Курманджан датка биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

Курманжан Датка - общественный деятель (1832-1862)

Алымбек Датка

Датки получали жалованье из казны соотвествущего ханства в год 1000 тилля (дилде) и 200 батман зерна. Дворянский историк М.А.Терентьев приравнивал титул датки к званию генерала (См.: Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии.-Т.1.-СПб.,1906.-С.248.-Т.2.-С.412.). Знаток истории Кокандского ханства А.Кун придавал титулу датки смысл административной должности генерала-губернатора местного значения. (Кун А.Л. Очерки Кокандского ханства.//Известия РГО.-Отд.2.-Т.12.-СПб.,1896). А известный казахский просветитель Ч.Валиханов считал должность датка по рангу табели четвертый человек в ханстве. (См.: ВалихановЧ.Ч. Собр.соч.-Т.3.-Алма-Ата.-1985.-С.379.)

Алымбек Асан бий уулу родился в 1799 году в нынешнем селе Жошолу Алайской долины в семье крупного феодала. Еще в юношеском возрасте был избран бием (правителем своего округа), где проявил себя справедливым и решительным руководителем. Так, в 27 летнем возрасте, точнее в 1827 г., Алымбек был приглашен Мадали ханом в Коканд на службу. В 32 лет он назначается беком, правителем Андижанского вилайета, который включал нынешнюю Андижанскую область Узбекистана, Эки-Суу Арасы (междуречье рек Нарын и Кара-Дарьи), большую часть Ошской и Джалал-Абадской областей нынешнего Кыргызстана.

Поскольку Алымбек датка постоянно находился в Андижане или в Коканде, всеми общественными и хозяйственными делами на Алае занималась его молодая и мудрая супруга Курманжан датка. Именно она готовила для своего государственного мужа материальную базу и военную опору. Алымбек датка часто был в отъездах по поручению Мадали хана. В его отсутствие Курманжан пришлось учиться вести как общественные, так и государственные дела вилайета. И она справилась этим довольно успешно.

Как известно в начале 40-х годов XIX в. началось бухарское нашествие в Фергану. Был убит Мадали хан и на кокандском престоле оказался ставленник Бухары – Ибрахима-хаял парванчи. Эти события вызвали народное недовольство, в котором важную роль играли кыргызские бии. Они по традиции решили возвести на престол человека из династии Алтын Бешика и остановились на жившем в то время в Таласе 50-летнем Шералы – сыне младшего брата Кокандского хана Нарбото (1770-1798) Хаджи бия.

Под руководством Нузупа минбашы из племени саруу в 1842 году был созван курултай в Аксы в местности Сафед-Булан, и Шералы был провозглашен на белом войлоке ханом Кокандского государства. Войско Нузуп бия, состоявшее преимущественно из кыргызских и кипчакских повстанцев, легко занимая крепости, селения и города Касан, Наманган, Чуст, Андижан, Ош, Узген, победоносно входит в Коканд. Нузуп минбашы стал регентом Шералы. В этом событии активно участвовали и другие крупные кыргызские бии, в том числе Алымбек Датка.

В 1842 г. Курманжан Датка с мужем впервые посетила орду Кокандского ханства. С этого времени Курманжан и жены Шералы хана: Жаркынайым и Соно айым стали близкими единомышленниками в политических вопросах ханства. Впоследствии известно много случаев, когда Курманжан получала нужные известия от жен хана. В 1843 году заговорщиками был убит Нузуп бий и главенство в орде перешло кипчакскому бию Мусулманкулу.

Будучи акимом Андижана, Алымбек Датка активно противостоял бесчинствам Мусулманкула. Имея собственные вооруженные силы, он мог не опасаться за свою жизнь. Есть достоверные сведения об его первом выступлении против кокандских правителей с сепаратистской тенденцией, имевшей цель создания независимого кыргызского государственного объединения. В 1845 году он возглавил Ошское восстание и только благодаря хладнокровию Курманжан Датки, вовремя предупредившей его об опасности, сумел избежать расправы, столь жестоко проведенной минбаши Мусулманкулом, буквально потопившим восстание в крови.

Вскоре Кокандское ханство целиком оказался в руках кипчакского предводителя Мусулманкула и он, расправившись с Шералы ханом, посадил на трон малолетнего сына Шералы Кудаяра. Выдав за него свою дочь, Мусулманкул объявил себя регентом молодого хана.

После этих событий Алымбек Датка временно отстранился от дел орды. Перевел центр вилайета из Андижана в Ош, занялся обустройством города. Вообще на Ош алайские родоправители смотрели как на своего рода ставку в Фергане, имели здесь земли, дома, торговые лавки, строили мечети и медресе, определяли им в вакф собственное имущество. Одним из крупнейших в Кокандском ханстве было, возведенное Алымбеком в Оше медресе на правом берегу реки Ак-Буура, имевшее на правах вакфного владения большие земельные угодя. Все это придавало не только политический, но и экономический вес алайским предводителям в Оше.

Восставшие действовали успешно, даже отбили у китайцев Кашгар. Но вскоре местные китайские власти получили подкрепление и восставшие вместе с Алымбеком, да и сам Ходжа-Тюря вынуждены были бежать. Вместе с 20 тысячами беженцев Алымбек вернулся в Алай.

Однако дворцовые интриги, постоянное противостояние разных группировок, кланов отрицательно действовали на Алымбека. Он решил поднять авторитет, престиж кыргызов как этнополитической силы внутри Кокандского ханства, а если получится - создать самостоятельное кыргызское государство. Причем независимого и совсем, возможно, непохожего на Кокандское ханство. Пожалуй, это было главным политическим кредо Алымбека и оно подтверждается его дальнейшими поступками.

У Алымбека возникает идея объединения южнокыргызских племен с северными и создать независимое Кыргызское государство. В эту пору Алымбек Датка укреплял свои связи с правителями северокыргызских племен. С этой целью он побывал на Тянь-Шане, Иссык-Куле и в Чуйской долине, где нашел понимание и поддержку у вождей самых крупных и влиятельных племен. Вместе с тем он понимал и другое - с разрозненными, автономно управляемыми и независимыми друг от друга кыргызскими племенами сложно было решить этот вопрос.

Под Пишпеком встречаются два войска, и между Алымбеком и Канатом Шаа возник спор по поводу главного командования кокандскими силами. В ходе сражений на берегах рек Узун-Агач, Кара-Кастек и Каскелен Алымбек не ввел свое войско в сражение. Алымбек решительно выступил против Каната Шаа, и кокандская армия была вынуждена отступить. Придворный историк Коканда Мулла Нияз писал о том, что из-за распри кыргыза Алымбека и таджика Канат Шаа Алымбек вывел свое войско с фронта и не допустил такого поворота судьбы, который бы принес ему гордость или позор. (См.: Мулла Нияз Мухаммед Бен Ашур Мухаммед. Тарих-и Шахрухи. История владетелей Ферганы. // Изд. П.Н. Пантусова. - Казань, 1886.)

Скрытой целью такого решения Алымбека были, как мы думаем, попытка объединения южных и северных кыргызских племен и создания самостоятельного государства или же овладение кокандским ордо. Фактически, он готов был начать дипломатические отношения с русскими властями. Алымбек хорошо понимал, что первым условием для достижения цели является неввязывание в военные столкновения с русскими. Было взято во внимание и то обстоятельство, что чуйские и иссык-кульские манапы относились к России благосклонно. В связи с этими причинами Алымбек посчитал поражение Каната Шаа подходящим фактором.

Он, собрав войско из адыгинейцев и монгушей, намеревался организовать поход в Коканд, однако, проанализировав ситуацию, посчитал, что пока нет для этого условий. Поэтому с целью закрепить поддержку у северокыргызских племен и проведения ряда консультаций, он отправился весной 1861 года в окрестности Нарына. Летом 1861 года состоялись встречи Алымбека с сарыбагышскими манапами Уметаалы, Ажы, Торогелди, после которых у последних сложилось отрицательное отношение к Коканду и в определенной степени против России. Обеспокоенный ростом авторитета Алымбека среди горных кыргызов Малабек хан отправил специальное войско с приглашением его в ордо. Однако Алымбек не только не прибыл, но даже разбил войско и убил ханских посланников.

Алымбек Датка осенью 1861 года вернулся в Ферганскую долину. В то время положение в ордо было тревожным. В начале 1862 года прошел мятеж против Малабек хана, однако был подавлен. В такой обстановке Алымбек, вопреки советам Курманжан не вмешиваться в интриги ордо, решил все-таки воспользоваться ситуацией. Есть версия о том, что некоторые кыргызские бии уговаривали Алымбека взять полноту власти в государстве, чем попытаться создать самостоятельное кыргызское владение. Таким образом, в феврале того же года участники второго мятежа, в основном кыргызские бии: Алымбек, Кыдыр, Касым, Кудайназар и другие убили Малабек хана и посадили на трон его племянника – сына Сарымсака 15-летнего Шах Мурата. Алымбек занял пост главного визиря.

Однако вторая группа заговорщиков в орде стремилась вновь посадить на трон Кудаяра. В их ряду были бек Ташкента Канат Шаа и Рустамбек. Канат Шаа установил связь с находящимся в Бухаре Кудаяром, пригласил его в Ташкент и объявил ханом. Шах Мурат во главе 14-тысячного войска, управляемого кыргызско-кыпчакскими биями, осадил Ташкент, Однако в связи с захватом Бухарским эмиром Ходжента через 53 дня снял осаду Ташкента и вынужден был вернуться в Ферганскую долину (См.: Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. – СПб., 1906. – Т.1. – С. 267.). Пока он защищал Ходжент, вышедшие из Ташкента Кудаяр хан и Канат Шаа завладели Кокандом.

110928kurmanjan
Курманжан Датка

Курманжан, таким образом, не смогла предотвратить беду, хотя она уговаривала своего мужа от затеи занят трон. Убийство Алымбека вызвал переполох на Алае. Земляки были готовы выступить в Коканд. Курманжан, как жена первого визиря Коканда, в то время не только пользовалась уважением алайцев, но и фактически опиралась на преданное ей войско в десять тысяч джигитов. Несмотря на это, Курманжан решила не допустить очередное кровопролитие и согласилась с судьбой.

Подытоживая первый период деятельности Курманжан (1832-1862), можно сказать, что за эти десятилетия она стала для мужа настоящим другом и самым авторитетным советником. Ее титулованный супруг по достоинству оценил незаурядный ум и способности своей спутницы жизни. Оценка выражалась в том, что Алымбек Датка со временем смело оставлял ей все управление и хозяйство Андижанского вилайета в свое отсутствие. Как-то незаметно сложилось так, что без всяких целенаправленных усилий со своей стороны Курманжан стала самой значительной фигурой в восточной части ханства. Родовые междоусобицы, межплеменная рознь, споры за право пользоваться пастбищами и водоемами - со всеми этими злободневнейшими заботами люди отнюдь не малых чинов спешили к ней за советом и помощью.

Ташманбет Кененсариев, заслуженный работник образования КР, доктор исторических наук, профессор

Содержание

Путь к власти

Курманджан Маматбай кызы родилась в аиле Орок в Алайских горах, в семье киргизов-кочевников из клана Монгуш, населявшего окрестности Оша [3] . Когда ей исполнилось 18 лет, родители Курманджан хотели выдать её замуж за мужчину, который был втрое старше девушки, но она, нарушив традицию, сбежала из юрты жениха и вернулась в дом своего отца, Маматбая, где жила в течение трёх последующих лет [3] .

В 1832 году богатый алайский феодал бек Алимбек, имевший звание датки и возглавлявший племена алайских киргизов, освободил Курманджан от брачного договора и взял её в законные жёны [2] . Она родила ему шестерых сыновей, была неизменной помощницей и советчицей. Их брак длился 29 лет и оборвался неожиданно: Алимбек, принимавший участие во многочисленных дворцовых интригах в Кокандском ханстве, в 1862 году во время одного из дворцовых переворотов попал в западню и был убит [3] . Правление перешло к его пятидесятилетней супруге.

Российская экспансия

Сопротивление

Абдылдабек, Оморбек, Мамытбек, Асанбек, Батырбек и Камчибек — сыновья датки Алымбека и Курманджан Датки — засели в горных районах южной Киргизии и начали борьбу против вступивших на территорию Памиро-Алая русских частей. Полторы тысячи джигитов, ведомых сыновьями Курманджан Датки, заняли позиции в труднодоступной высокогорной местности Жанырык в 25 верстах от Гульчи. 25 апреля 1876 года произошёл первый масштабный бой киргизов с русскими войсками, продолжавшийся целый день. Русскому отряду удалось вытеснить противника с занимаемых позиций: понеся значительные потери, алайцы были вынуждены отступить. Существенную роль в исходе сражения сыграло вмешательство сарыбагышского манапа Шабдана Джантаева (Шабдан-батыра) — российского ставленника, джигиты которого во главе с Баяке-батыром Кумтугановым активно действовали против повстанцев.

Во время ведения боевых действий Курманджан Датка со своими аилами перекочёвывала в долину Коксу, в пределы Кашгара, однако здесь все аилы Курманджан были в силу своей беззащитности разгромлены уйгурскими кочевниками [8] . Потеряв большую часть скота, киргизская правительница возвратилась на Алай, предприняв попытку ухода в Афганистан. Эта попытка окончилась неудачей: 29 июля части Шабдан-батыра вышли на след Курманджан Датки, настигли и окружили её [2] . Учитывая большое влияние царицы на алайских кыргызов, князь Витгенштейн препроводил Курманджан в штаб, находившийся в Маргелане, не как обычную пленницу, а с особыми почестями. Ей были гарантированы неприкосновенность и полная безопасность.

Примирение с Россией



После присоединения к России на территории Алая было образовано пять волостей, четыре из которых: Кичи-Алайская, Наукатская, Гульчинская и Узгенская — согласно условию Курманджан Датки — перешли под управление её сыновей Камчибека, Мамытбека, Асанбека и Батырбека соответственно. Не вернулся в Алай лишь старший сын царицы, Абдылдабек. Он отправился для паломничества в Мекку, но по дороге умер от ран, полученных в недавних боях. Русский литератор и бывший народоволец Иван Ювачёв (будущий отец писателя Даниила Хармса), интересовавшийся биографией Курманджан во время своего путешествия по Средней Азии и лично общавшийся с её родственниками, писал, что её сыновья часто злоупотребляли благосклонностью властей и серьёзно превышали свои полномочия [8] .

В дальнейшем Курманджан Датка взяла курс на установление дружественных отношений с российскими властями. Во многом этому способствовал Шабдан-батыр, роль которого среди кыргызов в то время существенно возросла. Более того, есть сведения, что он пытался свататься к давно овдовевшей Курманджан, но она ответила ему отказом [9] .

Политика в составе России



Теперь, в это спокойное время, хочу сказать следующее: весь мой народ и я сама и мои родственники против Вас никогда не замышляли выступить. С нашей стороны никакого вреда нет. Если мой народ сделает плохо, сделает измену, я самым строгим образом накажу виновных, а сама до скончаний моих дней в жизни буду терпеть муки угрызения… Маматбай кызы Курманжан датка.

— из письма Курманджан Датки к генерал-губернатору Михаилу Ионову

Российские политические и военные деятели, лично знавшие Курманджан: Лев Костенко, Михаил Ионов, Константин Кауфман — отмечали её житейскую мудрость, несмотря на отсутствие грамотности, и необычайное уважение среди соотечественников. Многие чиновники лично обращались к Датке за советом [9] . С майором (впоследствии — полковником) М. Е. Ионовым, первым начальником Ошского уезда, Курманджан Датка на протяжении долгих лет сохраняла дружеские отношения, вела длительную переписку, обменивалась подарками и фотографиями [8] .

Во время памирских походов русской армии Курманджан Датка отдала приказ своим людям доставлять провиант в отряд полковника Михаила Ионова [10] . Она вела себя предусмотрительно и во время многочисленных восстаний на территории бывшего Кокандского ханства, предпочитая занимать пророссийскую или же нейтральную позицию [3] .

Отшельничество

Арест и гибель сына

В 1893 году в дом к одному из сыновей Курманджан Датки — Камчибеку — с обыском пришёл русский таможенный объездчик в сопровождении двух стражников, имевший сведения о том, что Камчибек только что получил контрабандный груз из Афганистана, переправленный через Кашгар. Хозяина в это время дома не было, он находился в Оше. Таможенники оскорбили его жену, отрубив ей косу под предлогом того, что в ней спрятаны драгоценности, и нукер Камчибека Ак-Палван решил отомстить за это без ведома своего бека, убив и объездчика, и обоих стражников.

Карасакал, сын старшего брата датки Алымбека, оклеветал Камчибека, сказав, что у того есть жорго (иноходец), способный за одну ночь обернуться из Оша в Алай и обратно. Проверка показала, что жорго уложился в срок. Это стало главной уликой против Камчибека. Вместе с Камчибеком арестовали его брата Мамытбека, племянника Арстанбека, а также Мирзапаяса (племянника жены Мамытбека) и нукера Ак-Палвана по обвинению в контрабанде и убийстве таможенных чиновников. Два года они сидели в тюрьме, ожидая приговора. Всего же по этому делу был арестован 21 человек [8] .

Существует версия, что Камчибек всё-таки был помилован указом царя, но помилование якобы пришло слишком поздно, когда осуждённый уже был казнён [4] . Смерть сына оказала сильное моральное воздействие на Курманджан: женщина оставила общественную жизнь, покинула свои владения и стала затворницей, поселившись в деревне Мады неподалеку от Оша.



Курманжан-датка – национальный герой Киргизии, была в XIX веке предводительницей многочисленных алайских племен и полковником Российской армии. Эта уникальная женщина сумела в очень трудное время объединить и сохранить свой народ. Для мусульманских стран прошлых веков она стала практически единственной правительницей женского пола. К сожалению, ее мудрость и прозорливость не позволили предотвратить личную трагедию, и ради мира для своих людей она была вынуждена пожертвовать судьбами сыновей.

Началась эта история в 1811 году в предгорьях Алайского хребта (сегодня это территория Киргизии). В юрте простых кочевников-скотоводов в аиле Орок родилась девочка удивительной красоты. Если бы не смелый нрав и неженский ум, она бы, конечно, повторила судьбу множества женщин своего народа, которые без устали всю жизнь работали, непрестанно рожали детей и уже в 50 лет выглядели древними старухами.

Алайские киргизы в XIX веке

Курманжан и Алимбек-датка в фильме о национальной героине Киргизии

Удивительно для женщины тех времен то, что Курманжан начала активно помогать мужу в делах. Их брак длился почти 30 лет, и за это время женщина успела завоевать настоящее уважение своего народа. Когда муж отсутствовал, она заменяла его, управляя алайцами. Учитывая многочисленность семей и их разрозненность, это была непростая задача. Историки считают, что Алимбек-датка – яркий и талантливый политик своего времени, пытался не только поднять престиж киргизов в Кокандском ханстве, которому тогда подчинялись эти земли, но и думал о создании самостоятельного национального государства. Возможно, что именно эти идеи и стали причиной его ранней смерти.

В 1862 году Алимбек-датка погиб, пав жертвой дворцовых интриг в Кокандском ханстве. Есть версия, что незадолго перед этим в результате переворота он даже стал регентом малолетнего шаха Мурада, сосредоточив в своих руках фактически всю полноту власти. Возможно, что после такого взлета его убили бывшие сподвижники. В любом случае, 50-летняя Курманджан осталась вдовой и должна была, по правилам своего народа, доживать век тихо и мирно. Однако это была та женщина, которая шла по жизни своим путем, и она объявила себя новым правителем алайских киргизов. Уважение к ней было так велико, что многочисленные роды беспрекословно подчинились власти женщины, что остается, наверное, единственным примером в истории кочевых племен. Перешло в ее владение и 10-тысячное войско, которое стало единственным фактическим козырем в дальнейших политических играх.

Курманджан-датка, 1907 год

Первый военный губернатор Ферганы, герой русско-турецкой войны генерал Михаил Скобелев

Курманджан-датка с сыном Асанбеком (слева) и слугой, держащим родовую шашку, пожалованную кокандским ханом

Курманджан-датка с сыном Асанбеком (слева) и слугой, держащим родовую шашку, пожалованную кокандским ханом

Маннергейм и французский востоковед Поль Пеллио в юрте Курманджан-датки

Королева гор умерла в возрасте 96 лет, окруженная почетом и уважением. Незадолго до смерти с ней успел увидеться проезжавший в этих местах полковник Карл Густав Маннергейм. Этот человек, наделенным множеством талантов и ставший через много лет президентом Финляндии, оставил серию уникальных фотоснимков, на которых он запечатлел Курманджан-датку. К его огромному удивлению, пожилая женщина по его просьбе моментально и очень легко села на коня, чтобы позировать для фотокамеры.

Курманджан-датка на лошади. Рядом стоит один из её внуков. Фото Густава Маннергейма

Курманжан Датка – киргизская государственная и военная деятельница, предводительница и правительница алайских киргизов с 1832 по 1876 годы.

Курманжан Датка – пример благоразумия, самообладания, смелости, мужества, великодушия и смирения. Пример нравственного лидера.

Курманджан родилась в в аиле Орок (Орке) в Алайских горах вблизи от города Ош, в семье киргизов-кочевников. Когда ей исполнилось 18 лет, родители хотели выдать ее замуж за мужчину, который был втрое старше девушки, но она, нарушив традицию, сбежала из юрты жениха и вернулась в дом своего отца, где жила в течение трёх последующих лет.

В 1832 году богатый алайский феодал бек Алимбек, имевший звание датки и возглавлявший племена алайских киргизов, освободил Курманджан от брачного договора и взял ее в законные жены. Она родила ему шестерых сыновей, была неизменной помощницей и советчицей. Их брак длился 29 лет и оборвался неожиданно: Алимбек, принимавший участие во многочисленных дворцовых интригах в Кокандском ханстве, в 1862 году во время одного из дворцовых переворотов попал в западню и был убит. Правление перешло к его пятидесятилетней супруге.

Курманджан пользовалась огромным авторитетом. С почтением относились к алайской правительнице и кокандские ханы, ценившие её способность сохранять власть над непокорным киргизским народом.

В штабе Курманджан Датку принимал будущий герой русско-турецкой войны генерал Михаил Скобелев. Датка согласилась на просьбу Скобелева написать сыновьям письмо о прекращении сопротивления, но только взамен на обещание помилования для всех своих сторонников, в первую очередь сыновей, а также на назначение последних на правящие должности в новообразованных волостях Туркестанского генерал-губернаторства. Генерал согласился, и тогда Курманджан Датка официально объявила о присоединении земель алайских киргизов к Российской империи. За это российское правительство пожаловало ей чин полковника.

После присоединения к России на территории Алая было образовано пять волостей, четыре из которых перешли под управление ее сыновей, которые часто злоупотребляли благосклонностью властей и серьезно превышали свои полномочия.

В дальнейшем Курманджан Датка взяла курс на установление дружественных отношений с российскими властями. Во многом этому способствовал Шабдан-батыр, роль которого среди кыргызов в то время существенно возросла. Более того, есть сведения, что он пытался свататься к давно овдовевшей Курманджан, но она ответила ему отказом.

Российские политические и военные деятели, лично знавшие Курманджан, отмечали её житейскую мудрость, несмотря на отсутствие грамотности, и необычайное уважение среди соотечественников. Многие чиновники лично обращались к Датке за советом. С майором (впоследствии — полковником) М. Е. Ионовым, первым начальником Ошского уезда, Курманджан Датка на протяжении долгих лет сохраняла дружеские отношения, вела длительную переписку, обменивалась подарками и фотографиями.

В 1893 году в дом к одному из сыновей Курманджан Датки — Камчибеку — с обыском пришёл русский таможенный объездчик в сопровождении двух стражников, имевший сведения о том, что Камчибек только что получил контрабандный груз из Афганистана, переправленный через Кашгар. Хозяина в это время дома не было, он находился в Оше. Таможенники оскорбили его жену, отрубив ей косу под предлогом того, что в ней спрятаны драгоценности, и нукер Камчибека Ак-Палван решил отомстить за это без ведома своего бека, убив и объездчика, и обоих стражников. Всего же по этому делу был арестован 21 человек.

Бывшая правительница поехала в Маргелан к генерал-губернатору Повало-Швейковскому и обратилась к нему с просьбой о помиловании сыновей и внуков. Она сумела спасти Мамытбека, Арстанбека и Мирзапаяса от гибели — смертную казнь заменили каторжными работами в Иркутской губернии. Любимого сына Курманджан, Камчибека, спасти не удалось. 3 марта 1895 года он был повешен вместе с Ак-Палваном на центральной площади города Оша в присутствии матери.

Смерть сына оказала сильное моральное воздействие на Курманджан: женщина оставила общественную жизнь, покинула свои владения и стала затворницей, поселившись в деревне Мады неподалеку от Оша.

Курманджан Датка умерла 1 февраля 1907 года в своём доме в Мады. Она была похоронена в Оше рядом с сыном Камчибеком, казнённым в 1895 году.
Курманджан сочиняла стихотворения, подписывая их именем Зыйнат. Современники высоко ценили Зыйнат как поэтессу, ставя её в один ряд со знаменитыми поэтессами Средней Азии XIX века — Надирой, Дильшот, Махзурой. Царица сочиняла произведения не только на родном киргизском языке, но и на тюркском и фарси. До наших дней сохранилась лишь малая часть её поэтического наследия. Относительно широко известно её траурное стихотворение (кошок), посвящённое казнённому сыну Камчибеку. Оно было переведено на несколько языков, в том числе на русский М. Рудовым:

Сокол мой, сынок Камчибек,
Покидаешь ты бренный мир,
Оставляешь неверный мир,
Сеть расставил жестокий век,
Захлестнули тебя петлёй,
Расстаётся душа с тобой.
Я скрутила горе своё,
Чтоб народ от беды сберечь,
В сердце скрыла горе своё,
Чтоб народ в беду не вовлечь.
Ты главы своей не склонил,
Честь джигита ты защитил.
Как в куреше, по пояс гол,
Смерть презревши,
в расцвете сил
Ты на схватку
без страха шёл.
Сын мой верный,
прощай, прости.
Ты шейит на святом пути!

Курманджан была в меру аскетична, не увлекалась шумной городской жизнью: и зиму, и лето она проводила в войлочной юрте, кочуя по склонам Алайского хребта.

Курманджан Датка — редкая историческая фигура, она взяла на себя ответственность в очень сложный период правления Кокандского ханства, Китая и России. Ее мудрость, дипломатические способности спасли ее народ от гибели и разрушения. Она способна была найти выход из любой сложной ситуации, потому и Россия, и Кокандское ханство вынуждены были с ней считаться.
[/av_textblock]

Читайте также: