Лакей князя переметьева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Старый князь не хочет даже думать о новом законе, поэтому сыновья и снохи, чтобы не расстраивать отца, разыгрывают целый спектакль с участием мужиков. Основная масса соглашается участвовать в представлении только за определенную плату, поемный луг. А вот Ипат, оказывается, больше всех радуется этому событию.

Так, может быть, этому крепостному вольготно жилось при старой власти и поэтому он не хочет ничего менять? Но, вчитываясь в строки, невольно начинаешь понимать, насколько холоп был несчастлив, однако совсем не осознавал этого.

Даже в старости он продолжал терпеть и радоваться вниманию со стороны хозяев жизни. Уже согнутого старика приказали посадить на пятерку лошадей, дали в руки скрипку и заставили играть. А на дворе была метель. Вскоре замерзающий старик упал с лошади, а сани переехали его. Но и здесь он не винит своего князя, а с умилением рассказывает, что к ночи о нем вспомнили и подобрали. Пережив все это, холоп, переживает, что может получить волю. Он настолько привык к такой жизни, что другой ему не надо.

Несмотря на эти непривлекательные черты характера, в нем угадывается тонкая душевная натура. Разве можно найти среди крепостных тех, кто мог играть на скрипке? А Ипат играл в мороз, так как князь Утятин любил музыку. При других обстоятельствах из него мог получиться человек, отличающийся верностью, трудолюбием, усердием и музыкальностью.

Такие покорные, молчаливые рабы были не редкость в то время. Для них новые реформа равнялись смерти. Они не меняли свою жизнь, а оставались дальше служить господам и покорно выполнить все прихоти и желания. В этом заключалась горькая правда, которую не хотели признавать в послереформенной Руси.

Главные герои


Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом Онисимович и Пров — эти семеро странников являются собирательным образом русских крестьян. Они временнообязанные, то есть уже не крепостные, но за пользование землёй обязаны были нести повинности в пользу помещиков, которые раньше были их владельцами.

Другие персонажи

Крестьяне и холопы

Ермил Ильич Гирин — крестьянин. Когда-то он был бурмистром (старостой), и сейчас — мельник. Это умный, честный, умный, волевой и смелый человек. За такие качества характера вотчина и выбрала когда-то Гирина бурмистром.

Но однажды Гирин совершил неправедное дело (послал в солдаты вместо своего брата другого парня). После этого совесть его так замучила, что он хотел повеситься. Признался Гирин в своём преступлении народу. Парня вернули домой, а брата Ермилы отправили служить солдатом.

Подробная характеристика Ермила Гирина здесь.

И тут Ермил, покончивши с рекрутчиной, стал тосковать, печалиться. Раскаялся он в том, что поставил сына Ненилы Власьевны не в очередь, повинился перед ней, на колени пав. Все боялись, что он повесится. Помещик, чтобы не потерять такого хорошего бурмистра, смог вернуть сына Власьевны домой, а в солдаты сдали брата Ермила Гирина.


Влас Ильич — седой старик, бурмистр в крестьянской общине бывших крепостных князя Утятина. При крепостном праве служил в бурмистрах и у этого помещика. Когда крепостное право отменили, Влас отказался быть бурмистром Утятина, не желавшего признавать, что у него сейчас нет крепостных. Роль бурмистра перед князем стал исполнять Клим Лавин. На самом деле, крестьяне оставили бурмистром Власа, так как он мужик умный, серьёзный, уважаемый односельчанами.

Перед Утятиным Клим юлит, покорно кланяется ему почти до земли. Так до самой смерти барина и играл Лавин роль подобострастного бурмистра.


Ипат — старый, верный холоп князя Утятина, любящий своего барина. Когда готовилась отмена крепостного права, он не хотел этому верить.

Почти в тот же день Агап Петров умер, но не от побоев (никто его не бил), а оттого, что Клим сгубил его вином.

Был раньше Савелий Корчагин крепостным помещика Шалашникова, военного человека. Не мог Шалашников добраться до его родной деревни, так как была она в лесу среди болот, поэтому крестьяне не платили ему оброк.

После гибели на войне Шалашникова его наследник прислал в деревню немца Фогеля. Крестьяне сказали этому управляющему, что денег для оброка у них нет, тогда Фогель заставил их работать: давал то одно задание, то другое, в результате получилась дорога через болото. Разорил Фогель крестьян, порол их. Как-то приказал он Савелию и другим мужикам вырыть колодец. Озлобленные на него мужики подталкивали его к яме, которую вырыли, а когда Фогель упал в неё, закопали его. За это получил Савелий 20 лет каторги и 20 лет был на поселении, затем вернулся из Сибири на родину.

Он очень полюбил маленького правнука Дёмушку, но стал виновным в его гибели. Савелий должен был присматривать за правнуком, пока его мать работала в поле. Уснул дед на солнышке, а Дёмушку заели свиньи. После этого ушёл Савелий в монастырь на покаяние, а когда пришёл, простила его мать Дёмушки Матрёна. Через некоторое время умер Савелий, прожил он 107 лет. Был он сильным, умным человеком, уважал русских мужиков, считал их богатырями, так как они могли перетерпеть великие мучения.

Забрали Филиппа в солдаты, хотя за него уже в солдаты ушёл старший брат. Матрёна не знала, как будет одна кормить-одевать детей. Пошла она в город просить губернатора, чтобы Филиппа вернули в семью. Помогла это сделать жена губернатора Елена Александровна. Вернулся Филипп к своей семье.

Эту крестьянку Некрасов наделил чертами характера, которые были свойственны русским женщинам крестьянского сословия. Матрёна Тимофеевна — любящая и заботливая жена и мать. Она терпелива, готова жертвовать всем ради своих детей. Матрёна Тимофеевна всю жизнь трудится, с бедами и трудностями крестьянской жизни она справляется благодаря силе характера, выносливости, стойкости. Несмотря на многие беды и несчастья, она сохранила оптимизм, способность замечать редкие радостные моменты в жизни.

Подробная характеристика Матрёны Тимофеевны Корчагиной здесь.

Племянник Якова Гриша вырос и попросил у барина разрешения жениться на Арише. Но помещик сам заглядывался на Аришу и отдал Гришу в рекруты, несмотря на просьбы Якова не делать этого. Яков сильно был обижен и начал пить. Другие слуги не могли угодить барину так, как Яков.

Помещики

Оболт-Оболдуев хочет, чтобы его считали добрым барином, но на самом деле этот помещик — узурпатор, для него крестьяне — только рабочая сила, он против их просвещения.

Подробная характеристика Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева здесь.

Князь Утятин — старый помещик, закоренелый крепостник, не желающий признавать отмену крепостного права. Он высокомерен, эгоистичен, зол, жаден, относится к крестьянам, как к рабам.

Подробная характеристика князя Утятина здесь.

Шалашников — помещик, военный начальник. У него в собственности была деревня в дремучем лесу среди топких болот. В неё он не смог пробиться даже со своим полком. Крестьяне из этой деревни не работали на барщине, не платили оброка своему помещику.

Прислал Шалашников крепостным мужикам приказ явиться к нему, но они не послушались. Тогда была большая засуха, и в деревню смогла добраться полиция. Пришлось крестьянам идти к Шалашникову.

Помещик потребовал оброк, но мужики сказали, что денег у них нет. Тогда начал он их пороть розгами, пришлось мужикам раскошелиться. Стал он их звать к себе каждый год и выбивать розгами с них оброк. Так продолжалось до тех пор, пока Шалашников не погиб на войне против турок.

Убил Глуховского отшельник, бывший разбойник Кудеяр, за то, что тот, выслушав историю об его раскаянии, хвастался, что погубил множество холопов.

Прочие герои

Поп первым встретился семи мужикам, которые пошли искать счастливого человека. Он служит в сельской церкви. Сказал он мужикам, что после отмены крепостного права его материальное положение очень ухудшилось, так как многие помещики разъехались, а крестьяне не могут давать священнику того, что давали раньше их богатые господа. Для попа счастье заключается в чести, покое и богатстве, но о таком счастье ему остаётся только мечтать.

Подробная характеристика попа здесь.

Христиан Христианович Фогель — немец, которого прислал наследник помещика Шалашникова в глухую деревню среди болот в качестве управляющего. Собрать оброк он не смог, так как крестьяне сказали, что им нечем платить его. Тогда Фогель заставил их работать. В итоге они сделали дорогу в свою деревню. И стало ездить в деревню земское начальство, а Фогель окончательно разорил крестьян. 18 лет они терпели, а потом мужики, которым Фогель приказал рыть колодец, столкнули его в яму и закопали.

О нём рассказывала Матрёна Тимофеевна, он привёл к присяге понятых на суде, который начальство устроило после гибели её сына Дёмушки. Поп Иван равнодушен, циничен, жесток. Он шутит с лекарем, который производит вскрытие погибшего младенца Матрёны в присутствии матери. Поп Иван не сочувствует простым людям, ругает нищий приход, курит, пьёт вместе с лекарем и с начальством водку.

Макар Федосеевич — швейцар в доме губернатора. Это пожилой человек. За несколько целковых он впустил в губернаторский дворец Матрёну, пришедшую просить губернатора вернуть в семью мужа, которого взяли в солдаты.

Гриша Добросклонов — младший сын дьячка Трифона. Он учится в семинарии вместе с братом Саввой. Юноша привык уже к бедности, но мечтает о том, чтобы настала лучшая жизнь не только для его родных, но и для всего народа.

Крестьяне из его родного села уважают Гришу за доброту и ум. Он уверяет их, что настанут лучшие времена. Гриша сочиняет песни, и в них звучит оптимизм и надежда на светлое будущее Руси.

Подробная характеристика Гриши Добросклонова здесь.

Кудеяр — атаман разбойников. О нём рассказывал вахлакам странник Иона.

Стал отшельник резать дуб, годы шли, а дело продвигалось медленно.

Однажды подъехал к дубу пан Глуховский и спросил старца, что он делает. Тот слышал о пане, что это очень жестокий человек, и стал ему в поучение рассказывать о своих грехах и раскаянии. Пан сказал, что о спасении своей души давно не думает, что много холопов губит, а спит спокойно.

Отшельник в бешеном гневе вонзил нож в сердце пану, и сразу упал на землю древний дуб, а вслед за этим скатилось со старца бремя грехов.

Снова ходил он с прошением, но безрезультатно. Чтобы как-то прокормить себя и сиротку-племянницу Устиньюшку, Овсянников показывал за деньги картинки через увеличительное стекло переносной панорамы (райка). Когда раёк испортился, купил солдат 3 деревянные ложечки, стал играть на них и петь песни, которые сам выдумывал, и за это ему давали люди деньги.

Устиньюшка — сирота, племянница старого солдата Овсянникова. Её дядя был много раз ранен, слаб на ноги, и Устиньюшка была его опорой, помогала ему. Иногда Овсянникова так корчили судороги, что не будь при нём доброй племянницы, он бы падал.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Даже века крепостного права не смогли изжить в душе крестьянина то, что присуще любой живой натуре - любовь к свободе и чувство собственного достоинства. Но не прошли эти века и без следов для психики русского народа. Все это показывает нам Некрасов в свой поэме.

Мужики с рабской психологией

В главе "Пьяная ночь" лакей князя Переметьева видит свое счастье в том, что он "был любимый раб". Представителей своего сословия он искренне презирает, разговаривает с ними со злостью, называет их "глупыми", "мужичьем". Он молится о том, чтобы продолжать болеть подагрой, болезнью людей высшего сословия, потребляющих много красного вина и мяса:

Гордится он тем, что "С французским лучшим трюфелем" тарелки "лизал", "Напитки иностранные Из рюмок допивал…"

В главе "Последыш " ложный бурмистр Клим с удовольствием играет роль униженного холопа:

В той же главе Ипат, лакей князя Утятина, и вовсе не рад отмене крепостного права.

Своего хозяина он обожает, хотя ничего хорошего от него не видел. Когда он был малышом, князь Утятин его запрягал в тележку. Когда дворовый мальчик подрос, то князь-затейник ставил над ним другие эксперименты - опускал Ипата в ледяную воду:

А как состарился Ипат, то князь-садист заставил его играть на скрипке под открытым снегом, посадив его напротив себя на неудобном месте телеги, а кучеру велел идти быстрей. Старик не удержался и упал в холодный сугроб, по нему проехались быстрые сани, ведомые гуськом пятью конями. Долго он так лежал (успел замерзнуть и в грехах покаяться), пока князь за ним не вернулся.

Но все эти происшествия лишь умиляют бедного лакея. Он искренне не думает, что в нем есть другое предназначение, чем быть вещью-забавой для бесчеловечного князя.

Мужики с естественным чувством собственного достоинства

Несмотря на долгие годы угнетения, в некоторых крестьянах живо естественное чувство своего достоинства. Потому нет в них и глубокого гнева, нет затаенного зла против помещиков.

Таковы и наши странники. Помещикам они не доверяют, но и особого зла на них не держат: они добродушно и сочувственно выслушивают дворянина Оболта-Оболдуева.

Таков и Яким Нагой . Он не позволяет барину Веретенникову упрекать народ даже за пьянство. А когда тот выслушал и признал его правоту, то Яким быстро успокоился и подружился с Веретенниковым:

Итак, те, кто неприязненно смотрят на крестьян, приравниваются Якимом Нагим к свиньям. А способность увидеть мужика со светлой стороны - для него то же самое, что уметь любоваться небом. Вот как глубока вера Якима в крестьянство и как высока его самооценка и оценка всего своего сословия!

Таков и Ермил Гирин , который уважает крестьян и на любой своей должности (сначала он бурмистр, потом мельник) не делает различий между сословиями:

Приказчик, управляющий,
Богатые помещики
И мужики беднейшие —
Все очереди слушались,
Порядок строгий вел!

Бунтари

Эти мужики воплощают боль и гнев русского крестьянства. Пережить избыток гнета и несправедливости они не могут и срываются на трагические проступки. Это то, о чем Савелий сказал: "Недотерпеть - пропасть. ".

В главе "Последыш" Влас так комментирует случай с Агапом Петровым, который один во всем селе Вахлаки не принимает идеи шутовской комедии перед князем Утятиным:

За свой естественный гнев "непоклончивый" Агап поплатился жизнью. Пусть его фактически никто не бил - его избило внутреннее унижение, сама необходимость разыгрывать подчинение перед бывшим барином. Сцена мнимого избиения напомнила ему прошедшие годы рабской зависимости, которые такой болью отозвались в душе, что гордый крестьянин занемог и скончался.

Тот же вывод мы делаем и из истории Савелия , который не выдержал нечеловеческого отношения и рабского положения, а потому стал зачинщиком убийства управляющего. Не труд, не усталость подкосили Савелия (он богатырь!), а то, что управляющий Фогель совсем не видел людей в них, в работниках. Бесчеловечность, равнодушие Фогеля по отношению к мужикам вызвала ответное озверение по отношению к нему в работниках.

Бунт проявляет в конечном счете и "холоп примерный, Яков верный" . Только, по своей доброте душевной, он убивает не своего барина-обидчика, а самого себя - то есть наказывает прежде всего самого себя, за все свое долгое наивное и тупое смирение. Он повесился, а барина -инвалида, который не мог ходить, заставил таким образом наблюдать всю ночь его висящий труп.

Знаменательно, что даже сам акт бунта заканчивается для многих крестьян - Агапа, Якова - тем, что страдают и погибают лишь они сами. Господа же их отделываются лишь испугом (исключение, конечно, Фогель, закопанный живьем Савелием).

Так Некрасов подчеркивает безысходность положения угнетенного сословия. Даже сам бунт возможен лишь ценой собственной жизни и в итоге мало что доказывает правящему сословию, мало что меняет. Ничтожный результат, но ценой какой личной трагедии!

А теперь о правомерности самого бунта.

В связи с темой гнева на высшее сословие, нельзя не вспомнить историю " О двух великих грешниках" . В ней бывший разбойник Кудеяр становится монахом-отшельником и искупляет все свои прежние грехи, убив злого барина. Поступок атамана говорит о его праведном гневе на то, как помещики мучают свой народ. (И он несомненно перекликается с поступком Савелия, закопавшим живьем жестокого управляющего Фогеля).

А то, что рассказывает историю Кудеяра странник-богомолец Ионушка, этот факт словно подчеркивает, что народный гнев - абсолютно святое дело. Но тогда получается, что и Савелий тоже прав перед Богом в своем проступке?

В поэме эти вопросы остаются без ответа.

Парадоксальность истории о Кудеяре и спорность ее бунтарской морали остаются незамеченными для слушателей Ионушки, как наверное, и для самого Ионы. Так проявляется определенная близость Некрасова к революционно-демократическим идеям.

Основное меню:

Библиография:

Писатели - классики:

Советский период:

Русский язык:

Поиск по сайту:

Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. БИОГРАФИЯ, АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ.

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ.

У СЕРДЦЕ ГНЕВНОЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ.

сердце Матрены Тимофеевны

Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука. Рассказ крестьянки о Савелии - свидетельство того, что она понимает его, всем сердцем ему сочувствует.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу. -

говорит многострадальная мать. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата.

Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянки, однако в ее сознании сохранилась и привычная вера в заступничество божьей матери, в силу молитвы. И все же читатель видит, что спасает Матрену Тимофеевну собственная ее душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми, крестьяне надро-жалися. Несчастная мать говорит от лица всего народа:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее - нет креста!

Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводил читателя к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасенное

Люди холопского званияТоэт не идеализировал народ, зная, что гте-вг?р сердца усшллп ипГГгив растлевающего влияния рабства. Лакей Ипат (глава Последыш) и слышать не хочет о воле.

1 Вспомните, что и образ Катерины в Грозе Островского был воспринят как свидетельство нового этапа русской жизни и близкой гибели самодурной силы.

Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его киязгошкой, а себя рабом последним. Автор дает Ипату меткую и злую оценку: холуй чувствительный.

Такого же раба встречаем мы и в главе Счастливые. Это лакейкнязя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина любимым рабом, болел болезнью благородною- подагрой, лизал барские тарелки. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам,- писал В. И. Ленин.

Мтенависть к холопству, к рабьему терпению - одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демократов. И лучшие из крестьян также понимают, что рабство калечит души. Если в среде народной встречаются холопы и предатели, то всему виною крепь, как говорит Гриша Добросклонов. В рассказе Про холопа примерного - Якова верного бывший дворовый барона Синегузина Викентий Александрович говорит:

Люди холопского звания

- Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Знаменательно, что история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Яков, кажется, прирожденный холоп:

Только и было у Якова радости

Барина холить, беречь, ублажать.

Всю жизнь он прощал барину обиды, издевательства, но, когда господин Поливанов сдал в солдаты племянника Якова, позарившись на его невесту, Яков не выдержал и отомстил барину хотя бы собственной смертью. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.

Читайте также: