Общественное призрение и благотворительность в зарубежных странах в эпоху нового времени кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сравнительный анализ процесса благотворительности в России и зарубежных странах в историческом контексте

Если сравнивать процессы благотворительности в России и за рубежом, можно отметить, что они шли параллельно друг другу, от простейших форм милосердия, которыми занимались частные люди и церковь до государственной поддержки социально незащищенным слоям населения. Но и были различия. В разных странах процесс благотворительности имеет свою историю, специфическую культуру на определение которой влияет множество факторов. В первую очередь, обычно, среди историков принято говорить о влиянии религиозной этики на культуру благотворительности и на филантропию в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя историю развития социального добровольчества и благотворительности, можно сделать вывод о том, они прошли довольно непростой и длинный путь становления в обществе. В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема добровольчества и благотворительности вновь стала актуальной. Меняются масштабы, характер, состав участников добровольческого движения. Появляются новые добровольческие и благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности и добровольчества вызывает потребность в осмыслении этих феноменов - их исторических традиций, основных форм, перспектив развития. Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности и социального добровольчества в современном обществе.

История России богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм добровольчества и благотворительности, создании новых, которые будут в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции будут способствовать более тесному взаимодействию государственного призрения и частной благотворительности. [30]

Благотворительность и добровольчество в России представляют собой сложные процессы, имеющие тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющиеся в культурно-исторической перспективе. Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления благотворительности и добровольчества в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам и формам добровольчества и благотворительности, накопленных за тысячелетия общественной жизни. Благотворительность и социальное добровольчество - универсальные общечеловеческие ценности, одни из важнейших атрибутов гражданского общества. Они позволяют обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства, обеспечивают перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Добровольчество и благотворительность все больше становятся инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности.

Мы постарались проследить, как происходили изменения форм добровольческой и благотворительной деятельности от стихийной индивидуальной до организованной общественной. Конечно же, такой богатый исторический опыт влияет на развитие добровольчества и благотворительности в современном обществе. [32]

В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование частных капиталов и, как следствие, огромное расслоение населения, тема благотворительности в России вновь стала актуальной.

Первыми активными благотворителями в постреформенной России в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды, такие, как Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Поддерживая отдельные социальные, культурные и научные проекты, они оказывали помощь российским ученым, талантливым музыкантам, художникам.

К началу 2000-х Россия преодолела самый трудный период постсоветской перестройки общественной и экономической жизни. Деятельность благотворительных организаций приобрела устойчивый характер, появился ресурс для организационного, профессионального и технологического развития. Благотворительность выходит за рамки социальной сферы и активно развивается в культуре, образовании, науке. В благотворительные организации приходят профессионалы управленцы, фандрайзеры, специалисты по общественным связям, ученые.

Появляются организации, основным направлением деятельности которых является развитие законодательства, инфраструктуры, каналов коммуникации, исследований в сфере благотворительности. Благотворительные организации — как доноры, так и благополучатели — стремятся к объединению и консолидированным действиям. Благотворительность вновь обретает черты развитого социального института, каковым она была в дореволюционной России. Новое время порождает новые задачи и новые возможности.

Благотворительная деятельность - неотъемлемая составляющая гражданского общества, важный элемент корпоративной культуры предприятий. В нашем регионе стремление помочь ближнему принимает сегодня самые разнообразные формы.

Навсегда вошли в историю страны династии Морозовых, Третьяковых, Рябушинских и других промышленников и купцов, считавших благотворительность святым делом. Спустя десятилетия в новой России у них появились достойные продолжатели - Петр Авен, Владимир Потанин… В нашем регионе есть свои имена - Андрей Дунаев, Владимир Ртищев, Анатолий Шмелев, Сергей Шаповалов и многие другие представители бизнеса, которые на свои средства строят церкви, на регулярной основе помогают детям-сиротам, поддерживают вузы и театры, реализуют интересные социальные проекты.

- Отдаю и не жалею! - говорит Яков Лупоносов. - В первую очередь, помогаю детям, церкви, малообеспеченным семьям: я сам вырос без отца, и знаю, что такое нужда. Помогаю старикам: вижу, какое у нас в стране к ним отношение. Недавно был в Мюнхене, так меня, в первую очередь, поразило просто трепетное отношение к старикам. А у нас? Квартиры в доме, который строила наша компания для улучшения качества жизни ветеранов, занимают их молодые родственники…

Сегодня, по данным ВЦИОМа, нищим на улице подают 24,3% россиян, в то время как денежные пожертвования благотворительным организациям делают лишь 10,1% соотечественников. Примечательно, что милостыня на улице, а также передача вещей и денег нуждающимся сегодня являются наиболее распространенным видами благотворительной деятельности среди жителей Ульяновской области. А вот участие в благотворительных акциях, перечисление денег благотворительным организациям, согласно исследованию, проведенному региональной Общественной палатой, не столь распространены.

Россия - единственная страна, в которой благотворительность облагается налогами по полной программе, как коммерческая деятельность

Креативные просители

Сегодня недостаточно просто кинуть клич: помогите! Человек должен быть готов к тому, что его мольбы утонут в море призывов огромного количества нуждающихся. Так, маховик помощи четырехлетнему Диме Зиме, нуждающемуся в срочной операции, закрутился после того, как ульяновский журналист отправил умоляющую смс-ку губернатору Сергею Морозову. Этот случай получил большой общественный резонанс, родителям мальчика были выделены на лечение средства из бюджета, помогли и простые граждане.

Деньги - это весело. И ими здорово делиться

Для 18,4% опрошенных важным мотивом является то, что благотворительность - это социально одобряемое дело. Некоторые надеются, что оказавшись в тяжелой ситуации, они получат ответную помощь, этот мотив особенно важен для молодежи.

По данным Общественной палаты России, больше всего благотворительных денег в России собирается и тратится на экологию, медицину и образование. При этом 64% граждан не доверяют тем, кто собирает деньги на благие цели.

Еще одна из причин, по которой россияне не принимают участие в благотворительной деятельности, состоит в том, что они сами испытывают жизненные трудности.

- Благосостояние человека играет немаловажную роль в том, занимается человек благотворительностью или же нет, - говорит Марина Шпоркина. - Потому как 15,3% участников нашего опроса, не занимающихся благотворительностью, ответили, что при более высоких доходах они смогли бы приобщиться к благим делам.

Еще одна проблема, тормозящая развитие благотворительной деятельности в регионе, связана с малой информированностью граждан.

- У многих нет понимания, что такое благотворительность, как она устроена, какие в ней есть институты, и как люди могут в этом принять участие, - подчеркивает директор Регионального информационно-ресурсного фонда, вице-президент Ульяновского клуба лидеров НКО Надежда Дерябина - Публикации о деятельности фондов, в основном, носят констатирующий характер. На Интернет-ресурсах чаще присутствует информация о сборе средств и мероприятиях, следовательно, и благотворительность воспринимается обществом исключительно как финансовая поддержка, адресно переданная нуждающимся. При этом абсолютное большинство благотворительных фондов в Ульяновской области не имеют выхода на широкую целевую аудиторию, информация о них недоступна как для благополучателей, так и для потенциальных жертвователей.

Хороший тренд - сегодня все больше ульяновских компаний рассматривают благотворительность, как синоним устойчивого развития бизнеса, неотъемлемую часть своей корпоративной культуры. Причем, одни руководители придерживаются точки зрения, что благотворительность должна быть анонимной, иначе это будет чистой воды реклама, а другие - что признание общества - это сильный мотив благотворительной деятельности и хороший пример для других.

Коновальцев Артем Сергеевич, аспирант кафедры теории государства и права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Борьба с таким социально опасным явлением, как нищета, была для государства одной из важнейших задач во все времена. В статье исследуется история развития правового базиса социальной защиты в Европе. Автор приводит разные подходы к социальному призрению, существовавшие в различных странах и эпохах.

Ключевые слова: общественное призрение, социальная защита, нищета, социальная политика.

The fight against such social dangerous phenomenon as poverty was one of the most important missions of state in all times. The article examines the history of development of legal basis of the social protection in Europe. The author cites different approaches to the social charity, existed in various countries and epochs.

Key words: public assistance, social protection, poverty, social policy.

Становление института социального призрения являлось долгим и трудоемким процессом, неравномерно развивающимся на различных исторических этапах Российского государства. Законодатель часто использовал зарубежный опыт, проводя реформы общественной жизни по западному образцу. Поэтому историко-правовой анализ организации общественного призрения в Европе представляет особый интерес не только для зарубежных, но и для отечественных исследователей.

Зарождение основ социальной идеи относится к ранним пластам истории Европейского континента, когда еще только происходило формирование Европейской цивилизации и закладывались элементы государственности. Средиземноморье явилось регионом, в котором зародились многие ключевые историко-политические процессы и откуда греко-римская культура вместе с нормами римского права распространилась на другие части континента.

На ранних этапах становления и развития государственной системы призрения в основе благотворительности лежали идеи и проповеди христианства о братстве людей. Поэтому в первые века христианства основным учреждением призрения бедных примерно до XIV в. была церковь.

С XV в. Священная Римская империя германской нации предстает как прообраз единой Европы. Элементы социальной практики, сложившиеся в Священной Римской империи, способствовали появлению учений, несущих элементы духовной и политической общности Европы, которые позволяли говорить о возникновении европейского сознания. В подобном типе цивилизации отношение к человеку, его правам и благосостоянию было неразрывно связано с экономическим и политическим развитием, что идеологически явилось отправной точкой для формирования концепции призрения как в общественном сознании, так и на государственно-правовом уровне. Примером последующего законодательного воплощения идей социальной политики служат разработанные в Китае, Греции, Англии и Франции кодексы справедливости. Подобные нормативные акты характеризовались рекомендательными нормами (что в определенной степени являлось их недостатками), призывающими любить ближнего, заботиться о бедных и старых, а главное, определяли круг лиц, нуждающихся в поддержке, что явилось очередным звеном в становлении концепции социального призрения.

На начальном этапе становления социально-политического законодательства определялись источники финансирования призрения, а также наблюдалось стремление государства контролировать процесс частной благотворительности. Например, король франков Карл Великий в 779 г. обложил налогами своих зависимых людей, епископов и аббатов в пользу бедных и обязал каждого из них содержать определенное число бедняков. Было запрещено как просить милостыню, так и подавать ее. Законы английских королей X - XI вв. были направлены на закрепление нуждающихся людей, не имевших постоянного места жительства, за конкретными состоятельными людьми или церковными служителями. Так, в Англии в каноне 1281 г. священникам предписывалось удовлетворять только тех нуждающихся, которые жили в их приходах. Подобная политика проводилась и во Франции, где в 1254 г. король Людовик Святой предписал каждой общине вести списки своих бедняков и оказывать помощь только им.

Начиная с XIII в. в странах Европы появляется государственное законодательство в сфере призрения, носящее, как и в России, запретительный характер. Принимаемые правовые акты не носили системного характера и представляли собой распоряжения, направленные на борьбу с бродяжничеством и нищенством как с негативным явлением больше, чем на заботу о нуждающихся людях. Подобное положение объясняется современными исследователями-правоведами широким распространением профессионального нищенства. Превратившись в выгодное ремесло, приносящее большие доходы, нежели тяжелый крестьянский труд, оно активно распространяется и приобретает неуправляемые масштабы. Поэтому государственная система, не имеющая иных рычагов воздействия, приобретает репрессивный характер.

Например, в Англии в 1349 г. за подачу милостыни трудоспособному человеку могли подвергнуть заключению. По статуту Эдуарда VI от 1547 г. всякий нищий, отказывающийся работать, подвергался клеймению и отдаче в рабство на 2 года тому, кто пожелал бы его взять. Если такой человек предпринимал побег, его ловили, клеймили повторно, после чего он отдавался в вечное рабство; если же убегал снова, то подвергался смертной казни . В 1350 г. французский король Иоанн издал ордонанс, направленный на ликвидацию нищенства, в котором оговаривалось, что "здоровые между ними люди, мужчины и женщины должны быть заключаемы в тюрьму на 4 дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны" . В 1545 г. законодатель усилил принудительные меры, используемые ордонансом, - теперь виновных секли розгами и изгоняли из государства навсегда. В 1596 г. было принято постановление, направленное на полное уничтожение нищенства в пределах столицы. Всех нищих, которые окажутся в Париже по истечении 24 часов после обнародования закона, вешали без соблюдения каких-либо формальностей . Меры наказания применялись также к подающим милостыню - штраф в 50 ливров. Подобные меры применялись и в других странах. В Англии, например, в качестве санкций за аналогичные деяния были введены отсечение уха, клеймение, рабство и смертная казнь.

Мещанинов И.В. О нищенстве в России X - XVIII веков: тенденции и особенности развития // Клио. 2003. N 3. С. 122 - 132.
Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки. 2001. N 5. С. 109 - 115.
Домострой. СПб., 1891. С. 8.

Преследуя нищих, власть оберегала интересы остального населения, снижая уровень криминализации общества. Неразборчиво подававшаяся милостыня питала нищенство, развивала его в особый промысел и поддерживала бродяжничество, которое, в свою очередь, порождало опасные скопления и способствовало росту преступности.

Однако такая политика не давала ожидаемого результата, и законодатель постепенно переходит на иной путь: несмотря на продолжение курса карательного законодательства по отношению к нищенству, закладываются основы будущего государственного призрения бедных. Успешность нового курса зависела от экономического состояния государства, поэтому благотворительные организации в должном объеме на первых этапах реализовывались в свободных городах, имеющих широкий инструментарий для реализации социальной политики. Например, "во Франкфурте-на-Майне, лежавшем на большом торговом пути из Южной Германии в Северную, уже в 1438 г. упоминаются попечители о бедных. В XVI в. один город за другим по примеру Аугсбурга (1522 г.) - Нюрнберг (1522 г.), Страсбург и Бреславль (1523 г.), Регенсбург и Магдебург (1524 г.) - организуют у себя призрение бедных" .

Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 112.

Осуществляемые меры по преодолению распространения нищенства явились важным этапом в становлении системы общественного призрения, поскольку ранее благотворительные общества, госпитали и богадельни (Hostels-Dieu) находились в юрисдикции церкви, и стремление государства создать централизованную систему призрения привело к унификации процесса благотворения. Так, в 1530 г. германским имперским сеймом был обнародован устав, обязывающий местные власти "наблюдать, чтобы каждый город и каждая община сами кормили и содержали своих бедных". Карл IX издал особый ордонанс в 1566 г., которым перенес обязательства кормить бедных на общины, состоявшие из местных жителей, а беднякам, в свою очередь, запрещалось просить милостыню вне общины. Значение принятых нормативных актов заключается в закреплении мер, направленных на ликвидацию бродяжничества, т.к. неимущие люди лишались возможности получать подаяние в иных местах, кроме своих общин.

Попытки взять под контроль частную благотворительность продолжались приниматься в Англии и в XVI в. - указами Генриха VIII. Ими запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа, а здоровых людей, ведущих нищенский образ жизни, обязывали работать. Неспособные к труду должны были содержаться церковными приходами за счет пожертвований, взимавшихся с прихожан. Подобные пожертвования считались обязанностью каждого христианина, не жертвовавший прихожанин облагался дополнительными взысканиями. Законодательное развитие подобные меры получили при Эдуарде VI в 1551 г., а затем при Елизавете в 1601 г. Из влиятельных жителей в каждом приходе мировыми судьями назначались 3 - 4 человека в качестве попечителей над бедными. Выбранные люди осуществляли функции контроля по обеспечению нищих либо содержанием, либо работой. Эти указы легли в основу развивающегося социального законодательства, являясь прообразом современной социальной работы .

Там же. С. 113.

Аналогичные меры были предприняты и во Франции Генрихом IV, однако они не получили практического результата из-за сохранения решающей роли католической церкви, которая, в отличие от протестантской в Англии, поддерживала идеи о частном подаянии как способе спасения души.

Положительную сторону проводимых реформ института призрения составляло определенное соперничество между государствами Западной Европы, что являлось толчком к развитию социальной работы. Если в одной из стран принимались меры по борьбе с нищенством, приносящие положительный эффект, то вскоре подобные изменения в законодательстве происходили и в других странах.

Недостатком сложившейся системы призрения являлся формальный характер исполнения законодательства, что исключало эффективность правоприменения принятых нормативных актов. Подобное отношение было обусловлено тем, что во всех странах правительства в большей степени вели борьбу с нищенством и с тем злом, которое оно порождало, нежели организовывали и проявляли заботу о бездомных, больных и прочих нуждающихся людях.

С развитием правовой мысли возникали идеи об искоренении нищенства как общественного явления, что позволяло исполнительным органам качественно улучшить эффективность социальной политики. Постепенно, с конца XIV и на протяжении XV в., в Европе произошел переход от репрессивно-запретительных мер к более гуманным в отношении к нищим. Сокращались сроки наказания за нищенство, бедным и нищим, престарелым и немощным людям выдавалось разрешение на получение милостыни.

В начале XVII в. в Англии королева Елизавета издала закон, установивший обязательное призрение бедных. Предусматривалось финансовое обеспечение призрения путем введения специального налога, заменяющего милостыню и добровольные пожертвования. Решение задач призрения нуждающихся возлагалось на приходы. Люди, способные к трудовой деятельности, должны были обеспечиваться работой. Организация формирующейся системы призрения возлагалась на особых надзирателей за бедными, которые назначались мировыми судьями из числа церковных старост приходов и домохозяев, в количестве от 2 до 4 человек на каждый приход. Над ними были поставлены мировые судьи, которые контролировались налогоплательщиками. Таким образом, в Англии уже в начале XVII в. под контролем государства сложилась система призрения бедных с участием церкви и общества.

В XVIII в. во Франции также применялись исправительные меры в виде помещения в работные дома, но ожидаемого эффекта они не возымели. Законодательным решением подобной проблемы явился декрет Наполеона 1808 г. о государственном обеспечении исправительно-трудовой деятельности. Практика правоприменения данного нормативного акта выявила, что нищие-тунеядцы дурно влияют на людей, добровольно поступивших в работные дома. Поэтому в 1812 г. правительство отменило право добровольного поступления .

Фриш В. Административные и полицейские учреждения Франции, Австрии и Пруссии. Ч. 1. СПб., 1906. С. 34, 36.

Характерной чертой для Англии и Франции XVIII в. было развитие и сочетание государственной, религиозной и общественной форм призрения и благотворительности. Организацией призрения занимались государственные органы, привлекая к этой деятельности церковь и общество. И если начальный этап становления института призрения характеризовался христианскими взглядами на подаяние, которые в известной степени способствовали развитию профессионального нищенства, то на втором этапе своего развития благодаря эволюции правовой и философской мысли общественное благотворение осуществлялось в рамках государственной политики.

Являясь первопроходцами в сфере социальной политики, законодатели государств Западной Европы испытывали особые сложности. Но несмотря на то что социальная помощь до начала XIX в. была недостаточной как по размерам, так и по охвату населения, были созданы предпосылки для ее дальнейшего развития: первоначальные законодательные акты дополнялись и совершенствовались, пока в результате не сложилась эффективная система социальной защиты.

Особенности общественных отношений и распространение благотворения в рамках института призрения в научной литературе оцениваются неоднозначно. Так, М. Вебер в работе "Протестантская этика и дух капитализма" (1905 г.) отмечал негативное отношение пуритан к нищенству: "Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работать, то (для пуритан) это не только грех бездеятельности, но и . нарушение завета любить ближнего своего" . Поэтому в протестантском обществе подаяние не являлось милосердием. Таким образом, в России и Европе в течение длительного исторического периода формировались полярные представления по отношению к вопросам бедности. В России к концу XVII в. нищенство достигло огромных масштабов, причем у российских царей и дворян были свои нищие, кормившиеся с их милости. Это подтверждает тот факт, что распространению нищенства способствовали широкие круги населения - от верховной власти до широких масс. Обстановка изменяется значительно позднее. В конце XIX в. отечественный исследователь профессор В.И. Герье в докладе отмечал, что "нищета есть общественный недуг, который должен быть излечиваем не столько в своем симптоме и последствии прошения милостыни, сколько предупрежден и предотвращен" .

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 191.
Доклад N 133 Комиссии о пользах и нуждах общественных по вопросу об учреждении в Москве участковых попечительств о бедных (19 декабря 1893 г.). СПб., 1894. С. 15 - 16.

Катализатором развития социального законодательства явилась промышленная и аграрная революция XIX в., оказавшая огромное воздействие на социальные процессы в Европе. С одной стороны, быстрорастущая промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых производственных мест. С другой - часть сельского населения превратилась в свободную наемную силу и переехала в города в поисках работы. В результате быстрый рост городского населения и внутренняя миграция в XIX в. стали практически повсеместно массовым явлением в Европе.

Развитие капиталистического хозяйствования способствовало росту социальной дифференциации, следствием явилось не только ухудшение положения городских низов, но и рост числа полностью неимущих. Например, по данным И.Р. Чикаловой, в Англии середины XIX в. живших в нищете или не имевших никаких доходов было около 3 млн. человек . Сложившаяся ситуация актуализировала вопросы разработки новой эффективной системы социальной защиты населения.

Чикалова И.Р. У истоков социальной политики государств Западной Европы // Журнал исследовании социальной политики. Саратов, 2006. Т. 4. N 4. С. 501 - 524.

Развитие правовой мысли породило качественно иное отношение к неимущим. Знаменитый исследователь проблемных областей социальной политики доктор полицейского права В.А. Гаген писал: "Так называемые нищие и бродяги заключают совершенно различные классы людей. Часть их состоит из тунеядствующих бездельников и злонамеренных нарушителей права, а другая - из терпящих нужду бедняков, из несчастных людей, у которых нет способности к работе или возможности получить работу для того, чтобы добывать трудом своих рук средства к существованию себе и своим близким. По отношению к нищенству и бродяжничеству задача цивилизованного государства представляется двоякой - с одной стороны, борьба с тунеядствующими бездельниками, злоумышленниками, нарушителями права, а с другой - не борьба, а помощь и поддержка нуждающихся" . Такое отношение породило изменение в социальной политике не только на государственном уровне, но и способствовало созданию негосударственных общественных объединений благотворительной направленности.

Гаген В.А. Бродяга, нищий и бедняк в Западной Европе // Трудовая помощь. 1910. N 2. С. 75.

Таким образом, на основании проведенного анализа историко-правовых документов очевидна четкая взаимосвязь становления социального призрения в России и странах Западной Европы. Условно этот процесс можно разделить на три этапа. Для первого была характерна частная благотворительность, применяемая и по сей день, но по мере развития общественных отношений и увеличения роли труда в обществе нищенство стало восприниматься как социальное зло, подлежащее не потворству, а искоренению. Подобное отношение подняло проблемы нищенства на государственный уровень. Теперь, на втором этапе, в ходе борьбы принимались нормативно-правовые акты запретительного характера, но практическую реализацию поставленных целей осложнял формальный подход исполнителей воли законодателя. Наступление нового, третьего периода в истории борьбы с нищенством отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной благотворительностью. В непосредственном попечении о каждом нуждающемся правительство видело основу социальной политики.

Каждое государство имело свои экономические, политические и социальные особенности, но, несмотря на это, становление социального призрения шло в одном направлении: от малоэффективной и не контролируемой государством милостыни к организованному призрению в специализированных учреждениях, попечительских обществах и иных общественных объединениях благотворительной направленности. Каждая из названных форм оказания помощи нуждающимся в своем развитии включала в себя предыдущую, сохраняя присущие ей черты и продолжала существовать самостоятельно.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: