Культурная революция это кратко

Обновлено: 30.06.2024

комплекс мероприятий, осуществлённых в России после революции 1917 г., направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью таких мероприятий было формирование нового типа культуры как части строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

"Культурная революция" (Cultural Revolution) (1966-76), десятилетие хаоса и полит, волнений в Китайской Народной Республике, в основе к-рых лежали разногласия полит, фракций по поводу будущего социализма в стране. Мао Цзэдун в 1960-х гг. в ответ на представлявшую угрозу завуалированную критику его идеолог, линии нанес ответный удар по прагматикам и реформаторам, позиции к-рых были ближе к идеям, пропагандировавшимся в СССР. Не сумев реформировать партию, он решил использовать в кач-ве ударной силы хунвэйбинов ("красных охранников") из недовольных студентов и раб. молодежи. Опираясь на поддержку армии, хунвэйбины провели "чистку" среди местных и центр, партийных функционеров. Лю Шаоци, председатель Госсовета с 1959 г. и предполагаемый наследник Мао, был смещен со всех гос. и партийных постов, а преемником Мао назначили Линь Бяо. Наиб, жестокий период "К.р." пришелся на 1969 г., и, хотя в том же году на 9-м съезде партии было офиц. объявлено о ее завершении, репрессии закончились лишь со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г.

составная часть социалистич. и коммунистич. строительства, сложный и многосторонний процесс коренных преобразований духовной жизни об-ва, целью к-рых является создание культуры социализма и коммунизма - качественно новой, высшей ступени в культурном развитии человечества, воспитание членов об-ва в духе идей коммунизма; К. р. - одна из общих и гл. закономерностей обществ. развития всех стран, вступивших на путь социализма (см. "Декларацию Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран, состоявшегося в Москве 14-16 ноября 1957 года", в кн.: "Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 12-13). Капитализм создает материальные и духовные предпосылки нового об-ва, но массовое порождение коммунистич. сознания, пролетарской культуры возможно только в практич. движении, в революции. ". Революция, - указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, - необходима. и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 70). Центральная задача К. р. - превратить культуру из достояния немногих в достояние всех. Необходимость этого возникает в любой, даже самой "цивилизованной" бурж. стране.

Теория К. р. была создана В. И. Лениным. Опровергая догмы оппортунистов 2-го Интернационала, утверждавших, что социалистич. революции обязательно должно предшествовать достижение "определенного", произвольно толкуемого ими, уровня культуры пролетариата, наличие у рабочего класса значит. количества подготовленных кадров, Ленин доказал, что политич. и социальный переворот может и должен предшествовать культурному перевороту. Рассматривая К. р. как важнейшее звено (наряду с социалистич. индустриализацией и кооперированием с. х-ва) программы социалистического строительства (см. Соч., т. 33, с. 435), Ленин определил ее социальное содержание: ". Все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации" (там же, т. 26, с. 436); становление и развитие новой культуры будет проникнуто ". духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком" (там же, т. 31, с. 291). Самым важным фактором для победы К. р. Ленин считал стремление масс к культуре. Он отстоял марксистскую точку зрения на новую культуру, к-рая должна явиться закономерным развитием предшествовавшей культуры. "Не вы думка новой пролеткультуры, - подчеркивал он, - а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры" (Ленинский сб., т. XXXV, 1945, с. 148). Ленин был не только теоретиком К. р., но и непосредственным организатором сов. культуры, науки, искусства.

К. р. начинается с установлением диктатуры пролетариата, превращающей все завоевания культуры в достояние народа и создающей условия и материальные предпосылки для социалистич. революции в области идеологии и культуры. К. р. развивается в органич. связи с социалистич. и коммунистич. преобразованиями во всех областях, выступая как результат и одновременно как условие их дальнейшего развития. Она совершается по инициативе и под руководством социалистич. гос-ва, направляемого марксистско-ленинской партией, при активной поддержке трудящихся. В процессе К. р. происходит приобщение широких масс трудящихся к богатствам культуры, науки, техники, подготовка и вовлечение их в активную обществ.-политич. и хоз. деятельность, в управление гос-вом; создается социалистич. система нар. образования; трудящиеся освобождаются от влияния бурж. идеологии, социалистич. идеология становится господствующей; решается задача ликвидации фактич. неравенства ранее отсталых народов в области культуры; происходит коренное изменение сознания и быта народа. Важнейшим компонентом К. р. является перевоспитание кадров старой интеллигенции и формирование многочисл. новой, народной, социалистич. интеллигенции, создание социалистич. лит-ры и искусства, всестороннее развитие науки. Осуществление К. р. означает ликвидацию культурной противоположности, а затем и существенных различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, повышение культурно-технич. уровня всех рабочих и крестьян до уровня интеллигенции, обеспечение условий для всестороннего развития человека. Задачи К. р. включают искоренение пережитков капитализма в сознании людей, воспитание коммунистич. нравственности и сознательности.

По своим целям, сущности, социальному содержанию культурные преобразования принципиально одинаковы во всех социалистич. странах. Но формы проявления общих закономерностей, объем конкретных задач К. р., определяемый уровнем экономич. и культурного развития той или иной страны, ее нац. и историч. особенностями, разнообразны и специфичны. Чем ниже этот уровень в исходной точке социалистич. строительства, тем труднее и шире задачи К. р. Конкретный характер задач К. р. зависит также от степени влияния на трудящиеся массы эксплуататорских идеологий.

В СССР специфич. черты культурного строительства определялись унаследованной от прошлого отсталостью страны, неизведанностью путей строительства культуры социализма, длительной обстановкой враждебного капиталистич. окружения. Сов. власти предстояло решать культурные задачи социалистич. строительства в многонац. стране, мн. народы к-рой находились на докапиталистич. стадиях социального и культурного развития. 73% населения России в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (данные переписи 1897). Еще выше был процент неграмотных в деревне (более 80%, в т. ч. среди женщин св. 90%). Неграмотной была почти половина фабрично-заводского пролетариата Европ. России. Мн. угнетенные народы нац. окраин России были почти совершенно лишены образования, десятки народностей не имели даже своей письменности. Царизм тратил на нар. образование ничтожную долю средств. Согласно дореволюц. подсчетам, при существовавших темпах роста просвещения для достижения всеобщей грамотности России понадобилось бы ок. 300 лет. —***—***—***—

Таблица. Процент грамотного населения в Российской империи в возрасте от 9 лет и старше по переписи 1897 [s]КУЛЬТРЕВ_1.JPG[/s]

"Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - писал Ленин в 1913, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России" (Соч., т. 19, с. 115). Бурж.-демократич. революция в России не успела выполнить своих цивилизаторских функций - ликвидировать массовую неграмотность, дикость, темноту, "идиотизм деревенской жизни". Эти задачи предстояло решать социалистич. революции. И они были решены по-социалистически - несравнимо быстрее, др. методами, на иной идеологич. основе, в неразрывной связи с задачами социалистич. воспитания трудящихся.

К. р. развернулась в России с первых дней Окт. революции. Решающие же победы были одержаны в 30-е гг. - в период социалистич. индустриализации и коллективизации с. х-ва. —***—***—***—

Таблица. Процент грамотного населения в СССР в возрасте от 9 лет и старше в 1926 и 1939 (в границах до 17 сент. 1939) [s]КУЛЬТРЕВ_2.JPG[/s]

За короткий историч. срок в стране была коренным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, введено обязательное начальное образование в сельской местности и семилетнее - в городах (1930), создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветит. учреждений (см. статистич. таблицы). Резко упала религиозность. Особенно быстрыми темпами в годы довоен. пятилеток шло культурное строительство в нац. республиках и р-нах: в процессе его десятки народов страны впервые получили не только свою письменность, но и нац. среднюю и высшую школу, профессиональное иск-во. По данным переписи 1939, в СССР насчитывалось 13,8 млн. работников умственного труда - новой, социалистич. интеллигенции (см. Интеллигенция в дореволюц. России и СССР). Бурно развивались иск-во, лит-ра, наука. В лит-ре и иск-ве утвердился метод социалистич. реализма. Гл. достижением К. р. в этот период было создание идейного единства сов. народа, результаты к-рого в полную меру проявились в годы Вел. Отечеств. войны. Успехи К. р., достигнутые в довоен. период, послужили прочной основой для развития сов. культуры на последующих этапах социалистич. строительства.

Характеризуя переворот, совершенный за годы социалистич. строительства в духовной жизни сов. об-ва, Программа КПСС, принятая XXII съездом партии (1961), отмечает: "В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры" (1961, с. 14). Основным итогом К. р. в СССР явилось обновление духовной жизни рабочего класса и крестьянства на основе идей марксизма-ленинизма, резкий рост их культурно-технического уровня, коренное изменение сознания трудящихся. Полностью преодолен присущий всем эксплуататорским об-вам разрыв между науч. знанием и народом, между образованием и трудом, ликвидирована коренная противоположность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Сов. об-во стало самым образованным об-вом в мире. В дореволюц. России число людей, получивших образование выше начального, равнялось 1,4 млн. (гл. обр. из среды эксплуататорских классов), т. е. менее 1% населения. В 1959 в СССР 71 млн. трудящихся имели образование выше начального; высшее и среднее образование имели 59 млн. чел. (ок. 30% населения). Среди рабочих доля людей с высшим и средним образованием достигла 40% (в 1939 она составляла 8,2%), среди колхозников - 23% (в 1939 - 1,8%). Не только рабочий класс, но и крестьянство, поднятое к новой жизни социалистич. кооперированием с. х-ва, покончило с неграмотностью, выдвинуло из своей среды квалифицированных специалистов, ученых, обществ. деятелей. В Сов. гос-ве впервые в истории женщина получила равные права с мужчиной, в т. ч. и на образование. Из 3,8 млн. чел. с высшим образованием 49% составляют женщины (1959); еще выше их доля среди лиц со средним образованием. В процессе К. р. в СССР сформировалась многомиллионная армия нар. интеллигенции, преданной делу социализма, вышедшей гл. обр. из среды рабочих и крестьян. В 1926 в СССР насчитывалось немногим более 2,5 млн. работников умственного труда. По переписи 1959 численность интеллигенции в СССР достигла 20,5 млн. чел. (10% всего населения). Великим завоеванием К. р. является развитие социалистич. культуры в нац. формах, на родных языках всех наций и народностей СССР, подготовка нац. кадров для нар. х-ва и культуры. К. р. - неразрывная часть процесса формирования новой историч. общности - сов. народа.

Однако победа социалистич. революции в обл. идеологии и культуры не означает, что К. р. в СССР исчерпала все свои задачи и полностью завершена. Ее завершающий этап, указывает Программа КПСС, осуществляется в период постепенного перехода от социализма к коммунизму. "На этом этапе обеспечивается создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма" (там же, с. 129). Это принципиальное положение, углубившее и расширившее понятие о К. р. как о составной части не только социалистич., но и коммунистич. строительства, потребовало пересмотра утвердившейся в лит-ре периодизации истории К. р. в СССР (большинство исследователей, связывая понятие К. р. только с социалистич. преобразованиями, считало, что К. р. в СССР полностью завершилась к концу переходного периода от капитализма к социализму, т. е. во 2-й пол. 30-х гг.). Ныне в основу периодизации истории К. р. в СССР положено деление ее на 2 стадии - социалистическую (окт. 1917 - 2-я пол. 50-х гг.) и коммунистическую. —***—***—***—

Таблица. Процент грамотного населения в дореволюц. России и СССР в возрасте 9-49 лет по данным переписей 1897, 1926, 1939 и 1959 [s]КУЛЬТРЕВ_3.JPG[/s]

На завершающем этапе К. р. на первый план выдвигаются задачи коммунистич. воспитания всех трудящихся в духе высокой идейности, коммунистич. отношения к труду и обществ. собственности, полного преодоления пережитков бурж. взглядов и нравов; взаимообогащения и сближения культуры народов СССР; всестороннего гармонич. развития личности. Завершающий этап К. р. - начало перерастания пролетарской, социалистич. культуры в общенародную, общечеловеч. культуру коммунизма, к-рая ". воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира" (там же, с. 130). От культурного роста населения будет в большой степени зависеть дальнейший подъем произ-ва, повышение обществ. активности трудящихся, развитие демократич. основ самоуправления, коммунистич. переустройство быта.

Опыт К. р. в СССР творчески используется в социалистич. странах Европы, Азии, Америки. Братское сотрудничество и помощь народов социалистич. лагеря способствовали ускорению темпов К. р. в каждой из них. Европ. народно-демократич. республики (нек-рые из них имели значит. уровень развития производит. сил), избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы нар. власти приступить к форсированному решению задач К. р. В то же время сильное влияние бурж. идеологии, религии (напр., в Венгрии, Польше) осложнило осуществление К. р. В Чехословакии, к-рая вступила на путь социализма, имея сравнительно высокий уровень культурного развития, в задачи К. р. не входила ликвидация массовой неграмотности. Значит. спецификой отмечен процесс К. р. в Монголии, Китае, нар.-демократич. Корее, Вьетнаме, на Кубе. Конечным результатом социалистич. К. р. во всемирном масштабе явится создание культуры коммунизма, к-рая ". вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества" (там же).

Крупные преобразования в области культуры осуществляются в ряде стран, завоевавших нац. независимость (ликвидируется массовая неграмотность населения, перестраивается система нар. образования, формируется прогрессивная нац. интеллигенция). Однако это качественно иной процесс по сравнению с К. р., к-рая имеет социалистич. основу. —***—***—***—

Таблица 1. Уровень образования в СССР в 1939 и 1959 [s]КУЛЬТРЕВ_4.JPG[/s]

Таблица 2. Развитие общего и специального образования (на начало уч. года) [s]КУЛЬТРЕВ_5.JPG[/s]

Таблица 3. Число научных учреждений и численность научных работников (на конец года) [s]КУЛЬТРЕВ_6.JPG[/s]

Таблица 4. Культурно-просветительные учреждения, искусство, кино, радио [s]КУЛЬТРЕВ_7.JPG[/s]

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., О культуре и искусстве. (Сб.), М., 1956; КПСС о культуре, просвещении и науке, М., 1963; Калинин М. И., О вопросах социалистич. культуры, М., 1938; Крупская Н. К., На путях культурной революции, М.-Л., 1927; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность, М.-Л., 1929; Ким М. П., Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР, М., 1955; Смирнов И. С., Ленин и сов. культура, М., 1960; Карпов Г., Партия и культурная революция в СССР, М., 1957; Развитие социалистич. культуры в союзных республиках. Сб. статей, М., 1962; Иовчук М., Завершающий этап великой культурной революции в СССР, "Коммунист", 1961, No 18; Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963; Культурное строительство СССР. Статистич. сб., М.-Л., 1940; Культурное строительство СССР. Статистич. сб., М., 1956; Зак Л. М., История культурного строительства СССР в сов. историографии (1956-1963 гг.), "ВИ", 1964, No 2; Васев С., Културната революция у нас през годините на народната власт, С., 1954; Гановски С., Културната революция в България, "Философска мысъл", 1959, No 4; Z?potock? A., О kulture a intelligenci, (2 wyd.), Praha, 1957; John E., Probleme der Kultur und der Kulturarbeit, В., 1957; его же, Das Leben wird sch?ner. Betrachtungen zur sozialistischen Kulturrevolution, Lpz., (1961); Becher J. R., Die sozialistische Kultur und ihre nationale Bedeutung, В., 1958; K?llai G., A szocialista kult?r??rt, Bdpst, 1958; Z?lkiewseki S., Kulture i polityka, Warsz., 1958; Koch H., Kultur in den K?mpfen unserer Tage. Theoretische Probleme der sozialistischen Kulturrevolution in der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1959; Martinez Estrada E., Analisis funcional de la cultura, La Habana, 1960; Zur sozialistischen Kulturrevolution. Dokumente, Bd. 1-2, В., 1960; Le Parti communiste fran?ais, la culture et les intellectuels, P., 1962.

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалйстич. индустриализация, коллективизация с. хва). К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистич. партии. Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его до: стояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии. Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалйстич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации.

К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистич. общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми закономерностями духовного развития, на основе которых происходит становление и утверждение социалистич., а затем и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалйстич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой, социалйстич. интеллигенции, создание социалйстич. литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение атеистич. мировоззрения, перестройку быта и т. д.

Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалйстич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с нац. и историч. особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р., её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического ? культурного развития наций и народностей России. В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литры и искусства. К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.

К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, повышению производительности обществ. труда. Научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., страны социалистич. содружества творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость (борьба за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. тип К. р.

Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролет. культуре, ПСС, т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980 ; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976 ; Материалы XXVI съезда КПСС, М.. 1981 ; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн.: Пе-дагогич. соч., т. 7, М., 1959 ; Луначарский А. В., К. ?. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.— Л., 1929 ; Коммунизм и культура, М., 1966 ; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966 ; К. р. в СССР. 1917—1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р., М., 1967 ; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972 ; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого “ядра” или “кода” культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

В России понятие культурной революции появляется в “Манифесте анархизма” братьев Гординых (май 1917) в форме лозунга “Да здравствует Культурная Революция!”. В советский политический язык оно вошло из ленинской статьи “О кооперации” (январь 1923), где культурная революция провозглашается как условие, необходимое и достаточное для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную “отсталость”, могла бы стать “вполне социалистической страной” (см. Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45, с. 372, 376, 377).

Внутренняя противоречивость феномена культурной революции, соединяющего в себе созидательное и разрушительное начала (культура, согласно изначальному своему смыслу означаюшая “возделывание”, сопрягается с понятием революции, переворота, ломающего устои прежней духовной жизни общества), породила две тенденции в его истолковании, — условно говоря, негативную и позитивную. Негативное отношение наиболее последовательно представлено в работах Н. А. Бердяева. По его мнению, революционный дух по существу враждебен культуре, т. к. ломает свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчиняет ее утилитарным целям (прежде всего политическим). В этом смысле действительно культурным и творческим типом, по Бердяеву, была эпоха Возрождения в отличие от Реформации, которая вела к разрушению религиозно-нравственных и культурных традиций; высоко оценивает он и роль Византии, благодаря которой варвары и скифы обрели связь с греческий культурой. Демократия понижает качественный уровень и творческое начало культуры, а социализм многократно усиливает эту тенденцию.

Подтверждением такой чисто негативной оценки могут служить и попытки теоретиков Пролеткульта (А. А. Богданова, В. О. Плетнева и др.) реализовать свою концепцию “пролетаризации культуры” (против теории и практики “пролеткультовцев” категорически возражали В. И. Ленин, А. В. Луначарский и др.), и практика в Китае, начатая в 1966 по специальному постановлению ЦК КПК и проходившая под знаком уничтожения памятников прошлого, террора по отношению к интеллигенции и т. д. (по словам Дэн Сяопина, “практика показала, что “культурная революция” в действительности ни в каком смысле ни революцией, ни прогрессивным общественным движением не была и не могла быть” (цит. по: БарачД. Дэн Сяопин. М., 1989, с. 213).

В позитивной трактовке культурная революция означает акт и процесс духовного обновления, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, и в этом смысле идея ее становится все более популярной на подступах к формирующемуся глобальному миру, по мере осознания того, что человечество нуждается в новом синтезе и новой системе ценностей, чтобы выйти из состояния “общепланетарного кризиса”. Широко используемые в современном словаре науки и публицистики понятия “духовная реформация”, “революция сознания”, “новое мышление” можно рассматривать как модификации понятия культурной революции в его позитивной трактовке.

Лит.: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Богданов А. А. Пролетариат и искусство. — В кн.: Русская советская литературная критика (1917—1934). M., 1981; Лукич Ю. А. Культура и культурная политика. М., 1992.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

В 1930 г. начался и в 1933 г. был завершен переход к обязательному четырехклассному образованию. Было развернуто широкое школьное строительство: 1933—1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ. С 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение.

К 1939 г. грамотными были уже 81% граждан СССР, в том числе 91% мужского населения и 73% женского. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились, но они не были значительными. Таким образом, в основном задача ликвидации неграмотности была решена.

К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. В 1928 г. число студентов в Советском Союзе составляло 170 тыс., а в 1940 г. – уже 810 тыс., из них более 200 тыс. студентов обучалось в технических вузах. Из 170 тыс. студентов, получивших образование в период первой пятилетки 152 тыс. в 1940 г. оказались на руководящих постах, а из 370 тыс. инженерно-технических работников, получивших образование в годы второй пятилетки, в 1940 г. руководящие посты занимали 266 тыс. человек.

В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены театральные режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, актеры В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова. С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг.

Советское общество 1920-30-х годов переживало сложный период и строилось на идеологии марксизма-ленинизма. При таком подходе, в любых направлениях общественной жизни, главным является классовый подход. Сфера культуры и искусства того времени находилась под сильным идеологическим прессингом:

  • Партия контролировала духовную жизнь людей. Проводилась пропаганда атеистических взглядов
  • Сознанием людей манипулировали посредством искусства, журналов, листовок
  • Инакомыслящие физически уничтожались

Были созданы идеологические организации, такие как Агитпроп, Пролеткульт, Союз безбожников. Их члены занимались пропагандой советской идеологии и нравственности, отрицали культуру прошлого, навязывали атеистические взгляды.

В искусстве и культуре 1920-1930-х гг. официальным методом творчества был социалистический реализм (соцреализм). Он предполагал под собой создание произведений, которые изображали действительность в соответствии с идеалами социализма. Все, что ставило под сомнения основы советской идеологии, было под строжайшим запретом. Инакомыслие порицалось и наказывалось.

Культура теперь стала доступна всем слоям общества, а не только представителям высших сословий, как это было в дореволюционной России. Произошла ее демократизация. Открывались новые клубы, дома культуры и музеи. И люди с удовольствием туда потянулись.

Цели:

  • Создание социалистической системы народного образования.
  • Перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции.
  • Перестрой быта.
  • Преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии.
  • Формирование социалистической культуры – культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
  1. Следующий период – НЭП. Происходит отказ от радикальных лозунгов и методов. Временно был ослаблен идеологический контроль. Как результат – возвращение в страну некоторых представителей интеллигенции. В их числе А. Толстой. М. Цветаева, А. Куприн и другие.
  2. Последний период начинается в конце 1920-х годов. Вновь происходит возвращение к чрезвычайным методам. Период характеризуется жестким контролем власти над всеми областями культурной и духовной жизни общества. Открытый конфликт с церковью. Репрессии. Психология, генетика и социология были объявлены лженауками. Культ Сталина.

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Политика ликвидации безграмотности быстро дала свои результаты. Уже в 1926 году уровень грамотности людей составил 51%, тогда как до революции – 20%.

В 1930 году правительством было введено положение о всеобщем обязательном начальном образовании. В сельской местности обязательным было обучение в течение четырех лет. Для городов и промышленных районов срок обучения составлял семь лет.

К середине 1930-х гг. утвердили общие учебники для учащихся. После окончания обучения, выдавались аттестаты, дипломы единого образца. Стремительно возросло количество ВУЗов.

Читайте также: