Ледовый поход балтийского флота 1918 кратко

Обновлено: 04.07.2024

После подписания в марте 1918 года Брест-Литовского мира над Балтийским флотом нависла угроза: корабли стояли в Финляндии, к которой стремительно приближались немецкие войска. Финский залив ещё был покрыт льдом, поэтому переход считался крайне затруднительным. Капитану Алексею Щастному удалось увести практически из-под носа у противников 200 кораблей.

Весной 1918 года русские солдаты, измученные войной, терпели одно поражение за другим. В тылу в это время большевики, получившие власть, пытались разобраться с колоссальным количеством проблем. Одной из ключевых стала судьба Балтийского флота, который насчитывал в общей сложности порядка 100 тысяч человек.

Дело в том, что флот постоянно рисковал попасть в руки противников: сперва корабли базировались в Ревеле (сейчас это город Таллин), однако наступление немецких войск в Эстонии заставило командование сменить место дислокации. С помощью ледоколов Балтийской флот не без труда проложил себе дорогу в Гельсингфорс (шведское название города Хельсинки, которое использовалось в Российской империи), расстояние до которого составляет порядка 80 километров. Немцы, как следует из официальных отчетов командования, предприняли попытку атаковать береговые батареи, приблизившись к ним по льду, однако их отряд был отброшен.

1.jpg

Гельсингфорс в это время тоже вряд ли можно было назвать безопасным местом для кораблей, несмотря даже на то, что в городе находился штаб командования Балтийского флота. При этом потеря кораблей была бы для только что установившейся советской власти настоящей катастрофой — страну раздирали внутренние противоречия, на пороге стояла Гражданская война, а боеспособной Красной армии сформировать у тому моменту ещё не успели. Стратегически Балтийский флот был одним из главных козырей большевиков в предстоящей борьбе за власть.

2.jpg

Исследования историков показывают, что в этот момент командованию Балтийского флота поступали разные указания: в частности, Ленин требовал увести корабли, а Троцкий — оставить их для помощи финской красной армии. Поступило и альтернативное предложение от британцев — уничтожить корабли, чтобы они не достались никому. На специальном совещании решили действовать по плану Ленина, то есть попробовать эвакуировать корабли из Финляндии. Специально для этой операции придумали должность начальника Морских сил на Балтике. Её тут же занял опытный капитан I ранга Алексей Щастный.

3.jpg

4.jpg

Краткий курс истории. Ледовый поход Балтийского флота

За несколько дней до подписания Брестского мира (3 марта 1918 года) корабли Балтийского флота оказались под угрозой захвата германцами. Тогда был занят южный берег Финского залива, в результате чего создалась угроза Ревелю (русское название Таллина). А между тем в условиях разворачивающейся Гражданской войны в России и готовящейся иностранной интервенции значение Балтийского флота для обороны Петрограда было сложно переоценить. В связи с этим советское руководство приняло решение о перебазировании кораблей в тыл, на стратегическую базу Кронштадт – Петроград. Льды не позволяли осуществить быстрый перевод кораблей в Кронштадт. Чтобы преодолеть препятствие, использовали ледоколы, которые направили корабли в Гельсингфорс, что на другой стороне Финского залива. В ночь на 24 февраля германские войска предприняли неудачную попытку помешать движению каравана.

Краткий курс истории. Ледовый поход Балтийского флота

В ледовой обстановке

Краткий курс истории. Ледовый поход Балтийского флота

Расстрел за спасение

Существует версия, согласно которой Троцкий стремился к уничтожению Балтийского флота, к тому же призывали и англичане. Однако Щастный, как истинный моряк и офицер, решил флот спасать. 12 марта, следуя за ломающими сплошные льды ледоколами, двинулся первый из трех отрядов русских кораблей. 5 и 7 апреля выдвинулись оставшиеся отряды. Вся операция проходила в условиях реальной военной угрозы и отдельных столкновений. Щастный сумел спасти 226 кораблей и судов Балтийского флота. В мае 1918 года за организацию Ледового похода офицера наградили орденом Красного Знамени. Однако Троцкий все еще считал необходимой ликвидацию флота, причем не только Балтийского, но и Черноморского. Конечно, моряки, которые с таким трудом спасали свои корабли, пришли в бурное негодование. По приказу Троцкого Щастный был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в ночь на 22 июня 1918 года. Это был первый случай в Советской России после восстановления смертной казни 13 июня 1918 года.

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками. Корабли необходимо было срочно перебазировать из Эстонии и Финляндии в Кронштадт, однако этому мешали сковавшие Финский залив льды. В тяжелейших погодных условиях начальнику Морских сил Балтийского моря Алексею Щастному удалось спасти 236 кораблей и судов. Но итогом блестящей операции, которую позднее окрестили Ледовым походом, стал расстрел капитана. Как были спасены корабли Балтийского флота и почему главного героя похода приговорили к смерти — в материале RT.

Реальная угроза

После срыва Брестских мирных переговоров 18 февраля 1918 года Германия начала своё наступление в Прибалтике. Немцы планировали сформировать в России прогерманское правительство после того, как завладеют Петроградом. Но для достижения поставленной цели им необходимо было захватить либо уничтожить корабли Балтийского флота, которые мешали нанести удар по революционному Петрограду.

Германия возобновила свои боевые действия в крайне тяжёлый для флота момент: по указанию революционного правительства, часть матросов были отправлены на сушу для поддержки Красной армии, а часть самостоятельно покинули корабли, отправившись по домам. Многие офицеры были расстреляны в первые недели революции, некоторые из них ушли воевать на стороне Белого движения. Императорский флот разваливался на глазах, а Социалистический рабоче-крестьянский Красный флот ещё не был сформирован.

К концу 1917 года часть Балтийского флота, расположенная у берегов Эстонии и Финляндии, насчитывала 236 кораблей. Потеря этих судов могла ощутимо ослабить силы Советской России. Поэтому было принято решение спасать флот любой ценой.

Зима 1917—1918 годов выдалась очень суровой, толщина льда в некоторых местах доходила до 60—70 см, а команды судов были не до конца укомплектованы — ощущалась сильная нехватка людей.

Несколько дней спустя, 3 марта 1918 года, был заключён Брестский мирный договор, согласно которому Советская Россия обязана была освободить порты Финляндии и Прибалтики или немедленно разоружить все корабли, которые там находятся.

В условиях нестабильной политической обстановки поступали достаточно противоречивые распоряжения: Ленин считал необходимым увести флот, а Троцкий настаивал на обратном — оставить корабли для помощи финской Красной гвардии.

Щастный принял решение не отдавать корабли Балтийского флота противнику, а спасти флот и довести суда до Кронштадта. Капитан ещё не знал, что этим решением сам подписал себе смертный приговор.

Переправку кораблей в Кронштадт нужно было осуществить как можно скорее, потому что из-за разгорающейся в Финляндии гражданской войны советские суда могли оказаться под угрозой захвата.

Подвиг как преступление

Благодаря самоотверженности и героизму советских моряков в ходе операции удалось спасти 236 судов. Несмотря на подорванную дисциплину и царившие революционные настроения, ни одно судно не было потеряно.

Однако боеспособность флота значительно ослабла. Большинство кораблей были повреждены льдами или обстрелами, а деморализованные моряки, обессилевшие от постоянных тягот и неудач, представляли серьёзную угрозу для большевистской власти.


Корабли под новые задачи: как Россия планирует укреплять лидерство в Мировом океане

30 июля Россия отмечает День ВМФ. Главный военно-морской парад прошёл в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В праздничных мероприятиях в.

Примечательно, что для исполнителей плана ликвидации Балтийского флота власть не поскупилась открыть специальные счета в банке. Такие жёсткие и местами абсурдные меры позволили Москве устранить разногласия с Германией, взять под крыло остатки Балтийского флота и дать себе короткую мирную передышку для подготовки к предстоящим сражениям.

Ледовый поход Балтийского флота: как героизм и… подлость работали на Россию.

18 февраля 1918 года начался проходивший в два этапа (из Таллина (Ревеля) в Хельсинки (Гельсингфорс), а оттуда, в марте-апреле, – в Кронштадт) Ледовый поход Балтийского флота. Осуществлённая в самых неблагоприятных условиях под командованием мужественного морского офицера – капитана 1-го ранга Алексея Щастного, эта грандиозная операция спасла от немецкого плена и перспективы затопления, на чём настаивали лжесоюзники России англичане, 236 русских кораблей. Прежде всего – 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок. К началу Второй мировой войны в СССР появилось не так много новых боевых кораблей. Поэтому именно эти корабли бывшего императорского флота, особенно царские линкоры с их мощными дальнобойными орудиями, помешали во многом Гитлеру взять Ленинград. Это они, особенно эсминцы типа "Новик", вели тяжёлую борьбу с нацистами на Балтике и в северных морях, находились в составе флота и после войны.

Давайте же вспомним сегодня об этом беспримерном подвиге (спасение флота происходило в условиях революционного разложения экипажей и террора против морских офицеров, ущербного технического состояния судов, сложной ледовой обстановки), за который русский патриот Щастный заплатил – по причине закулисных международных интриг – своей жизнью. Вероятно, этот глубоко верующий человек и дворянин понимал, что вместо благодарности со стороны большевиков за сохранение нужного им и стране флота его ожидает смерть.

Как спасали Балтийский флот

Факты, лежащие на поверхности, таковы. По причине перехода немецких войск в наступление 18 февраля по всему развалившемуся благодаря большевистской революции фронту и их приближения к Таллину стоявшие в его порту русские корабли начали под руководством Щастного уходить 19 февраля в Хельсинки. Последние ушли 25 февраля – в день, когда немцы вошли в город. Однако уже в марте в Хельсинки сложилась аналогичная ситуация. Согласно подписанному 3 марта 1918 года Брестскому миру (статья V), большевистская Россия была обязана перевести свои военные суда "в русские порты и оставить там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружить". Во втором случае это означало, что русская армада должна была оставаться на месте под присмотром "незначительной команды" моряков и в любой момент могла быть захвачена прибиравшими к своим рукам Финляндию немцами.


Балтийский флот, Ледовый поход, 1918 год. Фото: Mary Evans Picture Library/Globallookpress

Понятно, что флот надо было снова спасать, и это опять было поручено Щастному. 12 марта в сопровождении двух ледоколов из Хельсинки ушли четыре линейных корабля и три крейсера, которые прибыли в Кронштадт 17 марта. 4 апреля финскую столицу покинул второй отряд Балтийского флота (два линкора, два крейсера, две подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля, за исключением вернувшейся обратно из-за поломки субмарины. С 7 по 11 апреля Щастный, официально назначенный 5 марта начальником Морских сил Балтийского флота (Наморси), с помощью четырёх ледоколов уводит из Хельсинки – прямо под носом у приближающихся к городу немецких войск – основную массу русских кораблей: 45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, шесть тральщиков, пять минных заградителей, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно. 20 апреля эта армада, не потеряв за время перехода ни одного судна, благополучно пришла в Кронштадт.

"Благодарность" Щастному

А уже в мае 1918 года по приказу наркомвоенмора Льва Троцкого Щастный был арестован и по "приговору" Революционного трибунала – "за преступления по должности и контрреволюционные действия" – 22 июня 1918 года расстрелян. Свою "вину" капитан 1-го ранга Щастный на "суде" не признал. Тело героя, отличившегося ещё в русско-японскую войну 1904–1905 годов при отражении атаки японских миноносцев на Порт-Артур и в битве в Жёлтом море, было захоронено в братской могиле на территории Всероссийского военного Братского кладбища близ Храма Всех Святых на Соколе в Москве.

Героического Наморси, дважды – в Таллине и Хельсинки – спасшего Балтийский флот, большевики расстреляли за то, что он спас его ещё и в третий раз – уже в Кронштадте и Петрограде.

Дело в том, что наибольшую угрозу Балтфлоту представляли не немцы, а англичане, всячески давившие на Щастного с тем, чтобы тот ещё в Финляндии затопил свои корабли. Эти главные организаторы и спонсоры русского бунта испытывали иррациональный страх перед тем, что, захватив Балтфлот, немцы усилятся на море, и тогда Британии несдобровать. Это во-первых. А во-вторых, они вообще хотели оставить Россию без флота, чтобы была покладистой – с большевиками или без – в будущем.

Идти против воли Лондона, от которого во многом зависело, удастся ли большевикам удержать захваченную власть, Ленину, Троцкому и Ко совершенно не хотелось, лишаться мощного Балтфлота – тоже. Как, впрочем, и иметь героев вроде пользовавшегося уважением моряков Щастного, не являвшегося большевиком.

Дьявольски хитрые красные вожди нашли из создавшейся ситуации "идеальный" выход. Они решили в последний раз воспользоваться Щастным, чтобы сорвать намерение англичан покончить с Балтфлотом уже в красной России, а затем – ликвидировать благородного героя, списав очередное спасение флота на, дескать, неуправляемого одиночку-идеалиста и спрятав таким образом концы в воду.

В чём суть интриги?

Итак, опасавшиеся захвата немцами теперь уже Петрограда и желая надолго лишить Россию флота на Балтике, британцы снова потребовали от советского руководства, с которым неформально у них были самые тесные отношения, уничтожить корабли. Они были готовы за это даже заплатить. Для команд подрывников кораблей англичане предлагали перевести в действовавший в Петрограде банк приличную сумму денег. В результате через 12 дней после завершения Ледового похода наркомвоенмор Троцкий прислал Щастному "секретный" приказ… подготовить флот к взрыву.

Троцкий и Ленин прекрасно знали, что Щастный никогда не согласится выполнять такие приказы, что их содержание обязательно просочится в гущу "революционных матросов", которые возмутятся планами советского начальства у них за спиной взорвать корабли.

На скоротечном судилище над Щастным Троцкий откровенно заявил: задача первого была "пропустить сведения о денежных вкладах во флот в широкие массы его, вызвать подозрения, что кто-то кого-то хочет подкупить за спиной матросских масс для каких-то действий, о которых гласно и открыто говорить не хотят". Этот революционер-фанатик, тесно связанный с американским капиталом, признал, что "таким путём Щастный делал совершенно невозможным подрыв флота…", и что за всей этой грязной историей стоял Лондон, так как "золото предлагали англичане, ибо дело шло о том, чтобы не сдавать флота немцам".

Кроме того, Троцкий, разумеется, обвинил Щастного в том, что тот "настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и советской властью", "сеял панику" и даже якобы собирался возглавить матросскую "диктатуру", "сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота". Понятно, что была ложь и что на честного и порядочного службиста Щастного решили просто повесить очередное неисполнение британских инструкций: мы, дескать, хотели сделать всё, как обещали, но он всё испортил, за что и был строго наказан. Смертью. Этот стиль вскоре станет нормой. У Сталина была ленинская школа.

Подводим итоги

Так закончилась жизнь спасителя Балтийского флота, подвиг которого в СССР замалчивался и который был "реабилитирован" лишь в 1995 году. Сам Щастный, конечно, нисколько не заблуждался насчёт уготованной ему роли, считая, что его гибель – это маленькая плата за спасение стоящего огромных денег и технологических усилий флота.

В предсмертной записке он написал:

В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину.

Его сын дожил до 2002 года. В предсмертном благодарственном письме своему адвокату Щастный назвал своё дело "безнадёжным по переживаемому моменту" – никаких иллюзий у него не было.

Казнённый, повторим, всё отлично понимал и был бы очень доволен, что большевики и после его смерти, будучи припёртыми англичанами к стенке, всё-таки не дали им уничтожить Балтфлот. Эта уже четвёртая по счёту попытка была поручена Лондоном легендарному британскому шпиону Сиднею Рейли, который был вхож до поры до времени в высокие кремлёвские кабинеты (их занимали бывшие подопечные британских спецслужб) и имел настоящее удостоверение сотрудника ЧК на имя Георгия Рейлинского. Этот тип родом из Одессы после казни Щастного заявился к командовавшему обороной Петрограда красному генералу Михаилу Бонч-Бруевичу с детальной схемой, как следует "правильно" разместить русские военные корабли в устье Невы, чтобы "немецкие" подлодки не отправили их на дно. Кивнув, видимо, Рейли головой, всё прекрасно понявший Бонч-Бруевич с дозволения начальства… поручил перевести корабли в акваторию, совершенно недоступную для субмарин и торпедных катеров. Излишняя предосторожность? Вовсе нет. В августе 1919 года британские самолёты и торпедные катера неожиданно атаковали ранним утром базу Балтийского флота в Кронштадте, отправив на дно и повредив часть стоявших там второстепенных судов.

Безусловно, англичане, как, впрочем, и немцы, от которых в ещё большей степени зависело до ноября 1918 года, удержат большевики власть над Россией или нет, разобрались, что их водят за нос. Поэтому через несколько месяцев теперь уже Черноморский флот после серии драматичных интриг, чтобы не обидеть ни немцев, ни бывших "союзников" – англичан и французов, большевикам пришлось, имитировав неповиновение части экипажей, разделить на две примерно равные части. И одну, предназначавшуюся для последних, – затопить в Новороссийске. Но это уже другая история, лишь косвенно связанная с Ледовым походом.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: