Кузанский и бруно о мире познании и человеке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Термин "Возрождение", или "Ренессанс", известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени - живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения - достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV - конца XVI в.

Содержание

Введение 3
Личность Николая Кузанского 5
Философия Николая Кузанского 6
Личность Джордано Бруно 10
Философия Джордано Бруно 12
ВЫВОД 15
Список использованной литературы: 16

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ФИЛОСОФИЯ.docx

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Реферат на тему:

студентка гр. ГМУ 2-2

Личность Николая Кузанского 5

Философия Николая Кузанского 6

Личность Джордано Бруно 10

Философия Джордано Бруно 12

Список использованной литературы: 16

Введение

Термин "Возрождение", или "Ренессанс", известен каждому человеку. Мы знакомы с наследием этого времени - живописным, литературным, музыкальным, знаем и о философском наследии. Эпоха Возрождения - достаточно сложный феномен западноевропейской культуры середины XIV - конца XVI в.
Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями.

В советской литературе основной причиной возникновения Ренессанса считалась причина экономическая, так как это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.

Очевидно, что кроме чисто экономических причин, которые, несомненно, действительно существовали, были и другие причины. Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап, появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.
С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало отходу от схоластической философии. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католического человека было более рассудочным, более направленным на решение онтологических и особенно гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.

Личность Николая Кузанского

Младшим современником философов- гуманистов был Николай Кузанский (Николай из Кузы, городка на юге Германии недалеко от Трира). Он отличается от других философов эпохи Возрождения мощью ума и глубиной проблем, которые он ставил.

Николай Кузанский поразительно отличается от всех этих философов. Это действительно самобытный, гениальный мыслитель. Он больше философ, чем богослов, хотя сам он считал себя богословом.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в христианской семье, учился в так называемой школе "братьев общей жизни". Он изучает математику, медицину, астрономию, географию, юриспруденцию.
В 1423 г. Николай Кузанский становится доктором экономического права, затем поступает в Кельнский университет, где изучает богословие. В 1426 г. Кузанский рукоположен в сан священника, с этого времени начинается его быстрое восхождение по ступеням иерархической лестницы католической Церкви.В 1437 г. его посылают в Византию на переговоры по поводу объединения Церквей. Там он знакомится с Георгием Гемистом Плифоном. В 1448 г. Николай Кузанский становится кардиналом, но активная жизнь в рамках католической Церкви не мешает его философским, богословским и естественнонаучным занятиям. Он интересуется географией и впервые предлагает карту Европы, занимается изучением календаря (во многом по его инициативе готовится реформа календарного исчисления), математикой (вносит большой вклад в исчисление бесконечно малых величин). В 1450 г. Николай Кузанский назначен папским легатом в Германии.

Философия Николая Кузанского

О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога можно лишь на путях апофатического (т.е. отрицательного) богословия. Поэтому чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы Его не можем познать. Утверждать, что он знает Бога, может лишь полный невежда, а истинный мудрец и богослов, познавая Бога, все больше убеждается в своем собственном незнании. Поэтому истину (а Бог есть Истина) познать мы не можем. Чем больше мы познаем ее, тем больше убеждаемся в собственном незнании - именно в этом состоит основная мысль трактата. Этой идеей трактат начинается, ею же он и заканчивается.
В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: это то, больше которого абсолютно ничего не может быть. Но если максимум таков, то он не может быть меньше сам себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничто не может быть, - следовательно, максимум совпадает с минимумом. Но самое минимальное число - это единица; следовательно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть. Существование этого высшего единого максимума провозглашается Николаем Кузанским как высшая истина.

Этот максимум и есть Бог. Исследуя максимум, Кузанский обнаруживает, что максимум включает в себя также и равенство с самим собой и связь с самим собой. Именно таков смысл христианской Троицы. Кузанский даже дерзает утверждать, что слова "Единство", "Равенство" и "Связь" лучше показывают природу Бога, чем слова "Бог Отец", "Бог Сын" и "Бог Дух Святой".

Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Самыми надежными и несомненными являются сущности более абстрактные (здесь явно видно влияние платоновской традиции), но абстрактные аналогии не должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические предметы, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через математические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство, Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть бесконечный абсолютный треугольник. Бесконечный треугольник - это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности. Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя.

Аргументы Кузанского идут от природы Бога и связи Его с миром. Поскольку связь Бога с миром мыслится именно таким образом, как сказано выше, то Николай Кузанский вынужден каким-то образом рассматривать и концепцию сотворения мира. Если Бог весь содержится во всем мире (и даже более того, как утверждает Кузанский, мир вечен, а не сотворен в определенный момент времени), то Николай Кузанский вынужден бороться с неоплатоническим эманативизмом, чтобы избежать вывода о сотворении мира Богом по некоторой необходимости (как мы помним, согласно плотиновской концепции, мир творится в силу эманации из Бога, и эманация есть некоторый момент необходимости, являющейся сущностью Бога и, следовательно, превышающей Его).
Нельзя обвинить Николая Кузанского в пантеизме (отождествлении Бога и мира), нельзя сказать, что он целиком и полностью порывает с христианством в своей онтологии. Скорее всего его концепция, так же как и у Плотина, - панентеизм, хотя здесь сложно подобрать терминологию: не "все есть Бог" (пантеизм), а "все в Боге" (панентеизм), но в свернутом виде. Поскольку мир есть развертывание Бога, то мир вечен.
Человек есть часть сотворенного Богом мира, причем часть наиболее совершенная, потому что человек включает в себя не только материальную, телесную природу, но и духовную, умственную. Поэтому человек действительно целиком включает в себя все; человек, по выражению античных мыслителей, есть микрокосм. Однако нельзя сказать, что каждый человек есть микрокосм. Говоря это, мы говорим лишь о сущности человека. Человек есть существо, пораженное грехом. Поэтому каждый человек, по выражению Кузанского, есть Бог, но не абсолютно.

Весьма интересна и не совсем обычна для того времени теория познания Николая Кузанского. Человек - существо божественное, поэтому он может познавать. Однако Кузанский не считает, что все познание для человека осуществляется на путях его разума. Он пытается объединить платоновскую и аристотелевскую позиции, соединяя чувственный, рациональный и интеллектуальный элементы познания. Познание окружающего мира для человека начинается с процесса чувственного восприятия. Именно оно является тем толчком, который побуждает наши органы познания к началу действия.
После чувств вступает в силу другая способность человеческого познания - воображение, которая, не выходя за пределы чувственного познания, обобщает данные, дающиеся в чувствах. Чувства и воображение - это низший уровень познания. На более высоком уровне начинает действовать рассудок, который различает и сопоставляет. Рассудок есть особая интеллектуальная деятельность, способность познания, и имеет свое собственное орудие. Рассудок не зависит от чувств, он имеет в себе идеи (или формы, говоря аристотелевским языком), которые вложены в нас при рождении Богом. Знание появляется в нас, когда действуют органы чувств. Тем не менее разум содержит в себе в свернутом виде все эти идеи и формы, и рассудок сопоставляет и различает идеи и данные, которые поступают от воображения. Такова рассудочная деятельность нашего познания.
Высшая ступень познавательной деятельности - интеллект, или разум, который не сопоставляет, не сравнивает, а соединяет воедино все данные. Рассудок, сопоставляя и сравнивая, действует на основании закона исключенного третьего и закона непротиворечия. Разум же действует на основании других законов - он как бы видит истину целиком, он схватывает ее во всех ее противоположностях. Это интуитивное схватывание истины.
Рассудок не может познать бесконечность - а разум может. Таким образом, стремясь к бесконечности (а мы помним, что бесконечность есть Бог, максимум, обнимающий собою все противоположности), разум видит все противоположности. В результате такой деятельности ум созерцает все как бы в одной точке, так что все есть одно и одно есть все. Это Николай Кузанский называет интеллектуальной интуицией.

Личность Джордано Бруно

Другим мыслителем, сильно повлиявшим на современную ему эпоху - Джордано Бруно. Он родился в 1548 г. в г. Нола близ Неаполя и был сожжен на костре на Площади цветов 17 февраля 1600 г.
Джордано родился в семье мелкого дворянина, учился в местной латинской школе, затем слушал лекции в Неаполитанском университете. Чтобы продолжить образование, поступил в доминиканский монашеский орден в 1565 г. Однако Бруно не вписывался в рамки ордена. Он проявляет свободомыслие, начинается инквизиционный процесс, и Бруно бежит в Рим в 1576 г., потом странствует по Италии, а затем уезжает в Женеву, где его начинают преследовать уже не католики, а кальвинисты. Он попадает в тюрьму, выйдя из которой, уезжает во Францию и живет в Тулузе, преподавая в местном университете. После этого он уезжает в Париж, где также преподает философию. В 1583 г. он переезжает в Лондон (разумеется, не по своей воле), где живет до 1585 г., и это один из наиболее плодотворных периодов его жизни. Он пишет здесь большинство своих произведений в форме диалогов (выделяются два диалога - "О причине, начале и едином" и "О бесконечности, вселенной и мирах"; оба написаны в 1584 г. в Оксфорде), преподает в Оксфордском университете. Но вновь уезжает из Англии - сначала во Францию, потом в Германию. Преподает в Вюртемберге, где подвергается преследованиям со стороны лютеран. Бруно опять странствует и вынужден в конце концов вернуться на родину, в Италию.
В Венеции он устраивается домашним учителем к одному из патрициев (в Падуанский университет его не допускают). Хозяин начинает донимать Джордано требованием, чтобы тот рассказал ему о его тайном знании и поспособствовал его власти над миром. Бруно вынужден уехать. Хозяин, обидевшись, заявляет инквизиции о том, что у него жил еретик. Инквизиция хватает Бруно и в 1592 г. заключает в тюрьму - сначала в местную, венецианскую, а через год - в римскую. Восемь лет он находился в заточении, но не отказался от своих убеждений. 17 февраля 1600 г. Бруно был сожжен на костре. Известна его фраза после того, как произнесли приговор: "Вам должно быть гораздо более страшно выносить свой приговор, чем мне его выслушивать".

Философия Джордано Бруно

Что же это за ересь, в которой обвинили Джордано Бруно? Атеистическая пропаганда чаще всего говорила, что он был сожжен за свои научные убеждения.
Основная проблема Бруно обусловлена его философскими привязанностями. Его главным учителем был Николай Кузанский.

В работах Бруно все время встречаются известные нам неоплатонические термины: "единое", "ум", "душа", "материя". Правда, понимает он их не как Плотин (не как уровни бытия), а в духе Кузанского, для которого Бог есть максимум и минимум, высшее единство мира. Для Джордано Бог также является Единым, что является исходным пунктом для понимания мира. Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все бытие едино). Поэтому Бог и мир есть одно и то же. В мире соединяются все его противоположности - возможность и действительность, дух и материя. Мир не рождается и не уничтожается, поскольку мир и Бог есть одно и то же.
Поскольку Бог бесконечен, постольку и мир бесконечен; поскольку Бог, будучи максимум, является и минимумом, постольку Он содержится и в каждой точке этого мира. Каждая часть, каждый атом мира есть одновременно и Бог. А поскольку движущим механизмом мира (тем началом, которое приводит мир в движение и одушевляет его) является Бог, постольку же в силу совпадения минимума и максимума каждая часть мира является Богом и потому каждая часть мира, каждый его атом имеют источник движения сами в себе. Мир и Бог тождественны, поэтому мир развивается сам.
В мире, как и в Боге, совпадают все противоположности, поэтому нельзя разделять мир на материю и форму. Будучи противоположностями, они совпадают, поэтому нельзя помыслить материю без формы, как и форму без материи. Поэтому же нельзя и определить Бога, ибо определение предполагает некоторое ограничение, а Бог, включая в Себя все определения, все противоположности, превосходит какое-либо определение. В Боге совпадают единственность и множественность, минимум и максимум, прямая является одновременно и кривой (явное заимствование у Николая Кузанского), холод одновременно является теплом, возникновение предполагает уничтожение и т.д. Весь мир постоянно изменяется, и ничто не тождественно самому себе. Такое же изменение есть и в Боге.

Душа - это всеобщая форма мира. Она есть и внутри материи как форма, присущая материи, и некоторое начало, объединяющее материю. Поэтому весь мир одушевлен, весь мир сам несет в себе жизненное начало.
Во вселенной, которая, как и Бог, является бесконечной, нет никакого центра. Ни землю, ни человека мы таковым считать не можем. Во вселенной все однородно, любая точка может быть одновременно названа и центром, и окружностью (и здесь очевидно влияние Николая Кузанского). Земля не находится в центре мира, а является одной из планет, которых в мире бесконечное множество.

Таким образом, Бруно отождествляет Бога и природу. Бог не находится вне вещей, а содержится в самих вещах; Он есть внутреннее начало мира, а не находится над миром.
В теории познания Бруно следует за мыслью Николая Кузанского и повторяет ту же самую иерархию способностей человека: ощущения, обобщение, рассудок, интеллект, ум. Каждый раз человек, начиная свои познания от чувственных вещей, обобщает чувства, абстрагируется от них, делает обобщение, а затем производит рассудочный анализ, восходя от них к некоторым определениям, а затем от определений восходит еще выше - к мистическому созерцанию всего во всех противоположностях. Превосходя ограниченность дискурсивного мышления, ум созерцает Бога, объединяющего в Себе все противоположности.
Однако познание человеком Бога не самоцель

Бруно отрицает личное бессмертие. Душа после смерти соединяется с Единым, поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека - постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Именно в труде, в господстве над миром и состоит назначение человека. Вместо религии откровения Бруно настаивает на том, что должна быть религия разума.
Таким образом, преследование Джордано Бруно со стороны католической церкви не было преследованием за его естественнонаучные убеждения. Бруно не был самостоятельным ученым, его естественнонаучная теория была лишь фрагментом, заимствованным им у Николая Коперника, аспектом его пантеистического философско-религиозного учения.

ВЫВОД

Николай Кузанский и Джордано Бруно были важными личностями в эпоху Возрождения. Благодаря их работам, мы понимаем дух той эпохи.

Кузанский заложил основу новой философской концепции — пантеизма. Пантеизм (от греч. pan — все и theos — бог)— это философское учение, отождествляющее бога и мир, считающее, что бог слит с природой, как бы разлит в окружающем мире, пронизывает его. Но, с другой стороны, бог является также и абсолютным минимумом, самым малым, что может быть,— ведь бог присутствует в каждой пылинке, в мельчайшей частице вещества.

Самой радикальной и последовательной из всех систем итальянской натурфилософии является пантеизм Бруно. Праосновой мира у него выступает ЕДИНОЕ, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего, субстанциональной возможностью всего развернутого, конкретного. Силу, которая удерживает весь мир в единстве и многообразии, Бруно называл "душой мира" или универсальным разумом.

Таким образом, Кузанский определил мировоззрение ДЖОРДАНО БРУНО, который считал, что если природа соединена с Богом, то движение в природе производится не от внешнего ей перводвигателя, а из каких-то её внутренних сил. Ведь ничто не может быть вне Бога, потому что Бог это всё, но Бог пребывает в вещах, и, следовательно, двигательная сила вещей тоже находится в вещах. Если природа соединена с Богом, то природа одушевлена, и у природы есть душа (логическое обоснование гилозоизма).

Поскольку природа – это весь мир, то душа природы есть Мировая душа. Поскольку движение есть во всей природе, то его производит также то, что есть во всей природе, а во всей природе есть Мировая Душа. Таким образом, именно Мировая Душа производит движение в природе. Поскольку движение в природе постоянно и безостановочно, то Мировая Душа должна производить его силами также постоянными и безостановочными. Но душа – это явление психическое, а психические явления приходят и уходят, возникают и пропадают, являются явлением неустойчивым и не постоянным. Следовательно, постоянное и безостановочное движение в природе должно порождаться какой-то особенной психической силой Мировой Души, которая проявляется в ней постоянно, безостановочно и никогда не уходит. Такой постоянной и безостановочной силой для любого психического по своей природе является инстинкт жить, или жизненный инстинкт, который ни на секунду не покидает ни одну душу и, следовательно, именно силою своего жизненного инстинкта Мировая Душа производит движение в природе. Таким образом, движение природы в нашем мире будет вечным, как вечен жизненный инстинкт. Но наш мир не единственный во Вселенной, поскольку таких миров, как наш, во Вселенной множество, и все они также находятся в вечном движении также в силу своего жизненного инстинкта (теория множественности миров).

2. Панпсихизм (греч. pan – все, psychё – душа) – воззрение, согласно которому в мире все одухотворено, вся природа обладает психикой.

3. Гилозоизм (гр. hylё – здесь вещество, zoё – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевленности материи. По сути, гилозоизм является следствием пантеизма и панпсихизма.

Николаи Кузанский (Николай Кребс)

Джордано Бруно (1548 — 1600 гг.) развивал идеи Николая Кузанского. Джордано Бруно, итальянский философ, поэт, родился в 1548 г. в городе Нола, в Италии.

В 1600 г. Бруно сожгли на костре. Однако сожгли его не за эту идею о множественности миров, а именно за пантеизм! Бруно был простым монахом, путешествовал по свету и выступал с ярой критикой Ватикана, обвиняя церковь в чревоугодии, властолюбии, порицая торговлю индульгенциями. Бруно обвинили в том, что его идеи (пантеистические) противоречат Священному писанию, ведь если бог не личность, он не может быть творцом, управителем, созидателем, собеседником и др. Кроме того, отрицая личностный характер бога, Бруно называл иконопись иконоборчеством.

Философия Томаса Мора

Томас Мор (1478 - 1535).

Утопия - страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы - проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.

У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.

Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.

Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма - частная собственность.

В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.

Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек - высшая ценность, а для человека главное - здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота - о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.




В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция). Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.

Философия Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

Внебрачный сын нотариуса и крестьянки. По его словам, книжного образования не получил, но зато был хорошо знаком с математикой.

2 Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек - это деятель. Природа - это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель, но у природы - творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное.

Мир, человек прекрасны.

Гармония и природы, и человека не лишена трагизма.

Джордано Бруно философия

Джордано Бруно (1548 - 1600)

Сожжен в Риме на площади Цветов.

Сын мелкого дворянина, родился в местечке Нола (Ноланец), стал монахом доминиканского монастыря, сбежал. Бесконечные странствия по Европе. В 1592 году прибыл в Падую в надежде получить кафедру математики, однако был схвачен инквизицией и через 8 лет сожжен на костре.

Законченная пантеистическая картина мира, тщательно разработанная.

Провозгласил себя сторонником гелиоцентрической концепции Коперника. В том числе потому и сожгли.

Центральное понятие - понятие единства. Идея единства доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Главным образом оно связано с аристотелевской категориальной системой - возможность и действительность, форма и материя, сущность и существование, изменчивость и неизменность, единство и множественность.

Выше единства ничего не существует. Христианскому Богу в Универсуме места нет.

Отвергает любой дуализм, Бога и мира, материи и формы, сущности и существования. В полемике с Аристотелем утверждает, что форма коренится в самой материи, нет нужды в аристотелевском перводвигателе. Материя сама оформляет себя и обладает самодвижением. Возрождается демокритовский атомизм (монады), монады обладают самодвижением. Мировая душа как мастер оформляет материю, все вещи одушевлены.

Бруно, как Телезио и Патрици, переносит на материю принцип активности - божественную способность (природу активно-творческую) и природа оказывается обладающей самодвижением.

Эта идея сочетается с пантеизмом и получает в нем наиболее полное выражение.

Космологические взгляды Бруно: развивая пантеизм, устраняет противоречие небесного и земного миров, характерное для христианской теологической мысли, и продолжает дело, начатое Коперником - придает идеям Коперника философское звучание.

1 Иерархию отвергает, мир един и иерархии нет.

2 Подчеркивает бесконечность мира. Существуют бесчисленные миры. В 5 веке до н.э. - Демокрит. Обосновывает бесконечность бесконечной мощью Бога, который совпадает с миром.

3 Идея единства всего позволяет Бруно решать теоретико-познавательные вопросы. Не противополагает человека как познающее существо остальному миру - поэтому можно познавать (как часть мира). Шесть ступеней познания:

 обобщение чувственного опыта

Рассудок, интеллект и ум - не одно и то же. Интеллект осуществляет чтение и осмысление продуктов деятельности рассудка, осмысление содержания деятельности рассудка. Ум - высшая способность познания, усматривает единство противоположностей.

Философские основания гуманистических воззрений разработаны также в учениях Н. Кузанского (1401–1464) и Дж. Бруно (1548–1600).

Познание – бесконечный процесс, ибо бесконечен его объект; истина неисчерпаема и не дается в готовом виде и возможно лишь бесконечное приближение к ней. Эта познавательная установка названа Н. Кузанским ученым незнанием. Таким образом процесс познания человеком мира включает в себя:

рассудок, разделяющий противоположности;

разумное сопоставление противоположностей;

интеллектуальную интуицию, непосредственно созерцающую совпадение противоположностей в бесконечном максимуме.

Стремление обосновать самоценность земной жизни человека неизбежно приводило к вопросу о положении человека в Космосе, о его физических и смысловых связях с миром. Пока мир оставался геоцентрическим, человек мыслился несомненно центром мировых связей. Положение изменилось после выступления Н. Коперника (1473–1543), заменившего геоцентризм гелиоцентризмом.

Дж. Бруно развивает философские представления Н. Кузанского и астрономические взгляды Н. Коперника. В свете новейших данных Бог, по мнению Дж. Бруно, это мировое целое. Поэтому никакого источника движения вне мира не существует. Он содержится во всех взаимосвязанных частях мирового целого. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах: Бог не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как ее внутреннее деятельное начало. Она порождает из себя все многообразие своих форм. Бог – это бесконечная способность природы все создавать и всем становиться: единое саморазвивается во многое. В этом заключается суть натуралистического пантеизма Бруно.

Бесконечной мощи таким образом понятого Бога соответствует бесконечная мощь Вселенной. Пространство бесконечно. Бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров. Все они состоят из одних и тех же элементов и подчиняются единым закономерностям. В бесконечной Вселенной нет центра. Деятельность человека должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с полученными знаниями реализовывать себя. Цель человеческой жизни состоит в максимальной активности, в героическом энтузиазме. Натуралистический пантеизм прокладывает путь к объективному исследованию природы, возникновению новой европейской картины мира.

Задания. Вопросы.

Каковы социально-исторические причины смены мировоззрения европейского человека XIV–XVI вв.?

Каков главный вопрос философии Возрождения?

Каковы основные ценности формирующейся гуманистической культуры?

Чем различаются трактовки человека как образа и подобия Бога в христианской философии и в философии Возрождения?

В чем сущность ренессанской трактовки гуманизма?

Почему фигура художника-творца становится символом культуры?

Почему неоплатонизм является философской основой пантеизма Возрождения?

В чем сущность пантеизма и как он влияет на художественный идеал Возрождения?

Почему искусство и наука в эпоху Возрождения не имели четкого различения?

Н. Кузанский различает Бога как предмет разума и как предмет веры. Как Вы это понимаете?

Какую роль играет идея совпадения противоположностей в учении Н. Кузанского об отношении Бога и мира?

Раскройте диалектическое содержание натурфилософских взглядов Дж. Бруно.

Задания. Тесты.

а) возвысить земное до божественного;

б) принизить божественное;

в) отделить божественное от земного.

2. В гуманизме Возрождения доминирует:

а) предметно-практическая ориентация;

б) этическая ориентация;

в) эстетическая ориентация.

3. Гуманистическая система ценностей основывается на принципе:

4. С точки зрения гуманистов главная цель жизни человека:

б) служение Богу;

в) служение обществу.

5. У гуманистов взгляд на природу является:

6. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на:

7. Тождество Бога и природы утверждает:

г) П. делла Мирандоле.

10. Главным принципом диалектики Бога и мира в учении Н. Кузанского является:

а) совпадение противоположностей;

11. С точки зрения Дж. Бруно, мир – это:

а) объективная реальность;

б) самодвижущаяся природа;

в) развернутая сущность Бога.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: