Марксистско ленинский атеизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Марксистско-ленинский атеизм, также известный как Марксистско-ленинский научный атеизм, это нерелигиозный и антиклерикальный элемент Марксизм-ленинизм, официальный государственная идеология Советского Союза. [1] На основании диалектико-материалист понимание места человечества в природа, Марксистско-ленинский атеизм предполагает, что религия является опиум народа; таким образом, марксизм-ленинизм защищает атеизм, скорее, чем религиозное верование. [2] [3] [4]

В поддержку этих идеологических предпосылок марксистско-ленинский атеизм объясняет происхождение религии и объясняет методы научной критики религии. [5] Философские корни материалистического атеизма лежат в трудах Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) и Людвиг Фейербах (1804–1872), г. Карл Маркс (1818–1883) и Владимир Ленин (1870–1924). [6]

В отличие от Советский марксизм, другие разновидности Марксистская философия не антирелигиозный, такой как теология освобождения разработан латиноамериканскими марксистами. [7]

Содержание

Философские основы

Людвиг Фейербах


Людвиг Фейербах, которые отделили философию от религии, чтобы дать философам свободу интерпретировать материальную реальность природа

После его смерти в 1831 году философия Гегеля о существование и существование обсуждался Молодые гегельянцы и материалистические атеисты - Такие как Людвиг Фейербах - кто отверг все религиозная философия как способ управлять миром; Карл Маркс встал на сторону философии материалистов-атеистов. Фейербах отделил философию от религии, чтобы предоставить философам интеллектуальную автономию в их интерпретации материальная реальность. Он возражал против религиозной основы гегелевского философия духа для того, чтобы критически проанализировать основные концепции богословия, и он перенаправил философию с небес на Землю, на предметы человеческого достоинство и Смысл жизни, из того, что мораль и что такое цель существования, [10] заключая, что человечество создало божества как отражение человека Себя. [11] О концептуальной отделенности человека от Бога в Сущность христианства (1841) Фейербах сказал:

Но идея божества совпадает с идеей человечества. Все божественные атрибуты, все атрибуты, которые делают Бога Богом, являются атрибутами [человеческого] вида - атрибутами, которые в отдельном [человеке] ограничены, но границы которых отменены в сущности вида и даже в его сущности. существование, поскольку оно полностью существует только во всех людях, вместе взятых. [12]

Как современный философЛюдвиг Фейербах сказал, что религия имеет социально-политическое значение. мощность на человеческий разум через распространение страха перед мистическими силами небес, [13] и пришел к выводу, что церкви должны быть разрушены, а религия искоренена. [14] Благодаря этой практике материалистической философии, мышления и действия ученик философа Карл Маркс стал политически радикальным философом. [15] [16]

Карл Маркс


Карл Маркс, который синтезировал антирелигиозную философию с материализм показать, что религия - это социальная конструкция, используемая для социального контроля правящим классом общества

Как философ материализмКарл Маркс отверг религиозная философия, и его культурный вклад как вредный для человеческого разума и человеческого прогресса. Вместо этого он принял человека автономия из сверхъестественное авторитет как аксиоматическая истина о реальном мире индустриальной Европы XIX века. [17] Маркс считал, что церкви изобрели религию для оправдания правящих классов. эксплуатация труда рабочего класса посредством социально расслоенный индустриальное общество; как таковая, религия - это наркотик, позволяющий уйти от реального мира. [18] В К критике гегелевской философии права, Маркс описал противоречивый характер религиозных настроений, что:

Религиозные страдания одновременно являются выражением настоящих страданий и протестом против настоящих страданий. Религия - это вздох угнетенного существа, сердце бездушного мира и душа бездушных состояний. Это [религия] - опиум для людей. [19]

Таким образом, согласно Марксу, атеистическая философия освободила мужчин и женщин от подавления их врожденного человеческого потенциала и позволила людям интеллектуально понять что у них есть индивидуальные человеческое агентство, и, таким образом, являются хозяевами своей индивидуальной реальности, потому что земная власть сверхъестественных божеств нереальна. Маркс выступал против функции религии по социальному контролю, которую церкви реализовали посредством атомизации общества; то аномия и социальное отчуждение которые психологически отделяют людей от самих себя (как отдельных мужчин и женщин) и отчуждают людей друг от друга (как части социального сообщества). Следовательно социальный авторитет богословия (религиозной идеологии) следует удалить из закон, то социальные нормы, а традиции с которой люди управляют обществом. В этом ключе политической эмансипации, представленной в культурно прогрессивных концепциях гражданин и гражданство как социальная идентичность, в К еврейскому вопросуМаркс сказал, что:

Разложение человека на еврея и гражданина, протестанта и гражданина, религиозного человека и гражданина не является ни обманом, направленным против гражданства, ни обходом политической эмансипации, это само политическое освобождение, политический метод эмансипации себя от религии. Конечно, в периоды, когда политическое государство как таковое рождается насильственным путем из гражданского общества, когда политическое освобождение является формой, в которой люди стремятся достичь своего освобождения, государство может и должно доходить до отмены религии. разрушение религии. Но он может сделать это только таким же образом, как он переходит к отмене частной собственности, по максимуму, к конфискации, к прогрессивному налогообложению, точно так же, как это доходит до отмены жизни, гильотины.
В периоды особой самоуверенности политическая жизнь стремится подавить свою предпосылку, гражданское общество и элементы, составляющие это общество, и конституировать себя как реальную видовую жизнь человека, лишенную противоречий. Но он может достичь этого, только вступив в жестокое противоречие со своими собственными условиями жизни, только объявив революцию перманентной, и, следовательно, политическая драма обязательно закончится восстановлением религии, частной собственности и всего прочего. элементы гражданского общества, так же как война заканчивается миром. [20]

Следовательно, поскольку организованная религия является продуктом человека, производным от объективных материальных условий, и что экономические системы, такие как капитализм, влияют на материальные условия общества, отмена неравных систем политическая экономика и стратифицированных социальные классы приведет к исчезновению государства и официальной религии в результате создания коммунистическое общество, в котором нет ни формального государственного аппарата, ни системы социального класса. О природе и социально-контролирующей функции религиозных чувств в К критике философии права Гегеля (1843 г.) Маркс сказал, что:

Отмена религии как иллюзорного счастья людей - это требование их настоящего счастья. Призывать их отказаться от своих иллюзий относительно своего состояния - значит призывать их отказаться от состояния, которое требует иллюзий. Следовательно, критика религии находится в зачаточном состоянии, критика той юдоли слез, ореолом которой является религия. [21]

Гуманистическая философия диалектического материализма предполагала, что экзистенциальное состояние бытия человек естественным образом возник в результате взаимодействия материальных сил (земли, ветра и огня), существующих в физическом мире. Эта религия возникла как психологическое утешение для эксплуатируемые рабочие кто живет реальностью наемное рабство в индустриальном обществе. Таким образом, несмотря на рабочее происхождение организованной религии, духовенство допускало правящий класс контролировать религиозные настроения (практику религии), что дает контроль над всем обществом - средний класс, то рабочий класс, а пролетариат - с христианскими рабами, надеющимися на вознаграждение загробная жизнь. В Немецкая идеология (1845), о психологии религиозной веры, Маркс сказал, что:

При установлении коммунистического общества философия марксистско-ленинского атеизма интерпретирует социальное вырождение организованной религии - от психологического утешения до социального контроля - как оправдание революционной отмены официальной государственной религии и ее замены официальным атеизмом; Таким образом Марксистско-ленинское государство не имеет официальной религии. [25]

Фридрих Энгельс


Фридрих Энгельс, который определил религию как потребность человека в фантастическом духовном отражении себя, чтобы иметь некоторый контроль над жизнью и реальностью

В Людвиг Фейербах и конец классической немецкой идеологии (1846 г.) и в Анти-Дюринг (1878), Фридрих Энгельс обратился к современным социальным проблемам с критикой идеалистический мировоззрение, особенно религиозные интерпретации материальная реальность мира. Энгельс предположил, что религия - это фантазия о сверхъестественных силах, контролирующих и определяющих человечество. материальная бедность и бесчеловечный моральное убожество с ранней истории человечества; но такое отсутствие человеческого контроля над человеческое существование закончится отменой религии. Это посредством теизм, потребность людей верить в божество, как духовное отражение личности, религия постепенно исчезнет. в Анти-ДюрингЭнгельс сказал:

. . . и когда этот акт был совершен, когда общество, овладев всеми средствами производства и используя их на плановой основе, освободило себя и всех своих членов от рабства, в котором они сейчас находятся, этими средствами производства, которое они сами создали, но которое противостоит им как непреодолимая чуждая сила, когда, следовательно, человек больше не просто предлагает, но и распоряжается - только тогда последняя чуждая сила, которая все еще отражается в религии, исчезнуть; и вместе с ним исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине, что тогда не останется ничего для отражения. [26]

Энгельс считал религию ложное сознание несовместимы с коммунистической философией и призывали коммунистические партии Первый Интернационал пропагандировать атеистическую политику в своих странах и рекомендовать научное образование как средство преодоления мистика и суеверия людей, которым требовалось религиозное объяснение реального мира. [27] В свете научного прогресса промышленной революции спекулятивная философия теологии устарела в определении места для каждого человека в обществе. в Анти-ДюрингЭнгельс сказал:

Подлинное единство мира состоит в его материальности, и это подтверждается не несколькими выдуманными фразами, а долгим и утомительным развитием философии и естествознания. [28]

Владимир Ленин


Картина Большевик к Борис Кустодиев изображает Большевик революционный, несущий красный флаг, глядя на восточную православную церковь

Религия - одна из форм духовного угнетения, которое повсюду тяжело давит на массы людей, отягощенных своей постоянной работой для других, нуждами и изоляцией. Бессилие эксплуатируемых классов в их борьбе с эксплуататорами столь же неизбежно порождает веру в лучшую жизнь после смерти, поскольку бессилие дикаря в его битве с природой порождает веру в богов, дьяволов. , чудеса и тому подобное.

Тех, кто трудится и живет в нужде всю свою жизнь, религия учит быть покорными и терпеливыми, пока они здесь, на земле, и находить утешение в надежде на небесную награду. Но тех, кто живет чужим трудом, религия учит заниматься благотворительностью на земле, тем самым предлагая им очень дешевый способ оправдать все свое существование в качестве эксплуататоров и продавая им по умеренной цене билеты на оздоровительные учреждения. находясь на небесах. Религия - это опиум для людей. Религия - это своего рода духовная выпивка, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свое требование жизни, более или менее достойной человека. [31]

Поскольку социальная идеология Восточная Православная Церковь поддерживал царскую монархию, аннулирование доверия к религии сделало бы недействительным политическая легитимность царя как главы российского государства. На практике научный атеизм - это средство классовая борьба за аннулирование авторитета правящего класса, который жил за счет труда рабочий класс и пролетариат, потому что вся интеллектуальная деятельность была направлена ​​на поддержание классовых интересов. Следовательно, теоретические дебаты о сверхъестественном контроле над человеческими делами на Земле имели смысл только при игнорировании материальной бедности, которой живет большинство россиян. [32] В итоге научный атеизм стал философской основой Марксизм-ленинизм, идеология Коммунистической партии в России, в отличие от более умеренной нерелигиозности и антирелигиозности нерусских коммунистических партий. [33]

Советский союз


Прагматическая политика Ленина и Коммунистической партии указывала на то, что религию следует терпеть и подавлять в соответствии с политическими условиями, но при этом оставался идеал официально атеистического общества. [35] [36] [37]

Русским Ленин передал атеистическое мировоззрение материализм:


Становление социалистического общества в России потребовало изменения общественно-политического сознания народа, таким образом, религия, мистика, а сверхъестественное было философским требованием для членства в Коммунистической партии. [38] [39] Для Ленина настоящий социалист - это революционер, который всегда борется с религией и религиозными чувствами как с врагами причина, наука, и социально-экономический прогресс. [40]

Домарксистский атеизм страдал классовой и исторической ограниченностью. Это проявилось в том, что атеисты той поры не понимали классовой сущности религии, ее происхождения, ее теоретических и социальных корней, не могли вскрыть реакционной роли религии и церкви. Поэтому они сводили борьбу против верований в бога к отвлеченному от жизни просветительству и не умели найти истинных путей избавления людей от религиозных предрассудков. К тому же домарксистские атеисты, как правило, критиковали религиозную идеологию по частным вопросам. У них не сложилась единая, цельная, глубоко научная система взглядов для опровержения религии в целом. Недостатком домарксистских атеистов было и то, что в большинстве своем, за исключением революционных демократов, они были идеологами угнетающих классов и стояли далеко от народных масс. Тем не менее домарксистский атеизм играл прогрессивную роль в борьбе против господствующей религиозной идеологии, против церкви и духовенства. Развитие домарксистского атеизма шло по восходящей линии. Он создал основу для становления и последующего развития подлинно научного, марксистского атеизма. Научный атеизм создан К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—*1895), а затем развит дальше В. И. Лениным (1870—1924). Марксистско-ленинский атеизм вобрал в себя все лучшее, что имелось в домарксистском атеизме, преодолел его недостатки и ограниченность. В борьбе с религией научный атеизм использовал новейшие достижения как общественных, так и естественных наук.

В основе как домарксистского, так и марксистско-ленинского атеизма лежит материализм. Однако научный атеизм качественно отличается от домарксистского.

Научный атеизм отличается от домарксистского тем, что его философской основой является не домарксистский материализм вообще, а диалектический материализм. К. Маркс и Ф. Энгельс совершили величайший революционный переворот в философии, создав диалектический и исторический материализм, который представляет собой высшую форму материализма. Диалектический и исторический материализм дает подлинно научное материалистическое объяснение источника религиозных верований трудящихся масс, указывает правильные пути уничтожения социальных корней религии. Классики марксизма-ленинизма отвергали ошибочное представление домарксистских атеистов, полагавших, что для устранения религии достаточно ограничиться распространением просвещения. Они доказали, что настоящее освобождение людей от религии возможно лишь при освобождении трудящихся от всякой эксплуатации и угнетения человека человеком. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что для окончательного уничтожения религии нужно произвести революционное преобразование всей жизни общества. В. И. Лепин развил это учение еще дальше. Он учил, что полное преодоление религиозных пережитков в сознании людей станет возможным лишь при построении коммунизма.

Марксистско-ленинский атеизм является истинно научным и до конца последовательным. Он не оставляет никакой возможности для проникновения религиозной идеологии, мистики и поповщины в объяснение жизни природы и общества. Глубокая научность марксистско-ленинского атеизма вытекает из его новой классовой базы, которая заключается в последовательной революционной борьбе пролетариата за победу социалистической революции, за построение социализма и коммунизма. Цели и задачи пролетариата целиком совпадают с объективным прогрессивным развитием общества. В силу этого научный атеизм, выражающий взгляды самого передового класса — пролетариата, не страдает какой-либо классовой или исторической ограниченностью.

Научный атеизм в отличие от домарксистского атеизма характеризуется глубоким человеколюбием. Он ставит перед собой великую гуманную цель — полностью освободить трудящихся от духовного гнета религии и привить им подлинно паучпое мировоззрение, являющееся идейным оружием в борьбе за уничтожение всякой эксплуатации, за построение самого справедливого общественного строя — коммунизма.

Опыт Великой Октябрьской социалистической революции, строительства социализма и коммунизма в СССР и других странах социализма подтверждает справедливость этих идей.

Марксистско-ленинский атеизм имеет воинствующий, наступательный характер. Он ведет последовательную, непримиримую борьбу с любой религией, указывая народпым массам правильные пути и формы преодоления религиозной веры. Научный атеизм утверждает, что духовное раскрепощение людей заключается в революционном преобразовании общества, в уничтожении частной собственности на средства производства, в устранении эксплуатации и построении самого справедливого общества — коммунизма.

Существенной чертой научного атеизма является его массовость. Если домарксистский атеизм выражал взгляды отдельных людей и групп, как правило представителей эксплуататорского класса, то научный атеизм является действительно массовым. В СССР абсолютное большинство советских людей — атеисты. Советский Союз является первой в мире страной массового атеизма.

Важную особенность марксистско-ленинского атеизма составляет его творческий характер. Он вытекает из существа марксизма-ленинизма, являющегося не догмой, а руководством к действию. Научный атеизм получил всестороннее развитие в трудах В. И. Ленина. Он разработал стройную систему атеистических воззрений, в том числе следующие вопросы: социальные и теоретико-познавательные корни религии, отношение Коммунистической партии и Советской власти к религии и церкви, задачи марксистской философии в борьбе против идеализма и религии, пути преодоления религиозных пережитков в процессе строительства социализма, формы и методы антирелигиозной пропаганды.

Дальнейшее творческое развитие научный атеизм получил в Программе КПСС, в решениях съездов нашей партии.

Программа КПСС поставила задачу преодолеть в сознании и поведении людей пережитки капитализма, в том числе и религиозной веры. Эта задача рассматривается как составная часть коммунистического воспитания советских людей в процессе строительства коммунистического общества. В Программе КПСС развиваются атеистические идеи В. И. Ленина о причинах возникновения и живучести религиозной идеологии, о создании цельной и стройной системы научно-атеистической пропаганды, о роли современной науки в познании мира и в борьбе с религиозными представлениями о сверхъестественных силах.

XXIV съезд КПСС поставил задачу еще выше поднять уровень всех звеньев идеологической деятельности, включая и научно-атеистическую пропаганду. Он подчеркнул важность ленинского указания о том, что без сознательного труда и общественной деятельности немыслимо коммунистическое воспитание советских людей.

Съезд обязал всю идейно-воспитательную работу по преодолению религиозных пережитков тесно связывать с жизнью, с практикой строительства коммунистического общества.

Возникновение первого в истории научного мировоззрения диалектического и исторического материализма — привело к появлению подлинно научной формы атеизма как неотъемлемой черты мировоззрения пролетариата.

Возникновение новой формы атеизма было обусловлено социально–экономическими сдвигами, затронувшими наиболее развитые страны Европы. Быстрое развитие капитализма в первой половине XIX в., формирование промышленного пролетариата и развертывание его классовой борьбы означали, что на историческую арену вышел новый класс — класс рабочих, мировоззрением которого становится марксизм. Идеологи этого класса, подойдя с новых классовых позиций ко всему, что накопило человечество в философской, общественной и естественнонаучной мысли, выявив тем самым все ценное, созданное учеными и мыслителями прошлого, смогли создать мировоззрение нового типа, отличающееся от всех прошлых теорий своей научной обоснованностью.

Если социальной основой научного атеизма является рабочий класс, то теоретической его основой является диалектический и исторический материализм. Материалистическое понимание истории дало возможность Марксу и Энгельсу понять религию как своеобразную форму отражения бытия и объяснить ее возникновение и существование материальными условиями жизни общества.

Марксистский атеизм, впитавший в себя и творчески переработавший все ценное, что было создано атеистами прошлого, коренным образом отличается от всех других атеистических учений, как последовательное, строго научное учение.

Домарксистский атеизм видел свою задачу в том, чтобы объяснить религию из ее земной основы, ограничиваясь, таким образом, лишь критикой религии. Марксистский атеизм видит свою задачу не в том, чтобы просто еще раз подвергнуть религию критике, а в том, чтобы революционным путем преобразовать земную жизнь, создать общество, в котором существование религии станет излишним.

Марксистский атеизм является революционным. Он неразрывно связан с революционным движением рабочего класса, с целями и перспективами пролетарской революции.

Марксистский атеизм представляет собой конкретную программу практической деятельности рабочего класса, его партии и государства, а не собрание благих пожеланий, которыми ограничивались атеисты прошлого.

В противоположность предшествующему атеизму, являвшемуся достоянием узкого круга образованных людей, марксистский атеизм обращен к трудящимся и эксплуатируемым и не случайно становится наиболее массовым мировоззрением.

Научный подход к религии дал возможность основоположникам марксизма выяснить действительные причины возникновения религии и пути ее преодоления.

Атеистическая направленность характерна уже для ранних работ Маркса и Энгельса. Конечно, ранние произведения основоположников марксизма следует рассматривать не как изложение взглядов пролетарского атеизма, а только как путь к нему, который вел от атеизма революционно–демократического к атеизму пролетарскому.

Маркс доказывает, что только пролетарская революция открывает действительный путь к освобождению общества от религии.

На ранних стадиях развития человеческого общества, когда природа господствовала над человеком как внешняя сила, еще не познанная им, объектами такого фантастического отражения являлись силы природы. По мере развития человеческого общества наряду с силами природы вскоре объектами такого отражения становятся и общественные силы, господствующие над человеком и также непонятные ему. Таким образом, Маркс и Энгельс, опираясь на материалистическое понимание общественной жизни, впервые в истории сумели объяснить религию из реального процесса развития человеческого общества.

Маркс и Энгельс впервые в истории атеистической мысли установили, что религия возникает как результат действия причин двоякого рода: во–первых, в силу причин социальных и, во–вторых, в силу гносеологических причин. Иначе говоря, религия, с одной стороны, уходит своими корнями в общественную жизнь, с другой — религия имеет корни в познавательной деятельности человека.

В чем же состоят социальные корни религии? Религия, возникнув в первобытном обществе как выражение бессилия людей перед стихийными силами природы, продолжает затем существовать и в последующие исторические эпохи, отражая в фантастической форме бессилие человека перед общественными силами, которые господствуют над ним.

Начиная с рабовладельческого общества, религия отражает и защищает отношения эксплуатации, выступает как орудие духовного угнетения трудящихся.

Социальные корни религии состоят в том, что в условиях классового общества религия защищает интересы господствующих классов, оправдывая все формы эксплуатации и угнетения.

Но если религия коренится в определенной классовой структуре эксплуататорского общества, то это значит, что преодолеть религию только путем распространения просвещения нельзя. Это можно сделать лишь путем уничтожения тех классов, чьи интересы защищает религия и которые поддерживают ее существование.

Вполне понятно, что для возникновения религии необходим, как одно из главных условий, определенный уровень развития человеческого сознания. Возникновению религии предшествовал длительный безрелигиозный период в истории человечества, когда люди были еще более бессильны в борьбе с природой. Однако религии тогда не существовало. Это происходило потому, что для возникновения религии необходимо не только фактическое бессилие человека, но и способность сознания отразить этот факт, осознать его в фантастическом религиозном виде.

Религия прошла ряд исторических форм в своем развитии до тех пор, пока не возникло представление о боге. Это тоже является не только результатом развития общества, но и результатом развития человеческого сознания, которое достигло такого уровня, когда стала возможной чрезвычайно высокая степень абстракции.

Итак, Маркс и Энгельс доказали, что религия имеет классовые и гносеологические корни, и тем самым выяснили важнейшие причины появления и существования религии. Выяснение этих обстоятельств дает возможность не только правильно понять и объяснить происхождение религии, но и позволяет наметить пути преодоления религии. Для того чтобы религия перестала существовать, совершенно недостаточно только бороться с невежеством. Необходимо уничтожить в первую очередь классовые корни религии, т. е. уничтожить эксплуататорское общество, эксплуататорские классы, поддерживающие религию и насаждающие невежество.

Выяснив общий характер и направление развития человеческого общества, Маркс и Энгельс установили, что переход от капитализма к коммунизму является исторической необходимостью. В такой же мере неизбежным является переход к обществу без религии. Поскольку религия существовала не всегда, а возникла лишь в связи с определенными условиями, сложившимися в обществе, постольку устранение этих условий в результате революционного преобразования общественной жизни открывает путь к полному преодолению религии.

Однако было ясно: автоматически вслед за победоносной пролетарской революцией религия не исчезнет, потребуется целый исторический период для ее полного преодоления. Исходя из этого, Маркс и Энгельс сформулировали основные задачи рабочего класса по отношению к религии и церквиОсновоположники марксизма установили, что борьба рабочего класса против религии есть составная часть всей его борьбы против сил и традиций старого общества, за установление диктатуры пролетариата. Маркс указывал, что требование свободы совести, являющееся по своему характеру общедемократическим, не может удовлетворить партию рабочего класса, конечной целью которой по отношению к религии является ее полное преодоление.

Таким образом, Маркс и Энгельс не только создали теорию научного атеизма, но дали практическую программу борьбы рабочего класса и его партии за полное преодоление религии.

Дальнейшее распространение и развитие марксистского атеизма связано с именами выдающихся мыслителей–марксистов Поля Лафарга (1842–1911), Августа Бебеля (1840–1913), Георгия Валентиновича Плеханова (1856–1918), Франца Меринга (1846–1919), Иосифа Дицгена (1828–1888) и др. Выдающиеся последователи Маркса и Энгельса сделали очень много для распространения идей марксизма и атеизма в европейских странах. Но этим их исторические заслуги не исчерпываются. Ими сделано многое не только для распространения идей, которые были сформулированы основоположниками марксизма, но и для развития этих идей, для разработки проблем марксистского атеизма. Труды выдающихся последователей Маркса и Энгельса явились необходимой ступенью в развитии марксистского атеизма.

Ленинский этап в развитии марксистского атеизма

В конце XIX в. капитализм вступает в свою высшую и последнюю стадию империализм. Эпоха империализма, загнивающего и умирающего капитализма, есть в то же время канун социалистической революции. Деятельность Владимира Ильича Ленина развернулась именно в тот исторический период, когда перспективы пролетарской революции стали близкими и реальными.

В условиях империализма буржуазия, напуганная ростом революционного движения рабочего класса, потеряв перспективу исторического развития, отказывается не только от лозунгов свободы, равенства и братства, под которыми она во главе масс шла на борьбу против феодализма, но и от идей буржуазных философов эпохи буржуазных революций, призывавших на суд человеческого разума все общественные институты.

Обострение идеологической борьбы в условиях империализма, в частности после поражения первой русской революции, было связано со все усиливающимися попытками ревизии марксизма с позиций различных направлений буржуазной философской мысли (неокантианства, махизма). Объектами ревизии становятся не только марксистское учение о классовой борьбе, государстве и революции, не только диалектический и исторический материализм, но и марксистский атеизм.

В отличие от Запада в России сложились совсем иные условия. Пролетариат России, как вождь буржуазно–демократической революции, должен был стать идейным вождем в борьбе с религией.

Исторической заслугой В. И. Ленина является развитие марксистского атеизма в условиях империализма, в борьбе против ревизионистов различного толка, когда задачи подготовки социалистической революции стали непосредственными практическими задачами Коммунистической партии. В сложных условиях отсталой России В. И. Ленин не только развил дальше теорию научного атеизма, но сыграл решающую роль в формировании практической программы партии по отношению к религии и церкви до победы пролетарской революции и после установления диктатуры пролетариата, в период строительства социализма.

Признавая религию частным делом по отношению к государству, В. И. Ленин решительно выступал против всяких попыток идейного разоружения партии, примирения социализма и религии.

По отношению к партии рабочего класса религия не может быть частным делом. Партия — это союз сознательных борцов за освобождение рабочего класса, основанный на научном, марксистском мировоззрении, принципиально враждебном всякой религии. Партия стремится к освобождению рабочего класса от всех видов угнетения, в том числе и религиозного. И эта борьба для члена партии не частное, а общепартийное дело. Поскольку религиозный гнет является порождением эксплуататорского строя, то его преодоление невозможно без революционной борьбы рабочего класса за победу социалистической революции, за диктатуру пролетариата. И в борьбе за ее достижение нельзя допускать раздробления революционных сил по религиозному признаку, к чему всегда стремится буржуазия, так как ей выгодно отвлечь внимание трудящихся в сторону религиозных вопросов.

Поражение революции 1905 — 1907 гг. и наступившая полоса реакции наложили отпечаток на идейную жизнь России в последующие годы. Настроения безысходности, бессмысленности общественной борьбы получили широкое распространение. В этот период вместе с идеями крайнего индивидуализма, мистики и эротики распространяются идеалистические направления в философии, растет влияние религии. Становятся модными и такие религиозно–философские течения, как богоискательство и богостроительство.

Марксизм, будучи материалистической философией, стоит на позициях борьбы с религией. Но он идет дальше любой другой формы материализма, научно объясняя источник религии в эксплуататорском обществе. Если буржуазный материалист причиной существования религии считает невежество масс и поэтому видит свою задачу в их просвещении, в пропаганде атеизма как единственного средства борьбы с религией, то марксист утверждает, что в современных капиталистических странах религия имеет в первую очередь социальные корни. Такими корнями религии являются социальная придавленность трудящихся, их кажущаяся беспомощность перед слепыми силами капитала.

Анализируя ход дебатов в Государственной думе, В. И. Ленин дает четкую и глубокую по содержанию оценку позиций представителей различных политических партий (октябристов, кадетов, трудовиков и др.) и показывает, что только отношение большевиков к религии и церкви, вытекающее из самой сущности марксистского мировоззрения, отвечает чаяниям народных масс и является действительным решением религиозного вопроса.

Марксистско–ленинский атеизм получил поддержку и признание трудящихся масс. В этом большая заслуга таких выдающихся атеистов–ленинцев, как Ем. Ярославский, И. И. Скворцов–Степанов, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, П. А. Красиков и др.

Продолжается разработка проблем атеизма и в наши дни. Одним из основных направлений в атеистической литературе является исследование еще не решенных проблем. Изучение ранних форм религии, работы по истории современных форм религии, исследования социальной природы религии, структуры религиозного сознания вот некоторые из проблем, разрабатываемых советскими атеистами.

Чрезвычайно интересными являются конкретно–социологические исследования в области атеизма, получившие уже значительное распространение и дающие ценный материал как для теоретических обобщений, так и для практической деятельности по атеистическому воспитанию.

В последние годы советские исследователи большое внимание уделяют разработке научных основ атеистического воспитания. Опираясь на труды классиков марксизма, они определяют конкретные пути преодоления религиозных предрассудков в условиях нашей страны.

В связи с обострением идеологической борьбы между империализмом и социализмом на современном этапе ведется изучение методов использования западной реакцией некоторых зарубежных религиозных организаций в планах антикоммунизма.

Разрабатывая фундаментальные проблемы научного атеизма, ученые помогают решению практических задач по преодолению религиозных пережитков в сознании людей.

Значительный вклад в разработку проблем научного атеизма вносят научные работники, занимающиеся атеистической проблематикой в социалистических странах. Опираясь на марксистско–ленинское атеистическое наследие, они занимаются решением теоретических и практических вопросов, имеющих важное значение в конкретных условиях той или иной страны. В социалистических странах проведены весьма основательные конкретные социальные исследования, сделаны попытки выявить современные тенденции в различных религиозных системах, показать несостоятельность аргументации современных теологов, пытающихся вывести религию из–под ударов науки. Подвергая критике ухищрения теологов, которые стремятся любыми средствами преодолеть кризис религии, ученые социалистических стран утверждают научно–материалистическое мировоззрение, показывая, что только марксистский подход к проблемам современного мира позволяет решить самые животрепещущие вопросы нашего времени.

Атеизм и религия

Атеизм и религия В нашем современном мире так много вер и так много неверий, что когда мы называем одну из вер или неверий, то сразу приходится же сориентироваться, а что мы хотим сказать: сопоставить ли с другими или может быть раскрыть существо без относительно к прочим

Основной марксистский взгляд на социальные изменения

Основной марксистский взгляд на социальные изменения Согласно Марксу, общество подобно яйцу. Внутри общества на позиции эмбриона, находится угнетенный класс, который в конце концов становится правящим классом. В капиталистическом обществе — это рабочий класс или

1. Научный атеизм

1. Научный атеизм 1.1. Атеизм и вера в бога Все люди рождаются на свет с носом и пятью пальцами на руке, и ни один из них не появляется на свет с понятием о боге. Вольтер. Вряд ли среди читателей найдется человек, который не знает в общих чертах, что такое теизм и атеизм.

8. ЦИОЛКОВСКИЙ И АТЕИЗМ

Атеизм Ванини

Атеизм Ванини Коперниканская революция в науке способствовала возникновению атеистических систем мышления в эпоху позднего Возрождения. Одним из наиболее ярких философов этого плана был Джулио Чезаре Ванини (1585–1619 гг.). Еретические высказывания Ванини заставили его

Проверка на атеизм

Атеизм (Atheism).

Атеизм (Atheism). Греч, слово atheos ("безбожник") встречается в НЗ лишь один раз (Еф 2:12) и обозначает людей, лишенных истинного Бога. Таково величайшее несчастье язычников (ср. Рим 1:28). Ни в Септ., ни в апокрифах это слово не употребляется. ВЗ и НЗ основываются на вере в реальность

Атеизм, христианский

Атеизм, христианский см.: Теология смерти Бога.

[Замаскированный атеизм ]

[Замаскированный атеизм] Нет ничего столь опасного для нашей веры, как этот замаскированный атеизм. Еще не все потеряно, далеко не все, с революционным атеизмом. Неправильно понятая милосердная любовь, факелы милосердной любви могут в нем пылать не в ту сторону, и

Атеизм, или безбожие

Атеизм, или безбожие Это такое извращение мыслей, по которому отвергают самое бытие Творца и Промыслителя мира и человеков — Бога. Так как идея Божества неразлучна с существом нашего духа, так как она глубоко запечатлена в разумной природе нашей и весь окружающий нас мир

Атеизм

Вершиной развития атеистической мысли стал марксистский атеизм. Атеизм — неотъемлемая сторона марксистского учения.

Историческне условия появления марксистского атеизма. Возникновение марксизма означало переворот в понимании природных и общественных закономерностей, человека как социального существа, его сознания и деятельности. Марксистское учение указало реальные пути освобождения человечества от всех видов социального и духовного отчуждения и гнета, ликвидации эксплуататорского строя и построения нового общества. Это стало возможным с углублением антагонистических противоречий капита-

18 Добролюбов Н. А. Собр. соч : В 6 т. Т. 3 М , Л , 1962. С. 347.

диетической формации, с выходом на историческую арену революционного пролетариата, с успехами классовой борьбы трудящихся и угнетенных.

С эпохой капитализма тесно связаны не только ускорение темпов социальной жизни и бурный рост общественного производства, но и невиданный доселе научно-технический прогресс. В середине прошлого столетия завоевания естествознания, великие отрытия XIX в., такие, как закон сохранения и превращения энергии, теория Дарвина, выявление клеточного строения живых существ, другие победы науки в астрономии, геологии, химии, физиологии, эмбриологии и пр. подготовили базу для общефилософских мировоззренческих выводов в объяснении природы, не оставлявших места для идей о сверхъестественном вмешательстве в ее процессы.

Возникновение марксистского атеизма было подготовлено также всем предшествующим развитием философии. В первой трети — середине XIX в. широкое распространение получают разработанные системы материализма (например, Л. Фейербаха), а в рамках идеалистических построений значительных достижений добиваются диалектические учения, среди прочих прежде всего диалектика Гегеля. К. Маркс и Ф. Энгельс критически и творчески переосмыслили рациональное содержание гегелевской диалектики, соединили материализм с диалектическим методом, преодолели метафизический и зачастую механистический характер донаучного материализма, ограничивающий его возможности в борьбе с идеализмом, в критике религии.

' Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 415.

Однако, продолжал В. И. Ленин, диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха. Марксистский атеизм — качественно новая форма атеизма, разрабатывающая принципиально иные способы борьбы с религией по сравнению с домарксистской традицией. Даже наиболее радикальные атеистические теории прошлого не были подлинно научными, оставались полны утопических мечтаний, эмоционально-морализаторских сентенций, благих пожеланий, иллюзий о путях преодоления религии. Все они были идеалистическими в понимании истории, общественных явлений, в том числе и религии. Игнорирование ее социальной природы определяло многие слабые стороны домарксистского атеизма. К ним главным образом относятся его нередкая непоследовательность в критике религии, односторонность, абстрактно-просветительский характер, классовая ограниченность.




2 Там же. Т. 23. С. 44.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 414.

4 Там же. Т. 23. С 383.

Происходит это на путях обращения за помощью к сверхъестественным сущностям. Однако пути эти ведут в никуда, результат оказывается иллюзорным. Несмотря

5 Там же. Т. 3. С. 2.

6 Там же. Т. 27 С. 370.

7 Там же. Т 42. С 169.

человечества из царства необходимости в царство свободы. Это произойдет в таких условиях, в которых люди получат все предпосылки для того, чтобы стать хозяевами своей судьбы, господствовать над собой и внешними обстоятельствами.

8 Там же Т. 45. С 474.

Марксистский атеизм — творческое, конструктивное учение. Оно критикует догматизм во всех его проявлениях, обогащается новыми положениями и выводами. Оно постоянно учитывает изменения, происходящие в религиозной идеологии и сознании верующих, в социальном фоне бытования религии, условиях ее воспроизводства и функционирования.

Вместе с тем творческий характер марксистского атеизма не имеет ничего общего с ревизионистским пересмотром его главных принципов, к которым прежде всего относятся историзм и всесторонность в рассмотрении явлений, конкретный социально-классовый их анализ, раскрытие реальной роли в диалектике общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс решительно выступали против любых отступлений от научного подхода к пониманию сущности религии, против левацких и оппортунистических искажений теории пролетарского атеизма.

Затрагивая темы, связанные с особенностями взаимоотношений религии и политики, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что религия, прочие формы общественного сознания, надстроечные образования способны оказывать заметное влияние на экономические структуры и друг на друга. Изучая различные ситуации переплетения религии и политики, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что в некоторых исторических условиях одними и теми же религиозными лозунгами оперируют соперничающие, противостоящие общественные классы. Необходимо поэтому ясно видеть это и бороться с использованием религии реакционными кругами, всегда учитывая

конкретные социальные интересы, скрытые за религиозной экзальтацией.

Пролетариат, подчеркивали основоположники марксизма, совершенно не нуждается в религиозной маскировке своих прогрессивных устремлений. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципы нового, пролетарского понимания свободы совести, преодолевающего ограниченность буржуазной веротерпимости. К. Маркс положительно оценил такие мероприятия Парижской коммуны, как отделение церкви от государства и вывод учебных заведений из-под церковного влияния. В итоге священнослужители должны были вернуться к скромной жизни частных лиц и существовать за счет пожертвований верующих.

9 Там же, Т. 4. С. 11.

10 Там же. Т. 45. С. 474.

Разработка всех этих вопросов оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие научного атеизма. Много усилий для упрочения его фундамента приложили ученики и соратники Маркса и Энгельса.

Новые требования были предъявлены и к атеистической теории. Марксистам на практике предстояло воплотить в жизнь принципы атеистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Вклад В. И. Ленина в их разработку позволил поднять научный атеизм на высшую ступень. Научный атеизм по праву называется марксистско-ленинским.

В. И. Ленин опирался на все достижения атеистического наследия классиков марксизма. Он подчеркивал глубокую последовательность и продуманность их научно-атеистических выводов, указывал на неразрывную связь политической линии марксизма в религиозных вопросах с его философскими основами.

Дальнейшее творческое развитие этих основ, общетеоретической базы атеизма — громадная заслуга В. И. Ленина. Он решительно отстаивал принцип единства материалистического мировоззрения и атеизма. В своих философских произведениях В. И. Ленин показал, что малейшее отступление от материализма открывает дорогу к религии, к фидеизму (поповщине). Разрабатывая марксистскую теорию познания, В. И. Ленин продемонстрировал общность, родственность гносеоло-

11 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. С 3.

гических корней религии и идеализма, раскрыл их сущность. В вопросе о критериях истины, о диалектике относительной и абсолютной истины В. И. Ленин развил марксистское учение о практике как критерии истины, показал его значение для безусловного отвержения фидеизма.

В. И. Ленин выступил не только против философских шатаний части российских социал-демократов (сторонников махизма, богостроителей). Он выявил связь между их мировоззренческими и социально-политическими колебаниями, раскрыл социально-психологическую подоплеку подобных отступлений.

12Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226.

последствиям для прогрессивного развития общественно-политических процессов.

Большое внимание уделял В. И. Ленин разработке научных основ политики рабочей партии и социалистического государства в отношении религии, церкви и верующих. Он посвятил этой проблеме несколько специальных программных статей, принял непосредственное участие в составлении ряда партийных документов, затрагивающих эти вопросы.

15 Там же. Т. 17. С. 419

Учитывая это, В. И. Ленин подчеркивал важность обеспечения единства всех демократических, социалистических сил в борьбе за новый мир. Задачу перестройки общественных порядков на социалистических основах не в состоянии выполнить один лишь авангард передового класса. Единство революционной борьбы угнетенного класса, указывал В. И. Ленин, за создание рая на земле важнее для марксистов, чем единство мнений пролетариата о рае на небе.

После победы Великой Октябрьской революции перед партией и рабоче-крестьянским государством встали новые, невиданные по своей сложности задачи, в том числе связанные с проблемами религии и атеистического

16 Там же. Т. 12. С. 143.

17 См. там же. С. 145.

воспитания населения. В. И. Ленин уделял им много внимания. Он принял непосредственное участие в подготовке декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, в котором были конкретизированы принципы марксистского понимания свободы совести применительно к условиям молодой республики.

Научно-атеистические принципы классиков марксизма-ленинизма получили свое дальнейшее развитие в документах коммунистических и рабочих партий, в трудах философов-марксистов. Соблюдение чистоты марксистско-ленинского учения в этих вопросах — важная предпосылка успешного осуществления атеистических процессов в социалистическом обществе, становления и упрочения там позиций массового атеизма, диалектико-материалистического мировоззрения.

18 Там же. Т. 45. С. 26.

Глава XXII

Вершиной развития атеистической мысли стал марксистский атеизм. Атеизм — неотъемлемая сторона марксистского учения.

Историческне условия появления марксистского атеизма. Возникновение марксизма означало переворот в понимании природных и общественных закономерностей, человека как социального существа, его сознания и деятельности. Марксистское учение указало реальные пути освобождения человечества от всех видов социального и духовного отчуждения и гнета, ликвидации эксплуататорского строя и построения нового общества. Это стало возможным с углублением антагонистических противоречий капита-

18 Добролюбов Н. А. Собр. соч : В 6 т. Т. 3 М , Л , 1962. С. 347.

диетической формации, с выходом на историческую арену революционного пролетариата, с успехами классовой борьбы трудящихся и угнетенных.

С эпохой капитализма тесно связаны не только ускорение темпов социальной жизни и бурный рост общественного производства, но и невиданный доселе научно-технический прогресс. В середине прошлого столетия завоевания естествознания, великие отрытия XIX в., такие, как закон сохранения и превращения энергии, теория Дарвина, выявление клеточного строения живых существ, другие победы науки в астрономии, геологии, химии, физиологии, эмбриологии и пр. подготовили базу для общефилософских мировоззренческих выводов в объяснении природы, не оставлявших места для идей о сверхъестественном вмешательстве в ее процессы.

Возникновение марксистского атеизма было подготовлено также всем предшествующим развитием философии. В первой трети — середине XIX в. широкое распространение получают разработанные системы материализма (например, Л. Фейербаха), а в рамках идеалистических построений значительных достижений добиваются диалектические учения, среди прочих прежде всего диалектика Гегеля. К. Маркс и Ф. Энгельс критически и творчески переосмыслили рациональное содержание гегелевской диалектики, соединили материализм с диалектическим методом, преодолели метафизический и зачастую механистический характер донаучного материализма, ограничивающий его возможности в борьбе с идеализмом, в критике религии.

' Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 415.

Однако, продолжал В. И. Ленин, диалектический материализм Маркса и Энгельса идет дальше энциклопедистов и Фейербаха. Марксистский атеизм — качественно новая форма атеизма, разрабатывающая принципиально иные способы борьбы с религией по сравнению с домарксистской традицией. Даже наиболее радикальные атеистические теории прошлого не были подлинно научными, оставались полны утопических мечтаний, эмоционально-морализаторских сентенций, благих пожеланий, иллюзий о путях преодоления религии. Все они были идеалистическими в понимании истории, общественных явлений, в том числе и религии. Игнорирование ее социальной природы определяло многие слабые стороны домарксистского атеизма. К ним главным образом относятся его нередкая непоследовательность в критике религии, односторонность, абстрактно-просветительский характер, классовая ограниченность.

2 Там же. Т. 23. С. 44.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 414.

4 Там же. Т. 23. С 383.

Происходит это на путях обращения за помощью к сверхъестественным сущностям. Однако пути эти ведут в никуда, результат оказывается иллюзорным. Несмотря

5 Там же. Т. 3. С. 2.

6 Там же. Т. 27 С. 370.

7 Там же. Т 42. С 169.

человечества из царства необходимости в царство свободы. Это произойдет в таких условиях, в которых люди получат все предпосылки для того, чтобы стать хозяевами своей судьбы, господствовать над собой и внешними обстоятельствами.

8 Там же Т. 45. С 474.

Марксистский атеизм — творческое, конструктивное учение. Оно критикует догматизм во всех его проявлениях, обогащается новыми положениями и выводами. Оно постоянно учитывает изменения, происходящие в религиозной идеологии и сознании верующих, в социальном фоне бытования религии, условиях ее воспроизводства и функционирования.

Вместе с тем творческий характер марксистского атеизма не имеет ничего общего с ревизионистским пересмотром его главных принципов, к которым прежде всего относятся историзм и всесторонность в рассмотрении явлений, конкретный социально-классовый их анализ, раскрытие реальной роли в диалектике общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс решительно выступали против любых отступлений от научного подхода к пониманию сущности религии, против левацких и оппортунистических искажений теории пролетарского атеизма.

Затрагивая темы, связанные с особенностями взаимоотношений религии и политики, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что религия, прочие формы общественного сознания, надстроечные образования способны оказывать заметное влияние на экономические структуры и друг на друга. Изучая различные ситуации переплетения религии и политики, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что в некоторых исторических условиях одними и теми же религиозными лозунгами оперируют соперничающие, противостоящие общественные классы. Необходимо поэтому ясно видеть это и бороться с использованием религии реакционными кругами, всегда учитывая

конкретные социальные интересы, скрытые за религиозной экзальтацией.

Пролетариат, подчеркивали основоположники марксизма, совершенно не нуждается в религиозной маскировке своих прогрессивных устремлений. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципы нового, пролетарского понимания свободы совести, преодолевающего ограниченность буржуазной веротерпимости. К. Маркс положительно оценил такие мероприятия Парижской коммуны, как отделение церкви от государства и вывод учебных заведений из-под церковного влияния. В итоге священнослужители должны были вернуться к скромной жизни частных лиц и существовать за счет пожертвований верующих.

9 Там же, Т. 4. С. 11.

10 Там же. Т. 45. С. 474.

Разработка всех этих вопросов оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие научного атеизма. Много усилий для упрочения его фундамента приложили ученики и соратники Маркса и Энгельса.

Новые требования были предъявлены и к атеистической теории. Марксистам на практике предстояло воплотить в жизнь принципы атеистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса. Вклад В. И. Ленина в их разработку позволил поднять научный атеизм на высшую ступень. Научный атеизм по праву называется марксистско-ленинским.

В. И. Ленин опирался на все достижения атеистического наследия классиков марксизма. Он подчеркивал глубокую последовательность и продуманность их научно-атеистических выводов, указывал на неразрывную связь политической линии марксизма в религиозных вопросах с его философскими основами.

Дальнейшее творческое развитие этих основ, общетеоретической базы атеизма — громадная заслуга В. И. Ленина. Он решительно отстаивал принцип единства материалистического мировоззрения и атеизма. В своих философских произведениях В. И. Ленин показал, что малейшее отступление от материализма открывает дорогу к религии, к фидеизму (поповщине). Разрабатывая марксистскую теорию познания, В. И. Ленин продемонстрировал общность, родственность гносеоло-

11 Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция. С 3.

гических корней религии и идеализма, раскрыл их сущность. В вопросе о критериях истины, о диалектике относительной и абсолютной истины В. И. Ленин развил марксистское учение о практике как критерии истины, показал его значение для безусловного отвержения фидеизма.

В. И. Ленин выступил не только против философских шатаний части российских социал-демократов (сторонников махизма, богостроителей). Он выявил связь между их мировоззренческими и социально-политическими колебаниями, раскрыл социально-психологическую подоплеку подобных отступлений.

12Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226.

последствиям для прогрессивного развития общественно-политических процессов.

Большое внимание уделял В. И. Ленин разработке научных основ политики рабочей партии и социалистического государства в отношении религии, церкви и верующих. Он посвятил этой проблеме несколько специальных программных статей, принял непосредственное участие в составлении ряда партийных документов, затрагивающих эти вопросы.

15 Там же. Т. 17. С. 419

Учитывая это, В. И. Ленин подчеркивал важность обеспечения единства всех демократических, социалистических сил в борьбе за новый мир. Задачу перестройки общественных порядков на социалистических основах не в состоянии выполнить один лишь авангард передового класса. Единство революционной борьбы угнетенного класса, указывал В. И. Ленин, за создание рая на земле важнее для марксистов, чем единство мнений пролетариата о рае на небе.

После победы Великой Октябрьской революции перед партией и рабоче-крестьянским государством встали новые, невиданные по своей сложности задачи, в том числе связанные с проблемами религии и атеистического

16 Там же. Т. 12. С. 143.

17 См. там же. С. 145.

воспитания населения. В. И. Ленин уделял им много внимания. Он принял непосредственное участие в подготовке декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, в котором были конкретизированы принципы марксистского понимания свободы совести применительно к условиям молодой республики.

Научно-атеистические принципы классиков марксизма-ленинизма получили свое дальнейшее развитие в документах коммунистических и рабочих партий, в трудах философов-марксистов. Соблюдение чистоты марксистско-ленинского учения в этих вопросах — важная предпосылка успешного осуществления атеистических процессов в социалистическом обществе, становления и упрочения там позиций массового атеизма, диалектико-материалистического мировоззрения.

Читайте также: