Культура века просвещения общие черты мировоззренческих концепций кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

Людмила Царькова

Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

1) зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;

2) освобождение общественного сознания от религиозного давления;

3) распространение идеалов про­тестантизма;

4) развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;

5) новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);

6) новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития обще­ства, государства);

7) исторический оптимизм (век утопий);

8) торжество Разума;

9) идеи равенства всех людей.

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);

романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);

реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).

Особенности живописи эпохи просвещения:

- светский харак­тер искусства;

- повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;

- внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);

- приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);

- уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки – салоны (новый вид связи искусства и общества).

Театр оказался близким духу эпохи. Бурная об­щественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые фор­мы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял зада­чи времени.




Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.

Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.

Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Таким образом, культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и ве­рой в человека и его разум.

Культура XIX в.

В своей основе культура XIX в. базируется на ценностях культуры Нового времени - рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. К XIX в. мир стал качественно другим и культура избирает путь переоценки ценностей. Главная направленность культуры - поиск места и роли человека в мире, меры справедливости. В XIX в. кризис христианской космоло­гии, организации перерастает в кризис всего христианского мировоззрения, морали.

Идея прогресса – основная в общественной мыс­ли (выдвигались различные взгляды: Конт, Гегель, Маркс относительно движущих сил общественного прогресса, критериев, определяющих его направление, зако­нов истории, обуславливающих его ход и последовательность сменяющих друг друга состояний общества и культуры).

Общие черты идей прогресса:

- существуют объективные зако­ны истории, определяющие развитие че­ловеческого общества - человечество идет по пути исторического прогресса, важной составляющей которого является куль­турный прогресс;

- исторический прогресс одноли­неен;

- даль­нейший прогресс должен поднять куль­туру всего неевропейского мира до уровня европейской культуры.

Искусство XIX века.

Этапы развития искусства XIX в.:

1) эпоха романтизма (первая половина XIX в.);

2) эпоха реализма (40-е XIX в.);

3) эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до начала первой миро­вой войны).

1) Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех формах:

Первое направление - уход в природу (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выра­женной в фольклоре).

Второе направление –уход от действительно­сти в иное время (не находя опоры в настоящем, роман­тизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Ж. Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцар­ский кодекс чести (В. Скотт) и т. д.).

2) Реализм как тип культуры продукт Нового времени, крити­ческий реализм - высшая точка реализма. Реа­лизм объединяло с романтизмом не только разочарование в итогах революции, отрицательное отношение к утвердив­шейся буржуазной действительности, но и обращенность к духовному миру человека, борьба за самоутверждение лич­ности. Реализму близка открытая романтиками тема народности. Реализм интересует точное изображение характеров в типичных обстоятельствах (Мопассан, Бальзак, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

Трансформация основных мировоззренческих установок в XIX в.:

- понимание природы-матери, природы-первотворца усту­пает место чисто утилитарному ее пониманию как универ­сальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.

- опережение темпами тех­нического освоения мира темпов гуманистического осоз­нания последствий принимаемых решений.

Таким образом, культура XIX века унаследовала все проблемы про­шлого: стремление к преобразованию общества, развитие капита­листической экономики; развивалась под влиянием разнообразных политических, социальных, религиозных, национальных факторов. Новые идеи Великой французской революции (свобода, равенство, братство) значительно расходились с практикой их воплощения в жизни. Особенностью развития культуры становится критика и поиск новых художественных направлений и стилей.

Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

1) зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;

2) освобождение общественного сознания от религиозного давления;

3) распространение идеалов про­тестантизма;

4) развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;

5) новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);

6) новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития обще­ства, государства);

7) исторический оптимизм (век утопий);

8) торжество Разума;

9) идеи равенства всех людей.

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);

романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);

реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).

Особенности живописи эпохи просвещения:

- светский харак­тер искусства;

- повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;

- внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);

- приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);

- уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки – салоны (новый вид связи искусства и общества).

Театр оказался близким духу эпохи. Бурная об­щественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые фор­мы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял зада­чи времени.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.

Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.

Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Таким образом, культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и ве­рой в человека и его разум.

Культура XIX в.

В своей основе культура XIX в. базируется на ценностях культуры Нового времени - рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. К XIX в. мир стал качественно другим и культура избирает путь переоценки ценностей. Главная направленность культуры - поиск места и роли человека в мире, меры справедливости. В XIX в. кризис христианской космоло­гии, организации перерастает в кризис всего христианского мировоззрения, морали.

Идея прогресса – основная в общественной мыс­ли (выдвигались различные взгляды: Конт, Гегель, Маркс относительно движущих сил общественного прогресса, критериев, определяющих его направление, зако­нов истории, обуславливающих его ход и последовательность сменяющих друг друга состояний общества и культуры).

Общие черты идей прогресса:

- существуют объективные зако­ны истории, определяющие развитие че­ловеческого общества - человечество идет по пути исторического прогресса, важной составляющей которого является куль­турный прогресс;

- исторический прогресс одноли­неен;

- даль­нейший прогресс должен поднять куль­туру всего неевропейского мира до уровня европейской культуры.

Искусство XIX века.

Этапы развития искусства XIX в.:

1) эпоха романтизма (первая половина XIX в.);

2) эпоха реализма (40-е XIX в.);

3) эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до начала первой миро­вой войны).

1) Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех формах:

Первое направление - уход в природу (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выра­женной в фольклоре).

Второе направление –уход от действительно­сти в иное время (не находя опоры в настоящем, роман­тизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Ж. Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцар­ский кодекс чести (В. Скотт) и т. д.).

2) Реализм как тип культуры продукт Нового времени, крити­ческий реализм - высшая точка реализма. Реа­лизм объединяло с романтизмом не только разочарование в итогах революции, отрицательное отношение к утвердив­шейся буржуазной действительности, но и обращенность к духовному миру человека, борьба за самоутверждение лич­ности. Реализму близка открытая романтиками тема народности. Реализм интересует точное изображение характеров в типичных обстоятельствах (Мопассан, Бальзак, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

Трансформация основных мировоззренческих установок в XIX в.:

- понимание природы-матери, природы-первотворца усту­пает место чисто утилитарному ее пониманию как универ­сальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.

- опережение темпами тех­нического освоения мира темпов гуманистического осоз­нания последствий принимаемых решений.

Таким образом, культура XIX века унаследовала все проблемы про­шлого: стремление к преобразованию общества, развитие капита­листической экономики; развивалась под влиянием разнообразных политических, социальных, религиозных, национальных факторов. Новые идеи Великой французской революции (свобода, равенство, братство) значительно расходились с практикой их воплощения в жизни. Особенностью развития культуры становится критика и поиск новых художественных направлений и стилей.

С попытками разобраться в тенденциях и характере развития культуры мы встречаемся еще во времена античности. Сначала в виде мифов, в теориях и космогониях, где человеку отведено определенное место.

Первая модель культуры была предложенаГесиодом (около 700 г. до н.э.) в знаменитой работе “Труды и дни”. Концепция его носит мифологический характер, но здесь мы впервые встречаемся с элементами теории культуры, которая остается единственной теорией, трактующей культурные процессы вплоть до средневековья. Гесиод отождествлял культуру и историю. Культура– это то, что вписано в исторический контекст, что повторяет в своих закономерностях все закономерности исторического, а, следовательно, и природного развития. Гесиод полагал, что историческое развитие носит ярко выраженный циклическийхарактер. При этом цикл ограничен в пространстве и во времени: прошлое и будущее замыкаются в настоящем. Время действия одного цикла – около 1000 лет. Гесиод отмечал, что развитие культуры кончается в том месте, в котором начиналось. Культура не обладает возможностью завоевывать новые пространства, она не агрессивна, не экспансивна, не может переноситься.

В средние века появляется новая теория культуры, которая представляет историю как осмысленный процесс – процесс движения человека к богу. Ее создатель - Аврелий Августин (354-430 гг.) Он сделал главное для своего времени - опроверг языческое мировоззрение в понимании истории и выстроил другую модель культуры, основанную христианской теории происхождения человека и мира (на ее основе строятся и современные линарные культурологические концепции). Мысли Августина изложены в его труде “О граде божием”(426 г.), в котором культура рассматривается как мера постижения человеком Бога и самого себя. Поскольку Бог творец, создатель мира, то он создает свое творение, следуя от простых форм к более сложным, поэтому человеческая история не может существовать как циклический процесс. Развитие культуры так же идет от простых форм к более сложным. Но развитие культуры, с точки зрения Августина, имеет свой предел, она конечна. У нее существует начало – сотворение мира и человека и конец – момент Страшного суда.

Представление о развитии культуры в эпоху Возрождения. Аберрациональная модель Дж. Вико

В этот период появляется новый тип мышления – историзм - познание явлений действительности с точки зрения их происхождения и развития, который стал формой для объяснения культурных процессов.

Для развития культуры, считал Вико, необходимо наличие двух основных условий:

1) подходящей среды обитания;

2) достаточного уровня развития человеческого рода.

Человеческая культура может быть разделена на две сферы: материальную – сосредоточение технологических навыков и умений людей и духовную, которую в полном смысле слова можно назвать культурой. Степень совершенствования культуры зависит от трех основных факторов:

1) способа организации власти;

2) степени развития мифологического сознания;

3) степени развития техники.

Главная цель культуры – показать человеку его место в мире, дать ему смысл его жизни.

Культура, по мнению Дж. Вико, развивается по аналогии с человеческим как организмом, от рождения до смерти. Так, например, античная культура зарождается в момент гибели крито-микенской культуры, затем погибает и порождает в своей смерти западноевропейскую, которая так же неизбежно погибнет. Исходя из этого, он приходит к выводу о зарождении, расцвете и гибели цивилизаций. Эта идея Дж. Вико будет развиваться в произведениях О. Шпенглера и Тойнби.

Концепции культуры эпохи Просвещения

Ж. Ж. Руссо (1712–1778 гг.) поставил под сомнения возможность достижения этой высшей цели человеческой культуры. Имя Руссо становится известно в связи с его ответом на вопрос Дижонской Академии: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?" "Нет!" – отвечает Руссо. Он высказывает мысль о том, что науки и искусства по мере своего развития вызывают развращение человеческих душ, уводят людей от естественности. Нравственность несовместима с рафинированной духовной культурой, которая находится на службе у богатых. Наука и искусство обвивают гирляндами цветов сковывающие людей железные цепи.

Такая оценка современной культуры нашла отклик в среде исследователей и пессимизм Руссо был развитромантиками (Тюрго, Новалис), идеализировавшими культуру средневековья и желавшими возвращения к ее формам и И. Кантом, который считал, что сама по себе рассудочная, интеллектуальная культура не в состоянии обосновать высшую ценность человеческого бытия.Истинную же ценность культуры Кант видел в моральном господстве человека над самим собой.

Эпоха Просвещения

История

Конец XVII столетия и XVIII век вошли в историю как Эпоха Просвещения. Литература и культура в этот период получила мощный толчок для дальнейшего развития. Зародившееся движение в Англии, быстро распространилось по странам Европы. Особенно это нашло свое отражение во Франции. Просветители того времени прониклись идеей, что базой для развития общества должен быть разум и творческое начало личности.

Основные черты эпохи

Просвещение поддерживалось прогрессивными слоями общества в борьбе с пережитками феодального строя. Новая мысль предусматривала установление в государстве капиталистических отношений. Основными чертами Эпохи Просвещения являлись:

  1. Демократизм. Это выражалось в необходимости получения образования всеми слоями общества.
  2. Рационализм. Основу составляла вера в человеческий разум и его безграничные возможности.
  3. Правовые отношения. Их суть заключалась в распространении свобод среди всех людей.

Этот период являлся этапом, когда встал закономерный вопрос о смене старых устоев. Требовался толчок для перехода на новый индустриальный путь развития.

Философские идеи

Культура Эпохи Просвещения базировалась на новых идеях, выдвигаемых прогрессивными представителями того времени. Краткий характер их содержания был следующий:

Культура Эпохи Просвещения

  1. Появление на свет личности является объективной реальностью. В задачу общества входит обеспечения ей нормального развития. Каждый человек должен иметь возможность удовлетворять свои интересы и потребности.
  2. Отмежевание общества от закостеневших религиозных взглядов.

Образованные люди не отрицали существование бога. В их понимании благодаря его воздействию было обеспечено существование мира.

Однако ряд научных открытий позволили сделать вывод, что познание мира человечеством возможно самостоятельным путем, без привлечения высших сил. Загадкам и чудесам уже не оставалось места. Они отошли в прошлое.

Направления искусства

Художественная эпоха культуры проявилась в просветительском классицизме и романтизме. О том, в чем это воплотилось, кратко информируется в таблице:

Направление художественной культуры Краткая характеристика
Живопись Появление разнообразных стилей
Театр Театральная деятельность переживала золотой век развития
Художественная литература Наступило торжество буржуазной культуры
Музыка Произошел толчок к появлению будущей современной музыки

В художественной культуре временами классицизм комбинировался с романтизмом. Все зависело от импровизации и творческого подхода автора. Иногда романтизм был воплощен в оболочку классицизма.

Развитие живописи

С наступлением XVIII века в живописи начал развиваться стиль рококо. В его основе лежала асимметричность, насмешливость и игривость. Персонажами для авторов являлись представители античной мифологии. К ним относились Венера, нимфы, Диана.

Англичанин Томас Гейнсборо занимался написанием портретов, которые отличались поэтичностью и утонченностью.

Среди итальянцев выделялся Джованни Тьеполо, который занимался изготовлением гравюр и фресок.

Франческо Гварди и Антонио Каналетто оставили после себя множество картин с изображением городских пейзажей.

Театральная деятельность

В Венеции работало одновременно 7 театров. Здесь писал свои работы Карло Гольдони, которых у него насчитывалось 267 единиц. Высокую оценку его творчества давал Вольтер.

Художественная литература

В литературе Эпохи Просвещения появился новый литературный жанр — роман. Феодальную идеологию сменила буржуазная культура. Стали издаваться работы философов и экономистов. Этот жанр вышел из просветительской публицистики.

К писателям Эпохи Просвещения относятся:

Кроме писателей, в это период создавали свои творения и поэты. Среди них Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир.

Новый музыкальный язык

Именно в эту эпоху сложился современный музыкальный язык. Его основоположником стал композитор Иоганн Бах, который умел писать произведения практически во всех жанрах. Единственным исключением для него была опера. Множество сонат и сюит написал Георг Гендель. При этом ему давалась и оперная музыка.

В XVIII веке развитие получила венская школа. Ее представителями были Моцарт, Гайдн, Бетховен. Их произведения в настоящее время исполняются академическими оркестрами. Многие из этих работ основываются на песнях и танцах.

При этом великий классик Бетховен часто работал над героическими сюжетами. Он писал произведения для скрипки и фортепиано. В его жизни присутствовал серьезный кризис, когда он лишился слуха. Однако композитор пережил эту потерю и в будущем написал еще множество симфонических трудов.

Русское Просвещение

Просвещение XVIII века затронуло и Россию, войдя во все сферы русской жизни. Вместе с развитием науки наблюдался подъем в архитектурной деятельности. Страна делала попытки выйти из национальной замкнутости и наладить культурные связи с другими народами. Это период на Руси характеризуется возникновением первых музеев, появлением учебных заведений и печатных изданий.

Русское Просвещение 18 века

В России серьезное сопротивление Просвещению шло со стороны купечества и духовенства. Их представители не хотели менять старых порядков. В этом отношении на них серьезное давление оказывал Петр I.

Много внимания культурной сфере оказывала Екатерина II. Это выражалось в приобретении ей различных коллекций скульптур и живописи. С ее стороны постоянно происходило общение с выдающимися деятелями европейских государств. Уже при ней была введена единая система образования. Это не касалось только крестьянских детей.

Эпоха Просвещения подробно изучается в школе. Учащимися по этой теме готовятся доклады, и пишутся рефераты. Связано это с тем, что этот период стал вехой на пути развития цивилизации. Было оказано существенное влияние на духовную жизнь европейских государств. Светское общество сумело отделиться от церкви. В итоге слои населения обрели достаточную свободу, и приобрели возможность получать образование.

Читайте также: