Лазутина профессиональная этика журналиста кратко

Обновлено: 03.07.2024

Лазутина, Галина Викторовна.
Профессиональная этика журналиста : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика"" / Г. В. Лазутина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2006 (Можайск (Моск.обл.) : Можайский полиграфкомбинат). - 237 с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-7567-0384-5 (В пер.)

Культура. Наука. Просвещение -- Печать -- Периодическая печать -- Российская Федерация -- Кадры.Профессия -- Воспитание кадров. Профессиональная этика -- Учебное пособие для высшей школы
Культура. Наука. Просвещение -- Радиовещание. Телевидение -- Российская Федерация -- Кадры.Профессия -- Воспитание кадров. Профессиональная этика -- Учебное пособие для высшей школ
Шифр хранения:
FB 2 06-3/307
FB 2 06-3/308
Электронный заказ

Укреплять доверие людей к СМИ: не допускать намеренного манипулирования сознанием аудитории, предоставлять возможность ответа на критику, публично принимать критику в свой адрес.

"Журналист – источник информации".

Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу не разглашать определенные сведения.

  1. Заботиться о непредвзятости публикаций, избирая в качестве персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть истолкованы как корыстные.
  2. Уважать своего героя как личность, проявляя в ходе общения с ним корректность и выдержку.
  3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (исключения – герой является публичной персоной, и его частная жизнь вызывает общественный интерес)
  4. Не искажать в материале жизнь героя

Воздерживаться в материале от заявлений и намеков, унижающих героя, а именно: по поводу расы, национальности, болезней и физических недостатков, от иронического обыгрывания имени, фамилии, деталей внешности, от упоминания о нем как преступнике, если это не установлено судом.

Не заимствовать у авторов идей, фактов, не навязывать своего соавторства.

  1. Уважать общность интересов и целей журналистского сообщества, предпочитая их целям политических партий или общественных организаций
  2. Заботиться о престиже профессии, не допускать уголовно наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, не использовать служебное положение в личных целях, не писать заказных статей.
  3. Приходить на помощь коллегам, особенно в случае нарушения кем-либо их профессиональных прав.
  4. Уважать авторские права коллег.

Уважать право коллег на мотивированный отказ от выполнения задания.

  1. Проявлять уважение к власти
  2. Оказывать информационную поддержку властным институтам, обеспечивать прямую и обратную связь с народом.
  3. Отстаивать право журналистов на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля за деятельностью властных структур.
  4. Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур.
  5. Разоблачать злоупотребления и проступки должностных лиц, работающих во властных структурах.
  6. Опровергать фактами не соответствующие действительности заявления политиков и чиновников.

Заботиться о критике и доказательности критики властных структур.

В заключение хотелось бы процитировать высказывание А. Симонова в бытность его председателем Фонда защиты гласности: "Если кодекс вашей компании будет заключаться всего в двух словах: "Не врать", я скажу, что это очень трудный, но замечательный кодекс…, что вы осмысленно, жестко и четко подошли к выполнению своей журналистской задачи, поставили себе невероятно высокую этическую планку… а если вы сможете это требование к себе хотя бы отчасти выполнять, так я буду просто вами восхищаться."

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста

Рассматриваются проблемы профессиональной этики журналиста в контексте жизненных ситуаций, автор объясняет их с позиций новой концепции морали вообще и
профессиональной морали в частности – концепции, основанной на понимании общества как саморегулирующейся системы
Предназначена для студентов факультетов журналистики вузов и колледжей.

Дипломная работа - Авторская позиция как выражение субъективного начала в журналистском тексте

  • формат pdf
  • размер 294.86 КБ
  • добавлен 09 декабря 2009 г.

Автор неизвестен. 37 с. Работа выполнена на основе анализа конкретных публикаций в СМИ. Содержание Введение Профессиональная этика журналиста: авторская позиция как выражение субъективности Профессиональные кодексы об объективности в журналистике Субъективность журналиста. Объективность как принцип деятельности Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за ее выражение Психологические приемы и способы проявления позиции журнал.

Журнал - Знак: Проблемное поле медиаобразования 2008 №1

  • формат pdf
  • размер 1.23 МБ
  • добавлен 07 сентября 2010 г.

Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста

  • формат doc
  • размер 308.49 КБ
  • добавлен 29 января 2009 г.

Учебник, полезный и при подготовке к экзаменам, и просто интересный практикующим журналистам. Содержит основные темы базового профессионального курса. Рассматривает особенности работы как в печатных СМИ, так и на телевидении и радио. Содержание. Глава 1. Слагаемые журналистской профессии (С. М. Виноградова) Информационно-коммуникационная деятельность у истоков мастерства Журналистский профессионализм: вехи становления Журналистика: призвание, р.

Кумылганова И.А. Профессиональная этика журналиста в США

  • формат pdf
  • размер 313.89 КБ
  • добавлен 15 октября 2010 г.

Электронный ресурс, Учебно-методические материалы к спецкурсу в МГУ им. М. В. Ломоносова Содержание Характеристика, цели и задачи спецкурса Журналистская этика: сущность, функции, проблемы Кодексы рофессиональной этики журналиста. Развитие профессиональной этики журналиста в США. Классические философские теории, на которых базируются курсы. Актуальные аналитические модели решения этических дилемм, признанные в сфере журналистского образования.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста

  • формат doc
  • размер 1.23 МБ
  • добавлен 05 октября 2009 г.

Миронова К. Журналист - интервьюер и профессиональная этика

  • формат rtf
  • размер 18.42 КБ
  • добавлен 03 апреля 2011 г.

Статья. Новосибирский государственный педагогический университет - 15 стр. Понятие интервью. Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, представляющими общественный интерес, обладающими актуальной информацией, пользующимися авторитетом, предназначенная для опубликования в печати, передачи по радио или телевидению. Обладает особой силой достоверности и убедительности, ибо содержит свидетельство, мнения авторитетного лица. Виды и.

Реферат - Деятельность журналиста в горячих точках

  • формат docx
  • размер 28.59 КБ
  • добавлен 26 октября 2009 г.

Работа журналиста в "горячей точке" - это клубок очень многих нераскрытых тем: журналистская этика в зоне конфликта и на войне вообще, правовые основы и их проблемы, профессиональные качества. Против снайпера, шальной пули, взрывных устройств, подложенных в салон автомобиля, и похищения людей бороться сложно. Журналисты, как и все остальные, даже чаще, могут стать их жертвой. Введение. Основная часть. Заключение. Список литературы.13 страниц.

Торалиева Г. Международные стандарты он-лайн-журналистики (практическое руководство для журналистов)

  • формат pdf
  • размер 1.21 МБ
  • добавлен 05 декабря 2011 г.

Пособие. - Бишкек, 2006. - 61 с. Содержание Интернет и журналистика Интернет в Кыргызстане Основные преимущества Интернет с точки зрения журналиста Использование ресурсов Интернет Международные стандарты он-лайн-журналистики Профессиональная этика международного журналиста Основные жанры международной он-лайн-журналистики Особенности написания информационно-аналитической статьи для он-лайн-издания Подготовка написания статьи Структура новостн.

Шпора - Этика журналиста к экзамену

  • формат doc
  • размер 483 КБ
  • добавлен 11 марта 2011 г.

Материал содержит готовые ответы к экзамену "Профессиональная этика журналиста". Рекомендовано для студентов журфака БГУ, но документ содержит множество общих сведений, полезных всем будущим журналистам; )rn

Шпоры по теории журналистики

  • формат doc
  • размер 285.2 КБ
  • добавлен 04 августа 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ ФАЙЛА: предмет, задачи курса, понятийный аппарат; профессиональные организации журналистов; основные законы о распространении информации, которые обязан знать журналист; понятие массовая информация; профессиональная этика журналиста и саморегулирование сми; злоупотребление свободой сми; проблема информационной безопасности в демократическом обществе; гражданская ответственность журналиста; идеологические, культурологические, рекреативн.


Недоверие аудитории в последнее время направлено на журналистскую профессию. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью современного социума. Общественность обвиняет журналистов в предвзятом отношении при публикации материалов, о привязанности к той или иной политической партии, о коммерческой направленности публикационных материалов и т. д. Это все говорит о нарушениях профессионального кодекса чести представителей журналисткой профессии. Рассмотрим сущность журналистской этики и ее основные каноны.

Этика, как философское понятие, является наукой, которая рассматривает основные принципы морали в современном социуме [3, с. 237]. Относительно журналистской профессии, этика определяется стандартами журналистского профессионального поведения. Журналистская этика направлена на соединение нравственных принципов и ценностей со свободой выбора в публикационной деятельности. Нравственные конфликты, возникающие на данной почве, находят свое отражение в профессиональной морали. Из этого можно сделать вывод, что существует два понятия, относящиеся к этике в данной профессии: журналистская этика, которая направлена на выявление этических проблем при отборе материалов для публикаций, и этика в журналистике, которая направлена на выполнение требований декларации принципов профессионального поведения журналистов.

Журналистская этика направляет современных журналистов на принятие решений в нестандартных ситуациях, когда стоит выбор между увлекательностью материала и этической составляющей. Журналисты в публикационной деятельности должны ориентироваться на принципы этического кодекса. В то же время, журналистская этика дает индивидуальную свободу публицистам при написании журналистского произведения. Современный журналист сам выбирает манеру своего поведения: этичную или неэтичную. Следует определить составляющие этичной модели поведения представителей журналистской профессии.

Одним из важнейших принципов журналистской этики является правдивость преподносимой информации. Зачастую сотрудники редакций ради получения сенсации, увеличения рейтингов издания, повышения читательского интереса публикуют откровенную ложь и клевету [2, с. 27]. Так же журналист несет ответственность за способ получения информации. Журналистская этика предписывает получение информации честным путем, не злоупотребляя доверием источника информации [6, с. 2]. Исследователь Д. С. Авраамов считает, что правдивое изложение информации прямая обязанность журналиста. Представители журналистской профессии обязаны излагать факты, не нарушая подлинный смысл полученной информации, давая общественности правдивые и объективные данные [1, с. 240].

Журналист должен доносить до общественности только ту информацию, источник которой проверен и известен ему. Получение информации должно быть законным. При получении конфиденциальным путем информации, журналист обязан сохранять анонимность источника.

При использовании в написании журналистского произведения материалов скрытых видео- и аудиозаписей, журналист обязан проверять законность получения этой информации. Подобные материалы журналист вправе использовать в своих публикационных произведениях только в случаях, если: записи не нарушают права и свободы гражданина; существует необходимость защиты общественных интересов и приняты меры против идентификации посторонних лиц; демонстрация записи происходит по решению суда [2, с. 70].

Представители журналистской профессии обязаны уважать достоинство и честь объектов своего профессионального внимания. Журналисты не имеют права пренебрежительно относиться к взглядам общественности на расу, цвет кожи, национальность, социальный статус и прочее; употреблять оскорбительные выражения в адрес общественности; наносить моральный вред социуму словом; публиковать частную жизнь без разрешения объекта публикации [4, с. 205].

В журналистской этике существует понятие конфиденциальности. Журналистская этика предполагает неразглашение тайны источника информации, если такое условие поставлено. При проведении журналистских расследований редакция не имеет права публиковать сведения о лицах, не достигших совершеннолетнего возраста, без согласия на это родителей или попечителей [2, с. 70].

Журналистская этика подразумевает отказ от фальсификации добытых сведений. Журналист не имеет права распространять слухи под видом достоверной информации.

Таким образом, принципы поведения направлены на регламентирование нравственных и безнравственных поступков представителей журналистской профессии. Журналистам недопустимо публиковать информацию, в которых преследуется личная заинтересованность или открытая поддержка тех или иных политических взглядов. Журналист должен быть объективен в своих рассуждениях.

Принципы журналисткой этики должны реализовываться в следующих взаимоотношениях.

Во-первых, взаимоотношения с аудиторией. Журналист обязан ориентироваться на ценности, сферу интересов, взгляды общественности при создании журналистского произведения.

Во-вторых, взаимоотношения с источниками информации. В данном вопросе журналист взаимодействует в двух направлениях: открыто и скрыто. Если источник информации общедоступен и не имеет ничего против открытой публикации, то это открытая форма работы с источником информации. Так же при открытой форме работы с источником информации журналист обязан очерчивать круг проблем, о которых собирается писать. Скрытая работа с источником информации — это наблюдение за источником информации. Но здесь следует соблюдать права и законные интересы тех, за кем наблюдают. Источники информации в журналистской деятельности бывают индивидуальными, коллективными и документальными. Индивидуальным источником информации выступает любой член общества, имеющий ту или иную информацию, интересную общественности. К коллективному источнику информации можно отнести участников круглых столов, совещаний, конференций, деловых встреч и прочее. Данный источник информации ценен тем, что журналист на подобных встречах имеет возможность выслушать различные точки зрения на интересующую информацию. Документальный вид источника информации является самым надежным и проверенным. Документ является зафиксированными знаниями и доказательствами. Для использования документального источника информации, журналисту следует получить разрешение от автора или владельца документа [2, с. 38].

В-третьих, объект публикации. Представители журналистской профессии не имеют право выбирать в качестве персонажа своей публикации близких людей. В данном случае будет нарушен принцип объективности журналистского произведения. В редких случаях допускается публикация о близких и родных людях с разрешения редакционного совета и при наличии веских доводов в пользу публикации.

В-пятых, взаимоотношения с редакционным коллективом. Основополагающим принципом в подобных взаимоотношениях является сохранение профессиональных тайн. Культурой таких взаимоотношений выступает правило: журналист не имеет права печататься в других средствах массовой информации без согласования с редакционным коллективом.

В-шестых, взаимоотношения с коллегами. Главенствующим принципом здесь является соблюдение иерархии в трудовом коллективе. Корпоративная этика подразумевает ответственность журналиста перед коллективом за свои правомерные/неправомерные действия в получении информации. Журналист должен ощущать себя частью коллектива.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что требования журналистской этики становятся канонами во взаимоотношениях между журналистом и аудиторией, коллегами, руководством, источником информации, автором и героем журналистского творчества. Взаимоотношения с аудиторией, источником информации и героем журналистского творчества связаны с действиями журналиста в социуме. Взаимоотношения с коллегами, редакцией связаны с профессиональной деятельностью и служебной этикой журналиста [2, с. 30].

Журналистская этика неразрывно связана с правовыми нормами. Нередко между ними обыватели не проводят четкие грани. Тем не менее правовые нормы регламентируются органами законодательной власти, в то время как журналистская этика регламентируется стандартами профессиональных сообществ [5, с. 209]. Таким образом, можно говорить, что правовые нормы являются внешними, а этические — внутренними.

Тем не менее, несомненное сходство в двух понятиях — этика и право — это наказание за нарушения канонов. С правовой стороны — это наказание с участием правоохранительных органов в соответствии с Законодательством Российской Федерации. Со стороны этики — это наказание в соответствии с инициативами профессиональной общественности.

Свобода массовой информации не должна подвергаться злоупотреблению. Разглашение тайны, сведений государственного значения, экстремистской направленности, пропаганде насилия, жестокости, порнографии не должны присутствовать в журналистских материалах.

1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2. Ворошилов В. В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. — СПБ.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

3. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. М.,1997.

4. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2011.

6. Хартия телерадиовещателей // Телевидение и радио. 6 мая 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): журналистская этика, источник информации, журналист, журналистская профессия, взаимоотношение, журналистское произведение, получение информации, журналистская деятельность, журналистское творчество, массовая информация.

Похожие статьи

Значение и применение жанров в журналистике | Молодой ученый

Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере

В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию. Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего.

Реклама и журналистика: общее и различное | Статья в журнале.

Журналистика является полисистемой СМИ, то есть, включены в многофункциональные общественные институты, такие, как интернет, печатная продукция, радио и телевидение. Можно говорить о том, что при изучении эффективности журналистской деятельности необходимо.

Особенности работы радиожурналиста | Статья в журнале.

. журналистская деятельность, журналистское творчество, звуковая мизансцена

Дрон-журналистика как метод сбора информации. Он верил, что в будущем БПЛА будут

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к.

Жанр журналистского расследования и его функционирование.

Журналистское расследование — жанр криминальной журналистики, основой которого является долговременное исследование

Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения. В то же время журналист и журналистика в целом являются неотъемлемой частью.

Дрон-журналистика как метод сбора информации

Впервые термин “дрон-журналистика” активно начал использоваться средствами массовой информации благодаря американскому журналисту по имени Тим Пул.

Как и в случае c экшн-камерами, новая технология не влияет на жанровые рамки журналистских материалов.

Профессия главный редактор: взгляд профессионалов

главный редактор, редактор, журналистское творчество, редакционно-издательский процесс, продвижение издания, журналист, Хороший редактор, идейно-творческая концепция издания, область журналистики, взгляд.

Украинская медиакритика: демократический потенциал.

Медиакритика как одна из составляющих украинской массмедийной среды. Медиакритика (журналистская критика средств массовой информации) – сравнительно новое явление, стоящее на рубеже между теорией и практикой СМИ.

Бренд-журналистика — новое направление в маркетинге или.

При этом, с журналистикой этот метод связывал не только принципиальный подход, но и то, что создание информации о компании-бренде требовало профессиональных журналистских инструментов, навыков и стиля.

Читайте также: