Легенда о скворце и дятле нижний новгород кратко

Обновлено: 30.06.2024

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны. ©

Нижегородская земля таит в себе немало загадок. Местные жители рассказывают о них шепотом, с придыханием, а подчас и с суеверным страхом. SmartNews собрал истории о самых таинственных и легендарных уголках Приволжского края.

Озеро Светлояр

В 100 километрах севернее Нижнего Новгорода, в Воскресенском районе, лежит озеро Светлояр. Известно оно во всей России. Озеро имеет идеально круглую форму. Вода в большой концентрации содержит серебро, оттого может долго стоять и не портиться. Ученые до сих пор не разгадали тайну происхождения озера, однако в народе широко распространена легенда о старинном граде Китеже, который был осажден войском Орды. Согласно этому преданию, люди взмолились Богородице, и Царица Небесная явилась и накрыла город платком. Так появилось озеро.

— Старики говорили, что если заплыть на середину озера, нырнуть и замереть, то можно услышать звон китежских колоколов. Многим моим друзьям это удавалось, хотя я отношусь скептически к этому поверью. Но то, что озеро наше необычное, — это совершенно точно! У меня есть ощущение, что оно — живое. Я с детства общалась с ним, как с живым человеком, даже не с человеком, а с кем-то, кто намного сильнее, больше и мудрее человека. Очень жаль, что на озеро устроили такое безумное паломничество. Погубят его.
Александра Фролова, жительница с. Владимирское

В последние годы интерес к озеру значительно вырос. Во время купального сезона Светлояр по количеству отдыхающих может дать фору любому черноморскому курорту. Чтобы подойти к воде, приходится буквально протискиваться через толпу, а припарковать машину в иные дни можно только за несколько километров от берега.

— У нас несколько лет назад поселился в селе профессор из Москвы. Пожилой одинокий человек, который посвятил весь остаток жизни озеру. Он сказал, что озеру осталось недолго, что люди своим излишним вниманием погубят его. А еще он как-то рассказывал, что в лесах есть точная копия нашего озера. Говорил, что переберется со временем туда. Потом он пропал. Наверное, ушел к тому второму озеру. Леса у нас действительно очень серьезные. Там что хочешь затеряется, но как может затеряться озеро? Почему до сих пор с вертолетов его не открыли? Но и не верить профессору тоже нет причин. Он очень образованный.
Татьяна Саванина, жительница с. Владимирское

Дятловы горы

Нижний Новгород появился на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки с глубокими оврагами назывались Дятловыми горами. Давным-давно здесь проживал мордвин Скворец, помощник самого Соловья-разбойника. Скворец, по легенде, имел 18 жен и 70 сыновей. Семья занималась скотоводством на горах и гоняла скот на водопой к Оке. Здесь же, в ущелье горы, жил могучий колдун Дятел, именем которого и прозвали эти места.


— Однажды Скворец спросил у Дятла предсказания о судьбе своих детей. Тот ему ответил, что если дети будут жить мирно, то смогут долго быть хозяевами на этих землях, а если поссорятся, то их покорят русские. Их князья возедут в устье Оки каменный город, который будет крепко стоять, и не смогут его сломить враги. И действительно, после смерти Скворца его многочисленное потомство устроило междуусобную грызню, и Андрей Боголюбский изгнал их, а затем его родня построила тут Нов-Град Нижний, исполнив тем самым предсказание чародея.
Никита Брошин, краевед, кандидат исторических наук, Нижний Новгород

На реке Ветлуге недалеко от села Троицкого Воскресенского района стоит высокий утес — Бабья гора. Названа она так в честь атаманши Степаниды, которая промышляла в тех местах разбоями и грабежом. В какие времена жила атаманша, точно не известно, однако утверждают, что погибла она, бросившись в реку с крутого утеса. По одной из версий, Степанида была окружена царским войском и не хотела сдаваться живой, по другой — против нее взбунтовалась собственная банда. Как бы там ни было, утес получил название именно в ее честь. Под ним, согласно легенде, покоятся все сокровища Степаниды.

Вадская воклина

А вот жители села Вад, расположенного в 100 километрах южнее Нижнего Новгорода, к местному озеру, названному Мордовским, нежных чувств отнюдь не питают. Даже в самую жару на озере не увидишь ни одного купальщика. Это не удивительно, вода в озере остается очень холодной даже в самый разгар лета. Но не только холод отталкивает людей от этого места.

Вокруг озера ходит множество слухов и легенд. Посреди озера есть бездонная пропасть, карстовая воронка-промоина на дне водоема, называемая воклиной. Говорят, что в этой дыре кануло немало искателей приключений. Воклина с незапамятных времен наводит на местных жителей страх. Даже местный универмаг назван именем этой таинственной пещеры. Некоторые поговаривают даже, что в воклине живет страшное чудовище, типа лох-несского. И хотя местные жители держатся от озера подальше, к нему как магнитом тянет любителей дайвинга со всей Нижегородской области. На берегу озера для любителей подводных загадок даже построили гостиницу, в которой нет отбоя от постояльцев.



Воклина

— Я сам погружался в нее и чудовищ там не видел. То, что там пропадали люди, — это вполне объяснимо, там большое течение. В Воклину нельзя погружаться без веревки, конец которой крепко закреплен на лодке. Воклина — это устье подземной реки. Мордовское — большое озеро, в него впадает река Вадок и еще кое-какие ручейки, а из него никаких рек не выходит. Но куда-то вода должна деваться? Вот она и уходит через эту Воклину в подземную реку. Жутко интересно было бы узнать, куда эта река впадает, но для этого, наверное, потребовался бы батискаф.
Валерий Воронцов, инструктор по дайвингу

В этих местах подземный мир вообще очень богат тайнами. Всего в 40 километрах от озера Мордовского расположен Пустынский заказник. Это уникальный комплекс из пяти карстовых озер, соединенных между собой подводными протоками. Где заканчивается подводная река, начинающаяся Воклиной, никому не известно.

Каменный лес

На самой окраине Нижнего Новгорода, рядом с Сормовским кладбищем, есть поле, утыканное сваями. В этом своеобразном бетонном лесу растут грибы и бегают мальчишки из близлежащих домов. Иногда здесь можно увидеть компанию с вином и шашлыками. Откуда взялся этот лес и зачем, большинство местных жителей сказать не может. Вид бетонных свай на многих наводит уныние. Но среди старожилов все же есть те, кто помнит, как эти сваи здесь появились.

— Тут годах в семидесятых или в начале восьмидесятых начали строить больницу, чуть ли не главную в городе. Навбивали свай, завезли стройматериалы, бытовки поставили. И вот приехала какая-то комиссия больших начальников из горисполкома, ходили тут, смотрели, обсуждали. И только тут им в голову пришло, что окна больницы будут выходить на кладбище. Больница планировалась высокая, этажей десять, если не больше. И вот они представили, что из окна люди будут видеть кладбище до самого горизонта. Каково будет с таким пейзажем за жизнь бороться людям? Материалы все вывезли, заборы разобрали, а сваи нам на память оставили, потому что вытаскивать их обойдется дороже, чем они сами стоят.
Иван Мальцев, житель Сормово

Теплые острова

На Волге, у села Безводного, есть три больших острова. В народе их прозвали Теплыми. Еще до революции в селе рассказывали, что эти острова, заросшие ивняком и дубами, служили защитой для людей, плывших рекой на плотах или баржах. Причалив в непогоду или сильный ветер к островам, они могли переждать бурю, набрать валежника, погреться у костра, сварить на нем похлебки или каши.

— Сидят они тут, как в натопленной избе, горячий, как из печки, ужин едят и про теплый дом вспоминают… Отсюда, видно, и пошло такое название островов. В Безводном давно живет молва о том, что укрывали Теплые острова не только безвестных волгарей-бурлаков, но и самого Степана Тимофеевича Разина с его удалыми казаками. Говорят, что особенно почитали разинцы Нижний остров. У него больше всего на ночлег останавливались. Причалят, бывало, свои челны расписные за крайние деревья, а сами — на берег — поразмяться да кусты-дровишки пособирать. Натаскают дров и ну кашу варить.
Нижегородские предания и легенды / Сост. В. Н. Морохин. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. — 1971.




Его спрашивал Скворец о будущей судьбе своих детей. Дятел отвечал: „Если дети твои будут жить мирно друг с другом, то долго будут владеть здешними местами; а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град каменн и крепок зело-зело, и не одолеют его силы вражеския".

В заключение Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на месте нынешнего Благовещенского монастыря; и прозвалось то место Дятловыгоры. Умер за ним и Скворец. Пред смертью он заповедал детям своим взаимное согласие и единодушие. Но потомки их, размножившись, стали враждовать между собою; и тогда св. Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его св. Юрий Всеволодович, построив Нижний Новгород, исполнил предсказание Дятла.

Предание сие о построении Нижнего Новгорода найдено даже записанным в одной рукописи времен Петра Великого, где о Скворце, между прочим, сказано: он же Месегетянин. В подтверждение предания скажем: а) Татищев в своей истории говорит, что на месте Нижнего Новгорода был некогда город болгарский; то же говорит императрица Екатерина II в своих „Записках касательно Российской Истории" (III, под 1222 г.). б)В „Книге Большему Чертежу", составленной при царе Феодоре Иоанновиче, сказано, что Нижний Новгород стоит на Дятловых горах. в) В древней местной песне воспоминается Мордвою о Нижнем Новгороде:

На горах, на горах на Дятловых
Мордва богу (то есть своему) молятся,
К земле-матушке на восток поклоняются.
Едет мурза московский царь по Воложке,
По Воложке на камышке;
Говорит мурза слугам своим:
Слуги вы мои верные,
Вы взгляните-ка на Нижний град,
Поглядите-ка на те горы на Дятловы,
Что это за березник мотается, шатается,
К земле-матушке преклоняется;
Вы, слуги мои, подите,
Слуги верные, доглядите:
Что это за березник шатается,
К земле преклоняется.
Слуги возвратились,
Низко царю поклонились:
Это Мордва своему богу молятся,
К земле-матушке преклоняются, и пр.

В объяснение этой песни обрусевшая нижегородская Мордва под мурзою московским царем разумеет Иоанна IV, плывшего под Казань. Но такое приурочение, очевидно, несправедливо и основано на одном безотчетном воспоминании походов Грозного на Казань. Какая молящаяся своему богу Мордва могла быть в Нижнем Новгороде при Грозном, когда в нем было до 40 церквей с монастырскими? Гораздо правдоподобнее относить содержание песни ко времени св. Андрея Боголюбского, который мог плыть по Оке и Волге против болгар и видеть на месте Нижнего Новгорода Мордву с ее языческим идолослужением. Отсюда заключение в пользу глубокой древности легенды о построении Нижнего Новгорода на Дятловых горах и в пользу того мнения, что на месте Нижнего Новгорода, до построения его в 1221 году Юрием II Всеволодовичем, находился болгарский город, и жила в нем Мордва, прогнавшая отсюда болгар.

Другое предание рассказывается в Нижнем Новгороде о кремлевской Коромысловой башне. Название ее относят ко временам набегов татарских. Тогда, как только что успели выстроить в Нижнем Новгороде стену кремлевскую,[1] приходили под Нижний казанские царевичи Сеит, да Булат, да Качелей (1520 г.). Подошедши к Нижнему, как записано в летописи, они простояли тут три дня, — ничтоже сотворше отъидоша вспять. О причине же отступления их предание рассказывает так. „Три дня стояли под Нижним разбойники-татары; все православные заперлись в кремле, и на новую-то стену надеялись, и татар-то боялись, никто не смел выйти за ворота кремлевския. Выла тогда в городе одна девица-красавица; имени и отечества ея не помнят. Понадобилось ей за водой сходить на Почайну реку; не хотелось, видно, пить колодезной. Вот взяла она вёдра на коромысел, а коромысел тот был железный, только два пуда весом. И пошла она, девица, за город на Почайну реку. Татары заметили ее возле башни и, кто их знает, в полон ли хотели взять, красоте ли ея позавидовали, только кинулись все на нее опрометью. Вот она, видя беду неминучую, поставила вёдра на землю, помолилась на соборы нижегородские и, взяв коромысел в руки, дожидалась перваго татарина. Подходили к ней татары не по одному, не по два, а целыми сотнями: и всех тех татар девица уложила возле башни спать непробудным сном. Уже этих татар она била-била, а все еще их много было. Одолели они наконец девицу, изрубили ее в мелкие куски и похоронили у башни вместе с коромыслом ея. Князья же татарские Сеит, да Булат, да Качелей подумали-погадали — да и решили от Нижнего убираться по-добру по-здорову. — „Если бабы в Нижнем такия сильныя, — говорили они: — что же с нами будет, если ратные люди на нас выступят?" Вот отчего та башня зовется Коромысловою: возле нея было это побоище".

Третье предание о св. Алексии митрополите, худо принятом нижегородцами. В простой ризе странника они не узнали великого святителя; и он, в первый раз бывши в Нижнем, не нашел даже ночлега. Говорят, что по этому-то случаю он сказал: „Город каменный, люди железные". А о месте, где отдыхал святитель, говорят, что на нем построена Алексеевская часовня у Благовещенского монастыря.

Четвертое предание у нижегородцев о конце их города и кончине мира. Они говорят, что давно сказал один святой человек, родом из Нижнего, что последние времена будут тогда, как в Нижнем будет великое торжище. Суеверные видят в ярмарке исполнение этого пророчества. А конец Нижнего Новгорода будет следующий. Есть в Нижнем подле крепости маленький ручеек; он течет по оврагам и близ Никольской церкви впадает в Волгу. Зовут его Почайной, и говорят, что Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, назвал так этот ручей, будучи поражен сходством местоположения нижегородского с местоположением киевским. В том месте, где Почайна берет свое начало, есть большой камень, на котором прежде было что-то написано, но теперь уже стерлось. От этого камня зависит судьба Нижнего Новгорода: в последнее время он сдвинется с места; из-под него выступит вода и потопит весь Нижний.

Пятое предание говорит о ходах в кремлевской стене, что они во время набегов татар и Мордвы были продолжены в одну сторону до Марьиной рощи, а с другой выходили на левый берег Волги, прокопанные под руслом этой реки. Во время осад города жители спасались этими проходами; теперь они засорены и забыты.

Кроме того, есть предания в Нижнем Новгороде о подвигах Козьмы Минина, о казни князя Вяземского (1608 г.) и Теряева на нижнем базаре, о казни сообщников Стеньки Разина, о панских буграх, на коих теперь раскинут английский сад, о казни грабившего по р. Оке Сулейки в Благовещенской слободе. Но все эти предания так темны, что нельзя сказать почти ничего об них определенного. Равным образом неопределенны предания о нижегородских уроженцах, преподобных Макарии Желтоводском и Евфимии Суздальском, кроме указания на место жительства их родителей у церкви Жен Мироносиц.[2]

О пребываниях Петра Великого и Екатерины II в Нижнем Новгороде к письменным известиям предание прибавляет немного. Говорят, что царь в 1722 году велел запечатать Строгоновскую церковь за то, что узнал в ней писанныя для него в С.-Петербурге иконы, а царица в 1767 г. наградила мещанку за то, что она скинула с себя платок и подослала под ноги, когда красное сукно приподнято было ветром.

В Нижегородском уезде замечательно предание о „Барановом ключе", куда ездят нижегородцы для богомолья и прогулки. Но это предание соединено с необычайными явлениями тут животного и разными видениями.

Примечания:

В нынешнем виде кремль нижегородский со стеною и башнями построен в 1508 году итальянским архитектором Петром Фрязиным.

Версия 1: Нижний Новгород основан Юрием Всеволодовичем в 1221 году

2

Юрий Всеволодович был князем Владимирским. Он появился на свет в 1187/89 году (летописные источники указывают различные даты). Вся его жизнь была связана с военными походами. Появление Нижнего Новгорода стало следствием борьбы Владимирского князя против камских болгар. Ещё в 1217 году болгары совершили набег на русские земли и дошли до Великого Устюга. Юрий Всеволодович задумал отомстить. Он направил войска под руководством своего брата Святослава против болгар. Они дошли до Ошеля и сожгли этот город. После такой карательной операции болгары запросили мира. Но гордый князь подобную просьбу отклонил. В 1221 году Юрий Всеволодович сам выступает в поход на болгар и отправляется к Городцу. Там его встречает второе посольство с той же просьбой. Князь вновь отказывается от мира. Третье болгарское посольство привозит богатые дары русскому князю, и только в этот раз князь дает согласие на перемирие. Чтобы сохранить за Русью земли при слиянии Оки и Волги, Юрий Всеволодович основывает здесь Новградъ. Строится первая деревянная церковь во имя Архистратига Михаила (впоследствии Архангельский собор).

Версия 2: фольклорный вариант – легенда XIX века

В полном собрании сочинений П.И. Мельникова сохранилась мордовская легенда об основании Нижнего Новгорода в стихотворном варианте. Однако большее распространение благодаря С.С. Гасицскому получил прозаический вариант предания:

Версия 3: фольклорный вариант – легенда о Дятле

4

Эта легенда во многом схожа с предыдущей. Только центральным персонажем в этой истории становится мордвин Дятел. У него огромная семья — восемнадцать жен и семьдесят сыновей. Всех необходимо обеспечивать, и вот он не покладая рук строит хижины для своих родичей на вершине гор, впоследствии получивших его имя. В это время на этих землях появился русский князь. У мордвина не было времени вникать, кто же посетил его края, поэтому он отправил своих сыновей с дарами для того, чтобы задобрить князя. Однако нерадивые отпрыски по пути съели всю провизию и опустошили кувшин. Тогда они набрали в пустой сосуд родниковой воды и вместе с землей принесли русскому князю. Последний не понял подобного подношения и разгневался на мордву. Однако положение спас смекалистый воевода, заявив, что таким образом мордва жалует пресветлому князю свои воды и земли. Такой вариант удовлетворил князя, и он основал на этих землях Нижний Новгород.

Версия 4: фольклорный вариант – легенда о Скворце

В полном собрании сочинений П.И. Мельникова можно прочесть и альтернативную версию, где ключевым действующим лицом признан Скворец и его многочисленное потомство:

«Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло…

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Муромцем.

Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.

Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел:

— Если дети твои будут жить мирно и согласий друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камен и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские…

Долго толковали они.

Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении.

Тот обещал. Время шло.

5

Источник: Полное собрание сочинений П.И.Мельникова (Андрея Печерского), издание второе, том седьмой. СПБ, 1909, стр. 414

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ И ОПИСАНИЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Николай Иванович Храмцовский — глубокий знаток нижегородских архивов и исторических материалов — известен любителям прошлого Нижегородской земли в первую очередь благодаря этой уникальной книге.

Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода - i_001.jpg

Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода - i_002.jpg

Историк Нижнего Новгорода

Н. И. Храмцовский родился 15 декабря 1818 года в городе Вологде. По семейному преданию, его фамилия произошла от польских дворян Храмцевичей. Будущий историк Нижнего Новгорода не имел систематического и всестороннего образования. Начатки знаний он приобрел в доме своей бабушки, где его главной воспитательницей и учительницей была сестра матери. Кроме того, на уровень его образования большое влияние оказал чиновник А. М. Приликаев, которого краевед вспоминал с величайшей благодарностью.

Таким образом, Николай Иванович получил лишь домашнее воспитание, но любовь к книге и постоянное упорное самообразование сделали его человеком весьма начитанным и грамотным.

Нижний Новгород, куда в 1828 году переехали Храмцовские, в культурном отношении был более развит, чем Вологда. Храмцовские старались не отставать от культурной жизни города, в частности, часто посещали театр, беря с собой Николая. Зародившуюся в те годы любовь к сцене он пронес через всю свою жизнь.

По делам службы ему приходилось разъезжать не только по Нижегородской губернии, но и бывать во многих городах империи, что расширило его кругозор.

Первый опус молодого литератора был встречен критикой прохладно, если не сказать большего. Вывод автором был сделан быстро и решительно: изящная литература не для него. Тем не менее, благодаря вышедшей книжке он слыл в Нижнем за писателя.

Чиновника привлекла история. По его признанию, он еще в 40-х годах в своих служебных поездках с любопытством осматривал памятники старины, храмы и надгробия.

Художник-самоучка Дмитрий Яковлевич Быстрицкий усердно зарисовывал наиболее полюбившиеся ему места родного города. Пользуясь случаем он принес Тимму свои рисунки, заинтересовавшие известного издателя. Последний показал их нижегородскому губернатору Ф. В. Анненкову, рекомендовав напечатать некоторые из них, главным образом виды церковного зодчества. Начальник губернии согласился с тем условием, что к рисункам будет соответствующее описание.

Быстрицкий, по словам его сына Ивана, не посмел взять на себя такой ответственный труд и рекомендовал обратиться к своему другу Храмцовскому, которого и представили губернатору.

Обрадованный предложением Анненкова, Николай Иванович, к тому времени потерявший работу в Соляном правлении в связи с его закрытием, засел за работу и в кратчайший срок написал первый том исследования (распоряжение губернатора на написание истории города последовало в начале 1855 года, а в ноябре того же года первый том был готов).

Почему рукопись подверглась духовной цензуре, а не светской? По правилам того времени, если в предполагаемом издании упоминалось о религии или ее догматах, а также имелись рисунки культовых сооружений, то все материалы должны были направляться на одобрение исключительно духовной цензуры. Из посланных же литографий большинство представляло изображения церквей, соборов, монастырей и часовен Нижнего Новгорода.

Читайте также: