Конституция каракаллы 212 г содержание значение кратко

Обновлено: 25.06.2024

До 212 г. полное римское гражданство имели только жители Италии, однако ряд городов и поселений в прочих провинциях имели права римского гражданства. Прочие рассматривались как латинские граждане или перегрины. Мотивы, побудившие императора издать этот указ, остаются неясными, попытки связать их с заговором Геты неубедительны.

Связанные понятия

Латинское право (лат. ius Latii или ius latinum) — статус подданных Римской республики и Империи, промежуточный между римским гражданином и перегрином. Исторически впервые был предоставлен обитателям Лация, отсюда и название. Женщины, как и обычно в римском праве, не рассматривались как носители гражданства.

Римское гражданство (лат. Civitas Romana) — высший социальный и юридический статус римской античности, означавший возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством. Как общественный институт сыграло огромную роль в истории государства.

Ри́мская коло́ния (лат. colonia, мн. ч.: coloniae) — городское поселение римских граждан в захваченных Римом землях. Статус колонии обычно предоставлялся крупному или стратегически значимому городскому поселению, которое было основано по постановлению Римского сената или же волей римского народа. Постановление о наделении города статусом колонии выдавали специально назначенные триумвиры или, реже, квинквевиры (triumviri или quinqueviri coloniae deducendae). Римская колонизация опиралась на сеть колоний.

Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).

Домина́т (лат. dominātus — господство ← dominus — господин, хозяин) — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная императором Диоклетианом (284—305 годы). В доминат включают период тетрархии.

Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 год до н. э. — 284 год н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

При́нцепс (лат. princeps — первый) — первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (princeps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров. В эпоху Империи почётное место принцепса после трансформации стало важным атрибутом императорской власти.

Прови́нция (лат. provincia) в Древнем Риме — единица административно-территориального деления земель вне Апеннинского полуострова. До реформ Диоклетиана (ок. 296 года) была самой крупной административной единицей, впоследствии входила в состав диоцеза.

Префе́кт анно́ны (лат. praefectus annonae) — римское должностное лицо, контролировавшее поставки пшеницы в Рим.

Клиентела (лат. clientēla, p. -lae) — форма социальной зависимости в Древнем Риме: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между патронами и клиентами. Восходит ко временам разложения родового строя.

Династия Флавиев (лат. Flavii), иногда именуемая также Первой династией Флавиев — династия римских императоров, правившая в 69 — 96 гг. Основатель — Веспасиан (69—79) — пришёл к власти после Гражданской войны (68—69).

Префект Египта, префект августал, августал (лат. praefectus Aegypti, praefectus augusti, augustalis) — 1) Магистратура в Римской империи, наместник провинции Египет (позднее диоцез Египет) с функциями военного и гражданского территориального управляющего, являвшегося специальным императорским уполномоченным. 2) Гражданский правитель (викарий) диоцеза Египет в Византии, должность также называлась эпарх Александрии, архонт Александрии.

Префектура претория (лат. praefectura praetorio, по гречески встречаются названия ἐπαρχότητα τῶν πραιτωρίων или ὑπαρχία τῶν πραιτωρίων) — крупнейшая единица административного деления поздней Римской империи, выше находящихся на среднем уровне диоцезов и находящихся на нижнем уровне провинций. Префектуры претория возникли в правление Константина I (306—337) и приняли свою более или менее окончательную форму в последней трети IV века, сохранившись до VII века, когда реформы Ираклия уменьшили влияние.

Публиканы (лат. publi cani) — в римской финансовой системе лица, бравшие на откуп у государства его имущество — publicum (земли — ager, пастбища — scripturae, рудники — metalla, соляные варницы — salinae), а также государственные доходы (налоги — vectigalia, пошлины — portoria) и общественные подряды (на постройки) и поставки (например, хлеба).

Кризис Римской империи III века — период истории Римской империи, хронологические рамки которого как правило определяют между гибелью Александра Севера в 235 году и провозглашением императором Диоклетиана в 284 году. Этот период характеризуется рядом кризисных явлений в экономике, ремесле, торговле, а также нестабильностью государственной власти, внутренними и внешними военными столкновениями и временной потерей контроля Рима над рядом областей. В различных исторических школах взгляды на причины.

Римская империя (лат. Imperium Romanum, др.-греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) — постреспубликанская фаза в развитии древней римской государственности, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Единственное государство в истории, которому принадлежало всё побережье Средиземного моря. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени с правления первого императора Октавиана Августа до раздела империи.

Древнери́мская а́рмия, Ри́мское во́йско (лат. exercitus, ранее — classis) — регулярное войско Древнего Рима, один из основных элементов римского общества и государства.

Галльская империя (лат. Imperium Galliarum) — сепаратистское образование, возникшее на территории римской Галлии во время кризиса III века.

Прокура́тор (лат. procurator — заведующий, управляющий) — в Древнем Риме название управителя вообще. Исторически так называли слуг, управляющих господскими имениями, затем, с появлением одноименной государственной должности — высокопоставленных чиновников, заведующих той или иной частью императорского имущества и управляющих провинциями.

Комит священных щедрот (лат. comes sacrarum largitionum, греч. κόμης τῶν θείων θησαυρῶν) — должность высокопоставленных финансовых чиновников в поздней Римской и ранней Византийской империях.

Колле́гия понти́фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.

Фециа́лы (от лат. fetiales) — древнеримская жреческая коллегия (лат. sodalitas), состоявшая из 20 пожизненных членов, избиравшихся путём кооптации, и занимавшая в ряду римских жречеств по значению и рангу первое место после четырёх главнейших жреческих коллегий (sacerdotum quatuor amplissima collegia — понтификов, авгуров, квиндецемвиров священнодействий и эпулонов).

Померий (лат. Pomerium) — античная граница, обозначавшая священные пределы города Рима, его сакральная граница.

Префект претория (лат. praefectus praetorio, др.-греч. ἔπαρχος/ὕπαρχος τῶν πραιτωρίων) — одно из высших должностных лиц в Римской империи. Эта должность поначалу предполагала только пост командира преторианской гвардии, но постепенно префекты претория расширили свои правовые и административные полномочия, становясь ближайшими помощниками императоров. При Константине Великом их власть была существенно уменьшена, а должность стала сугубо гражданским административным постом, однако при его преемниках.

Список римских императоров в хронологическом порядке, курсивом выделены узурпаторы. Не обозначены полководцы, поднявшие восстания против центральной власти, но формально не провозглашённые императорами (за исключением традиционно включаемых, например, Макриан Старший). В качестве соправителей указаны наследники власти (начиная с середины I века статус наследника почти всегда совпадал с титулом цезаря), официальные соправители, иногда — регенты при неактивности императора.

Августалы (лат. Sodales Augustales, аристократическое братство августалов, и Magistri Larum Augustii, или севират, — провинциальные корпорации почитателей императора) — две связанные коллегии жрецов в древнем Риме периода принципата, отправлявшие культ императора и его рода. Влиятельные и массовые при Юлиях-Клавдиях и Флавиях, эти коллегии фактически прекратили существование в эпоху переворотов конца II века.

Эра́рий (лат. Aerarium populi Romani, от лат. aes: медь, бронза; монета, деньги; ценность; жалованье) — государственная казна и архив в Древнем Риме.

Год четырёх императоров (лат. annus quattuor imperatorum) — период в истории Римской империи (68—69 годы), в течение которого на престоле сменилось четыре правителя: Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан.

Вольноотпу́щенники (либерти́ны, лат. libertini) — в Древней Греции и Древнем Риме, Византии, а также в западноевропейских государствах периода раннего феодализма — отпущенные на свободу или выкупившиеся рабы.

Комиций (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме.

Центурия (лат. centuria — сотня; от centum — сто) — военное подразделение римской армии. В легионе было 60, при Империи 59 центурий. По мнению большинства специалистов, первоначально центурия насчитывала действительно около 100 человек, что примерно соответствует современной армейской роте, хотя имеются возражения. Некоторые авторы ссылаются на то, что во времена царского периода, в Риме просто не хватило бы солдат на 193 центурии (по реформе Сервия Туллия), в результате чего размер центурии оказался.

Интерцессия использовалась против всякого декрета магистрата, на который гражданин, считавший себя обиженным, приносил апелляцию (например, против декрета о наложении магистратом наказания в силу его империя), а также против внесения в комиции законопроекта и против сенатусконсультов. Интерцессия делала ничтожным акт, против которого была направлена. Особое значение имело право интерцессии народных трибунов.

Квестор священного дворца (др.-греч. κοιαίστωρ (κυαίστωρ τοῦ ἱεροῦ παλατίου); лат. quaestor sacri palatii), позднеримское и византийское должностное лицо, ответственное за разработку законов.

Легио́н (лат. legio, род. падеж legionis — военный сбор, от lego и legere — собирать) — основная организационная единица в армии Древнего Рима времен поздней республики и империи.

Пять хоро́ших импера́торов — пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий (первое время его соправителем был Луций Вер). За время их правления (96-180 годы н. э.), которое отличалось стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета.

Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству.

Ту́рма (лат. turma) — подразделение эскадрона, конный отряд из 30—32 человек, 1/10 (алы) римской армии.В Римской республике конница набиралась из римлян или их союзников и входила в состав легиона. Конница легиона состояла из 300 человек, которые делились на 10 взводов (турм) по 30 человек каждый, a турма на 3 десятка (декурия). Декуриями командовали три декуриона, один из которых командовал всей турмой.

Список триб (лат. tribus, от tribuo — делю, разделяю) в Древнем Риме включает в себя 35 территориальных избирательных округов Италии, сформировавшихся к 241 году до н. э.

Итали́йцы (ита́лики) (лат. Italici) — в более широком смысле: народы, населявшие Апеннинский полуостров и прилегающие острова (Корсику, Сардинию, Сицилию) до образования Римского государства и впоследствии ассимилированные римлянами. В более узком смысле — племена индоевропейской группы, в древности населявшие Апеннинский полуостров и говорившие на италийских языках. Подразделялись на две ветви: фалискско-латинскую, объединявшую фалисков, латинов, авзонов (или аврунков), энотров, сикулов и др. и.

Кирена́ика (лат. Cyrenaica) — провинция Римской республики в 74-34 гг. до н. э. Включала область Киренаика в северо-восточной Африке. Располагалась на северо-восток по побережью от залива Большой Сирт (совр. Сидра) до пограничной с Египтом областью Мармарикой. Значительная часть территории приходилась на плоскогорье Барка.

Бревиарий Алариха (лат. Breviarium Alaricianum, Breviarium Alarici, Lex Romana Visigothorum) — вестготский свод римских законов. В него включено большинство норм из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений классических римских юристов.

Эдикт Каракаллы, также известный как Конституция Антонина (Constitutio Antoniniana), представлял собой указ, изданный в 212 году, который предоставлял гражданство всем свободным жителям Римской империи. Автором указа являлся Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август (он же Каракалла).

Римское гражданство гарантировало следующие права:

  • Право голоса;
  • Право служить в римских легионах;
  • Право избираться на государственную должность;
  • Право апелляционного обжалования решения суда, если оно кажется несправедливым;
  • Право владеть недвижимостью.

Изначально права римских граждан были закреплены только за свободными людьми, проживающими в Риме. С 89 г. до н. э. они были вручены всем свободным жителям Италии. Гражданство также имели римляне, жившие в колониях, городах и провинциях за пределами Италии, а также правители союзных государств.

Император, издавая указ, обосновал свой шаг желанием добиться благосклонности богов, а историк Кассий Дион, современник Каракаллы, приписывал решению исключительно фискальные мотивы — появление новых налогоплательщиков и увеличение числа мужчин, которые могут пойти в армию (в римских легионах могли служить только граждане).

Несмотря на то, что Дион был крайне враждебно настроен к Каракалле, его суждения касательно эдикта были абсолютно верными.


Септимий Бассиан Каракалла (император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август) – римский император из династии Северов. Старший сын Септимия Севера. Правил с 211 по 217 н. э. Гета (Публий Септимий) был младшим братом Каракаллы. Отношения между братьями были неприязненными, из-за чего Север, стараясь примирить сыновей, большую часть держал их при себе в Кампаниях.

Перед смертью в 211 г. Север завещал сыновьям жить в согласии, но после их восшествия на престол стало ясно, что надежды на это весьма призрачны. Взаимная неприязнь Каракаллы и Геты переросла после смерти Септимия Севера в 211 г. в открытую ненависть. Согласно его завещанию, они стали соправителями. В 212 г. Гета был коварно убит по приказу Каракаллы прямо в присутствии матери [1] Братоубийство говорит о том, каким жестоким тиранов был император Каракалла.

За время правления императора Каракалла основным мероприятием, связанным с его именем, является эдикт Каракаллы 212 г. В 212 г. Каракалла издал эдикт, носящий название Constitutio Antoniniana. По этому эдикту права римских граждан распространялись почти на всё свободное население, кроме неких дедицитиев. Этот законодательный акт завершал процесс ассимиляции всего свободного населения, начавшийся ещё во времена Республики.

Constitutio Antoniniana древние историки не придавали особого значения, так как считали этот закон исключительно фискальной мерой.

Постепенно происходит процесс сближения между cives, latini и peregrini. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и в укреплении торговых отношений во всех областях покорен­ного мира. Последним шагом и оказалась Конституция Каракаллы 212 г. Распространение права гражданства на всех провинциалов повлекло за собой распространение римского права на всю территорию империи, то есть и на те обширные области, в которых действовало до сих пор местное право.

Поздняя империя была закономерным этапом в развитии римской гражданской общины, выступавшей в виде социально-политического организма. Поэтому формальным началом эпохи поздней античности может считаться 212 г. — год распространения Каракаллой гражданских прав на большую часть жителей римских провинций. Римская гражданская община достигла высшей точки своего расширения. [7]

В исторических исследованиях социальным последствиям распространения гражданских прав на провинциалов уделяется небольшое внимание. Однако правоведы-романисты полагают, что после издания эдикта Каракаллы civitas Romana перестала быть условием приобретения гражданской правоспособности.

Комплекс прав, который раньше был связан с принадлежностью к гражданской общине, стал независимой формальной характеристикой отдельного лица. Римское гражданское право потому полностью утратило свою функцию, что каждый житель империи в качестве римлянина владел тем правом, которое определялось принадлежностью к гражданской общине, и чужеземец мог получить отдельные или все права римлянина и без принадлежности к гражданской общине непосредственно от императора.

Наиболее проницательные исследователи считают распространение римского гражданства на провинциалов важной реформой.

Распространение римского гражданства в провинциях было постоянно действовавшим фактором в жизни первых трех веков империи. Независимо от субъективной оценки и отношения к правам римского гражданства среди различных слоев провинциального населения, они были важнейшим социальным ориентиром, организовывавшим весь строй общественной жизни империи.

Эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.

Имеющееся в нашем распоряжении не столь уж малое количество античных свидетельств об эдикте Каракаллы прямо указывают на широкомасштабность, всеобщий для империи характер этого акта.

В период принципата, римская юриспруденция достигла особого расцвета. Именно в эту эпоху право частной собственности, частное право достигло своего наивысшего развития, что обуславливалось широким развитием деятельности юристов.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью. Классовые противоречия в этот период все больше углублялись и обострялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспрерывно росли противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызвали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки.

Именно в этот период юристы написали ряд сочинений в виде комментариев, консультаций к цивильному праву, к преторским эдиктам, появились монографии и даже учебники.

М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт — М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998

Хрестоматия, т. 2, изд. 1936 г. 1. Император Каракалла (211–217 гг.) С.113

Хрестоматия, т. 2, изд. 1936 г. 1. Император Каракалла (211–217 гг.) С.118

Основные термины (генерируются автоматически): римское гражданство, гражданская община, римская гражданская община, эдикт, SHA, благочестивый Август, свободное население, Север Антонин Август, торговый оборот, Цезарь Марк Аврелий.

Похожие статьи

Эдикты магистратов (edicta magistratuum) как интеграционный.

. стало очевидным, что поддерживать гражданский мир и единение членов общины игнорируя при этом возникающие между членами общины

Во-вторых, благодаря эдикту население получало четкое и ясное представление о том, чем претор собирается заниматься, то есть.

Правление и личность Александра Севера как проявление.

Полное имя нового принцепса Марк Аврелий Александр Север, хоть и не содержало имени Антонина (опороченное Элагабалом), все же подчеркивало.

История развития института залога | Статья в журнале.

Возникновению следующего вида договора залога способствовало развитие торгового оборота и

В дальнейшем римское право претерпело некоторые изменения, но основа осталась та же.

1 августа 1737 г. был издан Указ, вводивший новую систему залогового права в России.

О римском глобализме и запасе прочности Imperium Romanum

Проблема отношений римского глобализма с римским же империализмом крайне сложна и неоднозначна.

Однако совсем недавно на севере Германии были найдены следы крупного сражения

Литература: 1. Холланд Р. Октавиан Август. Крестный отец Европы. Пер. с англ.

Примером могут служить частные корпорации, коллегии, выступающие в гражданском обороте от собственного имени, городские общины, существование которых в принципе не зависело от изменений в составе их участников. [2, с. 66] Римские юристы отмечали.

Становление и развитие учётной мысли в Древнем Риме

Так возникло римское право – одно из величайших достижений древности.

Периодически обороты и остатки лицевых счетов сверялись (сверка производилась через пунктуацию

Существовали торговые и транспортные пошлины – на дорогах, мостах, в портах.

Скульптурный портрет провинции Ахайя (Балканский полуостров).

Так, примерно за тридцатилетие между диктатурами Суллы и Цезаря, было положено основание для римского портрета.

Через сто с небольшим лет на балканских землях все станет римским: гражданство, правители, законы.

11. Аврелий, Марк. Размышления.

Испания и нравственное воспитание | Статья в журнале.

Позднее всё — и язык, и культуру — поглотила Римская империя.

могущественной империи — Траян, Андриан, Антоний Пий, Марк Аврелий, Феодосий — и великолепные писатели — оба

В течение пятнадцати лет диктатуры Франко по окончании гражданской войны в 1939 году.

Слава Лонгин

Каким по вашему было решение Каракаллы? Правильным и логичным, необходимым на тот момент Империи или личным капризом Императора, разрушившим основы Римского государства?

Евгений Федотов

Считаю, что эдикт был логичным, вытекал из всего предыдущего развития государства. Гражданство постепенно распространялось: от маленькой латинской общины до всего государства. До тех пор, пока Рим развивал экспансию, можно было обходиться армией общины, как это делали ассирийцы. Однако когда империя остановилась и перешла к обороне и стало необходимо держать везде по-чуть-чуть войск, это уже не могли сделать ни войска Рима и его союзников, ни лишь налоговые поступления Рима и его союзников. Так каждый регион, можно сказать, перешёл к финансированию своего участка границы. С одной стороны, облегчение. С другой - необходима была более жёсткая власть императора для того, чтобы удержать возможные сепаратистские выступления в регионах.

Слава Лонгин

А разрушение векового различия между гражданами и перегринами? А то что теперь галл был равен жителю Рима? А то что с этого момента начала подкашиваться легионная система, ведь в легионы стали попадать таки вот новые "граждане"?

Евгений Федотов

В сущности, в чём было различие между гражданами и перегринами? В том, что первые платили налоги и служили в легионах, а вторые - нет? Культуру всех завоёванных народов (кроме греков) римляне старались вырубить на корню и насадить римскую культуру: "протягивали интернет" (строили дороги), строили города античного типа, прокладывали водопровод. Галльский пантеон ещё до завоеваний Цезаря многое перенял из римского. Спустя век идеологической и культурной обработки уже выходили римляне. Конечно, не по национальности, но по мировоззрению, по культуре.
Однако в поздние времена с налогами сильно перестарались императоры, так что на Пиренейском п-ове местные предпочитали жить без бань, без водопровода, в окружении вандалов, без, самое главное, налогов.

Легионная система в условиях, когда Рим перешёл от системы устрашения к системе обороны и сотрудничества, была неудобна. В условиях, когда армия за счёт постоянных войн сама себя не окупает, а более того, является постоянной и постоянно базируется в том или ином регионе, финансирование государства за счёт налогов сильно осложняется. Мало того, что одна Италия финансирует все гарнизоны, так ещё те люди, которые могли бы платить налоги, этого не делают: они сами находятся в этих самых лагерях.
Наконец, встаёт демографический вопрос: когда римляне будут размножаться, если будут всю жизнь сидеть по гарнизонам?

Слава Лонгин

И тем не менее денег в казне хватало и при Октавиане и при последующих Принцепсах, а стирание древних граней уничтожило напрочь привилегии гражданского статуса(а это была одна из основ Рима, как государства), что же из себя представляли реформированные легионы "нового порядка"-тоже весьма наглядно показала история. Ко всему прочему система "федератов" являвшаяся логическим продолжением этого Эдикта в итоге привела к варваризации римской армии и общества, что на благо ему не послужило.

Евгений Федотов

Однако позже ведь именно Византийская империя была богатейшим государством Средневековья. А социальный строй приблизительно тот же. И внутренняя политика реформ византийских императоров сводилась к тому, чтобы удержать византийское общество, постоянно скатывавшееся к феодализму, в именно этом строе, который принёс процветание Византии.
А что гражданские привилегии? Кому они были нужны? Раньше гражданские привилегии, являлись логическим продолжением обязанности защищать государство. Однако о каких гражданских привилегиях можно говорить, когда всё решает император. С приходом к власти Октавиана Августа происходила постепенная, можно сказать, "инфляция римского гражданства". Каракалла ничего экстраординарного не сделал, оп просто узаконил тенденцию.

Прям такие страшные выражения - "варваризация армии", "варваризация общества". А раньше оно каким было? Гражданство было заперто внутри Аппенин. Мы уже видели исторические примеры, когда гражданство запиралось на определённой территории - Афинское архэ, которое имело все шансы стать первым обширным государством, однако развалилось. И одним из решающих факторов была именно ксенофобическое нежелание афинян выпускать своё гражданство за пределы Аттики. А принципы удержания территорий были теми же - создание клеры на территориях союзников и подавление восстаний союзников, которые более не желали мириться с авторитарной политикой афинян.
Просто теперь варвары стали гражданами. Что плохого, что греки стали гражданами? Что плохого, что египтяне стали гражданами? В сущности, ничего.
Облегчение обмундирования было прогрессивным шагом. Или облегчение обмундирования воинов после Средневековья ты тоже назовёшь регрессивным явлением? В сумме армия стала больше. И шло обмундирование всем необходимым, без излишков. Применение системы федератов позволяло разнообразить обмундирование в зависимости от особенностей местности.

Николай Дергалин

1. И я считаю также примерно, как и Вы = (2 апр 2012 в 21:35) -- Евгений, но хочется уточнить кое-что (см. п.2-3 ниже).

2. Да, так и есть, конечно, что меняются стадии этногенеза, и сменяется стадия подъема, стадией надлома, и т.д. и т.п. (см. выше и ниже).

3. И наступает заключительная стадия этногенеза = когда ведутся оборонительные войны, а не экспансионистские (см. п.1-2 выше) -- по-моему так.

4. И опять-таки Глупость Сказали = (4 апр 2012 в 10:47) -- Слава (см. п.1 и далее) -- Непонятно-Зачем .

Слава Лонгин

Евгений, Византия тем не менее деградировала со страшной силой и богатство концентрировалось в руках высшей знати и Императора, но никак не в руках народа. Персидская Империя тоже была богатая держава и войско у неё было разнообразное и мультикультурное общество подданых, но маленькая Эллада надавала ей по зубам. Большое строится из маленького, общество строится из людей. Свободная, развитая личность, осознающая себя важной частью единого целого и заботящаяся о благе целого гораздо сильнее забитого азиатского раба-подданного. Первый пойдёт в армию сам и будет сражаться, второго ты будешь гнать плетьми и сражаться он будет в разы хуже первого. А о развитии государства в экономическом, культурном и технологическом плане я вообще не говорю. Вся Европейская история тому прямое подтверждение.

Евгений Федотов

Слава, как ты себе представляешь концентрацию богатства в руках народа? "Всё отнять и поделить"? Да, так богатство "пойдёт в народ", однако не считаешь ли ты такие меры. несправедливыми? Совсем чуть-чуть.
И какой же ценой Эллада, как ты пишешь, "надавала по зубам" державе Ахеменидов? Полным разрушением среднего класса, на основе которого и строилось войско греческих полисов. А как только выветривается стабилизирующая середина, страна тут же начинает "ходить ходуном": то скатится в охлократию, то в тиранию. Последующий упадок Эллады как культурного центра является прямым следствием греко-персидских войн. За неимением граждан из среднего класса, которые сражались бы за своё имущество, приходилось теперь либо покупать наёмников, либо набирать войско из беднейших граждан, как это сделал Марий. А такие солдаты не будут сражаться ни за плети, ни за своё имущество, а лишь за деньги.
Если бы при Каракалле сохранялась страрая система набора в армию, которая оформилась ещё в Ранней Республики, можно было бы реанимировать средний слой посредством прекращения войн. Однако и тогда существовала опасность того, что пограничные государства осмелеют. Но Каракалла имел уже "постмарьевскую армию", т.е. армию, которая сражалась за деньги. Что в этих условиях оставалось? Только запастись деньгами. А сделать это можно было лишь расширив налогооблагаемое население.

После того, как от Римского государства было "отлеплена" его западная часть и Византия осталась один на один с Востоком не было другого выхода, как переход "строя Каракаллы" в феодальный строй с отблеском восточной деспотии. До IX в. Византия деградировала, отчасти, потому что не хотела трансформировать социальный строй и каждый раз усилиями императора реанимировала его. Однако как старо-римскому строю не было место уже в эпоху Каракаллы, а то и раньше, так и "строю Каракаллы" не было место уже к IX в.. Абсолютно отчётливо оформились тенденции к феодальному строю с оттенком восточного деспотизма. Если не ошибаюсь, Василий I начал фенную реформу, благополучно завершившуюся к X веку созданием некоего подобия феодального войска: стратиотов. Именно с именем македонской династии связано т.н. "македонское возрождение". Именно в культурном блеске македонской династии Русь приняла православие, а Византия стала, без тени сомнения, самым культурно развитым государством своего времени.
Почему же Византия пала? Не повезло с окружением. С юга - арабы, чей социальный строй неизменно сопровождается военными захватами и постоянными войнами (т.н. военная демократия). Тоже - у южных и восточных славян. Единственная надежда - Средневековый Запад, который тоже не горел желанием поддерживать Византию. А в условиях изоляции мы сами знаем что грозит государству.

Слава Лонгин

Евгений, "концентрация богатства в руках народа" вполне себе была в Риме во времена Царей и ранней Республики. Относительно процесса деградации, феодализм и азиатщина-впереди, но относительно развитости строя видно совершенно обратное. Византия была культурным центром и в V и в VIII веке(т. к. не было конкурентов), реанимировать же старый строй она и не могла-этот строй был упадочным и мог стоять только во время постоянного притока рабов, а этого притока уже в поздней Империи не стало ввиду перехода к оборонительной политике. Я же говорю о том строе, который существовал в Риме и Греческих полисах во времена их расцвета-для сохранения этого строя, как ты уже и сам указывал, необходим обширный средний класс(как и вообще во все времена для процветания нормального европейского государства), а оный составляли тогда свободные граждане, земледельцы и ремесленники. На начальном этапе этот строй держался сам по себе, но с разрастанием в Империю начал, как известно, разрушаться, а чтобы его реанимировать просто необходимо было перестроить саму систему республиканского правления-Народное Собрание уже не отражало мнение и десятой части граждан, зато оно превратилось в рассадник демагогии и поприще сомнительных политиканов. Знать опять же, как я уже говорил, нуждалась в значительном пополнении за счёт "новой крови". Знатный род, происходящий от славного предка даёт талантливых людей несколько поколений, затем уже даже образованнось мало чего даёт выходцам из него, род превращается в замкнутый клан, оторванный от государства и заботящийся лишь о своём благополучии, что и было видно во II-I веках до н. э. когда потомки славных родов представляли из себя по большей части мелких ничтожеств. В Российской Империи подобную проблему решили замещением бояр дворянами, что является наиболее разумным выходом т. к. в случае с Римом такой социальный лифт не только обновлял бы знать, но и позволил выходцам из народа влиять на политику государства при том, что правление оным осталось бы в руках лучших людей государства-Сената. Сулла сделал в эту сторону шаги, но переоценил знать. Цезарь с его восточным замашками заморачиваться не стал и установил восточную деспотию, а эдикт Каракаллы, колоны, деградация и феодализм были лишь вопросом времени и потому действительно нет ничего удивительного в том что так случилось.

Евгений Федотов

Слава
Для существования "нормального европейского государства" не всегда необходим средний класс. Его может не быть в помине. В средневековье не было среднего класса. Средневековье (будь оно с оттенком западноевропейского феодализма или азиатского деспотизма) вообще весьма удобная для правящего класса форма правления: все на местах и не надо заботится о среднем классе. Как светские, так и духовные феодалы довольны своим положением вследствие наличествующих у них привилегий. Крестьяне же вполне спокойны, не смотря на своё угнетённое положение, ибо свято верят, что так всё и должно быть. Вследствие чего (религии, в случае с Европой, или менталитета, в случае с Азией) - совершенно другой вопрос.

Видишь, сам подтвердил, что эдикт Каракаллы был необходим. Как ещё обеспечить приток "новой крови", как не устранением барьера? Ранее гражданство было замкнуто внутри Аппенин, а "новая кровь" блуждала вокруг. Может быть, среди т.н. "варваров" и были люди талантливые, однако отсутствие гражданства не давало им хотя бы малейшего шанса пробиться наверх. Для италиков главным препятствием служило пространство до Рима. Для "варваров" - не только пространство, но и социальный статус. У них не было абсолютно никаких шансов пробиться наверх. А главным социальными социальными лифтами во все времена были армия, церковь и школа (в широком смысле). Церковь не имела тогда ещё такого влияния, школа тоже не способствовала сильному подъёму, ибо оставалась на уровне семейного воспитания. Это уже позже в Византии образование получило серьёзнейшее развитие, а пока. остаётся только армия, которая испокон веков являлась главным социальным лифтом Рима. Эдикт Каракаллы дал доступ "варварам" к армии.

Валерий Кальд

Насчет гражданства я думаю так:это конечно одна из основ общественной системы,и на тот момент была необходимость в предоставлении гражданства жителям империи.Тут я согласн.
Но есть одно но. Я думаю предоставить гражданство абсолютно всех поголовно и одним махом просто издав вышеупомянутый эдикт это была ошибка.Неверный метод правильной цели.Как мне кажется,этот процесс должен был проходить поэтапно и более долгое время,должны были вводится условия которые бы в значительной мере упрощали получение гражданства (по сравнению с предыдущими условиями предоставления его).

Валерий Кальд

Евгений Федотов

Marcus
С каких пор мы верим субъективным источникам? Обычно подобные вещи пишут, например, в мемуарах. В данном случае - какие-нибудь биографы императора. Это лишь завеса, которая прикрывает истинные причины. К тому же, римляне характером никогда не были такими, что сделают что-либо лишь из каких-то духовных, моральных и т.п. убеждений. Греки - могли; римляне - нет, они - прагматики. Подобную принципиальность можно было встретить у римлян так же часто, как сегодня ты можешь встретить какое-нибудь средневековое "рыцарствование".

Слава Лонгин

В Средневековье и не было нормального Европейского государства-полная деградация мозгов большей части населения, упадок науки, гигиены, образования, военного и обычного ремесла. Феодалы по сути-те же сатрапы Персидской Империи, только выстроенные в более извращённую Иерархию по принципу "Вассал моего вассала-не мой вассал". Европа стала потихоньку возрождаться именно с Полисов-городов государств Италии, где среднего класса было намного больше и со временем сначала на поле боя, а затем и в мирное время сатрапы были вытеснены. Точно также как рыцари ничего не могли противопоставить городским аркебузирам, точно также они и отмерли за ненадобностью в мирное время. А ещё спустя пару веков умерли и остатки феодализма. Деурбанизированная зловонная клоака Средневековой Европы даже близко не идёт в сравнение с Греческими полисами и их государственным и общественным устройством, хотя Каракалле было важнее набить мошну, а о далеко идущих последствиях он не думал само собой, и не мог думать по ряду объективных причин.

Евгений Федотов

Слава
Перенос политической опоры с феодалов на города возможен всегда не сразу. В греческих полисах совмещение владения землёй с причастностью к полисному населению было возможно как раз за счёт малых размеров полиса. В условиях обширных европейских государств, когда с земли отлучаться надолго нельзя, феодализм - первая форма логичная государства, когда второе глобальное разделение труда ещё не произошло. Третье сословия - как Рим: строилось не сразу.

Чем опасна такая раздробленность, подобная греческим полисам? Когда фактически одна нация раздроблена? Тем, что единство держится до тех пор, пока внутри не появится сепаратист. А без внешнего врага между ними идёт перманентная борьба за лидерство. Что самое главное - её никто не выигрывает, да и не может выиграть, т.к. в этом случае некоторым членам государства перестанет быть доступным центральный полис, т.е. они будут выкинуты из политической жизни, а это уже противоречит античному политическому устройству полиса.

Слава Лонгин

Полисы могут быть устроены по принципу жёстко слаженной федерации, как это было в Италии во времена Римской Республики. Даже с нашествием Ганнибала многие продолжали сохранять верность Риму. Исключения же составляли совсем дикие народы. Как более ранний пример такого устройства-Латинский Союз. И Рим ведь с таким устройством сокрушил не только Карфаген, но и захватил большую часть своей будущей Империи, победив множество достойных, цивилизованных соперников.

Читайте также: