Квазигруппы в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства;
  • анонимность. Индивид ощущает себя неузнаваемым в толпе. Толпа часто действует как целое, ее индивидуальные члены не воспринимаются и не выделяются как индивиды;
  • спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанному поведению, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своим поведением и их действия диктуются исключительно эмоциями, царящими в толпе;
  • неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Например, при осуществлении акта вандализма футбольными болельщиками каждый из участников действия снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как единое целое.

Квазигруппы представляют собой временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам. Квазигруппы при этом обладают некоторыми особенностями социальных групп. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

• спонтанность образования;
• неустойчивость взаимосвязей;
• отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
• кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.

Существует три основных вида квазигрупп. Рассмотрим их особенности.

Самой неустойчивой из всех видов квазигрупп следует считать аудиторию. Аудитория представляет собой социальную общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до членов этой общности. Таким образом, мы можем наблюдать весьма своеобразный способ взаимодействия между членами данной общности. Аудитория распадается после того, как заканчивается передача информации со стороны коммуникатора. Однако могут быть случаи, когда аудитория распадается раньше из-за непонимания предоставленной информации. Аудитории могут быть разными по количеству членов — от студенческой аудитории, собранной в одном зале, до аудитории газеты, журнала или телевизионного канала. Во многих случаях мы не можем точно определить количественный состав аудитории, но можем говорить о ее увеличении или уменьшении в зависимости от качества подаваемой от коммуникатора информации. В некоторых случаях подаваемая информация позволяет управлять поведением аудитории.

Вторым видом квазигрупп является толпа. Толпа представляет собой активный вид квазигруппы. Под толпой мы будем понимать некоторую совокупность индивидов, объединенных в замкнутом физическом пространстве на основе общности интересов. При этом предполагается некоторая внутренняя общности членов толпы. Ощущение себя как целого, взаимодействие на уровне подсознания — именно эти признаки отличают толпу от социальной агрегации. Поведение толпы может существенно различаться в зависимости от ситуации. Например, толпа может просто наблюдать, а может и действовать, сметая все на своем пути, поддерживая какую-либо идею или какого-либо политического деятеля. Поведение человека в толп в значительной степени отличается от поведения его вне этой социальной общности. Основой этого отличия является эмоциональное включение индивида в толпу.

Третьим видом квазигрупп являются социальные круги. Социальные круги представляют собой социальные общности, создаваемые людьми с целью обмена информацией. Каждый социальный круг предполагает более или менее повторяющееся взаимодействие, осуществляемое только с целью обмена информацией между членами этой социальной общности. Социальные круги изучаются социологами, так как именно в них формируется общественное мнение. Кроме того, важность социальных кругов состоит в том, что они являются самыми устойчивыми квазигруппами.

По своей природе социальные круги представляют собой свободные союзы, основанные на контактах обмена, все внимание в них обращается на обмен информацией между членами союза. Социальные круги есть один из видов квазигрупп, характеризуемый критериями вхождения в них, каковыми являются заинтересованность в получаемой информации, а также принадлежность к определенной субкультуре, что часто выражается в: сходных социальных статусах. Этот вид квазигрупп подразделяется на несколько типов в зависимости от типа критериев вхождения индивидов в социальный круг. Например, это могут быть профессиональные или статусные социальные круги.

20. Массы и их свойства.

Три модели возникновения и существования массы.

21. Социальное взаимодействие – основа социальной жизни.

Образцы социальных взаимодействий.

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.

Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

· Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),

· по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,

· Между людьми разного достатка, и т. д.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от: 1) силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; 2) степени взаимности интересов; 3) степей осознания своего интереса; 4) окружающей обстановки.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение. В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Наиболее известный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает, на основании вполне определенной потребности, пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газет!) го

• спонтанность образования;
• неустойчивость взаимосвязей;
• отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
• кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.

Существует три основных вида квазигрупп. Рассмотрим их особенности.

Самой неустойчивой из всех видов квазигрупп следует считать аудиторию. Аудитория представляет собой социальную общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до членов этой общности. Таким образом, мы можем наблюдать весьма своеобразный способ взаимодействия между членами данной общности. Аудитория распадается после того, как заканчивается передача информации со стороны коммуникатора. Однако могут быть случаи, когда аудитория распадается раньше из-за непонимания предоставленной информации. Аудитории могут быть разными по количеству членов — от студенческой аудитории, собранной в одном зале, до аудитории газеты, журнала или телевизионного канала. Во многих случаях мы не можем точно определить количественный состав аудитории, но можем говорить о ее увеличении или уменьшении в зависимости от качества подаваемой от коммуникатора информации. В некоторых случаях подаваемая информация позволяет управлять поведением аудитории.

Вторым видом квазигрупп является толпа. Толпа представляет собой активный вид квазигруппы. Под толпой мы будем понимать некоторую совокупность индивидов, объединенных в замкнутом физическом пространстве на основе общности интересов. При этом предполагается некоторая внутренняя общности членов толпы. Ощущение себя как целого, взаимодействие на уровне подсознания — именно эти признаки отличают толпу от социальной агрегации. Поведение толпы может существенно различаться в зависимости от ситуации. Например, толпа может просто наблюдать, а может и действовать, сметая все на своем пути, поддерживая какую-либо идею или какого-либо политического деятеля. Поведение человека в толп в значительной степени отличается от поведения его вне этой социальной общности. Основой этого отличия является эмоциональное включение индивида в толпу.

Третьим видом квазигрупп являются социальные круги. Социальные круги представляют собой социальные общности, создаваемые людьми с целью обмена информацией. Каждый социальный круг предполагает более или менее повторяющееся взаимодействие, осуществляемое только с целью обмена информацией между членами этой социальной общности. Социальные круги изучаются социологами, так как именно в них формируется общественное мнение. Кроме того, важность социальных кругов состоит в том, что они являются самыми устойчивыми квазигруппами.

По своей природе социальные круги представляют собой свободные союзы, основанные на контактах обмена, все внимание в них обращается на обмен информацией между членами союза. Социальные круги есть один из видов квазигрупп, характеризуемый критериями вхождения в них, каковыми являются заинтересованность в получаемой информации, а также принадлежность к определенной субкультуре, что часто выражается в: сходных социальных статусах. Этот вид квазигрупп подразделяется на несколько типов в зависимости от типа критериев вхождения индивидов в социальный круг. Например, это могут быть профессиональные или статусные социальные круги.

20. Массы и их свойства.

Три модели возникновения и существования массы.

21. Социальное взаимодействие – основа социальной жизни.

Образцы социальных взаимодействий.

Обстоятельства сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных кратковременных связей, которые называются контактами.

Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё, её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

· Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),

· по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,

· Между людьми разного достатка, и т. д.

Пространственные контакты. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

Контакты. заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от многих факторов, но прежде всего от: 1) силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; 2) степени взаимности интересов; 3) степей осознания своего интереса; 4) окружающей обстановки.

Контакты обмена. Продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.). Я.Щепаньский, описывая контакты обмена, отмечает, что они представляют собой специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов. Это означает, что в ходе подобных спорадических и кратковременных обменов внимание индивида концентрируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.

Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение. В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Наиболее известный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает, на основании вполне определенной потребности, пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газет!) го


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

СГ- совок людей, имеющих общий соц признак^ол^озраст^национал^офесдоходзласть^рас) и выполняющ общественно необходимую ф-ию в общ-й структуре обществен раздел труда и деят. Квазигруппа-спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием к-либо вида. В соотв с местом с сист общ отнощ выдел: большие гр -гр с болып числом ее чл, основанная на различи типах соц связей, непредполагающ обязател личн контактов. В БГ выдел: номинал гр (совок людей, выделяемых для целей анализа по к-нибудь признаку, не имеющ соц значения), реальн гр (общности людей, кот способны к самодеят-ти, т.е. м\действов как един целое, они объеден общ целями, осознают их и стремяться их удовлетв совместн усилиями) Малые гр- неболъш число людей, кот хорошо знают друг друга и постоянно взаимодейств. Квазигруппы представляют собой временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам. Квазигруппы при этом обладают некоторыми особенностями социальных групп. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:

•спонтанность образования;
• неустойчивость взаимосвязей;
• отсутствие разнообразия во взаимодействиях;
• кратковременность совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо образуют устойчивые социальные группы.

Существует три основных вида квазигрупп. Рассмотрим их особенности.

Самой неустойчивой из всех видов квазигрупп следует считать аудиторию. Аудитория представляет собой социальную общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до членов этой общности.

Вторым видом квазигрупп является толпа. Толпа представляет собой активный вид квазигруппы. Под толпой мы будем понимать некоторую совокупность индивидов, объединенных в замкнутом физическом пространстве на основе общности интересов. При этом предполагается некоторая внутренняя общности членов толпы.

Третьим видом квазигрупп являются социальные круги. Социальные круги представляют собой социальные общности, создаваемые людьми с целью обмена информацией. Каждый социальный круг предполагает более или менее повторяющееся взаимодействие, осуществляемое только с целью обмена информацией между членами этой социальной общности. Социальные круги изучаются социологами, так как именно в них формируется общественное мнение.

Социальная группа - совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, осознают свою принадлежность к данной группе и являются ее членами с точки зрения других людей.

Социальные группы характеризуются большей устойчивостью и стабильностью, высокой степенью однородности и сплоченности.

Основные характеристики:Взаимодействие, членство, идентичность.

Ученые разделяют социальные группы на первичные и вторичныепо выстраиванию отношений внутри группы

Первичная группа характеризуется личностными отношениями в внутри группы. На первое место ставится личность человека, а не функция, которую он выполняет.

Во вторичной группе главное - роль (функцию), которую выполняет в ней индивид.

Социальные организации

Даже поверхностный взгляд на человеческое общество позволяет сказать, что большая часть социальных групп существует в виде организаций. Еще в глубокой древности люди осознали значительное преимущество организованных групп.

СО- система отнош объедин какое-то индивидов(грушт) для достижения опред цели, Основные черты; 1.создаются для реализации опред цели, стремятся быстрее и эффектив достичь ее 2.члены орг-ии распред-ся по иеархич-й лестнице соответственно целям и статусам З.возникает на основе разделения труда, строятся по горизонт и вертик признаку, в верт структурах всегда сущ управляющая и управляемые подсистемы. Упр-ая сист регулир деят-ть гориз стр-р 4.управл-ие подсист формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деят-ью различных эл-тов орг-и

26. Социальные изменения и проблема их общего вектора. Социальный прогрес

соц измен- смена свойств, качеств, состояний и отнош соц
сист. Признаны cоц изм: /.универсальностьд.е. каждый
компонент соц сист как и она сама м\находится в сост
изменения ^.многообразие соц изм-различ м\у собой типами,
уровнями, сферами протекания.

народонасиление, развитие промышленности, техника и технология, культура, идеология, война или внешняя угроза.

Соц прогресс- такое изм организ общ при кот изм обладают чертами направленности и поступательности. Предполагает появление качественно нового состояния общ-ва. Характерной чертой соц прогр явл необратимость процессов соц развития.

Социальное изменение - переход социального объекта из одного состояния в другое. Социальными изменениями являются:
- модификации в социальной организации общества;
- модификации в социальных институтах и социальной структуре;
- модификации в установленных в обществе образцов поведения и др.

Социальная жизнь - это не физический материал или вещество, из которого можно вылепить что угодно; это непрерывный процесс, постоянно самообновляющийся, перестраивающийся, изменяющийся. Роль социальных изменений видится более ясно, когда мы размышляем над событиями, оказавшими влияние на жизнь наших отцов и дедов (например, Октябрьская революция 1917 г., Вторая мировая война, афганская война), и осознаем, насколько далеки от нас эти события.

Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.

В целом можно сказать, что в непрерывном процессе социальных изменений задействовано множество социальных факторов.

Социальный прогресс - восхождение к более сложным формам общественной жизни; изменение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости.

27. Виды социальных изменений.Социальная эволюция и социальная революция

Социальным изменение - резул-т одномоментного воздействия на состоя­ние социального. объекта.
Это может быть случайное и кратковременное отклонение от режима жизнедеят-ти, приводящее к негативным или позитивным последствиям. При этом следует правильно фиксиро­вать социал. различия, в кот. проявляются эти отклонения и последствия.

Социальным изменениям подвержены прежде всего социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

4 основных вида социальных изменений.
Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д.

Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальными изменениями.

Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией России произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной власти страны.
Изменения в духовной сфере - сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очень важно для социолога зафиксировать изменения в тех ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности.

Квазигруппа возникающая непреднамеренно и Спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой (других) группы.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое "Квазигруппа" в других словарях:

Квазигруппа — (социология) Квазигруппа (математика) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из … Википедия

КВАЗИГРУППА — англ. quasi group; нем. quasi Gruppe. Бесструктурное, неорганизованное скопление людей, к рое при определенных условиях может превратиться в группу, но в данный момент таковой не является. см. АГРЕГАТ, ТОЛПА. Antinazi. Энциклопедия социологии,… … Энциклопедия социологии

КВАЗИГРУППА — множество с одной бинарной операцией (наз. обычно умножением), в к ром каждое из уравнений ах=Ь и уа=Ь имеет единственное решение для любых элементов а, b этого множества. К. с единицей наз. лупой. К. естественное обобщение понятия группы. К.… … Математическая энциклопедия

КВАЗИГРУППА — англ. quasi group; нем. quasi Gruppe. Бесструктурное, неорганизованное скопление людей, к рое при определенных условиях может превратиться в группу, но в данный момент таковой не является. См. АГРЕГАТ, ТОЛПА … Толковый словарь по социологии

Квазигруппа (математика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квазигруппа. Квазигруппа магма, в которой всегда возможно деление. В отличие от группы, квазигруппа не обязана быть ассоциативной[1]. Определения и свойства Квазигруппой называют пару (Q, *) … Википедия

Правая квазигруппа — В абстрактной алгебре, квазигруппа это алгебраическая структура, напоминающая группу тем, что в ней всегда возможно деление. В отличие от групп, квазигруппа не обязана быть ассоциативной. Определения и свойства Квазигруппой называют пару (Q, *)… … Википедия

ЛУПА — квазигруппа с единицей, т. е. с таким элементом е, что хе=ех=х для любого элемента хиз квазигруппы. Значение Л. в теории квазигрупп определяется следующей теоремой: всякая квазигруппа изотопна (см. Изотония).нек рой Л. Поэтому одной из основных… … Математическая энциклопедия

ДИСТАЛЬНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — такая динамическая система с метрич. фазовым пространством X, что для любых точек нижняя грань расстояний Если в нек рой динамич. системе какая либо пара точек обладает последним свойством, то говорят, что эта пара точек дистальна; таким… … Математическая энциклопедия

Алгебраическая система — (или алгебраическая структура) в универсальной алгебре множество (носитель) с заданным на нём набором операций и отношений (сигнатура), удовлетворяющим некоторой системе аксиом. Алгебраическая система с пустым множеством отношений… … Википедия

Лупа (алгебра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лупа (значения). Лупа квазигруппа с единицей, то есть с таким элементом , что для любого элемента из квазигруппы. Значение луп в теории квазигрупп определяется следующей теоремой: всякая… … Википедия

Читайте также: