Культурологическая концепция ф ницше кратко

Обновлено: 04.07.2024

В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисическое (чувственное, вакхическое). Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма.

Позднее в его творчестве получает яркое выражение элитарная концепция культуры. Философ обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям.

«Воды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации снова разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства.

3.5. Философия культуры о. Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ, культуролог, историк, представитель философии жизни, создатель циклической теории.

В его концепции мировая культура предстает как ряд независимых друг от друга, замкнутых культур, каждая из которых имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни. За этот период культура проходит несколько стадий: от рождения через молодость, зрелость, старость до смерти.

Любая культура проходит три одинаковых этапа: • мифо-символическая ранняя культура; • метафизико-религиозная высокая культура; • поздняя цивилизационная структура.

Шпенглер полагал, что наличие кризисов - закон всемирной истории. Задача же исследователя заключается в том, чтобы за суммой внешних фактов отыскать неукоснительную закономерность.

Шпенглер считал, что кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей у народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. По окончании этого процесса культура вновь возвращается в объятия первобытной души.

Развитие культуры нельзя представлять как плавный, спокойный процесс; это ее живое бытие, напряженная, страстная борьба: внешняя - за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя - за утверждение ее власти над бессознательным, куда укрывается хаос.

Когда же эта цель достигнута, вся полнота возможностей культуры оказывается осуществлена, тогда культура костенеет, умирает, кровь останавливается в ее жилах. Силы культуры надламываются, и она становится цивилизацией. В таком виде культура конечна, как это было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. И Шпенглер заключает: таков смысл всех эпох заката в истории.

Новое для философии культурного кризиса, предлагаемое Шпенглером, - это возможность сознательного критического отношения к феномену, хотя он неукоснительно, неотвратимо раскрывает свои объятия и проявляется как рок.

Шпенглер выделяет восемь типов культур, которые достигли своего завершения. Это китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. Русско-сибирская культура, по его мнению, находится еще на стадии возникновения.

Вывод: каждая отдельная культура неожиданно возникает, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Смерть каждой культуры разрушает мысль о единстве мирового культурного пространства. Культурный диалог оказывается невозможным.

Культурологические взгляды Ницше основываются на ярко выраженной антихристианской направленности, имморализме, нигилизме. Культура отрицается им как абсурдное измышление, как средство подавления и порабощения человека, по природе своей "антикультурного". В его представлении воля выступает основой жизни и раскрывает себя в образно- чувственном восприятии действительности. Однако духовная эволюция человека пошла по пути развития не чувств, а интеллекта. Интеллект гасит в человеке волю к жизни и ведет к деградации личности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Выполнил: студент гр. 4270-с

Проверил: ст. пеподователь

Введение

Фридрих Ницше (1844-1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К. Ясперса, наряду с С. Кьеркегором и К. Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры -сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше.

Многогранная и противоречивая философия Фр.Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения. Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни.

Концепция философа выразила трагедию современной ему культуры, о которой он говорил как о движущейся в "какой-то пытке напряжения" и направляющейся к катастрофе. Называя два основных источника западноевропейской культуры – античность и христианство, Ницше современное ее состояние не приемлет за пессимизм, массовость, феминизм, религиозность, социализм, главным же образом – за распространение идей, призванных всецело подчинить человека обществу.

Культурологические взгляды Ницше основываются на ярко выраженной антихристианской направленности, имморализме, нигилизме. Культура отрицается им как абсурдное измышление, как средство подавления и порабощения человека, по природе своей "антикультурного". В его представлении воля выступает основой жизни и раскрывает себя в образно- чувственном восприятии действительности. Однако духовная эволюция человека пошла по пути развития не чувств, а интеллекта. Интеллект гасит в человеке волю к жизни и ведет к деградации личности. Ницше выделяет две стихии в человеке, которые культура пытается примирить. Отсюда возникают и два типа культуры: гармонизирующая, или "аполлонийская", и "эмоционально-чувственная, или дионисийская".

Многое из взглядов Ф. Ницше развили в XX в. представители франкфуртской школы: Т. Адорно, Г. Маркузе и М. Хоркхаймер. В центре их внимания находилась критика массовой культуры и стандартного "одновременного человека". Ключом к пониманию культуры и общества своего времени они сделали анализ противоречий рационального способа овладения природой, итогом которого неизбежно становится отчуждение человека от плодов его собственной деятельности.

Глава 1. Предпосылки создания Ф.Ницше культурологической концепции об аполлоническом и дионисийском началах.

Кризис культуры в XIX-XX вв.

Духовный кризис в современных демократических обществах все более усиливается. Происходит это повсеместно и не зависит от культурных традиций той или иной страны, хотя они вызывают определенную специфику протекания этого процесса.

Много сделав для удовлетворения материальных потребностей, демократическая культура создает иллюзию достижения человечеством счастья и прогресса. На деле между человеком и естественной средой эта культура воздвигает колоссальную стену из различных технических нагромождений, что приводит к дисгармонизации сознания, не могущего примирить блага цивилизации (материальной культуры) и естественные потребности души и духа в единении с природой.

Отрицательные последствия демократической культуры философы заметили давно. Еще в середине XYIII века, на заре буржуазного общества, Ж.-Ж.Руссо в известной работе "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов" указывал на теневую сторону прогресса.

Убыстряющиеся темпы научно-технического творчества, связанные с развитием капиталистического производства, вызвали к жизни мировосприятие, лежащее в основе пессимистического направления в современной культурологии.

Подчеркивание трагичности, безысходности и абсурдности человеческого существования является характерной чертой этого направления, возникшего в результате неприятия системы буржуазно-демократических ценностей. На смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать.

1.2. Переосмысление буржуазной культуры. Поиск идеальной культурной модели

Всеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была дана в рамках иррациональной философии в Германии XIX века и, прежде всего, в трудах Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера. Философия жизни, экзистенциализм, интуитивизм, психоанализ многим обязаны учениям этих философов, у них единое мировидение. Ницше, Шопенгауэр,Вагнер - источник самого мощного в западноевропейской мысли направления - пессимистического. Не все представители иррациональной философии декларировали свою приверженность пессимизму, поскольку вкладывали различный смысл в это понятие, но в созданных ими системах трагическое ощущение мира доминирует.

Переоценка ценностей и новое мироощущение требуют некой идеальной модели,позволяющей высветить то негативное, что несла с собой демократическая культура. Таким образцом для одного из величайших философов своего времени, Фридриха Ницше, стала Древняя Греция. Изучая культуру эллинов, он создал культурологическую концепцию о двух первоначалах: дионисийском и аполлоническом.

Глава 2. Аполлоническое и дионисийское в теории культуры Ф.Ницше

«А что, если греки, именно в богатстве своей юности, обладали волей к трагическому и были пессимистами? Что, если именно безумие, употребляя слово Платона, принесло Элладе наибольшие благословения? И что, если, с другой стороны и наоборот, греки именно во времена их распада и слабости становились всё оптимистичнее, поверхностнее, всё более заражались актёрством, а также всё пламеннее стремились к логике и логизированию мира, т. е. были в одно и то же время и "радостнее" и "научнее"?

В поисках причин такой парадоксальной связи, Ницше вглядывается в греческую мифологию. В ней нет ни намека на аскез, долг и самоограничение; «все наличное обожествляется, безотносительно к тому - добро оно или зло”, царствует стремление к чувственным радостям, царствует сама жизнь.

Но в этом противоречии Ницше и видел сущность эллинской культуры. Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования, но чтобы иметь возможность жить он должен был заслонить себя от них иллюзией, и блестящим порождением его грез становится мир олимпийцев.

2.2. Дионисийское начало

Для того чтобы полнее характеризовать оба начала, Ницше предлагает нарисовать в своем воображении художественные миры сновидения и опьянения. Аполлоническое начало производит состояние, сравниваемое с состоянием сновидения, дионисийское же - с состоянием опьянения.

Ощущение опьянения стремится уничтожить индивидуальность и освободить человека из духовной оболочки, даря мистическое ощущение единства. Под влиянием дионисийских сил миллионы склоняются перед их богом, все люди становятся равны, исчезают границы, установленные обществом, и каждый чувствует себя единым со своим ближним. Человек словно впервые видит мир таким, какой он есть на самом деле.Иллюзорное покрывало сорвано, и все тайны мироздания открываются ему.

Дионисийское начало есть стихия, порыв, непреодолимое тяготение. Всякая система, порядок, последовательность презираются. Это стихийное стремление, в своем опьянении создающее некий ритм, гармонию торжествующего безумия. Оно бежит от внешней красоты и гармонии форм, утоляет жажду прекрасного непосредственно в первородном источнике жизни, и сливается с жизненным потоком, текущим под их покровом.

Опьянение не знает преград, оно пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающей преград и подчинений.

Дионисийским оргиям греков можно, по мнению Ницше, придать значение празднеств искупления мира и дней духовного пpосветления. У них впервые природа достигает своего художественного восторга, впервые разрушение принципа индивидуальности становится художественным феноменом. В этих греческих празднествах прорывается как бы сентиментальная черта природы, словно она вздыхает о своей раздробленности на индивиды. А более всего возбуждала страх и ужас дионисийская музыка.

Она берет начало в диких языческих ритуалах и празднованиях, а затем получило развитие в греческой драме, в частности, в хоре. Это искусство не требовало осмысления, зритель как бы становился соучастником действия; он достигал посредством музыки такого состояния, что чувствовал себя единым с хором.

Пение и язык жестов дионисических людей - нечто неслыханное для тех, кого не коснулись чары Диониса. Дионисическая музыка возбуждала страх и ужас у гомеровско-греческого мира. Она вызывала высший подъем символических сил человека, стремление уничтожить иллюзорность . Для этого требуется новый мир символов, особая телесная символика, но не только мимика, речь и жесты, но и особый плясовой жест, ритмизирующий все элементы действа.

Аполлонизм и Дионисийство в культурной концепции Ф.Ницше

Рис. 1 – Фридрих Ницше (1844 – 1900)

Особенности философского учения Ф.Ницше

Учение Фридриха Ницше является ярким и динамичным процессом в истории развития философской мысли и культуры, в общем и целом. Он в большинстве своем предугадал и сформулировал ключевые события в общественной и духовной жизни минувшего и будущего столетий: наступления кризиса культуры и высших ценностей, борьба за превосходство, массовый характер культуры.

В значительной мере влияние Ницше выдается за рамки философских концепций, тем самым воодушевляя представителей художественной культуры, литературы, живописи, музыки и кинематографа, давая возможность переосмыслить кризисные и ключевые моменты в становлении культуры.

Его творческая деятельность и ее достижения охватывают самые важные аспекты культуры, искусства и философии. Достаточно проблематично отыскать такую область культуры, философии, искусства, политики, социологии, психологии, на которую бы не было оказано влияние его философии.

Философско-культурологическая концепция Ф.Ницше

Теме жизни отведено ключевое место в философско-культурологической теории Ницше. Основой жизни, по мнению Ницше, является воля. Изначально, в ранний период философии Ницше, жизнь и воля проходят через период эстетизации.
Воля может получить выражение посредством разума и науки, с помощью синтетической формы жизнедеятельности человека – искусства.

Искусство расценивается философом в форме дополнения и завершения бытия. Кроме того, он считает, что искусство обладает двумя началами( рисунок 2):
Аполлоническим началом, которому характерны упорядоченность, рациональность, критичность.
Дионисическим началом с характерными для него чувственностью и опьяненностью.

Философско-культурологическая концепция Ф.Ницше

Рис. 2 - Аполлонизм и Дионисийство

Два этих бога являются символами земного и небесного начала.

Аполлон есть олицетворение полноты чувства меры, порядка и покоя, принципа индивидуализма, а Дионис, в свою очередь, есть олицетворение дикого порыва, отсутствия чувства меры, буйства, чудовищного ужаса. Но Аполлон и Дионис обладают общей сущностной характеристикой – они оба вдохновляют людей посредством создания образов разного масштаба и значения.

В случае подчинения Диониса Аполлону, рождается трагедия. Это стоит расценивать не только как вид искусства, но и состояние человека, чья творческо-импульсивная идея находится под давлением рационально-критических истин. Трагическое мироощущение, которое опирается в культуре на противостояние аполлонического и дионисийского начал, является сущностью огромнейшего успеха, которого сумели достичь древние греки, с точки зрения Ницше.

Эпоха рационализма в культуре – Просвещение стали причиной упадка трагедии. Современному искусству стоит поставить перед собой фундаментальную задачу возвращения трагического мифа, несущего в себе мощный импульс творчества и самой жизни.

Противоборствующие стихии, олицетворяемые Дионисом и Аполлоном, имеются во всех культурах. Ницше стал создателем первой целостной и органически верной, несмотря на все противоречия концепции происхождения культуры. Именно Ницше впервые высказал мысль о том, что чем выше уровень культуры человека, тем менее счастливым он чувствует себя. Эта идея была основательно и разносторонне развита в трудах австрийского психиатра Зигмунда Фрейда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тайники и тайны происхождения племени

5. Те же и Ницше

Ницше

Ницше Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ. • Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. • Имейте мужество верить в самих себя. • Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. • Отчаянное дерзновение, жестокое

НИЦШЕ

НИЦШЕ Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ. Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Имейте мужество верить в самих себя. Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. Отчаянное дерзновение, жестокое отрицание,

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше (1844–1900) философ-волюнтарист . Человек, стремящийся к великому, смотрит на каждого встречающегося ему на пути либо как на средство, либо как на задержку и препятствие, либо как на временное ложе для отдыха. . Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не

6. Философская концепция функционирования культуры О.Шпенглера

29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями

29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого

1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы

1.5.Концепция развития культуры человечества как ускоренного движения через призму демографического роста С.П.Каиицы Известный физик и популяризатор науки С.П. Капица предлагает своеобразную концепцию истории мировой культуры, рассматривая развитие человечества как

2.2.13. Концепция диалогичности мировой культуры

Концепция дионисийства и мистерии в эссеистике Вячеслава Иванова (Ницше – Вагнер – Скрябин)

Концепция дионисийства и мистерии в эссеистике Вячеслава Иванова (Ницше – Вагнер – Скрябин) В целом, безусловно, убедительная концепция австрийского русиста А. Ханзена-Лёве (впрочем, и писателями декларированная и учеными доказанная) о том, что у большинства

Читайте также: