Культурные аспекты глобализации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Восприятие пространства и времени меняется. Центральная категория – идентичность, формирующаяся в новых границах. Меняется контекст идентификации. Географическое пространство и его исторический смысл уже не определяют то, к какой группе мы относимся. Когда мы говорим о социальном пространстве, мы не можем привязать культуру к одному месту.

1. Как форму осознания, алгоритм формирования идентичности мы можем считать глобализацию новым феноменом. (Общая коммуникативная система)

2. Глобализация – расширение экономических структур. НО упускаются культурные аспекты взаимодействия, не присущие всем сферам человеческой деятельности. Глобализация как синоним вестернизации (т.е. односторонний процесс – западноцентристская точка зрения на современный мир). Следовательно, глобализация понимается как процесс стирания культурных различий, формирование общей культуры. Культурная синхронизация действительно имеет место (унификация паттернов поведения, потребления), но она релевантна лишь определённым сферам. Происходит усложнение культурных различий, мир становится более сложным.

3. Глобализация – как угроза локальным идентичностям, культурам. НО здесь мы выстраиваем дихотомию локальное – глобальное. На самом деле и локальное, и глобальное – это способ осмысления происходящих процессов. Нельзя локальное и глобальное понимать как два разных аспекта социального. Глобализация – способ осмысления этого континуума.

II. Подход Томаса Эриксена

Три измерения глобализации:

1. Высвобождение (социальных и культурных аспектов из локал.), или иначе детерриторизация культуры и идентичности, форм взаимодействия – термин Аппадураи. Расстояние становится незначимым как фактор различения культур. Высвобождение культуры, формирование социального взаимодействия из определённого локального культурного контекста. Идентичность осмысляется сегодня в контексте мобильности. Человек выстраивает свою культуру не по отношению к другим, а в очень широком культурном и социальном процессе.

Меняется способ оформления текста:

· Мы выходим за рамки большого культурного текста, существующего в разных культурных мирах, которые плохо соприкасаются, и постоянно переходим из них.

· Меняется алгоритм формирования идентичности. Способ закрепления знаний был связан с письмом. Идёт переход к электронному тексту, электронному способу коммуникации.

3. Взаимозависимость (взаимосвязанность). Сети становятся плотнее, насыщеннее -> Новые черты возможностей, новые формы насилия. Быть мобильным – значит быть современным. Мобильность приводит к тому, что всё большая часть людей живёт за пределами того места, той культуры, где они родились. Ведёт к смешению населения (культурная гибридизация, креолизация).

III. Как люди отвечают на изменения?

1. Глобализация культуры не означает, что группы и индивиды становятся одинаковыми в культурном плане. Речь идёт о появлении новых культурных различий в контексте глобализации.

2. Концепции традиции и современности имеют смысл только как аналитические категории. Современное и традиционное общество – это не что-то реально существующее. Существует множество культурных миров, границы между которыми относительны, подвижны и проницаемы.

3. Концепты общества и культуры становятся всё более проблематичными. Мы не можем рассматривать культуру как статичную, закрытую, локализованную в определённом месте.

4. Трудно определить явления, которые мы изучаем. Ни нация, ни общество, ни культура не могут быть наблюдаемы в условиях глобализации. Следовательно, классический метод полевой работы как метод сбора материала не может быть использован как единственный.

Неместа – пространства, лишённые определённых значений (аэропорты, супермаркеты). (Аже)

Антропология сегодня призвана решать современные проблемы, ориентирована на значимые тенденции современности. Она уже не ориентирована на изолированные сообщества, а изучает формирование культурных и социальных многообразий в современном мире. Антропология изучает формы культурных различий, способы саморепрезентации и управления культурными различиями (политики, проводимой различными субъектами). Антропологические концепции глобализации могут быть условно сгруппированы в два больших направления:

1. Глобализация как процесс связывания социальных структур, культур, идентичностей. Связывание интенсифицируется, связывание культуры, структуры и идентичности – структуры глобального уровня, а не транснационального. С антропологической точки зрения, процесс представляет формирование новых форм идентичностей, не привязанных к локальностям, формирующихся в рамках новых социокультурных пространств.

2. Глобализация через трансформацию времени и пространства. Глобализация как процесс реконфигурации пространства и времени, в основе лежит реконфигурация культурных форм и идентичностей, вынесение их за рамки локальных конфигураций и то, как люди воспринимают эти процессы.

Процесс глобализации имеет важнейшие культурные последствия для человечества. Впервые в истории создается действительно глобальная культура, хотя процесс этот далек от завершения и вызывает неоднозначные, проти-

воречивые оценки. Зачастую формирующуюся глобальную культуру рассматривают как глобальную "вестернизацию", а точнее - "американизацию" других культур. Под "американизацией" понимается, прежде всего, распространение не самых лучших образцов американской массовой культуры и некоторых элементов американского образа жизни. Особенно "достаётся" от критиков глобализма и американского влияния кока-коле, ресторанам быстрого питания "McDonald's" и американским боевикам. Все это "подрывает традиционный образ жизни", разрушает "культурную идентичность", способствует "культур-ной унификации" и т.д. Подобные упреки в адрес культурного глобализма базируются на вполне реальных фактах. И, тем не менее, сводить сущность культурной глобализации лишь к этому было бы значительным упрощением. Даже пресловутое американское воздействие вовсе не исчерпывается кока-колой, джинсами и сериалами. По меньшей мере, это воздействие подразумевает также и распространение компьютеров, мобильных телефонов и других важных и полезных изобретений, предоставляющих людям множество новых возможностей.

Культурная глобализация - сложный и глубокий процесс. Это не просто культурная колонизация ("макдональдизация", "кока-коланизация") Западом или США остального мира. Это интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небывалым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплощение в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций - в производственном процессе, в туристических поездках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также - в доступности "инокультурных" образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры.

Территориальные границы между обществами становятся все более проницаемыми. Культурные "границы", фактически, вообще размываются. "Носителем" и "творцом" формирующейся глобальной культуры, включающей в себя элементы разных культурных традиций при доминировании западного культурного "первоначала" в виде демократических и рыночных ценностей, а также технологий, потенциально является всё человечество.

Культурные аспекты глобализации

Криволапов Павел Сергеевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.49 Мб

Специальность 12.00.10. - Международное право. Европейское право. Актуальность темы исследования. Международное сообщество проделало немалый путь в деле развития международного сотрудничества в

Джагаева Ольга Александровна | Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Элиста - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 10.06 Мб

07.00.03 - Всеобщая история. Актуальность исследования. В монголоведческой тематике проблема российско-монгольских отношений является одной из актуальных. Это объясняется целым комплексом причин, в

Папантиму Мария Аргириосовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 13.26 Мб

Специальность 19.00.05 - Социальная психология. Социальные преобразования в России 90-х годов послужили импульсом к расширению границ предметной области отечественной социальной психологии.

Предмет и методы философии. Структура философского знания. Функции философии. Основной вопрос философии и его аспекты. Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Философия софистов и

зарождение и развитие капиталистических отношений в европе в16- перв. Половине 17 в. английская буржуазная революция xvii в.: Причины, ход, итоги. значение английской революции: внутренний и

Процесс глобализации имеет важнейшие культурные последствия для человечества. Впервые в истории создается действительно глобальная культу­ра, хотя процесс этот далек от завершения и вызывает неоднозначные, проти­воречивые оценки.

Зачастую формирующуюся глобальную культуру рассмат­ривают как глобальную "вестернизацию", а точнее - "американизацию" других культур. Под "американизацией" понимается, прежде всего, распространение не самых лучших образцов американской массовой культуры и некоторых эле­ментов американского образа жизни. Особенно "достаётся" от критиков глоба­лизма и американского влияния кока-коле, ресторанам быстрого питания "McDonald's" и американским боевикам. Все это "подрывает традиционный образ жизни", разрушает "культурную идентичность", способствует "культур­ной унификации" и т.д. Подобные упреки в адрес культурного глобализма ба­зируются на вполне реальных фактах. И, тем не менее, сводить сущность куль­турной глобализации лишь к этому было бы значительным упрощением. Даже пресловутое американское воздействие вовсе не исчерпывается кока-колой, джинсами и сериалами. По меньшей мере, это воздействие подразумевает так­же и распространение компьютеров, мобильных телефонов и других важных и полезных изобретений, предоставляющих людям множество новых возможно­стей.

Культурная глобализация - сложный и глубокий процесс. Это не просто культурная колонизация ("макдональдизация", "кока-коланизация") Западом или США остального мира. Это интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небыва­лым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоян­ными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплоще­ние в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций - в производственном процессе, в туристических поезд­ках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также - в доступности "инокультурных" образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры.

Территориальные границы между обществами становятся все более про­ницаемыми. Культурные "границы", фактически, вообще размываются. "Носи­телем" и "творцом" формирующейся глобальной культуры, включающей в се­бя элементы разных культурных традиций при доминировании западного культурного "первоначала" в виде демократических и рыночных ценностей, а также технологий, потенциально является всё человечество.

В процессе формирования монокультурного мира выделяются следующие тенденции.

Во-первых, в современном мире, как показала практика, единственным возможным способом взаимодействия культур является их диалог, т. е. равное партнерство. Между тем глобализация сегодня выступает как распространение тех принципов, которые определяют специфику развития западного мира.Даже лучшие свои постулаты, воплощенные в Декларации прав человека, западный мир навязывает незападному как политические универсалии. Однако теценности, которые составляют основу декларации, остаются чуждыми остальному миру, особенно мусульманскому и конфуцианскому. А стремление ООН применить санкции против тех стран, где нарушаются европейские права, часто выступают в качестве средства политического давления.

Очевидно, что нарастающая универсализация культурной жизни не только не способствует формированию монокультурного мира, но, наоборот, приводит к явлениям локализации, ярким выражением которых сегодня стал принцип мультикультурализма. Этот принцип означает практику и политику неконфликтного сосуществования в одном социальном пространстве многочисленных разнородных культурных сообществ. Однако мультикультурализм во многом противоречит принципам равенства, либерализма и демократии, так как наделяет малые народы, стоящими на грани исчезновения, большими правами, чем те, которыми обладают титульные национальности.

Четвертая тенденция монополяризации мира связана с разрушениемтрадиций, исчезновение обычаев и обрядов, фиксирующих и транслирующих определенную картину мира, свидетельствует о распадении целой системы представлений, ценностей, социальных связей, которые и составляют своеобразие каждой из национальных культур. Кроме того, эти процессы неизбежно сопровождаются разрушением традиционных механизмов продуцирования и распространения культурных ценностей, т. е. культура утрачивает способность к самовоспроизводству.

Пятой является изменение соотношения между высокой специализированной, народной и массовой культурой, где последняя, безусловно, доминирует. Массовая культура управляет и элитарной культурой, и народной культурой, включая их в систему культурной циркуляции только через адаптацию их ценностей к массовому сознанию и превращая их в продукты массового потребления. Массовая культура в процессах глобализации выступает в качестве универсального культурного проекта, основы формирующейся транснациональной культуры, и в этом смысле она становится инструментом разрушения национальных культурных традиций, механизмом культурной экспансии и (если учитывать политическое и экономическое лидерство США) американизации культуры.




Шестой существенной тенденцией, сопровождающей формирование монокультурного мира, является распадение естественных связей в культуре и нарушение механизмов идентификации. Это выражается в кризисе и национальной, и политической, и религиозной, и культурной идентичности, когда человек теряет способность сопоставить свой образ мира с общепринятым в рамках этноса, нации, государства, класса или любой иной общности. И как маргинал, он становится легко управляемым. Эти процессы являются общемировыми, но особенно ярко они проявляют себя в России, находящейся в условиях обретения новой идентичности и самоопределения в рамках новых границ, новойидеологии, нового экономико-политического проекта.

Что касается религиозной идентичности, то здесь можно выделить две тенденции. Как считает Р. Селлерс, первой тенденцией является усиливающаяся борьба между религиозностью и атеизмом. Вторая — это явление религиозногосинкретизма, стремление посещать более чем одну церковь (так, в Северной Америке — это 9% американцев). Откликаясь на эти потребности, многие церковные общины используют в своих обрядах сочетание традиций индейских племен, буддистской терпимости ко всем формам жизни, католической веры в ангелов, приверженности мормонов идее общей семьи, ритуалов лютеранской церкви. Наиболее яркий пример подобного синкретизма, как считает автор, — движение приверженцев Нового Века [4] .

Седьмой тенденцией, сопровождающей унификацию культуры, является существенная трансформация национальной специфики мышления под влиянием унифицированного англоязычного новояза. Сегодня распространение английского языка становится условием распространения универсального образа жизни. Английским языком пользуются сегодня в качестве средства общения около 1,5 млрд людей, на английском во всемирной компьютерной сети хранится более 90% всей информации, большинство компьютерных программ и инструкций к ним написаны на английском, английский становится языком мировых технических и научных периодических изданий, языком электроники, медицины и космических технологий. Сегодня, как отмечает Э. Гидденс, мы все хотя и живем локально, но говорим на глобальном языке.

Между тем язык является способом сохранения и трансляции культуры, традицийи общественного самосознания данного речевого коллектива, этноса и нации. Каждая культура обладает собственным вербальным арсеналом, где понимание происходит в первую очередь на уровне интонации и всего комплекса выразительных средств. Само же слово функционирует наиболее оптимальным способом исключительно в определенном языковом контексте, вскрывающем все оттенки его значений, и выступает как исторически обусловленное, где за каждым из них выступает весь образ жизни данного народа с его ценностными приоритетами, его менталитет, национальный характер, традиции, обычаи,мироощущение и видение мира.

Итак, вопрос о глобализации культуры гораздо сложнее, чем вопрос о глобализации экономической, политической и финансовой сферы. В первую очередь это определяется тем, что такие составляющие духовной культуры, как ценности, смыслы и значения, картина мира, характер символического опредмечивания мира, не подчиняются законам прогресса и не поддаются унификации, генерализации и механическому совмещению, как заметили еще неокантианцы. Если такое происходит, можно говорить не о глобализации, скажем, ценностей, а о замене одних ценностей и соответствующих им культурных миров другими, о поглощении одной картины мира, одной символической системы другой.Унификация духовной составляющей культуры приведет к ее стагнации, внешними признаками которой выступят прежде всего ее неизбежное упрощение, архаизация и возвращение к неактуальным формам межгруппового общения. Необходимый же запас прочности общественного и культурного развития связан в большой степени с разнообразием культур, инновационный потенциал которых может быть востребован в любой момент как способный противостоять разрушительным тенденциям.

Вопросы для повторения

1. Каковы предпосылки современного этапа глобализации?

2. Выделите основные подходы к определению глобализации.

3. В чем состоит специфика социокультурного подхода к глобализации?

4. Что означает принцип мультикультурализма?

5. В чем выражается нарушение процессов идентификации в эпоху глобализации?

6. Перечислите позитивные и негативные последствия глобализации.

7. Оцените состояние языковой культуры современной России. Какие здесь проявляются тенденции?

В процессе формирования монокультурного мира выделяются следующие тенденции.

Во-первых, в современном мире, как показала практика, единственным возможным способом взаимодействия культур является их диалог, т. е. равное партнерство. Между тем глобализация сегодня выступает как распространение тех принципов, которые определяют специфику развития западного мира.Даже лучшие свои постулаты, воплощенные в Декларации прав человека, западный мир навязывает незападному как политические универсалии. Однако теценности, которые составляют основу декларации, остаются чуждыми остальному миру, особенно мусульманскому и конфуцианскому. А стремление ООН применить санкции против тех стран, где нарушаются европейские права, часто выступают в качестве средства политического давления.

Очевидно, что нарастающая универсализация культурной жизни не только не способствует формированию монокультурного мира, но, наоборот, приводит к явлениям локализации, ярким выражением которых сегодня стал принцип мультикультурализма. Этот принцип означает практику и политику неконфликтного сосуществования в одном социальном пространстве многочисленных разнородных культурных сообществ. Однако мультикультурализм во многом противоречит принципам равенства, либерализма и демократии, так как наделяет малые народы, стоящими на грани исчезновения, большими правами, чем те, которыми обладают титульные национальности.

Четвертая тенденция монополяризации мира связана с разрушениемтрадиций, исчезновение обычаев и обрядов, фиксирующих и транслирующих определенную картину мира, свидетельствует о распадении целой системы представлений, ценностей, социальных связей, которые и составляют своеобразие каждой из национальных культур. Кроме того, эти процессы неизбежно сопровождаются разрушением традиционных механизмов продуцирования и распространения культурных ценностей, т. е. культура утрачивает способность к самовоспроизводству.

Пятой является изменение соотношения между высокой специализированной, народной и массовой культурой, где последняя, безусловно, доминирует. Массовая культура управляет и элитарной культурой, и народной культурой, включая их в систему культурной циркуляции только через адаптацию их ценностей к массовому сознанию и превращая их в продукты массового потребления. Массовая культура в процессах глобализации выступает в качестве универсального культурного проекта, основы формирующейся транснациональной культуры, и в этом смысле она становится инструментом разрушения национальных культурных традиций, механизмом культурной экспансии и (если учитывать политическое и экономическое лидерство США) американизации культуры.

Шестой существенной тенденцией, сопровождающей формирование монокультурного мира, является распадение естественных связей в культуре и нарушение механизмов идентификации. Это выражается в кризисе и национальной, и политической, и религиозной, и культурной идентичности, когда человек теряет способность сопоставить свой образ мира с общепринятым в рамках этноса, нации, государства, класса или любой иной общности. И как маргинал, он становится легко управляемым. Эти процессы являются общемировыми, но особенно ярко они проявляют себя в России, находящейся в условиях обретения новой идентичности и самоопределения в рамках новых границ, новойидеологии, нового экономико-политического проекта.

Что касается религиозной идентичности, то здесь можно выделить две тенденции. Как считает Р. Селлерс, первой тенденцией является усиливающаяся борьба между религиозностью и атеизмом. Вторая — это явление религиозногосинкретизма, стремление посещать более чем одну церковь (так, в Северной Америке — это 9% американцев). Откликаясь на эти потребности, многие церковные общины используют в своих обрядах сочетание традиций индейских племен, буддистской терпимости ко всем формам жизни, католической веры в ангелов, приверженности мормонов идее общей семьи, ритуалов лютеранской церкви. Наиболее яркий пример подобного синкретизма, как считает автор, — движение приверженцев Нового Века [4] .

Седьмой тенденцией, сопровождающей унификацию культуры, является существенная трансформация национальной специфики мышления под влиянием унифицированного англоязычного новояза. Сегодня распространение английского языка становится условием распространения универсального образа жизни. Английским языком пользуются сегодня в качестве средства общения около 1,5 млрд людей, на английском во всемирной компьютерной сети хранится более 90% всей информации, большинство компьютерных программ и инструкций к ним написаны на английском, английский становится языком мировых технических и научных периодических изданий, языком электроники, медицины и космических технологий. Сегодня, как отмечает Э. Гидденс, мы все хотя и живем локально, но говорим на глобальном языке.

Между тем язык является способом сохранения и трансляции культуры, традицийи общественного самосознания данного речевого коллектива, этноса и нации. Каждая культура обладает собственным вербальным арсеналом, где понимание происходит в первую очередь на уровне интонации и всего комплекса выразительных средств. Само же слово функционирует наиболее оптимальным способом исключительно в определенном языковом контексте, вскрывающем все оттенки его значений, и выступает как исторически обусловленное, где за каждым из них выступает весь образ жизни данного народа с его ценностными приоритетами, его менталитет, национальный характер, традиции, обычаи,мироощущение и видение мира.

Итак, вопрос о глобализации культуры гораздо сложнее, чем вопрос о глобализации экономической, политической и финансовой сферы. В первую очередь это определяется тем, что такие составляющие духовной культуры, как ценности, смыслы и значения, картина мира, характер символического опредмечивания мира, не подчиняются законам прогресса и не поддаются унификации, генерализации и механическому совмещению, как заметили еще неокантианцы. Если такое происходит, можно говорить не о глобализации, скажем, ценностей, а о замене одних ценностей и соответствующих им культурных миров другими, о поглощении одной картины мира, одной символической системы другой.Унификация духовной составляющей культуры приведет к ее стагнации, внешними признаками которой выступят прежде всего ее неизбежное упрощение, архаизация и возвращение к неактуальным формам межгруппового общения. Необходимый же запас прочности общественного и культурного развития связан в большой степени с разнообразием культур, инновационный потенциал которых может быть востребован в любой момент как способный противостоять разрушительным тенденциям.

Вопросы для повторения

1. Каковы предпосылки современного этапа глобализации?

2. Выделите основные подходы к определению глобализации.

3. В чем состоит специфика социокультурного подхода к глобализации?

4. Что означает принцип мультикультурализма?

5. В чем выражается нарушение процессов идентификации в эпоху глобализации?

6. Перечислите позитивные и негативные последствия глобализации.

7. Оцените состояние языковой культуры современной России. Какие здесь проявляются тенденции?

Современное состояние общественного развития давно уже носит название глобализации.

Процесс глобализации характеризуется интеграцией всех сфер общественной жизни в некую совокупность. Событие глобализации стало закономерным развитием тех общественных идеалов, что были заложены философией истории эпохи Просвещения.

Глобализация в рамках духовной культуры имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К отрицательным относится пагубное влияние технического развития производства на сферу культуры. В некоем роде культура попадает под влиянием машин и мышления им порождаемого. Также в некоторых аспектах негативно на культуру влияет капиталистическая система общества, основывающаяся на приобретении прибыли.

К положительным последствиям глобализации в сфере культуры относится создание прообраза всеобщего мышления, информационного пространства доступного для всех, налаживание и улучшение культурных связей и информационных потоков, что обеспечивает проникновение различных культур во все точки планеты.

В зарубежной исследовательской литературе прослеживается три основных подхода к оценке процесса глобализации культуры:

  1. Глобализация культуры – это процесс необходимый и позитивный. Опасения же рождены нежеланием стран отказаться от национальных особенностей, что расценивается как ложная позиция.
  2. Умерено-критический подход, представители которого считают, что общество сопротивляется глобализационным процессам в культуре; имеет своего рода иммунитет к нему.
  3. Глобализация – это апокалипсис культуры (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Бодрияр и др.). Этот подход раскрывает природу культурной индустрии, создаваемой глобализацией. Культурная индустрия порождает массовую, постмодернистскую культуру. Этот тип культуры ведет к общественной деградации.

Готовые работы на аналогичную тему

Из трех точек зрения большее число сторонников в условиях современного мира имеют последние две.

Массовая культура

Глобализация в сфере культуры приводит к созданию массовой культуры.

Массовая культура – это состояние культуры, тип культуры, соответствующий современному этапу общественного и политического развития и присущий широким слоям населения.

Массовая культура обладает следующими особенностями:

На основании изложенного можно заключить, что массовая культура является специфическим феноменом современного глобализма. Она представляет собой новый тип повседневного общественного сознания. Первоначальный вход в сферу культуры проходит через нее.

Читайте также: