Сухарева г е кратко

Обновлено: 02.07.2024

Басова А.Я., Бебчук М.А., Зверева Н.В.,
Мандрусова Э.С. (Москва, Россия)

Басова Анна Яновна

Бебчук Марина Александровна

Зверева Наталья Владимировна

Мандрусова Элеонора Соломоновна

клинический психолог-практик (детский патопсихолог) с 50-летним стажем. Москва, Россия.

Аннотация. Статья посвящена памяти выдающейся фигуры в отечественной психиатрии, одной из создательниц советской детской психиатрии, доктору медицинских наук, профессору Груне Ефимовне Сухаревой (1891—1981). Избранный жанр статьи позволяет сочетать личные воспоминания и опыт работы с наследием Г.Е. Сухаревой с оценкой ее вклада в современное состояние всей области психического здоровья детей и подростков, развитие науки и практики психиатрии и клинической психологии детского и подросткового возраста, освещение проблем психического дизонтогенеза, аутистических и других расстройств. Кратко представлена биография Г.Е. Сухаревой, дана оценка ее вклада в создание и развитие детской и подростковой психиатрии в нашей стране в научно-практическом аспекте. Обсуждается значение ее работ для современной детской клинической психологии, методологии исследования в психиатрии и патопсихологии, мультидисциплинарному подходу, развитию гуманистического отношения к пациентам и их семьям. Обозначается место работ Г.Е. Сухаревой в современной подготовке специалистов в области психического здоровья детей и подростков.

Ключевые слова: детская и подростковая психиатрия; Г.Е. Сухарева; дизонтогенез; аутизм; детская шизофрения.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Настоящая статья посвящена выдающемуся детскому психиатру, ученому и практику, прекрасному врачу и педагогу, одной из основательниц отечественной детской психиатрии Груне Ефимовне Сухаревой (1891—1981). О Г.Е. Сухаревой написано и много, и мало, ее имя и основные работы известны всем, кто трудится в сложной профессиональной области охраны психического здоровья детей и подростков [1; 10; 11; 12; 13; 14; 19; 21]. В настоящей статье Г.Е. Сухарева представлена глазами детского психиатра, клинического психолога, ученицы и коллеги.


Груня Ефимовна Сухарева (1891—1981)

Г.Е. Сухарева — детский психиатр и учитель — вчера, сегодня, завтра

XX век стал во многом переломным в мировой истории и, в особенности, в истории России. Это был век бурного развития биологии и медицины, психологии и социальных наук. Век огромных общественных перемен и мировых войн. Именно подобный век и мог породить ярких людей, ставших первопроходцами в своей области. Такой была Груня Ефимовна Сухарева — человек на стыке нового и традиционного, биологического и социального, врач, создавший отечественную детскую психиатрию.


Сестры Груня (справа, 10 лет) и Мария Сухаревы


Г.Е. Сухарева (1928 г.)

Именно с этим периодом в жизни Г.Е. Сухаревой связан спор о приоритете в открытии детского аутизма. Долгое время первооткрывателями детского аутизма считались американский психиатр Лео Каннер (1943 г.) и австриец Ганс Аспергер (1944). Работы Г.Е. Сухаревой оставались неизвестными для западных специалистов. Однако, публикации последних лет позволили по иному взглянуть на эту проблему [17]. Известно, что позднее, в 1949 г. Лео Каннер ссылался на другую работу Г.Е. Сухаревой 1932 года [18]. Аспергер же никогда не упоминал о ней. Впрочем, участие Ганса Аспергера в деятельности нацистов, в том числе в программе расовой гигиены, стерилизации и эвтаназии детей с психическими нарушениями [16] делали невозможным упоминание Г.Е. Сухаревой в то время.




Детскую шизофрению Г.Е. Сухарева рассматривала как сложный конгломерат болезненных процессов, свойственных самой шизофрении, и дизонтогенеза, возника-ющего в процессе болезни. Течение болезни подразделялось на непрерывное вялое, свойственное детскому возрасту, приступообразное — подростковому, и смешанное. Г.Е. Сухарева подчеркивала своеобразие клинической картины, незавершенность психопатологических образований в детском возрасте, меньшую выраженность психотических расстройств, нарастание аутистических проявлений с аффективной обедненностью и утратой единства личности.

В 30-е годы Г.Е. Сухарева возвращается в Москву, руководит научной работой больницы им. П.П. Кащенко, возглавляет кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУ), создает отделение психозов детского и подросткового возраста в Центральном институте психиатрии (Московский НИИ психиатрии).

Удивительно плодотворный и работоспособный ученый, она занимается расстройствами личности и задержкой развития, психогениями и эндогенными заболеваниями, эпилепсией, психическими расстройствами инфекционного и травматического генеза. Под руководством Груни Ефимовны растет не одно поколение детских психиатров. Среди них М.Ш. Вроно, В.Н. Мамцева, О.Д. Сосюкало, К.С. Лебединская и другие известные отечественные детские психиатры и психоневрологи.


Г.Е. Сухарева (в центре) с курсантами Центрального института усовершенствования врачей


Г.Е. Сухарева с матерью (конец 40-х гг.)

Значение наследия Груни Ефимовны для психиатрии и психологии трудно переоценить. Лекции Г.Е. Сухаревой по детской психиатрии и другие ее работы служили многим поколениям отечественных детских психиатров и детских клинических психологов и до сих пор они не утратили свей актуальности [2; 3; 10; 11; 12; 13; 14].

Роль наследия Г.Е. Сухаревой для клинической психологии

Специалисты в детской патопсихологии, специальной психологии и дефектологии пользуются типологией психического дизонтогенеза, предложенной Виктором Васильевичем Лебединским [9]. Эта типология возникла прежде всего на основе глубокого анализа работ Г.Е. Сухаревой, касающихся форм психических нарушений в детском возрасте и их специфики. В.В. Лебединский выделил важные параметры, определяющие специфику нарушенного развития (локальность или тотальность поражения, время поражения, наличие первичного дефекта и др.), описал типы дизонтогенеза в соответствии с базовым механизмом (отставание, повреждение или асинхрония развития). Студенты факультетов клинической психологии знакомятся с наследием Г.Е. Сухаревой, конспектируют и обсуждают ее работы, разборы клинических случаев. В современной практике сложно найти такие тонкие и подробные разборы анамнеза, ведущих симптомов и синдромов, специфику их возрастного проявления в разные критические и кризисные периоды детского развития у конкретного пациента, как в этих источниках, принадлежащих перу Груни Ефимовны. Всем, кто хочет позна-комиться с живой историей (и науки, и жизни пациентов) необходимо обращаться к ее трудам. Даже несмотря на изменение социальной ситуации развития современных детей, динамику клинических параметров и проявлений болезни у них по сравнению с теми, что описаны в клинических примерах Г.Е. Сухаревой, ее работы должны быть востребованы. Высочайшее владение клиническим методом, аналитический ум, онтогенетический подход к нарушению развития делают ее работы незаменимым источником для современных студентов и специалистов практиков или исследователей.

В 2015 году в Мадриде на конференции европейского общества детских и подростковых психиатров и смежных специалистов (ESCAP) российскими учеными А.А. Северным, Ю.С. Шевченко и Н.В. Зверевой был сделан доклад о специфике оказания помощи детям и подросткам с нарушенным психическим развитием в РФ. Основу доклада составила историческая справка о традициях и сведения о научных подходах, разработанных в нашей стране применительно к изучению, лечению и курированию детей и подростков с психической патологией. Ключевой фигурой в этом докладе была Г.Е. Сухарева. Зарубежные коллеги с глубоким интересом восприняли эту информацию. Возможно, это было не случайно, т.к. для зарубежного читателя вновь стала доступна работа Груни Ефимовны Сухаревой, посвященная проблемах ребенка с аутизмом (правда, еще без точных терминов), впервые опубликованная в 1926 году [18; 19].

Личные воспоминания о Груне Ефимовне в профессии и в жизни

Ниже в авторской редакции представлены воспоминания детского патопсихолога Элеоноры Соломоновны Мандрусовой, долгие годы проработавшей в 6-ой детской психиатрической больнице (ныне Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы) о Груне Ефимовне Сухаревой.


Мне (Э.С. Мандрусовой), посчастливилось непосредственно работать с Груней Ефимовной в 60-е годы прошлого века в качестве патопсихолога, бывать на всех ее лекциях, консультациях, клинических разборах. В тот период Г.Е. Сухарева возглавляла кафедру детской психиатрии Центрального Института Усовершенствования врачей (ныне Российская Академия Медицинского Последипломного образования), созданную ею в 1935 году. Одновременно она заведовала клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР им. Ганнушкина.


Г.Е. Сухарева (1968 г.)

Груня Ефимовна была не только гениальным врачом, тонким диагностом, но и незаурядным педагогом. Она, передавая свой огромный опыт, стремилась научить молодых врачей клиническому мышлению, умению анализировать, сопоставлять, сравнивать. Её клинические разборы были маленьким спектаклем. На них всегда присутствовало много интернов, ординаторов, молодых специ-алистов. Выслушав докладчика (обычно лечащего врача больного) она спрашивала мнение каждого присутствующего. А потом, после осмотра и беседы с самим больным, в очень мягкой манере, похвалив каждого за отдельные наблюдения, с убедительностью и простотой описывала совершенно другую клиническую картину, четко мотивируя свои высказывания. Каждый получал урок, но не чувствовал себя обиженным. Можно привести в пример случай разбора психотического больного, где никто из присутствующих не сомневался в диагнозе шизофрении. Г.Е. глубоко изучив анамнестические данные и побеседовав с больным, объяснила, что в данном случае речь идет об атропиновом психозе и нужны другие медикаментозные воздействия. В другом случае больному также ставили шизофрению (гебоидную форму) а Г.Е. расценила это как следствие эндокринной патологии (гипогенитализм). В этот период в ее клинике придавали большое значение дифференциальному диагнозу шизофрении с экзогенными и другими органическими психозами. Под ее руководством была защищена на эту тему кандидатская диссертация ее учеником, замечательным психиатром О.Д. Сосюкало. Её ученица К.С. Лебединская изучала психические изменения при эндокринных нарушениях.

В своих клинических разборах Г.Е. часто указывала на мелкие, на первый взгляд казавшиеся несущественными, детали, которые способствовали диагностике. Так, однажды при разборе больного она обратила внимание присутствующих, на то, что ребенок слишком пристально, не мигая, смотрит в глаза собеседника, заметив, что это характерно для эпилепсии, и дала указания провести дополни-тельные обследования. В дальнейшем диагноз подтвердился. Таких примеров можно привести множество.

Беседы Г.Е. с детьми и подростками могут служить образцом тонкого и гуманного отношения к ним. Она всегда имела цель научить своих слушателей — любить и уважать своих пациентов.

Хотелось бы в воспоминаниях отметить и личные качества Груни Ефимовны — её необыкновенную доброту и отзывчивость. Не имея своих детей, она по-матерински относилась к своим ученикам и сотрудникам, оказывала им всевозможную помощь не только в научной работе, но и в личной жизни. Например, могла одолжить деньги для покупки жилья, организовать, при содействии своей сестры Марии Ефимовны Сухаревой — крупного врача-педиатра — грамотное лечение больного ребенка. Всегда находила теплые слова для поддержки человека, пережившего смерть близкого. Это большое счастье встретить в своей жизни такого светлого человека, как Груня Ефимовна Сухарева.

Память о делах, научном подходе к детской и подростковой психиатрии, анализ и интеграция наследия Г.Е. Сухаревой воплощены в регулярно проводимых Сухаревских чтениях (конференции по детской психиатрии и смежным специальностям). Последняя такая конференция состоялась в декабре 2019 года.

Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 26.03.2015 года № 243 с 18.05.2015 имя Г.Е. Сухаревой было присвоено Московскому Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков (бывшая городская детская психиатрическая больница), где Г.Е. Сухарева проработала более 40 лет.


Мемориальная доска в память Г.Е. Сухаревой
(Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы)

В 2020 году Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы отмечает свой юбилей — 125 лет со дня основания. Сотрудники Центра готовят к переизданию труды Груни Ефимовны, которые несмотря на меняющиеся подходы и классификации остаются непревзойденным примером описания клинических случаев и объемного видения психопатологии детского возраста. Современные специалисты получат возможность обратиться к первоисточникам Г.Е. Сухаревой и использовать ее колоссальный опыт в своей работе по поддержанию психического здоровья детей и подростков и их семей, что особенно важно в наше динамичное время.

2. Бебчук М.А. Семейно-ориентированный подход к оказанию медицинской помощи детям // Менеджер здравоохранения. – 2016. – № 8. – С. 13–24.

3. Бебчук М.А. Оценка качества медико-психологической помощи в детской психиатрии // Психическое здоровье. – 2016. – Т. 14, № 12 (127). – С. 11–15.

4. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков: особенности клиники и течения. – М.: Медицина, 1971. – 127 с.

5. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков. – М.: Академия, 2013. – 272 с.

6. Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. Сборник трудов по патопсихологии детского возраста / под ред. Э.С. Мандрусовой. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 278 с.

7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. – М.: Медицина, 1995. – 560 с.

8. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. – М: НИИ дефектологии АПН РСФСР, 1988. – 256 с.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 144 с.

10. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М: Медгиз, 1955. – Т. 1. – 459 с.

11. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М: Медицина, 1959. – Т. II, Ч. 2. – 406 с.

12. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М: Медицина, 1965. – Т. 3. – 270 с.

13. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы). М: Медицина, 1974. – 320 с.

14. Сухарева Г.Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1970. – Т. 70, № 10. – С. 1514–1520.

15. Физиологическое учение академика И.П. Павлова в психиатрии и невропа-тологии: материалы стенографического отчета объединенного заседания расширенного Президиума АМН СССР и пленума Правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров (11-15 октября 1951 г.) / под ред. В.М. Банщикова [и др.]. – М.: Медгиз, 1952. – 476 с.

17. Manouilenko I., Bejerot S. Sukhareva – Prior to Asperger and Kanner // Nordic Journal of Psychiatry. – 2015 Aug. – Vol. 69, № 6. – P. 479–482. doi: 10.3109/0803948 8.2015.1005022

18. Posar A., Visconti P. Tribute to Grunya Efimovna Sukhareva, the Woman who First Described Infantile Autism // Journal of Pediatric Neurosciences. – 2017 Jul-Sep. – Vol. 12, № 3. – P. 300–301. doi: 10.4103/jpn.JPN_46_17

19. Simmonds C., Sukhareva G.E. The first account of the syndrome Asperger described? Part 2: the girls // European Child and Adolescent Psychiatry. – 2019 Jul 31. – P. 1–16. doi: 10.1007/s00787-019-01371-z

20. Ssucharewa G.E., Wolff S. The first account of the syndrome Asperger described? Translation of a paper entitled "Die schizoiden Psychopathien im Kindesalter" by Dr. G.E. Ssucharewa; scientific assistant, which appeared in 1926 in the Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie 60:235-261 // European Child and Adolescent Psychiatry. – 1996 Sep. – Vol. 5, № 3. – P. 119–132.

21. Sukhareva G as Ssucharewa G. Die schizoiden Psychopathien im Kindesalter // Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie. – 1926. – Vol. 60, № 3-4. – P. 235–261.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Груня Ефимовна Сухарева, что называется, широко известна в узких кругах. Для психиатров она – авторитет величайший. Ее именем названа одна из лучших психиатрических клиник страны. Но большинству обывателей это запоминающееся, вообще-то, имя ничего не говорит

Погружение в педологию

Груня Ефимовна Сухарева родилась в 1891 году в Киеве. Посещала высшие женские курсы, за два года до революции окончила Киевский женский медицинский институт, затем служила доктором в эпидемологическом отряде. А в 1917 году стала врачом-психиатром в Киевской психиатрической больнице.

События второй половины 1910-х годов сделали эту профессию крайне актуальной.

Затем – работа в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков, а в 1921 году – переезд в столицу.

В Москве Груня Ефимовна совмещает медицинскую работу с организационной, участвует в открытии новых лечебниц для детей. Конечно, по своему профилю. Осваивает технологии внушения. И работает в психоневрологической и педологической школе-санатории клиники Государственного института физкультуры и врачебной педологии.

Это была очень хорошая школа. В двух значениях этого слова – и как лечебно-образовательное учреждение, и как среда, в которой Груня Ефимовна формировалась как детский психиатр. Педология – синтез педагогики, медицины и физиологии – была в то время очень популярна. Она позволяла взглянуть на ситуацию комплексно, а не видеть в ребенке один лишь диагноз.

Дети – а в основном это были маленькие жертвы большой эпохи перемен, пережившие какую-либо страшную трагедию, по большей части, сироты, – жили в санатории по несколько лет. Взрослые делали все, чтобы дети забыли об ужасах своего прошлого. Учеба, физкультура, всяческие игры, пение, танцы, рисование, экскурсии.

Это была прекраснейшая школа человеколюбия и для учеников, и для преподавателей.

Молодого психиатра заинтересовали детские фантазии при психиатрических заболеваниях.

Сухарева постепенно приходит к выводу, что помимо деструктивной составляющей, разрушающей восприятие мира, там есть и другая составляющая, созидательная, творческая.

В 1924 году на прием к Сухаревой попал необычный мальчик 12 лет. Он был худощавым, неловким, сутулым, тревожным. Избегал общества сверстников, не понимал, что нужно делать с игрушками, но при этом неожиданно завел с Груней Ефимовной серьезный философский спор.

У каждого из них высокий уровень интеллекта сочетался с очень слабой моторикой. И все они были невероятно чутки и ранимы. У одного мальчика случился нервный срыв просто от того, что он увидел похоронную процессию на улице.

Доктор, живущий в больнице

В 1933 году – снова юг. На сей раз Харьков. Там Сухарева заведует кафедрой психиатрии, а заодно защищает докторскую диссертацию. Но уже через два года Груня Ефимовна снова в Москве, создает кафедру детской психиатрии в Центральном институте усовершенствования врачей.

Жизнь коротка, успеть хочется многое. И Груня Сухарева поселяется прямо на территории клиники, чтобы не тратить на дорогу дорогого времени. Да и возможность в любую секунду оказаться на месте была немаловажной. Пациенты доктора были ребята непростые.

Груня Ефимовна была при всем при этом абсолютным гуманистом. Ее психиатрические принципы предельно человеколюбивы. Нельзя воспитывать ребенка при помощи жестких ограничений. Нельзя психологически или морально подавлять его. Нужно формировать новые навыки и интересы, опираясь исключительно на положительные эмоции. Необходимо объяснять ребенку преимущества дружеских взаимоотношений.

Что ж, Сухарева спокойно принимала этот своеобразный подарок судьбы и продолжала делать свое дело. Правда, могла тайком дать денег пострадавшим от репрессий.

Это был удивительнейший человек.

Каннер, Аспергер и Сухарева

Но Груня Сухарева, описавшая аутизм гораздо раньше, на этот счет совершенно не переживала. Возня вокруг первенства абсолютно не вписывалась в ее мир, оставалась очень далеко за границами этого мира, тем более, в Великую Отечественную, когда она вместе с коллегами была в эвакуации.

На территории Томской психиатрической больницы развернули эвакогоспиталь, и там она с утра до ночи занималась лицевыми и черепно-мозговыми травмами. Где уж тут заботиться о рейтингах в мировых списках.

При таком характере, да воевать с иностранными психиатрами за первенство? Увольте!

Груня Сухарева умерла в 1981 году. К тому моменту за ней закрепился неофициальный титул основательницы отечественной детской психиатрии. И только в 2015 году ее имя присвоили бывшей клинике психозов детского возраста, а ныне – Московскому Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков.

Что ни гений — то с еврейскими корнями, не в первом, так в третьем поколении. Конечно, не каждый еврей — новатор (и наоборот), но факт остается фактом: множество революционных теорий, новых направлений, открытий в абсолютно разных областях были сделаны именно сыновьями и дочерьми народа Израиля. По закону доминирующей нации, ученые и изобретатели с еврейскими корнями, жившие в Российской империи, а затем в СССР, автоматически становились русскими (даже если были родом из Украины или Беларуси), живущие в США — американцами, в Германии — немцами… Но сами евреи, к какой бы нации их не приписывали, о своем настоящем происхождении помнили.

Первый цикл статей будет посвящен психологам и психиатрам с еврейскими корнями, а начнем мы с киевлянки Груни Сухаревой.

11 ноября 1891 года в Киеве в семье Хаима Файтелевича и Рахили Иосифовны Сухаревых родилась девочка Груня, которой было суждено стать основоположником детской психиатрии в СССР. О ее детстве и родных почти ничего не известно — к сожалению, в строгих биографических справках нет информации даже о том, кем по профессии были ее родители. Но, вероятно, это были люди достаточно образованные и неплохо обеспеченные, раз смогли позволить своим дочерям, Груне и Марии, учиться — и не на швей или учительниц, а на врачей.

Медицинский институт

В 1915 году Груня Сухарева окончила Киевский женский медицинский институт и работала врачом эпидемиологического отряда, где она и заинтересовалась психическими расстройствами, которые часто проявлялись у инфекционных больных (кстати, ее сестра Мария тоже была детским инфекционистом). Потом Груня увлеклась детской психиатрией, да так, что не осталось ни одного ее раздела, в изучение которого она не внесла бы значительный вклад.

С 1917 года началась ее карьера психиатра в Киевской психиатрической больнице, а потом Груня отправилась в Москву, где работала во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования. В 1933 году Груня вернулась в Украину и стала заведующей кафедры детской психиатрии Харьковского психоневрологического института. В 1935 она году защитила докторскую диссертацию и создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей в Москве, которую возглавляла до 1965 года.

Детский психиатр

picture

И хотя самым известным стал вклад Груни в исследование аутизма, она сделала много научных открытий и в других областях детской психиатрии — так, большое признание получили ее работы по шизофрении у детей и подростков, и она впервые описала клинические особенности отдельных форм психических заболеваний в детском и подростковом возрасте (эпилепсии и психопатии).

Метод Груни

У Груни Сухаревой был свой взгляд на проблему детских психических отклонений. Она писала, что аномалия развития нервной системы — лишь биологическая основа, тенденция к определенному типу реагирования, и что для появления психопатии необходим социальный фактор: неблагополучие окружающей среды, неправильное воспитание в семье и коллективе, отсутствие корригирующих воспитательных воздействий и многое другое. Она также считала, что воспитание детей в условиях повышенной, недетской, ответственности (а также в атмосфере жестких взаимоотношений с окружающим) способствует формированию приобретенных психопатий.

Работа в годы войны в эвакогоспитале в Томске подтолкнула ее к изучению детских военных травм, которые провоцируют возникновение психических заболеваний. Несмотря на то, что этим научным исследованиям уже почти 100 лет, многие из заключений, сделанных Груней, не теряют актуальности — и могут использоваться в сегодняшней реабилитации детей из зон военных конфликтов.

Жизнь = работа

picture

Как Груня Сухарева со своим еврейским происхождением и довольно прогрессивными научными взглядами пережила Холокост и сталинские чистки — неизвестно. Об этом в энциклопедиях не сказано, а мемуаров ни Груня, ни ее близкие не оставили. Также мы совершенно ничего не знаем о ее личной жизни. Но по немногочисленным фотографиям видно, что Груня была миловидной женщиной, а судя по отрывкам воспоминаний ее знакомых — еще и отзывчивой, с радостью принимала у себя гостей и передавала свои знания другим (ее пособия написаны простым и понятным даже не медикам языком). Но первое место в ее жизни заняли дети — сотни, если не тысячи детей, получивших психологические травмы или родившихся с психическими заболеваниями. При этом своих детей у нее не было.

Груня Сухарева умерла на 90-м году жизни от продолжительной болезни, оставив после себя более 15 книг и множество учеников.

picture

Истории из жизни

Груня Ефимовна в любых обстоятельствах неизменно сохраняла достоинство и такт, заботилась о родителях. В январе 1953 года после объявления о вредительстве группы врачей, лечивших членов политбюро, Груня Ефимовна принесла своим знакомым пачку денег и попросила спрятать, чтобы в случае ее ареста было на что позаботиться о ее родителях.

Коллеги Груни восхищались тем, как на приеме она использовала метод косвенного внушения при медикаментозном лечении.

Что почитать:


Испорченный юбилей

При этом неизвестно, была ли Груня Ефимовна когда-либо замужем; какие отношения были у нее с сестрой и племянниками, если вообще эти отношения были; предпочитала ли она солнцу дождь, а чаю кофе. Ничего личного.


Груня Сухарева в 1909 году Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой

Сухарева не любила повышенного внимания к собственной персоне, особенно если внимание не касалось работы. Даже поздравить ее с юбилеем было сложно: как чествовать человека, который категорически не хочет, чтобы его чествовали?

Но коллеги не могли смириться со скромностью Сухаревой. Доктор медицинских наук, профессор — чествовать обязательно! И вот в 1971 году во время конференции по детской психиатрии в Москве Сухареву попросили на трибуну. Месяц назад ей исполнилось 80, и организаторы не в добрый час про это вспомнили.

Откуда берутся психиатры

В семье Рахили и Хаима Сухаревых было две дочери: Груня и Мария. Груня, старшая, родилась 11 ноября 1891 года в Киеве, там же спустя шесть лет появилась на свет Мария. Чем занимались родители Груни, неизвестно. Неизвестно даже, когда они появились на свет, — на их могильном памятнике на Востряковском еврейском кладбище в Москве нет дат рождения. Но, очевидно, семья была состоятельная, так как обе дочери учились на медицинском отделении Высших женских курсов Киева. Впоследствии Мария Сухарева станет знаменитым врачом-инфекционистом.


Груня (10 лет, справа) с сестрой Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой

В 1915 году 24-летняя Груня устроилась в эпидемиологический отряд, в котором проработала два года. Вероятно, тогда у нее и зародился интерес к психиатрии — во время наблюдения за расстройствами психики при острых инфекционных заболеваниях. Следующие два года работы в психоневрологической Кирилловской больнице Киева определили круг научных интересов Сухаревой — расстройства личности у детей.

В начале XX века психиатрия была в моде: врачи зачитывались Фрейдом, возникали новые направления в работе. Так в результате смешения педагогики, психиатрии и психологии на свет появились педология и дефектология. Сухаревой предстояло стать одним из первооткрывателей в этих областях. Она успела поработать во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования, затем заняла должность заведующей психоневрологической клиникой Института охраны здоровья детей и подростков. Работала под руководством Ганнушкина в психиатрической клинике Первого московского медицинского института.

Не было области детской психиатрии, которую не затронула бы Сухарева: она занималась неврозами, шизоидными психопатиями, разработала классификацию олигофрении, принятую в России по сей день. Но неожиданный всплеск интереса в мировом психиатрическом сообществе к русскому врачу в конце XX века связан с одной вполне конкретной ее статьей.

Особенные дети

Сухарева сразу поняла, что этот случай не похож на другие. Мальчик не был буйным, напротив, соблюдал все правила без возражений, даже с охотой. В свои 12 лет он прекрасно читал (многие сироты Гражданской войны этого не умели) и жадно накидывался на все книги, что попадались под руку. А вот ровесников избегал, называя их слишком шумными. Ему нравилось общаться с молодой женщиной в белом халате, которая приходила каждый день и внимательно за ним наблюдала.


Груня Сухарева в составе 9-го эпидемического отряда (1916 год) Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой


Груня Сухарева в 1928 году Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой

Остается только гадать — психиатры и журналисты делают это уже больше 20 лет, со времен перевода статьи, — почему Аспергер в своей работе не упомянул первое описание аутизма. Возможно, это были невнимательность и оплошность. Возможно, осознанное замалчивание. Все-таки Аспергер работал в вынужденной близости с нацистской партией — упоминание исследований еврейского врача выглядело бы вызовом.

Заведующая и защитница

Окна кабинета Груни Ефимовны в Детской психиатрической больнице № 6 большие, почти до потолка. И выходят во двор: если высунуться из окна, можно увидеть живой уголок, в котором дети ухаживают за питомцами. Чтобы не тратить времени на дорогу, Сухарева поселилась на территории больницы. Она приходила на помощь коллегам в любое время дня и ночи, иногда часами просиживала у постели тяжелобольных.


Груня Сухарева в 1968 году Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой

В психиатрических кругах популярна полумифическая история про Сухареву. Однажды к ней привели ребенка со сложным характером, но без заболевания, требующего медикаментозного лечения. Тем не менее родители настаивали, что ребенок болен, и требовали прописать ему лекарство. Сухарева, познакомившись с маленьким пациентом и осмотрев его, сообщила родителям, что существует лекарство специально для их ребенка, но, увы, в данный момент оно закончилось. Она будет держать родителей в курсе и сразу, как лекарство появится, даст знать.

Непонятно, правдива ли эта история, но сам факт ее существования говорит о том, что у Сухаревой была репутация врача с творческим подходом.

Покаяние

Август 1948 года стал самым холодным месяцем для советской науки: на расширенном заседании Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина разгромной критике подверглась классическая генетика.

Через несколько дней Груня Ефимовна нагрянула в гости к друзьям. В сумке у нее были перевязанные пачки денег. Она попросила спрятать деньги и, если с ней что-то случится, передать их ее матери (отец умер в 1944-м). Сухарева достаточно прожила при советской власти, чтобы понимать, какие последствия следуют за разоблачениями.


Груня Ефимовна с матерью Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой

Но больше чем за себя она боялась за дело своей жизни — детскую психиатрию. Идеологическая чистка могла уничтожить многолетнюю работу, приостановить деятельность лечебниц, отнять у сотен детей шанс на здоровую жизнь. Единственное, что оставалось в этой ситуации, — демонстративное покаяние в несуществующих грехах. И Сухарева выдержала эту пытку трибуной (неудивительно, что потом она так не любила юбилеи и пафос многолюдных сборищ).

Письмо из прошлого


Груня Ефимовна (в центре) с курсантами Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой

У Груни Ефимовны не было детей, и вместе с тем их у нее были сотни — дети, которых она за годы работы вылечила, которым облегчила жизнь. Ее научные труды написаны без терминологического пафоса, простым понятным языком — за что Сухаревой особенно благодарны студенты-медики, до сих пор занимающиеся по ее лекциям.


Груня Ефимовна в 1967 году Фото: Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой

Действительно ли Сухарева описала синдром Аспергера за 20 лет до Аспергера — на самом деле не так важно, ее вклад в детскую психиатрию и без того огромен. Тем более что Груня Ефимовна никогда не гналась за титулами и почитанием. Работала и консультировала до последнего, хоть и давалось это все сложнее.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Операции для тяжелобольных бездомных животных

Службы помощи людям с БАС

Кислородное оборудование для недоношенных детей

Хоспис для молодых взрослых

Спортивная площадка для бездомных с инвалидностью

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

Профилактика ВИЧ в Санкт-Петербурге


Фото: Груня Сухарева беседует с ребенком на лекции. Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой


Груня Сухарева в 1909 году


Груня (10 лет, справа) с сестрой


Груня Сухарева в составе 9-го эпидемического отряда (1916 год)


Груня Сухарева в 1928 году


Груня Сухарева в 1968 году

Больничная конференция. Конец 60-х годов


Груня Ефимовна с матерью


Груня Ефимовна (в центре) с курсантами


Груня Ефимовна в 1967 году

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Читайте также: