Спиноза о смысле жизни кратко

Обновлено: 04.07.2024

Бенедикт Спиноза (1632 — 1677) — один из наиболее значимых философов Нового времени. Его труды оказали большое влияние на современников (Фосса и Гюйгенса) и потомков (Гегеля, Шеллинга, Эйнштейна).

Мы вспомнили 15 афоризмов великого мыслителя:

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.

Когда остаешься один, нужно точно знать, с кем ты остаешься.

Свобода — осознанная необходимость.

Понимание — начало согласия.

Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.

Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

В желании выражается сущность человека.

Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.

Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.

Ссылка на авторитет не есть довод.

Ничто нельзя произнести столь точно, чтобы оно не было ложно истолковано.

Обстоятельства жизни Спинозы, великого голландского мыслителя XVII в., непосредственно связаны с его философской позицией и отношением к официальной религии. Его воззрения стали основанием для преследований – как со стороны теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландского общества. Он был одним из первых мыслителей Нового времени, включившихся в философский поиск решения проблемы существования мира, убежденный в возможности исчерпывающего его познания с помощью человеческого разума. Он пытался отыскать этические начала свободы и независимости личности, беспристрастного, объективного взгляда на жизнь.

На формирование философских взглядов Спинозы оказал сильное влияние Декарт, но он не принял его учение, критически преодолев дуализм Декарта. Во многом он испытал влияние пантеистических идей Дж. Бруно и социально-политических идей Т. Гоббса.

Основные работы Спинозы

Монизм Спинозы

Субстанция, по Спинозе, вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно двух субстанций) и самостоятельна. Однако все эти определения суть свойства Бога, который не может рассматриваться отдельно от субстанции. Поэтому Бог в учении Спинозы и есть субстанция – единая, неделимая и бесконечная. Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы. Поскольку атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции, то протяженность и мышление становятся у Спинозы неотъемлемыми свойствами всех явлений мира – как духовных, так и материальных. Понятно, что, в связи с этим возникает целый ряд вопросов. В частности, вопрос о том, как быть с неодушевленными предметами – разве можно говорить о мышлении как об их свойстве? При характеристике субстанции Спиноза не включил в число атрибутов движение. Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании. Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции.

Теория познания Спинозы носит рационалистический характер. Если Бог есть единая субстанция, из которой происходят все вещи и понятия мира, то отдельно взятая человеческая душа является частью божественного атрибута мышления. Таким образом, познавая вещи, мы познаем самого Бога как причину этих вещей, Но для этого необходимо вооружиться подлинным способом познания.

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и воображение. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
  • Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.
  • Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.

Этика Спинозы

Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующими идеями в сознании человека. Главная цель человека в обретении счастья, а для этого необходимо полное освобождение от страстей.

Выдающейся заслугой Спинозы является исследование взаимосвязи свободы и необходимости. В понимании Спинозы, в субстанции (Боге) сливаются необходимость и свобода. Бог свободен, ибо все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. В природе господствует детерминизм, то есть необходимость. Человек – модус двух атрибутов. Свобода человека состоит в единстве разума и воли. Поэтому и размеры реальной свободы определяются ступенью разумного познания (разумом и знанием). Свобода и необходимость не противоположны друг другу, напротив, они обусловливают друг друга. Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости. Противоположностью необходимости является не свобода, а произвол.

Спиноза о религии

Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).

Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

Спиноза о государстве

Укрыться от преследований религиозного фанатизма и почувствовать себя в безопасности Спиноза мог только в свободном, веротерпимом и правовом обществе. Отсюда и главные мысли Спинозы о том, каким должно быть идеальное государство. В первую очередь, говорит Спиноза, каждый человек обладает набором естественных, неотъемлемых прав, лишившись которых, он, по существу, перестает быть человеком. Эти естественные права человека Спиноза сравнивал с определенными свойствами природных существ: «Под правом и строем природы я понимаю естественные правила, свойственные каждому существу. Например, рыбы по природе определены к плаванию, более крупные из них – к пожиранию более мелких. Следовательно, в качестве высшего закона выступает естественное право, предписывающее рыбам постоянно обитать в воде и более крупным особям питаться остальными. Люди же, также самой природой обреченные жить в постоянном страхе и вражде между собой, должны договариваться о приемлемых условиях общежития, т.е. заключать общественный договор. Итогом этого договора является создание государства, главная цель которого – обеспечение свобод и прав личности. Кроме того, Спиноза считал необходимым наличие в государстве религиозной и политической свобод.

Огромной исторической заслугой Спинозы является обоснование им тезиса о субстанциональном единстве мира в духе пантеизма. Центральная формула его онтологии – Бог, или субстанция, или природа.

Его воззрениям свойственны диалектические идеи относительно соотношения конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Глубокий смысл заключен в его выводе о свободе как познанной необходимости.

Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.

Поиски смысла жизни в античной философии. Анализ концепций М. Монтеня и Ж. Руссо. Представления Декарта и Спинозы о самопознании и самосовершенствовании. Главная цель человеческого существования по Конфуцию и Лао-цзы. Сущность классического буддизма.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.04.2019
Размер файла 30,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

на тему: Смысл жизни

Поиски смысла жизни идут очень давно, возможно, с того момента, как человек отделил выделил себя как личность из всего окружающего мира.

Этим вопросом задавились великие умы разных народов, стран и времен.

В целом античные подходы к данному вопросу можно разделить на следующие:

- Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический подход)

-Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход)

- Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход)

- Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным.

Мо Ди, создатель учения моизм, одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность. По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий.

Религии также о разному говорят о данной проблеме. Например: Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого живого существа является страдание (дукха), а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Философские системы Индии считают главной целью спасение, достижение высшего блаженства, какое только возможно для человека. Однако из-за разного понимания природы и причин страдания, препятствующего блаженству, каждая из этих школ по-разному определяет характер высшего блага и пути его достижения.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи -- они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Моё понимание смысла жизни

Обсуждать человека, Бога, высшие идеи и взгляды самых разных людей на это можно долго и запутанно и в итоге каждый останется при своём мнении. Так что я просто расскажу о своём видении моего смысла жизни. Тем более, что правы все. философия смысл буддизм спиноза

Понимание смысла жизни неотрывно связано с представлениями о происхождении и развитии мира, живого и человеческой природы - представлении о Вселенной в целом и месте человека в ней.

Я не являюсь жёстким сторонником ни научной, ни божественной теории происхождения мира. Т.к. они не исключают друг друга. Ведь наука описывает ЧТО происходило после Большого Взрыва, но не может объяснить ни причин, его породивших, ни условий, его определяющих. Религиозные воззрения пытаются дать ответы на этот вопрос, но только своим понятийным аппаратом. Грубо говоря, они пытаются описать эксперимент, когда после нажатия Большой Красной Кнопки в бассейн с уксусом закинули пару мешков соды. И вот в одном из пузыречков кто-то пытается выяснить, куда и почему все расползается и будет ли так всегда, а другой пытается рассмотреть экспериментатора за окном лаборатории. Смотрят вместе, а видят разное. И это правильно, ведь так и задумано.

Астрономы выделяют три поколения звезд. Старейшие, образовавшиеся после Большого Взрыва имели гигантские размеры и состояли из гелия. И сгорали быстро. Но они дали жизнь новому поколению, создав для них новые элементы. Наше Солнце - это уже третье поколение звезд, с гораздо более высоким содержанием металлов, долгим горением, небольшими размерами, и приятным для нас, жителей планеты, теплом. Вокруг Солнца вращаются объекты, состоящие из сотни элементов, существует уже множество различных условий - горячие и холодные, тяжелые и невесомые, светлые и не очень, жидкие, твёрдые, газообразные… Выбирай, осваивайся и живи.

История человечества, религиозных учений, моральных представлений даёт основание думать, что нам отводится своя роль в этом Деянии. Жизнь, живые существа в целом отличаются от неодушевленной материи способностью менять мир вокруг, воспринимать, осмысливать и прочувствовать его. И именно жизни дана Свобода Воли - ответственная, тяжкая и неотъемлемая ноша, необходимая для исполнения нами своей задачи, нашего смыла жизни.

И смысл этот - Живи и Радуйся. И дай делать тоже Другим.

Мы можем не только воспринимать, но можем и Осознавать красоту мира. А еще мы можем Создавать новые явления и расширять границы воспринимаемого.

Так, собаке нет дела до пламенеющего заката, рыбе - до тумана над рекой, а дереву - до блестящего первого снега. Только чисто утилитарное - пора искать место для ночлега или последние листья сбрасывать.

Воспринять и осознать красоту заката может человек, и он же может запечатлеть её, Создав картину. И дать возможность насладиться восприятием, осознанием этой красоты многим другим, передав через расстояния и время.

Создатель хочет знать, что и насколько хорошо у него получилось. Из этого вытекает, что разнообразие и свобода воли - принципы нашего существования.

Человеку регулярно пытались объяснить что надо делать и как этого лучше добиться. Кто были эти посланники - пришельцы, пророки, аватары - не так важно. История религий как раз об этих уроках. Смысл и с форма подачи зависит от подготовленности и условий жизни общности людей, к которой обращена.

Первоначальные уроки обращены как к малышу - не суй пальцы в розетку! не трогай, горячее! не убивай своих! не ухудшай генетику близкородственным скрещиваем! не храни мясо вперемешку с молоком на жаре - испортится! Это первоначальные установки, помогающие выжить и дающие представления о своём месте в мире, отношениях с окружающей средой и семьей, родом.

Позже меняется форма - от однозначных указаний к более развитой методике - примерам из жизни, притчам. Меняется и содержание, всё более склоняясь к морально-нравственным аспектам, сложным взаимоотношениям. Менялась и фигура бога/богов, отвечаю новым реалиям, открываясь людям с нового ракурса.

Мы проживаем жизнь, ища её смысл или нет, и не видя очевидного - что многие пропускают жизнь мимо, сосредоточившись на достижении бессмысленных, но разрекламированных целей. Высокая должность, коллекция дорогих машин, гардероб из лишь однажды надетых платьев - всё это пустое.

В живых существах заложено желание выжить и делать это максимально комфортно, как необходимые встроенные элементы для выполнения своей роли.

Человек должен выжить сам, сохранить свой род, вид, свою многоликую планету. И, хорошо бы, нести жизнь в те уголки Солнечной Системы, Галактики и т.д., где её нет. Но это должна быть качественная жизнь, а не расползающаяся всё потребляющая и уничтожающая раковая опухоль, каковой всё больше становится человечество. Научиться ограничивать себя необходимо!

Сможет ли человек возлюбить другого как себя самого, любимого? Почувствовать его радость и принять его боль? Без телепатии вряд ли. Механизмами выживания встроено требование сохранить себя сейчас и продолжить в будущем.

Но чем больше человек вкладывает себя в другого - тем больше он искренне любит этого другого-себя. В друзей - время, совместные истории, пиво и т.д. В любимого - своё сердце. В детей вкладываются гены, нервы, силы, деньги… Вложишь своё время и здоровье в работу - будешь за неё переживать. Вложи труд и ресурсы в природу - и планета и её будущее станет тебе ближе. Иисус говорил, что Бог есть любовь и Бог в каждом. Когда человек осознает себя как соединение с миром, то он почувствует и любовь ко всему окружающему, и боль, которую причинял, и радость от бытия.

Радость также разнообразна, как и всё остальное. Каждый может найти радость, наиболее подходящую именно ему. Иногда, даже не осознавая, что именно удовлетворяет его потребности. Людское море можно условно (в очередной раз) разделить на группы.

Самая редкая - люди, осознающие своё место и роль в мире, нашедшие себя и радующиеся просто факту своего бытия здесь и сейчас. Им не нужны дополнительные указания, чему и в какой мере радоваться, или что пора быть несчастным. Эти люди полны любви и радости. Любви ко всему вокруг и радости от возможности ощущать мир, быть в нём. Радости от зазеленевшей травки и птичьего гомона. От них и за них. От возможности помочь себе-в-той-женщине указать дорогу.

От ощущения капель дождя на коже, даже промозглым вечером. И света в окнах за людей, которые уже добрались до теплого и сухого дома. И просто возможности идти. К сожалению, часто путь к такому состоянию проходит через тяжелые испытания потерями и болезнями.

И ещё сюда входит большинство детей. Чем меньше - тем больше. Ибо весь мир для них в новинку, все окружающее способно поразить, заколдовать, восхитить. И их родителям выпадает шанс снова ощутить эти непередаваемые чувства через посредство детей.

Полёт птицы, запах розы, белизна снега, вкус малины, простор моря, пение скрипки - это первое познание мира способно вернуть радость жизни самой уставшему или замученному взрослому. Достаточно пропустить через себя тот восторг, что излучает ребенок, каждое утро вставая с кровати. К сожалению, чем дальше, тем привычнее и изученнее становится мир, и тем дальше человек от чистых и ярких эмоций.

Есть люди, нашедшие себя в творчестве и созидании. Неважно, картина это или фотография заката, открытие новой элементарной частицы или постройка теплого и уютного дома, написание романа, исследование морского дна, отремонтированные фамильные часы или выздоровевший пациент. И эти люди знают цель, к которой идут, радуются сами достигнутым промежуточным и результатам и окончательному итогу и способны нести радость другим людям.

Третья же часть не знает, а зачастую и не хочет узнать, зачем она существует. Вот такие люди ориентируются на правила и установки, принятые в обществе или написанные в умных и не очень книгах. Им нужны инструкции, что бы понять, что сейчас пора радоваться или печалиться. Шуба, зарплата, больше чем у соседа, алкоголь, последней модели гаджет и платье от кутюрье, отпуск на пляже у моря - этому полагается радоваться. Тому же у соседа - завидовать. Зависть по отношению к другу, коллеге, родственнику, а не радость за них - вот отличительная черта таких людей. И так как других людей больше, чем его, единственного и неповторимого, заслуживающего всего самого лучшего и только так, то они плодят не радость, а противоположные чувства.

Такое существование самое простое и требует никаких усилий, потому, и самое распространенное. Зато за счёт своего количества, эта группа создаёт эмоционально-информационный фон, на котором яркими огоньками горят искреннее счастье, любовь, созидание.

В эту же группу входят и такие особенные люди, что получают, осознанно или нет, удовлетворение от своих страданий. Зачастую не важно, есть ли повод для этого или нет, а ведь можно и создать его себе. Думаю, многие встречали таких людей, у которых - щи жидкие - зарплата, хоть и самая высокая, но вот у той почти такая же, а она гораздо хуже - похудела/потолстела как хотела, теперь и теперь синенькое платье не так сидит, - купил машину, а сосед такую же, - пятый раз за мужем и опять алкоголик и дерётся, - я для неё всё делаю (даже то, что она не хочет), а она не ценит.

Запрети им жаловаться и вытащи из привычной опостылевшей среды обитания - и они завоют! Верните мне мои привычные несчастья, они мои, выстраданные, выплаканные, я за них от всех внимание, жалость, сочувствие получаю!

И эти страдания дают таким людям ощущение внутреннего покоя, удовлетворения, соответствия внутренним психологическим установкам. Каждый волен играться в свои игрушки.

Но такие люди необходимы, ведь они база для появления и существования истинно живущих разумных людей.

Дом стоит, свет горит,

Из окна видна даль.

Так откуда взялась печаль?

И, вроде, жив и здоров,

И, вроде, жить не тужить.

Так откуда взялась печаль?

Но нам надо стараться радоваться самим, потому, что огорчаться само получится .

Таким образом, бессмертие для нашего вида на нынешней ступени развития непрактично.

Вот такой он мой смысл жизни. Живи и Радуйся. И дай делать тоже Другим.

Наш мир представляется мне подобным фракталу, одновременно огромному, непознаваемому, но соединяющему всё вокруг в единое целое. И единожды обнаруженные закономерности будут проявляться в самых разных сферах деятельности, соединяя, например, музыку, архитектуру, математику, биологию через золотое сечение.

И если обращать внимание на подобные закономерности. То можно найти общее у физики и социологии, биржевых прогнозах и экологии, астрономии и самолетостроении.

Единый замысел, единая основа для развития всего. Как три счета вальса соединяют весь бальный зал в едином кружении. Раз-черное, два- белое, три- цветное…Раз - протон, два- электрон, три -атом…Раз- женщина, два- мужчина, три - ребенок…Раз -точка, два - прямая, три - спираль… Раз- вода, два- земля, три - цветок… Две кажущиеся противоположности, не существующие друг без друга и их развитие, синергия - большее, чем просто их сумма.

И я хочу своей как результат своей жизни, воплощение её смысла оставить после себя больше добра, любви, счастья, новых возможностей, чем затрачено на меня, и шагнуть на новый уровень. И дать возможность сделать тоже другим.

Библиография

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Московская Патриархия Русской Православной Церкви, 5-е изд., Москва, 2016г.

2. Коран. Перевод с арабского и комментарий Османова М. Изд. Диля, 2016 г.

3. Махабхарата.Рамаяна. Изд. Эксмо, Москва, 2016 г.

4. Э. Фромм . Психоанализ и религия. Дзен-буддизм и психоанализ. Изд. АСТ, 2018 г.

5. Берн Эрик, Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Изд. Эксмо, Москва, 1998 г.

6. Анаксагор. У истоков античной науки. Рожанский И.Д. Отв. ред. Доктор физико-математических наук Я. Г. Дорфман. г. Москва. Наука. 1972 г.

7. Конфуций. Изречения и афоризмы. Москва, 2012 г.

8. Введение в теорию ранней Вселенной. Теория горячего Большого взрыва, Изд. Леннард, 2016 г.

Подобные документы

Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания. "Идеальные типы" философского самовосприятия человека. Судьба и поиски смысла жизни. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации. Судьба и жизненный путь. Истина и ценность в античной философии.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 16.09.2010

Диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке. Его взаимосвязь с обществом. Роль смысла в человеческой жизни. Характеристика чувств долга, чести и достоинства. Связь культуры и человека. Ценности и смысл человеческого бытия.

реферат [31,6 K], добавлен 11.12.2012

Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

реферат [38,2 K], добавлен 18.06.2013

Сущность проблемы смыслы жизни. Мнение древнегреческого философа Аристотеля. Место смысла жизни в философии Средневековья. Познание с помощью разума. Нравственность, сочетаемая с истинным познанием. Нигилистское определение смысла жизни Ф. Ницше.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 08.09.2011

Реальный философский гуманизм выделяет идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Смысл, бессмыслица и ценности жизни в философии. Способы осознания человеческого бытия.

реферат [26,3 K], добавлен 30.04.2008

Категорически-императивный смысл жизни по И. Канту. Познание абсолютного духа Г. Гегеля как смысл человеческой жизни. Л.А. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия. "Пограничные ситуации" Карла Ясперса как ключ к раскрытию экзистенции.

реферат [67,8 K], добавлен 18.01.2014

Цель и смысл индивидуальной жизни личности, ее связь с социальными идеями и действиями, определяющими ответственность на Земле. Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения, картины мира. Смысл жизни по З. Фрейду; экзистенциальный невроз.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Сократ

Афинский философ Сократ свое предназначение видел в том, чтобы подвигнуть людей к поиску истины. Смысл жизни он видел именно в очищении, лечении и развитии своей души, ведь накопленные богатства не заменят добродетельных поступков. Даже перед лицом смерти древнегреческий мыслитель не отрекся от своих взглядов и придерживался их до самого конца.


Аристотель

Ученый-энциклопедист и философ Аристотель смысл жизни видел в достижении счастья, то есть осуществлении сущности человека. А само счастье состоит из душевных благ, таких как тяготение к знаниям, освоение различных навыков и умений, возможность любить и быть любимым и иметь рядом родных и близких людей. Однако, в стремлении к своему счастью, нельзя не учитывать интересы окружающих, именно поэтому для достойной жизни, по Аристотелю, необходима еще и справедливость.


Бюст Аристотеля. Римская копия греческого бронзового оригинала (после 330 г. до н. э.). Автор оригинала — Лисипп

Платон также раскрыл суть интересующего нас вопроса. Философ считал, что смысл жизни заключается в самосовершенствовании. Необходимо развивать себя физически, психически, духовно и умственно. Умение контролировать свои чувства и эмоции, укреплять тело, постигать науку – вот главные аспекты совершенствования. Мысли великого древнегреческого философа оказались важнейшим достижением античности.

Рене Декарт

Рене Декарт – французский философ и социолог считал, что главное в жизни – это принцип умеренности, согласно которому не стоит бросаться в крайности, принимать поспешные решения, необходимо все разумно обдумать и найти правильный путь. Согласно его философии, старое легко разрушить, но, прежде чем это сделать, нужно подумать о последствиях. Естествоиспытатель уважал традиции и обычаи различных народов, это говорит о его высоких моральных качествах. Жизненное правило Декарта гласило о стремлении изменить, прежде всего, себя, а не окружающий мир. Ведь человек – высший разум, и только он может контролировать свои мысли и властвовать над ними.


Рене Декарт. Автор Франц Халс

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ XIX века, мизантроп – Артур Шопенгауэр писал о том, что людьми движет чужая воля, и человек не может самостоятельно управлять своей судьбой, его воля детерминирована. Жизнь для него – это ад, в котором глупец следует за всеобщими удовольствиями, совершая грехи, и приходит, в итоге, к разочарованию, а мудрый человек ограничивает свои наслаждения и ставит предел своим желаниям, тем самым избегая бед. Жизнь человека, по Шопенгауэру, состоит из постоянной борьбы со смертью, страданиями, от которых невозможно избавиться.


Жан-Поль Сартр

Представитель атеистического экзистенциализма – Жан-Поль Сартр рассматривал человеческое бытие как осмысленную, свободную деятельность. Однако, в сфере трудового экономического участия, человек не принадлежит себе, он ведет не подлинное существование. Сама же жизнь, по мнению Сартра, - последовательная цепь самоотрицаний, в которых реализуется свобода, и именно она - единственная основа ценности и не ценности поступков человечества. Свобода же возлагает на общество безусловную ответственность, вследствие которой выражается в критическом отношении к миру и людям.


Жан-Поль Сартр. Автор Моше Мильнер.

Людвиг Витгенштейн

Людвиг Витгенштейн – австрийский философ и логик XX века, пожалуй, один из самых непонятных и загадочных мыслителей. Основной задачей философии он считал прояснение языка. Писал он и том, что все происходящее в персональной жизни может иметь важность, но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. Действительно, личная жизнь имеет смысл в форме событий, действий и результатов, случающихся на протяжении всего пути человека. Все, что происходит с нами, важно нашим близким, любящим нас людям, именно благодаря ним мы чувствуем себя нужными.


Людвиг Витгенштейн. Автор Moritz Nähr. Австрийская национальная библиотека

Вопрос о смысле жизни волновал не только древнегреческих философов, французских и немецких мыслителей, но и мудрецов Китая и Индии.

Конфуций

Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций пытался уяснить скрытую природу человека. Он был убежден в том, что материальное благополучие должно отходить на второй план, а смысл жизни человека заключается в достижении Дао, и этически полноценное общество возникнет лишь в случае самопожертвования. Конфуций считал, что необходимо заботиться о родных, старших людях, уважать и любить всех окружающих. Тогда общество, атрибут которого знание, будет сплоченным и способным к быстрому и эффективному развитию. Нравственные ценности и воспитание – это неотъемлемая часть формирования внутреннего мира и взглядов каждого человека.


Будда

Основатель религиозно-философского учения, Будда, большое количество времени уделял размышлениям по поводу цели и смысла жизни. Для систем Индии характерна вера в карму, сансару и мокшу. Плохие и хорошие поступки, совершаемые людьми в течение всей жизни, имеющие либо положительные, либо отрицательные последствия и влияющие на перерождение и есть карма. Сансара же – это бесконечная последовательность рождения и смерти. Желания человека всегда неисчерпаемы, к данной неудовлетворенности следует прибавить страдания и боль, переживаемые на всем жизненном пути. Мокша – освобождение от сансары, возможность вырваться из ее круга. Отсюда цель и смысл жизни, а именно осознание состояния неудовлетворенности и начало избавления от всех желаний.


Аж прослезился от величия знаний.

Больше всего это походило на версию Артура Шопенгауэра, но с подробностями о структуре мира.

Пришлось срочно отказаться от продолжения трипа, и сползать по легкому, на синеве и гонжубасе. Потом ещё трое суток , по ночам ползал по лестнице Якоба.

Тяжелые эти знания, не дай бог никому.
Если кишка тонка - лучше и не знать.
))

И не надо свои проблемы на Природу перекладывать.

Кстати, "сила притяжения уравновешивается центробежной силой" только в неинерциальных системах отсчета. В инерциальных системах центробежных сил нет в принципе. Однако Луна на Землю не падает, и электроны на ядра -- тоже.

Насчет алгебраической суммы -- тут тоже все нетривиально. В том смысле, что отдельный человек вне общества практически нежизнеспособен, тогда как общество без отдельного человека хотя и теряет больше или меньше, но как-то справляется.

А с человеком и обществом все понятно.


Жизнь Спинозы

Барух Спиноза родился 24 ноября 1632 года в столице Нидерландов, в городе Амстердам. Его семья была родом из Португалии. Это Михаэль и Ханна де Спиноза, евреи – марраны, которые были вынуждены принять христианство под угрозой смерти. Переехав в Нидерланды, семья сразу вернулась к иудаизму. Отец Баруха имел преуспевающий бизнес по торговле фруктами, и в юности его пятеро детей ни в чем не нуждались.

Барух обучался сначала в начальной религиозной школе, затем в ешиве. Будучи очень способным в усвоении знаний, он изучил Тору, Талмуд, основы еврейского богословия и риторики, а также труды известного каббалиста Рамбама, Аверроэса, Аристотеля. Он учился у таких выдающихся современников, как Исаак Абоаб, Менаше бен Исраэль. Барух постоянно совершенствовал свои познания в различных науках, развивал интеллект и изучал каббалу. Знал множество языков – латинский, португальский, испанский, голландский, французский, итальянский, ладино и, конечно же, иврит.

В тот период, когда формировались взгляды юного Баруха, в Европе, вместе с разразившимися религиозными войнами со стороны Протестантской церкви, нетерпимостью и фанатизмом, также пробуждалось свободомыслие и веяло политической свободой. Впитав атмосферу этого революционного времени, Спиноза вышел из привычных рамок иудаизма, которым он обучался, и стал высказывать не соответствующие ортодоксальному еврейству мысли.

Свою жизнь он закончил в Гааге 21 февраля 1677, куда переехал за семь лет до смерти.

Философия Спинозы

Барух – Бенедикт Спиноза внес очень большой вклад в современный процесс познания. Он первым начал рассматривать душу и тело как одно целое, а не как различные сущности. Бог в его понятии является воплощением Природы и Вселенной.

Что не учел Барух Спиноза

Даже в наши дни, спустя четыре столетия со времени деятельности Спинозы, все те вопросы, которые он освещал в своих трудах, остались очень актуальными. Барух Спиноза пытался найти путь к совершенству, к Создателю всей Природы и Вселенной. Всю свою недолгую жизнь он прожил фактически в одиночестве и поиске истины. Хотя для своего времени он совершил очень смелый шаг вперед. Он вывел еврея из рамок слепого выполнения физических заповедей и занялся поиском сущности Божественного.

Однако Спиноза очень ошибался в понимании значения иудаизма и роли своего народа в достижении этого самого совершенства, к которому он сам всю жизнь стремился. Он пытался оспорить особую роль евреев в духовном развитии человечества и объяснить весь процесс развития с точки зрения ученого-философа. Но философия не имеет практических инструментов исследования и поэтому подобный подход остается лишь умозрительным.

Читайте также: