Легенда о тиртее кратко

Обновлено: 16.05.2024

Люди срочно помогите . Напишите пожалуйста легенду о спартанцах и тиртее краткое содержание пожалуйста .

В войне с персами спартанцы задерживали персов ,для того ,чтобы греки смогли подготовиться и вывести народ в другие города .
Битва персов м спартанцев проходила в фермопильском ущелье . Спартанцов было всего 300 в отличии от персов . Хоть силы персов превосходили,спартанцы все равно держались . Но один сребролюбивый человек продал персам спартанцев и подсказал им напасть на спартанцев с тыла . Все 300 спартанцев к сожалению погибли в этот день ,но помогли своей родине . Греки успели хоть немного подготовится к войне,вывезли свой народ и выиграли эту войну .

Предками спартанцев были пришедшие с севера Балканского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой1.

1. Спартанцы и илоты. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть илотами 2 . Рядом с Лаконией расположена плодородная Мессения. Спартанцы после ожесточённой борьбы завоевали и эту область. Жители Мессении также были превращены в илотов.

Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам установленное государством количество выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, глумились над ними. Например, они заставляли илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодёжи, чтобы внушить отвращение к пьянству.

В Лаконии и Мессении илоты составляли большинство населения. Боясь их восстания, спартанские правители время от времени устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям.

Днём они прятались, а ночью умерщвляли тех илотов, какие встречались на дорогах.

Нередко юноши обходили и поля, убивая самых сильных илотов.


Спартанский воин. Рисунок нашего времени.

1 Эта Спарта не имела ничего общего, кроме названия, с городом, упомянутым в мифах о Троянской войне.

Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом и осуждали спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников — греков.

2. Спарта — военный лагерь. Крепостных стен Спарта не имела. Её жители утверждали, что единственной надёжной защитой города являются не камни, а храбрые мужи. Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская.

Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремёслами, всякий ручной труд презирался.

Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей нищи, желая в этот раз пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали за сделанные ими предложения или против них.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика.


Девушка-бегунья. Древнегреческая статуя.


Мальчик, вынимающий занозу. Древнегреческая статуя.

Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.

В VI (6-м) веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

3. Спартанское воспитание. Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

Когда мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам, где им предстояло жить вместе. Во главе каждого отряда ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания.

Главным воспитателем мальчиков назначался один из самых уважаемых спартанцев. За играми и занятиями детей также присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питомцы, упорны ли в схватках.

Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и лишения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.

Легенда о поэте Тиртее

Во время одной из войн спартанцам было предсказано, что они победят, если афинянин возглавит их войско. Но афиняне в насмешку прислали не полководца, а хромого школьного учителя Тиртея. Спартанцы сначала подвергли его издёвкам. Однако Тиртей был поэтом, его пламенные песни подняли дух воинов, и спартанцы победили. С песнями Тиртея спартанцы шли в бой. В своих стихах поэт воспевал преданного родине воина:

Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

Грудью удары встречать, в сече души не щадя.

Смело, друзья! Все вместе в отважном бою оставайтесь!

Бегства презрите почин, страх да пребудет вдали!

Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добывать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных всё съестное — овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной — по названию области Лакония).

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки напряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в веках.

Проверьте себя. 1. Кого называли илотами? Каково было их положение? 2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев? 3. Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте? Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?

Тиртей (др.-греч. Τυρταῖος) из Спарты, VII в. до н. э., греческий поэт, элегик. Писал на ионийском диалекте с вкраплениями доризмов; по языку и стилю близок гомеровской традиции. Биографические сведения о Тиртее скупы и кратки.

После Каллина древнейшим элегиком является Тиртей, сын Эхемброта. Поэтическая деятельность его развилась в Спарте в связи с тревогами тяжелой для спартанцев Мессенской войны. Евсевий относит расцвет таланта Тиртея к 37-й олимпиаде (632-629 гг. до н. э.), а Аполлодор (у Гесихия)-к 35-й олимпиаде(640-637 гг.). По распространенному среди греков преданию, Тиртей был афинский гражданин, происходивший из дема Афидна.

Античные источники называют местом рождения Тиртея, наряду со Спартой, Афины или Милет. Легенда гласила, что Тиртей был хром и преподавал в афинской школе. Во время II Мессенской войны спартанцы получили из Дельф предсказание, что они победят только тогда, когда их вождем станет афинянин. Неприязненно настроенные к Спарте афиняне прислали Тиртея в качестве вождя. Но физические недостатки Тиртея заслонил его поэтический талант. Своими элегиями он поднял спартанцев на борьбу, и они покорили свободо-любивых мессенцев. В настоящее время считается, что родиной Тиртея все же была Спарта. Поэтому он мог так хорошо понимать ее дух и потребности. Легенды о рождении в Милете или Афинах объясняются как традиционным ионийским диалектом его элегий, так и тем фактом, что никогда позже Спарта не породила ни одного поэта.

У Свиды сохранилось иное предание, заслуживающее большего доверия. Свида сообщает, что Тиртей происходил из Лаконии или из Милета. По всей вероятности, более достоверно указание, что он происходил из Лаконии. Поводом к появлению легенды о происхождении Тиртея из Аттики послужило то обстоятельство, что в Греции было два селения, носивших название Афидна: одно - в Аттике, другое - в Лаконии. Следует обратить внимание и на то, что Тиртей был назначен вождем спартанского войска, а такое назначение едва ли было бы возможно, если бы он не был спартанским гражданином. Известно, что спартанцы очень строго охраняла права своего гражданства.

В элегиях Тиртея, в отличие от Илиады Гомера, уже не столь важна слава отдельной личности, героя, блестящие подвиги которого отодвигают в тень всех остальных, а в большей степени речь идет о формировании боевого единства, где личность связана с остальными, и только жертва, принесенная на алтарь общего дела, заслуживает бессмертной памяти. Таким образом, он указывает на переход от героической родовой этики к новой, подчиняющей личность государству. Язык и стиль Тиртея близки к эпической традиции. В сохранившихся фрагментах мы видим многочисленные словесные пересечения с поэмами Гомера. Мотивы воинских элегий напоминают о Каллине.

Тиртей был отзывчив и к современной ему политической жизни в Спарте. Длительная война с мессенцами, неравномерное распределение земель среди спартанских граждан и развивавшаяся в Спарте любовь к деньгам (φιλοχρηματία) - все это привлекало его внимание. Вопросам государственной жизни были посвящены стихотворения Тиртея, объединенные общим названием "Благозаконность" (Εὐνομία). От них дошли только отрывки. Довольно значительный отрывок из "Эвномии" приводит Плутарх в биографии Ликурга (гл. 6). Здесь Тиртей говорит, что государственный строй Спарты был организован согласно указанию дельфийского оракула и поэтому граждане должны соблюдать законы, действовать справедливо и не замышлять против, государства никакого зла (фр. 4). В другом фрагменте (фр. 5) Тиртей говорит о покорении Мессены царем Феопомпом после длительной войны. Отрывки остальных фрагментов из "Эвномии" Тиртея незначительны. Александрийские ученые разделили собранные ими стихотворения Тиртея на пять книг, но возможно, что в это собрание попали и неподлинные стихи этого поэта.

Стихотворения Тиртея пользовались в Спарте большим уважением. Спартанцы постановили исполнять их на походах во время общих обедов, после молитвы богам. Лучший певец получал в награду от полемархов кусок мяса. Песни Тиртея распространились по всей Греции. Они были неизвестны на Крите и в Аттике. Оратор Ликург (IV век до н. э.) говорит о них как о таких произведениях, которые могут пробуждать в сердцах людей любовь к отечеству и его славе. Увлекались Тиртеем и римские поэты. Гораций в своей "Поэтике" (ст. 401 сл.) говорит о том влиянии, какое Тиртей и Гомер имели на развитие храбрости у людей; а начальные слова той элегии, в которой Тиртей призывает молодежь к защите родины (фр. 10), прозвучали в стихах Горация в известной фразе, получившей широкое распространение:

Тиртей прославил себя написанием элегий - лирических стихов, в которых преобладает настроение грусти, сожаления . Элегия выполнялась в сопровождении фригийской флейты. В стихотворениях Тиртея ярко звучит тема защиты родины. В его поэтических произведениях сочетаются грустные размышления с призывом к решительным действиям.

Тиртей биография

Высшим счастьем он видит гибель на поле боя ради города и его граждан. Таким образом воин прославит не только себя, но и свои близких.

В творческой биографии Тиртея много прославления боевых побед, призывов к воинам соблюдать боевой кодекс, основные требования которого он подавал в стихотворной форме, чтобы они легче запоминались. Воины выполняли стихи Тиртея часто во время военных маршей. Такие маршевые песни имели не элегический, а другой метр - анапест (два коротких, один длинный состав), который был удобным для военного использования.

Песни Тиртея о победах воина спартанцы пели и во время отдыха и после молитв . В Греции произведения Тиртея были широко распространены. Древний оратор Ликург говорил о патриотизме произведений Тиртея, их воспитательном значении. Биографические сведения о Тиртее скупы и кратки. Поэт был афинским гражданином. По легенде он был хромым школьным учителем, которого послали из Афин в Спарту вместо военной поддержки. Так посоветовал оракул. И он не ошибся. Тиртей и его песни вдохновили спартанцев на победу.

Читайте также: