Культура советского союза в 1970 1991 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Материальная культура (наука, техника, строительство, транспорт)

Духовная культура (образование, литература, искусство)

К. А. Тимирязев, В. М. Бехтерев

А.В. Луначарский, U.K. Крупская, А. А. Блок, А. А. Богданов, В.Я. Брюсов

Восстановление народного хозяйства, транспорта. План ГОЭЛРО, первые ГЭС. ГО. Графтио, Я. М. Гаккель

АХРР (Ассоциация художников революционной России), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), рабфаки; СЛ. Есенин, Д. А. Фурманов, В.Э. Мейерхольд

Синтетический каучук, учение о центрах происхождения культурных растений. С. В. Лебедев Н.И. Вавилов И. В. Мичурин В. И. Вернадский

Марксизм-ленинизм, атеизм, Ликвидация неграмотности, всеобщее бесплатное начальное обучение, обучение без отрыва от производства. ССП (Союз советских писателей), социалистический реализм. М. Горький, А. Н. Толстой, Д. Бедный, В. В. Мая­ковский, Н. А. Островский, М. А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.А. Зощенко

А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург. А. П. Гайдар

О. К. Антонов, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, Л. Д. Ландау

А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, В. И. Мурадели, А. И. Хачатурян, А. П. Довженко, А. И. Солженицын, А. А. Фадеев, А.Т. Твардовский, В. Ы. Войнович, А. А. Тарковский, Ф.А. Абрамов, A.M. Адамович, Г Я. Бакланов, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, В. Г Распутин, А. А. Бек, Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, И. А. Бродский, Г. А. Товстоногов

A. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В.Т. Шаламов, В.П. Аксенов,

B. C. Гроссман, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин

Культура советской эпохи

После 1917 г. часть деятелей культуры и науки эмигрировала из страны (И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Кандинский, Ф.И. Шаляпин, СВ. Рахманинов и др.). Некоторые (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин) были высланы Советской властью или расстреляны (Н. С. Гумилев, профессора В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинский, философ П. А. Флоренский). Некоторые из эмиг­рантов (А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, А. И. Куприн) по разным причинам вернулись на родину.

К середине 30-х гг. была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т.д.). На протяжении 30-х гг. было введено всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение, затем — неполное (семилетнее) среднее образование, сначала в городах, позже в сельской местности. В 70-х гг. было введено всеобщее обязательное среднее политехническое десятилетнее образование. Численность вузов и студентов выросла в десятки раз.

В СССР наряду с Всесоюзной Академией Наук сложились рес­публиканские и отраслевые академии. Сформировались советские научные школы: С. В. Лебедев — производство синтетического кау­чука; Н. И. Вавилов — генетика; И. В. Мичурин — биология и селекция; И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, С. П. Королев — атомное и ракетное оружие и др. Значительная часть научных сил была сосредоточена в военно-промышленном комплексе.

Культурный советской эпохи: деятели культуры по сферам деятельности

конструкторы — оборона, вооружение

Ж.Я. Котин, В.М. Петляков, А.Н. Туполев,

A. С. Яковлев, А.Ф. Иоффе, Г. С. Шпагин,

B. А. Дегтярев, И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон,
СП. Королев, М.Т. Калашников, В.П. Бармин,
Г. В. Кисунько, В.Ф. Уткин, И. Д. Спасский

Ученые в гражданских отраслях

Химик С. В. Лебедев, биолог Н. И. Вавилов,

селекционер И. В. Мичурин,

физики П.Л. Капица, СИ. Вавилов, Н.Г. Басов,

A.M. Прохоров, П.А. Черенков,

математики Л. В. Канторович, М.В. Келдыш,

врач-офтальмолог С. Н. Федоров

К. С. Мельников, А. В. Щусев

А. А. Ахматова, С. А. Есенин, В. В. Маяковский,

Демьян Бедный, В.Я. Брюсов, А.Т. Твардовский,

Н.С. Тихонов, Б. А. Пастернак,

Е. А. Евтушенко, М. И. Алигер, О.Ф. Бергольц,

А. А. Вознесенский, И. А. Бродский,

Б. А. Ахмадулина, Р. Г. Гамзатов, А. Д. Дементьев,

Н. Н. Добронравов, Р. И. Рождественский,

М. Горький, М.А. Шолохов, Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, И. Э. Бабель, Л. М. Леонов, А. С. Серафимович, М.Е. Кольцов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев, А. П. Гайдар, М. М. Джалиль, Б. Н. Полевой, В. А. Каверин, А. С. Грин, К. И. Чуковский, И. Г. Эренбург, А.Н. Толстой, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, А. И. Солженицын, Ф. А. Абрамов,

A. M. Адамович, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев,

B. В. Быков, В. Г. Распутин, А. А. Бек,

Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, А. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В. Т. Шаламов, В. П. Аксенов, B.C. Гроссман

B. И. Лебедев-Кумач, И. О. Дунаевский,

C. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович,
Н.Я. Мясковский, А.Н. Пахмутова,
О. Б. Фельцман, Д. Ф. Тухманов

С.Я. Лемешев, И. С. Козловский,

Г П. Вишневская, И. К. Архипова,

Е. В. Образцова, Т. И. Синявская,

Е. Е. Нестеренко, З.Л. Соткилава,

М.Л. Ростропович, В.Т. Спиваков,

К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов,

Л. Г Зыкина, М. М. Магомаев, Э. С. Пьеха,

И. Д. Кобзон, А. Б. Пугачева

A. А. Дейнека, П.Д. Корин, Ю. И. Пименов,
М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин,

П. П. Конч&повский, А. А. Пластов, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов),

И. С. Глазунов, М.М. Шемякин;

Режиссеры кино, театра, балета

A. П. Довженко, С. М. Эйзенштейн,

Г. М. Козинцев, Э.А. Рязанов, А. А. Тарковский,

B. Я. Мотыль, Л. И. Гайдай, С. Ф. Бондарчук,
М. М. Хуциев, О. Н. Ефремов, В. М. Шукшин,
Н. С. Михалков, Г. Н. Данелия, С. В. Образцов,
Ю. Н. Григорович

Актеры кино, театра, балета

Л. П. Орлова, М. Н. Ермолова, Ф. Г. Раневская, Н.А. Черкасов, И.М. Смоктуновский, М.А. Ульянов, А.И. Райкин, B.C. Высоцкий,

A. А. Миронов, Л. М. Гурченко, Е. П. Леонов,

B. В. Тихонов, А. Б. Фрейндлих, Ю. В. Яковлев,
А. В. Мягков, Г. С. Уланова, М. Г. Плисецкая,

Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа

Русская культура в эмиграции

Авиаконструктор И. И. Сикорский,

социолог П. А. Сорокин, писатель И. А Бунин,

оперный певец Ф. И. Шаляпин,

композитор СВ. Рахманинов,

художник Н.К. Рерих,

философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин,

Д. С. Мережковский

Культура советской эпохи: творения деятелей культуры

Творения деятелей культуры

Г. С. Шпагин, В. А. Дегтярев, И.Я. Стечкии, М.Т Калашников

Пулеметы, автоматы, противотанковое ружье, подствольный гранатомет

М. И. Кошкин, Ж. Я. Котин

Танки, самоходные артиллерийские установки

В. М. Петляков, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, О. К. Антонов

И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, Е. П. Славский

Атомное и водородное оружие

С. П. Королев, В. П. Глушко, В. Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В. П. Бармин

Н. Г. Басов, А. М. Прохоров

Создали первый квантовый генератор — лазер

Л. Н. Руднев, С. Е. Чернышев

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах в Москве

Башня телецентра в Останкино в Москве

Творения деятелей культуры

Общие условия развития культуры . 1985–1991 годы стали для СССР поистине революционными. Весьма плодотворной была внешняя политика. М.С. Горбачеву удалось разрушить образ воинственной державы, готовой ради распространения идей социализма на любые действия.

В тоже время, важным шагом на пути к демократизации общества стала гласность, что обусловило оживление общественно-политической жизни со второй половины 80-х годов. Общество осмысливает прошлый исторический опыт и приходит к весьма неутешительным выводам.

Ситуация ухудшалась тем, что тотальный рост цен приводит к падению тиражей книг, газет, журналов, сокращению выпуска научной литературы, учебников. Театры, концертные залы, музеи становятся малодоступными для абсолютного большинства населения, опять же по причине дороговизны входных билетов. В погоне за прибылью издаются низкосортные произведения, пользующиеся спросом – детективы, фантастика, эротика. Идеологизированную культуру, фактически, заменили на эрзац-культуру, что ведет к безнравственности и духовной опустошенности общества.

В особенно сложной ситуации оказалась молодежь. Поток разоблачений, пересмотр исторического прошлого, чаще в негативном варианте, посеяли в душах полную неразбериху. Материальное стало заслонять духовное. Отсюда, абсолютное безразличие к собственной истории и культуре, фактическое предательство старшего поколения.

Правительство, в свою очередь, предпринимает попытки восстановить равновесие в обществе. В ноябре 1990 г. состоялась встреча М.С. Горбачева с творческой интеллигенцией. Впервые руководители сами спрашивали совета. Участникам встречи была предложена анкета. Фактически, все опрошенные выразили уверенность в том, что наше общество способно духовно возродиться.

Предполагаемая школьная реформа была лишь частью общей реформы образования в России, которая коснулась всех ступеней системы, включая вузы.

Источниковедческую базу пополнили мемуары видных политических деятелей (Н. Бухарина, Л. Троцкого, А. Шляпникова А. Керенского, В. Савинкова, И. Суханова, И. Церетели), представителей либеральной интеллигенции (Л. Милюкова, П. Струве), лидеров белого движения (А. Деникина, А. Врангеля). Впервые увидели свет работы Л.Н. Гумилева, создателя теории этногенеза.

В точных науках бесспорное лидерство принадлежало атомной энергетике. Самым мощным оставался ядерно-оружейный комплекс, где было занято более 100 тысяч человек. В нашей стране работали 29 атомных блоков, которые вырабатывали 12% производимой электроэнергии, а в европейской части России – около 30%. Причем, атомный реактор – это не только источник тепла и электричества, но и возможность воспроизводства ядерного и термоядерного топлива, синтеза искусственных элементов, наработки радиоактивных изотопов для медицины.

Пальма первенства в научных изысканиях принадлежала двум крупнейшим центрам: Арзамас–16 и Челябинск–70. Здесь проводились фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, натурные испытания образцов вооружения на ядерных полигонах. Одним из важных аспектов деятельности Минатома России стало осуществление утилизации ядерных боеприпасов в соответствии с программой сокращения ядерных вооружений.

Однако атомная энергетика принесла нам не только успехи. Серьезнейшим испытанием для многих наших современников, да и для самой идеи развития и использования ядерной энергии стала Чернобыльская катастрофа.

Год от года советская наука испытывает все большие трудности, острый недостаток средств. Делаются первые попытки перейти на самофинансирование.

Основные тенденции в литературе и искусстве . Художественное творчество окончательно и без сожаления расстается с социалистическим реализмом. Примелькавшиеся штампы героев производства уступают место исследованию исторического и нравственного аспектов личности.

В работах писателей, поэтов, публицистов, критиков дискутируются самые злободневные исторические и политические проблемы (о демократии, реформах, состоянии русской культуры). Идет крайне острая полемика о войне, о судьбе деревни, о будущем нашей молодежи. Пожалуй, впервые, делается попытка понять умонастроение народа на разных исторических этапах, ответить на вопросы: «Почему соотечественник уничтожал соотечественника? Почему мы такие? И, вообще, какие мы?

При чем, ситуация с прокатом постоянно ухудшалась. Чем больше было свободы, тем очевидное становилось стремление сделать кино чисто коммерческим. Прокат начал диктовать уровень. На экраны хлынули западные низкопробные картины с насилием, порнографией, воспевающие преступность, пренебрежение к законам.

В 1986 г. прошел учредительный съезд Союза театральных деятелей, где были приняты решения, обеспечивающие дальнейшее развитие театрального искусства. Предполагалось открыть новые студии, ликвидировалась театральная цензура. Съезд рассмотрел вопросы, связанные с социальной защитой актеров.

Стал ощущаться дефицит хороших режиссеров даже в Москве. Политические пьесы с запретными до недавнего времени персонажами были слишком поверхностны. Зрительский интерес к театру падает, часто спектакли идут при полупустых залах.

Гласность привела к неожиданным открытиям. Никто не подозревал, что в СССР, где коллекционирование не поощрялось, существуют частные коллекции подлинно музейной ценности. При Советском фонде культуры появляется клуб коллекционеров. Под его эгидой прошли выставки в Москве и Ленинграде, во многих столицах за рубежом. Оказывается, у нас сохранилась традиции меценатства. Известный врач А.Я. Абрамян несколько лет назад подарил свое собрание Еревану, на ее основе возник музей русского искусства. В Москве при ГМИИ им. Пушкина создан музей частных коллекций, куда отдали или завещали свои коллекции такие знаменитые собиратели, как И. Зильберштейн и А. Рамм.

Перестройка, при всей своей противоречивости, открыла новые возможности для дальнейшего развития русской культуры.

В 70-е гг. усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнения о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Войнович, В. Некрасов и поэт И. Бродский, театральный режиссер Ю. Любимов.




В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволяла осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности.


А. И. Солженицын на церемонии вручения Нобелевской премии (1970 г.)



Виолончелист М. Л. Ростропович Певица Г. П. Вишневская

Орлов А. С., Георгиев В. А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2001. – 520 с.

В 70-е гг. усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнения о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Войнович, В. Некрасов и поэт И. Бродский, театральный режиссер Ю. Любимов.

В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволяла осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности.


А. И. Солженицын на церемонии вручения Нобелевской премии (1970 г.)



Виолончелист М. Л. Ростропович Певица Г. П. Вишневская

Орлов А. С., Георгиев В. А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2001. – 520 с.

Многие послевоенные достижения отечественной литературы связаны с темой Великой Отечественной войны.

Помимо признанных литераторов М. Шолохова, К. Паустовского, М. Пришвина и других появляются такие писатели как Б. Полевой, Э. Казакевич, Дудин, В. Панова.

Литература признавалась наиболее значимой частью культурной жизни, а потому власти обращали на нее особо пристальное внимание. В 1946-1948 годах были приняты партийные и правительственные постановления относительно литературы. Эти постановления содержали отрицательные оценки таких деятелей, как М Зощенко, А. Ахматова и др. Их творчество считалось безыдейным, аполитичным, буржуазным. На произведения распространялась цензура, авторы были вынуждены постоянно переделывать произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

После войны музыка приобрела новые характерные черты. Появились такие понятия, как массовая песня, военная песня и т.д. Композиторы сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна приобретало всемирную известность.

Шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Но действовала установка авторам наделять героев лучшими качествами строителей коммунизма.

Относительная свобода царила в киноискусстве. Если ранее требовалось снимать фильм с четко заданной направленностью, то теперь от этого отказывались.

При Хрущеве большое распространение получили вечера поэзии, встречи с молодыми поэтами-кумирами поколения. Устраивались художественные выставки, кинофестивали.

Развитие науки и образования

В СССР росло число научных учреждений и количество научных работников. Каждая союзная республика имела свою Академия наук, располагавшую в подчинении целую систему научных учреждений. Были достигнуты значительные успехи в развитии науки. 4 октября 1957 года был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос.

Строились новые электростанции. Развивались самолетостроение, астрофизика, ядерная физика и другие науки. Научные центры создавались во многих городах. Например, в 1957 году был построен Академгородок вблизи Новосибирска.

После войны уменьшилось количество школ, поэтому задачей правительства было создание средних учебных заведений. Увеличение количества выпускников средних школ привело к росту числа студентов.

С 1954 года в школах восстановили совместное обучение. Была отменена плата за обучение в старших классах и вузах. Студентам выплачивалась стипендия. В 1958 году было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на одиннадцатилетнее обучение. В учебные планы включили труд на производстве.

В 1960-1970-е годы культура перестала представлять собой синоним идеологии, утратилось единообразие. На задний план отступала идеологическая составляющая, уступив место искренности и простоте. Популярность приобретали созданные в провинции произведения – в Курске, Иркутске, Вологде, Омске и т.д. За культурой признавался особый статус.

Идеологические тенденции были до сих пор сильны. Отрицательную роль сыграл воинствующий атеизм. Усиливались гонения на Русскую православную церковь. Закрывались храмы, священников лишали сана. Для проповеди атеизма создавались специальные организации.

Читайте также: