Культурное сотрудничество и туризм франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Туризм во Франции для приезжающих со всего мира ассоциируется с Эйфелевой башней и романтикой. Больше 80 млн человек пересекают границу ежегодно. Жители большинства стран Евросоюза приезжают со своим национальным паспортом. Остальным требуется шенгенская виза во Францию.

Как добраться

В Пятой Республике самая разветвленная ж/д сеть в Европе – свыше 30 тыс. км линий, в том числе скоростных. Автодороги ведут во все уголки Европы. Для лояльности к приезжим парижские власти в День туризма во Франции проводят общие праздники. В стране более 400 аэропортов, крупнейшие – в Париже, Марселе и Ницце.

Из России

Самолет: выбор рейсов, 4 ч от 130 €;

Поезд: почти 2 суток в пути за 220 €;

Автобус: транзитный 48 ч за 150 €.

Из Украины

Самолет: ежедневно, почти 3 ч 180 €;

Поезд: транзитом через Польшу, 1 день за 150 €;

Автобус: с пересадкой 43 ч за 100 €.

Из Беларуси

Самолет: вылеты каждый день, 3 ч от 150 €;

Поезд: 1,5 дня в дороге за 190 €;

Автобус: около 2 дней, 180 €.

Где остановиться

  • отель 1-2* – 50-100 €;
  • отель 3-4* – 130-190 €;
  • хостел – место от 8 €.

Совет: в городах лучше переплатить за размещение в центре, а вот в провинциях – проще снять комнату со столованием у частников: дешево и аутентично!

Знаменитый французский шестиугольник расположился в центре Европы, прихватив морскую ривьеру и укрывшись от холодов Альпами и Пиренеями.

Благодатный климат и богатое наследие делают отдых во Франции комфортным круглый год.

Оздоровительный туры

Оздоровительный туризм во Франции для взыскательных – это термальные источники: здесь за 2-3 недели берутся поставить на ноги даже сильно уставших трудоголиков. За дорого – цена не менее 1100 €.

Самые известные курорты:

  • Ницца и Сен-Тропе: фешенебельные;
  • Беарицц, Эвиан, Виши – здравницы со всемирной славой;
  • Ле-Боль и Дакс – работают целые институты.

Адреналин

Французы отличаются страстью к освоению нового и первыми освоили полеты: ландшафты открывают небо серферам. А для горнолыжников – мягкий климат альпийских курортов. Цена тура от 1300 €. Путешествие по Франции в поисках адреналина:

  • горные лыжи – Шамони, Куршавель, Эспас-Килли, Валь-Торанс;
  • скалолазание – Бордо, Ла-Рошель;
  • вингсьютинг и скайсерфинг – Каркассон, Тотавель;
  • вингсерфинг – Биарицц, Трувиль, Руан;
  • гонки на спортивных болидах – Ницца.

Деловой календарь

Деловые поездки приняты краткосрочные. Едут на отраслевые выставки во Франции, обучающие семинары или для изучения рынков. Индустрия отличается гибкостью сервиса:

  • выбор отеля не привязан к базовому центру;
  • полный комфорт: стирка и глажка, химчистка, питание включено в цену;
  • бонусы: бронь престижных ресторанов или билетов в театры.

Цена зависит от региона – не менее 100 € в сутки.

Уроки истории

Крепости в Нормандии стоят с VIII века. Графства мельчали, зато замки и монастыри богатели и множились. Теперь государство заботится о каждом камне времен Хлодвига или Короля-солнце. Познавательные туры по древним городам – самые популярные. Экскурсии во Франции – это умело преподнесенные легенды в достоверном историческом окружении.

Обязательно для посещения:

  • Замки долины Луары – особенно Шамбор с почти 500-ми комнат;
  • Версаль и Лувр – собрание искусств;
  • Грас – главная парфюмерная долина мира;
  • Авиньон – первая папская резиденция 7 века.

3-дневный насыщенный тур обойдется в 400 €, отдельные экскурсии 5-20 €.

Совет: в национальные праздники Франции даже фамильные гостиницы заняты шумными провинциалами– лучше перенести поездку.

Событийные туры

Трудолюбивые крестьяне сумели облагородить важные даты сельского года. Традиции оттачивались, пока не стали незыблемыми и привлекательными для туристов. Цена тура с дегустацией от 500 €.

Самые веселые карнавалы и фестивали во Франции:

  • Божоле Нуво – День молодого вина в Бургундии, 3-й четверг ноября;
  • Цветочные бои в Ницце – февраль;
  • Ментон, Фестиваль лимонов – февраль;
  • Грассе, Урожай трюфелей – январь.

А еще форум уличных оркестров в Нанте, парижское дайвинг-шоу, Конный праздник в Лиму..

Экомаршруты

Экологический туризм во Франции весьма распространен. Зелеными путешествиями увлечены и сами французы, и заграничные посетители: каждый десятый тур на природу.

Заповедники и национальные парки Франции занимают 16% территории, сюда пускают, но правила строгие:

  • Пор-Кро – островная экосистема;
  • Меркантур – в предгорьях Альп;
  • Экрен – горные альпийские ледники;
  • Вануаз – дремучие леса Савойи;
  • Пирене – 430 горных троп в Пиренеях.

Рекомендации

Туризм во Франции это минимальные расходы в день – от 30 €. Фастфуд еще надо поискать, но любое кафе может стать любимым. Так что увидеть Париж должен каждый! Такие отзывы об отдыхе во Франции настраивают на романтический лад.

Среди европейских соседей найдутся карнавалы грандиознее или церемонии зрелищнее, но когда аппетитно подана история, праздник остается в душе навсегда – учеты пенсионеров или молодоженов, а после праздного шатания по марсельским улочкам – у каждого, кто ценит жизнь.

Виды туризма во Франции

Франция — старейшее государство Западной Европы, первое по количеству средневековых замков и объемам производства вина. Здесь располагаются самая высокая в регионе гора Монблан, 39 объектов ЮНЕСКО, включая 19 шедевров человеческого гения и 3 природных объекта исключительной красоты.

Пляжный отдых

Протяженность береговой линии Франции, если не считать заморские территории, составляет более 4660 км. Более 30 пляжей на Средиземном море, на побережье Атлантики и Ла-Манша удостоились Голубого флага. Условно выделяют 5 приморских регионов, каждый из которых имеет свой облик и особые традиции.

Лазурный берег — абсолютный фаворит у тех, кто ищет качественный пляжный отдых высокого уровня. К этому району относятся 300-километровое средиземноморское побережье между Тулоном и Итальянской Ривьерой. На нем расположены Канны, Ницца, Сен-Тропе, Антиб, Жуан-ле-Пен и другие курорты с многовековой историей.

Нормандия — одна из самых романтичных провинций Франции, расположенная примерно в 2 часах езды от Парижа у пролива Ла-Манш. К главным местным курортам относятся фешенебельный Довиль, живописный семейный Трувиль и камерный Онфлер с красивым Старым городом и домами известных художников.

Бретань — северо-западный регион на атлантическом побережье, расположенный в дельте Луары, называют Берегом любви из-за впечатляющих пейзажей и особой атмосферы. Местные курорты — Ла-Боль, Сен-Мало, Киброн — привлекательны не только для ленивого пляжного, но и для активного отдыха, в частности, парусного спорта и яхтинга.

Атлантическое побережье — территории, приближенные к испанской границе, отличаются мягким климатом и традиционным купальным сезоном. Крупнейшими курортами этого района являются Биарриц и Ла-Рошель.

Экскурсионный туризм

Шопинг

Гастрономические путешествия

Французскую кухню часто рассматривают как особую достопримечательность страны. Каждый регион имеет свои кулинарные традиции. К самым интересным направлениям гастрономических туров относятся:

Активный отдых

На территории Франции располагаются самые высокие в Европе горы, поэтому местные Stations de Ski по праву считаются одними из лучших. Для продвинутых райдеров идеальны Альпы, для новичков — Пиренеи. Для семейного катания предпочтительны трассы Центрального массива. Французские горнолыжные курорты ценят за качественные и разнообразные трассы от зеленых до черных уровней сложности, современную и продуманную инфраструктуру и высочайший уровень сервиса. В числе главных лыжных мест — Куршевель, Шамони, Ле дез Альп, Вогез, Ла-Бресс, Валь-Торанс, Тинь, Эспас-Килли.

Отдых с детьми во Франции

Франция считается самой популярной туристической страной в мире. И это не случайно. Туризм как явление зародился в 19-м веке и первое время был доступен только аристократам и представителям богатой буржуазии, которые приезжали "осваивать" знаменитые французские курорты Виши, Виттель, Ниццу, Канны. А с началом 20-го века, когда в Европе у работающих появились оплачиваемые отпуска, туризм стал широко распространенным явлением, и стал давать Франции доход, который превышал ее прибыли от сельского хозяйства.

В настоящее время Франция остается на первом месте по количеству туристов (см. таблицу 1)

Естественные и социально-экономические условия Франции благоприятны как для экскурсионно-познавательного, так и для лечебно-оздоровительного и спортивного туризма. Среди естественных факторов — теплый, умеренный и субтропический климат, три морских побережья с пляжами, горные массивы Альп и Пиренеев, многочисленные источники целебных вод. Страна славится своими приморскими и горными курортами, спортивными базами.

Важнейшую роль в развитии иностранного туризма играет внешний фактор — наличие состоятельной клиентуры. Рядом с Францией расположенные богатые северо-западные европейские государства. Более чем 4/5 иностранных туристов во Франции — это немцы, англичане, бельгийцы, голландцы, швейцарцы и скандинавы, остальные — американцы, японцы и арабы.

Франция имеет хорошо развитую туристическую инфраструктуру, которая включает транспорт, заведения питания, гостиницы, а также организацию туров, обеспеченность информацией, картами, сувенирами и тому подобное. В последнее время все большее значение получают объекты для проведения конференций, совещаний, симпозиумов, а также индустрия развлечений.

Основные центры туризма - это столица страны Париж с его многочисленными музеями и памятниками, долина Луары, где сохранились великолепные средневековые замки и дворцы, Лазурный берег с его всемирно известными курортами (Канны, Ницца и др.), альпийские и пиренейские горные и горнолыжные курорты, остров Корсика с его теплым морем и почти нетронутыми ландшафтами, страна басков с ее самобытной культурой и приатлантическими курортами (Биарриц и др.), регионы Нормандия, Бретань, Бургундия, Лангедок, Прованс и живописная долина Роны.

Определенный интерес представляют для туризма и отдыха также бальнеологические курорты на базе целебных минеральных вод, которых особенно много в южной и центральной частях страны.

Франция считается самой популярной туристической страной в мире. И это не случайно. Туризм как явление зародился в 19-м веке и первое время был доступен только аристократам и представителям богатой буржуазии, которые приезжали "осваивать" знаменитые французские курорты Виши, Виттель, Ниццу, Канны. А с началом 20-го века, когда в Европе у работающих появились оплачиваемые отпуска, туризм стал широко распространенным явлением, и стал давать Франции доход, который превышал ее прибыли от сельского хозяйства.

В настоящее время Франция остается на первом месте по количеству туристов (см. таблицу 1)

Естественные и социально-экономические условия Франции благоприятны как для экскурсионно-познавательного, так и для лечебно-оздоровительного и спортивного туризма. Среди естественных факторов — теплый, умеренный и субтропический климат, три морских побережья с пляжами, горные массивы Альп и Пиренеев, многочисленные источники целебных вод. Страна славится своими приморскими и горными курортами, спортивными базами.

Важнейшую роль в развитии иностранного туризма играет внешний фактор — наличие состоятельной клиентуры. Рядом с Францией расположенные богатые северо-западные европейские государства. Более чем 4/5 иностранных туристов во Франции — это немцы, англичане, бельгийцы, голландцы, швейцарцы и скандинавы, остальные — американцы, японцы и арабы.

Франция имеет хорошо развитую туристическую инфраструктуру, которая включает транспорт, заведения питания, гостиницы, а также организацию туров, обеспеченность информацией, картами, сувенирами и тому подобное. В последнее время все большее значение получают объекты для проведения конференций, совещаний, симпозиумов, а также индустрия развлечений.




Основные центры туризма - это столица страны Париж с его многочисленными музеями и памятниками, долина Луары, где сохранились великолепные средневековые замки и дворцы, Лазурный берег с его всемирно известными курортами (Канны, Ницца и др.), альпийские и пиренейские горные и горнолыжные курорты, остров Корсика с его теплым морем и почти нетронутыми ландшафтами, страна басков с ее самобытной культурой и приатлантическими курортами (Биарриц и др.), регионы Нормандия, Бретань, Бургундия, Лангедок, Прованс и живописная долина Роны.

Определенный интерес представляют для туризма и отдыха также бальнеологические курорты на базе целебных минеральных вод, которых особенно много в южной и центральной частях страны.


Франция, расположенная на западе Европы, имеет выгодное географическое положение, которое выступает как фактор развития туризма: обширные морские побережья, наличие многочисленных соседей как посуше (Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Италия, Монако, Испания, Андорра), так и по морю. Является вторым по величине государством (551,6 тыс. км 2 ) в Европе после Украины.

Франция специализируется на пляжном, познавательном, бальнеологическом, развлекательном видах туризма и паломничестве. Туризм — главный источник доходов в валюте, доходы составляют 11 % ВНП. Французы тратят на отдых в своей стране в 4 раза больше, чем иностранцы.

Во Франции 20 тыс. гостиниц, 85 тыс. ресторанов, 40 тыс. сельских гостиниц и 11 300 кемпингов. Кемпинги расположены на специальных обустроенных территориях от 1 до 4 звезд, а 2300 кемпингов — на фермах или на природе.

Европейский Диснейленд расположен в 37 км к востоку от Парижа.

Париж располагает множеством достопримечательностей, которые могут заинтересовать любого человека.

Музей Лувра располагается в крупнейшем дворце Франции и по богатству коллекций относится к числу крупнейших музеев мира — музеев-гигантов. Невозможно познакомиться с экспозицией Лувра за одно посещение. Лувр за год посещает 1 млн туристов.

Национальная библиотека хранит более 25 млн документов, книг, рукописей, медалей, гравюр и фотографий.

Музей Пикассо, где хранится собрание произведений П. Пикассо, переданные его наследниками государству в счет налогов на наследство. Чтобы не распылять оставшиеся после смерти великого художника картины, наследники позволили государству отобрать произведения для музея, прежде чем разделили наследство между ними.

Остров Сите на Сене — сердце Парижа — старейшая часть города, его исторический центр.

Собор Парижской богоматери — точный центр Парижа и Франции: на дорожных указателях расстояние до любой точки Франции отсчитано именно от него. Собор построен в 1163 г. Вмещает 9 тыс. человек.

Церковь Сен-Жермен-де-Пре: здание было построено в XI в. Жерменом, епископом Парижским.

Эйфелева башня - символ Парижа. Названа в честь инженера А.Г. Эйфеля, по проекту которого была сооружена к Всемирной выставке 1889 г. На Эйфеле ву баш ню ежегодно поднимаются 3 млн туристов.

Триумфальная арка: решение о ее строительстве принял Наполеон своих! декретом 1806 г. Триумфальная арка расположена на площади Звезды, от которой как лучи расходятся 12 улиц.

Монпарнас: холм где проживает и творит столичная богема.

Музей современного искусства - его собрания включают коллекции картин и других произведений искусства, принадлежащие городу и в основном составленные из даров частных лиц.

Храм Александра Невского — самый знаменитый в Париже православный храм, любимый храм русских эмигрантов, расположен на улице Дарж. Он был построен в 1861 г. на пожертвования частных лиц.

Кладбище Пер-Лашез - место захоронения многих знаменитых людей.

Западные кварталы Парижа застроены роскошными особняками. Здесь расположен Булонский лес — чудесный парк, место отдыха парижан.

Экскурсии по Парижу проходят по площадям Согласия, Вандомской, Карусели, проспекту Е т шсейские Поля, черезЛа- тинский квартал (студенческий), Монмартр — квартал художников, кладбище Сен Жснсвьсв-дс-Буа, мимо здания национального театра Гранд-Опера, Собора Дома инвалидов с гробницей Наполеона.

Основные объекты туризма страны

Иль-де-Франс — пригородная провинция вокруг Парижа.

Версаль — резиденция французских королей. Версальский дворец был построен в стиле классицизма при Людовике XIV, на его постройку ушло 50 лет. Во дворце находится зал Зеркал с высотой потолка 7,2 м. Версальский дворец посещает в год около 1,2 млн туристов.

Рамбуие — летняя резиденция президента Франции.

Фонтенбло — загородная резиденция французских королей. Здесь наиболее впечатляет г&черся Франциска I, украшенная работами мастеров, вывезенными королем из Италии. Дворцовый парк — один из наиболее значительных образцов французского садово-паркового искусства.

Шартр знаменит готическим собором Нотр-Дам с единственными в своем роде готическими скульптурами.

Нормандия — историческая область на северо-западе Франции. В городе Руан сожжена Жанна д'Арк.

Довиль-сюр-Мер — морской курорт на Ла-Манше, находится в 2 ч езды от Парижа. Курорт может принимать гостей круглый год, но наиболее благоприятный сезон с мая по октябрь. В это время город живет культурными и спортивными событиями. Музыкальные и кинофестивали, скачки и аукционы лошадей; для любителей активного отдыха плавание, рыбалка, верховая езда, теннис, гольф, гонки на картингах и лотусах. Бальнеологический центр предлагает индивидуальные программы омоложения и оздоровления организма, услуги косметолога.

Бургундия — историческая область во Франции, в долине р. Сены.

Долина реки Роны. На востоке Центрального массива, на р. Рона, расположен г. Лион — второй после Парижа промышленный и культурный центр страны. Главным туристским объектом является Лионский музей, где собраны образцы более 400 тыс. шелковых изделий.

Ним основан в 181 г. до н.э. Туристы осматривают античные храмы, римский амфитеатр, бани, античный трехъярусный акведук, а в городе Оранж - триумфальную арку и римский амфитеатр. Авиньон — папская резиденция в 1309-1377 гг. В 4 км от г. Арля находится самый большой в Европе могильник, выдолбленный в скалах около 4000 лет до н.э. Он имеет вестибюль длиной 12 м и три зала. Длина самого большого зала 24 м, ширина 3 м.

Ривьера. На крайнем юго-востоке Средиземноморского побережья Франции расположена Французская Ривьера (между Марселем и границей с Италией). Красота пейзажей и субтропический климат создали городам этого уголка Франции славу первоклассных курортов. Тысячи наскальных надписей бронзового века, античные термы и арены, два десятка готических часовен, храмы и дворцы эпохи барокко, неприступные крепости и 83 музея, в том числе музеи художников Анри Матисса,

Фернана Леже, Марка Шагала, — таково культурное наследие Лазурного берега.

Канн, основанный в 1830 г. лордом Броухэмом, считается местом отдыха миллиардеров, а один раз в год (начиная с 1946 г.) становится всемирной столицей кино.

Ницца - главный город Французской Ривьеры, лежит на берегу Бухты Ангелов и на склонах холмов, окружен предгорьями Приморских Альп и защищен ими от холодных северных ветров. Особенности средиземноморской природы Ниццы ярче всего проявляются в живописном Старом городе с постройками XVII-XVIII вв., многочисленными рынками, цветочным базаром. Набережная города протяженностью 7 км застроена дворцами и виллами в стиле рококо.

Сен- Тропе — центр многих событий, фестивалей и праздников. Одна из основных достопримечательностей города — старинная крепость, с которой открывается великолепный вид на горный массив и покрытые снегом Альпы.

Княжество Монако (страна в стране) характеризуется комфортным климатом: средняя температура зимой (январь-февраль) 8 °С, летом 25,5 °С, большинство дней в году солнечные. Туристы посещают княжеский дворец. Музей восковых фигур. Океанографический музей, где всеми аквариумах собраны рыбы из всех морей мира.

Пиренеи. Город Лурд с минеральными источниками — известное место паломничества, ежегодно привлекающее тысячи католиков.

Биарриц - один из известнейших курортов Европы, расположен на Атлантическом побережье Франции, недалеко от границы с Испанией. Здесь не только отдыхают, но и лечатся тысяч человек. Мягкий климат, морская вода и чистый океанический воздух, насыщенный парами йода, повышают жизненный тонус и восстанавливают защитные силы организма. Мировой известностью пользуются центры талассотерапии Биаррица. В многочисленных ресторанах можно отведать изысканные блюда французской, баскской и испанской кухни.

Французские Альпы


Межев — престижный, фешенебельный горнолыжный курорт. Разнообразный рельеф трасс обеспечивает прекрасное катание как новичкам, так и опытным спортсменам. Катание на лыжах можно разнообразить прогулками на снегокатах, катанием на коньках и на лошадях, плаванием в бассейнах, полетами на параплане и самолете над Монбланом, игрой в теннис.


Валь д 'Изер - центр горнолыжного спорта, расположенный в самом центре Ачьп, между двумя национальными парками — Вануаз и итальянским Гранд Параднее. Здесь проводились Олимпийские игры 1992 г. и устроена знаменитая трасса скоростного спуска Беллевар с максимальным углом наклона 63 ° (максимальная скорость 140 км/ч), работает самый быстрый фуникулер в мире, круглогодично организуется катание на ледниках. Здесь разнообразные по сложности трассы для горнолыжников всех уровней, в том числе для детей и начинающих горнолыжников, которым помогают более 500 инструкторов из 10 лыжных школ. В Вальд'Изсрс ежегодно проводятся этапы Кубка мира по скоростному спуску, слалому-супергиганту (ноябрь-декабрь) и сноуборду.

Курорт Мерибель — один из самых красивых в Европе. Центральное положение Мерибеля позволяет лыжникам использовать все 600 км трасс. Каждый сезон на базе Мерибель проводятся многочисленные спортивные мероприятия — международные соревнования по лыжным видам спорта, хоккейные чемпионаты, показательные выступления по фигурному катанию, гонки на собачьих упряжках.

Куршавель — идеальный курорт для лыжников, стремящихся совместить спорт и комфорт. Особенно популярен у россиян с высокими доходами. Изысканнейшие рестораны (некоторые из них лучшие в Альпах) и первоклассные гостиницы, прекрасные трассы прославили Куршавель во всем мире. Располагаясь на четырех уровнях (1030, 1550, 1650 и 1850 м), курорт представляет собой отличный горнолыжный район с трассами любой сложности. В Куршавсле туристам предлагают спортивные развлечения: походы в горах на лыжах и снегоходах, плавание, катание на коньках, снежном мотоскуттере, полеты на параплане, самолете и на монгольфьерах (воздушных шарах), игру в теннис, сквош, боулинг, бильярд.

Курорт Виши расположен в центре Франции, на берегу'живописного озера и реки Алье. В городе действуют: оперный театр, казино, ипподром. Минеральные воды Виши относятся к типу гидрокарбонатно-натриевых вод с диоксидом углерода и большим количеством микроэлементов. Температура воды колеблется от 15 до 75 °С. Всего в Виши 15 источников, из них шесть с питьевой минеральной водой. На курорте лечат заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, нарушения обмена веществ.

При заключении контрактов на туристское обслуживание во Франции надо иметь в виду, что комплект документов подготавливается на французском языке, так как французы негативно реагируют на использование в деловых отношениях английского или немецкого языка.

Франция — самая посещаемая страна в мире. Это вполне оправдано, так как страна богата разнообразными памятниками и достопримечательностями, ценимыми туристами и зачастую уникальными.

Представление о богатстве культурно-исторического потенциала страны дает перечень объектов, занесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но наличие в стране ресурсного потенциала, даже самого богатого, недостаточно для развития туризма. Наряду с природным и историко-цивилизационным факторами, важной предпосылкой туристской деятельности является высокий уровень социально-экономического развития страны.

1. Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции

Франция является одной из самых высокоразвитых стран мира. Мощная индустрия и высокотехнологичное производство позволяют Франции создавать туристские проекты любой сложности и капиталоемкости.

Во Франции насчитывается около 40 тыс. культурных памятников. Но не только они притягивают огромное количество туристов. Национальные традиции и обряды, ремесла, гастрономическое искусство, а также различные культурные события – вот что, как правило, привлекает большое число посетителей. Это различные карнавалы и фестивали, праздники и другие события.

Франция является лидером по количеству принимаемых туристов — в 2007 году страну посетило более 80 млн. человек. Кроме того, ежегодно принимается не меньшее количество экскурсантов.

В 70-80-е гг. въездной туризм во Франции развивался достаточно быстрыми темпами. В 1985-1994 гг. среднегодовой прирост туристских прибытий составил 4,7 %, а доходов - 13,1 %. В настоящее время Франция имеет положительное туристическое сальдо. В стране создана современная индустрия туризма. После принятия Шенгенского соглашения и отмены визового режима между странами Объединенной Европы все больше туристов предпочитает посещать Францию в уик-энд, а длительные отпуска проводить в других странах.

2. Государственная политика в сфере туризма. Организация туристской деятельности

Система государственного регулирования туристской деятельности во Франции имеет сложную организационную структуру. Ее возглавляет министр туризма, наделенный аудиторскими и контрольными полномочиями. Ему подчиняется Генеральная инспекция по туризму. Она выполняет представительские функции, контролирует работу иностранных туристских офисов во Франции и французских — за границей, осуществляет надзор за деятельностью других туристских организаций, а также отслеживает ситуацию на французском и зарубежных туристских рынках.

При министре туризма образован Национальный совет по туризму в составе 200 человек. Этот консультативный орган объединяет представителей отрасли, играя важную консолидирующую роль. Он выполняет наблюдательную, совещательную и согласительную функции. Национальный совет участвует в разработке государственной политики, обсуждении проектов, законодательных актов и других вопросов в области туризма.

Неоднократные управленческие реформы во Франции увенчались разделением функций контроля и исполнения в области туризма. Для претворения в жизнь основных направлений развития туризма во Франции, определяемых министром туризма, создана национальная туристская администрация — Управление туризма и его подразделения на местах. Управление разрабатывает и проводит государственную политику в области туризма. Оно, в частности, регламентирует туристскую деятельность на основе специальных нормативных документов (положения о классификации туристских объектов и др.), осуществляет сбор, систематизацию и распространение статистической информации о туризме, реализует социальные программы по обеспечению отдыха населения, занятости в сфере туризма и подготовке кадров для туристской индустрии, координирует деятельность различных туристских организаций.

Среди организаций, вносящих большой вклад в развитие национального туризма, важное место занимает "Дом Франции". Он был создан в 1987 г. под началом министра туризма. Особая форма его организации — объединение с экономической целью — выбрана не случайно. Государство, частные предприятия и ассоциации туристской индустрии и других отраслей - все они руководствуются общим экономическим интересом в расширении внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, увеличении доходов от туризма. Для этого они сконцентрировали силы и средства в "Доме Франции" на принципах государственно-частного партнерства. "Дом Франции" имеет головной офис в Париже и 33 региональных бюро в 28 странах мира, в том числе в России. Они формируют привлекательный образ Франции и продвигают страну как туристское направление в мире.

Другая организация — ОДИТ Франс — в форме "объединения с пользой для общества" образована при министре туризма для проведения исследований в области туризма, мониторинга туристского рынка, предоставления консалтинговых услуг и проведения экспертизы туристских проектов.

План повышения качества туристского обслуживания, инициированный министром туризма, стал действенным инструментом консолидации всех заинтересованных сил — работников туристского бизнеса, их профессиональных объединений, органов управления на местах, которые участвовали в его реализации, начиная с определения условий присвоения марки и заканчивая ее рекламой. Был разработан логотип марки, отразивший главную идею — Франция в центре борьбы за качество обслуживания. Он выполнен в виде "Q" — начальной буквы слова "качество" (qualite), в центр которой помещен контур страны. Марка качества присваивается предприятиям туристской индустрии, которые соблюдают санитарные нормы и правила безопасности, отвечают установленным классификационным требованиям, прибегают к независимым внешним аудиторским проверкам качества обслуживания, выполняют национальные добровольно взятые обязательства (всего их 96) по повышению качества, соответствующим образом реагируют на рекламации клиентов. Марка качества присваивается министром туризма по представлению отборочной комиссии. Деятельность туристских предприятий, действующих под маркой качества, строго контролируется. Помимо независимых аудиторских проверок, которые организуют сами предприятия как непременное условие для получения отличительного знака, государство со своей стороны осуществляет контроль, и в случае несоответствия установленным требованиям может лишить предприятие марки.

Марку качества имеют отели трех международных брендов "Ибис", "Меркур" и "Новотель", Национальная федерация средств размещения "Ложи де Франс", Ассоциация рестораторов Франции и др.

В 2003 г. французское правительство приняло национальную стратегию устойчивого развития, составной частью которой является устойчивое развитие туризма. В этом контексте проблема качества в туризме приобретает более широкий смысл: получение социальных и экономических эффектов от туристской деятельности при рациональном использовании природных ресурсов и снижении ущерба окружающей среде. Работа в этом направлении началась еще в 2000 г., когда Франция председательствовала в Евросоюзе. Тогда на общеевропейском уровне было принято решение о более тесной кооперации 15 стран — членов ЕС в целях устойчивого развития туризма и реализации соответствующих пилотных проектов в городах, горных и приморских курортах, сельских местностях. Начиная с 2002 г. ежегодно проводится европейский форум по туризму, на котором обсуждаются инициативы и налаживается диалог между государственным и частным секторами в области устойчивого развития туризма.

Большое внимание во Франции уделяется организации туризма лиц с ограниченными физическими возможностями.

Туризм является одним из объектов региональной политики во Франции. Развитие туризма способствует сглаживанию территориальных различий в стране, укреплению ее целостности. В этой связи региональная политика в области туризма проводится не только в традиционных туристских районах Франции, где он выступает важным фактором экономического роста, но и в менее известных районах, где туристская индустрия создает дополнительные рабочие места.

Отношения между Центром и регионами строятся на договорной основе. Раз в пять лет регионы заключают договоры с Центром, в том числе в области туризма. В них определяются основные направления работы на предстоящий период и выделяемые суммы финансирования.

На локальном уровне государство всемерно поощряет местные инициативы и проекты туристского обустройства территорий, которые рассчитаны на привлечение внутренних и иностранных посетителей и базируются на принципе качества.

Важным направлением государственной политики в области туризма является создание положительного образа страны как туристского направления и его продвижение на мировом рынке путешествий. Во Франции эти задачи решаются посредством повышения качества туристских продуктов, с которым должен ассоциироваться образ этой страны. Такая идея заложена в маркетинговой стратегии на 2005—2010 гг., разработанной "Домом Франции".

Франция является одним из инициаторов создания Евросоюза. Расширение и углубление интеграционных процессов стало мощным фактором развития туризма в регионе и модернизации французской индустрии туризма.

Переход на единую европейскую валюту — евро оказало сильное влияние на развитие французского туристского рынка. Франция была в числе 12 стран, образовавших Еврозону. Эта зона в 2000 г. охватила рынок с более чем 300 млн. потенциальных потребителей туристских продуктов и 1,8 млн. туристских ночевок. Введение евро в обращение способствовало активизации туристской деятельности во Франции, несмотря на крайне неблагоприятный фон — экономический спад, войну в Ираке, эпидемию атипичной пневмонии, препятствовавших развитию туризма в мире. Оно сопровождалось уменьшением государственного вмешательства в сферу туризма и перестройкой туристской индустрии страны — гостиничного, транспортного и туроператорского секторов. С переходом на евро снизились риски, связанные с валютными операциями, упали издержки по финансовым операциям, возросла устойчивость европейских финансовых рынков. Возросшая прозрачность цен и обострение конкурентной борьбы привели к снижению цен на туристские поездки и расширению туристского потребления, как внутреннего — в пределах Еврозоны, так и внешнего — со стороны прибывающих в Еврозону иностранных туристов.

Франция развивает международное сотрудничество по нескольким направлениям: в области организации и регулирования туристской деятельности, в сфере профессионального туристского образования, в сфере экономики туризма, в области продвижения Франции на туристском рынке.

Франция играет видную роль в международных организациях, особенно ЮНВТО и Международном бюро по социальному туризму (БИТС).

В стране создана современная инфраструктура туризма. Насчитывается около 197 тыс. предприятий туристского профиля, в том числе 39 тыс. отелей и иных средств коллективного размещения, 106 тыс. ресторанов, 47 тыс. кафе, 4 тыс. турагентств. В туристский сектор вкладываются значительные инвестиции, основная часть которых была направлена в гостинично-ресторанный комплекс.

Читайте также: