Демократия во франции кратко

Обновлено: 28.06.2024

Так что, окончательного закрепления принципа выбора гражданами представителей административно-территориального образования следовало ожидать только с Третьей Французской Республикой. Поэтому, если сегодня говорить о местной демократии, то необходимо иметь в виду, что подразумевается избирательная демократия.

  1. Тем не менее, исходя из модели, известной национальной представительной демократии, локальная демократия разобралась в некоторых эволюциях лишь в последние десятилетия, которые, главным образом, связанные с посвящением и выявлением существования противоположные полномочия. Отмечу, что подразумевается исключительная роль, которую играли местные собрания и, соответственно чем сильно оттеняли представляющий характер локальной демократии[5].

Наличие противоположных полномочий гражданин является предметом этой публикации, поскольку у граждан есть возможность играть более или менее важную роль в определении и осуществлении местной политики. Выражение представительной местной демократии может быть исправлено, но не заменено, выражением демократии прямого участия или некоторые, предпочитают выражение – полупрямой демократии (хотя в своем использовании, последнее выражение является некорректным) [6].

Эта демократия прямого участия не характеризуется исключительно монополией, которой обладает законодательное собрание в управлении административно-территориальным образованием. Оно [законодательное собрание] также взаимодействует с гражданами, точечно призывая их к участию в местном государственном регулировании. Таким образом, участие граждан позволяет увеличить демократические аспекты, которые, в настоящее время, выходят далеко за рамки исключительно выбора местных представителей.

  1. Если пробуем изучить различные механизмы, которые законодатель или член Учредительного собрания установили для большего участия граждан в управлении административно-территориальным образованием, то стоит отметить, что существующая градация может быть достигнута только путем участия последних в государственных делах. Представим это в виде лестницы участия. На первой ступеньке находилось бы право граждан на информацию, на второй расположилась бы консультация, а на последней — решение.

Однако, такое представление не позволяет в перспективе наметить различные механизмы и не предоставляет информацию об условиях использования. Похоже, что чем выше ступеньки лестницы, тем условия реализации более строгие и ограничительные. Таким образом, в действительности, было бы лучше использовать изображение пирамиды, как иллюстрация способности принимать решения избирателями административно-территориального образования, которая трудно реализуется, поскольку информирование граждан устанавливает общее право, которое проявляется гораздо чаще.

Такое право является условием социальной приемлемости мер, принятых органами административно-территориального образования. Также, это необходимое условие для осуществления локальной демократии, так как интерес граждан к местным делам может развиваться тогда, когда они проинформированы.

  1. Не желая составлять полный список всех процедур по информированию граждан, стоит подчеркнуть, что законом от 5 апреля 1884 года было закреплено общее правило доступа для коммун к муниципальным[8], департаментским[9] и региональным[10] административным документам, которое особенно широко интерпретируются Государственным советом[11]. Из вышеуказанного следует, что любой житель/избиратель,[12] или налогоплательщик, либо физическое или юридическое лицо обладает правом доступа к широкому перечню документов: будь то протоколы заседаний законодательного собрания, информация о бюджетах, счетах, постановлениях. Это общее правило дополняет информационные процедуры, возникающие в результате публикации некоторого количества актов, принятых органами местной власти. Речь идет о более конкретных механизмах информирования вышеуказанных лиц о бюджетном содержании, делегации государственной службы, экономических интервенциях[13].
  1. С одной стороны, предоставление информации граждан — фундаментальное условие существования настоящей демократии на местном уровне, с другой стороны, информация как таковая является не очень эффективным средством участия в управлении местными делами. В лучшем случае, она просвещает граждан по вопросам политики и позволяет им голосовать сознательно. Так, что информация является необходимым условием для демократии прямого участия, но не гарантирует последующих действий от граждан.

Участие проявляется, если зарождаются обратные и больше не односторонние отношения между административно-территориальным образованием и его жителями. Затем эта информация сопровождается запросом от органа административно-территориального образования, который хотел бы выяснить мнения или предложения местного населения, на котором впоследствии будет основываться решение. Следовательно, в данном случае, речь идет о консультациях с населением.

  1. Консультация представляет двойное преимущество, как гражданам, так и административно-территориальным образованиям. Первым, она позволяет высказаться по поводу местных общественных интересов при этом, будучи уверенным, что их мнения или предложения, не обязательно конкретизируются в эффективных действия, но будут рассмотрены органами административно-территориального образования. В свою очередь, для вторых – это возможность узнать мнения населения о проводимой политике или о проектах, которые они намерены реализовать. Сейчас и даже больше, чем раньше, органы административно-территориального образования, собирая мнения населения, смогут убедиться, что меры, которые будут приняты, являются социально приемлемым и будут эффективно применяться.
  1. С точки зрения причастности граждан к принятию решения, можем оценить современное состояние локальной демократии во Франции. Итак, отложим в сторону некоторые механизмы, которые позволяли гражданам реально участвовать в принятии некоторых решений до 2003 года, а обратимся к Конституционному закону, вступившего в юридическую силу 28 марта 2003 года, в котором зарождается локальная демократия прямого участия или полупрямая демократия. Действительно, в отличие от указанных выше механизмов, граждане, теоретически, могут стать авторитетным лицом, принимающим решение вместо законодательного собрания, ставя под сомнение монополию, которой оно располагало прежде. В настоящее время, местные органы власти управляют не только выборными советами, но также участием граждан в принятии решений.
  1. Можем констатировать градацию между различными способами участия граждан, причем последние более или менее вовлечены в процесс принятия окончательного решения. Но, необходимо сразу исключать из этой категории право обращений, которое регламентируется статьей 72-1 С. В действительности, речь идет о простом запросе, который представлен достаточно большим числом избирателей[23], стремящихся к тому, чтобы тема была записана в повестку дня законодательного собрания в области, находящейся под юрисдикцией административно-территориального образования.

Это право не выходить за рамки. С одной стороны, включение в повестку дня не обязательно, с другой стороны, принятие решения не гарантируется[24]. Можем рассмотреть вопрос о необходимости закрепления в Конституции право лишенное конкретных обязательств, но оно выгодно только для избирателей.

  1. Первая степень участия в принятии решений возникает тогда, когда граждан просят дать свое согласие по проекту, подготовленному органами административно-территориального образования. Это право заключается в том, то граждане обладают правом вето, которым органы административно-территориального образования не могут пренебречь. Например, в части 2 статьи 2113-3 Кодекса об органах административно-территориального образования в контексте слияния коммун закреплено, что если консультация является правом, то, в конечном счете, без такой консультации решение не может быть принято. Тоже самое касается трансформации заморского департамента в заморский орган административно-территориального образования в порядке, который предусмотрен статьей 72-4 C, либо в случае слияния административно-территориального образования в один заморский департамент или регион согласно части 7 статьи 73 С[25].
  1. Вторая степень участия, которая на самом деле наделяет граждан, наравне с законодательным собранием, правом принятия решения. Стоит отметить, что это происходит в том случае, когда они могут выразить свое мнение о проекте, который они сами же и представили. Однако, нет уверенности в том, что вышеуказанное право было закреплено в позитивном праве французских граждан. Действительно, существуют споры, касающиеся возможности для избирателей административно-территориального образования инициировать референдум для принятия решения в контексте пункта 2 статьи 72-1 вышеуказанного Кодекса.
  1. То, что не вызывает сомнений – это то, что законодательное собрание сохраняет свою монополию, поскольку именно оно решает вопрос о проведении референдума. В свою очередь, менее ясен тот факт, могут ли избиратели административно-территориального образования настаивать на включении в повестку дня обсуждения, касающегося организации референдума по теме, которая ими была определена. Поскольку, на самом деле, ни в тексте Конституции, ни в законе, вносящем изменения в Конституцию нет ничего, что позволило бы утверждать, что существует такая возможность.

Кроме того, кажется, что статья LO 1112-2 Кодекса об административно-территориальных образованиях частично исключает эту возможность, т.к. в вышеуказанной статье предусмотрено, что только исполнительный орган может предложить законодательному собранию этого административно-территориального образования вынести на референдум любой проект акта, в пределах тех полномочий, которые он осуществляет от имени конкретного административно-территориального образования. Неопределенность в данном вопросе может породить соблазн придерживаться общего права, а именно, установления повестки дня законодательным собранием, которое, в свою очередь, разделяет эту прерогативу с исполнительным органом или самим собранием.

  1. Тем не менее, такое решение не будет приемлемым, потому что является ограничительным и по факту конституционные нововведения, принятые в 2003 году были бы недействующими.

Можем тогда подумать, что избиратели административно-территориального образования должны иметь возможность реализовывать свое право на обращение к местному собранию с просьбой о включении в повестку дня проекта для последующего рассмотрения на референдуме[26].

Некоторые предлагают, что даже если избиратели будут использовать свое право, чтобы настаивать на включении в повестку консультативного референдума интересующего вопроса, то это позволит собранию определить, что решение будет окончательным[27].

  1. Тем не менее, даже если принимать во внимание широкое толкование положений относящихся к инициированию решающего референдума, следует отметить, что условия, в которых он может быть реализован настолько строги, что они не поставят под сомнение монополию, которой обладают местные собрания в управлении административно-территориальными образованиями. Также отмечается, что эта монополия делает призрачным или теоретическим частое использование решающего референдума. Иными словами, Учредительное собрание и законодатель предоставили одну возможность, но при этом, исключил другую. Действительно, местный референдум может состояться в определенное время, быть организован определенными учреждениями и по вопросам в ограниченных областях. Конечно, такое изложение является заведомо провокационным, не смотря на то, что некоторые ограничения правомерны, но их накопление приводит к разрушительным результатам.
  1. Местный референдум может быть организован только органами административно-территориального образования …, но не государственным учреждением межтерриториального сотрудничества. Однако, реформы от 16 декабря 2010 года, оставили без изменений принцип всеобщих выборов представителей в государственном учреждении межтерриториального сотрудничества. Таким образом, демократия была введена в этих структурах сотрудничества, что кажется парадоксальным, поскольку они не могут организовывать решающие консультаций, в то время как их компетенция не прекращает увеличиваться. Еще больший парадокс заключается в том, что эти учреждения могут обратиться к консультативному референдуму.

Но, что является более важным, так это то, что такое ограничение снова сужает сферу действия местного референдума по мере того, как мы видим, он не может быть организован в области, находящейся в компетенции административно-территориального образования.

Однако, как только они передали полномочия государственному учреждению муниципального сотрудничества, они от этого полностью отказываются и не могут больше вмешиваться в обсуждаемый вопрос.

Так что, в этой области, никакой местный референдум не может быть организован ни административно-территориальным образованием, ни государственным учреждением территориального сотрудничества. Здесь местный референдум отменен.

  1. Наконец, местный референдум не может быть организован во всех областях. Исключения составляют акты индивидуальной досягаемости, то есть те, используя которые можно понять защитный формализм адресатов этих решений и он не может быть соблюден в рамках проведения референдума. Самое главное, что референдум может проводиться только по вопросам, входящим в компетенцию административно-территориального образования. Однако определить эту компетенцию непросто.

Не следует думать только о дебатах, относящихся к условию общей компетенции коммун[30] и к определению того, что такое местный публичный интерес. Столкнувшись с этой неуверенностью, Государственный совет занимает чересчур ограничительную позицию, так как он опасается пренебречь компетенцией местных референдумов, которая выражается через призму компетенций присущей каждому административно-территориального образованию.

  1. Наконец, в качестве заключения, можно сказать о том, что нововведения, которые должны были составить местный решающий референдум, были уничтожены еще в зародыше. В настоящее время локальная демократия остается представительной демократией, закрепляющая монополию представительства законодательного собрания. Поэтому, не стоит удивляться незначительному количеству консультаций, которые были организованы с 2003 года. Избиратели не рассматривают референдумы в качестве дополнительной гарантии законности, которой dejure они должны обладать[31].

[4] В этой смысле, см., B. Faure, Droit des collectivités locales, Précis Dalloz, Paris, 2012,n°31

[7] Кодекс об административно-территориальных образованиях, существующий с 1996 года и объединяющий в себе все законы и правила, касающиеся организации и функционирования коммун, департаментов, регионов и государственных учреждений сотрудничества.

[8]. Art. L.2121-26 CGCT.

[9]. Art. L.3121-17 CGCT.

[10]. Art. L. 4132-16 CGCT.

[11]. C.E., Section, 11 janvier 1978, commune de Muret, p.5 ; A.J.D.A. 1978, p.219, concl. Genevois.

[12]. Только избиратели департаментов и регионов могут осуществить это право

[13]. Можно также упомянуть об информации жителей путем публикации местных бюллетеней, которые оформлены довольно строго как законодателем, так и судьей для того, чтобы подтвердить их нейтралитет, который на самом деле является относительным.

[14] Французский законодатель стремился создать механизм участия общественности в разработке проектов развития или оборудования, имеющего значительное влияние на окружающую среду или обустройства территории. С этой целью он учредил Национальную комиссию общественного обсуждения в качестве независимого административного органа, ответственного за обеспечение соблюдения общественного участия.

[15] Опрос общественного мнения – техника, позволяющая информировать и привлекать к участию граждан в развитии ряда государственных решений, особенно, связанных с вопросами экспроприации. Это можно найти .равным образом, в праве градостроительства и праве окружающей среды.

[18]. При условии, однако, что законодательное собрание соглашается включить эту консультацию в повестку дня.

[19]. Отметим к тому же, что до 2003, только статья 3, касающаяся осуществления национального суверенитета предусматривала использование референдума. В силу неиспользование этого механизма на местном уровне, суверенитет не разделялся.

[20]. Административный судья отказывается видеть в сформулированном обращении неблагоприятное решение. Поэтому он отклонил его как неприемлемые действия, выдвинутые против него. : C.E., Sect., 29 décembre 1995, Géniteau.

[21] В соответствии с этой статьей: «Закон определяет условия, при которых избиратели каждого местного самоуправления могут, к осуществлению права на подачу обращения, просить о включении в повестку дня законодательного собрания коммуны вопроса, находящегося в пределах его компетенции.

В соответствии с условиями, предусмотренными законом, вносящим изменения в Конституцию, проект решения или акта, подпадающего под юрисдикцию органов местного самоуправления, по своей инициативе, должны быть направлены на референдум для принятия решения избирателями данного местного самоуправления.

Когда предусмотрено создание органа местного самоуправления, обладающего особым статусом или изменить его организацию, то этот вопрос законно может быть решен через консультацию с заинтересованными избирателями, которые проживают в пределах этого местного самоуправления. Изменения в границах административно-территориального образования могут также привести к возникновению консультации с избирателями, как это предусмотрено законом.

[23]. До сих пор, закон, который бы определял условия реализации права на подачу обращения не принят.

[27]. B. Faure, Droit des collectivités territoriales, préc., n°278.

[28]. Art. LO 1112-6 CGCT.

[30]. Так как официально, департаменты и регионы были отменены реформой 16 декабря 2010 г.

Историк Наталия Таньшина — о том, как Карл X лечил золотуху, а Луи Филипп I ходил в кафе, буржуа старались стать аристократами, депутаты срывали овации многочасовыми выступлениями, а нация скучала и мечтала о славе Наполеона


Въезд Людовика XVIII в Париж 3 мая 1814 года. Гравюра Луи ле Кёра © Getty Images

Интерес историков к Июльской монархии и Реставрации — явление совсем недавнее. В советское время — не только в Советском Союзе, но и на Западе — интерес вызывали революции конца XVIII и XIX века, наполеоновская эпоха и тому подобные героические, наполненные событиями периоды. С 1815 по 1848 год историки не находили никакой авантюры, никаких ярких эпизодов. Французские специалисты обратили внимание на эту эпоху сравнительно недавно — в последней четверти XX века; у нас интерес возник ближе к его концу.

Между тем это время очень интересно. В первую очередь именно потому, что это редкий для XIX века — века революций — период мирного и достаточно стабильного развития. Известный французский ученый Пьер Розанваллон, специалист по истории и теории демократии, говорит, что именно к режимам Реставрации и Июльской монархии восходят корнями все современные французские политические институты, потому что именно тогда принципы, выдвинутые французами в годы революции — парламентские нормы, либеральные идеи и свободы, — были апробированы на практике. Другое дело, что воплощались они настолько постепенно, без скачков и потрясений, что французы, привыкшие к более бурному развитию, восприняли это как стагнацию — которая, впрочем, в конце 1840-х годов уже и вправду наблюдалась.

Король

Но Франция этого времени уже не имела ничего общего с Францией Старого порядка: за время революций французы стали совершенно другими людьми даже демографически: старое поколение погибло на фронтах и на гильотине, и население Франции к 1830-м годам полностью обновилось, было очень молодым и воспитанным на идеях революции. Так что ордонансы Карла X, нарушавшие конституцию и вводившие цензуру и другие ограничения, были восприняты не как возврат к традициям, а как их нарушение — так же, как в 1848 году был воспринят запрет на проведение реформистских банкетов.

Поначалу Луи Филипп I формировал совершенно иной образ, чем его предшественник: он гулял по улицам Парижа с зонтиком под мышкой, заходил в простые кафе и за руку здоровался с обычными парижанами. В действительности это был не такой уж простой рекламный трюк, как пишут некоторые историки: на Луи Филиппа было организовано очень много покушений, особенно в первые десять лет Июльской монархии, так что подобный демократизм мог позволить себе только очень смелый человек.

Парламент

В период Реставрации король и только король имел право законодательной инициативы. Парламент мог обсуждать предложенные им законопроекты, но решающее слово все равно оставалось за монархом. В Хартии 1830 года было прописано, что теперь законодательная власть разделяется между королем и парламентом, и парламент превратился в реальную политическую силу. Если раньше председателя палаты назначал король (выбирая из пяти кандидатов, предложенных палатой депутатов), то теперь палата выбирала своего председателя самостоятельно. Министры теперь несли ответственность перед парламентом, и парламент обладал правом выносить, как это называется в современных законах, вотум недоверия правительству — таким образом за годы Июльской монархии сменилось три министерства из пятнадцати.


Парламентская сессия 1819 года © Bibliothèque nationale de France

Король, в свою очередь, имел право распускать парламент и часто этим правом пользовался — за годы Июльской монархии выборы проходили шесть раз и ни одна палата не заседала отведенные ей пять лет: они все были распущены по воле короля.

Однажды в парламент пришла даже знаменитая театральная актриса Рашель — остались воспоминания о том, какой фурор она там произвела. И если в театр ходили на ведущих артистов или музыкантов, то в палату депутатов публика приходила на прославленных ораторов — одним из самых знаменитых был Альфонс де Ламартин, поэт-романтик, писатель и политический деятель, любимец женщин, которые в дни его выступлений просто брали парламент штурмом.


Политиканы в Тюильрийском саду. Картина Луи Леопольда Буальи (фрагмент). 1832 год © Государственный Эрмитаж

Избиратели

И в Хартии 1814 года, и в Хартии 1830 года был прописан избирательный ценз: право голосовать и быть избранным зависело (помимо пола) от возраста и от того, сколько прямых налогов человек платил в год. Эти налоги уплачивались, прежде всего, с земельной собственности, и поэтому избирателями и тем более депутатами, как правило, становились люди, обладавшие землей. По цензу, установленному в 1814 году, какой-нибудь профессор коллежа избираться в парламент не мог. В результате до 1830 года количество избирателей составляло порядка 100 тысяч человек, в то время как население Франции равнялось примерно 30–35 миллионам. Ордонансы, выпущенные Карлом X в 1830 году, еще ухудшили ситуацию: в них было прямо прописано, что избирателями могут быть только земельные собственники.

Это сразу серьезно увеличило число избирателей, но интересно, что к 1848 году, то есть к концу Июльской монархии, их стало 246 тысяч человек — на 45 % больше, чем в 1831 году, притом что законы за это время не менялись, а население Франции увеличилось всего на 9 %. То есть гораздо больше французов стало соответствовать избирательному цензу: люди разбогатели.

При этом сами либералы — в том числе тот же Гизо — считали, что избирательное право — это не естественное право, данное человеку по рождению, а функция, сопряженная с очень большой степенью ответственности, и давать его следует людям, которые обладают определенным образовательным и культурным уровнем и политической подготовкой: иначе в политику будут вовлечены неопытные и политически неподготовленные слои населения, и это приведет страну к хаосу и анархии. Поэтому, когда в 1840-е годы началось движение сначала за дальнейшее понижение избирательного ценза, а потом и за всеобщее избирательное право, либералы активно этому противились.

Интересно, что в самом начале Реставрации за расширение избирательного права тоже выступали вовсе не либералы, а ультрароялисты: они понимали, что если дать право выбора крестьянам, в массе своей консервативным, они проголосуют за легитимистов Легитимисты — монархисты, сторонники свергнутой династии. . И действительно, введение всеобщего избирательного права привело к власти Луи Наполеона Бонапарта — который сначала был избран как президент, а потом провозгласил во Франции Вторую империю.

Идея демократии (то есть всеобщего избирательного права) соединилась с идеей свободы (то есть либеральных ценностей) позже, это случилось только в годы Третьей республики. Поэтому современные французские историки говорят о том, что принятая тогда конституция 1875 года — это Хартии 1814 и 1830 годов, дополненные всеобщим избирательным правом.

Буржуа


Карикатура на Луи Филиппа. XIX век © Bibliothèque nationale de France

Считается, что между буржуазией и другими, более низшими стратами уже не было никаких жестких границ — в эту категорию мог войти любой. Некоторые историки говорят, что именно поэтому в 1840-е годы Июльская монархия не знала серьезных социальных конфликтов. Но интересно, что, несмотря на понижение избирательного ценза, даже в 1840-е годы 80 % избирателей по-прежнему составляли земельные собственники. Все, кто так или иначе зарабатывал деньги, старались как можно скорее купить землю: люди из среднего сословия хотели стать такими же, как аристократы.

То есть, с одной стороны, французское общество было обществом буржуазии, где всякий, обогатившись, мог стать избирателем, — но, с другой стороны, сами люди из среднего сословия стремились сравняться с аристократами, которые все равно смотрели на них как на выскочек.

Скучающая нация

В начале 1830-х годов был проведен целый ряд реформ: реформа избирательного права, некоторые социальные и экономические реформы. Кроме того, началось строительство железных дорог. В 1840-е годы темп реформ несколько снизился — и современникам стало казаться, что развитие остановилось. В конце 1840-х годов Францию потрясла череда скандалов, связанных со взяточничеством и казнокрадством в верхних эшелонах власти. В конце концов, когда один из пэров Франции, герцог де Шуазель-Прален, убил свою жену и покончил с собой в тюрьме, это вроде бы частное дело стало восприниматься как доказательство разложения государства: пошли слухи, что яд ему якобы подбросило правительство, чтобы избежать скандала. Даже появился глагол, образованный от фамилии Прален. Об этом пишет Гюго:

Наполеоновская легенда


Наполеоновский пакетбот. Предвыборная карикатура Оноре Домье на Луи Наполеона Бонапарта. 1848 год © Los Angeles County Museum of Art

Во время Июльской монархии французы жили в плену наполеоновской легенды о величии Франции и идеи экспорта революции: привыкнув к тому, что Франция находится в авангарде всей Европы и диктует последней свои условия, они считали, что их роль — на штыках нести всему человечеству идеи свободы, равенства и братства.

В реальности же у Франции больше не было возможностей для таких масштабных проектов, и политика Луи Филиппа и его правительства была попыткой примирить французов с реальностью. Франсуа Гизо, который в 1840 году занял пост министра иностранных дел, полагал, что Франция сможет укрепить свои позиции в мире и восстановить свой потенциал, если будет действовать в русле венских договоров, заключенных в 1815 году В сентябре 1814 года, после отречения Наполеона и восстановления на французском престоле династии Бурбонов, в Вене началась общеевропейская конференция, которая должна была урегулировать политическое положение в Европе после революционных и наполеоновских войн — в частности, установить границы государств. В конференции участвовали представители всех европейских стран, кроме Османской империи; председательствовал австрийский министр иностранных дел Клеменс фон Меттерних. Франция, делегацию которой возглавлял министр иностранных дел князь Ш. М. Талейран, участвовала в конгрессе наравне с державами-победительницами (Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией). В ходе конгресса было заключено множество отдельных договоров; завершился он 9 июня 1815 года, когда был подписан заключительный, или генеральный, акт. , — потому что только тогда европейцы признают Францию силой стабильности, а не разрушения.

Действительно, мудрость политиков, создававших в 1815 году Венскую систему, проявилась, в частности, в том, что они понимали, что к Франции следует отнестись лояльно. В результате проигравшая войну страна на равных участвовала в Венском конгрессе и была в результате возвращена к тем границам, которые были у нее до начала завоевательных войн — то есть от нее ничего не стали отторгать. Франция достаточно быстро выплатила контрибуцию В 1815 году, после второй победы над Наполеоном и второй реставрации Бурбонов на французском престоле, страны коалиции и Франция подписали в Париже договор, по которому Франция, в том числе, должна была за пять лет выплатить контрибуцию в 700 млн франков; до выплаты контрибуции она соглашалась на оккупацию части еетерритории армией союзников, содержание которой было возложено на нее же. , и уже в 1818 году на Ахенском конгрессе Для гарантии европейских границ в сентябре 1815 года был создан так называемый Священный союз, в который вошли Россия, Пруссия и Австрия. Его первый конгресс состоялся в Ахене в 1818 году. Там было принято решение вывести оккупационные войска из Франции не позднее 30 ноября 1818 года и допустить Францию к участию в Священном союзе. было решено вернуть страну в концерт европейских держав и вывести оккупационные войска с ее территории.

В то же время сам Луи Филипп начал возрождать культ Наполеона, причем делал это сознательно. Именно при нем на Вандомской колонне вновь появилась статуя Наполеона, а сам Наполеон был перезахоронен в соборе Дома инвалидов в Париже. Кроме того, Луи Филипп вернул на свои посты наполеоновских генералов, которые до этого находились в эмиграции. Еще Карл X начал военную экспедицию по завоеванию Алжира — ему была нужна маленькая победоносная война, чтобы сплотить людей и укрепить свой режим. Впрочем, эта война ничем Карлу не помогла: меньше чем через месяц после того, как Хусейн III потерял алжирский трон, Карл Х потерял свою корону. Луи Филипп поначалу колебался, продолжать завоевание Алжира или отказаться от этого предприятия, но в 1834 году все-таки провозгласил Алжир французской колонией — и отправил туда тех самых генералов, чтобы те реализовывали там свою тягу к славе и войне и богатели. Некоторые из них, в частности Бертран Клозель и Тома Робер Бюжо, стали генерал-губернаторами Алжира и маршалами Франции.

После революции 1848 года внешнеполитические чаяния французов тоже не осуществились — Альфонс де Ламартин, возглавивший временное правительство, первым делом заявил, что Франция будет соблюдать все венские договоры. И это стало еще одной причиной того, что к власти пришел Луи Наполеон Бонапарт — только благодаря своему имени, без всякой предвыборной кампании.

По сути, смириться с поражением при Ватерлоо и расстаться с наполеоновской легендой французы смогли только после той катастрофы, которая случится с Наполеоном III при Седане Битва при Седане — битва, произошедшая 1 сентября 1870 года около французского города Седан, в которой войска Наполеона III потерпели сокрушительное поражение, а сам император сдался в плен. 4 сентября во Франции была провозглашена республика. .

Какое влияние первая республика оказала на дальнейшее развитие страны и какое место в истории Франции имела революция
с 1789 по 1794 года?

Франция XVIII века имела форму правления в виде абсолютной монархией, которая опиралась на бюрократическую централизацию
и регулярную армию. Возглавлял французскую монархию Людовик XVI
из династии Бурбонов. В принятии решения он опирался на поддержку самых малочисленных, но наиболее высокопоставленных и состоятельных жителей страны — дворян и представителей духовенства. До революции монархия сохраняла разделение общества на три сословия:
первое — духовенство, второе — дворянство, третье — все остальные слои населения. В основе Великой Французской Революции лежало противостояние привилегированного дворянства и третьего сословия, которое представляли крестьяне, представители рабочих мануфактур, беднота или плебс. Во главе восстания встали представители буржуазии. Просвещённая часть французского общества была заражена идеями писателей-философов того времени — Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, которые настаивали на том, что абсолютная монархия ущемляет права основного населения страны. Последний философ выступал за конституционную монархию британского образца, а Руссо мечтал о высокой роле народа и его управлении государством, вдохновляя каждого восстать против деспотии.

В конце 1780-х годов во Франции произошел политический, экономический и социальный кризис. Феодализм коренился, прежде всего, в сельском хозяйстве, поэтому главным вопросом, как и главной проблемой, надвигавшейся революции был аграрный вопрос. Пережитки прошлого мешали развиваться рыночным отношениям, проникновению капиталистических начал в сельское хозяйство и промышленности
в целом. К данной проблеме добавился еще торгово-промышленный кризис, начавшийся в 1787 году, а также банкротство короля, которое вызвал дефицит бюджета страны. Протестующие стали готовиться к проведению всенародного восстания. После тщетной попытки его разогнать, 14 июля 1789 года на улицы Парижа вышли представители третьего сословия. Так и началась Великая Французская революция, изменившая Францию навсегда.

События революции принято делить на четыре этапа.

Первый этап, проходивший с 14 июля 1789 года по 10 августа 1792 года, начался с захвата знаменитой французской тюрьмы – крепости Бастилия. После захвата была произведена замена старых органов власти на новые и создана Национальная гвардия, подчинявшейся буржуазии. Осенью 1789 года была принята Декларация прав человека и гражданина, а также ряд декретов, касавшихся прав буржуазии и плебса. Было уничтожено сословное деление, конфисковано церковное имущество, духовенство перешло под контроль светских органов власти, было отменено старое административное деление страны и упразднены цеха. Наиболее напряжённо проходила отмена феодальных повинностей, но в итоге восставшие сумели добиться и этого. В первой половине лета 1791 года произошел Вареннский кризис, который был связан с попыткой короля сбежать за границу. Данные действия главой государства были вызваны, по большей части, отделением от революционного клуба якобинцев умеренной политической партии фельянов. Постоянные противоречия облегчило другим государствам Европы проникновение на территорию Франции. В течение 1792-1792 гг. войну государству объявили многие соседние страны: Пруссия, Сардиния, Великобритания, Австрия, Неаполитанское королевство, Испания, Нидерланды. Французская армия была не готова к такому повороту событий, тем более, большинство генералов бежало из страны. Из-за угрозы нападения на столицу в Париже стали возникать отряды добровольцев. 10 августа 1792 года произошло окончательное свержение монархии и создание Парижской коммуны.

Главной чертой второго этапа революции, проходившего с 10 августа 1792 года по 3 июня 1793 года, было противостояние между жирондистами
и якобинцами. Лидерами первых были Жак-Пьер Бриссо, Жан Мари Ролан де Ла Платьер и Пьер Виктюрниен Верньо, выступавшие на стороне торговой, промышленной и земледельческой буржуазии. Эта партия желала скорейшего окончания революции и установления политической стабильности. Якобинцев возглавляли Максимилиан Робеспьер, Жан-Поль Марат и Жорж Жак Дантон, которые были представителями среднего класса и бедных буржуа. Они отстаивали интересы рабочих и крестьян,
а также выступали за дальнейшее развитие революции, поскольку
их требования оставались неуслышанными. Основными событиями второго периода Великой Французской можно назвать борьбу между Парижской коммуной, контролируемой якобинцами, и Законодательным собранием жирондистов. Следствием противостояния стало создание Конвента, представители которого избирались из всего мужского населения Франции старше 21 года на основе всеобщего избирательного права. Провозглашение Франции республикой состоялось 21 сентября 1792 года, спустя полгода произошла казнь последнего короля
из династии Бурбонов. Крестьянские выступления не заканчивались,
так как нищета, безземелье и голод, на тот момент, не исчезли.
Это привело к тому, что неимущие большого количества денег бедные слои населения захватывали имения своих господ и делили общинную землю, а также к тому, что увечилось количества тех, кто бунтовал
и требовал установления твердых цен на продукты. Спустя еще полгода произошло изгнание жирондистов из Конвента: именно этим событием завершился второй период восстания, а избавление от противников позволило якобинцам сосредоточить всю полноту власти в свои руки.

Третий период Великой Французской революции известен, чаще всего, как якобинская диктатура и, в первую очередь, связан с именем главы якобинцев — Максимилианом Робеспьером. Это был довольно сложный период для молодой республики – в то время как внутренние противоречия раздирали страну на части, к границам государства наступали войска соседних держав. Франция была вовлечена в Вандейские войны, которые охватили южные и северо-западные провинции. Якобинцы, в первую очередь, занялись решением аграрного вопроса. Все общинные земли и угодья бежавших дворян были переданы крестьянам. Затем отменили феодальные права, и привилегии,
что способствовало становлению нового класса общества – свободных собственников.

Шагом третьего этапа, проходившего с 3 июня 1793 года по 28 июля 1794 года, стало принятие новой Конституции, которая отличалась демократическим характером. Предполагалось ввести конституционное правление, но комплексный общественно-политический и экономический кризис вынудил якобинцев установить режим революционно-демократической диктатуры. В конце августа 1793 года был принят декрет о мобилизации французов на борьбу против иностранных интервентов.
В ответ находившиеся внутри страны противники якобинцев стали массово проводить террористические акты во всех городах Франции.
В результате одной из таких акций был убит и Марат.

Новая власть провела в стране ряд преобразований, первой, из которых, являлось принятие новой Конституцию: управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась
у первого консула, его пост занял Бонапарт. Дальше новый орган управления заменил всеобщее избирательное право на цензовое: теперь допуск к выборам получали только те граждане, которые обладали имуществом на определённую сумму. Несмотря на последний пункт, директория установила принцип равенства, хоть и наделила правом избирать и быть избранными только тех граждан республики, которым исполнилось 25 лет. Был создан Совет пятисот и Совет старейших, следившие за политической обстановкой во Франции. Так страна вела войны против Пруссии и Испании, которые в конце завершились подписанием мирных договоров, а также продолжала военные действия против Англии и Австрии. Правление Директории закончилось 9 ноября 1799 года, когда в республике произошёл очередной переворот.

В результате революции произошла ликвидация пережитков феодального строя, что поспособствовало быстрому развитию капиталистических отношений. На основе демократических принципов, которые сопровождали революцию от начала до конца, произошло установление республиканского строя, основанного, а французская нация,
на тот период, окончательно сплотилась. Органы власти начали формироваться на основе избирательного права и уже тогда были приняты первые конституции, положения которых гарантировали гражданам равенство перед законом и возможность пользоваться национальными богатствами и ресурсами всем слоям населения.
В то же время была принята Декларация прав человека и гражданина: свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства. Документ являлся торжественным провозглашением перечня естественных прав человека, принадлежащих ему по природе в силу рождения. Аграрный вопрос,
так остро стоявший в начале возникновения первых революционных действий, наконец-то решился, а монархия была полностью ликвидирована. Все данные результаты носили положительный характер как для народа, так и для развития будущего страны в целом.

Окончание революции и ее деятельность на протяжении 5 лет также носила и негативные последствия. К ним можно отнести введение имущественного ценза, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, владеющим имуществом определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы. В виду нововведений в демократическом ключе, происходило игнорирование мнения большинства граждан,
что приводило к новым беспорядкам. Также еще на протяжении многих лет формированию эффективной системы управления мешало установление сложного административного деления, которое ввело огромное количество департаментов, дистриктов, кантонов и коммун.

Идеи об освобождении человека, о свободе, равенстве всех людей нашли отклик на всех континентах; они развивались, внедрялись в европейское общество в течение 200 лет. Произошедшие события ускорили развитие капитализма и крах феодализма. Французская революция 1789-1799 годов стала источником вдохновения для проповедников классовой борьбы нескольких последующих поколений.

Тем людям, кто интересуется международной политикой, я решил в очень сжатом формате рассказать о том, как устроена политическая система во Франции, а также об основных политических партиях и их лидерах. В сущности, политическая система Франции не очень сильно отличается от российской.

Президент Франции, его Администрация и Правительство олицетворяют собой исполнительную власть. Президент избирается народом сроком на пять лет и может быть переизбран снова.

Законодательную власть представляет Парламент, состоящий из двух палат:
1.Национальная Ассамблея, в которую входит 577 депутатов, избираемых народом сроком на пять лет.
2.Сенат, состоящий из 321-го сенатора, которые избираются депутатами на 9 лет. Председатель (или Президент) Сената является единственным человеком, который имеет право временно исполнять обязанности Президента Республики, когда тот находится в отпуске или отсутствует по болезни.

Во Франции также существует судебная власть, которую представляют судьи. Они являются независимыми ни от законодательной власти, ни от исполнительной.

Во всех населённых пунктах, больших и малых, существуют мэрии, возглавляемые мэрами.
Помимо мэрий в каждом департаменте существует префектуры. Если мы возьмём российского губернатора и к его прямым обязанностям добавим функции, которые возложены у нас на Полномочного Представителя Президента в регионе, то в итоге у нас будет приблизительное представление о том, чем занимается в своём департаменте французский Префект.

Прежде, чем перейти к рассказу о политических партиях, хочу сказать, что действующим Президентом во Франции является Эмманюэль Макрон, а Премьер-Министром — Эдуард Филипп.

Во французском Парламенте существует довольно много политических партий и блоков, которые делятся на крайне левые, левые, левоцентристские, центристские, правоцентристские, правые и крайне правые. Я расскажу только о тех политических лидерах, которые широко известны не только во Франции, но и за её пределами. Забегая наперёд скажу, что все те, о ком пойдёт речь, как минимум один раз баллотировались на пост Президента Республики.

Разумеется, это очень краткий и поверхностный обзор того, что происходит в политической жизни сегодняшней Франции.

Читайте также: