Лакцы культура и традиции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас около 70 процентов лакцев – городские жители, однако это вовсе не значит, что традиции забываются молодыми поколениями.

Свадебные хлопоты

Дата будущей свадьбы зависела от материального положения жениха. Со дня обручения до дня бракосочетания молодым нельзя было видеться. Девушка за это время должна сшить свадебный костюм своему возлюбленному, а парень – подготовить невесте белое шелковое платье, подарки и украшения.

Перед свадьбой невесте красили ладони хной, которую за семь дней до празднования должны были вместе с подарками принести родственники жениха. Родственников в знак уважения угощали медом. После того, как девушке окрасили руки, ей нельзя выходить за порог дома до самой свадьбы.

Празднования начинались в доме одного из друзей жениха. В вечернее время со двора невесты выходила свадебная процессия, которая следовала за девушкой ко двору жениха. Лицо невесты было прикрыто покрывалом. Весь этот поход сопровождался музыкой и танцами. Подойдя к дому парня, родственники разжигали костер и стелили под ноги невесте ковер. На девушку сыпались сладости и зерно. Затем к невесте выходила мать жениха и угощала ее сладким напитком и медом. После соблюдения всех ритуалов девушка смотрелась в зеркало и вместе с пожилой родственницей уходила в отведенную для нее комнату. В полночь в доме появлялся жених. Он останавливался возле стола, за которым сидела невеста, и пробовал что-нибудь из еды, после чего молодые оставались наедине.

Свой первый день в качестве замужней женщины девушка начинала с похода за водой. У источника ее поджидала молодежь. Чтобы набрать воды, девушке нужно было откупиться сладостями. Вести хозяйственные дела в новом доме девушка могла только после того, как даст напиться мужу набранной воды.

Похоронные обряды

Похороны у лакцев сопровождались причитаниями, в них отображались переживания, сочувствие родственникам усопшего, философские раздумья.

В течение года после кончины человека отмечалось пять дат (3-й, 7-й, 30-й, 40-й дни и годовщина смерти); в эти дни готовились специальные поминальные блюда, их раздавали собравшимся людям.

Если верить древним поверьям, в среду души отошедших в мир иной являлись в свои дома. Поэтому среда считается у лакцев поминальным днем.

Рождение новой жизни

Роды и уход за роженицей на протяжении 40 дней после родов осуществлялся в доме родителей матери ребенка.

В воду для питья роженице клали отрывок бумаги, на котором была написана молитва, также было принято поджигать принесенную из мечети солому и окуривать рожавшую женщину.

По истечению шести дней после рождения в дом приглашали счастливую в браке женщину, ей поручалось важное действие – укладывание ребенка в люльку. В этот день собирались самые близкие люди: ведь помимо обряда с люлькой младенцу давали имя. Чаще всего это было имя умершего родственника, прожившего долгую жизнь.

До сорока дней новорожденный должен был находиться под постоянным присмотром взрослых. Оберегами от сглаза и злых духов служили нож или метла. Не разрешалось подходить к ребенку и его матери мужчинам с оружием или женщинам с золотыми украшениями.

Купали младенца исключительно в деревянных емкостях. Чтобы оградить малыша от злых сил, очерчивался углем круг, и в нем проводилась процедура купания.

В дом мужа роженица возвращалась с процессией, которая помогала ей нести приданное для ребенка, котел плова и халву.

Летние обычаи

Согласно традициям лакцев встреча лета происходит 22 июня в утреннюю пору. Чтобы не пропустить начало лета, все жители старались подняться на гору Вацилу еще с ночи. Как только появлялись первые лучи солнца, лакцы просили для себя благополучия и здоровья. Когда солнце полностью выходило из-за горизонта, проводился ритуальный танец. После чего все собравшиеся на горе начинали завтракать в общем кругу. Весь день здесь веселились и молились жители Лакии.

Осенние обычаи

Зимние обычаи

Как и везде, главным праздником в зимнее время считалась встреча Нового года. Чтобы очистить душу от грехов и злых помыслов, во всех дворах было принято разжигать костры и прыгать через них. Современные фейерверки и салюты лакцам заменяли глиняные шарики с соломой внутри, их зажигали и метали с горных вершин.

Весенние обычаи

Лакцы старались не пропустить момент первого весеннего дождя. Вода этого дождя бережно собиралась в большие посудины и использовалась для омовения и приготовления оберегов. Считалось, что если человек во время такого дождя вышел с непокрытой головой, то он очистится от болезней.

Среди спортивных развлечений в Лакии было распространено канатоходство – из способа заработка денег оно превратилось в настоящее искусство.

Особенности этикета

Обычаи и традиции лакцев построены на сохранении репутации в глазах своей семьи и своего селения. Оценка общества передается из поколения в поколение. Если, к примеру, 200 лет назад в роду лакца появились воры, семья его до сегодняшнего времени не сможет избавиться от этого позора.

К горцу, вернувшемуся домой после дальнего путешествия, приходили все соседи, они желали ему здоровья, исполнения желаний и сохранности в пути.

Хорошо принять у себя гостя считалось почетным делом для каждого лакца и заслуживало большого уважения со стороны окружающих.

Согласно древним традициям, чтобы избежать кровной мести, убийца должен был завернуться в белое покрывало и коснуться губами груди матери убитого, после чего он становился молочным братом жертвы.

Одна из уникальных особенностей республики Дагестан – это большое количество населяющих ее народов, и лакцы – один из них. Испокон веков они жили в центральной части региона, в так называемой Лакии, примерно в границах нынешних Лакского и Кулинского районов, где и сейчас преобладает лакское население.

Лакцы – это малочисленный народ, проживающий в Дагестане

Численность и место проживания лакцев

По данным последней переписи сейчас численность лакцев составляет около 160 000 человек. Места их компактного проживания – Лакский, Кулинский и Новолакский районы, но больше всего их, примерно 86 тысяч, проживает в столице Дагестана – Махачкале.

История происхождения лакского народа

Споры о происхождении этого народа начались, как только за изучение их истории взялись первые исследователи. Дело в том, что о племенах, населявших Северный Кавказ, упоминается во множестве источников, но под разными именами, и о каком именно народе идет речь в этих документах, узнать почти невозможно. Но так как источники есть – античные, персидские, арабские, есть и надежда, что их сопоставление постепенно приоткроет завесу над ранней историей лакцев и их соседей.

При этом все говорит о том, что государственность у этого народа появилась очень давно, одной из первых в Дагестане. Видимо в начале нашей эры произошло объединение разрозненных лакских поселений в одну страну и чуть позже началось строительство Кумуха. Это историческая столица Лакии, крепость которой была построена в VI веке по приказу персидского царя, когда горный Дагестан являлся частью его владений.

Следующий важный поворот в истории народа – Дагестан вошел в состав Арабского халифата. Произошло это в XIII веке, и тогда же шамхалы Кумуха, а за ними и весь лакский народ принимают ислам. Кумух превращается в крупный торговый и политический центр Кавказа.

К XV веку Шамхальство разваливается, но хотя власть переходит к ханам, государственное устройство остается прежним – страной правит хан, ему помогает совет, куда входят визири, советники, военачальники. Это нашло отражение в лакских сказках, где роль правителя и его свиты отводилась тигру, снежному барсу и другим хищникам.

Именно во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы соседних могущественных государств – Турции, Персии и России. Каждое пыталось втянуть его в свою зону влияния и горцам пришлось жестоко сражаться за свою свободу. В итоге Кавказской войны этот регион вошел в состав Российской империи, наступил мир, но в лучшую сторону жизнь заметно изменилась только после Революции 1917 года.

Образование стало доступно каждому, и местные этносы воспользовались этим в полной мере. Если до революции большая часть горцев, не умела читать, то после нее, особенно после усовершенствования письменности, безграмотность ушла в прошлое.

Этот небольшой народ дал стране немало прекрасных врачей, агрономов, летчиков, инженеров, ученых, писателей. В горных селениях появились настолько сильные учителя, что их выпускники легко поступали в лучшие вузы страны – московские, питерские, киевские. Распад СССР на какое-то время обесценил образование, но сейчас молодежь снова начала стремиться в ВУЗы.

Рассказывая историю лакцев нельзя не упомянуть и о такой ее странице, как переселение их на территории, которые ранее принадлежали чеченцам-акинцам, депортированным в Среднюю Азию по указу Сталина после ВОВ. С гор в Новолакский район было переселено более 1500 лакских семей, причем с приказом – не навещать родных 4 года.

Вернувшимся из ссылки чеченцам было запрещено селиться на родине, но в 1991 году они потребовали свои земли назад, что вызвало реакцию домино: лакцев переселение с обжитых мест не устраивало, деньги, выделенные на строительство новых домов, не доходили до людей. Земли, которые им выделили для новых поселков, оказались малопригодны для жизни, к тому же принадлежали кумыкам, недовольным этой идеей.

Внешне лакцы очень светлые, чаще всего с зелеными и голубыми глазами

Культура, народные традиции и обычаи

Суровый климат и сложность жизни в горах сформировали своеобразный менталитет и обычаи. Они по-кавказски гостеприимны – любой, кто пришел с миром, будет встречен как дорогой гость. Всегда готовы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается – в одиночку в горах не выжить. Любая серьезная проблема – ремонт дороги, подпорной стены, расчистка родника, поиск отары, решается сообща – соседи просто собираются вместе и делают работу.

Каждый лакец помнит много поколений своих предков, и какой бы малой не была степень родства, они все равно считают друг друга родственниками. Поэтому и забота о репутации для них крайне важна – ведь совершив проступок, ты вредишь репутации всей семьи, и неизвестно, сколько поколений понадобится, чтобы об этом забыли односельчане.

Национальная одежда лакцев красивая и яркая

Обычаи достойны подражания – они любят детей, уважают старших, бережно относятся к старикам, трепетно к матери. Здесь царит культ мужчины – каждому мальчику с раннего детства внушают, что он мужчина, защитник, строитель и добытчик. Но и лакские женщины им под стать — они женственны, до старости сохраняют стройность, крайне деятельны и самостоятельны. Весь дом держится на них, причем выглядят дома (обычно весьма просторные) в лакских селениях так, словно ремонт закончен вчера – все в идеальном порядке.

Каждое селение лакцев – это свой язык, заметно отличный и от литературного, и от языка соседей. В каждом селе свои обычаи – как свататься, справлять свадьбу, хоронить и поминать умерших, праздновать рождение ребенка и отмечать сезонные праздники.

Практически каждое событие в их жизни сопровождает песня – душевные стихи под красивые самобытные мелодии звучат и на праздниках и на поминках. Музыкальное сопровождение – лишь дополнительное обрамление для голоса, который важнее и стихов и музыкальных инструментов. Поэтому хорошие певцы пользуются большим уважением, о них рассказывают легенды, родством с ними гордятся.

Это место известно как центр народной художественной керамики. Мастера изготавливают емкости для хранения зерна, кувшины, кружки, тарелки и любую кухонную утварь, а также статуэтки, декоративную посуду из глины, украшенные белой росписью. Исскуство расписной керамики появилось на рубеже XIII-XIV веков. Балхарская посуда имеет очень тонкие стенки и считается самой лучшей на Кавказе.

Орнамент росписи отличается приверженностью к свои традициям. Имена талантливых мастериц известны на весь мир, такие как: П. Кадиева, П. Ибрагимова, А.Сулейманова, П.Амирхановоа, Х.Мамаева, Х.Исмаилова и т.д. Сегодня промысел продолжает свое развитие, совершенствуя и сохраняя в творчестве лучшие традиции своего народа. Также из народных промыслов у лакцев развито сукноделие, изготовление войлока, паласов.

Знаменитые лакцы – герои СССР и России

Самые знаменитые лакцы XX века, это, без сомнения Муса Манаров и Амет-Хан Султан. Их знают далеко за пределами республики и России. Муса Манаров – летчик-космонавт, Герой Советского Союза, он именно тот, кого упоминают его земляки, когда их собеседники признаются, что никогда не слышали про такую национальность, как лакцы.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан тоже летчик, причем такой, что его полеты и во время ВОВ войны и в мирное время, когда он занимался испытанием новых самолетов, описывают с придыханием даже летчики-асы и сами конструкторы этих машин.

Интересный факт – мать Амет-Хана Султана – крымская татарка и крымские татары считают его своим национальным героем. Что он лакец по отцу, замалчивается, из-за чего время от времени возникают забавные казусы. Самый известный из них – предложение назвать симферопольский аэропорт именем Амет-Хана Султана. Они даже не знали, что в России в г. Махачкала уже есть аэропорт, носящий его имя.

Кроме Амет-Хана Султана во время ВОВ еще несколько лакцев стали Героями Советского Союза: Макаев Ц. М., Буганов Г. О., Сулейманов Р. Б., Сулейманов Я. М-А. В непростые постсоветские времена тоже нашлось место подвигам – уже два представителя этого гордого народа получили звание Героя России (к сожалению, посмертно). Это Мурачуев Х. Р. и Гаджиев Г. Ш. Они защищали Родину от международного терроризма.

Ахмет-Хан Султан – известный лакец, получивший дважды звание Героя Советского Союза

Хотелось бы, чтобы национальность лакцы с их самобытной культурой, собственными обычаями и уникальным языком, не растворились среди народов России, а наоборот сохранялась и развивалась, обогащаясь сама и обогащая культуры других народов.

Лакцы относятся к одному из коренных народов Северного Кавказа. Этнокультурная территория этого народа называется Лакия и состоит из двух районов: Кулинский и Лакский. Старинной столицей Лакии было селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана. Там находилась резиденция лакских правителей. В мире насчитывается около 180 000 лакцев.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории России, в Дагестане их 161 300 человек. Живут лакцы в Ставропольском крае, Тюменской и Московской областях, в Москве, Кабардино-Балкарии, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии, Грузии, Турции, на Украине и в Белоруссии. Небольшая часть представителей этой народности проживает в Латвии, Эстонии, Армении, Молдавии и Литве.


Название

Некоторые народы называют лакцев по-другому:

Лакский язык является одним из 14 официальных языков Дагестана и принадлежит к нахско-дагестанской группе кавказских языков. Говорят на нем около 146 000 человек. На лакском выходит газета и передачи на телевидении.

В лакском языке есть десять диалектов:

  1. вицхинский
  2. кумухский
  3. аракульский
  4. каялинский
  5. шалибский
  6. вачи-кулинский
  7. балхарский
  8. шаднинский
  9. вихлинский
  10. уринский

До 1928 года лакская письменность была на основе арабского алфавита, с 1928 по 1938 годы — на основе латинского, с 1938 года — на основе русского алфавита с добавлением некоторых букв. Многие лакцы хорошо говорят и читают на русском языке.


Религия

Лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Эта религия окончательно была утверждена в народе в 11 веке. До этого у лакцев были божества, в которых они верили и старались всячески ублажать для своего благополучия и здоровья. Поклонялись огню, этот обычай существует в лакских обрядах и сегодня. Из камня и дерева мастерили изваяния в виде фигур человека, обмазывали жиром и просили о дожде, хорошем урожае, благоприятной зиме.

Лакцы верили, что дом защищает своего хозяина и его семью от бед, природных явлений и злых духов. Верили, что в доме жил добрый дух Киини, которого лакцы представляли в виде маленькой змеи, ящерицы и лягушки, он защищал от несчастий. Чтобы Киини не уходил, для него готовили халву без сахара и ставили в потайных уголках дома.

Лакцы в прошлом исповедовали христианство. На древних камнях в горах Лакии есть изображение креста и христианских древних храмов.

В рационе лакцев присутствуют молочные, мясные и мучные блюда, картофель и овощи. Из муки лакцы пекут лепешки, которые готовятся в специальной глиняной печке, похожей на опрокинутый чан без дна. Такая печь стоит под навесом во дворе дома. К повседневной пище можно отнести молочный суп с кукурузными клецками, вяленую баранину, брынзу, толокно, молоко, жареную баранину, скисшее топленое молоко с мукой и чай. Распространенными блюдами является плов, куриное мясо, обжаренное с яйцами, рисовая каша, голубцы с подливой из кислого молока.


Внешность

Сегодня лакцы практически перешли на одежду городского типа, но все еще встречается и традиционная. Мужчины носят кавказский пояс и папаху, бурки. Пожилые лакцы носят бешмет и черкеску. И женщины, и мужчины до сих пор иногда носят вязаную обувь. Пожилые женщины надевают длинные шаровары, которые раньше носили все лакские женщины.

Старинный женский свадебный костюм состоит из белого, длинного шелкового платья с большим вырезом в области груди и разрезом посередине. Эти вырезы стянуты шелковыми шнурами белого цвета. Рукава платья длинные, разрезаны по всей длине. Под платье надевают шелковую белую кофту с узким рукавом и стоячим воротником.

Женщины и девушки при выходе из дома голову покрывают большим платком из шелка, на котором вышиты узоры. В повседневной жизни носят черную сатиновую косынку. В селе Вихли еще носят старинные женские головные уборы лачек. Жительницы этого селения покрывают голову убором из материи, стянутой на затылке гармошкой. Из-под него до пояса свисает полотнище, низ которого вышит узорами и часто заканчивается бахромой. Сверху убора накидывают очень длинное, до 6 метров, белое покрывало, которое закрывает голову, спину и плечи. Вихлинские женщин носят белое покрывало, а женщины других сел — черное.

В Кулинском районе в зимний период многие женщины и дети надевают короткие овечьи полушубки. В других районах на детей надевают короткие куртки, пошитые из кусочков разноцветных материй. На спине и плечах верхней одежды пришивают серебряные монеты. На голову дети надевают шапку из парчи с плоским верхом. Сзади шапки спадает кусок пришитой материи. Маленьким девочкам волосы заплетают в мелкие косички.


Жизнь

Проживающие в горах лакцы занимались в основном скотоводством. Те, кто жил в более равнинных местностях, занимались земледелием. Из животных разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, мулов и ослов. На полях выращивали пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, картофель и горох, позже начали массово выращивать овощи. И сегодня лакцы занимаются пчеловодством, садоводством.

Производят керамику, гончарные изделия, занимаются ювелирным и медным делом, торговлей, работают удильщиками, каменщиками, шорниками, кондитерами, сапожниками. Из-за нехватки работы многие лакцы издавна уезжают в город работать.

Жилище

Дома лакцев в основном двухэтажные или состоят из трех этажей, строятся из камня, с плоской кровлей. У дома есть небольшой внутренний дворик, на втором этаже обязательно имеется галерея. В одной из комнат дома делают возвышение, которое занимает половину помещения. Его накрывают коврами, раньше на нем ели и спали. Сегодня во многих домах есть столы. Полы в домах глиняные, даже на втором и третьем этаже, из-за нехватки в местностях дерева. Раньше в домах были очаги и камины, которые сегодня заменили железными печками. На лето их убирают из комнаты.

Стены в жилых помещениях украшены коврами или тканевыми обоями, часто на них висит кинжал или целая коллекция старинного оружия. Практически в каждом доме на видном месте стоит стопка книг на русском и лакском языках, радиоприемник или репродуктор.


Культура

Музыкальный инструментарий лакского народа состоит из струнных, духовых и ударных инструментов, многие из которых широко используются и у других народностей Дагестана:

  • барабан дачу
  • бубен
  • баламан
  • горная свирель щуттух
  • зурна
  • чаган
  • чугур

Позже лакцы начали использовать в музыке аккордеон, баян, мандолину и кеманчу. Последние два постепенно заменили чаган и чугур.

Лакский фольклор состоит из нескольких жанров:

В них рассказывается о таланте лакского народа, живости ума и жизнеутверждающем оптимизме. В преданиях и легендах выделяется оценка исторических событий, отношение к явлениям природы и историческим личностям. Лакские сказки очень разные, создано их большое количество. Главными героями выступают животные, много сказок у лакцев, где главным героем выступает муравей.

В Дагестане построен Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева. Все началось с того, что в 1914 году лакская интеллигенция открыла любительский кружок в селе Кумух.


Традиции

Лакцы являются народом очень гостеприимным. Для них считается большим позором не угодить гостям. Хорошо принять у себя гостя — почетное дело для каждого лакца. Все окружающие такого хозяина очень уважают.

Так как многие лакцы вынуждены были уезжать на заработки, у народа появились соответствующие обычаи. Из дому уходить положено вечером, когда сядет солнце. В дорожную сумку уходившего его мать, невеста или сестра клали печенье в форме сердца, чтобы мужчина о них не забывал.

До сих пор, если начинается строительство дома или какая-нибудь работа, для которой необходимо много рук, лакцы зовут родственников и соседей. Все работают в праздничной одежде, а за труд получают от хозяина угощения.

У народа не принято, чтобы жених сам ходил просить руки и сердца возлюбленной у ее родителей. Ходили в дом невесты сваты, которых выбирали из близких родственников. Через три дня переговоров проводился обряд обручения. Дата свадьбы зависела от материального положения жениха. Молодые не должны были видеться со дня обручения и до самой свадьбы. За это время девушка шила свадебный костюм жениху, а он был обязан подготовить для невесты свадебное платье, украшения и подарки.

Руки невесты перед свадьбой красили хной, которую за неделю до торжества приносили родственники жениха вместе с подарками. В знак уважения родственников в доме невесты угощали медом. Когда девушке окрасят хной руки, она не должна выходить за порог дома до самой свадьбы.


Женщина рожала ребенка в доме своих родителей и оставалась там 40 дней после родов. В воду, которую пила роженица, клали кусочек бумаги, на котором написана молитва. Рожавшую женщину окуривали дымом подожженной соломы, принесенной из мечети.

Через 6 дней после родов приглашалась счастливая в браке женщина, которая должна была уложить новорожденного в люльку. В этот день в доме роженицы собирались самые близкие, младенцу давали имя. Часто давали имя в честь умершего родственника долгожителя. На следующий день ребенка стригли. Для этого выбирали самого уважаемого мужчину, он брил младенцу голову. Отстриженные волосы взвешивали на весах, и их вес приравнивали к деньгам, на которые покупали сладости. Всем жителям в округе раздавали эти сладости или деньги.

Новорожденный до 40 дней находился под тщательным присмотром взрослых, в качестве оберега от злых духов служила метла или нож. К роженице и ее ребенку нельзя было подходить мужчине с оружием и женщине с украшениями из золота. Купали ребенка только в емкости из дерева. На полу очерчивали круг углем, в него ставили емкость и только после этого купали. Так младенца защищали от злых сил. В дом мужа молодая мать возвращалась в компании родственников и близких, которые помогали ей нести халву, котел плова и приданое для ребенка.

Зимой главный праздник — Новый год. Лакцы разжигают костры и прыгают через них, очищаясь от грехов и злых помыслов. Вместо современных салютов раньше разжигали и кидали с горных вершин глиняные шарики с соломой. Весной бережно собирают воду первого весеннего дождя, раньше ее использовали для приготовления оберегов и омовения. Если во время такого дождя выйти на улицу с непокрытой головой, можно очиститься от болезней.

СМИ

Добрый день, меня зовут Чаргиева Ольга, проживаю в Харькове, в интернете нашла книгу предания старины глубокой, где упомянут фамилия Чаргиева, знаю что мой дедушка был лакец, были сестры у него Мисиду и Амиат (помню с детства), дедушку звали Чаргиев Гасан и родственники были в Кумухе и Махачкале, ещё вспоминаю что в Кумухе был родственник - Садык, было-бы не плохо найти родственные связи, это возможно?

Админ 12.10.2016 18:54

Добавлены новые песни в раздел Музыка. Также появилась музыка артистов: Соня Курбанова, Юлиана, Халисат Батырбекова

Читайте также: