Легар композитор биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Биография

Ранние годы и начало творчества

Легар родился в австро-венгерском городе Комаром (сейчас это Комарно, Словакия), в семье военного капельмейстера. Среди предков Легара были немцы, венгры, словаки и итальянцы [3] .

Уже в пять лет Легар знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. В 12 лет поступил в Пражскую консерваторию по классу скрипки и в 18 лет закончил её (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему заняться композицией.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в театре Бармен-Эльберфельда, затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Одним из скрипачей в оркестре был молодой Лео Фалль [4] . В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888—1902).

В 1898 году в Будапеште умер отец. Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка (австро-венгерской армии). 1 ноября 1899 года полк перевели в Вену. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов и маршей. Некоторые из них, например, Gold und Silber (Золото и серебро, 1899), стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара, он становится известным композитором и музыкантом.

В 1903 году Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил Софи Пашкис (Sophie Paschkis), бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет (Meth). Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался ещё много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

Директора даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Но актёры театра, с увлечением репетировавшие спектакль, поддержали молодого автора.

Милый маэстро! Я не могу сказать, как я счастлив, что мог узнать Вас близко и восхищаться Вашей человеческой добротой так же, как мелодиями Вашей всемирно известной музыки… Почувствуйте дружеское рукопожатие Вашего друга — Пуччини.


30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Это был апогей его всемирной славы. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка

Последние годы (1934—1948)





75-летие (30 апреля 1945 года) Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.

Свой дом в Бад Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.

Увековечение памяти



В честь Легара названы:

  • театр в Бад Ишле;
  • улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
  • ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ.Lehar Days ) [12] ; 85317 Lehár (1995).

Он — почётный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В парке у венской ратуши поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из его оперетт занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

Биография

Пятилетний Франц Легар с матерью Христиной. 1875

Франц Легар родился в австро-венгерском городе Коморн, в наши дни этот город разделён на две части — словацкое Комарно и венгерский Комаром. Будущий композитор был первенцем в семье военного капельмейстера Франца Легара-старшего и его жены Христины Нойбрандт. Среди предков Легара были немцы, венгры, возможно — славяне. В семье, кроме Франца, родились ещё трое младших детей — Анна-Мария (Маришка), Антон (1876—1962) и Эмми. Языком общения в семье был венгерский.

Уже в пять лет Франц-младший знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. Начальное образование он получил в Будапештской гимназии, одновременно занимаясь музыкой под руководством Иштвана Томки. Потом два года изучал немецкий язык в чешской Моравии. В 12 лет Легар поступил в Академию музыки Богемии (ныне Пражская консерватория) по классу скрипки, учителем его был Антонин Бенневиц. Закончил обучение в 18 лет (1888). Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему оставить скрипку и заняться композицией. Уроки композиции Легар брал у Фибиха втайне от отца, который считал, что, став скрипачом, сын обеспечит себе настоящий заработок.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в Бармен-Эльберфельде (1888 год), затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Чтобы не платить театру неустойку при разрыве контракта, Легар попросил отца устроить ему призыв в армию. Одним из скрипачей в венском оркестре был молодой Лео Фалль, ставший другом Легара. В австрийской армии Легар числился 14 лет (1888—1902).

Начало творчества (1894—1902)

Легар — военный капельмейстер. Орден он получил в 1894 году за блестящее выступление в честь визита германского императора Вильгельма II

Первые оперетты (1902—1904)

В 1903 году Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил 25-летнюю Софи Пашкис (Sophie Paschkis, 1878—1947), бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет (Meth). Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался ещё много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

Прослушав только первые такты моей музыки, директора театра Карчаг и Вальнер заткнули уши и закричали:

— Это ужасно! Это не музыка! Это призрак банкротства! Эти музыкальные новшества у нас успеха иметь не могут! Где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую хотят увидеть и услышать наши зрители в каждой оперетте?

Директора заявили, что нужно вернуть Хойбергера, у него трезвая голова, он не будет делать ненужных экспериментов, или пускай пригласят другого композитора, например, Рейнхардта или Хельмесбергера. Но Виктор Леон был твёрд. — Как вы не понимаете, — сказал он, — что оперетта с этой музыкой будет самой большой удачей в вашей антрепренёрской жизни?

Настаивали на том, чтобы Легар продолжал работу над опереттой, и будущие исполнители главных ролей — Мицци Гюнтер и Луи Тройман. Все актёры согласились репетировать после представлений, по ночам. Оплачивать декорации и костюмы дирекция отказалась. Директора продолжали сомневаться в успехе и даже предложили Легару 5000 крон, если тот откажется от контракта. Легар чуть не согласился на условия дирекции, однако Гюнтер отговорила его. На всякий случай театральных критиков на генеральную репетицию не пустили.

Поиски нового жанра (1910—1918)

Легар в своём венском кабинете, 1918 год

Легар, захваченный общим милитаристским подъёмом, написал несколько патриотических песен и маршей, устраивал концерты для раненых солдат. Тяжело ранен на русском фронте брат Антон. Франц сутками дежурил в полевом госпитале у его постели; Антон выжил, вернулся на фронт, закончил войну полковником и бароном, вскоре стал генерал-майором.

Милый маэстро! Я не могу сказать, как я счастлив, что мог узнать Вас близко и восхищаться Вашей человеческой добротой так же, как мелодиями Вашей всемирно известной музыки… Почувствуйте дружеское рукопожатие Вашего друга — Пуччини.

Неожиданная смерть Пуччини в 1924 году положила конец их переписке.

Нам нужен биограф, человек, который берёт на себя труд объяснить нам — нас! Теперь, конечно, я знаю, что за тип этот Франц Легар, почему у меня сверкает оркестр, почему были женщины, несчастные, обречённые на молчание женщины, которые меня ценили, и чьим молчаливым чувствам я дал голос в Легар-вальсах. Я вижу из книги, что мои жизненные приключения уже являются опереттой или фильмом. Боже мои, я удивляюсь, сколько всего произошло! Сколько огня, сколько золы…

Второе, дополненное издание книги Дэчея появилось в 1930 году (к 60-летнему юбилею Легара), одновременно с книгой воспоминаний Антона Легара, брата композитора. При жизни Легара были опубликованы около десятка детальных исследований его жизни и творчества; позже такие исследования выходили в Австрии, Венгрии, Германии, России, Румынии, Швейцарии, Великобритании, Франции, США, Италии и др.

В ноябре 1929 года только в Берлине в семи театрах шли девять оперетт Легара, в Европе на Рождество число постановок превысило 500. 30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Это был апогей его всемирной славы. Повсеместно по всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера в знак признания заслуг композитора исполнялась только его музыка. Весной 1931 года Легар покинул Берлин и вернулся в Вену.

Последние годы (1934—1948)

Геббельс (справа) даёт указания композиторам (1936). В центре — Легар, слева — музыкальный издатель Бернхард Герцмански (который два года спустя попадёт в концлагерь Дахау). Фотография из Федерального архива Германии.

Имре Кальман возлагает венок на могилу Легара, 1949

В начале апреля 1945 года Легар в освобождённой Вене встретил советских солдат, которые собрали для него вещмешок с запасом консервов, муки, сала, хлеба и сахара. Своё 75-летие (30 апреля 1945 года) Легар отметил в Бад-Ишле (попавшем в американскую зону оккупации Австрии) в обществе американских солдат, сапёров из Rainbow Division, просивших у него автографы.

23 января 1946 года Легар и Софи уехали в Швейцарию лечиться и провели два года в Цюрихе. В мае 1947 сюда приехал Таубер, они вместе строили планы новых постановок и записей. В августе Таубера пригласили в Лондон, и друзья расстались — как оказалось, навсегда (Таубер умер полгода спустя). Семь лет нацистского террора не прошли бесследно для Софи; 1 сентября 1947 года у неё отказало сердце. На помощь Легару приехала из Будапешта сестра Эмми, недавно овдовевшая.

Свой дом в Бад-Ишле Легар завещал городу; там сейчас музей Франца Легара. В своём завещании Легар запретил неавторизованные переделки своих произведений — они должны исполняться в том виде, в каком были написаны.

Оценки и память

Австрийская юбилейная монета в 25 шиллингов к 100-летию Легара (1970)

Вопреки политическим катаклизмам и бурной смене стилей в мировом музыкальном театре, Легар на протяжении более столетия остаётся главным триумфатором жанра. Оперетта в его понимании оказалась ёмкой театральной формой для воплощения гуманистических ценностей человечества именно в тот кризисный период, когда они или отвергались, или подвергались деструкции, испытывая давление новых художественно-идеологических течений.

В честь Легара названы:

  • театр в Бад-Ишле (Kreuzplatz, дом 16);
  • улицы в Комарно и в других городах Австрии, Германии и Голландии;
  • ежегодный международный фестиваль оперетты в Комарно (англ. Lehar Days);
  • астероид 85317 Lehár (открыт в 1995 году).

Он — почётный гражданин городов Вена, Шопрон и Бад-Ишль. В городском парке Вены (Stadtpark) поставлен памятник Легару. В Вене есть и его музей-квартира (Вена 19, Хакхофергассе 18).

Оперетты Легара стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. В Бад-Ишле регулярно проводятся памятные мероприятия, посвящённые композитору — например, в 1978 году состоялся легаровский научный конгресс, в 1998 был организован гала-концерт с участием крупнейших оперных знаменитостей.

Легар изображен на венгерской почтовой марке 1970 года.

Памятники Легару

Вена Памятник Легару в Вене (деталь) Комарно Бад-Ишль Лученец

Творчество

Отличительной чертой легаровской музыки является искренний, романтический лиризм, виртуозное мелодическое богатство оркестровки. Не все либретто легаровских оперетт достойны его музыки, хотя Легар немало экспериментировал в этом отношении, стремясь отойти от фарса в сторону реальной драмы и искренних чувств.

Эти отзывы дают представление о восприятии музыки Легара его соотечественниками и современниками, воспитанными на старой опереточной школе.

«С „Веселой вдовой“, — писал Легар через несколько лет, — я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен

Интересная история связана с главным номером оперетты - "Lippen schweigen" (или "Вальс из "Веселой вдовы"). Мало кто знает, но он не был частью спектакля до тех пор, "пока их число не перевалило за сто". Вальс существовал в виде оркестрового фрагмента. На первых представлениях оперетты публика неизменно требовала повторения вальса, и создатели поспешили заполнить нишу, переделали его в песню, подогнав слова.

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Франц Легар , родился 30 апреля 1870 г. в Комаром в Австро-Венгрии (сегодня Комарно в Словакии ) и умер 24 октября 1948 г. в Бад-Ишле ( Австрия ) - австрийский композитор венгерского происхождения .

Резюме

биография

Предки Легар были до начала XVIII - го малых фермеров века Lesnitz и Brünnles , недалеко Хоенштадта в Моравии Севера. Имя Легар указывает на чешское происхождение семьи. Случайные назначения, отец Франца Легара познакомился с молодой венгерки Кристиной Нойбранд, на которой он женился в Комарно в 1869 году. На следующий год родился Франц Младший.

Ее родной язык - венгерский . Немецкий язык армии, Франц становится двуязычным рано, но он всегда практиковал венгерски, его родной язык до его смерти. Он продолжит подписывать свое имя по-венгерски, сначала фамилией ("Lehár Ferenc"), с диакритическим удлинением знака на "a" (á).

В его военной брошюре мы можем прочитать, что он ростом 1,65 метра, у него голубые глаза, светлые волосы, он говорит и пишет на немецком, венгерском и богемском языках (вариант чешского языка) и что он живет в Шенвальде, Моравия.

Его языковые навыки также позволили ему хорошо понимать другие славянские языки. Затем он выучил итальянский язык во время своего пребывания в Пуле (современная Хорватия), где работал военным дирижером . Он становится другом Пуччини и других итальянских композиторов , обменивается опытом и партитурами . Его английский, однако, очень плохой, хотя он очень хорошо может отличить хорошие переводы своих оперетт от плохих. Но эмигрировать в США или Великобританию недостаточно.

Эрнст Деси, первый биограф Легара, цитирует неизвестную семейную легенду о том, что Легар произошел от маркиза Ле Харде, члена Великой армии , захваченного русскими, которые бежали в северную Моравию и нашли убежище у крестьян.

Франц Легар сначала учился игре на фортепиано . Его талант раскрывается очень рано. В 11 лет он написал свою первую песню. В 1880 году его отец был переведен в Будапешт со своим полком, и Легар посещал школу отцов- пиаристов, а затем гимназию в Штернберке .

В 1882 году он поступил в Пражскую консерваторию и, согласно желанию своего отца, изучал скрипку у Антона Бенневица, теорию музыки у Йозефа Ферстера и композицию у Антонина Дворжака, который поощрял его к упорству. Иоганнес Брамс рекомендует его профессору Мандичевски , одному из самых уважаемых и влиятельных людей того времени.

Легар начал свою музыкальную карьеру как оркестровый музыкант в Вуппертале . Он становится самым молодым военным капельмейстером (дирижером) австро-венгерской армии (знаменитая " KuK Armee "). В Вене он играл в оркестре отца и, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, стал его преемником. Эта карьера привела его в Пулу , Триест , Будапешт, а с 1899 по 1902 год - в Вену . Вена стала его приемной родиной, и благодаря большим успехам он вскоре смог жить исключительно своими произведениями, почти полностью посвятив себя оперетте .

По его первым двум опусам, Wiener Frauen и Der Rastelbinder, он считается будущим мастером оперетты. С всемирным успехом La Veuve joyeuse (1905) его известность только увеличилась, подкрепленная новыми успехами: Le Comte de Luxembourg , L'Amour tzigane и Eva .


За эти годы Легар приобрел колоссальное состояние. Он купил Schikaneder-Schlössl в Вьен-Нусдорфе в 1931 году. Эта огромная резиденция принадлежала Эмануэлю Шиканедеру . Он также приобрел виллу в Бад-Ишле , одном из самых важных спа-курортов в Европе, недалеко от озера Сен-Вольфганг , известного своим Auberge du Cheval Blanc .

После неудачной поездки в Будапешт в 1943 году Легару разрешили поехать с женой в Швейцарию . Он страдает заболеваниями желчевыводящих путей, почек, желез и глаз, а также пневмонией. Пара все же провела последние месяцы войны в Бад-Ишле. После окончания Второй мировой войны Легар полностью отказывается от отношений с Третьим рейхом .

Его жена умерла 3 августа 1947 года в Цюрихе. Огорченный композитор решает прекратить двухлетнее пребывание в Швейцарии. В августе 1948 года он вернулся в Бад-Ишль, который встретил его триумфально и сразу стал почетным гражданином. Он умер там 24 октября 1948 года и покоится там, в семейном склепе вместе со своей женой и матерью, напротив могилы Ричарда Таубера , своего любимого тенора, и в нескольких метрах от могилы Оскара Штрауса , композитора Rêve de valses. .

За несколько дней до своей смерти Легар принял все меры, чтобы его вилла была превращена в музей.

Читайте также: