Легенда чувашского народа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Многие люди мифы и легенды воспринимают, как сказки, которые объясняют нам происхождение неба и земли, солнца, животного и растительного мира. Мифы и легенды тесно связаны с религией народов земли. Мифы и религия- это формы культуры, которые взаимосвязаны. Разные религии порождают и разные мифы.

Миф — это предание (или сказание), которое повествует нам представление людей о мире, о происхождении всего, о богах и героях.

Легенда – повествуют о житиях святых, о сказочных героях и выражают народный характер.
Актуальность. Чувашский народ давно принял христианство, однако многие до сих пор вспоминают старых языческих богов и духов, рассказывают мифы и легенды. Почему? Мы порою не задумываемся над этим, но меня этот вопрос очень заинтересовал.

Цель: сформировать уважение к ценностям чувашской культуры.

Изучение литературы на заданную тему.

1.1. Литературный обзор чувашских мифов

1.2. Религия дохристианских чувашей

Гипотеза: Языческие боги лежат в основе чувашских мифов и легенд.

1. Легенда об Улыпе (Улпе).

Далеко за морями, на юге, гласит легенда, спустился с высокой горы Арамази великан Улып. Он был послан на землю отцом — громовержцем Аслади поведать людям правду и бороться со злом. Улып увидел пасущиеся в долине стада, принадлежавшие маленьким людям — скотоводам. Позабыв наказ отца Улып, одолеваемый завистью, захватил себе все стада, взял в жены самую красивую женщину, людей разогнал. Жена родила ему двух сыновей-близнецов, которые выросли также громадного роста и обладали необыкновенной силой. Они пасли с отцом стада, а между делом развлекались охотой: стрелами поражали лю­бого зверя за семь верст. Но в день Калыма неожи­данно скончалась у них мать. Похоронив ее, отец

проклял землю, укрывшую жену, а сам пошел на гору Арамази искать себе в жены другую женщину. Прошло три дня, а Улып все не возвращался.

Встревоженные сыновья пошли искать отца и нашли его на вершине го­ры прикованным к скале цепями. Увидев сыновей, отец сказал: «Меня

Легенда о мироздании.

Суша или земля, по учению мудрецов, покоится посередине Мирового океана, а над нею, как огромная чаша, опрокинуто небо, где жили небеcные боги, солнце, луна и звезды. Выше небесного свода находится небесный океан, воды которого сливаются с водами земного океана и составляют единый Мировой океан. По нему плавает солнце, совершая свой путь вокруг Земли в двадцать четыре часа. Вечером солнце

опускается через особые ворота на запад в подземный мир, а утром оно выплывает через другие ворота на востоке.

В древности, по представлениям чувашей, Вселенная состояла из трех частей: верхней (небесной сферы), средней (земной) и нижней (подземной и водной стихии). Каждая из них — это особый мир, где находились добрые и злые духи и существа. По мнению чувашей, небеса — это обиталище богов, добрых духов и небесных светил. Земля населена людьми, а также земными духами. Подземный мир, где царствовали мрак и холод, зло и смерть, представлялся воплощением первородного хаоса, вместилищем ада и обиталищем демонических духов.

Легенда о Киремете

История с первородным сыном Всевышнего — Киреметь — уходит своими корнями в чувашскую мифологию. По убеждению чувашей, они когда-то давно были народом сильным и славным, любимым богом. Нужда и горе не были им знакомы. Сам Верховный Бог (Сьулти Тура) покровительствовал чувашскому народу, осыпал его счастьем и довольствием.

Однако злые люди, обольщенные и подстрекаемые Шуйттаном, прогневали бога ужасным преступлением: они убили Киреметь в то время, когда он разъезжал по земле в колеснице, запряженной белыми лошадьми. И люди, чтобы скрыть следы своего преступления, сожгли его тело и развеяли прах по ветру. Но свершилось великое чудо! Там, где пал прах сына божьего, выросли деревья Хурама (вяз), а с ними возродился злой и мстительный Киреметь. Избирая местом жительства поля, овраги, леса, Киреметь, лишенный небесного жительства, карает людей всякими невзгодами и бедствиями.

Богиня-Мать не могла остаться безучастной к смерти сына, поэтому она рассеяла людей по всей земле, смешала их языки и назначила каждому свой жребий.

Поэтому, в прошлом, в народе существовал обряд изгнания из жилища, дворов и деревень Шуйттана — существа, непримиримого и враждебного человеку.

Легенда о богатыре Чемене.

В давние времена жил среди людей богатырь -Чемень. Одетый в доспехи он объезжал чувашскую землю на белом коне и охранял ее границы от

врагов. Богатырская слава Чеменя была громкой, его знали далеко за пределами родной земли и никто из врагов не отваживался меряться с ним

силой и молодецкой удалью.

Прожил Чемень долго, а когда пришла пора умирать собрал всех чувашей и сказал: Похороните меня вместе с моим конем и богатырскими доспехами. Если придут враги на нашу землю и я вам понадоблюсь придите на мою могилу и позовите меня, я приду вам на помощь.

Умер богатырь, похоронили его, как он и просил на высоком кургане, в доспехах и с конем, рядом положили богатырский меч и щит.

Прошло много времени, о богатыре слагали песни, рассказывали о нем сыновьям и внукам. Однажды весной у кургана, где был захоронен герой гуляла молодежь, вспомнили давнее предание о Чемене и решили разбудить богатыря. Пошли на курган и хором позвали:

Земля разломилась и выехал богатырь в доспехах и на белом коне. Молодежь испугалась, но богатырь их не тронул, объехал землю родную и вернулся в курган. А на народ чувашский напал страшный мор – дети и малые и постарше умирали один за другим. Поняли старейшины, что наказал народ чувашской богатырь, за то, что напрасно потревожили его. На кургане богатырском закололи быка и мор прекратился. С тех пор чуваши каждый год Чеменю приносят в жертву быка.

Легенда о происхождении чуваш

Легенда о происхождении названия реки Волги

Жил в давние времена легендарный, храбрейший вождь (патша) чувашей Адыл Батыр (чуваш. Атăл Паттăр). Верой и правдой защищал он свою землю от врагов. В последнем бою он на белом коне вторгся во вражеское войско и острым мечом косил врагов. В него враги пускали сотни стрел, которые втыкались в его щит. Семь раз меняли воины щит Адыла, и каждый раз щит со стрелами с трудом поднимали семь воинов. Как стали менять в восьмой

раз, вражеская стрела намертво сразила героя, попав в его сердце. В честь своего вождя чуваши самую большую реку назвали Атăл (Волга).

2.2. Религия дохристианских чувашей.

Для чувашского язычества характерно многоярусное представление о мире. Мир состоял из трех частей:верхний мир, наш мир и нижний мир. Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живет в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. Счетырех сторон небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах - утки.

Берега земли омывал океан. В каждом углу земли стояли на страже земли и илюдской жизни чудесные богатыри. Они охраняли наш мир от всякого зла и несчастий.

Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и

молнии метал, дождь пускал на землю. В нижнем мире стояли девять котлов, где варились души грешников.

Под чувашской народной религией понимается доправославная чувашская вера. Часть чувашей веровали в Тора и сейчас веруют. Тора он один, но в веровании Тора существует Кереметь. У чувашей Кереметь был не богом, а образом зла и темных сил, которому приносили жертвы, чтобы они не трогали людей. [2]
Существовала еще языческая религия со множеством богов.

В чувашском языке, в мифах остались упоминания языческих богов – Ану, Ада, Кер, Савни, Сьятра, Мэрдэк, Тора, Ур, Аслади, Сав, Пулех и др. Эти

языческие боги похожи на богов древней Греции, Вавилонии или Руси. Например, чувашский бог Ану (вавилон. –Ану), чув. Ада (вавилон.- Адад),

чув.Тора (вавилон.- Иштор (Аш-Тора), чув. Мэрдэк (вавилон.Мэрдэк), чув. Савни (вавилон. Савни), чув. Сав (греч. Зевс –Сав-ас, рус. Савушка). [3]

В легенде о мироздании мы видим тесную связь с чувашской народной религией и ее верованиями. Легенда о Кереметь также объясняет нам почему Кереметь стал злым духом и стал мстить людям. Легенда о богатыре Чемень нам поведала о прекрасном и добром защитнике, к которому люди могли обратиться за помощью. Каждый народ хочет знать о своем происхождении. Чувашский народ был малограмотный, жил бедно. Но чуваши из уст в уста, от дедов внукам передавали легенды о происхождении чуваш и о происхождении названия реки Волга. В легенде об Улыпе много общего с греческой мифологией. Громовержец Аслади напоминает греческого бога Зевса, а Улып прикован цепями, как Прометей. Хотя Прометей в отличие от Улыпа нес людям огонь, а Улып был наказан за свое высокомерие и жестокость.

1.Имя главного бога Чувашей. Тора

2.Чувашский громовержец. Аслади

3. Чувашский богатырь. Чемен

4. Помощник главного бога Торы. Киремет

5. Название главной реки на чувашском. Атал.

6.Бог судеб. Кепе

7. Бог зла и мрака. Шуйтан.

8. Богиня плодородия пахотной земли. Анамыш.

9. Дух и хозяин леса. Арщури.

10. Хранитель домашнего очага и злой дух, насылающий болезни. Итрех.

11. Добрый дух. Херле щыр.

12. Духи воды. Вуташ.

13. Хозяин хлева. Вите хущи.

14. Асьтаха- злой дракон.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, чувашские легенды и мифы неразрывно связаны с дохристианской религией чувашей. Языческие боги стали героями многих легенд мифов чувашей.

1. Димитриев, В. Д. Чувашские исторические предания. Ч. 1 : О жизни и борьбе народа с древних времен до середины ХVI века / В. Д. Димитриев. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1983. - 109 с. - 0-40.

2. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Дохристианские верования чувашей. В.А. Сбоев, В.К. Магницкий, Н.И. Золотницкий.1908г.

3. Чуваши / [автор проекта, сост.-ред. А. И. Кузьмин]. - Чебоксары : ГУП "ИПК "Чувашия", 2008. - 472 с. : ил. - (Культурное наследие народов России). - Библиогр.: с. 463-465.

Глядя на отзывы своих статей в Дзене, пришел к выводу, что представители других народов очень плохо знают о чувашах. В основном они невысокого мнения о нас. Оно и неудивительно, наш язык для них не является понятным. Тем временем чувашские мифы и сказки рассказывают о сотворении всего мира, определяют вселенские явления, дают им названия, рассказывают об обустройстве всего живого на земле. Это говорит о нашей древнейшей и богатой культуре.

Нам есть что показать и рассказать всему миру. Надо оговориться, что это еще только первые попытки экранизировать чувашские мифы.

2) Мифы об устройстве мира.

4) Бог послал всем обитателям земли музыку.

5) Бог определял (раздавал) судьбу каждой живности.

7) Девушка на луне. В полнолуние на небесном светиле можно разглядеть девушку с коромыслом.

8) Чуваши помогали солнцу . Чуваши по мере своих сил способствовали некоторым явлениям природы.

9) Назначение и роль разных божеств в жизни чувашей: Пÿлĕхçĕ, Кепе, Пихампар , Аслати , Асамат кĕперĕ , Çил çемьи, Хĕртсурт и т.д;

Героическое:

10) Это конечно же, в первую очередь, мифы о великане, защитнике чувашей Улăп . На основе этого эпоса можно создать большую серию фильмов.

11) Туй Тупала . Настоящий герой способен преодолеть любые трудности и победить сильнейших врагов.

12) Рубаха из 77 цветов . Даже богатырям нужна помощь. Мудрые девицы приходят на помощь богатырю с заговоренным волшебным одеянием.

13) Иван богатырь и Алена Красавица . В этой сказке девица живет в волшебном дворце, охраняемом прирученными львами. Она сама является богатыршей, и способна победить сильнейших батырей.

14) Красная корова . Это период, когда погибла чувашская письменность и государственность.

15) Чемен . Покровитель и защитник чуваш.

16) Этикан и Утикан . Отец и сын, богатыри, приводят в равновесие обычный уклад жизни, нарушенный потусторонними тёмными силами.

Это только самые известные и оригинальные сказки на моё личное суждение.

17) Пикепе хăрхăм (Красавица и наложница). Показана ценность родственных отношений.

18) Диковинная вышивка (Дурацкая вышивка) . Мудрая девушка, проявляя смекалку, разруливает ситуацию, когда её возлюбленный привозит девушку в дом родителей на лошади. А там распространили слух, что она большая лентяйка и неумёха.

19) Умная девочка . Девочка в смекалке и уме соперничает с самим царем.

20) Кукша (Плешивый) . Имея непоколебимый дух можно из грязи подняться в князи. Рассказов про него большая куча

21) Вутăш . В окружении людей, рядом или за порталом, живут диковинные существа.

22) Шарапчăк . Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

23) Золотая сумка . Иногда в жизни людей появляются разные волшебные вещи, которые круто меняют судьбу человека.

24) Пройти под радугой . Пожелав превратиться в мальчика, девочка на лошади хотела проехать под радугой. По мотивам автобиографического произведения М. Трубиной.

Исторические:

25) Вслед за волком . Откуда и каким образом чуваши появились в Поволжье.

26) Падение Биляра . Как благодаря предателю враги покорили славный город Биляр.

27) Гусляр . Гусляр-чуваш помог Ивану Грозному одолеть город Казань.

28) Зов родины . Плененная пожилая чувашка не захотела жить в благополучной семье своей дочери, которая была годами ранее уведена в рабство, а позднее стала женой влиятельного мурзы.

29) За солью . Приключения чувашей в период пугачевского восстания.

30) Шупашкар. Начало . О возникновении и становлении города Чебоксары.

31) Сказание о китаеведе Бичурине . Сказ об Иакинфе Бичурине на основе географических карт . Имя Бичурина в Китае очень популярно, его там изучают с 3-го класса общей школы.

32) Просветитель чуваш . Сказ о просветителе И.Я. Яковлеве и экскурсия по его учительской школе в 3 Dформате. В этом году исполняется 150 лет создания чувашского алфавита.

33) Чапай . Сказ о легендарном полководце, которого знает и ценит весь цивилизованный мир.

34) Кăйкăр . О космонавте № 3 А.Г. Николаеве.


-11.7 °C


Здесь вы найдете избранные мифы чувашского народа. Большая часть легенд и мифов находится на чувашском языке здесь.

Легенды

  • Легенда о начале хлебопашества
  • Мост Азамата
  • Алмуш и Яппар
  • Как основан был город Казань
  • Каменный столб
  • Три солнца
  • Царица Пике

Предания

Пожертвовать

Давным-давно нам Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде.
Они гуляли по Земле и не надо было им думать о теплой одежде.
По всей Земле росли сказочные деревья,которые круглый год в избытке давали людям пищу. Но нашлись люди, которые не смогли достойно оценить "теплую жизнь":
Показать полностью.
"Очень жарко,дышать не чем. Так дальше жить нельзя. Надо оставить одно солнце, а остальные убить." - капризничали они.
Белобородые старики остерегали этих людей: "Нельзя причинять зла солнцам, от этого будет много бед и несчастий". Но не послушались капризные люди и, позвав
меткого охотника приказали ему убить стрелой из лука одно солнце. Охотник стал противиться им: "Старики запрещают убивать солнце". Но люди пригрозили убивать самого охотника, если он не выполнит их приказ. Испугавшись их угроз, охотник натянул свой могучий лук и прицелившсь пустил длинную стрелу. Со свистом полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. "Убей и второе солнце", - приказали капризные люди охотнику. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей уплыло далеко от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника.
Погода стремительно стала холодать. Испугались люди: деревья померзли и детишки стали умирать от холода и недостатка пищи. Поля покрылись снегом, а вода сковалась льдом -пришла Зима! В большом страхе побежали люди к белобородым старика за советом.
Старики ответили:" Не послушав нас вы накликали непоправимую беду. Нельзя воскрестить потухшие два солнца. Выжившее солнце людям больше не доверяет.
Надо добрыми делами вернуть доверие солнца к людям,может после этого оно вернётся к нам.".
"Мы готовы выполнить любые Ваши советы,лиш бы солнце к нам вернулось", - взмолились люди.
Согласились старики помочь людям и дали такой совет:
"Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что к людям вернулся рассудок и они просят прощения, возмет и приплывет к нам по ближе. ".

Читайте также: