ни хорошие, ни помощники, ни враги, ни повелители, ни подчиненные. — они не производят впечатления неких чудесных мифических существ, несущих некую нравственно-смысловую нагрузку, что всегда присуще придуманным сказочным персонажам. Данное сильно выделяет испов из всех прочих мифологических персонажей (циклопов, драконов и т. п.). — они имеют привязку к конкретному типу построек — дольмены и ацангуары [7] . — они (испы) карлики жители горных вершин и хребтов, а в иных мифологиях мира встречаются только подземные карлики. — один нарт вообще был женат на девушке племени испов, более того у них родился сын, который считался нартом и совершил много подвигов.

Опьяняющий напиток

В адыгской мифологии опьяняющий напиток присутсвует — это пиво приготавливаемое из проса (сюжет популярный в мифологиях народов Европы), неоднократно упоминается его употребление во многих праздничных случаях, однако напитку или процессу его употребления не придано значимого религиозного или магического смысла, что могло бы позволить гоорить о существовании соответсвующего культа [9] .

Брак (Свадьба)

В адыгской мифологии брак (свадьба) выступает как просто результат любви, или как вспомогательное средство для достижения значимых целей, часто является финальным достижением культурного героя (в цепочке действий по добыванию общественных и личных благ). Следовательно брак (свадьба) адыгской мифологии, в строго научном плане не подпадают под определение мифологического священного брака, под которым понимаются браки богов, браки земли и неба и т.п [10] .

Мифология как носитель культурных традиции

Мифология адыгов (черкесов), запечатленная в памятниках устного народного творчества, в прошлом являлась главным носителем культурных традиций адыгов. Например в адыгском нартском эпосе, можно обнаружить почти все элементы Адыгэ хабзэ (адыгского этикета). Это касается и семейно-брачных отношений, свадебных обрядов, уважение к старшим, принципов гостеприимства, воспитания детей и т. д [11] .

Когда-то на территории нынешнего посёлка Каменномостский располагался адыгейский аул Ходжико, прославившийся долгой обороной под предводительством Мухаммеда Амина, наиба Шамиля, против российских войск. В 1862 году на месте разорённого аула был построен казачий оборонительный пост, позднее — станица Каменномостская.
Аул прославился еще одним легендарным событием.
В давние времена жил в этих местах злой великан Руфабго. Много лет властвовал над людьми этот жестокий великан. Каждую осень он требовал жертвоприношений — самых красивых девушек. Храбрый юноша Хаджох вызвал великана на бой, хитростью отрубил ему голову, вырвал сердце, и бросил его. Оно упало, преградив путь горному ручью. Сердце злого великана превратилось в огромный камень. И чтобы не забылось это событие, ручей назвали Руфабго, а камень — Сердцем великана.
Ручей образует на своём пути 15 водопадов. Наиболее интересна и посещаема нижняя часть течения Руфабго. В этом месте ручей течёт в глубоком ущелье с крутыми склонами. Самые крупные и зрелищные первые четыре водопада: Шум-1, Шум-2, сердце Руфабго, Шнурочек.

Водопад Шум — 1.

Водопад Шум — 1 (вид свер

Водопад Шум — 1 (вид сверху).







Водопад Шум — 2



Огромный булыжник позади

Огромный булыжник позади меня и есть окаменевшее сердце Руфабго.

Водопад Шнурочек.









По поводу адыгейского названия сохранилась древняя легенда.
Давным-давно жил в верховьях реки старый князь, у которого была красавица дочь на выданье. О замужестве дочь и слышать не хотела. Однажды князь увидел свою дочь с пастухом, осерчал, приказал зашить обоих в мешок, и бросить в реку. Слуги положили в мешок нож, и влюбленные смогли выбраться. Поселились они в лесу. Дочь князя приручила лесных оленей и доила их, а пастух ловил рыбу. Через некоторое время князь, узнав, что молодые живы, благословил их брак. В этой легенде дочь князя зовут Шхагуаше — покровительница оленей.
Русское название реки Белая объясняется другой адыгейской легендой. Некогда жил в этих местах князь, который хотел, чтобы гордая и красивая горянка по имени Бэла стала его женой. Но горянка предпочла броситься с высокой скалы в воды Шхагуаше. Так река получила свое второе имя Бэла, которое позже сменилось созвучным — Белая.





Крутой характер легендарных горянок демонстрирует и река, носящая их имена.
На окраине поселка на участке ущелья реки Белой оборудован экскурсионный маршрут "Хаджохская теснина".









О происхождении названия плато Лагонаки сложено несколько легенд. По одной из них у адыгейского князя Киша была дочь Накэ. Пастухом у князя служил молодой Лаго. Княжна и пастух полюбили друг друга. Узнав об этом, князь разгневался. Тогда влюбленные бежали в горы. Погоня, посланная князем, настигла их. Влюбленные остановились на краю обрыва. Дальше бежать некуда. Они знали, что Лаго ждет смерть, а Накэ — вечный позор. И поэтому решили умереть вместе. Первым бросился с обрыва Лаго, а следом и тело Накэ подхватили бурлящие воды горной реки. С тех пор место, где произошла эта трагедия, стали называть Лагонаки, соединив имена двух влюбленных в одно имя.

Дрога на плато. Чем выше,

Дрога на плато. Чем выше, тем холоднее.

























Когда-то очень давно в этих местах было небольшое, но необычное царство. Оно славилось тем, что его правитель обладал волшебной силой.
Не всем нравилось могущество правителя, и поэтому у него было много врагов.
Случилось так, что люди предали правителя, но он простил их, а прекрасное царство погрузилось в небытие.
Пошли слухи, что правитель живет под землей и что его дворец освещает неведомый свет, а камни дарят ему тепло солнца.
Дочь другого царя пришла сюда в поисках пропавших родителей. Оказавшись в подземном дворце, она увидела правителя и полюбила его. Но враги выследили девушку, придя за ней в подземный дворец в поисках сокровищ и драгоценных камней. Подземный дворец был разрушен. Азиш, так звали девушку, осталась в разрушенном дворце, и долгие годы провела здесь в молитве, чувствуя свою вину.
Однажды правитель явился, и забрал девушку с собой. Пещеру стали звать Азишской то ли по имени девушки, то ли от названия горного царства Азиш-Тау (это и название горного хребта).
В пределах видимости с плато Лагонаки расположены вершины Фишт и Оштен.




В далекие времена напали на землю адыгов враги. И свободолюбивый народ решил биться за свою свободу до последнего воина. Первым повел в бой седовласых стариков могучий воин Фишт. Крепко бились ветераны. Немало врагов уложили. Но неравны были силы. Погибли старики все до одного.
Затем пала в бою дружина зрелых мужчин, которых вел на врагов воин Оштен. В бой вступил внук Фишта юный Лаго. И его смертельно ранила стрела неприятеля. Верный конь принес его к дому невесты Наки. И молодая девушка, надев доспехи, повела юных джигитов в бой. Враг не выдержал последнего удара и отступил к морю. Имена героев Фишта и Оштена дали седовласым вершинам, а имена Лаго и Наки запечатлели в названии знаменитого горного плато.
Бывший поселок лесорубов Гузерипль, а теперь туристический центр, расположен примерно в 50км от Хаджоха. В Гузерипль ведет красивейшая дорога.











В далекие времена жили в дружбе соседи Фишт и Оштэн. И была у Оштэна прекрасная дочь Гузерипль, а у Фишта сын Нагайчук. Молодые любили друг друга, не чаяли в них сердца и старики.
Но приглянулась злому князю дочь Оштэна, и решил взять он ее к себе в жены. Послал князь сватов к Оштэну. Старик Оштэн отказался отдать в жены свою дочь. Тогда злой князь решил пойти войной. Вместе с Оштэном сражались Фишт и Нагайчук. Силы были неравны. Погибли Фишт и Оштэн. Смертельное ранение получил Нагайчук.
Гузерипль молила бога превратить ее в гору, чтобы не оказаться в руках ненавистного князя. И свершилось чудо. Все четверо превратились в могучие горы. И теперь стоят как верные стражи плоскогорья Фишт и Оштэн, а рядом с ними Нагайчук и Гузерипль.

















До самого посещаемого водопада от поселка Усть-Сахрай 7км. Водопад приватизирован. В туристический сезон проход на приватизированную или прихватизированную территорию платный.






К остальным водопадам на обычном авто не подъехать. Дорога разъезжена лесовозами.
Сразу за поселком Хаджох, по дороге в Гузерипль, протекает речка Мешоко, впадающая в Белую. Речка протекает в живописном ущелье.








В 12км от Хаджоха находится Свято-Михайловский монастырь. В XIX веке он был самым большим и благоустроенным монастырем на Северном Кавказе. Монастырь уникален своими пещерами и подземными ходами, которые пробиты первыми монахами-отшельниками задолго до основания самого монастыря.



👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.


Наша республика (Адыгея) насыщена красивейшими местами, о каждом из которых Адыги слагали красивейшие легенды. Сегодня мы можем по ним попутешествовать.


Заправляемся и поехали из славного южного города Майкоп =)

Первый пункт нашей экскурсии поселок Каменномостский, что близ Лаго-Наки. Тут находится одна знаменитейших достопримечательностей района Хаджохская теснина реки Белой. Длина извилистого каньона Хаджохская теснина около 400м, ширина в самом узком месте 2 м, а глубина воды 35 м, поэтому река здесь несётся со страшной силой. Поселок более известен у туристов под именем Хаджох — так раньше называлось это поселение, так же называется и конечная станция железной дороги.

Чуть выше течения реки Белая находится череда красивейших водопадов Руфабго. На эту тему есть легенда.


В давние времена жил в этих местах страшный иныж (великан) Руфабго. Силы он был необыкновенной. Все окрестные земли принадлежали ему. Много лет властвовал над людьми этот жестокий великан. И юноши решили убить его, но не знали как. Тогда джигит Хаджох отправился к мудрецу Мезмаю. Старик сказал молодым: . Сказав это, Мезмай дал Хаджоху маленький мешочек из кожи с волшебным порошком. Джигит вызвал великана на бой. И когда Руфабго кинулся на него с огромным мечом, Хаджох, определив направление ветра, высыпал содержимое мешочка. Ветер понес маленькое серое облачко к великану, оно запорошило ему глаза, и тот ослеп. Вихрем налетел на великана Хаджох и отрубил голову. Потом рассек мечом грудь и вырвал сердце. Огромным потоком хлынула черная кровь великана и понеслась к реке. Хаджох бросил сердце Руфабго. Оно упало, преградив пути потоку крови. Земля расступилась, образовав глубокое и узкое ущелье, а сердце злого великана превратилось в огромный камень. И чтобы не забылось это событие, ручей назвали Руфабго, а камень — Сердцем великана.
И если подняться вверх по течению ручья Руфабго, то можно увидеть большой камень, который перегораживает ручей. Камень называют Сердцем великана, который и поныне там! =) вот такая легенда!


Рядом с Хаджохской тесниной есть красивейшее ущелье Мешоко, название которого переводится с древне-Черкесского как "Медвежья тропа". Ущелье очень чистое и еще не тронуто людьми.


Далее едем на плато Лаго-Наки. Наверное, самая известная в этих местах легенда именно о названии этого плато.



Следующим на нашем пути будет заповедник, который является всемирным наследием ЮНЕСКО. Именно тут проходит так называемый тридцатый маршрут, который ведет к морю в поселок Дагомыс.


Но сегодня мы направимся к горе Оштен. По легенде эта гора названа в честь храброго черкесского воина, который вел войско для защиты своего народа от врага заморского.



Подножье горы находится на высоте 2000м, а вершина 2804 метра


Не далеко находится гора Фишт, подъехать к которой мы сегодня не успеем. Кстати, по легенде именно к этой горе был прикован Прометей за то что принес огонь людям.


Но нам уже пора ехать домой) если было интересно ставьте лайки, пишите коменты, будем путешествовать дальше) Красивых мест с красивыми легендами еще очень много =)


Адыгейский народ считается одним из самых древних в мире. Многие люди считали их "аристократами гор" или "французами Кавказа". Адыгейские женщины всегда воплощали собой идеалы красоты, а мужчины были эталоном мужественности. В нашей статье мы поговорим о том, какая религия у адыгейцев, какова численность и история народа, в чем заключаются особенности традиций и обычаи этноса и о многом другом.

Происхождение названия

Прежде чем приступить к детальному разбору религии адыгейцев или их традиций, следует ознакомиться с тем, откуда произошло само название – "адыгейцы". Вокруг этого слова входит большое количество различных споров и мифов. Конечно же, многие из них могут быть выдуманными или преувеличенными, однако большинство основаны на реальной истории народности, забывать о которой нельзя.

Наиболее распространенной версией происхождения названия этого народа является то, что в переводе с древнего языка оно означает "дети солнца", хотя официального подтверждения данной теории нет. После Октябрьской революции земли адыгейцев были разделены на несколько частей, что значительно ослабило мощь единого этноса. На сегодняшний день национальность "адыгеец" включает в себя следующие субэтносы:

  • адыги-кабардинцы, населявшие преимущественно Кабардино-Балкарию;
  • адыги–бесленеевцы, входившие в состав Карачаево-Черкессии;
  • народы, проживавшие на территории Майкопа и Кубани.

Как видите, к адыгейцам относится весьма много этносов, каждый из которых имеет свою культуру. Именно поэтому, когда речь заходит о традициях и обычаях адыгейцев, люди приводят достаточно много разнообразных и интересных фактов. В следующих разделах вы отыщите много подробной информации по этому поводу.

Численность населения и места проживания

Начиная с основания советского союза, адыгейцы стали считаться отдельным народом вместе с кабардинцами и черкесами. Согласно результатам переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживает около 123 тысяч человек, которые считают себя адыгейцами. Из этого числа примерно 110 тысяч проживают на территории одноименной Республики Адыгея, а остальные 13 тысяч – в Краснодарском крае (преимущественно в прибрежном районе Черного моря).

Численность населения.

Геноцид черкесов во времена Великой Отечественной войны привел значительной миграции данного народа за границу Советского Союза. На сегодняшний день в различных странах проживает весьма значительное количество представителей данного этноса. Среди самых известных государств:

  • Турция – примерно 3 миллиона человек.
  • Сирия – около 60 тысяч адыгейцев.
  • Иордания – 40 тысяч жителей.
  • Германия – 30 тысяч людей.

Это были основные данные по численности адыгейцев во всем мире. Также в США, Израиле, Болгарии и Югославии проживает по разным оценкам от двух до трех тысяч адыгейцев, хотя официальные данные могут довольно сильно разниться с реальностью. Несмотря на тот факт, что большая часть представителей древнего народа живет в Турции, жители Адыгейской Республики очень сильно гордятся своими корнями и чтут традиции и обычаи своих предков.

Внешность и черты характера

Задумались над тем, что представляет собой внешность адыгейца? Фото из этого раздела позволит сполна вам ответить на этот вопрос. Конечно же, сегодня в традиционных нарядах мало кто ходит, однако во время больших праздников можно повстречать немало мужчин и женщин, облаченные в одежды, которые носили их деды и бабушки. К отличительным особенностям внешнего вида адыгейцев можно отнести признаки, описанные в списке снизу.

Адыгейские молодые девушки.

  1. Крепкое атлетическое телосложение у мужчин и довольно широкие плечи.
  2. Плотные и прямые волосы черного или темно-русого цвета.
  3. Прямой нос с довольно высокой переносицей.
  4. Стройная женская фигура с тонкой талией.
  5. Довольно высокий или средний рост.
  6. Весьма длинные волосы.
  7. Темный цвет глаз.

Кроме того, отличить адыгейца можно по определенным чертам характера. Для каждого мужчины характерна мужественность еще с раннего возраста и весьма жаркий нрав. Девушки же ведут себя довольно скромно и практически во всем полагаются на мужчин. Однако в случае опасности они также могут показать, что с ними шутки плохи. Закомплексованность и скромность – это не про адыгейцев.

Быт и традиционные занятия

Исторически так сложилось, что обычаи адыгейцев неразрывно связаны с их бытом, поскольку народ старается заниматься теми же делами, что и их предки. Наиболее распространенным традиционным занятием считается земледелие и скотоводство. Пожалуй, не найдется ни одного адыгейца, который не знает, как обращаться с плугом или пасти овец. В подсобном хозяйстве многие жители Адыгеи держат кур, гусей, индеек и уток. В горах пастухи обычно выращивают овец, коз, а в некоторых случаях – яков и мулов. Среди сельскохозяйственных культур особое место занимает пшеница, кукуруза, ячмень и просо.

Разведение овец в горах.

Также одним из традиционных занятий считается виноградарство, поскольку этот народ всегда славился своими винами высокого качества. Большинство виноградников находится у побережья Черного моря, поскольку тамошний климат считается наиболее благоприятным для выращивания традиционных сортов. Среди дегустаторов вин существует довольно интересная версия о том, что знаменитое название "Абрау-Дюрсо" на самом деле имеет черкесские корни – возможно, так называлась однажды горная река или озеро с чистейшей водой.

Что касается ремесел, то они весьма слабо развиты у адыгейцев, хотя данный народ значительно лучше преуспел в этом вопросе, чем большинство их соседей. В древние времена практически каждый мужчина умел обрабатывать металл и ковать из него различные предметы быта и даже оружие. На сегодняшний день кузнечное ремесло кануло в прошлое и подобным занятием занимаются только настоящие мастера, секреты которых передаются из поколения в поколение от отца к сыну.

Практически каждая адыгейская женщина владеет искусством выделки тканей. Вообще, данный народ всегда славился своими прекрасными нарядами с красивой вышивкой. Особо ценились платья и кафтаны с золотой вышивкой на красном фоне. Орнаменты в виде растительности или геометрических фигур на одежде на сегодняшний день считаются традиционными и используются только на той одежде, которая предназначается для праздников и торжеств.

Религия адыгейцев

Данный народ перешел через три религиозных периода: от язычества до христианства, от христианства – до ислама. В древние времена вероисповедание адыгейцев представляло собой поклонение различным богам, а также веру в то, что человек един с космосом. Люди верили, что земля является круглой и окружена со всех сторон озерами, полями и лесами.

Храм на закате солнца.

Для адыгейцев из древности существовало три мира: нижний (царство усопших), средний (мир людей) и высший (обитель божеств). Эти три мира соединялись между собой священным деревом, которое и поныне играет сакральную роль. К примеру, весьма известная традиция заключается в том, что в момент рождения внука дедушка должен посадить во дворе дерево, за которым ребенок будет впоследствии ухаживать.

На сегодняшний день большинство адыгейцев исповедуют ислам, хотя встречаются и христиане, которые появились здесь лишь в конце XVI столетия. Период Кавказских войн сказался негативным образом на колонизаторской политике османских султанов и часть населения приняла Христа в качестве Бога.

Что касается более древних времен, то главным верховным божеством считался Тха – создатель мира и законов. В некоторых мифах также можно встретить Перуна – бога грома и молний, который очень похож на греческого Зевса. Также невозможно представить религию адыгейцев без различных духов-покровителей, которым люди поклонялись перед тем, как пойти на охоту или перед посевом урожая.

Культура народа

Огромную роль в культуре этноса играет традиционный танец, который считается не только очень древним, но и передает душу народа, который его исполняет. В лирическом мероприятии обычно принимает участие один мужчина, выступающий в роли орла, и две девушки, которые находятся под его крылом. Музыка весьма скромная и спокойная, однако в то же время отличается особой гордостью за народ. Особенно заметен данный момент тогда, когда девушки начинают отвечать на ухаживания кавалера.

Адыгейский танец.

Что касается музыки и литературы, то адыгейцы всегда славились своими уникальными писателями и композиторами, но лишь в собственных кругах. В школах обычно изучаются произведения из русской классики, так что приходится также посещать и внеклассные занятия по культуре адыгейцев.

Свадебные традиции

Наиболее известными традициями адыгейцев являются их неповторимые свадьбы. К примеру, в большинстве случаев жениха выбирала девушка, намекая об этом семье суженного небольшим подарком. После этого между родственниками начинались переговоры о будущем союзе и назначении сватовца: со стороны мужчины приезжали родственники в дом невесты и вставали в том месте, где обычно колют дрова. Подобных визитов обычно проводилось не меньше трех. Если к третьему посещению родственников приглашали к столу, то это означало то, что сторона невесты согласна на союз.

Девушка на смотринах перед свадьбой.

Также родные весьма часто выезжали на осмотр жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Такое действие было обязательным, дабы невеста не вышла замуж за мужчину из неблагополучной семьи. Если увиденное в полной мере устраивало визитеров, то жених обязан был отдать калым, который обычно состоял из скота, количество которого определялось благосостоянием семьи.

Традиции при рождении

Теперь вы знаете многое о том, как выглядят адыгейцы (фото были приведены в предыдущих разделах) и какой жизненный уклад они ведут. Однако чтобы более детально разобраться в особенностях быта этого народа, необходимо как следует изучить их традиции, наиболее распространенными из которых является вывешивание флагов, когда в семье рождается мальчик.

Посадка дерева перед рождением внука.

Также многие адыгейцы весьма настороженно относятся к тому, чтобы готовить приданое малышу еще до родов, поскольку это считается плохой приметой. Колыбель изготавливается родственниками ребенка только после того, как он появится на свет. В качестве строительного материала обязательно используется боярышник, чтобы аромат дерева успокаивал младенца.

Как только ребенок начинает ходить, в доме собираются все родственники, чтобы провести обряд "Первого шага". Виновнику торжества дарится куча подарков, а его ноги перевязываются атласной лентой, которая затем разрезается. Адыгейцы верят, что подобные действия позволят наделить малыша прыткостью и умением проходить все трудности без препятствий.

Традиционная адыгейская кухня

Большинство продуктов, которыми питаются адыгейцы, не представляют собой ничего особенного (в качестве ингредиентов используется мука, молоко и мясо), однако это вовсе не значит, что национальные блюда этого народа считаются невкусными. К примеру, в повседневной жизни довольно часто люди едят вареную баранину, а бульон используется для того, чтобы приготовить вкуснейший суп. Также некоторые блюда готовятся из мяса птицы с добавлением пикантного соуса на основе острого перца и чеснока.

Из молока адыгейцы обычно делают творог или сыр, добавляя твердые породы травы, зелень и даже фрукты. После московской Олимпиады в 1980 году весь мир узнал о вкуснейшем адыгейском сыре, который изготавливался тоннами специально для иностранных гостей. Данный продукт можно найти на прилавках российских супермаркетов и на сегодняшний день. Согласно одной из легенд, рецепт данного продукта поведал молодой девушке бог скотоводства Амыш за то, что она спасла заблудившееся стадо овец во время бури.

Что касается традиционных напитков, то в Адыгее, как уже говорилось ранее, довольно сильно распространено виноделие. Практически каждый взрослый мужчина знает о том, как сделать из домашнего винограда настоящий нектар богов и имеет собственный рецепт изготовления этого чудеснейшего напитка. В погребах адыгейцев можно увидеть бутылки красного и белого вина, возраст которых составляет несколько десятков лет. Однако чрезмерное употребление алкоголя не приветствуется в Адыгее, поэтому весьма неплохой альтернативой винам являются компоты и фруктовые чаи.

Видеоролик и заключение

Надеемся, наша статья помогла вам лучше разобраться в традициях и обычаях адыгейцев. Если приведенной информации вам показалось слишком мало или у вас имеются какие-то вопросы, то рекомендуем посмотреть небольшой видеоролик, из которого вы сможете узнать много того, что не было упомянуто в нашей статье.


Как видите, быт, культура и даже вера адыгейцев довольно богаты и разнообразны. Этот народ с огромной гордостью чтет свои традиции и живет так, как завещали их отцы и деды. Для подобного отношения к своей жизни нужна огромная воля и упорство, чего адыгейцам не занимать. Кроме того, этот народ считается одним из самых древнейших и гордится этим.

Читайте также: