Квинтэссенция кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

пятый элемент у Аристотеля, эфир, но по своей важности – первейший, наиболее существеннейший; в переносном смысле – наиболее существенное, лучшее, суть дела.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia — пятая сущность, перевод греч. πέμπτη ουσία) — в античной философии “пятый элемент” (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о котором впервые было разработано в платоновской Академии (см. “Тимей” 55с, где корпускулы квинтэссенции обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам называл его “первым телом”, “первым элементом”, “первой сущностью”, а также “божественным”, “вечным”, “горним”, “крутовращающимся” телом и “эфиром”) в краеугольный камень своей космологии (трактат “О небе”), синтезировав ее с теорией гомоцентрических сфер Евдокса—Каллиппа. Согласно Аристотелю, квинтэссенция, или эфир, — субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их “сфер”); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных “возникновению и уничтожению” (циклическому взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения — пространственное перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах — двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абсолютная неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа — космического бога.

В дальнейшем квинтэссенция все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля квинтэссенция “не имеет материи, из которой она возникла”, “О небе” 270а25). В эллинистических эсхатологических представлениях о небесно-божественном происхождении “эфирной” души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская квинтэссенция смешалась с платоническими, стоическими и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. “Тускуланских бесед” и “Сон Сципиона” Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с квинтэссенцией; Филон Александрийский отождествлял квинтэссенцию с “художественным огнем” стоиков и определял душу как осколок эфирной квинтэссенции. Представители восточной патристики опровергали учение Оригена, согласно которому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из квинтэссенции.

Особое развитие учение о квинтэссенции получило в неоплатоническом представлении об эфирной “колеснице” (ср. опорные тексты Платона — “Тимей” 41 d-e, “Федр” 247b), или бессмертном астральном теле души, которое она получает при своем “нисхождении” (κάθοδος) в земную жизнь (Плотин, “Эннеады” IV 3,15; Порфирий, “О пещере нимф” II; Макробий, Комментарий к “Сну Сципиона” 112; Ямвлих, “О мистериях” III 14; Прокл, “Начала теологии” 205—209). Этот неоплатонический тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро-, так и на микрокосмическом уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божественный дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, который обладал бы смешанной духовно-телесной природой (“De philosophia occulta” 114); этот медиум есть “дух мира”, квинтэссенция, оживляющая тела (алхимический аспект: квинтэссенция обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит квинтэссенция — “панацея”, философский камень и эликсир жизни. Эфирный “дух мира”, квинтэссенция встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об “эфирном”, или “астральном теле”, как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме. Полемика против космологической гипотезы квинтэссенции велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал специальный трактат “Против квинтэссенции” (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комментариях к трактату “О небе”). Систематическую критику учения Аристотеля о квинтэссенции с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах “О вечности мира против Прокла” и “Против Аристотеля о вечности мира”. Лит.: MorauxP. Quinta essentia, RE, 47, 1963,col. 1171—1263.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Тут как с тем сусликом, которого не видно, но он есть. Мы это слово активно употребляем, а значит нужно понимать, что оно значит сейчас и что значило тысячелетия назад.

Квинтэссенция

Садитесь поудобнее, мы начинаем.

Что это такое простыми словами

Простыми словами квинтэссенция — это нечто главное, основное, суть вещей, высшая форма, основа основ, концентрат.

В каких случаях его уместно использовать? Наверное, лучше всего об этом вам скажут примеры фраз известных людей. Вот слова норвежского кинорежиссера Эрленда Лу:

Тут явно это слово используется в значении концентрата. То есть вся мерзость в концентрированном виде присутствует на ТВ. Или вот размышления прекрасной французской писательницы Амели Нотомб:

Тут это слово используется как синоним концентрированной сути, основы, смысла. Примеров можно приводить еще много, но думаю, что квинтэссенция моей мысли вам уже понятна 🙂

Однако, еще остались вопросы по тому, что же изначально закладывали в это слово его создатели и как этот смысл трансформировался до сегодняшней простой трактовки. Поэтому мы продолжаем и ответим в продлении этой статьи на вопросы:

  1. Что такое квинтэссенция с точки зрения основателя этого понятия Аристотеля?
  2. К чему пришли алхимики средневековья в поисках самого тонкого элемента?
  3. Как связаны квинтэссенция и натурфилософия?

Квинтэссенция — это пятый элемент Аристотеля

Но, как водится, значение этого понятия гораздо глубже и его история уходит корнями в Древнюю Грецию. В дословном переводе с латыни quinta essentia – пятый элемент или пятая сущность.

5 элемент

Идея квинтэссенции принадлежит Аристотелю, ученику Платона. Он противопоставил пятый элемент четырем стихиям, теорию о которых создал античный философ Эмпедокл. Все в этом мире, по замыслу Эмпедокла, базируется на четырех элементах – земле, воде, воздухе и огне. Эти стихии находятся в постоянном движении, смешиваются, разъединяются, но сами по себе остаются неизменными.

Аристотель вводит понятие эфира, или квинтэссенции, элемента, которым пронизано все сущее. Если четыре стихии Эмпедокла относятся к подлунному миру, ведь из них создается все земное, материальное, то аристотелевская квинтэссенция – это тончайшая субстанция надлунного мира, духовного, божественного, или нематериального.

Аристотель

Сам Аристотель называл свой пятый элемент первым, потому что он присутствует в каждой стихии и превосходит их все.

Позже учение Аристотеля о квинтэссенции развивалось в направлении того, что существует некое астральное тело души, своеобразный проводник между земным и духовным началом.

Алхимия в поисках квинтэссенции

Присутствие духовного, вечного начала во всех элементах, по мнению Аристотеля, позволяет им образовывать устойчивые соединения. Эта идея легла в основу массового средневекового течения алхимии.

Увлеченные идеями Аристотеля алхимики пытались решить две главные задачи:

Божественный элемент

  1. Найти вещество, превращающее одни элементы в другие. Иными словами, отыскать философский камень для превращения железа в золото или серебро.
  2. Найти способ выделения пятого божественного элемента из четырех земных. Иначе говоря, отыскать квинтэссенцию, которая должна была подарить человеку вечную молодость и стать универсальным лекарством от всех болезней.

У алхимиков квинтэссенцией называлась тончайшая субстанция, которая добывалась методом дистилляции.

Лаборатория

Любопытно, что метод дистилляции, придуманный для алхимических изысканий, впоследствии начал широко применяться для создания крепких алкогольных напитков. Так, благодаря поискам пятого элемента, человечество теперь имеет возможность наслаждаться коньяком или виски.

Человек – это квинтэссенция мира

Новое звучание получает понятие квинтэссенции у знаменитого средневекового врача, философа и алхимика Парацельса (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм).

Парацельс

Парацельс сравнивает создание человека с алхимическим процессом вытяжки экстракта из всех имеющихся земных и небесных творений.

Таким образом, человек в его философии – это квинтэссенция мира.

Он обладает всеми свойствами природных объектов — металлов, минералов, растений и животных, астральных тел, поэтому человеку доступно понимание и постижение тайн природы.

Парацельс не выстроил цельную философскую систему, но его идеи положили начало немецкой натурфилософии XVII –XVIII веков.

Учение о квинтэссенции сегодня

Свет

Зато в современной космологии одно из объяснений сущности темной энергии, гипотетически заполняющей все пространство Вселенной, строится на том, что она – это и есть квинтэссенция, или динамическое поле с изменяющейся во времени и пространстве плотностью.

Но все же сейчас в русском языке слово квинтэссенция чаще используют в его переносном значении, имея в виду некую основу, базу, что-то самое существенное, концентрированный экстракт.

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

То, что человек — это квинтэссенция мира весьма спорное заявление. Никто не знает, есть ли самосознание у развитых животных, например, у дельфинов. Очень сомнительно, что центр их мировоззрения — это люди.

1) концентрированный или самый чистый экстракт к.-л. вещества, полученного химич. путем; 2) самая суть чего-либо.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

лат. а) У алхимика Феофраста Парацельса, пятая эссенция, которая была будто-бы духом или силою натурального тела. b ) Теперь, главная сущность мысли.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

1) в античной философии - эфир, пятый элемент (или стихия), основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным элементам (воде, земле, огню и воздуху); в средневековой философии в алхимии - тончайший элемент, составляющий якобы сущность вещей;

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

квинтэссенции, ж. [ от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других ] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Полезное

Смотреть что такое "КВИНТЭССЕНЦИЯ" в других словарях:

квинтэссенция — квинтэссенция … Орфографический словарь-справочник

квинтэссенция — См … Словарь синонимов

квинтэссенция — и, ж. quintessence f., нем. Quintessenz <лат. quinta essentia пятая сущность. В античной и средневековой философии некий пятый элемент (стихия) противополагался остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признавался основной сущностью … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Квинтэссенция — (Quinta essentia или Quintum corpus, pempton svma,пятая сущность или пятое тело) так у римских и у средневековыхфилософов назывался эфир, который в пифагорейской школе был присоединён,в качестве пятой стихии (или пятого простого тела), к четырём… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

КВИНТЭССЕНЦИЯ — (от лат. quinta essentia пятая сущность) основа, самая суть чего либо; в античной натуральной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Большой Энциклопедический словарь

КВИНТЭССЕНЦИЯ — КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, жен. (книжн.). Основа, самая сущность чего н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КВИНТЭССЕНЦИЯ — В древнегреческой философии (от лат. quinta essentia пятая сущность) некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью. В переносном значении… … Словарь бизнес-терминов

Квинтэссенция — (от латинского quinta essentia пятая сущность), основа, самая суть чего либо; в античной философии эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем; позднее тончайшая субстанция вообще,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Квинтэссенция — (от лат. quīnta essentia пятая сущность) многозначный термин: В Викисловаре есть статья « … Википедия

Содержание статьи

Пять элементов Бытия

Квинтэссенция в античной философии

Древнегреческий философ Эмпедокл стал основателем идеи четырех элементов, которые образуют все, существующее в мире. Элементы эти – вода, земля, воздух и огонь. Все различия между растениями, животными и другими предметами объясняются соотношением элементов. Идея эта стала общепринятой в античной философии. Придерживался ее и Аристотель, но он решил дополнить учение Эмпедокла.

Квинтэссенция в философии эпохи Возрождения и Нового времени

Идеи античной философии были унаследованы эпохой Средневековья, а в особенности – Ренессанса. Агриппа Неттесгеймский, Дж.Бруно, Ф.Бэкон и некоторые другие философы Возрождения и начала Нового времени считают квинтэссенцию связующим звеном между смертным, материальным телом и бессмертной душой. Из нее состоит астральное тело, имеющее одновременно и материальную, и нематериальную природу.

Как это ни удивительно, понятие квинтэссенции существует и в современной физике. Именно такое название было дано одной из концепций темной энергии – таинственной сущности, которая могла бы объяснить расширение Вселенной.

Читайте также: