Курский край в 17 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь шли большие бои, во многом определившее исход Второй мировой войны. В эпоху Великого переселения народов, в І-ІІ вв., здесь обосновались потомки носителей зарубинецкой культуры из Среднего и Верхнего Днепра. Они были земледельцами и выращивали просо, рожь, пшеницу. В III-V вв. их соседями стали племена Черняховской культуры.

Они строили большие поселки на высоких речных террасах, а на полях использовали плуг, в который запрягали коней или волов, и теперь могли распахивать любую почву. В первой половине VIII в. земли Днепровского Левобережья занимают славяне, вероятно, пришедшие с Нижнего Подунавья, охваченного междоусобицами. Они стали возводить крепости-городища по берегам рек.

В 1220-е гг. Курское княжество переживает период расцвета в годы правления Олега Курского. Но возвышение Курска прервал Батый: в 1239 г. Курский край был разорен и покорен монголами. Его города утратили прежнее влияние, многие поселения исчезли, а сам Курск стал резиденцией монгольского баскака и центром Курской тьмы. Пока в 1360-х гг. не был захвачен у татар литовским князем Ольгердом. После чего Курск полтора века оставался в Великом княжестве Литовском и в 1523 г. вошел в состав единого Русского государства.

Край заселяли и вольными, и ссыльными, и черкасами, как тогда называли украинцев, и прочанами, переселившимися сюда из Речи Посполитой, и горюнами — выходцами из Белоруссии. Особую роль в освоении края сыграли монастыри: Молченская Софрониева пустынь под Путивлем, Николаевский монастырь в Рыльске, Троицкая девичья обитель в Курске и др. Все они были крупными землевладельцами и нуждались в рабочих руках.

Весь XVII в. Курск подвергался нападениям: польским, казацким,крымско-татарским, ногайским. Город не раз полностью сгорал, но восстанавливался. Уникальным памятником близ села Свобода является частично сохранившаяся Коренная (Рождества Богородицы) пустынь, основанная в 1597 г., с которой связаны многие культурные и религиозные традиции Курской области.

В 1779 г. образовано Курское наместничество, а в 1797 г. — губерния. Во время оккупации 1941-1943 гг. в период Великой Отечественной войны германскими войсками экономике области был нанесен значительный ущерб. После войны область была не только восстановлена, но и получила дальнейшее развитие.

Подлинными пионерами в освоении пустынных южных окраин Руси были путивльские и рыльские дворяне, которые уже с XV в. выделяли из своей среды переселенцев, постепенно заселяя земли Курского уезда и помогая в воссоздании крепости Курска. Пограничное дворянство постоянно вступало и в активную борьбу с врагами, сражаясь в качестве отдельных отрядов передовой конницы. Они были главной и лучшей военной силой городов Курского края, какой только мог располагать царский воевода. Кроме того, дворянство Курского края принимало непосредственное участие в создании городских укреплений. Стены, рвы, остроги, валы - все строилось по их советам и указаниям. Они не гнушались и тяжелой земляной работы, коли в том была надобность.
Дворянство Курского края действовало на исторической сцене России XV-XVIII вв., и, как пионеры-первопроходцы, они осваивали пустынные земли, заселяя их своими крестьянами. Они приносили сюда и ростки новой культуры и традиций Московской Руси.

БОЛДЫРЕВА О.Г.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Население огромных территорий лесостепи, вошедших в состав Московского государства, было относительно невелико. От вражеских набегов оно укрывалось за стенами небольших городков-крепостей, под защитой лесов и болот в стороне от татарских шляхов. С конца XVI века начинается новое освоение этих земель, как вольное, так и государственное. Сюда шли и искатели свободной жизни - по собственной воле, и служилые люди - по государеву приказу. Именно сочетание этих двух потоков колонизации и придало населению Курского края ту пестроту, какой отличалось оно в XVII столетии, да и позднее. Ещё в начале ХХ века на территории края этнографы выделяли различные по диалекту, одежде, обрядам группы крестьянского населения, так называемых саянов, цуканов, горюнов.

Новые города и сёла заселялись прежде всего путём принудительной отправки туда жителей внутренних уездов России. Их в приказном порядке сводили со старого места жительства на новое, отчего они и получили название сведенцы. Столь же принудительно отправлялась на новое место жительства и ещё одна категория населения порубежного края - ссыльные. Ещё в 1582 году был издан царский указ, согласно которому "тех, кто в суде лжёт и составит ябеду", следовало бить кнутом, а потом "написать в казаки в украйные города Севск и Курск".

Одновременно шло вольное заселение свободных земель Юга. Добровольные поселенцы, сходившиеся сюда, именовались здесь сходцы. Курские и белгородские воеводы из-за нехватки личного состава своих полков и вспомогательных служб охотно принимали на службу добровольцев - служилых людей, посадских и крестьян, не особенно интересуясь тем, откуда и почему они сбежали сюда. Помимо переселенцев, важной составляющей населения Курского края являлись и его коренные жители - севрюки (т. е. потомки летописных северян). Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л. Марков писал о них: "Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течении времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные". До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей.

Помимо сведенцев, сходцев и ссыльных, немалую роль в заселении степной окраины сыграли выходцы из-за рубежа Московских владений - прочане, переселившиеся сюда из пределов Польско-Литовского государства (Речи Посполитой). Черкасы, как тогда называли украинцев, приходили на территорию Московского царства, спасаясь от религиозного и национального гнёта польского шляхетства, в поисках вольных земель или как поселенцы польских магнатов, расширявших свои владения за счёт спорных земель.

Ради закрепления на новых местах прочан им предоставлялись различные льготы: они освобождались от податей, торговых пошлин, им даровалось право свободно заниматься винокурением. Из-за этого и сами поселения их назывались слободами. Особенно много их было основано в нижнем Посеймье - в окрестностях Путивля, Суджи, Мирополья. Там селились выходцы из Нежина, Прилук, Ромен, Смоленска, Глухова, Дашева, Умани, Гадяча, Лохвицы и даже Вильно и Львова. Были среди них и белорусы, потомки которых оставили на территории Курского края особую этнографическую прослойку среди крестьян - горюнов.

Вольные и малонаселённые земли, лежавшие на пути к Дону, особенно влекли к себе, вполне естественно, тех, кто был не в ладах с законом, тех, кто бежал от крепостной зависимости. Беглые составили особую группу в населении Порубежья. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие предпочитали вольную жизнь. Иные подавались в разбойники, которых немало бродило по степям.

Особую роль сыграла в освоении края колонизация монастырская. Монастыри - Молченская Софрониева пустынь под Путивлем, Николаевский монастырь в Рыльске, Троицкая девичья обитель в Курске и другие - являлись крупными землевладельцами и весьма заботились о привлечении населения на свои угодья. Монахи зазывали на свои земли переселенцев, выпрашивали у властей в дар уже населённые местности, закабаляли крестьян ссудами под проценты.




Нельзя не отметить и ещё одну важнейшую функцию, которую несли на себе как монастыри, так и в целом все тогдашние священнослужители. Именно они являлись в тот период основными распространителями и хранителями грамотности на Руси. Даже спустя столетия, вплоть до середины XIX в. ведущую роль в деле народного образования продолжали играть "мастера грамоты" - дьячки и дьяконы приходских церквей, обучавшие детей в духе обычаев XVII столетия.

Курские земли лежали на рубеже леса и степи. По направлению к югу леса постепенно уступали место бескрайним степям, переходя от сплошных массивов к отдельным рощам в оврагах, балках и по берегам рек. Поселения тут встречались всё реже. Начиналось Дикое Поле. По его просторам круглый год, зимой и летом, бродили во множестве разбойничьи шайки "воровских людей" и хищные чамбулы татар. По водоразделам рек проходили проторенные татарами сакмы и шляхи. Через Курский край пролегали важнейшие из этих военных троп, которые вели от татарских кочевий к русским городам и сёлам - Муравский шлях, Изюмская сакма, Кальмиусская сакма. К Рыльску вёл Бакаев шлях, названный так по имени знаменитого в своё время Бакая-мурзы. По ним приходили степняки на русскую землю и по ним они возвращались, уводя в неволю толпы пленников, увозя награбленное добро. Помимо татар, беспокоили порубежье и украинские казаки - "воровские черкасы". Если для крымцев основной целью нападений был людской полон, то черкасы обычно ограничивались грабежами в приграничной зоне. Кроме того, своевольные польские магнаты, имея в своём распоряжении сильные надворные войска, вполне могли себе позволить вести на пограничье собственную войну.

Московское государство принимало меры по охране своих южных пределов. Ещё в середине XVI века учреждается постоянная сторожевая служба. Из порубежных городков высылались в Дикое Поле отряды служилых людей, которые должны были отыскивать татарские сакмы и следить за передвижениями врага. В борьбе с татарами снискали себе славу многие курские порубежники. Наиболее громкой была она у курского казачьего головы Ивана Антиповича Анненкова. Он сражался на степной границе начиная с 1615 года.

Особый размах приобрела пограничная борьба в середине XVII века, когда крымские и ногайские татары совершили ряд нашествий на южное порубежье Московского царства.

Беспрестанные набеги татар и украинских казаков вынудили московские власти предпринять грандиозное строительство новой мощной оборонительной линии - Белгородской Черты в 1635-1653-х годах. Она протянулась на 800 км - от верховий Ворсклы до Дона и далее, на северо-восток, вдоль реки Воронеж к Цне. В состав её вошло 27 городов-крепостей, не считая более мелких опорных пунктов. Умело используя рельеф местности и прочие природные особенности края, строители применяли разнообразные типы укреплений, связанные между собой в единую цепь. Участки между городками и естественными преградами - реками, лесами, болотами - перекрывались насыпными валами, которые пересекали татарские сакмы и шляхи, закрывая степной коннице путь вглубь российских уездов. После завершения строительства Черты Курск оказался в тылу оборонительной линии, но отнюдь не потерял своего значения как пограничной крепости. Ещё немало лет курским служилым людям было суждено стоять на страже, зорко оберегая пределы края от вражеских набегов и вторжений.

Постоянным противником Московского царства на юго-западе было Польско-Литовское государство. Особенно обострилось противостояние двух держав в начале XVII века. Набеги мелких отрядов перемежались вторжениями крупных сил, осаждавших города Курского края и разорявших округи. Не раз подвергался вражеским нападениям и осаде сам Курск, однако, врагам ни разу не удалось его захватить. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году после восстания Богдана Хмельницкого и русско-польской войны, отодвинуло границы от Курских земель, но не сразу устранило военную угрозу. После смерти Хмельницкого на Украине началась борьба казацких гетманов за власть. Это привело к усилению опасности набегов со стороны казаков и союзных им татар. Основную тяжесть войны нёс на себе Большой Белгородский полк, которым командовал курский воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский. В 1663 году ему удалось нанести поражение войскам польского короля, дошедшим до Путивля и Рыльска. В 1667 году между Речью Посполитой и Московским царством, равно истощёнными многолетней борьбой, было заключено Андрусовское перемирие. Соглашение было достигнуто за счёт раздела украинских земель. Россия удерживала за собой Левобережье Днепра и Киев. Граница государства отодвинулась от курских рубежей. Служилые люди Курского края с честью выстояли в борьбе с умелым и опасным врагом, оставшись надёжным щитом южных рубежей России.

Население огромных территорий лесостепи, вошедших в состав Московского государства, было относительно невелико. От вражеских набегов оно укрывалось за стенами небольших городков-крепостей, под защитой лесов и болот в стороне от татарских шляхов. С конца XVI века начинается новое освоение этих земель, как вольное, так и государственное. Сюда шли и искатели свободной жизни - по собственной воле, и служилые люди - по государеву приказу. Именно сочетание этих двух потоков колонизации и придало населению Курского края ту пестроту, какой отличалось оно в XVII столетии, да и позднее. Ещё в начале ХХ века на территории края этнографы выделяли различные по диалекту, одежде, обрядам группы крестьянского населения, так называемых саянов, цуканов, горюнов.

Новые города и сёла заселялись прежде всего путём принудительной отправки туда жителей внутренних уездов России. Их в приказном порядке сводили со старого места жительства на новое, отчего они и получили название сведенцы. Столь же принудительно отправлялась на новое место жительства и ещё одна категория населения порубежного края - ссыльные. Ещё в 1582 году был издан царский указ, согласно которому "тех, кто в суде лжёт и составит ябеду", следовало бить кнутом, а потом "написать в казаки в украйные города Севск и Курск".

Одновременно шло вольное заселение свободных земель Юга. Добровольные поселенцы, сходившиеся сюда, именовались здесь сходцы. Курские и белгородские воеводы из-за нехватки личного состава своих полков и вспомогательных служб охотно принимали на службу добровольцев - служилых людей, посадских и крестьян, не особенно интересуясь тем, откуда и почему они сбежали сюда. Помимо переселенцев, важной составляющей населения Курского края являлись и его коренные жители - севрюки (т. е. потомки летописных северян). Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л. Марков писал о них: "Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течении времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные". До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей.

Помимо сведенцев, сходцев и ссыльных, немалую роль в заселении степной окраины сыграли выходцы из-за рубежа Московских владений - прочане, переселившиеся сюда из пределов Польско-Литовского государства (Речи Посполитой). Черкасы, как тогда называли украинцев, приходили на территорию Московского царства, спасаясь от религиозного и национального гнёта польского шляхетства, в поисках вольных земель или как поселенцы польских магнатов, расширявших свои владения за счёт спорных земель.

Ради закрепления на новых местах прочан им предоставлялись различные льготы: они освобождались от податей, торговых пошлин, им даровалось право свободно заниматься винокурением. Из-за этого и сами поселения их назывались слободами. Особенно много их было основано в нижнем Посеймье - в окрестностях Путивля, Суджи, Мирополья. Там селились выходцы из Нежина, Прилук, Ромен, Смоленска, Глухова, Дашева, Умани, Гадяча, Лохвицы и даже Вильно и Львова. Были среди них и белорусы, потомки которых оставили на территории Курского края особую этнографическую прослойку среди крестьян - горюнов.

Вольные и малонаселённые земли, лежавшие на пути к Дону, особенно влекли к себе, вполне естественно, тех, кто был не в ладах с законом, тех, кто бежал от крепостной зависимости. Беглые составили особую группу в населении Порубежья. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие предпочитали вольную жизнь. Иные подавались в разбойники, которых немало бродило по степям.

Особую роль сыграла в освоении края колонизация монастырская. Монастыри - Молченская Софрониева пустынь под Путивлем, Николаевский монастырь в Рыльске, Троицкая девичья обитель в Курске и другие - являлись крупными землевладельцами и весьма заботились о привлечении населения на свои угодья. Монахи зазывали на свои земли переселенцев, выпрашивали у властей в дар уже населённые местности, закабаляли крестьян ссудами под проценты.

Нельзя не отметить и ещё одну важнейшую функцию, которую несли на себе как монастыри, так и в целом все тогдашние священнослужители. Именно они являлись в тот период основными распространителями и хранителями грамотности на Руси. Даже спустя столетия, вплоть до середины XIX в. ведущую роль в деле народного образования продолжали играть "мастера грамоты" - дьячки и дьяконы приходских церквей, обучавшие детей в духе обычаев XVII столетия.

Курские земли лежали на рубеже леса и степи. По направлению к югу леса постепенно уступали место бескрайним степям, переходя от сплошных массивов к отдельным рощам в оврагах, балках и по берегам рек. Поселения тут встречались всё реже. Начиналось Дикое Поле. По его просторам круглый год, зимой и летом, бродили во множестве разбойничьи шайки "воровских людей" и хищные чамбулы татар. По водоразделам рек проходили проторенные татарами сакмы и шляхи. Через Курский край пролегали важнейшие из этих военных троп, которые вели от татарских кочевий к русским городам и сёлам - Муравский шлях, Изюмская сакма, Кальмиусская сакма. К Рыльску вёл Бакаев шлях, названный так по имени знаменитого в своё время Бакая-мурзы. По ним приходили степняки на русскую землю и по ним они возвращались, уводя в неволю толпы пленников, увозя награбленное добро. Помимо татар, беспокоили порубежье и украинские казаки - "воровские черкасы". Если для крымцев основной целью нападений был людской полон, то черкасы обычно ограничивались грабежами в приграничной зоне. Кроме того, своевольные польские магнаты, имея в своём распоряжении сильные надворные войска, вполне могли себе позволить вести на пограничье собственную войну.

Московское государство принимало меры по охране своих южных пределов. Ещё в середине XVI века учреждается постоянная сторожевая служба. Из порубежных городков высылались в Дикое Поле отряды служилых людей, которые должны были отыскивать татарские сакмы и следить за передвижениями врага. В борьбе с татарами снискали себе славу многие курские порубежники. Наиболее громкой была она у курского казачьего головы Ивана Антиповича Анненкова. Он сражался на степной границе начиная с 1615 года.

Особый размах приобрела пограничная борьба в середине XVII века, когда крымские и ногайские татары совершили ряд нашествий на южное порубежье Московского царства.

Беспрестанные набеги татар и украинских казаков вынудили московские власти предпринять грандиозное строительство новой мощной оборонительной линии - Белгородской Черты в 1635-1653-х годах. Она протянулась на 800 км - от верховий Ворсклы до Дона и далее, на северо-восток, вдоль реки Воронеж к Цне. В состав её вошло 27 городов-крепостей, не считая более мелких опорных пунктов. Умело используя рельеф местности и прочие природные особенности края, строители применяли разнообразные типы укреплений, связанные между собой в единую цепь. Участки между городками и естественными преградами - реками, лесами, болотами - перекрывались насыпными валами, которые пересекали татарские сакмы и шляхи, закрывая степной коннице путь вглубь российских уездов. После завершения строительства Черты Курск оказался в тылу оборонительной линии, но отнюдь не потерял своего значения как пограничной крепости. Ещё немало лет курским служилым людям было суждено стоять на страже, зорко оберегая пределы края от вражеских набегов и вторжений.

Постоянным противником Московского царства на юго-западе было Польско-Литовское государство. Особенно обострилось противостояние двух держав в начале XVII века. Набеги мелких отрядов перемежались вторжениями крупных сил, осаждавших города Курского края и разорявших округи. Не раз подвергался вражеским нападениям и осаде сам Курск, однако, врагам ни разу не удалось его захватить. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году после восстания Богдана Хмельницкого и русско-польской войны, отодвинуло границы от Курских земель, но не сразу устранило военную угрозу. После смерти Хмельницкого на Украине началась борьба казацких гетманов за власть. Это привело к усилению опасности набегов со стороны казаков и союзных им татар. Основную тяжесть войны нёс на себе Большой Белгородский полк, которым командовал курский воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский. В 1663 году ему удалось нанести поражение войскам польского короля, дошедшим до Путивля и Рыльска. В 1667 году между Речью Посполитой и Московским царством, равно истощёнными многолетней борьбой, было заключено Андрусовское перемирие. Соглашение было достигнуто за счёт раздела украинских земель. Россия удерживала за собой Левобережье Днепра и Киев. Граница государства отодвинулась от курских рубежей. Служилые люди Курского края с честью выстояли в борьбе с умелым и опасным врагом, оставшись надёжным щитом южных рубежей России.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура Курского края в 17 веке. Подготовила учитель истории Синяева Марина.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Курского края в 17 веке. Подготовила учитель истории Синяева Марина.

Культура Курского края в 17 веке. Подготовила учитель истории Синяева Марина Алексеевна.

Свято-Никольский монастырь г.Рыльска.

Свято-Никольский монастырь г.Рыльска.

Символ Курска – Знаменский собор Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича за счёт царской казны была отст.

Культурные ценности 17 века. В центре города (за современным Домом книги) арх.

Коренная пустынь. Наибольшую известность , помимо Курского Знаменского монаст.

Читайте также: