Кратко храм геры в пестуме

Обновлено: 05.07.2024

Архитектура V века до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами, который сложился в зодчестве архаики. Ведущее место занимают храмы дорического ордера, их пропорции обретают большую цельность и гармоничность по сравнению с приземистыми и тяжеловесными храмами VI века до н.э., а конструктивные решения отличаются точным расчетом и логической ясностью.

Наиболее полно эти черты проявились в храме богини Геры (раньше его считали храмом бога морей Посейдона), построенном во второй четверти V в. до н.э. в городе Посейдония (Пестум), греческой колонии на юге Италии.

Посейдония (лат. Пестум)

Посейдония была расположена в долине реки Селе вблизи берега Тирренского моря. Город находился на плоской равнине, в отличие от сицилийских городов, которые основывались на возвышенностях или в местах труднодоступных для повышения безопасности.

В плане город представлял собой прямоугольник с периметром, равным 4,7 км. Акрополя (возвышения со значимыми постройками) в городе не было. От греческих укреплений VI в. до н.э. почти ничего не осталось, и их остатки скрыты последующими укреплениями IV—II вв. до н.э.

Планировка города в том виде, в каком она была вскрыта раскопками соответствует типичным римским городам. В ней четко выделен кардо (улица с севера на юг) и декуманос (улица с востока на запад), четырьмя городскими воротами по торцам этих улиц и форумом у их пересечения. Регулярная уличная сеть, вероятно, относится ещё к до латинской эпохе.

В центре города было 2 священных участка. Самый большой, южный, был посвящен Гере. Там ей было построено 2 храма, по типу периптера. Они очень монументальны и неплохо сохранились для своего возраста. Наиболее древний из них это храм Геры I (так называемая базилика), а поздний храм Геры II (ранее считалось, что он посвящен Посейдону).


На участке поменьше, северном, находится так же хорошо сохранившийся храм Афины (Ранее предполагалось, что Церере, т.е. греческой Деметре).

В храмах были найдены находки, которые и помогли окончательно разобраться, кому все-таки посвящены храмы.

И вызвал недоумение тот факт, что на одном участке построили сразу два храма, посвященных одной богине. Потому что на территории Греции и Ионии храмы заменялись на новые. И древнегреческие переселенцы в Италию, поступили иначе. Хотя позднее, в период Великой Греции, греки так же могли построить два храма рядом, или почти рядом, и посвящали одному божеству. Гера особенно почиталась в западных колониях, поэтому имела не только два храма в Посейдонии, но и ещё два в более раннем святилище, которое находилось вне города. А ещё странным нашли тот факт, что в городе не было храма, посвященного самому Посейдону.


I храм Геры в Пестуме (Посейдония)

Храм был построен около 540 г. до н.э. и имеет также название Базилика. По своему типу — периптер на трехступенчатом основании размером 24,52 х 54,3 по стилобату. Число колонн 9 х 18. Храм имел пронаос с тремя колоннами в антах, наос, разделенный на два нефа продольным рядом из семи колонн, и адитон. Каждый из пролетов целлы имел особый вход из пронаоса и отдельную дверь в адитон.

Подобные храмы, с двухнефной целлой с центральным рядом колонн, так же, как и нечетное число колонн на торцовых фасадах, встречается редко.

В планировке храма отмечается большая регулярность и явные математические закономерности построения.


Пропорции стилобата были задуманы таким образом, чтобы в осях колонн получить соотношение 4:9 или 8:18. Целла по соотношениям ширины к длине (взятой вместе с пронаосом и адитоном) должна иметь пропорции 2:7 с тем, чтобы ширина портика со всех её сторон соответствовала одной пропорциональной единице или двум пролетам. Однако фактические продольные стены целлы были несколько раздвинуты кнаружи, а главное — число пролётов по боковым сторонам было принято 17. В результате боковые пролеты храма, равные 310 см., стали шире торцовых (287 см), а число колонн стало 9 х 18, что, как можно предположить, соответствовало числам, почитавшимся священными. Таким образом в основе плана сочетались абстрактный геометризм и символика, несколько смягченные отдельными корректировками.

Италия, Пестум (Посейдония), Храм Геры I


I храм Геры относится к числу наиболее хорошо сохранившихся. Уцелела почти вся его наружная колоннада с архитравом и частями внутренней стороны фриза, колонны и анты пронаоса и часть внутренней колоннады. Храм производит впечатление большой мощи и необыкновенной пластичности. Причиной того являются не только его крупные абсолютные размеры, могучий архитрав, тяжелые пропорции колонн (высота равна 4,45 нижнего диаметра) и относительно узкие интерколумнии.

Два храма Геры в Пестуме (Посейдония)


У храма есть одна особенность, которая не встречается больше нигде — форма энтазиса колонн. Другие особенности — большое различие между нижними и сильно уменьшенным верхним диаметром колонн и распластанная, сильно выступающая в стороны форма эхина капителей, подрезанных глубокой скоцией. За время строительства храма вкусы, по-видимому, менялись. Это сказалось как на некотором изменении формы самих капителей, так и на решении шейки, украшенной то росписью, то резными листочками. Каждая колонна храма воспринимается как самостоятельное пластическое тело, обладающее какой-то необычной жизненной силой, помогающей ей выдерживать груз, кажущийся чрезмерным. Тем внушительнее выглядит вся колоннада, воспринимаемая в целом. Её материал — крупнозернистый известняк — ещё усиливает пластичность целого.



Современное состояние антаблемента не позволяет зрительно оценить его некогда грандиозные масштабы. Архитрав, состоявший по высоте из двух блоков, почти на всем протяжении лишен венчающего облома, который не только был выполнен из другого материала, но и имел типично ионический профиль с порезкой вместо дорической тении с регулами и гуттами. Не сохранилось и лицевых камней фриза, но о высоте его позволяют судить оставшиеся на месте блоки внутренней стороны. Имеющиеся на них врезы для металлических креплений дали основу для реконструкции наружной сстороны триглифного фриза, в котором отношение ширины триглифов и метоп было близким к принятому в классическую эпоху (2:3). Поскольку сужения угловых интерколумниев не было, можно предположить, что для расположения триглифа на углу антаблемента крайняя метопа была расширена. Карнизных плит не сохранилось. Найденные фрагменты свидетельствуют о том, что они были одеты терракотой, как и в ранних храмах Селинунта. Венчающая сима также была из терракоты.



I храм Геры — типичное творение дорики. Вместе с тем в нём ярко выражены ионические черты. Свойственная ионике регулярность плана с четкой постановкой стен целлы напротив колонн птерона. Форма антовых капителей, как бы намечающая завершение их волютами. Резкой, типично ионический облом, венчавший архитрав, а также порезка, украшающая скоции, образующее шейки многих капителей.

Храм Афины (Цереры)

Храм был построен в 520—510 гг. до н.э., т.е. на 20-30 лет позднее Базилики. И за этот период произошли значительные изменения в архитектуре Посейдонии.


Накрывавшая храм крыша, зрительно лишенная связи с горизонтальным перекрытием, приобретала самостоятельную значимость.

Своеобразна также конструкция дорического фриза. Он состоял из блоков, равных по длине блокам архитрава, но уложенных над колоннами таким образом, что их концы являлись как бы консолями. В эти блоки триглифы были врезаны, причём триглиф, расположенный над интерколумнием, скрывал шов между блоками фриза.


На этом особенности храма Афины не заканчивались. Сдвинутая к западному торцу целла была лишена адитона, но зато имела развитый пронаос с четырьмя колоннами по фронтону и двумя дополнительными колоннами, поставленными позади угловых. Торцы продольных стен целлы также заканчивались не антами, а трехчетвертными колоннами. Все колонны пронаоса были ионическими, на месте от них сохранились лишь базы с профилем, близким к самосскому. Капители, по-видимому, имели крупные, сильно свисающие волюты.



Также изменения произошли в общем планировочном построении плана. По замыслу архитектора длина храма Афины по стилобату, видимо, должна была равняться 100 дорическим футам, а соотношение его сторон должно было составить 4:9. Фактически же длина была увеличена примерно на 10 см (размеры стилобата 14,53 х 32,84), что дало соотношение в осях колонн, равное 40:96 дорических футов или 5:12, соответственно равное числу пролетов на сторонах храма. Таким образом, впервые все пролеты как на торцовых, так и на боковых сторонах периптера были выровнены. По-видимому, впервые их рассматривали как меру измерения плана, как его модуль. В результате появилась возможность сделать все плиты, обрамляющие стилобат, одинаковыми, равнями по размеру половине пролёта. Модулирование по стилобату, однако, затруднило расчленение фриза. Из-за того, что угловой триглиф приходилось сдвигать с оси колонны наружу, угловая метопа была уширена и значительно отличалась от остальных.


Храм Афины типичен для завершающего этапа архитектуры архаика в Посейдонии.

II храм Геры (Посейдона)

Этот храм наиболее величественный и сохранился он наилучшим образом. Это памятник второй четверти V в. до н.э., а по сути дела — единственный греческий периптер, в наосе которого ещё стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад. Размер стилобата 24,3 х 59,99 м. И на трехступенчатом основании возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.


Строго продумано и определено число колонн, окружающих храм: шесть — на фасаде и 13 — на продольных сторонах. Такое соотношение — характерная черта классической архитектуры. Чтобы определить количество колонн на продольной стороне храма, следует удвоить их число на фасаде и добавить ещё одну. Внутри храма хорошо сохранилась часть двухъярусной колоннады, делившей пространство на три нефа. Простые выразительные формы храма Геры делают его одним из лучших памятников греческой классики и сообщают архитектурному облику здания торжественную монументальность. В нём нашла образное воплощение мысль о величии и слове богатого города.


Как и более древние храмы Посейдонии, II храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки. Согласно традиции некоторые части сооружения были покрашены.

План и общая композиция храма были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Полагают, что архитектор Посейдонии изучал его, что особенно вероятно в связи с усилившимся культурным влиянием материковой Греции после того, как в 468 г. до н.э. город принимал участие и вышел победителем в олимпийских играх.

II храм Геры в Пестуме (Посейдонии) план

Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера. Наос узкий, сильно вытянут. Высота среднего нефа, довольно близкая наружной высоте сооружения, очень велика по отношению и ширине центрального нефа целлы. Это ещё подчеркивают сильные вертикали двухъярусных колоннад и заканчивающие их пилястры. Нижние колонны имеют 20 каннелюр, верхние — по 16, соотношение их диаметров друг к другу, как 16:9 (6,06 и 3,41 м.) Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создаёт характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила ещё более совершенное решение уже во 2-й половине века в Парфеноне.




В архитектуре II храма Геры был заложен принцип регулярности построения. Исходные пропорции 72 х 180 дорических футов (отношение 2:5) — намечались не по стилобату, а по тении архитрава. От этих размеров и был, по-видимому, определен интерколумний как некий теоретический усреднённый модуль, равный 9 дорическим футам. Высота колонн была в 3 раза большей, и это соотношение соответствовало пропорциям пролета колоннады — 1:3, взятым в осях колонн.

Пролёты торцовых колоннад были чуть меньше, чем на боковых сторонах, в то время как диаметр колонн главных фасадов был увеличен на 5 см. Это выразилось в явно заметном сужении интерколумниев и общем повышении мощи и пластической выразительности главных фасадов храма.


У II храма Геры есть особенности в восприятии масштаба. Издалека, как и на чертеже, он кажется меньше, чем в действительности, и поэтому сильнее воздействует на зрителя, когда тот подходит вплотную. Этому способствуют следующие факторы: массивность антаблемента, тяжелые пропорции колонн, состоящие всего из 5-6 больших барабанов, их тесная расстановка, крупность блоков архитрава, достигающих 4,5 м. в длину и 1,5 м. в высоту. В общем преувеличенная массивность всех основных частей сооружения. И этим массивам противопоставляются небольшие размеры и рельеф деталей. Отсюда возникают определенные светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения. Сильные тени увеличивают выразительность храма в целом и его колоннады. Стволы колонн, как самостоятельные скульптурные тела, четко и пластично вырисовываются на фоне затененного пространства птерона.


Могучие и тяжеловесные наружные колоннады храма в Посейдонии без труда несут гигантский антаблемент. Равновесие огромных героизированных форм и скрытые в них избыточные силы придают храму как бы стихийную мощь при подлинно органической целостности.

Всемирная история архитектуры, Том II

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂


Красивейший городок, расположившийся в регионе Кампания (Италия), на побережье Тирренского моря, представляет собой настоящий музей под открытым небом. Небольшое античное поселение много веков назад являлось греческой колонией, носившей имя Посейдония.

Главные украшения древнего античного поселения

Главными достопримечательностями Пестума, находящегося всего в часе езды от Неаполя, признаны его древние храмы, дошедшие до потомков в отличном состоянии. Самое ценное наследие очаровательного городка, окутанного особой атмосферой, – это археологический парк, включающий в себя исторические памятники в дорийском стиле. Величественные руины Посейдонии, основанной в VI веке до нашей эры небольшим племенем дорийцев, обнаружены только в XVIII столетии.

Первый храм античного поселения

Два храма Геры в Пестуме, прячущиеся в изумрудной листве вековых дубов, разделены столетием. Первый религиозный комплекс, считающийся самым старым, появился в 550 году до нашей эры. Посвященный Гере, верховной богине и покровительнице брака, он имеет архитектурную особенность, которая отличает его от остальных культовых сооружений. Археологи обнаружили нечетное количество фронтальных колонн (огромная редкость для греческих святилищ), что дало повод усомниться в религиозной принадлежности здания.

Первый храм Геры в Пестуме

И только найденные вотивные статуэтки Геры, приносимые в дар божеству, позволили сделать определенные выводы. Кроме того, внутреннее пространство храма Геры в Пестуме разделяется двумя нефами. Все 50 наружных колонн исторического памятника, которые намного толще, чем это было принято, полностью сохранились. Алтарь, где верующие совершали различные обряды, находился под открытым небом, недалеко от входа.

Древний храм Геры в Пестуме, описание которого можно найти в статье, представляет собой периптер – основной тип древнегреческого храма прямоугольной формы, окруженный колоннадой. Он возведен из золотистого ракушечника, покрытого тонким слоем белоснежной штукатурки.

Второй храм Посейдонии

Храм Геры и Посейдона в Пестуме – второй религиозный ансамбль, располагающийся недалеко от первого. Постройка, которая появилась на сто лет позже, выглядит более изящной и легкой. Фронтальные стороны состоят из шести высоких колонн, а по бокам их насчитывается четырнадцать. Любопытно, что при строительстве древние мастера учли даже кривизну горизонта. Это позволило устранить визуальный эффект, при котором стоящим внутри здания казалось, будто колонны расходятся в стороны и сооружение вот-вот разрушится.

Второй храм Геры (Пестум)

Внутреннее пространство храма Геры в Пестуме разделяется на три нефа, а мощные столпы выглядят стройными за счет большого количества канелюр – желобчатых дорожек, которые тянутся вдоль колонн. Можно увидеть и сохранившиеся лестничные пролеты, а также участки стен с нанесенными на них фресками.

Новое название

Изначально археологи были уверены, что неплохо сохранившееся строение посвящено морскому богу Посейдону. Однако находки в виде монет с выбитыми профилями богини и вотивные статуэтки позволили усомниться в правдивости этого вывода. Сейчас культовое сооружение во всех туристических справочниках носит название "храм Геры 2 в Пестуме".

Третий религиозный комплекс

Третье религиозное строение посвящено богине Афине. Появившееся во второй половине VI столетия до нашей эры, оно интересно тем, что ученые нашли в полу несколько гробниц. Со временем языческий храм, на стенах которого выбиты рельефные изображения дочери грозного Зевса, превратился в христианскую церковь, построенную по всем канонам новой веры.

Храм Афины в Пестуме

Любопытная туристическая достопримечательность

Музей и археологическая зона, которые можно посетить за 6,5 евро, работают ежедневно с 8:45 до 19:45 (кроме Рождества, Нового года и 1 мая).

Туристы с удовольствием прогуливаются среди руин храмов Геры в Пестуме, однако гораздо интересней нанять гида и узнать много нового из истории древнего города. Посетителей привлекают и остатки построек Посейдонии – развалины амфитеатра, форума, городских стен.

Храм, посвященный Гере

Итальянскую жемчужину не зря считают живой главой из истории архитектуры Древней Греции. Восхитительные сооружения, возведенные в разные эпохи, находятся рядом друг с другом, что производит на посетителей неизгладимое впечатление. Многие даже не могут поверить, что это Италия, поскольку развалины типичных греческих храмов создают полное впечатление нахождения в античных Афинах.


Храм Геры – ярчайший пример дорийской архитектуры и самый древний храм в Пестуме. Этот памятник прекрасно сохранился до наших дней со всеми 50 наружными колоннами (по 9 фронтальных и по 18 боковых). Недавние раскопки обнаружили здесь статуэтки Геры, что полностью разрушило миф о том, что этот храм посвящен Посейдону.

Храм построен с нечетным количеством фронтальных колон, что большая редкость для греческих храмов. Храм имеет двухнефную целлу, что дает повод считать это здание единственным сооружением такого рода в Италии (подобные ему храмы находятся только в Принии и Дреросе).

Легкость архитектурных форм и в то же время их величие сделало храм Геры одной из самых посещаемых достопримечательностей Пестума.


Храм Геры I, грандиозный по размерам (24,5 х 54 м, 34 м высотой) дорический периптер поздней архаики, несмотря на оформившуюся ордерность, сохранил многие черты первичного этапа сложения концепции греческого храма. В его тяжелом каменном массиве, распластанном, льнущем к земле, чувствуется сумрачная мощь материнского начала, питающего его своими соками земными и одновременно препятствующего его отрыву от материнской груди.

О том, что в мифологической программе храма преобладает материнское начало, свидетельствует ряд черт. Расположение в устье р. Селы на низинном болотистом участке говорит о его близости к первичному хаосу вод и принадлежности к “нижним” храмам, несмотря на олимпийский статус Геры.


Храм 2500 лет назад. Реконструкция

Архаический тип портика пронаоса с тремя колоннами в антах восходит к материнской типологии геометрических храмов VIII в. до н.э. со столбом, перебивающим центральный вход. О том же, возможно, свидетельствует и культовая статуя между крайними колоннами на фасаде северного нефа. Убедительным знаком материнского характера оболочки храма является своеобразное “цветение” колонн дорического ордера — шейка колонн украшена резными листочками и розетками.

В связи с этим уместно вспомнить, что первоначально колонна представляла Богиню-мать в ипостаси Мирового древа, и “по ритуальным законам несет именно нижняя, материальная часть мироздания (мужчины-атланты в этой функции появятся позже)” (Л.И. Акимова). Слитность в идее несения/стояния мужского и женского начал наглядно можно себе представить на примере мифа о яблоках Гесперид — Геракл и Афина вместе держат небо в отсутствие Атланта.


О слабости структурных скреп материи говорит также отсутствие композиционного узла в виде сакральной статуи в центре наоса и акцентирования входа на фасаде храма. Система организации масс, основанная на рядоположности без внутренней взаимосвязи, позволяет продолжить ряд по прямой в любую сторону, что вместе с горизонтальной распластанностью храма внушает чувство неопределенности, сходное с неопреденностью и бесконечностью хаоса.


I храм Геры. Вид сверху

Мужская составляющая в храме проявилась в архаическом делении наоса на два нефа посредством внутренней колоннады, стоящей по оси наоса. Согласно Л. Акимовой, этот план реализует следующий сакральный сценарий храма: “Бог-солнце входит в него (лоно Богини-матери. — Е.М.) через восточную дверь и идет умирать на запад. Достигнув апсиды, он переживает процесс трансформации (что и обозначено “поворотом” стены) и возвращается вновь на восток по другому, соседнему нефу. Выход его из восточной двери — это выход из лона, восход над горизонтом, начало дневного пути… Храм воплощает идею долгого пути солнечного бога — историю его жизни, смерти и воскрешения”.


Пропорции храма строятся на математических закономерностях, основанных на столь любимом греками соотношении простых чисел: “…вся целла имеет соотношение сторон 2 : 7, без пронаоса и опистодома 2 : 5, общий же план здания имеет соотношение 4 : 9. длина стилобата — 100 ионийских локтей — отражает магию числа “100” (Л.И. Акимова).

Читайте также: