Государственное устройство ирана кратко

Обновлено: 07.07.2024

Политическая система Ирана сильно отличается от той, к которой мы привыкли. Например, президент фактически выполняет роль премьер-министра, хотя избирается всенародным голосованием. А вот механизм избрания главы ИРИ больше напоминает выборы президента США.

В среду, 8 января, иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) нанес авиаудары по базам США в Ираке, уточнив, что это месть за убийство американскими военными генерала Касема Сулеймани.

В ночь на 3 января армия США провела в районе международного аэропорта Багдада операцию против Сулеймани и заместителя главы иракского шиитского ополчения Абу Махди аль-Мухандиса, которых Вашингтон считает причастными к организации нападения на американское посольство в Багдаде 31 декабря 2019 года.

Редакция Sputnik Кыргызстан подготовила справку о политическом устройстве Ирана. Информация взята из открытых источников.

Иран — это исламское государство с 1979 года, когда в ходе революции был свергнут шах.

Высший руководитель — аятолла

Иран фактически теократия. Страну возглавляет высший руководитель, его должность называется "вали-е факих-е ирон", что в переводе означает "владыка-богослов". В СМИ верховного лидера часто называют просто аятоллой (богословом). С 1989 года этот пост занимает Али Хосейни Хаменеи.

Полномочия у высшего руководителя очень широкие. В частности, он является верховным главнокомандующим, определяет внешнюю и внутреннюю политику страны, назначает глав силовых ведомств, половину из 12 членов Совета стражей, ему подчиняется Корпус стражей исламской революции, он может издавать фетвы. В конституции Ирана указано, что все три ветви власти функционируют под контролем высшего руководителя. Перед ним же отчитывается президент.

Глава государства избирается Советом экспертов и подотчетен ему.

Президент

Второе лицо в государстве. Избирается всенародным голосованием на четырехлетний срок. Максимальное количество сроков — два. Аналог этой должности в других странах — премьер-министр, так как президент в ИРИ возглавляет правительство (пост премьера давно упразднен). Кандидатура президента должна быть утверждена Советом стражей. Он подотчетен высшему руководителю, кроме того, его деятельность контролирует парламент — Меджлис.

Государство в Юго-Западной Азии.
Территория - 1,65 млн. кв. км. Столица - г. Тегеран.
Население - 62,75 млн. чел. (1999 г.), 65% - персы, 18% азербайджанцы.
Официальный язык - персидский (фарси).
Государственная религия - ислам шиитского толка (исповедуют свыше 90% населения).

Содержание

Государственное устройство

Правовая система

Современная правовая система Ирана носит смешанный характер, в ней тесно переплетаются элементы мусульманской и романо-германской правовых систем. Соотношение этих элементов на протяжении ХХ в. было неодинаковым.
Иран - одно из немногих мусульманских государств, избежавших прямой европейской колонизации. Процесс "вестернизации" политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.
В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).
Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.
Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.
В настоящее время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.
Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.
Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст.9 ГПК 1939 г.). Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст.3 ГПК 1939 г.).
Судебная практика формально не признается источником права; судья должен принимать решение на основе закона, и такое решение не может формулироваться в виде общей нормы (ст.5 ГПК 1939 г.). В то же время судебные решения, прежде всего принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Развитие уголовного права Ирана в полной мере отражает историю эволюции правовой системы страны в целом.
В 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского деликтного права была практически сведена на нет в результате серьезных реформ, выразившихся, в частности, в принятии Уголовного кодекса 1926 г. Этот Кодекс был построен на заимствовании основных положений французского уголовного законодательства (Уголовного кодекса Франции 1810 г.), хотя в принципе и допускал, что деяния, считающиеся преступлениями по мусульманскому праву, могут быть наказаны установленными им санкциями. Однако на практике до создания исламской республики в 1979 г. предпочтение отдавалось нормам Кодекса 1926 г., поскольку он предлагал альтернативу любым исламским наказаниям в виде санкций, характерных для европейского уголовного права.
После исламской революции 1979 г. наметился обратный процесс. Сразу после установления нового режима различные новые судебные органы стали широко использовать мусульманское деликтное право шиитского толка, а Уголовный кодекс 1926 г. был фактически отменен. Новая Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. провозгласила, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама (ст.4), и при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст.156).
В первое время ведущими источниками при решении уголовных дел являлись произведения авторитетных шиитских правоведов, а также фетвы Руководителя ИРИ Р. Хомейни и положения, сформулированные им в его трудах по мусульманскому праву. Именно на этом основании суды стали привлекать к уголовной ответственности за слушание легкой музыки, азартные игры (к ним были отнесены и шахматы) и даже за ношение одежды, якобы не соответствующей исламским традициям.
В апреле 1981 г. в Иране вступил в действие исламский Закон о кисасе, который включал 199 статей и предусматривал все наказания за убийство и телесные повреждения. Затем был принят Закон о худуд, предусмотревший санкции за такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража и разбой. Оба акта целиком базировались на соответствующих предписаниях шариата. В конце 1980-х гг. была проведена реформа уголовного права Ирана, в результате которой принят единый кодифицированный акт - Уголовный кодекс 1988 г., включивший мусульманско-правовые санкции за все 3 категории правонарушений по шариату - худуд, кисас и тазир (см. раздел "Саудовская Аравия", уголовное право).
Смертная казнь предусмотрена за убийство; преступления, связанные с наркотиками; политическое насилие; другие политические преступления; "моральные" преступления, такие как супружеская неверность, проституция, содомия и неоднократное употребление алкогольных напитков; разбой, вероотступничество. При этом лицо, осужденное за убийство, может быть казнено только при согласии ближайшего родственника потерпевшего из числа мужчин, который может выбрать и выкуп за кровь (дийя). Преступления категории худуд Уголовный кодекс 1988 г. рассматривает как посягательства на права бога, подлежащие неотвратимому наказанию. Если за них предусмотрена смертная казнь, она не может быть заменена иной санкцией.
Наиболее распространенные способы приведения смертных приговоров в исполнение - расстрел и повешение. Забрасыванием камнями наказывается прелюбодеяние.
По числу смертных казней Иран занимает одно из первых мест в мире (наряду с КНР и Нигерией). Большинство казненных составляют лица, осужденные за убийство, незаконную торговлю наркотиками и их употребление, а также политические противники, осужденные за вооруженную оппозицию правительству.
Помимо смертной казни широкое применение (в соответствии с нормами шариата) получили телесные наказания. В частности, однократное употребление спиртных напитков и наркотиков наказывается 80 ударами плети, "неквалифицированное" прелюбодеяние - 100 ударами плети и т.д. На практике телесные наказания суды начали применять уже летом 1979 г., в частности за незаконное повышение торговцами рыночных цен.
Уголовное законодательство предусматривает и общепринятые виды наказания, такие как тюремное заключение и штраф.
Уголовный процесс, так же как и уголовное право, находится под влиянием мусульманско-правовых концепций, положенных в основу УПК 1988 г. В то же время в Иране признаны ряд общедемократических принципов уголовного судопроизводства. Согласно Конституции (ст.165) судебные процессы должны быть открытыми, если только суд не решит, что открытое разбирательство было бы пагубно для общественной морали и порядка, или если дело касается частных споров и обе стороны ходатайствуют о закрытом рассмотрении дела. Вердикты судов должны быть хорошо аргументированы и основаны на документах, со ссылкой на соответствующие статьи закона и принципы права (ст.166). Судья должен стремиться выносить решение на основе кодифицированного права. При отсутствии соответствующей нормы решение должно основываться на авторитетных источниках мусульманского права (ст.167).
Политические преступления и преступления прессы должны рассматриваться открыто и с участием присяжных, в судах общей юрисдикции. Способ отбора присяжных, их полномочия и определение политических преступлений устанавливаются законом в соответствии с исламскими критериями (ст.168). Закон, устанавливающий уголовную ответственность, не может иметь обратной силы (ст.169).
Согласно ст.35 Конституции обе стороны судебного процесса имеют право (во всех судах общей юрисдикции) пользоваться услугами адвоката по своему выбору. Если они не имеют такой возможности, то должны быть приняты меры по назначению адвоката.
Тем не менее международные наблюдатели отмечают многочисленные факты несправедливых судебных процессов, массовое применение пыток в ходе следствия и целый ряд других нарушений прав человека в сфере уголовного судопроизводства.
Уголовные дела рассматриваются уголовными судами (в 1994 г. объединены с гражданскими) или Исламскими революционными судами (ИРС), причем их юрисдикция различна. Под юрисдикцию ИРС подпадают: все преступления против внутренней и внешней безопасности государства, вероотступничество, покушение на жизнь политических деятелей, незаконная торговля наркотиками, подавление борьбы народа Ирана, расхищение общественного богатства и спекуляция.
В соответствии с регламентом ИРС должен состоять из 3 человек, в том числе 2 судей. На практике эти суды часто состоят только из одного лица религиозного судьи. Разбирательство производится по упрощенной процедуре, без адвоката. Способ установления виновности опирается на показания "благочестивых людей", такие показания могут быть подтверждены клятвой (qassameh). Подтвержденные клятвой свидетельства не могут быть опровергнуты подсудимым, и обвинение вправе ими ограничиться.
Осужденные, дела которых рассматриваются в уголовных судах, не имеют права обжаловать обвинение и приговор. Однако Верховный Суд должен проверить применение закона по делам, в которых уголовные суды вынесли приговоры, предусматривающие смертную казнь или другие серьезные наказания, до их вступления в силу.
Высокий совет правосудия утверждает смертные приговоры; он может возвратить дело в тот же суд для повторного рассмотрения. В то же время по политическим делам вообще не существует норм об обжаловании обвинения и приговора в вышестоящий трибунал или о полной проверке дела для выявления возможных ошибок.

Судебная система. Органы контроля

Согласно ст.156 Конституции судебная власть независима. Она функционирует на основе исламских норм и обычаев. Высшей судебной инстанцией является Высокий совет правосудия, состоящий из 5 членов, срок полномочий которых - 5 лет. В Высокий совет правосудия входит Главный судья Верховного Суда и генеральный прокурор. Оба должны быть шиитскими муджтахидами (признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и сунны). Три других члена выбираются мусульманскими правоведами.
В компетенцию Высокого совета правосудия входят, в числе прочего, утверждение смертных приговоров, подготовка законопроектов, относящихся к судебной власти, наблюдение за назначением судей, решение ряда кадровых вопросов. Статья 160 Конституции предусматривает, что министр юстиции должен быть назначен Премьер-министром из числа кандидатов, рекомендованных Высоким советом правосудия. Министр юстиции отвечает за административно-финансовое обеспечение деятельности всех судов в стране.
Контроль за правильным исполнением законов, обеспечением их единого толкования осуществляется Верховным Судом. Председатель (Главный судья) Верховного Суда и генеральный прокурор назначаются Высоким советом правосудия после консультации с судьями Верховного Суда на 5 лет. Верховный Суд является апелляционной инстанцией, проверяющей решения нижестоящих судов, чтобы гарантировать их соответствие законам страны и единообразие судебной правоприменительной практики.
Военные суды согласно Конституции (ст.172) рассматривают дела о преступлениях, связанных с прохождением военной службы или службы в военизированных организациях (жандармерии, полиции, Корпусе стражей Исламской революции). В то же время общегражданские преступления указанных лиц либо преступления, находящиеся в ведении офицеров юстиции, рассматриваются в общих судах. Военная прокуратура и военные суды являются частью судебной власти, и на них распространяются все принципы, относящиеся к этой власти.
Конституция предусматривает также создание Суда административной юстиции для рассмотрения жалоб граждан на действия правительственных органов и их должностных лиц, а также оспаривания подзаконных актов (ст.173). Этот суд находится под контролем главы судебной власти.
Судьи всех судов должны знать мусульманское право, а также отвечать другим требованиям, установленным Высоким советом правосудия.
Юридическую помощь гражданам оказывает адвокатура. Ее основной организационной формой являются партнерства. Кандидаты в адвокаты должны получить степень бакалавра права в одной из иранских юридических школ, что требует прохождения 4-летнего курса обучения. Иностранные дипломы в принципе признаются, однако в этом случае от кандидата обычно требуется сдача дополнительного экзамена. Помимо этого необходима годичная стажировка или 3-летний стаж работы в органах юстиции. Получившее статус адвоката лицо имеет право выступать в судах любого уровня.
Институт конституционного контроля в Иране имеет особенности, отражающие исламский характер всей правовой системы. Конституция 1979 г. учредила Совет по охране Конституции (часто переводится как Попечительский совет или Совет стражей) - орган, рассматривающий законы, принятые Меджлисом, на предмет их соответствия исламским и конституционным принципам (ст.94). Этим определяется его состав: 6 мусульманских правоведов, "известных своим знанием исламской юриспруденции и знакомых с требованиями времени", и 6 юристов, представляющих различные отрасли права. Первые отбираются Лидером (духовным Руководителем государства), вторые представляются Высоким советом правосудия и окончательно утверждаются Меджлисом. Срок полномочий членов Совета - 6 лет, с обновлением половины состава через 3 года после образования (по жребию).
В Иране функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые могут налагать мусульманские наказания за отклонения от правил торговли, общественного порядка или норм морали.
Специальным органом финансово-экономического контроля является Финансовый суд. Согласно Конституции этот суд находится в прямом подчинении у Меджлиса. Его структура и управление делами в Тегеране и в центрах провинций определяются законом (ст.54). Финансовый суд в порядке, предусмотренном законом, проверяет или инспектирует все счета министерств, государственных предприятий и учреждений и других структур, которые хоть в какой-то степени используют государственный бюджет страны, дабы убедиться в том, что расходы не превысили утвержденные кредиты и что каждая сумма потрачена правильно. Финансовый суд готовит соответствующие выкладки, счета и документы и представляет Меджлису отчет о выполнении бюджета за каждый год с приложением своих выводов и предложений.

Литература

Amin S. H. Middle East Legal Systems. Glasgow, 1985. P. 39-149.
Noori Y. Islamic Government and Revolution in Iran. Glasgow, 1986.

В 20 веке в Иране произошла Исламская революция , после которой ислам проник во все сферы жизни.

В Конституции Ирана эпиграф отсылает к цитате из Корана (Сура "Железо", аят 25), а первое предложение преамбулы выглядит так:

Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы).

Данная цитата предполагает, что всю жизнь в Иране нужно соотносить с исламскими нормами.

Государственное устройство Ирана определено Конституцией. В первых статьях написано: система правления Ирана - Исламская Республика , которая основана на вере в Аллаха, в законность шариата для всего народа, в преемственность имамов . Таким образом, Иран - это теократия (гражданская и религиозная власть в одном лице).

Государственная религия Ирана - ислам. Но не весь ислам, а только джафаритского мазхаба. Мазхаб - это правовая школа, доктрина. Их много в исламе. Джафаритский мазхаб был основан имамом и богословом Джафаром ас-Садиком в 8 веке . Данный мазхаб является главной доктриной для самой многочисленной шиитской группы - двунадесятников (иснаашариты).

Шииты-двунадесятники признают преемственность духовной власти 12 имамов (духовных лидеров), начиная с первого имама Али , который был двоюродным братом пророка Мухаммеда и мужем его дочери Фатимы. Все 12 имамов являлись потомками Али, пока в 872 году не исчез 12 имам Мухаммад аль-Махди ("махди" - мессия). Двунадесятники верят, что аль-Махди является " скрытым имамом " и он до сих пор жив. Махди вернется как мессия в конце времен, чтобы одолеть Даджалля (Антихриста) и установить мир и процветание.

Так как 12 имама нет рядом, то двунадесятники, захватившие власть в Иране, придумали идею, что его должен временно заменять Высший руководитель Ирана - великий аятолла. Это прописано в статье 5:

Во время отсутствия Вали-е-Аср (аль-Махди) в Исламской Республике Иран управление делами возлагается факиха (лидера страны).

Первым лидером Ирана был великий аятолла Рухолла Хомейни , с которого и началась Исламская революция и последующие преобразования в стране. После его смерти главой стал великий аятолла Али Хаменеи .

Высший руководитель Ирана (религиозный и светский лидер/факих/рахбар) стоит над всеми ветвями власти: судебной, исполнительной и законодательной, которые независимы друг от друга (статья 57). Руководитель является верховным главнокомандующим.

Руководителя выбирает Совет экспертов , состоящий из ведущих богословов. Сам совет избирается всенародным голосованием на 8 лет. Совет имеет право сместить руководителя.

По значимости после Высшего руководителя следует президент Ирана (ныне: Хасан Рухани). Он глава исполнительной власти и гарант Конституции. Все действия согласуются с высшим руководителем. Его назначают на 4 года путем всенародного голосования.

Меджлис (Исламский консультативный орган) - однопалатный парламент (законодательная власть), избирается всенародным голосованием на 4 года. Проверку проектов законов Меджлиса проводит Совет стражей Конституции , члены которого избираются Высшим руководителем и Меджлисом. Для Совета важно, чтобы проекты законов не противоречили шариату. Если между Советом и Меджлисом возникают проблемы, то их решает Совет целесообразности .

Судебная власть имеет разветвленную систему. Если кратко, то она включает Народный (уголовка и гражданка), Революционный (государственные дела) и Духовный суды. Глав назначает Высший руководитель.

Как видно, все проходит через взор Высшего руководителя, который исполняет функции религиозного и светского лидера. Светские законы подчинены принципам шариата, а духовенство имеет обязательное представительство во всех сферах власти.

Авторы: Н. М. Мамедова (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), А. А. Зарщиков (Природа: геолoгическое строение и полезные ископаемые), Л. Б. Кирчо (Исторический очерк: археология), В. Н. Зайцев (Исторический очерк: история), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), П. И. Андрианов (Спорт), Т. И. Кузнецова (Образование. Учреждения науки и культуры), М. Л. Рейснер (Литература), Н. Ю. Чалисова (Литература), Т. Х. Стародуб (Изобразительное искусство и архитектура), П. М. Степанова (Театр), А. С. Шахов (Кино) Авторы: Н. М. Мамедова (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), А. А. Зарщиков (Природа: геолoгическое строение и полезные ископаемые); >>

Читайте также: