Социобиология о природе человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Социобиоло́гия (от социо- и биология) — междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких научных дисциплин. Социобиология пытается объяснять социальное поведение живых существ набором определённых преимуществ, выработавшихся в ходе эволюции. Эта наука часто рассматривается как ответвление биологии и социологии. В то же время исследовательское поле социобиологии пересекается с изучением эволюционных теорий, зоологией, генетикой, археологией и другими дисциплинами. В сфере социальных дисциплин социобиология близка эволюционной психологии и использует инструментарий теории поведения.

Связанные понятия

Эволюционная психология (англ. evolutionary psychology) — направление современной психологии, которое занимается изучением видоспецифических психологических особенностей человека как представителя вида Homo sapiens (человек разумный).

Неодарвинизм (вэйсманизм) — теория эволюции, представляющая собой синтез теории Дарвина о естественном отборе и популяционной генетике. Первоначально термин применялся для обозначения эволюционной концепции, созданной А. Вейсманом на раннем этапе развития генетики (в кон. XIX — нач. XX вв.). Неодарвинизмом иногда называют современный дарвинизм, представляющий собой синтез генетики и классического дарвинизма, что неправильно с исторической точки зрения.

Эволюцио́нная биоло́гия — раздел биологии, изучающий происхождение видов от общих предков, наследственность и изменчивость их признаков, размножение и разнообразие форм в ходе эволюционного развития. Развитие отдельных видов обычно рассматривается в контексте глобальных преобразований флор и фаун, как компонентов биосферы. Эволюционная биология начала оформляться в качестве раздела биологии с широким признанием идей об изменчивости видов во второй половине XIX века.

Социальное поведение (англ. Social behavior) — взаимодействие двух или более индивидуумов (особей) в популяции одного вида. Изучением социального поведения человека занимается социальная психология. Социальное поведение присуще также и многим общественным животным (например, приматам, пчелам) изучением которого занимаются этологи, зоопсихологи и другие специалисты. Социальное поведение у животных Николас Тинберген определяет как взаимодействие между представителями одного и того же вида, специально.

Упоминания в литературе

Натуралистическое направление в совокупности своих модификаций существует и по сегодняшний день, не составляя, однако, ведущей концепции в социальном познании. В XX в. громко заявила о себе социобиология . Ее новый синтез призван был дать универсальные ключи к пониманию единства природы и культуры через обнаружение универсальных принципов организации поведения живых систем. Исследуя проявления лидерства, агрессии, альтруизма и фиксируя их изоморфность в отношении аналогичных форм социальной активности, социобиология поворачивает социальное знание в сторону осмысления естественных детерминант поведения, доказывая его изначальную предзаданность природой. Предпринятое в ее границах установление сходных черт социального поведения людей и коллективного поведения животных, безусловно, способно предоставить ценные в эвристическом плане результаты. Но важно помнить, что обозначенная социобиологией проблема – гены-культура и расставленные ею акценты на исключительной значимости биологических инвариантов самоорганизации – не может быть отождествлена с социальным поведением человека.

Одновременно с биологической наукой проблематика осмысления живого разрабатывается в социогуманитарном познании на основе достижений ряда социогуманитарных дисциплин, в которых человек познает себя как социальное существо. Попытки выработать всеобщие основания осмысления целостностей, включающих в себя как сообщества биологических организмов, так и человеческие социальные группы, с целью описания живого в качестве однопорядкового целого представлены в идеей холизма (органические и социальные целостности) и концептами социобиологии в трудах Д. А. Александрова, В. И. Вернадского, А. Кестлера, Дж. Лавлока, А. Мейера, О. Рейсера, М. Рьюза, С. А. Северцова, Д. Скотта, Э. Уилсона, Ч. Хоккета и др. С другой стороны, смазывание специфики биологической и социальной организации приводит, как правило, либо к антропоморфизму (когда знания, выработанные в сфере философских и социогуманитарных дисциплин, впрямую прилагаются к познанию биологических организмов), либо к стремлению моделировать живое в рамках естественнонаучных концептуальных моделей, либо к мистическим утверждениям (когда образцом познания живого становятся метафизические или эзотерические учения).

В представлении Кигана теория развивающейся личности немыслима вне признания биологической реальности. Превалирующий образ этой реальности в психоанализе, генетической биологии и социобиологии является детерминистским, сводящимся к телесной организации человека. Иного взгляда придерживался Пиаже. Отталкиваясь от эволюционной биологии, он акцентировал внимание на равновесии между индивидуальным организмом и окружающим его миром. Равновесие рассматривалось с точки зрения динамической стабильности и эволюционного примирения.

Важную роль играет также когерентная познавательная деятельность поверх дисциплинарных барьеров. В сущности, теория систем, структурализм, теория эволюции, социобиология , концепции глобализма возникли и развивались на основе трансдисциплинарного подхода. Философия стремилась еще с античных времен увидеть и объяснить все сущее с точки зрения своих основных категорий и универсальных принципов, обладающих большой объяснительной силой. В связи с этим, например, антропологию можно назвать сверхдисциплиной, смотрящей на мир и его познание через человека как меру всех вещей[53].

Связанные понятия (продолжение)

Эволюциони́зм (также эволюционное учение) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. С тех пор было накоплено огромное число научных фактов, подтверждающих эволюцию.

Зоопсихология — наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в видовом и индивидуальном аспектах. В психической деятельности отражается восприятие мира животным и отношение к нему, проявляющееся во внешнем поведении, доступном наблюдению со стороны. Психическая деятельность предшествует наблюдаемому поведению и целиком обуславливает реакции живого существа на события во внешней и/или внутренней среде. В практическом плане под психической деятельностью можно.

Синтетическая теория эволюции (также современный эволюционный синтез, англ. modern synthesis или neo-Darwinian synthesis) — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. Синтетическая теория эволюции также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и другие дисциплины.

Эволюцио́нная эпистемоло́гия — теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции.

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона.

Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Есте́ственный отбо́р — основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. В свете современной синтетической теории эволюции естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов. Естественный отбор — единственная известная.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Хотя бихевиористы, как правило, принимают важную роль, которую играет наследственность в предопределении поведения, они, прежде всего.

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Структу́рный функционали́зм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считается известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британского.

Социология знания (англ. Sociology of knowledge) — теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания. В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы знания (социология знания в узком смысле); мышления, его исторического развития (социология мышления), когнитивных систем и познавательной деятельности общества (социология познания) и основания социологии (социология социологии).

Энактиви́зм (англ. Enactivism) — группа теорий сознания, возникшая в рамках когнитивной науки и противопоставляющая себя как классическому картезианскому дуализму, так и современной аналитической философии сознания.

Аутопоэзис, также: аутопойезис, аутопоэз, автопоэзис (др.-греч. αὐτός ауто- — сам, ποίησις — сотворение, производство) — термин, введенный в начале 1970-х годов чилийскими учёными У. Матураной и Ф. Варелой, означающий самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.

Интегральная психология — общий подход к психологии, который стремится объединять в себе наработки различных психологических теорий. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада и представляет собой важное направление в рамках неоинтегративных мировоззрений.

Дарвини́зм — по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма, порой с существенным переосмыслением некоторых аспектов представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор.

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Приматоло́гия — раздел зоологии, изучающий современных и ископаемых приматов (около 400 видов обезьян, полуобезьян и других, кроме человека), их анатомию, эмбриологию, физиологию, происхождение, систематику, распространение и образ жизни.

Микроэволюция — распространение в популяции малых изменений в частотах аллелей на протяжении нескольких поколений; эволюционные изменения на внутривидовом уровне. Такие изменения происходят из-за следующих процессов: мутации, естественный отбор, искусственный отбор, перенос генов и дрейф генов. Эти изменения приводят к дивергенции популяций внутри вида, и, в конечном итоге, к видообразованию.

Физическая или биологическая антрополо́гия (греч. ἀνθρωπολογία, от ἄνθρωπος — человек) — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас.

Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Функционали́зм – одна из ведущих теорий в современной философии сознания, которая возникла в качестве альтернативы теории идентичности и бихевиоризму. Функционализм берёт истоки из философии Аристотеля, Томаса Гоббса и Уильяма Джеймса, однако в качестве самостоятельной теории он оформился в последней трети XX столетия. Основная идея функционализма состоит в том, что психические состояния представляют собой не физиологические состояния и не феноменальные свойства, а функции, которые определяются в.

Детерминация (лат. determinatio — предел, заключение, определение) в широком смысле — определение перспективы объекта детерминации, располагаемыми представлениями о его комплектации, нынешними параметрами и составляющими, присущими той или иной категории или образцу.

Психология среды (энвайронментальная психология) — дисциплина, изучающая психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды, влияние факторов материальной действительности на личность.

Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Эпифеноменали́зм — теория в философии сознания, заключающаяся в том, что ментальные феномены являются эпифеноменами, то есть вызваны физическими процессами в мозгу, а не являются их причинами. Таким образом, впечатление о том, что мысли, чувства и ощущения влияют на физические процессы, является в определенной степени иллюзорным. К примеру, не чувство страха является причиной повышения сердцебиения, а оба процесса являются симптомами общей физиологической причины.

Когнити́вное религиове́дение (англ. cognitive science of religion) — направление религиоведения, предметом которого является прежде всего изучение религиозных представлений и религиозного поведения с точки зрения когнитивных и эволюционных наук. Зарождение направления (в форме когнитивной теории религии) связано с именем Стюарта Эллиота Гатри, примером отчасти послужил успех когнитивной лингвистики Ноама Хомского. Рассматривая религию как форму познавательной деятельности, инструмент приспособления.

Эволюциони́зм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д.

Нейрофеноменология — нередуктивный холистический подход к исследованиям сознания, интегрирующий методы когнитивной нейронауки (исследования сознания от третьего лица) и методы феноменологии и восточных медитативных практик (исследования сознания от первого лица). Данный подход был предложен чилийским нейробиологом Франсиско Варелой.

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

Экономическая антропология (англ. Economic anthropology) — научная дисциплина, возникшая в XX в. на пересечении предметов антропологии, социологии и истории экономики. В рамках направления изучаются проблемы развития хозяйства первобытных, примитивных, докапиталистических обществ.

— научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. — американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с точки зрения генетической приспособленности. В синтетической теории эволюции под приспособленностью понимается способность особи производить потомство и тем самым передавать ему свои гены.

— стала популярной в США после публикации в 1975 г. книги Уилсона. Определяется как наука о биологических основах всех форм социального поведения. В представлениях о природе человека идет гораздо дальше этологии и доходит до утверждения, что в основе всех форм поведения социального лежат врожденные структуры, присущие человеку так же, как и всем другим животным. Пытается синтезировать данные, собранные этологией и теорией эволюционной, обогащенной достижениями генетики.

Социобиология появилась во время кризиса, начавшегося в конце 70-х гг., и содержала все необходимое, чтобы увлечь моралистов, заботящихся об общественном порядке и готовых принять мысль, что такой порядок уже предусмотрен в естественном ходе вещей.

Социобиология имеет немало сторонников, но встречает и серьезные возражения. Ряд аспектов этой теории выглядит упрощенческими и даже абсурдными. Самые сильные нападки вызывает оправдание социальной несправедливости, коя вписывается этой теорией в естественный порядок вещей.

Среди заслуг социобиологии можно назвать то, что она вызвала полемику о биологических основах социальной природы человека.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Посвящена изучению эволюционно-генетических основ социального поведения животных и человека. В рамках этой научной дисциплины социальность рассматривается как результат эволюционно-генетического процесса.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Согласно введенным Э. Уилсоном и Ч. Ламсденом представлениям о гено-культурной коэволюции, культура формируется биологическими императивами, а биологические свойства несут отпечаток истории культуры: маловероятны как чисто генетическая, так и чисто средовая модели передачи культуры, наиболее вероятна модель гено-культурной коэволюции: культура обеспечивает биологическую адаптацию человека и не является антагонистом эволюционно-генетического процесса. Гены предопределяют некие структуры в психике человека (эпигенетические правила), генетическая изменчивость которых определяет, по крайней мере, часть внутрипопуляционной изменчивости психических особенностей. Индивиды, чьи выборы благоприятны для выживания и воспроизводства их генетического материала внутри современной им культуры, передают больше генов будущим поколениям, что, в свою очередь, отражается на структуре эпигенетических правил.

К С. проявили интерес представители различных отраслей психологии: когнитивной психологии, зоопсихологии, психогенетики, психологии личности, психологии семьи, семейной терапии, этнопсихологии, психологии религии. Вместе с тем, по мнению многих зарубежных и отечественных теоретиков психологии, ряд положений социобиологов требуют критической оценки как недоучитывающих качественную специфику человека, а также поверхностно интерпретирующих включенность человека в эволюционно-генетические и культурно-исторические системы взаимодействия. (А. З. Шапиро.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Область на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания, изучающая эволюционногенетические основы социального поведения животных и человека. Главные понятия социобиологии:

2. Стратегия эволющюнной стабильности — виды поведения, которые становятся широко распространенными в популяции и противостоят любым альтернативным стратегиям. Это оптимальные стратегии в зависимости от обстоятельств, при которых они используются. К примеру, использование демоистрацыи умиротворения может получить широкое распространение, если она дает преимущества обеим сторонам конфликта. Доминирующее животное, которое не реагирует на демонстрацию умиротворения и вступает в схватку, рискует получить ненужные травмы, что может уменьшить его репродуктивные возможности.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

По мнению социобиологов, принципиальные изменения в представлении о природе человека должна внести теория генно-культурной коэволюции. Суть ее состоит в утверждении того, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль все отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле прежде всего объектом биологического знания.

Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в развитии человека и общества действительно имеет место. Человек (и человечество) может развиваться только в единстве с природой, т.е. в рамках коэволюции. Но главное заключается в том, в какой мере и до какого предела признаются влияние биологического на социальное и биологическая детерминация поведения человека. Биология, гены, конечно же, определяют поведение человека, он не может вырваться за пределы своей биологической природы, даже если бы очень захотел. Есть и эволюционная связь человека с животным, и определенные аналогии между их поведением. Другими словами, существуют биологические основы социальности человека.

Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии, как это делают представители социобиологии, было бы неверно. На самом деле биологическое и социальное в человеке находятся в тесной взаимосвязи. Другими словами, вне социальных условий одна природа еще не делает человека человеком.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Однако иногда индивид неадекватными действиями и поведением может наносить ущерб собственной природе, здоровью, как и все общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Подобное влияние сегодня налицо и представляет собой важнейшую экологическую проблему. Решение ее связано с физическим выживанием и развитием человека.

Таким образом, при рассмотрении роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать крайностей как панбиологизма и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором - предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет его развитие.

48. Социально-экономические проблемы генной инженерии

Проблемы, о которых идет речь, рассматриваются биоэтикой. Биоэтика сформировалась в конце 60-х - начале 70-х гг. и изучает этические регулятивы отношения к живым существам, в т.ч. и к человеку. Данные проблемы возникли как неизбежность и часто не имеют однозначного решения. Они становятся очевидными, когда мы задаем такие вопросы: с какого момента следует считать наступление смерти (каков ее основной критерий)? Допустима ли эфтаназия (легкая смерть)? Имеются ли пределы поддержания жизни смертельно больного человека и если да, то каковы они? И др. В одном ряду с этими вопросами находится и проблема генной инженерии человека. Ее можно сформулировать так: допустимо ли, с точки зрения моральных норм, хирургическое вмешательство в

генотип человека?

Актуальность генной инженерии человека обнаруживается сразу, как только мы обратимся к необходимости лечения больных с наследственными болезнями, обусловленными геномом.

Проблемы, связанные с генной инженерией, сегодня приобретают глобальный масштаб. Заболевания на генном уровне все чаще обусловлены развитием цивилизации. В настоящее время человечество пока не склонно отказаться от определенной части техники и технологий, несущих не только комфорт и материальные блага, но и деградацию естественной среды обитания людей. Поэтому в ближайшей перспективе будут иметь место побочные явления научно-технического прогресса, отрицательно влияющие на организм человека. Так, повышенная радиация и увеличение доли химических веществ в пище и атмосфере становятся факторами, вызывающими мутации у человека.

Следует отметить, что важную роль в появлении физических болезней и в развитии отклонений в психической деятельности человека играют генотипические факторы.

Генная инженерия, безусловно, открывает широкие просторы и множество путей решении проблем медицины, генетики, сельского хозяйства и т.д. Однако возникает законный вопрос о социально-этической оценке и значимости генной инженерии вообще и генной терапии человека в особенности. Где гарантии того, что генная терапия не будет использована во вред человеку, как это произошло со многими открытиями в области физики, химии и других наук.

Возникает проблема, связанная и с тем, что генная терапия основана на введении в организм чужеродного генетического материала. А это означает непосредственное вмешательство в генотип человека. На данном основании некоторые авторы также выступают против генной инженерии.

При существующем уровне развитии генной инженерии большинство ученых не возьмут на себя смелость дать однозначный ответ на все возникающие вопросы. Но вместе с тем, возражение против генной инженерии на том основании, что в организм человека вводится чужеродный материал, явно устарело.

Противникам генной инженерии человека можно ответить, что в конце-концов людей-роботов можно получить и без участия генетики. В большой степени этого можно добиться путем социально-политического, идеологического, педагогического и других форм манипулирования сознанием людей.

Необходимо отметить, что успехи генной инженерии возможны только при одновременном улучшении и социальных условий жизнедеятельности человека. Лишь в условиях благоприятной природной и социальной среды можно стабилизировать геном и генофонд человека.

Социобиологии дисциплина изучает основы биологической подозреваемых социального поведения , перечисленных в животном царстве .

В качестве синтеза он опирается на обширную коллекцию знаний об эволюции видов . От естественного отбора до совместной эволюции генной культуры , прохождения через эусоциальность , эффекта Вестермарка , взаимного альтруизма , согласованности , среди прочего, социобиология бросает вызов как наукам о жизни, так и точным наукам , гуманитарным и социальным .

Социобиология, родившаяся в Соединенных Штатах в 1940-х годах, была разработана в нескольких формах сначала Джоном Полом Скоттом, затем Стюартом Альтманном, прежде чем Эдвард Осборн Уилсон использовал этот термин для обозначения научного проекта, разработанного в его книге, опубликованной в 1975 году: Социобиология: новый синтез . Эта книга и дисциплина в целом вызвали чрезвычайно ожесточенные войны идей и стали частью врожденных и приобретенных дебатов .

Резюме

Происхождение концепции

В Соединенных Штатах две конференции, организованные сразу после войны, собирают вместе представителей этологии , сравнительной психологии и экологии, чтобы попытаться сделать известными, поделиться и объединить свои соответствующие методологии исследования. Поведение животных, в частности наблюдение за поведением в естественной обстановке.

В частности, благодаря организационным усилиям Джона Пола Скотта (in) и орнитолога Николаса Э. Коллиаса в 1956 году в Экологическом обществе Америки было создано Отделение поведения животных и социобиологии, которое объединяет 300 членов. В 1958 году в Американском зоологическом обществе было создано Отделение поведения животных , и в 1964 году эти две группы объединились в Общество поведения животных . Это общество сохраняет изначальный дух социобиологии, сформулированный Джоном П. Скоттом: утверждается множественность методов изучения поведения животных, включая естественные исследования . [1]

Что такое социобиология?

Теоретическая рамка

Поведенческая экология

Социобиология появляется как область, включенная в поведенческую экологию , две дисциплины, различающиеся по объекту изучения, согласно Фрэнку Сезилли: в то время как социобиология сосредоточена на анализе взаимодействий внутри групп или сообществ животных, поведенческая экология имеет дело со всеми формами поведения. Со своей стороны, Тьерри Эке считает социобиологию и поведенческую экологию синонимами.

С эволюционной точки зрения поведенческая экология находится на стыке экологии и поведенческих наук . Его контуры широки и имеют тенденцию к расширению, потому что лежащий в основе процесс мышления с точки зрения затрат, выгод и адаптации применим ко всем организациям и ко всем вопросам. Естественные интерфейсы существуют ниже по течению, с нейронауками и физиологией, с одной стороны, и выше по течению, с экологией сообщества и экологией экосистемы, с другой. Сферы популяционной биологии (экология и генетика) или устойчивых взаимоотношений охватываются этим определением эволюционной поведенческой экологии, как и часть биологии сохранения и вторжения. Следовательно, принимаются во внимание механизмы возникновения и сохранения биоразнообразия . Показаны поведенческая экология и устойчивые взаимодействия и их экологические последствия, а также модель исследования социальных насекомых.

Рождение социобиологии Вильсона

Определение

Эдвард О. Уилсон как разработчик указывает, что социобиология - это «расширение теории эволюции и популяционной биологии, применяемое к социальным организациям . "

Стадо плавающих бегемотов

Критика социобиологии

Генетический детерминизм

Один из постулатов социобиологии делает поведение чертой, похожей на физический характер (например, цвет волос), которая может быть выбрана в процессе эволюции и передана по наследству . В соответствии с социобиологической теорией агрессивное, сексистское, расистское, доминирующее или подчиненное поведение является эволюционной адаптацией; они предпочли бы передачу определенных наборов генов; мы должны видеть в них результат естественного отбора .

Социобиологию критиковали за отрицание или минимизацию в объяснении человеческого поведения роли социально-исторических факторов и за преувеличение роли биологических факторов, в частности генетических.

Сексизм

Расизм

Прием социобиологии по странам

В США

Со своей стороны, социобиолог Вильсон считал, что эти критические замечания связаны с контекстом того времени: «В 1975 году война во Вьетнаме закончилась. В то же время новые левые в академии стали почти доминирующими и очень агрессивными во многих отношениях, особенно в 1960-е гг. В этом движении участвовало меньшинство студентов и учителей. Тем не менее, они были настолько громкими и демонстративными, что имели тенденцию доминировать в учебном климате в академии. Это была очень неудачная тенденция. Главные антагонисты - Стивен Джей Гулд и Ричард Левонтин, например, и несколько других организаторов движения против социобиологии - стремились пресечь его в зародыше. Итак, они кричали очень долго "

Во Франции

Сдвиг во времени и в представлении, различные свойства интеллектуального ландшафта времени значительно изменяют характер реакций. к работе Эдварда О. Уилсона.

В Германии

Перспективы социобиологии

Теоретический беспорядок в социобиологии, наблюдаемый Уилсоном и Уилсоном в 2007 году, включает расхождение между различными исследовательскими рамками.

Лженаука?

Жан-Марк Бернардини отмечает: «Некоторые считали, что социобиология предала научный дарвинизм и уподобила его идеологическому эпифеномену или научному оправданию либерального капитализма. "

Антропологические перспективы

Леви Страусс

Ален Тестар

Ален Тестар противопоставляет понятие культуры, для которого исследователь принимает филогенетический подход и диахронический подход, и понятие общества, для которого социобиологическая модель не может быть перенесена и к которому следует подходить в соответствии с антропологическим и синхронным эволюционным подходом .

Точка зрения генетика

Точка зрения философа науки

Критика сущности социобиологии

Точка зрения социолога

Популярные формы социобиологии

В средствах массовой информации и в сети

Преемственность эволюционной психологии

Эволюционная психология поступила в кильватере социобиологии несколько дискредитировал. В заключении своей статьи 2015 года эволюционный психолог Дэвид Слоан Уилсон (in) гарантирует, что хмурые споры о ценности или отказе от спекуляций относительно процесса отбора, родственный и групповой отбор, устарели.

«В этой статье, - пишет сержант Уилсон, - я представил Ричарда Докинза и Э. О. Уилсона как двух из многих экспертов, которые десятилетиями изучали родственный и групповой отбор. Я также сказал, что существует наибольшее количество областей консенсуса. И что Докинз и Уилсон совершают ошибку, не понимая, что ссора из-за выбора отцовства и группового отбора закончилась. "

Примечания и ссылки

Примечания

использованная литература

« Как может альтруизм, который по определению снижает личную приспособленность, развиваться в результате естественного отбора? Объяснение Уилсона «В процессе естественного отбора любое устройство, которое может вставлять более высокую долю определенных генов в последующие поколения, будет характеризовать вид [. ] По мере того, как более сложное социальное поведение организма добавляется к методам использования генов. для самовоспроизведения альтруизм становится все более распространенным и в конечном итоге проявляется в преувеличенных формах. Это подводит нас к центральной теоретической проблеме социобиологии. "

« В 1970-х годах, как я подчеркивал в своих ранних обобщениях, альтруизм был центральной проблемой социобиологии как у животных, так и у людей. "

« Книга вызвала поразительный диапазон откликов: много аплодисментов; некоторые горькие политические разоблачения и несколько демонстраций; хаос поп-социобиологии в СМИ; технические обзоры; ответы критикам; и со временем еще много книг. "

« Современная социобиология находится в теоретическом беспорядке, с разнообразием структур, которые плохо связаны друг с другом. "

« Форма биологического детерминизма, которая утверждает, что человеческая социальная организация ограничена генами, отобранными в ходе эволюции. В частности, он рассматривает мужское доминирование, иерархическое общество, предпринимательскую экономическую активность, территориальность и агрессию как последствия человеческих генов. "

" Всю изобретательность, которая была проявлена ​​в попытке показать, что все люди по сути одинаковы, можно было бы лучше использовать, пытаясь объяснить, почему мы должны быть по сути одинаковыми, чтобы иметь такие вещи, как права человека. Почему мы все должны быть одинаковыми, чтобы иметь права? Почему люди, которые принципиально разные, тем не менее, не могут иметь одинаковые права? Пока не будет дан ответ на этот вопрос, я с подозрением отношусь к продолжающимся утверждениям о существовании и важности человеческой природы. "

« Социобиология - это область научных исследований, основанная на предположении, что социальное поведение возникло в результате эволюции, и попытках объяснить и изучить социальное поведение в этом контексте. Социобиология изучает социальное поведение, такое как модели спаривания, территориальные драки, стая охота и ульи социальных насекомых. В нем утверждается, что точно так же, как давление отбора привело к тому, что животные развили полезные способы взаимодействия с природной средой, оно привело к генетической эволюции выгодного социального поведения. "

Широко признано, что люди и другие виды животных ведут себя определенным образом инстинктивно.

Это правда, что обучение, происходящее на протяжении всей жизни, и опыт влияют на то, как человек действует, но биологическая основа существует и регулирует определенные формы поведения.

Социобиология была подходом, который пытался объяснить, каковы генетические основы социального поведения.l, сравнивая человеческое существо с таковым других родственных животных.

Хотя этот подход предлагает некоторые логические объяснения поведения, такого как альтруизм, агрессия и совокупление, он не обошелся без противоречий, например, утверждение, что гены - это все.

Давайте подробнее рассмотрим, что такое социобиология, упомянув некоторых из наиболее важных персонажей этого подхода и детализируя некоторые из ее наиболее выдающихся научных теорий о социальном поведении.

Что такое социобиология?

Социобиология - это подход, изучающий биологические основы поведения стадных видов животных, то есть те, в которых его особи живут сообществами из нескольких особей. Социобиология - это раздел социологии и биологии, объединяющий знания из различных наук, таких как нейробиология, этология, экология и генетика. Среди изучаемых им аспектов: агрессия, альтруизм, социальная иерархия и совокупление.

Социобиологи утверждают, что модели поведения животных генерируются, модифицируются, сохраняются и исчезают. через механизмы естественного отбора. Они также подтверждают, что поведение животных и, следовательно, людей нельзя объяснить исключительно обращением к культуре и окружающей среде.

Экспериментальные знания, полученные социобиологами, основаны на поведении, наблюдаемом у стадных видов. Каждый вид животных можно рассматривать как своего рода эксперимент, в котором взаимодействие между генами и окружающей средой позволило процветать определенным формам поведения.

Согласно предположениям естественного отбора, выдвинутым Чарльзом Дарвином, определенное поведение животных увеличивает их шансы на выживание и удается воспроизвести. Социобиология утверждает, что такое же поведение можно найти и у людей, и это утверждение вызвало некоторые споры.

Историческое прошлое

Эдвард Осборн Уилсон считается отцом социобиологии, однако это не значит, что давно не было интереса к поиску биологических основ поведения. Уже в девятнадцатом веке Чарльз Дарвин пытался объяснить некоторые виды поведения, которые, по-видимому, представляются опасными для индивидуального выживания, но довольно широко распространены не только у людей, но и у многих других животных.

Одним из видов поведения, которое доставляет больше всего головной боли эволюционизму, был альтруизм.то есть способность человека оказывать благоволение другим своими действиями, даже если его жизнь может быть в опасности. Какая эволюционная выгода может помочь другому существу, если можно погибнуть, пытаясь?

Со временем нескольким исследователям удалось предложить объяснение такого поведения. Даже рискуя потерять способность к размножению и, следовательно, передать гены человека следующему поколению, помощь существу, чей геном похож на собственный, позволяет в некоторой степени выжить тем же генам.

Исходя из этого, была поднята возможность того, что проявление альтруистического поведения прямо пропорционально степени кровного родства организмов, участвующих в этом действии.

Впоследствии Британский биолог-эволюционист Уильям Дональд Гамильтон поднял идею классового отбора в 1960 году. Используя математическое доказательство, он защитил идею о том, что особи вида могут улучшить свои шансы на репродуктивный успех, помогая своим близким родственникам. Условием для того, чтобы это было продуктивно, является то, что тот, кому помогают, получает выгоду больше, чем затраты, вложенные тем, кто помогает.

Пример, демонстрирующий то, что сказал Гамильтон, - это поведение рабочих пчел. Пчелы этого класса приносят в жертву больше, чем трутни, ради общего блага улья. Дроны являются продуктом полового размножения, а рабочие - практически клонами друг друга. Исходя из того факта, что рабочие имеют высокую степень кровного родства, они, кажется, более склонны к смерти, поскольку существуют сотни пчел с одинаковым геномным даром.

Хотя эти объяснения имеют свое значение, правда в том, что в природе существует множество ситуаций, в которых альтруизм возникает без кровных уз.

Это когда Роберт Ладлоу Трайверс объясняет взаимный альтруизм. Это происходит, когда человек получает помощь от другого, при этом подразумевается, что в будущем он должен ее вернуть. Чтобы гарантировать, что они не растрачивают свою энергию, люди должны различать тех равных, которые готовы вернуть благосклонность тех, кто этого не делает. Эта социобиологическая концепция считается действительной, когда дело доходит до объяснения поведения видов небольшими социальными группами, помимо приматов, а также людей.

Социобиология применительно к человеческому роду

Попытка объяснить поведение животного на основе его биологии может иметь большой смысл. В конце концов, генетика играет важную роль в поведении животных, хотя их взаимодействие с окружающей средой нельзя игнорировать. Противоречие социобиологии возникает, когда она пытается перенести те же принципы, ранее объясненные на человеческий вид..

Как и в случае с другими видами, поведение человека можно изучить, сравнив его социальную структуру с социальной структурой других животных, особенно приматов. Многие виды обезьян, такие как шимпанзе, демонстрируют поведение, которое также можно наблюдать у людей. Также не следует игнорировать анатомическое и биологическое сходство между нашим видом и остальными приматами.

Фактически, общий аспект между приматами и людьми - это количество людей, которые являются частью ближайшей социальной сети. Хотя их количество может варьироваться от вида к виду, группы людей и других приматов колеблются от 10 до 100 членов, что значительно отличается от двух, которые обычно существуют у птиц, и тысяч у многих видов насекомых.

Еще одна интересная связь, обнаруженная между людьми и обезьянами, в частности церкопитецидами, - это состав социальных групп по полу. Хотя культура служила ограничением, многие социобиологи утверждают, что мужчины полигамны по своей природе, в то время как женщины выбирают стратегии для выбора наиболее подходящего мужчины. У церкопитецидов бывает, что группы обычно состоят из одного самца и двух или трех самок, с которыми он совокупляется.

Образец ухода за теленками, аналогичный тому, что наблюдается у людей, также был обнаружен у церкопитецидов. В первые годы жизни детей воспитывает мать, а когда они вырастут, они должны искать других людей того же возраста и пола. Также даются социальные игры, которые помогают им избегать агрессии, побуждают к исследованиям и могут служить для регулирования сексуальных практик.

Критика этого подхода

Хотя некоторые из социобиологических подходов могут помочь понять поведение как животных, так и человека, этот подход не остался без критики. Социобиологию интерпретировали как защиту генетического детерминизма.То есть, поведение запрограммировано в генах, и что окружающая среда на него влияет довольно мало.

Одним из институтов, в которых пытались критически взглянуть на этот подход, была Группа социобиологических исследований. Эта мультидисциплинарная группа пришла к выводу, что связи между человеческой социобиологией и генетическим детерминизмом сравнимы с евгеническим движением, социальным дарвинизмом или соображениями, основанными на IQ человека, у них должно быть больше или меньше возможностей трудоустройства.

Ультраправые и неоконсервативные движения, исходя из предположительно социобиологического и научного видения, защищали расистские, ксенофобские, гомофобские, сторонники превосходства и сексистские идеи.

Социобиологию обвиняют в попытке оправдать статус-кво общества, утверждая, что менее привилегированные люди останутся таковыми без возможности улучшения, поскольку образование и культура не могут восполнить их недостатки. Ее также критиковали за то, что она аннулировала концепцию свободы воли человека, пытаясь свести поведение к генам.

Читайте также: